Не клянись вовсе. О клятвопреступлении на суде

Матф.5:33-37 – можно ли христианину клясться?

Иван пишет: Здравствуйте!Пишет вам Иван г.Норильск. Давно с интересом читаю этот раздел, подписался на еженедельную подписку, спасибо вам за ваш труд для Господа! У меня вопрос, В Ветхом завете клявшийся призывал Бога стать свидетелем того, о чем он говорит. Это призыв чего-то самого большого, самого дорогого. Самой высшей инстанции.
Привожу стих из Ветхого Завета: Втор.10:20 ясно, что существует
несколько форм клятв. А вот слова ИХ: Матф.5:33-37.
А именем Иисуса Христа сегодня можно клясться?

Мир Вам, брат Иван!

Вот интересующий нас текст:
” Еще слышали вы, что сказано древним : не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя, ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.”
(От Матфея 5:33-37)

Словами “сказано древним” Иисус ссылается на свод правил, изложенных в Законе Моисеевом: Лев.19:12; Исх.20:7; Чис.30:2; Втор.10:20; Втор. 23:22.
В общем эти правила регламентировали различные виды клятв и одно из них гласило: “Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись .” (Второзаконие 10:20)

Так разрешал ли Бог своему народу клясться? Довольно очевидно, что да. Учил ли Иисус по другому? Призывал ли Он ввести новый закон? Был ли Он великим реформатором закона? Очевидно, что нет. Он Сам о себе сказал:

“Не думайте, что Я пришел нарушить закон (т.е. Тору, установления Пятикнижия) или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.”
(От Матфея 5:17)

“Кто из вас обличит Меня в неправде (т.е. в незаконных делах или словах) ? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?” (От Иоанна 8:46)

Ни разу в Евангелиях мы не находим, чтобы враги Иисуса обвинили Его в нарушении Закона Моисеева или подстрекательству этому. А Его обвиняли по любому поводу. В конце концов Иисус был обвинен в том, что собирался разрушить иерусалимский храм (Матф.26:59-62). Если бы Иисус учил иудеев отвергнуть перечисленные выше установления Закона, то выдумывать обвинения о храме не было бы нужды.

Как же понимать учение Иисуса в Нагорной проповеди в Матф.5:33-37 ?

Во первых, слова Иисуса о клятве нужно понимать не как новое установление взамен старого, которое также было дано свыше, но как духовное разъяснение Иисусом смысла клятвы. Иисус учит не клясться кем-то или чем-то, потому что это не твоя собственность и это не в твоей власти. Иудеи времен Иисуса клялись и божились очень много. Они часто говорили: “клянусь храмом”, “клянусь моей головой”, итп. Иисус призывает их прекратить такую практику.
Как клялись “древние”, то есть их отцы, Авраам, Исаак и Иаков? Они говорили: “Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю” (Втор.30:19) или “Бог свидетель между мною и между тобою.” (Быт.31:50), или “поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли” (Бытие 14:22). То есть в древности праведные люди клялись не кем-то или чем-то, а призывали Бога во свидетели.

Во вторых, мы должны учитывать контекст отрывка. О чем идет речь? О правомочности клятвы? Вовсе нет. Речь идет о клятвопреступлении: ” Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.” Следовательно и ответ Иисуса относится к различным нарушениям клятвы более, чем ко клятве вообще.

В третьих, в последней фразе Иисус дает практический совет – по возможности избегать клятвы, во избежание всяких недоразумений “от лукавого”. Я думаю, что именно на этом совете христиане должны строить свои правила употребления клятвы – на здравом смысле, а не на якобы имеющем место “новом учении Иисуса” о запрете на все виды клятв.

Так я понимаю этот вопрос. Но давайте посмотрим как его понимали ученики Иисуса и Он сам.

“И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал. ” (От Матфея 26:63-64) – здесь Иисус отвечает под присягой перед судом (синедрионом).
Очевидно, что и христианин может в суде отвечать под присягой.

” Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф. ” (2Коринфянам 1:23) – ап.Павел в точности следует древнему обычаю клятвы, который был узаконен в Ветхом Завете.

“Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.”
(1Фессалоникийцам 5:27) – еще один пример использования Павлом древнего обычая клятвы.

Вы также спрашиваете, можно ли сегодня клясться именем Иисуса Христа. В Писаниях таких примеров нет. Исходя из слов Иисуса, лучше вообще не клясться, но если того требуют обстоятельства, например в западных странах в суде клянутся на Библии пред Богом, то можно призвать Господа Бога во свидетели, как это делали библейские герои.

Толкование Евангелия на каждый день года.
Пятница 1-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь: еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Читать еще:  Что ожидает близнецов в мае года. Гороскоп финансов для Близнецов

В этих словах Христа – раскрытие третьей заповеди: «Не употребляй имени Господа твоего напрасно». Именно это означает «не преступай клятвы». Ложная клятва – нечестие по отношению к Богу и неправда по отношению к человеку. Ложно клянущийся как бы говорит: «Господи, помоги мне», а сам желает, чтобы Господь ни за что не помог ему, поскольку дает лживую клятву. Это не означает, что всякая клятва – грех. В относительно недавние времена клятва в судах, военная присяга, приносимая с верой в Бога, означала, что люди воздают имени Божию подобающую ему честь. Они обращаются к высшей правде, к высшему знанию, к высшему суду – для устроения по справедливости земной человеческой жизни.

Что имеет в виду Христос, говоря: «Не клянись вовсе»? Прежде всего, ненужное употребление имени Божия в обыденном разговоре – признак безблагодатного, не знающего страха Божия, сердца. И мы должны избегать клятвенных обещаний в делах, которые не зависят от одного нашего произволения. Безумие призывать в свидетели нашей правды небо – это все равно, что клясться Самим Богом. «Не клянись ни землей, – говорит Христос, – потому что это тоже было бы клятвой ее Творцом и Владыкой; ни Иерусалимом – потому что его освящает Царь царствующих и Господь господствующих; ни головою твоею – потому что она принадлежит более Богу, чем тебе, со всеми ее дарованиями, и ты не можешь ни одного волоса сделать белым или черным». «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». От лукавого, от лжи, которая есть во всех людях, подвластных ему, ибо «всяк человек ложь». Ваше слово должно быть значимо само по себе: «да», если это действительно да, и «нет», если это действительно нет. Святость и правдивость ваша да будет известна всем человекам. Христос зовет к подлинности наших слов. Мы знаем, как мало прямоты и простоты в человеческих отношениях, искаженных изнутри двусмысленной сложностью, подменами, хитростью, лукавством, саморекламой. Господь не создает новой морали. Он ничего не упраздняет. Он раскрывает глубину того, что является подлинной человечностью. Но приобщиться ей по-настоящему могут только те, кто приходит ко Христу – истинному Богу и совершенному Человеку.

«Вы слышали, что сказано, – говорит Христос, – око за око и зуб за зуб». Этот ветхозаветный закон возмездия в свое время очень сильно ограничивал инстинкт мести, столь естественный для падшего человека. Но и его, пройдя через две тысячи лет христианства, человечество, казалось бы, давно уже должно было оставить позади. Увы, если бы сегодня оно оставалось хотя бы на уровне Ветхого Завета! Не надо искать примеры, углубляясь в историю. Сколько городов Югославии и Ирака на наших глазах было подвергнуто бомбардировкам в качестве «репрессивных мер» со стороны государств, по-прежнему именующих себя христианскими. Термины «эскалация военных действий», политика «с позиции силы» и нанесение «превентивного удара» постоянно звучат в западных СМИ. И мало кто замечает, что у этих постхристиан срабатывает тот же древний, доветхозаветный дикий инстинкт.

Что же означают слова Христа: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»? Евангелие не дает никогда готовых нравственных рецептов. Речь идет скорее о духе, чем о правилах. Сам Христос, когда Его ударил слуга первосвященника, не подставил другую щеку. Он ответил твердо и с достоинством: «Что ты бьешь Меня?» ( Ин. 18, 23 ). И никто не имеет права, ссылаясь на эти слова Господа, покрывать несправедливость. Христос не предлагает здесь юридического закона, который можно было бы применять по отношению к гражданскому обществу. Это означало бы выпрашивание милости у торжествующего зла, поощрение насилия, ограждение безнаказанности преступников. Христос не отменяет закон возмездия – там, где правители должны употреблять меч правды для устрашения злодеев и защиты обиженных. И в гражданских судах этот закон должен по-прежнему быть мерилом для наказания преступников. Разумеется, Христос не может освящать беззаконие требованием от слабых безропотно уступать насилию.

Бывают обстоятельства, когда подлинные христиане должны сражаться. Покоряться неправде и несправедливости, в особенности, когда жертвой их являются другие, – абсолютно противоположно духу Христову. Господь говорит о прощении личных грехов и о том, чтобы в гражданских судах никто не требовал большего наказания, чем это необходимо для общественного блага. Христиане не должны быть мстительными. Закон правды у нас не может быть отделен от закона любви. Зло не побеждается, когда мы отвечаем на него таким же злом. Когда воздают злом за зло, с неизбежностью вступают в ничем не разрываемый адский круг. А когда, по милости Божией, мы прощаем личные обиды, зло становится внешним по отношению к нам. Когда же не прощаем, зло одерживает еще одну победу – оно входит в нас. Христос хочет открыть человечеству иной путь: победить зло добром, ответить на ненависть любовью.

Читать еще:  Действие знаков дорожного движения на дороге. Знак Остановка запрещена: ПДД, зона действия, исключения

Что значит подставить другую щеку? У святых отцов есть два толкования. Согласно первому, одна щека – наш ближний. Когда ему наносят обиду, мы должны быть готовы подставить другую щеку – себя – жизнь свою не пожалеть ради него. А когда нам наносят личную обиду, мы должны подставить другую щеку – смирение и твердость любви Христовой. Наш Господь ради нас принял заушения. Тем, кто захотел неправедно судиться с Ним, Он отдал и верхнюю, и нижнюю одежду. И взошел на Крест, обнаженный от Небесной славы. И Он прошел не одно, а два поприща по дороге к Голгофе, чтобы принять Крестную смерть не в ненависти, а в любви ко всему роду человеческому.

Православная Жизнь

Main menu

Почему священник приносит присягу, если Христос говорил: «не клянись»?

Выпускники медицинских вузов приносят клятву врача; военнообязанные дают военную присягу; президент страны публично обязуется быть верным народу. Присяга — это особое торжественное обещание, которое даётся в исключительных случаях. Подписание текста присяги — непременное условие и для тех, кто собирается стать диаконом или священником Православной Церкви.

Зачем будущий священник приносит присягу? Какие обязательства он на себя берёт? Не противоречит ли эта присяга Библии, ведь в Нагорной проповеди Иисус Христос прямо призывал: «А Я говорю вам: не клянись вовсе» (Мф. 5:34)? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.

Любая ли клятва запрещена?

Начнем с последнего вопроса: запрет на произнесение клятвы, озвученный Иисусом Христом во время Нагорной проповеди. Полностью цитата из Евангелия выглядит так: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:33-37).

У человека, впервые читающего этот священный текст, складывается впечатление, что Господь вообще запретил любую клятву: «не клянись вовсе». В этом смысле эти слова Спасителя понимали и некоторые святые отцы первых веков. Но при внимательном прочтении Священного Писания, мы видим, что Иисус Христос говорил не только «да» или «нет». Он использовал как слова-уверения («аминь», то есть «истинно так»), так и действия.

Когда на допросе у первосвященника у Него с клятвой потребовали признаться, Сын ли Он Божий, Господь ответил: «Ты сказал». То есть Он как бы повторил клятву первосвященника. «И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал» (Мф. 26:63-64).

Известный библеист и богослов XIX-XX веков профессор Александр Лопухин приводит ещё несколько мест Священного Писания, где апостол Павел не только не учил воздерживаться от клятвы, но и сам произносил её несколько раз.

«Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» (Флп. 1:8).

«Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» (Рим. 1:9).

Кроме того, аналогичные призывания Бога в свидетели можно найти и в других посланиях апостола: 1 Фес. 2:5, 10; 2 Кор. 11:11, 31; Гал. 1:20; 1 Кор. 15:31; 2 Кор. 1:23; Евр. 6:16–18.

Какую клятву запретил Христос?

Тогда какую клятву запретил произносить Христос? Ещё со времён Моисея была известна заповедь, запрещавшая клясться именем Божиим: «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь» (Лев. 19:12).

Фарисеи исказили эту заповедь, говоря, что Господь запретил клясться только Его именем. Если фарисей клялся небом, или землёй, или священным городом Иерусалимом, или даже своей головой, а потом не исполняли обещанное, то он, якобы, не грешил — ведь упоминания о клятве небом и землёй в законе Моисея нет.

Вот эти ложные клятвы и запрещает Иисус Христос в Нагорной проповеди. Мы понимаем, что и небо, и земля, и естественный цвет волос на нашей голове — достояния Божии, они даны нам свыше. Поэтому как мы можем ими распоряжаться?

«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет», — говорит Христос. То есть истинные ученики Христовы не должны быть двоедушными: утром мы говорим «да», а вечером уже «нет». Если мы дали какое-то обещание, то его надо исполнять, с какими бы трудностями нам ни пришлось столкнуться. Когда мы обещаем одно, а делаем другое, то подпадаем под власть лукавого. Об этом и предупреждает Христос.

Присяга — ступень на пути к священству

Теперь обратимся к присяге на принятие священного сана. Первая степень священства — служение в сане диакона. Мужчина-христианин, намеревающийся посвятить свою жизнь служению Богу, подаёт письменное прошение на имя правящего архиерея. К нему он прилагает рекомендацию от приходского священника или благочинного, автобиографию и другие документы. Далее ставленнику предстоит пройти собеседование с архиереем и членами Епархиального совета. Если решение будет положительным, то его ждет исповедь у духовника епархии.

Затем архиерей принимает окончательное решение о рукоположении кандидата. Ставленник в присутствии архиерея (или, по благословению архиерея, — священника) произносит присягу, целует Крест и Евангелие и подписывается под текстом присяги. Присягу заверяет своей подписью архиерей или священник, который её принимал.

После этого ставленник ждёт одного из важнейших событий в своей жизни — хиротонии, то есть возведения в священный сан. Хиротония совершается архиереем во время литургии.

Читать еще:  Как отмечают 6 месяцев со дня смерти. Поминки на полгода после смерти делают или нет

В современной практике Украинской Православной Церкви присяга на принятие сана диакона или священника одинакова, хотя порядок возведения в сан священника будет отличаться.

ПРИСЯГА

Я, Ф.И.О., призываемый ныне в служение в (диаконском/иерейском) сане, обещаю Всемогущему Богу и клянусь пред святым Его Крестом и Евангелием в том, что с помощью Божией буду всячески стараться проходить своё служение согласно со Словом Божиим, с правилами и канонами Вселенской Православной и Апостольской Церкви и указаниями церковного священноначалия.

Богослужения и Таинства совершать со тщанием и благоговением, по чиноположению Церковному, ничего произвольно не изменяя. Учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святой Православной Церкви и святых отец.

Жизнь проводить благочестивую, трезвенную, от сует мирской устранённую, в духе смиренномудрия и кротости. Благим примером руководить других ко благочестию. Во всяком деле служения моего иметь в мыслях не свою честь или выгоду, но славу Святой Церкви и спасение ближних, в чём да поможет мне Господь Бог благодатию Своею молитв ради Пречистой Богородицы и всех святых.

Навсегда останусь верным Святой Матери Церкви и ни при каких обстоятельствах не вступлю в церковное общение с раскольниками и отступниками от святой Православной веры.

Со страхом Божиим и трепетом предстоя у Престола Алтаря Господня, осознаю ответственность принимаемого мною ныне служения. Залогом сему обещаю: начало вверенного мне служения отметить исключительно трезвением и молитвой.

Для сего обязуюсь всякое священнодействие и молитвословие совершать по чиноположению церковному, с благоговением, довольствуясь добровольным за то даянием от своих прихожан; без уважительной причины не опускать положенных по уставу служб;

Утверждать своих прихожан в истинах веры и благочестия, проповедуя им слово Божие «благовременно и безвозмездно»;

Дом свой править, содержать домашних своих, как то подобает служителю алтаря, и не давать их поведением поводов к соблазну прихожан, а также иметь попечение о вверненном мне клире;

В святом алтаре и храме буду держать себя, как того требует святость места, внушая уважение к святыне и другим;

В проходимом служении вести себя буду благочестно, достойно своему высокому званию, опасаясь, как бы не уронить оное или не причинить верующим соблазна своим недостойным поведением.

Одежду буду носить присвоенную духовному званию, скромную и приличную, соблюдать установленные Православной Церковью посты; никаких зазорных поступков — нетрезвости, картежной и других азартных игр, курения и тому подобных — допускать не буду.

О благолепии храма, правильном ведении церковного хозяйства и церковных документов обязуюсь иметь постоянное попечение.

Памятуя, что священнослужитель без воли своего епископа ничего не совершает, обязуюсь все распоряжения своего духовного начальства исполнять беспрекословно.

В заключение сего клятвенного обещания целую Крест и Евангелие Спасителя моего. Если же нарушу эту Присягу, то постигнет меня Суд Божий и прещение церковное. Аминь.

В каждом Таинстве Церкви есть обещания

Как видно из текста присяги, здесь нет никакой клятвы «небом и землёй», но есть обещания, подобные тем, которые берёт на себя человек в других Таинствах Церкви. В той или иной степени обещания хранить верность Богу присутствуют в каждом из них.

1. Во время Крещения сам человек (или от его имени крёстные родители, если крестят ребёнка) отрекается от сатаны и «сочетавается» с Господом. В знак отречения от сатаны он символически дует и плюёт на пол, как на самого сатану. А в знак сочетания с Богом читает Символ веры и совершает поклон.

2. В Таинстве Миропомазания новокрещённый христианин добровольно принимает на себя «печать дара Духа Святаго». Священник помазывает его миром (благовонным составом, сваренным и освящённым по особому чину), и человек тем самым принимает благодать Святого Духа, укрепляющую его в духовной жизни.

3. Во время Исповеди христианин в присутствии священника раскаивается в своих грехах и даёт обещание их не повторять.

4. Подходя к Чаше с Причастием, христианин говорит: «Да не в суд и не во осуждение будем мне Причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела». То есть мы понимаем, что можно причаститься недостойно, и просим у Бога, чтобы этого не произошло.

5. Во время Венчания жених публично заявляет, что «не обещался иной невесте», а невеста — что «не обещалась иному мужу». Здесь тоже присутствуют обещания.

6. Если человек долго болеет и желает исцелиться, то, по словам апостола Иакова, он может «призвать пресвитеров Церкви». Над болеющим совершается Таинство Соборования. Приглашая в свой дом священника, человек тем самым подтверждает, что он христианин и верит, что его может исцелить Иисус Христос.
7. Принимая присягу в Таинстве Священства, христианин обещает, что с помощью Божией он будет «всячески стараться проходить своё служение согласно со Словом Божиим, с правилами и канонами Вселенской Православной и Апостольской Церкви и указаниями церковного священноначалия».

Жизнь во Христе и со Христом

В присяге священника также собраны указания на то, как благоговейно и трепетно надлежит служить в алтаре; как заботиться о духовном окормлении прихожан и как вести себя дома; как беспокоиться о церковном хозяйстве.

Ценность присяги заключается в том, что она актуальна не только на момент рукоположения, но и на всю жизнь священнослужителя — во Христе и со Христом.

Не зря во многих епархиях есть практика, когда копию присяги выдают священнику на руки, оформляя её в виде грамоты, которую можно повесить на стену. Но повесить не ради украшения интерьера, а ради ежедневного напоминания об обещаниях, данных Богу, и о необходимости их выполнять.

Источники:

http://www.bible.com.ua/answers/r/36/311241
http://pravoslavie.ru/3340.html
http://pravlife.org/ru/content/pochemu-svyashchennik-prinosit-prisyagu-esli-hristos-govoril-ne-klyanis

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: