Не то оскверняет человека что входит. Не сквернит в уста, а сквернит из уст

Новый Завет


От Матфея святое благовествование


Глава 15.

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: 2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, 6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: 8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! 11 не то’, что’ входит в уста, оскверняет человека, но то’, что’ выходит из уст, оскверняет человека.

12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; 14 оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? 17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? 18 а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, 19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – 20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека.

21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика’ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

29 Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.

30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; 31 так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.

32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.

Читать еще:  Современные чудеса святителя иоанна шанхайского. Святитель иоанн (максимович), архиепископ шанхайский и сан-францисский, чудотворец (†1966)

33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.

35 Тогда велел народу возлечь на землю.

36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.

37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, 38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

Предыдущая книга

Следующая книга

не сквернит в уста, а сквернит из уст

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .

Смотреть что такое “не сквернит в уста, а сквернит из уст” в других словарях:

Не сквернит в уста, а сквернит из уст. — Не сквернит в уста, а сквернит из уст. См. БОГ ВЕРА Не сквернит в уста, а сквернит из уст. См. МИР ССОРА СПОР … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Не сквернит в уста, а сквернит из уст — Не сквернитъ въ уста, а сквернитъ изъ устъ (о постѣ). Не то, что въ ротъ, а что изо рту (поганитъ). Постъ приводитъ ко вратамъ рая, а милостыня отверзаетъ ихъ. Ср. Chi digiuna e altro ben non fa, a casa del diavol se ne va. Пер. Кто постится и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

УСТА — ср., мн. устна (род. устен) влад., ниж. устне церк. рот человека; губы. Не сквернит в уста, а сквернит из уст. Целовать кого в уста. Отверзити, открыть уст(н)а, стать говорить. Заградить кому уста, заставить его молчать. Всяк несет уста, где вода … Толковый словарь Даля

Chi digiuna e altro ben non fa, a casa del diavol se ne va. — См. Не сквернит в уста, а сквернит из уст … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

СКВЕРНА — жен. сквер муж., вост. мерзость, гадость, пакость, касть, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат,… … Толковый словарь Даля

БОГ – ВЕРА — Жить Богу служить. Кто велик, яко Бог наш (Владимир Мономах). Не нам, не нам, но имени твоему (т. е. слава). Велико имя господне на земли. В мале Бог, и в велике Бог. Разумейте, языцы, яко с нами Бог. Сильна Божья рука. Божья рука владыка. Бог не … В.И. Даль. Пословицы русского народа

МИР – ССОРА – СПОР — Мировая на пиве, с отрыжкою (т. е. ставь вина). С кумом бранюсь, на пиве мирюсь, с чужим побранюсь винцом зальюсь. Подавая соль смейся, не то поссоришься (общее поверье). Ножа, ножниц (острого) не дарят (а купить за грош можно). Не стучи ключами… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ПОГАНИТЬ — что чем (лат. paganus, идолопоклонник?), сквернить, осквернять, пакостить, делать нечистым, гадить, огаживать; марать, грязнить. Не погань этой посуды помоями. Собака поганит, а лошадь не поганит посуды. Собака поганит рылом, кошка шерстью. Не в… … Толковый словарь Даля

Читать еще:  Способы записи натуральных чисел. Натуральные числа - основы

Православная Жизнь

Main menu

«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст»

«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. 15:11

Как эту фразу понимают наши современники?

Анжелика Ерко, 34 года, госслужащая:

– Думаю, что это особенно важно во время поста, поскольку не так пища нас оскверняет, как слова и поступки, сказанные и совершенные. Сказано же: в пост главное – не есть друг друга. Недавно прочитала такое мнение, что желудок умнее мозга, поскольку его тошнит от некачественной еды, переедания и т.д. Вот и нам нужно быть такими же внимательными и чувствительными не только к тому, что мы делаем и говорим, но и к тому, что мы слушаем тоже.

Дионис Петров, 32 года, программист, блогер:

– Вопрос интересный для меня, прежде всего, значением понятия “скверна”. В контексте событий, речь идет о том, что ученики Христа приступили к еде с немытыми руками, а фарисеи (люди, старательно соблюдавшие все правила) и книжники (те, кто досконально изучал вероучение) увидев это, спросили у Христа, почему его ученики нарушают правила и предания. И он упрекнул их словами пророка Исаии, сказав, что они лицемеры, которые на словах почитают Бога, а в душе – нет. Скверна – это образ греха. В Ветхом Завете осквернившийся человек считался нечистым и не имел права участвовать в жертвоприношении. Вплоть до смертной казни за приношение жертвы, в состоянии нечистоты. Современники Христа считали, что его ученики делают страшную вещь, так запросто ввергая себя в нечистоту. Но Христос изменил отношения между людьми и Богом Своей жизнью и Воскресением. И в данном случае, Он тоже меняет понимание окружающих людей о нечистоте, говоря о том, что в действительности выше соблюдения правил (“не человек для субботы, а суббота для человека”) то, что происходит в душе человека. А вот, что именно происходит в душе, обнаруживает не пища, входящая в его уста, а слова, которые он говорит: лицемерие, хула, оскорбление ближнего. Это то, что реально осквреняет. Говоря иначе, разлучает человека с Богом, не дает человеку права приносить жертву (приступать к Причастию).

Для меня эти слова звучат как предупреждение о том, чтобы не ставить внешние правила и традиции выше заповедей о любви к Богу и к ближнему. Напоминание для постоянного наблюдения за собой, чтобы мне не запутаться и не пропустить момент, когда я, стараясь соблюсти правила, стану враждовать с Богом.

Руслан Остров, 46 лет, художник по дереву:

– Лучшие слова, разъясняющие эти слова Спасителя, читал я у блаженного Феофилакта Болгарского: ” Если же пища не оскверняет, то тем более ядение пищи неумытыми руками. Внутренний человек оскверняется только в том случае, если он говорит, чего не должно. Этим указывает на фарисеев, которые оскверняют себя тем, что говорили слова из зависти. Обрати внимание на Его мудрость: Он и не устанавливает явно вкушать пищу неумытыми руками, и не запрещает, но другому научает; не выносить из сердца злых речей.”

Здесь не могу добавить и убавить, а пересказывать своими словами вижу, как грех и заимствование. Есть ещё много развёрнутых толкований, более глубоко изучающих эти слова Христа, но именно высказывание блаженного Феофилакта компактно и цельно передаёт всю суть для нас – православных христиан.

Читать еще:  К чему снятся сокровища. Сокровища: к чему снится сон

Алена Петрова, 31 год, мастер лицевого и золотного шитья:

– Если съешь, к примеру, мяса в пост, это не нанесет вреда душе, не сделает ее другой. А если будешь злословить, осуждать, ругаться, это нанесет вред душе. Потому что это мясо – просто еда, которую ты съел. А слова, которые произносишь, идут из твоей души, значит – это зло в тебе в таком количестве, что через уста “выплёскивается” наружу. Вместо того, чтобы бороться со злом, получается, что мы его увеличиваем и этим оскверняемся.

Татьяна Дмитрук, 66 лет, мастер народного творчества:

– Что тут можно еще добавить, если Господь Сам ответил ученикам Своим предельно ясно: «Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон, а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человекаибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мтф. 15:17-19). Здесь есть все. Добавить совершенно нечего.

Толкование Церкви:

Свт. Хроматий Аквилейский

Чтобы ясно показать неуместное преследование людей за неумытые руки со стороны книжников и фарисеев, Господь, созвав народ, говорит: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Он разъясняет, что человека оскверняет не пища, входящая в его уста, а извращенные помыслы разума, исходящие из его сердца. Ведь пища, которую мы потребляем, сотворена и благословлена Богом для поддержания жизни человека, и потому не может она человека осквернить. А вот порочные и извращенные мысли, исходящие из сердца, как Сам Господь заметил: злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (их автор – дьявол), – они действительно оскверняют человека.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Блаж. Иероним Стридонский

Не то, что входит в уста, оскверняет человека [communicat – приобщает к другим, низводит в ряды обыкновенных людей, унижает, или же: сообщает что-либо человеку]; но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Слово communicat [в таком значении] свойственно только Священному Писанию и не встречается в общеупотребительном языке. Народ иудейский, хваставшийся тем, что он есть наследие Божие, нечистыми (communes – общеупотребительными) яствами называет те, которыми пользуются все люди. Например: свиное мясо, черепокожих животных, зайцев и животных, которые не имеют раздвоенных копыт, не отрыгают жвачки, а из рыб тех, которые не имеют чешуи. Посему в Деяниях апостолов и написано: Что Бог очистил, того не почитай нечистым (commune). Итак, общеупотребительное (commune) это есть то, что доступно остальным людям, и называется оно нечистым, как бы потому, что оно не от удела Божия. Не то, что входит в уста, оскверняет человека: но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Благоразумный читатель возразит и спросит: «Если входящее в уста не оскверняет человека, то почему мы не употребляем в пищу идоложертвенного?» И апостол пишет: Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую. Но таким указанием нам дается знать, что хотя самая пища и всякое Божие творение само по себе чисто, тем не менее, призывание идолов и демонов делает их нечистыми.

Источники:

http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_mf15.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/michelson_new/6282/%D0%BD%D0%B5
http://pravlife.org/ru/content/ne-chto-vhodit-v-usta-oskvernyaet-cheloveka-no-chto-vyhodit-iz-ust

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: