Не есть мясо для православного самочиние. Чем питаются монахи? Полное меню

Что едят монахи в монастырях

Бывает, накатит на человека тоска, думает: «Уйти бы в монастырь, подальше от суеты, молись себе Богу и в ус не дуй». Потом уже всплывает в памяти, что монастырь — не курорт, там нужно работать. Да и условия — далеко не гостиничные.

Жизнь монаха полна лишений. Тут уже не будет не то что вкусной, но порой и сытной еды, а только самое важное, как у Сократа: «Ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть», так что никаких деликатесов. Что же едят монахи в монастырях?

Монахи проводят за едой мало времени, питаются скудно, особенно в пост

Несмотря на красивое название, трапеза в монастыре не отличается ни изобилием блюд, ни их объёмом. Здесь всё скромно, сколько нужно. Обычно монахи собираются на 10–15 минут в установленное время в помещении, которое называется трапезная.

За едой не принято общаться. Все слушают чтеца, который читает Священное Писание. Даже время приёма пищи отводится тому, чтобы приблизиться к Богу. Во главе стола сидят старшие по сану.

Помещение для приёма пищи в монастыре называется трапезная

Количество блюд и их состав меняются в зависимости от региона. Это преимущественно растительная пища (бобы, овощи, фрукты, ягоды), обязательно хлеб. В качестве напитков есть сок, чай или кофе. Вино в монастырях бывает, но его часто разрешают пить в ограниченных количествах и только разбавленное горячей водой до шести градусов.

Чего точно не найти на столах монахов — мясо, сладости, разные виды излишеств. Предпочтение отдают:

Особенно ограничение в пище чувствуется в дни поста, когда монахам строго запрещено употреблять рыбу, молоко, яйца.

Монахи уверены, что подобного рода ограничения благотворно сказываются на духовном развитии, ибо они сосредоточены не на теле, а на духе.

Смотрите также статью Как стать монахом

Монахи Афона голодают и от этого живут до глубокой старости

То, как питаются в монастыре, можно проиллюстрировать примером монахов со святой горы Афон. Люди здешней обители доживают до глубокой старости, хотя регулярно постятся.

Едят два раза в день, с восходом и закатом. Обед не предусмотрен.

  • Завтрак в 8:00;
  • Ужин в 18:00;
  • Зимой время смещается на час.

Никаких перекусов. Большую часть продуктов монахи сами выращивают на грядках, блюда выбирают самые простые, чтобы не тратить много времени на приготовление.

Из пищи исключены:

  • Растительное, сливочное, растительное масло;
  • Жиры;
  • Мясо;
  • Маргарин;
  • Сливки;
  • Специи.

Основной упор на:

Их можно употреблять в неограниченном количестве.

Кухня Афонского монастыря

  • Вместо мяса — сыр, яйца, морепродукты;
  • Побаловать себя можно пирогами и халвой;
  • Из напитков: чай, кофе, вино.

Особое место отведено хлебу. Он даёт энергию и насыщение.

Такая диета избавляет от жира и холестерина, лишает проблем с сахаром, благоприятно сказывается на давлении.

Монахи при этом отмечают, что дело не столько в продуктах, сколько в ограничениях и голодании, которые благоприятно сказываются на здоровье.

Продукты в монастыри могут привезти верующие, но чаще монахи сами занимаются хозяйством

Продукты в русские православные монастыри попадают разными путями. Например, в некоторые обители еду охотно поставляют местные жители. Кто что может. Несут с огородов, теплиц, или то, что приобрели сами.

Монахи эти дары принимают, но не всегда. Есть ограничения. И их требуется соблюдать. Не нужны в монастыре ни коньяк, ни конфеты. Это пытаются вежливо вернуть верующим.

В пост ещё сложнее — ведь монахи должны следовать ещё более жёстким запретам в пище.

Но, конечно, на одни пожертвования жить невозможно. При монастырях, как правило, есть что-то своё. Рассказывает отец Михей, иеромонах Свято-Данилова монастыря:

«До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни, пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди — и москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле – до основания.

Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.

И пасека теперь у монастыря не одна — в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека.

Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды».

Суздальские монахи трудятся в монастырском огороде

Само собой, крупные монастыри могут себе позволить жить на доходы от паломников. Здесь делают и продают:

А также монахи проводят платные требы.

Отдалённым обителям сложнее. Приходится усердно работать в огороде или саду, содержать коров, делать закатки на зиму. Это не считая того, что значительные расходы идут на ремонт, одежду и т.д.

Для укрепления воли и из любви к Божьим творениям монахи не едят мясо

Почему монахи не едят мясо? И на то есть немало причин. Самая главная из них — это сострадание. Эта идея существует не только в русском православии, но и широко распространена во всём мире. Старые восточные традиции до сих пор требуют от своих приверженцев строгого отказа от мяса. Живи, никому не вредя, — такова их главная заповедь.

Но вернёмся к православию. Есть ряд поместных церквей, например греческая, где мясо едят. Но на Руси это неприемлемо.

Что же даёт монахам отказ от него?

  • Укрепление воли. Постоянный пост — это закаливание воли, возможность держать её в узде. Монашество — не статичное состояние, а постоянное укрепление личных качеств во славу Господа. Так что такие ограничения просто необходимы.
  • Проявление любви к Божьим творениям. Жизнь — это самое ценное, что есть в мире, это венец творения Божьего. И нужно дорасти до осознания того, что жизнь везде одинаковая — и в человеке, и в курице, и в зайце. Сострадание к ней — есть поступок из доброты и чистого разума. Монах не ставит вкусовое удовольствие выше чьей-либо жизни. Он любит всякую тварь Божию, ибо в ней видит отражение Божественного замысла.
Читать еще:  Когда начинается яблочный спас в году. Приметы, обряды и народные обычаи на яблочный Спас

В Библии сказано:

«Блажен, иже скоты милует»

То есть православный человек должен с любовью и милостью относиться к животному. Чтобы проиллюстрировать этот принцип, стоит вспомнить отца Иеронима Санаксарского. Ещё до принятия монашества, будучи священником, он служил в Мордовии, где ночевал в отдельной комнате.

Местные церковные сторожа заметили, что там по ночам всё время горит свет. Форточка часто открывается, а в ней возникает рука. И так всю ночь, несколько дней подряд.

Схиигумен Иероним (Верендякин) не мог не только есть мясо, но даже убийство клопа считал дурным поступком

В одно утро будущего старца спросили: «Батюшка, Вы кому машете из форточки ночью?», а тот ответил, что у него в комнате полно клопов. Когда они сильно надоедали, отец Иероним выпускал их на улицу.

Местные предложили поморить насекомых, но будущий старец не позволил. Сказал, что ему на пользу: ночью не дают заснуть, как раз можно помолиться перед службой.

Это пример мировоззрения истинно духовного человека.

Кто-то, быть может, возразит — мол, пусть так, но с едой есть выход — не убивать животных самому, а покупать готовое мясо. Допустим. Но разве заказчик убийства у киллера не столь же ответственен за убийство, как и его исполнитель? Тут то же самое. Вот поэтому монахи и не едят мясо.

Монахи — не вегетарианцы

Можно было бы назвать монахов вегетарианцами, но это не совсем верное определение. Вегетарианство — это название подхода к питанию. Монашество — это подход к жизни.

Монах не ищет научного одобрения своего образа питания. Например, всегда найдутся желающие поспорить с вегетарианцем, дескать, человек хищник, а без мяса невозможно прожить. Опыт старцев, святых, монахов (из любых традиций, не только нашей), доказывает, что жизнь без употребления плоти возможна.

Но им нет нужды вступать в дискуссии о питании. Это не вопрос выбора, не вопрос принадлежности к хищникам и травоядным. Монах может даже поверить в то, что он по природе якобы хищник, либо прочесть о научных исследованиях, доказавших обратное. Это никак не повлияет на его образ питания.

Монах не пытается компенсировать недостающие питательные элементы. Многие известные спортсмены, которые живут на растительном питании (например, Майк Тайсон), умудряются ещё и стать рекордсменами, но они — другой разговор.

Их заботят вопросы сбалансированного питания и замены аминокислот. Монахи же не занимаются гастрономическими расчётами количества белка и не озабочены вопросом здоровой пищи. Им нет до этого никакого дела. Они просто отказались есть животных, вот и всё.

Монахи едят рыбу, кроме дней поста и тех случаев, когда сами себе её запретили

В свете вышесказанного справедливо снова спросить: так едят ли монахи рыбу? Преимущественно да. Хотя история христианства знала и случаи, когда не ели. Например, о таких монастырях сообщал святой Епифаний. Но сейчас в русской православной Церкви запрет на неё, а также яйца и молоко действует только в Великий пост и другие дни воздержания.

В своё время, на Руси, когда формировали уставы монастырей, акцент сделали на запрете употребления мяса. Рыбу же выбрали в качестве замены ему. Так с той поры и продолжается.

Но некоторые выдающиеся деятели христианства отказываются и от рыбы. Например, Серафим Саровский предпочитал употреблять толокно и рубленую капусту, а всё животное исключил.

Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя

Великий пост: продукты для постных и скоромных дней.

Великий пост традиционно привлекает внимание не только верующих людей. Многие пытаются приурочить к этому времени очередной этап похудения или опробовать новую диету, основанную на вегетарианских принципах. Тем, кто задумывается о правильном питании накануне поста, будет интересен опыт монахов горы Афон и особенности их диеты в постные и скоромные дни.

Исследования показывают, что афонское монашество — одно из самых здоровых в мире сообществ. Монахи живут долго, практически не болеют раком, не страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом и болезнью Альцгеймера. Побочным эффектом принятого здесь режима питания становится естественная потеря лишнего веса.

Каждый монастырь практически полностью обеспечивает себя всем необходимым. На материке закупают немногое. Монастыри стоят в окружении огородов, фруктовых садов, виноградников, пасек и оливковых рощ. Собираемые в сезон экологически чистые плоды и составляют основу питания обитателей Святой горы. У монастырей есть также свои небольшие причалы для рыбачьих лодок. Как правило, лодки выходят в море перед тем или иным праздником. Улов — а он бывает значительным — чистят, разделывают и съедают за обедом.

Монастырская трапеза — это религиозный ритуал, который проходит дважды в сутки, утром и вечером. Едят монахи молча, под чтение Священного писания (с комментариями отца-настоятеля). Обычно прием пищи длится около двадцати минут; о его завершении возвещает сигнал колокольчика, подаваемый настоятелем. Хотя монахи относятся к пище как к источнику «пополнения сил», стол у них разнообразный, а постные блюда вкусные. Обычно это супы, зелень, бобовые и зернобобовые культуры, салаты, хлеб и фрукты.

Режим питания отличается неизменностью. Понедельник, среда и пятница — постные дни, когда из рациона исключаются животные белки, вино и растительное масло. Пищу готовят на воде. Несмотря на строгие ограничения, меню постного дня достаточно широко. Нередко то, что не съели утром, доедают, слегка видоизменив, вечером.

Остальные дни недели (если на них не выпадает праздник) считаются скоромными. Ассортимент разрешенных продуктов расширяется и включает в себя рыбу, сыр, яйца, йогурт и красное вино.

Разговение после поста — это радостное событие, когда на столе царит изобилие: рыба, пироги, сладости и даже мороженое. Монахи искренне радуются этим лакомствам, но, храня верность своим принципам, употребляют их в умеренных количествах.

Постные дни

В постные дни вы должны не просто исключить определенные продукты — вы должны есть как можно меньше. Свою обычную порцию придется значительно уменьшить.

Фактически в постные дни вы будете придерживаться строгой маложирной вегетарианской диеты. Постарайтесь подобрать вегетарианские блюда себе по вкусу и проявите самодисциплину. Ложась спать, вы будете ощущать легкое чувство голода, и это хороший знак.

Читать еще:  Вляпаться в какашку к чему. Примета наступить в говно — народные приметы суеверия

Без ограничений. Помните, что в дни поста следует максимально ограничить количество пищи. Ограничения не распространяются на:

  • овощи (кроме авокадо и картофеля);
  • фрукты;
  • травяные/фруктовые чаи;
  • воду;
  • специи, травы и перец — добавляйте их в постные блюда для улучшения вкуса.

С ограничениями. В постные дни можно есть нижеперечисленные продукты, но в небольших количествах. Максимальная порция не должна превышать количество еды, которое помещается в сложенных ладонях.

В умеренных количествах допустимы:

  • картофель;
  • макаронные изделия;
  • злаки: рис, булгур, кускус, киноа, ячмень, перловая и овсяная крупа;
  • хлеб (желательно цельнозерновой);
  • несдобные крекеры, овсяное печенье, хлебные палочки;
  • фруктовые соки (не больше 2 стаканов в день);
  • авокадо (не более половинки в день);
  • бобовые: зеленый горошек, чечевица, бобы (нут, фасоль);
  • оливки и оливковое масло;
  • мед;
  • приправы и соусы (чили, кетчуп);
  • сухофрукты, орехи и семечки (не более горсти в день);
  • чай и кофе (без молока и сахара);
  • соль (как можно меньше).

Что нельзя есть и пить. Возможно, взглянув на список запрещенных продуктов, вы запаникуете: чем же мне питаться, если ничего нельзя! Однако если начать готовить еду самостоятельно, проблему можно решить.

В постные дни полностью исключаются из рациона:

  • молочные продукты: молоко, сыр, сливочное масло, йогурт, сливки, творог;
  • мясо: говядина, свинина, баранина, колбасные изделия (бургеры, сосиски, бекон, ветчина и т.п.);
  • рыба и морепродукты, включая креветки, кальмары, рыбные палочки и т.п.;
  • яйца;
  • чипсы и снеки;
  • печенье, торты, круассаны, оладьи и т.п.;
  • шоколад, конфеты и другие сладости;
  • сахар и сладкие напитки (кока-кола, лимонад, энергетические напитки);
  • спиртное (вино, пиво, сидр, крепкий алкоголь, коктейли);
  • растительное масло и жиры (включая кокосовые сливки и кокосовое молоко);
  • майонез и жирные салатные заправки.

Скоромные дни

В эти дни вы можете питаться более разнообразно, чем в постные, однако количество пищи не должно превышать разумных пределов. Можно также выпить один бокал спиртного (лучше красного вина).

Без ограничений. Как и в любой другой день афонской диеты, без ограничений можно есть и пить:

  • фрукты;
  • овощи (кроме авокадо и картофеля);
  • травяной и фруктовый чай;
  • воду;
  • специи, травы и перец.

В умеренных количествах. В скоромные дни ассортимент разрешенных продуктов значительно шире, чем в постные. Можно есть и пить:

  • злаки: рис, булгур, кускус, ячмень, овес и киноа;
  • бобовые: фасоль и чечевицу;
  • орехи и семечки;
  • хлеб (желательно цельнозерновой);
  • крекеры, овсяное печенье, хлебные палочки;
  • макароны;
  • картофель;
  • авокадо;
  • фруктовые соки;
  • оливки;
  • мед;
  • греческий (натуральный) йогурт;
  • молоко (обезжиренное или с пониженным содержанием жира);
  • сыр (один ломтик размером не больше спичечного коробка);
  • сливочное масло (немного);
  • яйца;
  • морепродукты;
  • мясо птицы;
  • оливковое масло;
  • алкоголь (один бокал красного вина объемом 175 мл);
  • сухофрукты;
  • соль (как можно меньше).

Нельзя:

  • красное мясо и мясопродукты (сосиски, бургеры, ветчину, бекон, паштет и т.п.);
  • чипсы и снеки;
  • сахар и сладкие напитки;
  • конфеты и другие сладости;
  • торты, печенье, круассаны и т.п.

Разговение

Один день в неделю вы можете отойти от строгих ограничений режима питания и «попировать» — порадовать себя тем, что любите. Оставьте этот день для похода в ресторан, праздничного ужина с друзьями или в кругу семьи.

Вся прелесть диеты афонских монахов заключается в том, что не нужно постоянно отказывать себе во всем. Напротив, вы можете пойти в гости и без зазрения совести съесть кусок торта, потому что знаете: завтра наступит постный день. Дни разговения помогают решить типичную для других диет проблему чувств обделенности и вины.

Скорее всего поначалу вы будете с нетерпением ждать воскресенья, чтобы наесться до отвала, но постепенно заметите: вас перестало тянуть на жирное и сладкое, хотя раньше вы жить без него не могли. И это еще одно положительное свойство афонской диеты.

Статья предоставлена издательством «Синдбад»

Пост – это Божественная благодать

Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)

Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников, одним из последних столпов «старой школы» исихазма. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей. Отец Дионисий отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира. Предлагаем вниманию наших читателей беседу со старцем, посвященную посту.

– Да, каждый постится, как ему хочется. Но не все бывает так, как хотелось бы.

Посты установлены были святыми отцами на семи Вселенских Соборах, и, если мы их соблюдаем, нам подается великая Божественная благодать. Если же ты их не соблюдаешь, то тут начинается: «А, Петров пост! Да он не так уж и важен. Успенский пост! Да Богородица ведь знает, что мы не можем поститься. Великий пост! О-о-о, ну это уже слишком: целых семь недель». И так ты выдумываешь всяческие оправдания для себя и совершенно отходишь от постов. Но если нет поста, нет ничего! Ведь пост – это Божественная благодать.

И посмотри, ведь пост выхолостили уже давно. Еще в те времена, когда я был маленьким, в школе, Великим постом постились только на первой седмице да на Страстной, а в промежутке между ними разрешалось есть все. Но это далеко от истины [1] , а если ты отошел от истины, значит, мы уже начали хромать. Прихрамываешь сначала на одну ногу, затем на обе ноги, пока не скажешь вовсе: «Да ну его, Бог его знает! Буду жить как все».

Видишь? Нужно иметь чуточку внимания. Чуточку внимания – и Бог поможет нам.

– Да, что же это за христианин, если не почитает пост? Тогда все равно, какой ты веры. Ты говоришь, что ты христианин, но если не постишься, то чем же ты отличаешься от язычника?

– Видишь, как прогрессирует зло? Католики не постились, и приводят себе в оправдание доказательства из Писания, каким они его понимают, будто бы пост не нужен вообще. И хоть на семи святых Вселенских Соборах и были католики – ведь тогда между нами не было разделений, – но мало-помалу они дошли до того, что у них уже не стало поста.

В Румынии в 1939 году я беседовал с одной католической монахиней, и она мне сказала: «Если я могу, то не ем мяса в Великую пятницу. Если могу; а если нет – тогда ем».

В Великую пятницу, когда Спаситель был вознесен на Крест, у католиков говорят, будто бы ничего плохого в том, что ты поешь мяса! Они тоже были ортодоксальными христианами, как и мы, а посмотри, что вышло?

Читать еще:  К чему снится воткнуть нож. Значение сновидения Нож

Итак, я сказал вам это для примера. Ведь посмотри, когда человек начинает спускаться с горы, он чуть ли не бежит, ибо, когда идешь вниз, труднее остановиться. Доходит до того, что человек говорит: «А зачем мне поститься? В Писании же написано: что выходит из человека, то и оскверняет его, а что входит в человека, это его не оскверняет» [2] .

Да, это так – да не так. Все посты установлены святыми отцами, чтобы, постясь, ты умалял страсти. Пост ты соблюдаешь, почитая страсти Спасителя: «Я пощусь, потому что Спаситель страдал за меня» и так далее. Ну а в том состоянии, в котором человечество находится теперь, чего еще ждать? [3]

– Говорят так: сейчас нельзя поститься потому, что если ты будешь поститься и не поешь мяса, то не сможешь работать в поле.

– Видишь, люди так считают, но это заблуждение. Это обман вражий, потому что естество человека сейчас полно страстей. А страсти, если они поселятся в уме, сердце и мыслях человека, становятся второй натурой. Если же они стали второй натурой, то человек начинает говорить: «Если я не поем мяса, то умру. Все, это конец». И с такими мыслями он действительно умрет!

Но это неправда. Это страсть, навязанная искусителем, который заведует складом всех зол и подбрасывает семя злых дел нам в душу и сердце. И если естество наше склоняется к одному из тех зол, которые он нам подбрасывает, то он впредь будет этим (злом) нам «помогать». Хочешь выпить водки – этим он тебе «помогает»! Хочешь поесть побольше отменных яств – этим он тебе тоже «помогает», пока не поселится в душе человека зло. Хочешь говорить ложь – он «помогает» тебе и этим, пока не приживется страсть, пока она не проклюнется, а если она проклюнется, тогда она уже пускает корень в душе и сердце человека. А если она пустила корень, то этот корень уже становится второй натурой, и ты уже убежден, что если не съешь или не выпьешь того, чего тебе хочется, то ты умрешь. Но это неправда! Это действие искусителя.

То есть ту страсть, которая закрепилась в сердце человека, пустила корни, ее уже труднее искоренить. Поэтому святые отцы учат, что всякий злой помысл, который есть в душе и сердце нашем, он очевиден, и мы должны быть уверены, что он от искусителя, и поспешить к духовнику и сказать ему: «Вот что говорит мне ум, батюшка. Вот, ум мой склоняется к тому-то и тому-то», – чтобы духовник дал тебе наставление, как его просветит благодать Святого Духа.

И этим ты посрамляешь врага, потому что если ты не идешь исповедаться, то страсти, занесенные им в твою душу и сердце, разрушат тебя. А когда никак не можешь найти священника, то исповедуйтесь друг другу, как говорят святые апостолы [4] , чтобы хотя бы так получить помощь и исцелиться, ибо по-другому ты не можешь исцелиться [5] .

– Есть ли шанс на спасение у тех монахов, которые едят мясо?

– Посмотрите: святые отцы изначально решили, чтобы монастыри строились вдали от людей, то есть в пустыне, чтобы монах, совершающий покаяние, мог сохранить свои пять чувств чистыми, близкими к Богу.

Монах ушел из мира, чтобы быть ближе к Богу, потому что человек, живя в миру, соскальзывает в злобу мира.

Святые отцы решили, что монахи не должны есть мяса, потому что оно разжигает страсти более всякой другой пищи. Монах, если он ест вдоволь, пьет вдоволь и спит вдоволь (особенно важен сон), тогда горе ему – он уже не может быть чистым. Тебя будут бороть страсти, плотские страсти, которые являются колоссальными страстями; поэтому святые отцы поставили предел, чтобы ты хранил себя: не ешь пищи, которая разжигает плотские страсти.

Еще тебе нужно, как монаху, не спать вдоволь, ибо тебе, как монаху, не нужно спать по восемь часов. Нужно подвизаться, ведь для того и существует монашеская жизнь, чтобы ты подвизался. Ведь посмотри, как пишут святые отцы: даже если пища у тебя смиренная, как положено монаху, но если ты спишь вдоволь, страсти снова будут бороть тебя со страшной силой.

Поэтому бодрствуйте и молитесь, чтобы войти в Царство Божие [6] , то есть не спи столько, сколько хочет того тело, но будем смирять его молитвой и постом, чтобы не разжигались в нас страсти.

– А что делать, если в монастыре едят мясо? Оказывать послушание настоятелю или уйти в другое место, где его не едят?

– Искушения вражии не оставят тебя в покое, куда бы ты ни пошел. Если ты уходишь из монастыря, потому что там едят мясо, и идешь в другой, то враг уже приготовил тебе там другие искушения. Но поскольку ты не можешь исправить положение дел, то оказывай послушание, а со временем, может, руководители решат, чтобы здесь больше не ели мяса, ведь, слава Господу, монахам в монастыре есть что поесть кроме мяса. Если же они не могут отказаться от мяса, то ешь так, чтобы только тебя видели, что ты ешь, но не так, чтобы наесться.

Мясо – не нечистая пища, это пища, данная Богом, но святые отцы решили, чтобы в монашестве не ели мяса ни под каким предлогом, чтобы тебе легче было бороться с плотскими страстями. Потому и установили наказание для тех, кто ест мясо.

Но поскольку люди изменились и в некоторых монастырях случаются волнения, если монахи не поедят мяса, то ты лучше оказывай послушание, садись за стол и ешь, если это монастырь общежительный. Но ешь так, чтобы только другие видели, что ты ешь, а сам поступай, как советуют и врачи, – вставай из-за стола с некоторым желанием поесть еще.

23 августа 2012 г.

[1] «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (69-е правило святых апостол. См. также 29-е, 56-е и 89-е правила VI Вселенского Собора, 49-е, 50-е и 52-е правила Лаодикийского Собора, 15-е правило св. Петра Александрийского, 1-е правило св. Дионисия Александрийского, 8-е и 10-е правила св. Тимофея Александрийского).

[3] Беседа с монахами из скита Лаку 9 ноября 2002 г.

[4] «Признавайтесь друг перед другом в проступках, чтобы исцелиться»(ср.: Иак. 5: 16).

Источники:

http://hranitel.club/1038-chto-edyat-monahi-v-monastyryah
http://www.7ya.ru/article/Chem-pitatsya-v-post-Dieta-afonskih-monahov-mozhno-i-nelzya/
http://pravoslavie.ru/55630.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector