Нерадение православие. Хлеб насущный

Истинный Хлеб

Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Чем чаще мы читаем, чем глубже вчитываемся в слова Евангелия, тем более и более открывается нам дорогой и внутренний смысл этих божественных слов.

И сегодняшнее сказание – такое небольшое, всего несколько стихов – это глубокая притча о вере и чудо самой веры, умножившей хлебы и рыбы.

Вера питает душу, как хлеб тело, это и есть «хлеб насущный», о котором мы молимся словами молитвы Господней.

Доселе Господь творил чудеса над одними больными, над теми, кто обращался к Нему, а теперь оказывает всеобщее благодеяние тем, кто следует за Ним и кто слушал Его слова. Теперь не только просившие, но и все получают дар. Так Он прямо ведет всех к вере.

Когда апостолы на склоне дня заметили, что народ голоден, то Христос не сказал: «Я напитаю их», но говорит Своим спутникам: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф. 14: 16).

Хлеб духовный рядом, и мы стоим рядом со Христом. Его призываем на помощь, но думаем, что для этого надо куда-то идти, идти в какую-то даль, заманчивую, светлую. Что в этой повседневности забот, усталости, поиска хлеба от нас далек Бог. Но Он всегда питает душу нашу словом Своей Истины, лишь бы мы не отказывались от Него.

В воспоминание этого чуда на литии читается молитва об освящении всех вкушающих с верою и благодарностью.

«Жаль мне народа», – говорит Христос Спаситель Своим спутникам. «И, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» (Мф. 14: 19). Как по-особому ощутима близость Христа Спасителя через это чудо раздаяния пищи алчущим.

Таинство преломления этих хлебов и их изобилия – прообраз будущего таинства духовного хлеба, питающего христиан. Вечная пища, наполняющая нас жизнью, и есть Господь, Который называет Себя «Хлебом, сходящим с небес и дающим миру жизнь».

Прообразом Его будущего жертвенного страдания и умножения Его благодатных даров явилось чудо умножения хлебов, о котором повествовал апостол Матфей.

«Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества», – говорит Иоанн Златоуст.

Что это значит и в чем могущество Божие?

Могущество это в соблюдении воли человека и свободы его выбора. И пока само наше естество не взыщет Бога от всего сердца, Господь не ведет нас насильственно в Царство Божие понуканиями и угрозами – пока сама душа наша не взыщет Бога так зримо, так ощутимо, как говорит псалмопевец Давид: «В день скорби моея Бога взысках рукама моима» (Пс. 76: 3).

Но в душе мы еще любим грех, лелеем свои «слабости», как, самооправдываясь, называем мы свои грехи, и не можем, не хотим с ними расстаться. Всей своей жизнью мы как бы говорим: «Неправ путь Господа!» (Иез. 18: 29), так же, как и во времена пророка Божиего Иезекииля говорили его соотечественники.

Но, как и во времена этого святого пророка, день памяти которого сегодня совершает Церковь, так и сегодня Господь обращается к нам через Своего избранника: «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, [народ Божий]. Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иез. 18: 30–32).

Но не может и не хочет Господь спасти нас только Своей силой, из ничего – без наших усилий, без нашего труда, без нашего покаяния и смирения, без нашего доброго желания, одним мановением Своей всесильной десницы.

И это ответ на вопрос, когда мы спрашиваем: «Почему не хочет, не может Господь спасти нас помимо нашей воли?» – потому что мы сами, в глубине души своей, понимаем лукавство нашего вопроса, его неискренность и праздность, или – по неведению поддаемся таким размышлениям – поддаемся духу злого обольщения, хотящему ввести нас в печаль.

Желание спасения, как малая закваска, как искреннее желание блага, должно изменить нас, сделать зрелыми и достойными, поднять нашу душу до стремления к этому спасению, приумножить силы души, желающей единства с Господом.

Апостол Павел писал христианам Коринфа: «Разве не знаете, что малая закваска квасит всё тесто. Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом… не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но… чистоты и истины» (1 Кор. 5: 6–8).

Потому что спасение – это не сказочный терем со всем готовым для беспечной жизни, не рог изобилия, а спасение – это труд, тяжелый повседневный труд следования за Господом через исполнение Его заповедей.

Пример этого святого труда дает нам Сам Господь, не из ничего спасая нас, но устраивая таинство нашего спасения Своими таинствами – ценой Своих Страстей, ценой Своей Святой Крови и самой Жизни, ценой Своей любви, которой возлюбил весь мир.

Читать еще:  4 ноября праздник казанской иконы. День Казанской иконы Божией Матери: история и приметы праздника

Человек создан по образу и подобию Божию. Но если образ Божий – это духовное основание человеческой личности, ее свобода, разумность, бессмертие, то подобие Божие – это возможность творческого приумножения этих даров.

И труд умножения этих даров возможен только через совместный труд духовного творчества и со-работничества с Богом.

Но есть у сегодняшнего евангельского сказания еще один смысл.

Вера – вот дар любви Божией. И к распространению этого дара призван каждый из нас как христианин, как друг Христов и как ученик Его апостолов.

Так, умножая хлеб, Христос дает пример умножения верующих через дела веры и милосердие, пример умножения веры.

Господь призывает нас к большему, не только работе над собой, но и помощи ближнему. Господь на примере апостолов призывает нас, сегодняшних христиан, стать участниками чуда, описанного в Евангелии, – чуда умножения веры.

Слово «апостол» означает посол, посланник. Иоанн Златоуст говорит, что Господь, когда намеревается умножить хлебы, тогда взирает на небо – как в подтверждение Своего посольства от Отца.

И мы должны на себе носить эту печать посольства, посланничества от Бога, свидетельства веры, свидетельства любви к Богу и ближнему.

«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23).

Мы должны дать ближним нравственный пример плодов этой обители святости в душе: «пример чистоты и пример мира, скромности и послушания, пример милосердия и добрых дел, беспристрастия и нелицемерия» (Иак. 3: 17).

Так стараясь об умножении даров Святого Духа, будем умножать всё благое, полученное нами от Бога, умножать ту благодать, которую даровал Он нам, всегда помня слова Христовы: «Царствие Божие внутрь вас есть».

Еще впереди у апостолов и буря на море, сказание о которой находится в следующих словах за описанным сейчас чудом умножения хлебов, еще впереди и скорби потери Учителя, и тягость своего малодушия и предательства, но и впереди радость встречи с воскресшим Спасителем, радость покаяния и благовестнических трудов.

И у нас еще впереди и бури сомнений, и бури испытаний, скорбей и горечи падений. Не раз скажем: «Погибаем, Наставниче!» Но тогда, по мере того как будут умножаться у нас скорби Христовы при несении Его креста, который для нас, спасаемых, – сила Божия, как читалось в сегодняшнем апостольском послании (См: 1 Кор. 1: 18), – будет умножаться и утешение, от Христа подаваемое. Умножаться так, как был Им умножен хлеб милости для страждущих в один из дней Его земной жизни.

Так в сотрудничестве с Богом будем умножать плоды веры в нашей душе и никогда не будем забывать о бесценном даре веры и будем тверды в умножении высшего познания Вечной Правды, в поклонении Богу в духе и истине, делясь с ближним насущным хлебом помощи, милосердия и сострадания.

ПОДАЙ НАМ ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ

ПОДАЙ НАМ ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг

Четвёртое прошение: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”

Четвёртое прошение: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь” Переходим к четвёртому прошению Молитвы Господней: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”.Прежде всего хочется задать себе самому и слушателям вопрос: почему, в каком порядке это прошение поставлено на этом месте? т.е.

«Хлеб наш насущный дай нам на сей день»

«Хлеб наш насущный дай нам на сей день» Первая часть данной Христом молитвы относится к имени, Царству и воле Божией, чтобы имя Его святилось, Царство приблизилось и воля исполнилась. Если мы таким образом сделаем дело Божие нашей первой и главной заботой, то мы можем с

Хлеб насущный

Хлеб насущный Рукопись 34, 1899:493. Религия наставит матерей готовить хлеб самого лучшего качества… Он должен быть хорошо пропеченным как изнутри, так и снаружи. Для нормальной работы желудка требуется, чтобы хлеб был подсохшим и легкоусвояемым. Хлеб — это действительно

Хлеб с отрубями более полезен для здоровья, чем белый хлеб

Хлеб с отрубями более полезен для здоровья, чем белый хлеб «Белый хлеб, выпекаемый из муки высшего качества, не так полезен для организма, как хлеб с отрубями. Постоянное употребление белого пшеничного хлеба не способствует поддержанию организма в здоровом состоянии». —

ГЛАВА IV. ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЙ НАМ НА СЕЙ ДЕНЬ

ГЛАВА IV. ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЙ НАМ НА СЕЙ ДЕНЬ 1. Для того чтобы расти, нужно питатьсяДля того, чтобы расти, человеческое существо нуждается в воде и хлебе. Если оно не ест, то умирает. А для того, чтобы ему расти духовно, оно, как и растения, нуждается в солнце, воздухе и земле.

Глава 4. Четвертое прошение молитвы Господней: Хлеб наш насущный дай нам на сей день

Глава 4. Четвертое прошение молитвы Господней: Хлеб наш насущный дай нам на сей день 7. Четвертое прошение звучит: Хлеб наш насущный дай нам на сей день (Мф. 6:11). Здесь блаженный Киприан показывает, каким образом и эти слова могут пониматься в качестве прошения о пребывании.

Читать еще:  Гороскоп близнецы лошадь на сентябрь. Гороскоп работы и денег

ПОДАЙ НАМ ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ

ПОДАЙ НАМ ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ И при земной жизни и после Ксения устраивала и устраивает семейную жизнь, помогает обрести детей, найти суженых, отводит от брака с плохими людьми, излечивает отцов семейств от пьянства, дает работу. Она хочет нам такого же счастья, как

47. Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти. 48. И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были (плодородны) в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в каждом городе положил хлеб полей, окружающих его. 49. И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал

47. Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти. 48. И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были (плодородны) в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в каждом городе положил хлеб полей, окружающих его. 49. И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку

11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;

11. хлеб наш насущный дай нам на сей день; Буквально — хлеб наш насущный дай нам сегодня (слав. днесь; Вульг. hodie). Слово “хлеб” совершенно аналогично тому, какое употребляется в наших русских выражениях: “трудом зарабатывать себе хлеб”, “трудиться из-за куска хлеба” и проч., т.е.

51. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

51. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Здесь Христос высказывает новую мысль, еще более непонятную и неприемлемую для иудеев: Я Хлеб живый, т.е. имеющий в тебе жизнь и могущий

26. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27. Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

26. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27. Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но

27. «ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ»

27. «ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ» Мы можем обращаться к Богу с самыми разными прошениями. Мы можем просить у Него не только чего?то возвышенного и духовного, но и того, что необходимо нам на материальном уровне.«Хлеб насущный» — это то, чем мы живем, наше дневное

Хлеб насущный

Хлеб насущный Одно дело — как часто ели отшельники, и совсем другое — что они ели, то есть количество и качество этой еды. В древности, да и в наши дни, хлеб — главная еда египтянина. Вероятно, в Египте и в наши дни потребление хлеба самое высокое в мире. У Отцов–пустынников

Четвёртое прошение: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

Четвёртое прошение: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» Переходим к четвёртому прошению Молитвы Господней: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”.Прежде всего хочется задать себе самому и слушателям вопрос: почему, в каком порядке это прошение поставлено на этом месте? т. е.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь» Хлеб называется насущным в трех смыслах. И дабы знать нам, когда мы молимся, какой хлеб просим мы у Бога и Отца нашего, рассмотрим значение каждого из сих смыслов.Во-первых, хлебом насущным мы называем обычный хлеб, телесную пищу,

Слово 4: на «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф. 6:10–11)

Слово 4: на «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф. 6:10–11) Слышал я одного врача, который по науке естествословия рассуждал о состоянии здоровья; рассуждения его не будут, может быть, далекими и от нашей цели — благосостояния

Хлеб насущный

То что нужно каждый день.

Май 2016

Метки

Нерадение

“Нерадивый в работе своей – брат расточителю” (Пр. 18:9).

“Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод” (Пр. 19:15).

“Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет” (Пр. 19:16).

Читать еще:  Перед тем как причаститься что нужно делать. Как правильно готовиться к причастию: что делать начинающим

Нерадение – небрежное, нерадивое отношение к чему-либо; нерадивость.

Нерадивый – ленивый, не старательный, беспечный, не усердный, небрежный, вялый и беззаботный (В. Даль).

От чего бывает нерадение? Пока душа мечтает о земном, различные пожелания мира сего и суетные удовольствия, предстающие душе в помыслах, расслабляют ее силы (Ефрем Сирин).

Нерадение для христианина бывает причиной многих зол, мало-помалу отвлекая от духовной жизни, охлаждая горячность веры и приучая служить удовольствиям, как господам (Ефрем Сирин).

В нерадивом лукавый приводит в действие всякого рода плотские похоти, а он не в состоянии заметить этого, потому что похоть помрачила ум его (Ефрем Сирин).

Кто нерадив во время жатвы, у того не бывает обилия в доме. И кто теперь небрежен, тот во время воздаяния останется без утешения (Ефрем Сирин).

В душе, если она небрежет о добродетели, легко расхищаются добрые качества (Ефрем Сирин)’.

Нерадением увеличивается безбоязненность, следствием того и другого бывает навык. А привыкшие к худому с трудом оставляют его, потому что за этим всегда следует повреждение духовного плода (Ефрем Сирин).

Много бывает вреда, если предаешься нерадению, хотя бы по видимости ты был испытан в благодати (Макарий Египетский).

Бог не будет снисходительно переносить нерадение тех, о которых Он Сам столько заботится (Иоанн Златоуст).

Горе тебе, душа! К какой ты призвана чести человеколюбием Божиим и какое получишь место за свое нерадение. Горе тебе, потому что Он привлек тебя в духовный чертог, а ты отвергаешь Его славу (Иоанн Златоуст).

Нерадение низвергает из самого неба (Иоанн Златоуст).

Следствием малого нерадения бывают великие и неисцелимые раны (Ефрем Сирин).

Не может быть извинительным нерадение о добродетели (Иоанн Златоуст).

Если же кто предается нерадению, то опять приходит грех и облекается в душу, и начинает угнетать человека (Макарий Великий).

Если будем нерадивы, то и легкое покажется трудным (Иоанн Златоуст).

Запустевшая земля бывает полна терний, а душа нерадивая – нечистых пожеланий.

Нередко одна минута беспечности, одно гнилое слово, одно коварное внушение, одна злая мысль губили труд и христианские подвиги целых десятилетий.

Мы все должны опасаться нерадения, хотя бы и минутного даже, в деле нашего спасения. Одна минута может сделать человека из праведника грешником. Адам пал. Соломон забыл Бога. Петр отрекся от Христа. Если же от малого ветра сокрушаются кедры, могут ли устоять слабые трости?

Когда мы нерадивы, то хотя бы и никто не советовал, мы сами стремимся к нечестию (Иоанн Златоуст).

Если живущие до Закона, по внушению только природы, достигали (нередко) высокой добродетели, чем можем оправдаться мы, которые так далеки от добродетели после пришествия Христа и после бесчисленных чудес? (Иоанн Златоуст)

Если мы предадимся беспечности, то и сами подвергнемся великому наказанию, и другим дадим повод к соблазну (Иоанн Златоуст).

Ради житейской выгоды мы охотно терпим и тяжкий труд, и любые затруднения, несмотря на угрозу стыда или временного и даже вечного наказания. А в трудах для своего спасения, для того, чтобы приобрести благоволение свыше, мы вялы, нерадивы и расслабленны (Иоанн Златоуст).

В борьбе с лукавым никогда нельзя ни сложить оружия, ни предаться сну тому, кто не желает быть раненым. Необходимо избрать одно из двух: или, сняв оружие, пасть и погибнуть, или всегда вооруженным стоять и бодрствовать. Враг всегда стоит со своим ополчением, наблюдая за нашей беспечностью, и гораздо более заботится о нашей гибели, чем мы о своем спасении. Для тех, кто всегда бодрствует, особенно трудной борьбу с ним делает то, что он невидим и нападает внезапно (Иоанн Златоуст).

Чистой молитвой истребляется пленение греховное и суетные мечтания, а нерадение о ней, вкрадывающееся мало-помалу, есть забывчивость.

Не дадим места в сердцах наших нерадению, чтобы зависть врагов не отлучила нас от Бога.

Избегай нерадения, чтобы не подвергнуться печали во время воскресения праведных.

Не до того только времени нужно трудиться, пока увидишь плод, надо подвизаться до самого исхода (Исаак Сирин).

Как величайшей опасности нужно избегать знакомства с тем человеком, который живет нерадиво (епископ Игнатий).

Всего опаснее то для нас в деле спасения, когда мы воображаем, будто уже нет опасности для нас.

Как ходящему по натянутому канату нельзя допускать ни малейшей небрежности, потому что малый промах приводит к великому бедствию: промахнувшись он тотчас падает и погибает, так и нам непозволительно нерадение (Иоанн Златоуст).

Нужно иметь не только славное начало, но еще более славный конец. Те, которые вначале смело и гордо выступили на поприще, а потом упали духом и ослабли, лишились и награды и не призваны Владыкой (Иоанн Златоуст).

Как страдание и смерть Христа, так и воскресение и вознесение Его ничем не помогут тем христианам, которые живут нерадиво и не восстали от душевной смерти: “Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос” (Еф. 5:14) (Тихон Задонский).

Источники:

http://pravoslavie.ru/72711.html
http://religion.wikireading.ru/131938
http://luk-konstantin.livejournal.com/237940.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: