Не рой яму другому. Не рой другому санкционную яму

В чём смысл поговорки “Не рой другому яму, сам в неё попадёшь”?

Народная мудрость заметила, что если один человек что-то плохое делает другому человеку, то страдает и сам, нарвавшись в такую же ситуацию или пострадав от последствий своих же действий.

Насколько она верна, эта мудрость, не могу сказать, так как никогда никому не сделал ничего плохого. Но возможно, что это, действительно так.

Например, кто-то в отделе потихоньку гадит какому-то работнику, делает так, что тот не успевает выполнить заказ, а в итоге страдает весь отдел – его сокращают в полном составе из-за неудовлетворительных показателей.

По-моему, есть даже короткометражные мультики серии “Не рой другому яму”. Может, на Ютубе они сохранены. Там прикольно это все показано.

Нельзя делать зло людям, ты сам можешь потом попасть в ситуацию, когда кто-то напакостит тебе. Это не обязательно будет тот, кому ты строил козни. Существует круговорот добра и зла в природе. И доброе дело тоже возвращается к нам.

В приведенной пословице отражены многолетние наблюдения, связанные с желанием некоторых индивидуумов подстроить кому-нибудь западню или злую каверзу. Как правило, такие злые замыслы завершались тем, что сам интриган непременно попадал в такие же ловушки, которые некогда расставлял сам.

Любые злые умыслы, направленные против кого-нибудь, возвращаются к злопыхателю той же монетой. Пословица предостерегает всех, кто хочет навредить ближнему, что он обязательно испытает на себе то, что и люди, которые попали по его воле в неприятную историю.

Закон Жизни: зло, которое ты совершаешь по отношению к другому, обязательно к тебе вернется сторицей.

Пословица о копании “охотничьей” ямы для другого человека является образным выражением, которое можно воспринимать как буквально, так и обобщённо.

При буквальном прочтении всё очень понятно. Попробуйте выкопать потайную ямку посреди дороги, присыпать её жерло веточками и листочками. Через несколько дней благоговейного выжидания попавшейся жертвы, мы можем немножко позабыть о ней и отправиться по этой дороге по своим делам. И, задумавшись о смысле бытия и добре, сами наступим на этот капкан и сломаем ногу.

Читать еще:  Примета ругаться когда собираешься куда то ехать. Вербальные запреты в современных полевых материалах

Однако, это не охотницкое изречение. И речь в нём, как правило, не о ловчих ямах и не попавшихся в них мамонтах. Разговор о любой уловке, о любой подлости и обо всех без исключения коварных планах, которые человек порой городит, надеясь на то, что «авось кто-нибудь, да попадётся». Подобная тщеславная или мстящая деятельность может оказаться и «вознаграждённой». В выкопанную яму может попасться ни кто иной, как сам копатель. Таким образом, негативно окрашенная хитрость может накрыть самого хитреца. Получится так, что он «аукнул» в свою же сторону, и на себе почувствует как это ауканье ему откликнется.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь

Eвангелие в окладе, 1772 год, Москва.

«Не рой другому яму, сам в неё попадёшь» — известное выражение, которое мы, действительно, привыкли считать пословицей. Оно есть и в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона, и в Пословицах русского народа Даля. У Владимира Ивановича поговорка звучит так: «Кто другому яму роет, тот сам в неё попадёт». В форме пословицы выражение существует и во многих других языках: белорусском, польском, украинском, болгарском, французском, английском и испанском. Тем интереснее узнать о корнях этого выражения и его значении.

Первоисточник выражения, как вы догадались, — Библия. Оно неоднократно встречается в Книгах Ветхого Завета.

Например, Книга притчей Соломоновых, охватывающая вопросы знания и жизни ветхозаветных времен, сообщает:

«Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто по­катит вверх камень, к тому он воротит­ся».

В следующей главе Книги притчей, изображая нечестивого и праведника, автор повторяет мысль:

«Совраща­ю­щий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро».

Это изречение было попыткой кратко и емко выразить мудрость, применимую в различных жизненных ситуациях. А по степени его употребления можно сделать вывод, что это выражение было в ходу у народа, и возможно, существовало ещё до того времени, когда его записал мудрец.

В Книге Екклесиаста, в главе, описывающей свойства и поведение мудрого и глупого сказано: «Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто раз­рушает ограду, того ужалит змей». Тот, кто замышляет рискованные и опасные действия ко вреду других, легко может навредить себе.

Читать еще:  Я снилось что я рожала новорожденный ребенок. К чему снится рождение ребенка? Сонник рождение ребенка девочки или мальчика

Эту мысль подтверждают и слова Давида. Процитируем Псалтирь:

«Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя».

Давид, терпящий гонения от своих врагов уверен в том, что их злоба и злодейства обратятся против них. И чем сильнее ненависть к Давиду, тем страшнее будет нечестивцу кара от Бога. Это выражение встречается в Псалтири многократно и заключает в себе мысль неизбежной расплаты за неправедные мысли или дела.

Значение выражения «не рой другому яму, сам в неё попадёшь» сохранилось до наших дней: не нужно делать другим зла, ибо оно обязательно обратится против замышляющего его.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы не были, дома или в дороге.

Не рой другому яму

Ещё двое суток разбойник потел,
Летела из ямы землица.
Попробовал вылезти,
Но не сумел.
Тогда усмехнулся:
— Годится!

Забавная социальная реклама по данному тропу

… — сам в неё попадёшь, как гласит пословица. Тот, кто желает другому зла, должен поостеречься, как бы с ним не поступили теми же методами, а то и его собственные методы не стукнули его по башке. При этом данный троп может нередко пересекаться с «Ай, молодца, злодей!» (особенно, если злодействует недотёпа) и «Кармическая справедливость». В общем, не рой другому яму, если не умеешь!

Содержание

Где встречается [ править ]

Фольклор [ править ]

  • Байка про студента, который, на практике в деревне, пошел в туалет типа сортир и, сидя там, увидел внизу, в яме, паспорт. Прицелился в него, поднатужился. Угадайте, чей это оказался паспорт?

Предания [ править ]

  • Библия:
    • Согласно Второзаконию, лжесвидетелям назначалось то же наказание, которого они добивались для оклеветанного.
    • Пророка Даниила дважды (считая неканоническое дополнение) бросали по ложным обвинениям в ров ко львам. Когда оказывалось, что он выжил, цари убеждались в его невиновности, и в ров отправлялись обвинители.
    • Амана, замышлявшего истребление евреев, повесили на том же дереве, какое он готовил для Мардохея за то, что он не кланялся ему.
Читать еще:  Руны богатства и процветания неизбежный успех. Руны для привлечения денег, богатства и процветания

Театр [ править ]

  • «Город мастеров». В прямом смысле: Клик-Кляк роет в лесу яму для Караколя по приказу герцога, но падает туда он сам вместе с герцогом, а Караколь их вытаскивает.
  • Л. Филатов, «Возмутитель спокойствия» — начальник дворцовой стражи хотел подсидеть Ходжу Насреддина и добиться его кастрации, но в итоге евнухом делают как раз его.

Литература [ править ]

Русскоязычная [ править ]

  • П. П. Ершов, «Конёк-Горбунок» — Царь решил испытать экстремальное средство омоложения на Иване, прежде чем пробовать самому. С Иваном всё получилось отлично благодаря помощи заглавного героя, а вот Царь «Бух в котёл — и там сварился».
  • А. Волков, «Волшебник Изумрудного города». Гингема вызвала ураган, чтобы уничтожить людей, а тот принес дом-фургон, раздавивший саму Гингему. С фитильком, так как Виллина этому поспособствовала своим волшебством.
  • Братья Стругацкие, «Обитаемый остров» — примерно то же, что в «Случайной вакансии» (см. ниже На других языках), но с прикрученным фитильком вплоть до «шутки ради».

— Не могу знать, — сказал Зеф. — Согласно приговора не имею права выступать в профессиональном качестве.
— Я понимаю. Все это верно. Хвалю. Н-но…
Ротмистр находился в очевидном замешательстве. Штаб-врач Зогу, конечно, прекрасный гвардеец, но всего лишь штаб-врач. В то время как рыжее хайло Зеф, до того как впасть в преступление, здорово знал свое дело и даже был большой знаменитостью. Но его тоже можно понять. Каждому, даже преступнику, хочется все-таки жить. А закон к смертникам беспощаден: малейшее нарушение — и смертная казнь.
— Ну, что же, — сказал господин ротмистр. — Ничего не поделаешь… Но по-человечески… Не профессионально, а по-человечески — вы действительно считаете, что это сумасшедший?
— По-человечески? Ну конечно, по-человечески: человеку ведь свойственно ошибаться… Так вот, по-человечески я склонен полагать, что это ярко выраженный случай раздвоения личности с вытеснением и замещением истинного «я» воображаемым «я». По-человечески же, исходя из жизненного опыта, я рекомендовал бы электрошок и флеосодержащие препараты.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/127726-v-chjom-smysl-pogovorki-ne-roj-drugomu-jamu-sam-v-nejo-popadjosh.html
http://radiovera.ru/ne-roy-drugomu-yamu-sam-v-neyo-popadyosh.html
http://posmotre.li/%D0%9D%D0%B5_%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D1%83_%D1%8F%D0%BC%D1%83

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: