Неделя святых праотец. Кондак святым праотцам
Неделя святых Праотец
Историческое содержание
Два последних воскресенья (недели) Рождественского поста именуются Неделей святых Праотец и Неделей святых отец. Празднование Недели святых Праотец совершается в предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым. В этот день Церковь отмечает память святых Праотец – ветхозаветных праведников, ожидавших Спасителя, начиная от первого человека – Адама, и включая Сифа, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, царя Давида и прочих. Эти древние люди отделены от нас тысячелетиями, однако имеют к нам, теперешним православным христианам, самое прямое и близкое отношение.
Какая же связь между нами и ими? Церковь вообще напоминает нам о них теперь, перед Рождеством Христовым, ради их веры – веры в обещание, данное Богом Адаму при изгнании его из рая, что в конце веков придет в мир Спаситель, Который искупит человечество от греха прародителей.
Все праотцы, бывшие на земле задолго до рождения Господа, жили и горели этой верой, никогда от нее не отступая. Они являются ярким примером для нас, живущих уже после земного воплощения Спасителя. Как и древние люди, мы тоже Его реально не видели; они только знали, что Он будет на земле, а мы только знаем, что Он был на земле. Но они твердо верили в Его пришествие и их вера оправдалась.
От нас же требуется гораздо большая вера. Мы должны верить, что Господь был, и есть, и будет; что Он жил на земле как человек; что через Свою Церковь Он постоянно пребывает с нами; и что Он снова придет на землю судить человечество. Но за такую веру Сам Господь обещает нам блаженство. Когда Иисус Христос явился Апостолу Фоме, который не мог поверить в воскресение Христово пока сам не дотронулся до ран Господних, а дотронувшись, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» – тогда Господь сказал Апостолу: «ты поверил, потому-что увидел Меня; но блаженны не видевшие и уверовавшие».
Но помимо веры есть еще одно обстоятельство, которое так тесно связывает нас с древними праотцами – это их верность ожидаемому Мессии. Они жили в окружении языческого мира – мира, который хотя и не знал еще Христа, но полностью отступил от Бога. Мы с вами, дорогие братья и сестры, живем в подобном и даже худшем положении. Девятнадцать столетий после Рождества Христова мир жил со Христом и христианской культурой, а вот в 20-ом веке произошел резкий переворот. Теперь мы живем в пост-христианской эре, в мире, который снова погрузился в полное язычество.
Мы часто слышим вокруг себя выражение, что наступил «новый век». Но в этом «новом веке» нет ничего нового кроме более современной формы. Это все то же отступление от Бога и даже отрицание Бога, а сверх того – полное отступление от Христа и поругание Христа. Большинство христиан даже и не видят, как они извращают свою христианскую веру, облекая ее в одежду модернизма, и как они предают Христа, стараясь объединиться с религиями Его гонителей и хулителей.
И вот на фоне всего этого страшного мира, дорогие братья и сестры, вспомним мы не только веру Святых Праотец, но и их верность Христу-Спасителю; и готовясь вот уже скоро встретить и праздновать Его рождение на земле, отвернемся от окружающего нас язычества и засвидетельствуем нашу полную преданность и верность Тому, Который сказал нам: «Се Аз с вами есмь до скончания века». Аминь.
В это время года мы видим наших соседей празднующих западное Рождество и многие из нас, возможно, думают: почему же и мы не можем праздновать Рождество Христово в один день с ними? Сегодняшнее воскресенье дает нам на это ответ.
Как бы предвидя возникновение такого вопроса, святая Православная Церковь начинает приготовлять нас в великому дню Рождества Христова посредством рождественского поста. По мере того, как мы приближаемся к этому дню, Церковь особым образом отмечает последние два воскресенья перед Рождеством и подчеркивает их значение названиями несколько иными от обычных воскресных дней. За две недели до Рождества мы отмечаем Неделю (т.е. воскресенье) Святых Праотцев. Воскресенье непосредственно перед Рождеством называется Неделей Святых Отцов.
Чем отличались Святые Праотцы и кто они были такие? Слово «праотцы» именно то и означает: наши прародители. Самые дальние наши предки были Адам и Ева, а за ними следовали библейские патриархи Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, которые упоминаются в Библии. Что было в них особенного? Адам и Ева были первыми людьми которые согрешили, но они же были и первые которые покаялись. За свои грехи они каялись всю свою жизнь.
Общим знаменателем всех Праотцев была их вера в истинного Бога, Творца этого мира и всего видимого и невидимого, как мы поем в Символе Веры за каждой Божественной литургией.
Святые Праотцы очень строго и верно придерживались всех законов, которые Бог им посылал: они никогда не компрометировали свою веру из-за окружающих обстоятельств. Они твердо верили, что правда была правдой, а кривда – кривдой, вне зависимости от того, что делало и думало большинство других людей. Иными словами, святые Праотцы не следовали человеческому учению о «политической корректности»! Не всегда это было им легко, но они никогда не поступались своей верой.
Христианство всегда было и всегда будет борьбой. Моральные и духовные ценности никогда не меняются. Добро всегда остается добром, а зло всегда остается злом. Люди часто забывают или не обращают внимания на то, что Бог находится вне времени. Время существует только для смертных существ и когда-то закончится, а Божьи законы – вневременные и поэтому вечно ценные.
В святом Евангелии Господь Иисус Христос говорит: «Не мир принес Я на землю, а меч» (Мф.10:34). Меч является символом борьбы – преимущественно борьбы духовной. Мы должны бороться всю свою жизнь, и самая трудная борьба – это внутри нас самих. Но прежде чем начинать бороться, мы должны знать – на правильном-ли мы находимся пути? Поэтому мы не должны слепо следовать тому, что делает большинство окружающего нас общества. В древние времена великий греческий философ Сократ говорил: « Большинство никогда не право». Все революции были основаны на этом принципе – как управлять и руководить большинством.
И вот Святые Праотцы показали нам много светлых примеров того, как нам быть и как думать: во-первых, что Господь Бог должен быть для нас весьма реален, а не абстрактен, и во-вторых, что в свете этого нам нужно проверять и окружающее нас общество. Таким образом мы сможем увидеть, насколько западное христианство утратило свою сосредоточенность на Боге и жизнь в Боге. Западные христиане, к сожалению, утратили истинное понимание Бога. Образ Бога в западном христианстве изменился от плохого к худшему и является весьма далеким от истины. Подумать только: что в окружающей среде имеет вечную ценность в наши дни? Кругом лишь одна духовная пустота или искажение всего божественного.
Человеческое мировоззрение во времена Праотцев в общей сложности не на много отличалось от наших дней, но они сами твердо держались своей веры и не компрометировали эту веру только потому, что большинство думало иначе. Они держались веры и за это благодать Божия укрепляла их.
Подумаем об этом, дорогие братья и сестры, и постараемся последовать примеру святых Праотцев, т.к. мы сейчас находимся в схожем положении. Мы можем уважать верования наших соседей, но мы не должны поступаться нашей собственной верой. Наша православная вера имеет лучшие образцы и глубокие корни в наших Праотцах, чью память мы сегодня светло празднуем. Аминь.
Неделя святых праотец
Неделя святых праотец — предпоследняя Неделя перед Рождеством Христовым. Неделя святых праотец приходится на промежуток с 11/24 до 17/30 декабря.
Праотец (греч. προπατέρες ) — один из ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. родоначальник, праотец). Церковь почитает десять ветхозаветных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием (Быт. 5:1-32).
В своей песне в честь святых праотцев Церковь взывает: “Приидите, да восхвалим собор праотцев — Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова”.
Основными в приготовлении к празднику Рождества Христова являются службы двух последних Недель, посвященных воспоминанию прародителей Спасителя и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия. Одна называется из недель называется Неделей святых праотец, а другая — Неделей святых отец. Наименование «праотец» указывает только на то, что эта Неделя предшествует Неделе “отец«.
В службе праотец и отец наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трем отрокам как прообразовавшим в пещи огненной Рождество Христово, не опалившее «Утробу Девичу». В Неделю праотец положен отдельный канон праотцам. А в Неделю отец пророку Даниилу и трем отрокам посвящен тропарь. Им же посвящены в Недели праотец и отец кондак, икос и ипакои. В обе Недели читаются на Литургии особые Апостол и Евангелие, и поется особый прокимен (воскресные Апостол, Евангелие и прокимен отменяются).
Нравственно-догматическое содержание песнопений служб Недели святых праотец и Недели святых отец
После грехопадения всеродного Адама поток тления и греха разлился по земле. «Средостение греха» уносилось человеком в загробную жизнь. Души умерших нисходили в темницу (греч. — ад, евр. — шеол), как бы в заключение, будучи связаны еще в земной жизни узами греха и невольным рабством врагу рода человеческого — диаволу. «Узами греха» были связаны даже и праведно пожившие на земле, ибо и они не имели достаточно сил и чувств, необходимых для райской жизни: духовные силы их не были подготовлены к райскому Богообщению.
Человеку оставалась юдоль плача и воздыхания по Избавителю и Освободителю от рабства греха и диавола. «Простри руку Твою (Боже), — так, вероятно, взывал ветхозаветный человек, — не остави нас, да не пожрет нас смерть, жаждущая нас, и сатана, ненавидящий нас, но прииди и приближися нам, и пощади души наша». Обещание, что придет Избавитель — Христос, данное Богом еще Адаму, сохранилось в предании его потомков. Но не скоро пришел на землю Христос Спаситель. Потребовались многие и многие века, чтобы подготовить человечество к Его принятию. И это понятно. Человек был создан существом свободно-разумным и мог быть спасен Богом не иначе, как при своем добровольном желании. Господь подготавливал человечество ко спасению: до Авраама — через праотцев, а после Авраама — через избранный народ Израильский.
О пришествии Спасителя многие «законнии образы и пророческие проречения яве предвозвещаху». Пророки народа Израильского, начиная от Моисея и кончая «печатью пророков» Малахией, пророчествовали о Христе Спасителе. «Образы неизреченного Твоего воплощения проявляя, Щедре, умножил еси видения и пророчествия вдохнул еси».
Бог, изрекая Свой суд Адаму и его потомству, предсказал и ту борьбу, которая будет происходить между семенем змия (диавола) и семенем жены. Если под первым понимаются все люди, которые через грех работают диаволу, то под вторым следует понимать лучших потомков Адама, праотцев и отцов древности, которые своей праведной жизнью противоборствовали «семени диавола» — греховной части человечества. Они жили непреложной, живой верой и ожиданием явления Божественного Посланника. Человечество могло принять Христа только верою. И первое, чего потребовал Христос от людей, была вера (Евр., гл. 11). Задолго до Рождества Христова человечество в лице праотцев и отцов, которых воспевает Церковь в своих песнопениях перед праздником Рождества Христова, явило благие плоды веры. «Верою (греч. „в вере“) Бог оправдал праотцев», — говорится в кондаке Недели праотцев. Поскольку многие из праотцев не принадлежали к избранному народу, Христос через них предобручил Себе язычников, чтобы впоследствии призвать языческие народы в Свою Церковь. Христос «возвеличил их (праотцев и отцов) во всех языцех», ибо от их рода происходила Пресвятая Дева Мария, которая без семени родила Христа.
Спаситель должен был родиться на земле телесно. Насколько важно было телесное рождение, доказывается тем, что Евангелие начинается именно с родословия Христа. Хотя рождение Спасителя и было чудесным, безмужным, но оно произошло от Матери, и благословенная Дева и Матерь не могла не иметь Своих предков. «Закон наследственности, как и всякий закон, строгий и неумолимый, иногда бывает ужасен по своим последствиям. Человеку приходится страдать всю жизнь — с детства, с колыбели за грехи своих предков, мучиться от нажитых ими болезней, порочных наклонностей. Но этот же закон и весьма благодетелен для рода человеческого. Он закрепляет все хорошее, нажитое человеком, закрепляет в потомках — и не только закрепляет, но и развивает, совершенствует. Этот закон делает один род, один даже народ хорошим, честным, даже святым, другой — плохим, худшим, по крайней мере».
Особенно ярко это видно в родословии Иисуса Христа, в праотцах и отцах древности, от которых по плоти произошел Христос, — все они отличались высокой и праведною жизнью. Вот восхваляется «первый Адам, рукою Зиждителя (через создание) почтенный», всех праотец; сын его Авель, дары принесший «душою благороднейшею», «которые и принял всех Бог и Господь»; «поется в мире Сифово к Зиждителю пламенное устремление, ибо в непорочном жительстве и душевной любви Тому истинно угоди». «Чудный Еноc богомудренно положился в Духе на призывание устами, языком и сердцем Владыки всех и Бога». И Енох, «благоугодив Господу, преставился в славе, явился лучше смерти, Божий быв раб искреннейший». Бог, видя благородство и простоту нрава Ноя во всем совершенными, «соделал его главным вождем (родоначальником) второго мира». Отец верующих — Авраам, образец кротости и покорности — Исаак, пример терпения — Иаков, покорности и целомудрия — Иосиф, милосердный Вооз, преданная Руфь, мужественный Давид, премудрый Соломон, несчастный Ровоам, благочестивый Езекия, кающийся Манассия, праведный Иосия и многие другие ветхозаветные праведники.
Так от одного праведника к другому передавалось благочестие на земле до Христа. От таких благочестивых предков произошла Пресвятая Дева Мария, достигшая высочайшей святости и непорочности и послужившая великой тайне спасительного Боговоплощения. К святости и высокому жребию Дева Мария была предуготована еще до Своего рождения подвигом праведной жизни предыдущих поколений ветхозаветных праведников, праотцев и отцов, ибо через них таинственно предвозвещалось явление в мир Христа, спасающего людей, «взывающа вся сущия в мире».
Чем ближе становилось время пришествия Христа, тем сильнее была вера и ожидание праведников Ветхого Завета. Три отрока, находившиеся в пламени, верою побеждают огненную стихию, думая только о Боге отцов своих. И пророк Даниил, будучи брошен в ров львиный, силою веры укрощал диких зверей. Христос явился ожиданием не только избранного народа Божия, но и «чаянием (всех) языков». Наконец, когда «оскуде князь от (племени) Иуды, время наста прочее (уже) в неже явится языков упование (чаяние народов) Христос» — «пророческая проповедания, речения и видения — конец прияша (начали осуществляться)» .
«Се, время приближися спасения нашего, готовися вертепе, Дева приближается родити. Вифлееме, земле Иудова! Красуйся и веселися, яко из тебе возсия Господь наш. Услышите горы и холмы, и окрестные страны иудейские, яко грядет Христос, да спасет человека, его же созда». «Ныне чаяние языков от Девы предгрядет, Вифлееме, приими Христа! К Тебе бо воплотивыйся приходит, Едем отверзая мне».
Тропарь праотцем, глас 2:
Верою праотцы оправдал еси, / от язык теми предобручивый Церковь: / хвалятся в славе святии, / яко от семене их есть Плод благославен, / без семене Рождшая Тя. / Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.
Седален праотцев, глас 8:
Авраама, Исаака же и Иакова восхвалим вси песненно, / Давида кроткаго, Иисуса и дванадесять патриархи / купно с треми юношами, угасившими огненный пламень силою духовною, / радуйтеся, — вопиюще к ним, — прелесть доблественне обличивше царя безумнаго, / и Христу молитеся / согрешений оставление даровати празднующим любовью святую память вашу.
Из 8 песни канона праотцем в Неделю святых праотец:
Днесь сущих от века Божественную память совершаем честных отец, / Адама, Авеля же, Сифа, и Ноя, / и Еноса, и Еноха, и Авраама, / Мелхиседека и Иова, Исаака и вернаго Иакова, / да благословит тварь, вопиюще, Господа / и превозносит во вся веки.
Неделя святых праотец. Кондак святым праотцам
Неделя святых праотцев
ГлавнаяПраздникиНеделя святых праотцев
ВечерняУтреняЛитургияУставные указания
Неделя святых праотцев
Подобает ведати, аще случится святых триех отроков, и святаго пророка Даниила в Неделю святых праотец: Поется возследование их вкупе с воскресною службою сице.
На Малей вечерни: На Г осподи воззвах, стихиры воскресны и Богородицы по обычаю.
На Велицей вечерни: На Г осподи воззвах, стихиры воскресны 3: и праотцев 3: и пророка Даниила 2, глас 4. Подобен: Я ко добля: и отроков 2, глас тойже: Подобен: Д ал еси знамение: Слава, праотцев, глас 6: И же прежде закона: И ныне, Богородичен 1-й, гласа: Вход. Прокимен дне. На литии: Стихира храма: И пророка Даниила, глас 4: Н а престоле седящаго: писана на Г осподи воззвах, на ряду последняя. И отроков, глас тойже: С ловесе премудрости Твоея: писана на Г осподи же воззвах, последняя. И глас 2: Д уховно нас вернии: Слава, праотцев, глас 1: Л учами облиставшеся: И ныне, Богородичен: С е исполнися: На стиховне, стихиры воскресны. Слава, праотцев, глас 3: П раотцев собор: И ныне, пророка, глас 6: Д аниил муж желаний: На благословении хлебов, тропарь. Б огородице Дево: дважды: И праотцев, единожды. И Б уди имя Господне: трижды. псалом 33: Б лагословлю Господа: И чтение в посланиих апостольских.
А идеже бдение не бывает, на Повечерии по Д остойне и по Трисвятом, кондак святых праотцев.
На Утрени: На Б ог Господь, тропарь воскресен, дважды: Слава, отроков: И ныне, праотцев. По кафисмах, седальны воскресны, с Богородичны их. И чтение во Евангелии толковом: Неделя ряд. По полиелеи тропари: А нгельский собор: ипакои гласа, и седален праотцев, и чтение во Евангелии: Неделя святых праотцев. Степенна, и прокимен гласа: Евангелие воскресно. Псалом 50. Стихира воскресна, и прочее. Канон воскресен со ирмосом, на 4. Пророка, и отроков, оба канона на 6. И поем в коейждо песни пророка 3 тропаря: Богородичен оставляется. И отроков первыя стихи два за един: таже тропарь един, и Богородичен. И праотцев на 4: и держим стихов 12, кроме Слава, и ныне: всех же на 14. Катавасиа: Х ристос раждается: По 3-й песни, кондак и икос пророка, и седален его: Слава, отроков: И ныне, ипакои праотцев, и чтение. По 6-й песни кондак праотцев, и икос, и чтем пролог. По 9-й песни, светилен воскресен, и праотцев: Слава, пророка. И ныне: С олнце великое: На хвалитех стихиры воскресны 4: И святых праотцев на 4, с припевы: Б лагословен еси, Господи: 2-й: Я ко праведен еси: Слава, праотцев, глас 7: П риидите вси верно торжествуим: И ныне: П реблагословенна еси. Славословие великое. По Трисвятом, тропарь воскресен. Ектении: и отпуст: и обычное исхождение. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час 1-й. На 1-м часе тропарь воскресен: Слава праотцев: И ныне, Богородичен часов. По Трисвятом кондак праотцев: и прочее. И совершенный отпуст. На 3-м часе тропарь воскресен. Слава, пророка: И ныне, Богородичен часов. По Трисвятом, кондак праотцев.
На Литургии: Блаженна гласа на 4: и праотцев песнь 3-я, на 4: и пророка песнь 6-я, на 4. По входе тропарь воскресен: таже святых. Слава, кондак пророка: И ныне, праотцев. Прокимен, песнь отцев, и святых. Апостол, и Евангелие Недели праотцев и святых: ряд же Недели оставляется. Причастен: Х валите Господа: другий: Р адуйтеся, праведнии о Господе:
Сице поем службу и великаго святаго празднуемаго, аще случится в сию Неделю, токмо по полиелеи: И ныне, седален праотцев. На Литургии: Прокимен праотцев, и святаго: и вся служба, якоже прежде явлено есть.
ВечерняУтреняЛитургияУставные указания
Источники:
http://azbyka.ru/days/prazdnik-svjatyh-praotec
http://lampada.in.ua/2019/12/nedelya-svyatyih-praotets-2/
http://pravoslavnyi.narod.ru/Holidays/PX_2/px_ned2_mrk.htm