Нигилистическое мировоззрение. Что такое нигилизм? Характеристические черты русского нигилизма

История термина

Термин нигилизм был впервые использован Фридрихом Генрихом Якоби (1743-1819). Якоби использовал этот термин для характеристики рационализма и, в частности, “критической” философии Эммануила Канта провести до абсурда, согласно которому все рационализм (философия как критика) сводится к нигилизму и, таким образом, его следует избегать и заменить вернуться к некоторому типу веры и откровения. Брет В. Дэвис пишет: “Первое философское развитие идеи нигилизма, как правило, приписывается Фридриха Якоби, который в известном письме критиковал идеализм Фихте как попадающие в нигилизм. По словам Якоби, абсолютизация Фихте эго (“абсолютное Я”, что постулирует «не-я») является инфляция субъективности, которая отрицает абсолютную трансцендентность Бога ». Связанный, но оппозиционная концепция фидеизм, которая видит причину, как враждебную и уступает вере.

Нигилизм часто ассоциируется с личностью немецкого философа Фридриха Ницше, который предоставил подробный диагноз нигилизма как распространенное явление западной культуры. Хотя понятие часто появляется на протяжении работы Ницше, он использует этот термин в различных формах, с разными смыслами и коннотациями, все отрицательные. Карен Карр описывает характеристику Ницше как нигилизм “как условие напряженности, как диспропорция между тем, что мы хотим, чтобы значение (или необходимости) и как мир, как представляется и работает». Когда мы узнаем, что мир не обладает объективное значение или значение, которое мы хотим, чтобы иметь или уже давно полагали, что это есть, мы находимся в кризисе. Ницше утверждает, что с падением христианства и ростом физиологического декаданса, нигилизм на самом деле характеристика современной эпохи,, хотя он предполагает, что рост нигилизма еще не завершен и что еще предстоит преодолеть. хотя проблема нигилизма становится особенно явным в ноутбуках Ницше, он неоднократно упоминается в его опубликованных работах и тесно связана со многими из проблем, упомянутых там.

С популязированием слова нигилизм И.С. Тургенева, новое политическое движение России стало, называется движением нигилистов.

Разновидности нигилизма

Метафизический нигилизм: Это теория гласит, что нет никаких объектов или что объекты не существуют в принципе, и, следовательно, эмпирическая реальность это иллюзия. Или чаще эта теория утверждает, что не может быть предметов для всех (т.е. что есть возможный мир, в котором нет объектов вообще). Под объектом, здесь понимаются вещь или существо, которое может иметь свойства, и имеет отношение к другим объектам. Это положение было по-разному изложено у таких философов, как Парменид, Будда, Адвайта и Иммануила Канта.

Мереологический Нигилизм: Это позиция утверждает, что объекты, состоящие из частей, не существуют, и существуют только основные строительные блоки (например, электроны, кварки). (Мереология – теория об отношении части к целому, и отношения части к части в целом). Таким образом, мир, который мы видим и ощущаем целым, на самом деле полон объектов состоящих из частей, является продуктом человеческого искаженного восприятия. Философ, который утверждал, что-то близкое к чистому мереологическому нигилизму был Питер Ангер (1942 -), в его работах “Там не обычные вещи” и “Я не существую”.

Моральный Нигилизм метаэтическое представление, что этические требования, как правило, ложные. Утверждает, что не существует никаких объективных моральных фактов или истинных утверждений – что ничего не морально хорошо, плохо, неправильно, правильно и т.д. – потому что не существует никаких моральных истин (например, моральный нигилизм утверждает, что убийство не является неправильным поступком, но при этом и не является я правильным). Философия Никола Макиавелли иногда представляется как модель нравственного нигилизма, но это весьма сомнительно, так как она во многом умалчивает о вопросах морали и, во всяком случае, она представляет альтернативу этических теорий своего времени, а не всеобщий отказ от всякой нравственности.

Правовой нигилизм отрицательное отношение к закону. Его основой является слабая вера в то, что закон является полезным для общества. Многие ученые считают, что правовой нигилизм является деструктивным явлением.

Эпистемологический нигилизм утверждает, что нет абсолютно никаких знаний.

Характерные черты русского нигилизма

Изначально в России, нигилизм отождествлялся со свободно организованным революционным движением (1860-1917), которое отвергало власть государства, церкви и семьи. В начале своей письменной форме, анархист Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) сочинил мольбу, до сих пор отождествляемую с нигилизмом: “Позвольте же нам довериться вечному духу, который только потому разрушает и уничтожает, что он есть неисчерпаемый и вечно творящий источник всякой жизни. Страсть к разрушению есть вместе и творческая страсть”. (Реакция в Германии, 1842). Движение выступало за социальное устройство на основе рационализма и материализма в качестве единственного источника знаний и индивидуальной свободы в качестве высшей цели. Отвергнув духовную сущность человека в пользу исключительно материалистической единицы, нигилисты осудили Бога и религиозную власть, как антитетическую на свободу. Движение в конечном итоге трансформировалось в подрывную силу, разрушения и анархии, и к концу 1870-х годов, нигилистом считали того кто был связан с тайными политическими группами, пропагандирующих терроризм и убийства. Основным средством нашего современного понимания нигилизма происходит через образ нигилиста у Тургенева и Достоевского. Ни один из этих авторов не относился сочувственно к нигилизму и при условии нигилистические символов, каждый, прежде всего, показывал мораль истории через героя нигилиста. Версия нигилизма предлагаемых этими авторами, в первую очередь, снимок культуры того времени. На этот раз в российской истории является частью истории нигилизма и будет частью истории в преодолении разрыва между мифологической Базаров, Верховенский, или Раскольникова и фигуры, как Николай Чернышевский, Писарев, и в некоторой степени Нечаев.

Нигилист — кто это такой и что такое нигилизм простыми словами

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Люди, пытаясь понять смысл жизни и своего места в ней, постоянно создают новые теории (подходы), некоторые из которых получают широкое распространение.

Читать еще:  Гадание на зеленом чае. Гадание на чае онлайн — простой метод определения будущего

Одним из одиозных подходов является нигилизм, который особую популярность набрал во второй половине 19 века (вспомните Базарова из «Отцы и дети»).

Но кто такие нигилисты, почему их подход не является продуктивным, как появилось это течение в философской мысли и какие виды нигилизма (правовой, социальный) популярны сейчас.

Что такое нигилизм и история его зарождения

Нигилизм простыми словами – это ничто, пустота, разрушение идеалов предыдущих поколений, отрицание моральных и нравственных принципов.

Заполнение пустоты не входит в круг интересов нигилистов, поэтому их философские идеи носят негативный характер, так как не предлагают ничего взамен. Расцветает нигилизм на почве обесценивания жизни, потери ее смысла и цели.

«Нигилизм – это поза, а не доктрина».
Карлос Руис Сафон. «Игра ангела»

В. Даль в своем словаре дал емкое и остроумное определение нигилизму:

«…безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощупать».

Термин «нигилизм» (от лат. nihil – ничто) пришел из средневековья, так в XII веке назвали одну из ересей, которая отрицала богочеловеческую природу Христа.

Само слово использовалось в европейских языках с XVIII века в значении отрицания норм, принятых в обществе. Фридрих Генрих Якоби ввел этот термин в философию в 1799 году в труде «Sendschreiben an Fichte».

Нигилист — это человек, который отрицает не предлагая

Бум нигилизма произошел во второй половине XIX века и связан с философскими идеями немцев Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и Освальда Шпенглера, хотя первым нигилистом считается их соотечественник Макс Штирнер (1806—1856 гг.)

    Штирнер возводит эгоизм (что это такое?) в безусловное благо, провозглашает любую мораль призраками и призывает человечество освободиться от них.

Причем он настолько радикален, что даже революция для него не способ изменить принятое социальное устройство, философ идет дальше: «Речь идёт не о новой близящейся революции, а о могучем, надменном, бесцеремонном, бесстыдном и бессовестном преступлении».

Штирнер, отрицая все, дошел до оправдания убийства, правда дрогнул и добавил ремарку «убивать, но не мучить».

  • Шопенгауэр оставляет только понятие воли, которая лежит в основе всего. История существования мира – это история бессмысленных метаний воли. Человеческая жизнь – это череда страданий, сменяющихся скукой. Единственное верное направление познания мира – это безразличное созерцание.
  • Шпенглер считает, что нигилизм – это умозрение утомленных горожан, у которых нет ничего впереди.
  • Фридрих Ницше выстроил целую концепцию. Он утверждает, что любая мораль создается для того, чтобы расширять границы своей власти.

    Ницшеанский сверхчеловек выходит за пределы морали и нравственности, находится вне системы координат добра и зла. Формула нигилизма Ницше в его фразе «Бог умер». Вместе с Богом умерли нравственные ценности и идеи, в нем воплощенные.

    Русские нигилисты

    В России на вопрос «Что такое нигилизм?» отвечали как с положительной точки зрения, так и с отрицательной. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Д.И. Писарев – знаменитые русские нигилисты XIX века.

    На российской почве это мировосприятие приобрело свои особенности – для объяснения общественно-социальных процессов наши нигилисты попытались опереться на теорию Дарвина, поэтому эволюцию социума описывали с позиций дарвинистов. Человек – это животное, поэтому он живет по законам борьбы за существование вида.

    Нигилизм Базарова

    Идеи нигилизма витали в воздухе, и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», вышедший в 1862 году, произвел в обществе фурор. Теперь, кто такой нигилист, узнали все.

    Прототипом героя Базарова по воспоминаниям самого Тургенева стал поразивший его молодой провинциальный врач, идеи которого произвели на писателя сильное впечатление. Тургенев попытался ухватить суть личности с подобным складом мыслей и описать это явление в образе Базарова-нигилиста.

    Перед читателем возникает деятельный человек, борец, ставящий себя в оппозицию ко всем и всему. Его не интересует мнение окружающих о себе, Базаров резок и бесцеремонен, он дает удивительное определение искусству, религии и философии – «романтизм (что это?), чепуха, гниль, художества».

    Из такого отношения к жизни рождается базаровская мировоззренческая философия, отрицающая все сложившиеся человеческие нормы и идеалы и принимающая только научные факты.

    «Нигилист, это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».
    И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (слова Аркадия Кирсанова)

    Базаров отрицает духовное начало в человеке, он относится к нему как биологическому виду – не более:

    «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других».

    Тургенев с симпатией относится к своему герою, пытается понять, как рождается такая философия в людях, но не разделяет подобных взглядов. В основе романа лежит не только внешний конфликт между отцами и детьми, Базаровым и дворянским обществом, но и глубокий внутренний конфликт самого героя.

    Нигилист – это человек, который пытается разрешить социальный конфликт путем отрицания ценности старого мироустройства, которое считает несостоятельным из-за царящей вокруг несправедливости. Но отрицая, он не предлагает ничего взамен.

    После романа Тургенева образы нигилистов заполнили русскую литературу – от героев Чернышевского, явно положительных, до антигероев у Достоевского, Лескова и др.

    Читать еще:  Каким делает скорпиона сатурн в раке. Характерные черты Скорпионов, находящихся под влиянием Сатурна

    Нигилистами стали называть революционно настроенных разночинцев и молодых людей, студентов, которые выступали против дворянско-крепостнических принципов построения общества в России того времени.

    Виды нигилизма в современном обществе

    После бума такого подхода к жизни в XIX столетия к раскрытию этого явления обращались мыслители XX века – Мартин Хайдеггер, Герберт Маркузе, Николай Бердяев, Семен Франк, Альбер Камю.

    «Любое существо рождается без причины, продолжает себя по слабости и умирает случайно».
    Жан-Поль Сартр о сути нигилизма

    На данный момент принято выделять несколько основных направлений нигилизма в зависимости от характера ценностей, которые отрицаются.

    1. Социальный нигилизм – широкое понятие, отрицание общественной морали, правил и стереотипов. Это явление сотрясло Россию в эпоху перестройки, когда отрицалось и сбрасывалось в утиль все, что утвердилось как ценность для советского общества.
    2. Правовой нигилизм – это специфическая форма правосознания, когда отрицаются и не принимаются правовые нормы, принятые в государстве, его законодательная база.
      Правовой нигилизм проявляется в ряде конкретных форм:

    1. осознанное нарушение законов;
    2. антиправовые настроения в обществе, оправдание противозаконного поведения;
    3. распространенные нарушения прав и свобод человека;
    4. низкий авторитет судебной системы и правоохранительных органов.

    Причины такого явления могут быть разными: деспотизм власти, репрессии (что это такое?), несовершенство законов и многое другое.

  • Моральный, или этический нигилизм. В его основе лежит невозможность решить центральную этическую проблему оправдания зла в мире, исходя из этого, мораль (этика) не имеет смысла, моральные ценности иллюзорны.
  • Культурный нигилизм связан с понятием контркультуры, возникшей на Западе в 60-70 годы XX века. Контркультура отвергала и критиковала всю существовавшую массовую культуру, оставляя право на существование только авангарду. «Культурный» нигилист – это хиппи.
  • Юношеский, или демонстративный нигилизм. Здесь рассматриваемое понятие уходит в область психологии. Это возрастной этап становления личности, культивирование оригинальности, попытки демонстративно выделиться из «серой массы».
  • Мереологический базируется на понятии части и целого. Это в большей степени математический или логический термин. Слово «мереология» введено польским ученым-логиком Станиславом Лесьневским, который попытался дать объяснение неудачам теории множеств и ввел в противовес ей теорию частей.

    Смысл ее в том, что целого не существует, так как оно состоит из частей. По этой логике леса нет – есть отдельные деревья, стада коров нет, есть отдельные коровы и т.п. Мереология активно используется в алгебраической лингвистике.

  • Эпистемологический — по сути, крайняя степень скептицизма, отрицающая знание о реальности.
  • Географический нигилизм – новое явление, заключается в игнорировании влияния географических факторов на общество.
  • Краткое резюме

    Современное общество все так же подвержено влиянию нигилизма. Что это означает? Мораль, нравственность, понятия о чести, семейные ценности – все это размывается, игнорируется, провозглашаются лозунги, противоречащие общепринятым нормам и законам.

    Мы ежедневно сталкиваемся с этими проявлениями на улице, дома, смотря телевизор. Опасность этого подхода в том, что он, соединяясь с радикальными, анархическими и прочими крайними идеями, принимает разрушительный характер.

    Что такое Нигилизм

    Нигилизм — это вера в то, что все ценности безосновательны и что ничего нельзя узнать или передать словами. Нигилизм часто связан с крайним пессимизмом и радикальным скептицизмом, осуждением существования.

    Слово нигилизм происходит от латинского “nihil”, что означает 1) “ничто”, 2) ни в чём, ни в каком отношении, совсем не; безо всякого основания, зря.

    Нигилист — это тот, кто понимает, что все общественные и моральные ценности безосновательны, и не видит смысла ни в чём. Истинный нигилист не верит ни во что, не имеет никаких привязанностей и никаких целей, кроме, возможно, импульса к разрушению.

    Нигилизм Ницше

    Среди философов Фридрих Ницше чаще всего ассоциируется с нигилизмом. Для Ницше в мире нет объективного порядка или структуры за исключением той, которую мы сами же ему и даём.

    Проникая через обёртку, подпираемую убеждениями, нигилист обнаруживает, что все ценности безосновательны, а разум бессилен.

    Ницше пишет в книге “Воля к власти” 1883–1888 гг. (название в оригинале “Der Wille zur Macht”):

    “Каждая вера и каждая мысль о чём-то истинном обязательно ложная, потому что истинного мира просто не существует”.

    По его мнению, нигилизм требует радикального отречения от всех навязанных ценностей и мнений (из “Воля к власти”):

    “Нигилизм — это. не только вера в то, что всё заслуживает гибели. На самом деле человек закатывает рукава и уничтожает”.

    Также в “Воле к власти” Фридрих Ницше утверждает, что ядовитая сила нигилизма безусловна, и во время его изучения “высшие ценности обесцениваются. Цель отсутствует, и “почему” не находит ответа” (из “Воля к власти”).

    Фридрих Ницше предполагает, что нигилизм неизбежно обнажит все заветные верования и неприкосновенные истины как симптомы дефектного западного мифа.

    Этот крах смысла, уместности и цели будет самой разрушительной силой в истории, представляющей собой самое настоящее нападение на реальность и не что иное, как величайший кризис человечества.

    “Если ты долго смотришь в бездну. “

    Знаменитая фраза Фридриха Ницше из его работы “По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего” полностью звучит следующим образом:

    “Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя”.

    Когда наши предки в прошлом успешно охотились и убивали опасных животных, достигали средств к существованию и безопасности. Так они заслуживали уважение, любовь и восхищение остальной части племени.
    Когда-то мы воспринимали акт охоты как единственный способ выжить, мы рассматривали животных как монстров, которых мы должны были убить, так мы защищали себя и прокармливали.
    Но одновременно, благодаря охоте, мы научились превращаться в безжалостных убийц. И в конце концов произошло так, что человек начал убивать и другого человека, и из-за какой-то другой причины, что не самозащита или пропитание. И таким образом, человек превратился в монстра, с которым сам и сражался.

    А по поводу бездны, вероятно, этой фразой философ пытался до нас донести, что на любое действие существует своё противодействие. Пассивный акт созерцания становится интерактивным процессом трансформации личности. Каким бы пассивным оно ни казалось, но любой опыт в жизни меняет человека, в позитивную или негативную сторону.

    Он также писал в своих записях (1886-1887):

    “Фактов нет, а есть только интерпретации”.

    Вся наша “объективность” видимой действительности — это лишь деятельность нашего мозга, результат работы ума, сотворившего её в согласии со своим понимании о ней.

    Активный нигилизм и пассивный нигилизм

    Ницше делит нигилизм на активный и пассивный.

    Активный нигилизм — это “знак повышенной мощи духа”. Активный нигилизм предлагает постигать истину, метафизическую и квазиметафизическую, как вид власти или как ценность.

    Пассивный нигилизм — это “падение и регресс мощи духа”. По мнению философа, пассивный нигилизм склоняет к осмыслению, что истины на самом деле не существует.

    Ницшеанство

    Философское направление (по имени его основателя Фридриха Ницше), выступающее за теорию о сильной личности, путём переоценки всех ценностей в его доктрине о сверхчеловеке, где подчёркивается воля как главная движущая сила как у личности, так и у общества.

    Моральный нигилизм

    Моральный нигилизм — это метаэтический взгляд, согласно которому этические утверждения, как правило, ложные. Моральный нигилизм гласит, что объективных моральных фактов или истинных утверждений просто не существует, нет ничего морально хорошего, плохого, неправильного, правильного и т. д., потому что не существует моральных истин.

    Например, моральный нигилист сказал бы, что убийство не является неправильным, но также и не является правильным, зависит от обстоятельств.

    Экзистенциальный нигилизм

    Экзистенциальный нигилизм — теория в философии, согласно которой жизнь не имеет внутренней стоимости или значения. Согласно этой теории человек — одно изолированное рождение во вселенной, которому запрещено знать “почему”, но всё же он вынужден приобрести его значение. В философской школе экзистенциализма исследуется врождённая бессмысленность жизни, там есть возможность создать своё субъективное “значение” (“цель”). Из всех типов нигилизма этот привлекает самое большое внимание философов и писателей.

    Политический нигилизм

    Политический нигилизм — это ветвь нигилизма, которая следует характерному отказу нигилистов от нерационализированных или недоказанных заявлений. В данном случае происходит отрицание большинства фундаментальных социальных и политических структур, таких как: правительство, семья или даже правоохранительные органы.

    В некотором смысле эта вера слабо связана с либертарианской социальной анархией, но среди политических нигилистов меньше разногласий по поводу ценности, необходимости или даже допустимости определённых социальных явлений, таких как капитализм и демократия, чем среди либертарианских социальных анархистов.

    Русский нигилизм

    В России нигилизм был явлением по большей части петербургским, которое не прижилось в провинции. Нигилизм середины XIX века считается массовым явлением, который захватил русскую культуру.

    Среди литературных героев нигилистов можно увидеть таких персонажей, как: Базаров, Верховенский и Кириллов. А среди общественных деятелей фигурируют такие личности, как Дмитрий Иванович Писарев и Сергей Геннадиевич Нечаев.

    Движение нигилизма в России

    Александр II вступил на престол в 1855 году (до 1881) и на шестом году своего правления, освободил крестьян. Это означало, что они имели права далеко за пределами любого другого крестьянства в Европе. Это создало основу для нигилизма.

    Русский нигилизм можно разделить на два периода.

    Основополагающий период когда “контр-культурные” аспекты нигилизма шокировали Россию пришёлся на 1860-1869 года. Тогда даже самые незначительные неосторожности приводили нигилистов к ссылке в Сибирь или к тюремному заключению на длительный срок. В то время и сформировалась философия нигилизма.

    Другим периодом был революционный период нигилизма (1870–1881), когда брошюра “Катехизис революционера” вдохновила “движение в ожидании” на “активное движение”, с десятками акций против российского государства.

    Революционный период заканчивается убийством царя Александра II (13 марта 1881) серией бомб и последующим разгромом нигилистического движения.

    Нигилизм в литературе

    Два романа поистине считаются классикой русского нигилизма — “Отцы и дети” и “Бесы”. В них мы можем полностью прочувствовать и понять русский нигилизм.

    Но до появления “Отцов и детей” Тургенева термин “нигилист” не имел никакого конкретного смысла и вероятно поэтому не получил распространения.
    Только образ Базарова в этом романе сделал этот термин известным, даже боевым словом, которое потом десятилетиями не сходило со страниц художественной, а также политической литературы.

    Нигилизм в романе “Отцы и дети”

    Нигилизм в образе Базарова в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” будоражит умы читателей с момента своего создания в 1860-х годах.

    Образованный, умный, имеет свою точку зрения, но не знает как применить свои знания на практике. Базаров — это “новый человек”, бунтарь, считавший, что сначала нужно всё разрушить (как в истинном нигилизме), а потом думать, что на этом освободившемся месте построить.

    В тот период в обществе происходили изменения политического и социального характера, и Базаров был прекрасным показателем того времени.

    Источники:

    http://studbooks.net/2413314/psihologiya/istoriya_termina
    http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/nigilizm-chto-ehto-takoe-kto-takie-nigilisty.html
    http://www.uznaychtotakoe.ru/nigilizm/

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: