Незаконнорожденные дети и библия. Полигамия, проституция и наложницы у евреев и в иудаизме

Незаконнорожденные дети и библия. Полигамия, проституция и наложницы у евреев и в иудаизме

Джованни Франческо Барбьери (по прозвищу Гверчино). Авраам, изгоняющий Агарь и Ишмаэля. 1657 год. Пинакотека Брера, Милан

О статусе наложницы

К каждому русскоязычному раввину или преподавателю Торы хоть раз да обращались с вопросом об отношении иудаизма к понятию «наложница». Эта тема всплывает в дискуссиях о внебрачных связях, при обсуждении статуса женщины, при изучении еврейской истории и библейских текстов. Не только я, но и многие из моих коллег во время подобных обсуждений порой чувствуют себя по меньшей мере неуютно, не без оснований видя в каверзных вопросах на эту тему подкоп под семейные устои. Ну, действительно, какое отношение к современному миру имеет архаичное понятие «наложница»? Попробуем разобраться, в чем же заключается статус наложницы (пилегеш) и каково его место в современном мире. Но вначале для подобного экскурса нам потребуются базовые знания в сфере еврейского семейного права.

В иудаизме существует ряд уникальных семейных положений. Связано это с брачными законами, согласно которым женщина входит в семью мужа, и именно он несет ответственность за ее обеспечение, и разводным законодательством, построенным вокруг так называемого «разводного письма», на иврите — гет. По тем же причинам существует разница в возможных вариантах семейного положения для мужчин и для женщин.

Заключение брака состоит из двух этапов — кидушин (посвящение) и несуин (собственно брак). Соответственно, существует два статуса: аруса (обрученная) и несуа (замужняя). Кидушин — это запрет для женщины любых интимных отношений с кем-либо кроме супруга, а несуин — введение жены в свою семью, начало совместной жизни. Во времена Талмуда и Мишны эти обряды проводились раздельно и в разное время. С помощью кидушин мужчина «гарантировал» себе желанную девушку, а когда он или она были готовы начать жить семьей, они вступали в брак. В более поздние времена мудрецы постановили проводить эти обряды единовременно, один за другим, чтобы не допустить ситуацию, когда уже «посвященная» девушка вступит в связь с другим мужчиной. В наше время свадебная церемония соединяет символическое введение жены под сень шатра мужа, вручение ей кольца, оглашение брачного договора и уединение.

Стать свободной замужняя женщина может только овдовев или получив развод. Тора учитывает возможность неудачного брака и вводит понятие гета — вручения специально оформленного разводного письма. Именно с этого момента женщина получает статус разведенной — груша. Без гета женщина остается в статусе замужней, даже если фактически одинока. Этим обусловлено наличие еще одного статуса — агуна (соломенная вдова, покинутая). Так называется женщина, не живущая с мужем, но не получившая формального разводного письма. Такая ситуация может возникнуть, например, если муж пропал без вести; если он отказывается дать гет; если он стал юридически недееспособным — лишился рассудка, впал в кому и т. п. Женщина в статусе агуна не может выйти замуж, пока ее ситуация не прояснится — либо муж даст ей гет, либо появится достоверная, с точки зрения еврейского законодательства, информация о его смерти.

Таким образом, агуна оказывается в ущемленном положении по сравнению с мужчиной. Ведь тот, теоретически, в подобной ситуации мог бы взять себе вторую жену — Тора не запрещает мужчинам полигамию.

Однако чуть более тысячи лет назад один из виднейших раввинских авторитетов и законоучителей того поколения Гершом бен Йеуда, более известный как рабейну Гершом Меор а-Гола (наш учитель Гершом, светоч Изгнания), издал ряд постановлений, которые были приняты всей ашкеназской общиной, а со временем и большой частью сефардской. Два из них были направлены на некое «выравнивание» положения женщины: возник запрет иметь более одной жены и нельзя было развестись с женой без ее согласия. Эти постановления, помимо всего прочего, должны были дать мужчинам стимул оформить развод с женой, с которой они уже не живут, так как без этого они не могли жениться повторно.

Но эти постановления иногда приводят к ситуации, когда мужчина оказывается даже в более сложном положении, чем агуна. Дело в том, что мужчина, в отличие от женщины, обязан выполнять заповедь Торы «плодиться и размножаться». Поэтому, если у него нет детей и его жена не желает (или не может) принять разводное письмо, он оказывается в патовой ситуации. С одной стороны, он не может иметь детей от своей нынешней жены, но не может и развестись с ней, а с другой стороны, он не может жениться на другой женщине в силу установленного рабейну Гершомом запрета на полигамию.

разрешение от ста раввинов

Именно поэтому существует правило, что в некоторых специфических ситуациях раввинский суд (бейт дин) может разрешить мужчине жениться повторно, не давая гет своей нынешней жене. Эта процедура называется гетер меа рабаним (разрешение от ста раввинов). В общих чертах она выглядит так: бейт дин тщательно рассматривает просьбу истца и определяет, оправдано ли вынесение разрешения ста раввинов в данной конкретной ситуации. При положительном решении суд издает обращение к ста раввинам, известным своей ученостью и живущим как минимум в трех разных странах. Если все сто раввинов соглашаются с решением бейт дина и ставят свое имя под ним, суд обязывает истца по всем правилам приготовить гет своей предыдущей жене, чтобы она могла взять его в любой момент, когда захочет (или сможет). И лишь по окончании всех этих процедур суд разрешает такому человеку жениться повторно.

Перечислим несколько возможных ситуаций, в которых бейт дин может рекомендовать гетер меа рабаним:

— если еврейский закон обязывает мужа развестись, но жена отказывается принять гет (например, в случае ее измены);

— если жена бросила мужа и отказывается принять гет;

— если жена исчезла, и нет никакой возможности получить информацию о ее местонахождении;

— если жена не может принять гет в силу своего психического состояния;

— если жена находится в необратимой коме из-за болезни или травмы.

В последних двух случаях суд дополнительно потребует обязательство мужа продолжать обеспечивать свою бывшую жену необходимым уходом.

В наши дни появились «посредники», которые предлагают за определенную плату обеспечить такое разрешение любому мужчине. Как правило, их клиентами становятся люди, не желающие терять значительную долю своего имущества при разводе. Дальше с помощью определенных манипуляций они получают документ, содержащий подписи ста людей, которых с определенной натяжкой можно назвать раввинами. Затем муж пишет «гет» первой жене и находит раввина, готового на основании «разрешения» женить его на другой женщине, Зачастую это оставляет первую жену в состоянии агуна — собственно, из-за чего рабейну Гершом и издал свои постановления. Легитимные раввинские суды пытаются бороться с этой практикой, и в результате оказывается, что сегодня большинство раввинов смотрят на все «разрешения от ста раввинов» с недоверием. А если еще добавить, что даже настоящий и сделанный по всем правилам гетер меа рабаним — удовольствие не дешевое, то далеко не все мужчины, оказывающиеся в вышеописанной патовой ситуации, могут им воспользоваться.

Особый статус — пилегеш

Вследствие этого в ортодоксальных еврейских кругах в последнее время возник интерес к особому статусу женщины — пилегеш, обычно переводимому на русский язык как «наложница».

Современное понимание слова «наложница», как в русском, так и в иностранных языках, подразумевает рабыню, используемую для сексуальных отношений. Но в еврейской терминологии для такого статуса есть другое слово — ама. Пилегеш же, о которой здесь идет речь, ни в коем случае не рабыня. Те, кто интересуется историей еврейского народа, наверняка знают, что многие важные персонажи нашей истории имели наложниц. Начиная с праотца Авраама, которому его собственная жена Сара дала свою рабыню Агарь в наложницы. Внук Авраама Яаков, будучи женат на сестрах Рахели и Лее, взял в наложницы их служанок Бильгу и Зильпу. И после дарования Торы мы встречаем наложниц, в частности, у судьи (военачальника) Гидеона, у царя Давида и его сына царя Шломо.

Читать еще:  Черный кот колдун во сне. Злая или добрая ворожея? Сонник от А до Я

Тем не менее из историй Торы неясно, что имеется в виду под статусом пилегеш. Очевидно, что речь идет об уровне связи, отличном от стандартного еврейского бракосочетания. Раввины на протяжении разных эпох высказывали разные мнения на этот счет. Попробуем суммировать их мнения.

Согласно Вавилонскому Талмуду, пилегеш — это женщина, живущая с мужчиной интимной жизнью без заключения брака и без взаимных имущественных обязательств. Ограничение лишь одно — на протяжении этой связи она не должна иметь отношений с другими. Никакого заключения брака при начале и разводного письма при расставании не нужно — вся связь мужчины с наложницей происходит по обоюдному согласию. Но согласно Иерусалимскому Талмуду, вступление в связь с пилегеш также должно сопровождаться обрядом кидушин. В чем же тогда разница между пилегеш и обычной женой? В этом мнения мудрецов в Иерусалимском Талмуде разделились. Согласно одному мнению, пилегеш не получает ктубы — брачного обязательства. Согласно другому, она получает ктубу, но в ней указаны лишь денежные обязательства мужчины при разводе, но не остальные его обязанности, перечисленные в стандартной ктубе, дающейся жене, а именно обязанность обеспечить ее кровом, одеждой и супружескими отношениями.

Законоучители приходят к консенсусу, что по букве закона любой еврей может иметь наложницу и что для вступления в связь с ней нет необходимости в обряде кидушин и в написании ктубы, достаточно лишь обоюдного согласия, исключительности взаимоотношений и соблюдения законов чистоты семейной жизни. Однако, признавая, что наложница не запрещена ни законом Торы, ни установлениями мудрецов Талмуда, многие из них пишут, что в условиях падения нравственности это нельзя использовать на практике и вообще следует скрывать такую возможность от невежд из-за опасности злоупотреблений. Кроме того, женщины, находясь в такой связи, могут отказаться от выполнения обязательных предписаний чистоты семейной жизни и не пойдут в микву, стесняясь своего статуса.

Современные законоучители, занимающиеся рассмотрением прикладных алахических вопросов, пишут, что в наше время вполне можно полагаться на выводы авторитетов предыдущих поколений для разрешения проблематичных ситуаций. Один из них неожиданно стал широко известен благодаря стараниям падких на «горячее» израильских журналистов. Раввин Элияу Аберджиль в седьмом томе своих респонсов «Диврей Элияу», вышедших в Иерусалиме в 2009 году, приводит свой ответ на частный вопрос, заданный летом 2004 года. Спрашивающий пишет, что оказался в ситуации, когда уже в течение нескольких лет у него нет интимных отношений с женой, что жена не соглашается взять гет и что он до сих пор не выполнил заповедь «плодиться и размножаться», а возраст поджимает. Вопрос заключается в том, может ли он взять «наложницу», которая будет состоять в интимных отношениях исключительно с ним, будет соблюдать законы семейной чистоты и окунаться в микву, соблюдать заповеди Торы, как все кошерные еврейские женщины. И что вообще такое пилегеш с точки зрения Торы и детали этого статуса в еврейском законодательстве.

В своем ответе раввин Аберджиль, известный законо-учитель, глава раввинского суда Иерусалима и раввин иерусалимского района Бак’а, подробно разбирает все доступные постановления на тему пилегеш со времен Талмуда и до последних поколений и делает вывод, что в этой конкретной ситуации мужчине можно взять наложницу, но предварительно посоветовавшись со знающим раввином о деталях. Он подчеркивает, что единственные условия этой связи — исключительность интимных отношений и соблюдение законов чистоты семейной жизни. Более того, он рекомендует объяснить женщине, готовой принять на себя статус пилегеш, что это совершенно не зазорно, не запрещено — наоборот, она поступает благородно, помогая мужчине выполнить заповедь «плодиться и размножаться».

Раввин упоминает еще несколько ситуаций, когда взятие наложницы может быть разрешено в наше время. Например, если разведенная женщина вторично вышла замуж за другого мужчину, а затем развелась и с ним. Согласно закону Торы, ее первый муж не может вновь на ней жениться. Но, по мнению видных законоучителей, он может взять ее в качестве пилегеш, так как запрет Торы распространяется на брак с ктубой и кидушин, но не на отношения с пилегеш.

В конце своего постановления рав Аберджиль пишет, что, если есть необходимость, можно и нужно брать наложниц с разрешения местного раввинского суда и с выполнением вышеуказанных условий — исключительность связи и соблюдение законов чистоты.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что эта статья не претендует на обобщение и вынесение алахического решения. Более того, из всего сказанного следует, что частное лицо не имеет права произвольно определять применимость законов о пилегеш. Все приведенные ситуации касались людей, помимо воли попавших в исключительные обстоятельства. Даже если человек считает, что его ситуация и является таковой, он не может действовать самостоятельно, а обязан обратиться к квалифицированному эксперту-раввину и поступать согласно его мнению.

ЛЕХАИМ – ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Что говорит Тора о многоженстве?

Здравствуйте. Только что прочел ответ на вопрос о том, что сказано в Торе об обязанности жениться. При этом у меня возник вопрос: что говорит Тора о многоженстве? Запрета, вроде бы, нет, но, с другой стороны, ничего не сказано о том, что две жены лучше, чем одна. Буду признателен за ответ. Сергей

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Чтобы получить правильное представление об этой области, необходимо учесть, что на протяжении истории еврейского народа галахический подход к этому вопросу не оставался статичным, он изменялся. Кроме того, сефардские и ашкеназские общины также имеют различные традиции в этой области.

Давайте попробуем разобрать все по порядку.

Женитьба на нескольких женщинах во времена Талмуда

В Гемаре (Йевамот 65а) сказано: человек может иметь несколько жен при условии, что он может обеспечивать их всем необходимым. При этом в качестве доброго совета (Йевамот 44а) мудрецы рекомендуют не жениться более чем на четырех женщинах (таким образом, мужчина сможет обеспечить супружескую близость каждой жене, как минимум, раз в месяц). Кроме того, в тех общинах, где установился обычай не жениться больше чем на одной женщине, запрещено брать еще одну жену, поскольку в этом случае считается, что при заключении брака супруги как бы условились, что женщина останется единственной женой (Нимукей Йосэф, Йевамот 14 б).

Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 1:9) приводит все вышеуказанные условия. При этом, если женщина готова выйти замуж даже без того, чтобы муж ее обеспечивал, или не возражает, чтобы муж взял еще одну жену, то нет запрета жениться на нескольких женщинах, даже в тех местах, где принято жениться только на одной женщине.

Все сказанное верно — до того момента, как был установлен хэрем (запрет) Рабейну Гершома жениться на нескольких женщинах, см. ниже.

Херем Рабейну Гершома

Рабейну Гершом был одним из учеников Рабейну Хананэля и учителем учителя Раши. Он известен своими постановлениями, которые были приняты в большинстве ашкеназских общин. К этим постановлениям относится запрет разводиться с женой без ее согласия, читать чужие письма, а наиболее известное постановление — запрет жениться на нескольких женщинах.

Читать еще:  Чем буддизм отличается от других религий. Три основные религии мира - верования с многовековой историей

Среди причин, побудивших Рабейну Гершома принять такое постановление, приводят: желание предотвратить возможные ссоры в семье, защитить права женщины в случае, если муж бросает жену и желает взять другую, не предоставив гет (разводное письмо) первой, тяжелое материальное положение, которое не позволяет обеспечивать достойным образом несколько жен и др.

Срок действия хэрема Рабейну Гершома

Некоторые ришоним (ранние комментаторы) утверждают, что Рабейну Гершом ограничил действие хэрема концом пятого тысячелетия (сейчас мы находимся в шестом тысячелетии — 5775 г.), поскольку это была временная мера, необходимая в тех поколениях (респонс Маарика 101:4 от имени Рашба). Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 1:10) приводит это мнение.

Другие полагают, что хэрем остается в силе и сейчас (Маарам ми-Ротенбург и др.). Рамо (Эвен а-Эзер 1:10) устанавливает закон в соответствии с этим мнением.

Какие общины приняли данное постановление

Рамо (Эвен а-Эзер 1:10) говорит, что хэрем Рабейну Гершома был принят всеми общинами, кроме тех, о которых точно известно, что они не приняли. Поэтому большинство ашкеназских общин следуют этому постановлению.

Что касается сефардов, то большинство, сефардских галахических авторитетов считают, что постановление Рабейну Гершома не было принято сефардскими общинами (респонс Рашба 3:446, Кнесет а-Гдола, Эвен а-Эзер 1:53, респонс Йабиа Омер 7:2). И даже если нет полной уверенности в том, что постановление не было принято сефардскими общинами, в любом случае, в соответствии с мнением Шулхан Аруха, данное постановление утратило законную силу в конце пятого тысячелетия, как было сказано выше.

Женитьба на нескольких женщинах в наше время

Как мы уже говорили, ашкеназским евреям запрещено жениться на нескольких женщинах даже в наше время, т.к. хэрем Рабейну Гершома актуален и сегодня.

Что касается сефардов, то, даже если они не приняли данное постановление, традиционный текст сефардской ктубы (брачного контракта) в любом случае содержит клятву жениха — исполнять все условия, приведенные в ктубе; при этом одно из условий — запрет жениться на другой женщине без специально разрешения бейт-дина (раввинского суда). Так выполняется рекомендация Шулхан Аруха (Эвен а-Эзер 1:11) ввести специальные постановления, запрещающие жениться на нескольких женщинах, даже там, где не был принят хэрем Рабейну Гершома.

Кроме того, во многих странах гражданское законодательство запрещает жениться на нескольких женщинах. Получается, что, поскольку евреи обязаны соблюдать законодательство тех государств, в которых проживают (дина дэ-малхута), то жениться на нескольких женщинах будет запрещено и по этой причине.

На какие случаи не распространяется хэрем Рабейну Гершома

Существуют несколько случаев, на которые не распространяется действие хэрема Рабейну Гершома, когда разрешено взять вторую жену. Перечислим некоторые из них, которые могут быть актуальны в наше время и приводятся Рамо (Эвен а-Эзер 1:10):

— Женщина сошла с ума, и нет возможности дать ей гет (разводное письмо).

— Муж обязан дать гет жене (вследствие ее недостойного поведения и т.п.), но женщина отказывается брать его.

— Жена оставила иудаизм, и нет возможности дать ей гет.

Разрешение 100 раввинов

В определенных случаях, когда возникает вопрос о том, чтобы взять вторую жену, необходимо получить разрешение от 100 раввинов (этэр мэа рабаним) (Бах, Эвен а-Эзер 1). Разрешение выносится ведущими раввинами, и к ним должны присоединиться люди, которые имеют право выносить галахические решения и понимают, на чем основывалось разрешение. Кроме того, они должны быть из трех разных стран, трех разных общин. Во многих случаях от мужа требуют написать гет первой жене и передать его в бейт-дин, чтобы при первой возможности суд мог вручить его первой жене.

Общество

В Вавилонском Талмуде (свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма — прим. пер.) содержится история о мудреце Раве Кахане, жившем в третьем веке. Он спрятался под кроватью своего наставника, чтобы увидеть, как тот занимается сексом с женой. Его обнаружили, отчитали и приказали немедленно удалиться, но Рав Кахане оправдал свои действия тем, что секс — «это одна из тем Торы, и я должен изучить ее». (Брахот, 62а)

Секс, как и другие сферы жизни, регулируется еврейским законом. Но библейские законы о сексе в Библии и Талмуде — главном источнике еврейского законодательства — не совпадают. Отличаются они и в средневековых еврейских законодательных рукописях.

Еврейские правила и отношение к сексу постоянно менялись и зависели от места и времени. Как и многие другие аспекты еврейской жизни, правила секса регулируются, но это не значит, что различные раввинистические властные структуры на протяжение веков соглашались друг с другом. Таким образом, мы не можем говорить о «еврейских законах о сексе» — только о правилах, существовавших в разные исторические периоды, которые часто совпадают, но иногда противоречат друг другу.

Разные взгляды на проституцию

Многие правила секса в еврейской Библии кардинально отличаются от норм, принятых в современном западном мире. Библия, похоже, не ждет от людей моногамии, по крайней мере, когда речь заходит о мужчинах.

Мужчинам не только разрешается иметь нескольких жен, но и заниматься сексом с теми женщинами, с которыми они не состоят в браке. Об этом свидетельствует не только то, что библейский закон никогда не запрещал секс вне брака, но и сам факт того, что мужчине позволялось иметь наложницу, то есть на постоянной основе поддерживать сексуальные отношения с женщиной, на которой он не женат.

Согласно Библии, не возбраняется заниматься сексом и с проститутками. Когда библейские персонажи спят с блудницами, Библия их за это не осуждает. Возьмем, к примеру, Иуду — одноименного отца иудеев, который занимается сексом с женщиной, которую считает блудницей, но потом выясняется, что это вдова его покойного сына — Тамар (Бытие, 38).

Очевидная допустимость секса вне брака касается, однако, лишь мужчин. Во Второзаконии (22) можно прочесть, что если мужчина, занимаясь сексом с невестой, заподозрил, что она не девственница, а родители не могут предоставить доказательств обратного (предположительно, показав окровавленную простыню с брачной ночи), ее нужно до смерти забить камнями у дверей отцовского дома. В той же главе говорится, что насильник должен выплатить отцу жертвы компенсацию в размере 50 сиклей серебра, взять ее в жены и никогда не сможет с ней развестись.

Подобный сексистский взгляд распространяется и на проституцию. Хотя, согласно библейскому закону, секс с проституткой, по-видимому, вполне допустим, дочери запрещено этим заниматься (Левит,19:29), а дочь священника, ставшую проституткой, нужно предать огню, «потому что она бесчестит отца своего» (Левит, 21: 9).

Эллины и персы спутывают карты

Однако терпимость Библии к мужскому половому влечению имеет границы. В священном писании (в основном — Левит, 18) приводится четкий свод правил о том, с кем можно заниматься сексом.

Запрещено вступать в половые отношения с биологическими и приемными родителями, братьями и сестрами, внуками, дядями, тетями, невестками и золовками. Также нельзя заниматься сексом с матерью и ее дочерью или двумя сестрами. Секс с замужней женщиной, однополые связи и зоофилия — табу. Интересно, что когда мужчину или женщину застают за сексом с животным, предать смерти нужно и того, и другого.

В любом случае, с остальными женщинами спать можно, хоть и не во всех случаях. Во время менструации женщина ритуально нечиста. Мужчина не может не то, что заниматься с ней сексом, но даже касаться ее.

Читать еще:  Как встречать рождество. молитвы

К периоду раввинов, которые две-полторы тысячи лет назад написали Мишну (первый письменный текст, содержащий религиозные предписания — прим. пер.) и Талмуд, правила начали приобретать более современный вид. Но это не значит, что они стали понятнее.

Раввины, вероятно, находясь под влиянием эллинистической и зороастрийской культур, которую впитывали в себя, имели несколько противоречивый взгляд на секс. Они одновременно считали, что секс — это хорошо и ему нужно предаваться со страстью и что это базовая потребность, которую нужно ограничивать.

Контекст

Asia Times: только секс-куклы спасут китайцев от одиночества

Der Spiegel: Тимошенко нужны не секс и не деньги, а слава

Die Welt: секс в Древнем Риме был повсюду

Мир эскорта: секс, извращения и жизненный выбор (L’Indro)

По правилам Бейт Шамай это нужно делать как минимум раз в две недели, а Бейт Гилель настаивал на еженедельном сексе. Дальше Мишна сама себе противоречит, говоря, что мужчина, который изучает Тору, может не спать с женой до 30 дней, в то время как работник физического труда имеет право не удовлетворять супругу только неделю, если находится далеко от дома.

Раввин Елиэзер, живший в Палестине во втором веке, постановил, что частота половых контактов с женой зависит от того, чем мужчина занимается: безработный должен спать с женой каждый день, рабочий — два раза в неделю, погонщик ослов — раз в неделю, погонщик верблюдов — раз в 30 дней, моряк — каждые шесть месяцев.

Современный человек может не понять разницы между погонщиками ослов и верблюдов. Это как разница между маленьким грузовиком и полуприцепом. Дело в том, что ослов использовали для передвижения и транспортировки товаров на короткие расстояния, а верблюдов — на длинные.

Средневековые еврейские власти, например, Маймонид, советовали мужчине спать с женой хотя бы раз в неделю — в субботу.

Еда и злой рок

В конце третьего века вавилонский мудрец Рав Йосеф учил, что сексом нужно заниматься без одежды. Он уточнял, что соприкосновение кожи нужны для того, чтобы доставить жене удовольствие. Согласно его объяснению, персы в то время не раздевались для того, чтобы заняться сексом.

Конечно, в раввинистический период по-прежнему соблюдались правила нида — библейский закон, запрещавший секс с женщиной во время менструации. Раввины доработали его, создав свод правил, которые религиозные женщины соблюдают по сей день. Женщина ритуально нечиста с момента появления крови, в последующие семь «чистых дней» и до тех пор, пока не совершит омовение в микве — ритуальном бассейне.

В Талмуде приводятся слова раввина Йоханана бен Дехавая, который утверждал, что «ангелы-хранители» рассказали ему следующее: люди рождаются хромыми, «потому что их отцы опрокидывают столы» (то есть занимаются сексом не в миссионерской позе или анальным сексом), немыми, потому что «их отцы целовали это место наготы» (делали кунилингус), глухими, «потому что их родители «говорили во время полового акта» и слепыми, «потому что их отцы смотрели на это место». (Недарим 20а)

Очевидно, раби Йоханан бен Дехавай (или ангелы, с которыми он говорил) считал, что такие действия нужно запретить. Но его взгляды не совпадали с общепринятыми представлениями. Согласно Талмуду, «раввины сказали: мнение Йоханана бен Дехавая не соответствует галахе (еврейскому законодательству — прим. пер.). Напротив, мужчина может делать со своей женой, что хочет. Он может заняться с ней сексом тем способом, которым захочет, и не должен соблюдать эти ограничения».

Талмуд продолжает говорить аллегориями и сравнивает жену с куском мяса, купленным у мясника. «Если он хочет есть с солью, пусть ест. Если хочет есть жареным, может съесть жареным. Хочет съесть печеным, пусть ест печеным. Хочет съесть вареным, может есть вареным». Несмотря на это, позднее во многих раввинистических текстах, включая очень влиятельный Шульхан Арух (Орах Хаим 240:4), запрещалось делать кунилингус и даже смотреть на вагину.

Но хотя раввины, по-видимому, считали секс законным, естественным и даже обязательным, они совершенно по-другому относились к половому влечению, которое в раввинистической литературе называется «йецер ха-ра».

Они воспринимали Йецер ха-Ра как демона, который проникает в тело мужчины и заставляет его грешить. Довольно во многих отрывках Талмуда описывается борьба раввинов с их сексуальным возбуждением. Кажется, раввины понимали, что «йецер ха-ра» необходим, но надеялись, что когда-нибудь он совсем исчезнет. В Талмуде приводятся слова мудреца раввина Йегуды с Запада, жившего во втором столетии: «В грядущем времени (то есть во время пришествия мессии) святейший, да будет он благословен, принесет «йецер» и зарежет его в присутствии праведников и нечестивых» (Сукка 52а).

Раввины времен Мишны и Талмуда кодифицировали многие правила, которые запрещают мужчинам и женщинам находиться рядом друг с другом и сильно переживали из-за возникновения нечистых мыслей, что привело к запрету мастурбации (Нида 13а) или даже совершения любых действий, которые могут вызвать эрекцию (Нида 13б). Однако не было никаких явных запретов на секс с незамужней женщиной, при условии, что она ритуальна чиста и не относится к родственникам, половые отношения с которыми запрещены в Библии. Только поздние средневековые раввины запретили секс с неженатой еврейкой.

Хотя раввины не практиковали многоженство (известно, что ни один из них не женился больше, чем на одной женщине), они этого не запрещали. Вероятно, это связано с тем, что и у Авраама, и у Исаака, и у Иакова, и у Давида, и у Соломона было несколько женщин. Только в XI веке Рабейну Гершом запретил многоженство в Европе. При этом многие общины стали соблюдать запрет спустя века (к примеру, йеменские евреи запретили полигамию в XX веке). В любом случае, импульсом, видимо, стал запрет на полигамию в христианстве.

По-видимому, первым недвусмысленно запретил заниматься сексом с незамужней еврейкой мудрец Маймонид, живший в XII веке. В своем авторитетном кодексе еврейского закона — Мишне Тора он пишет: «До дарования Торы мужчина мог встретить женщину на рынке, и если они хотели, он мог заплатить, заняться с ней сексом на обочине и уйти, а ее называли блудницей. С момента дарования Торы быть блудницей запрещено. Об этом написано: «Среди дочерей израилевых не должно быть блудниц» (Второзаконие 23:17), поэтому все, кто спит с женщиной вне брака, из похоти, преступает закон Торы» (Хилькот Ишут 1:4).

Раввин Авраам бен Давид — современник Маймонида, написавший комментарий к Мишне Тора, — не соглашается с ним. «Блудница — та, что доступна для любого, но женщина, которая доступна только для одного, не переступает закон, она наложница, о которой говорится в Торе».

Видимо, в основе их разногласий был вопрос о наложнице, которую, по словам Маймонида, разрешалось содержать только царям. Но такие авторитеты, как Нахманид, живший в XIII веке, считали, что эта практика применима для всех.

В конце концов точка зрения Маймонида возобладала: иметь наложницу или заниматься сексом с незамужними женщинами сегодня запрещают практически все ортодоксальные раввины. При этом интересно, что влиятельный немецкий раввин Джейкоб Эмден в 18-м веке выступал за возрождение практики содержания наложниц, чтобы позволить сожительствовать неженатым парам. Он также предлагал снять запрет на многоженство. Его никто не поддержал.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источники:

http://lechaim.ru/ARHIV/254/kitner.htm
http://toldot.ru/urava/ask/urava_8599.html
http://inosmi.ru/amp/social/20190407/244864845.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: