Нарушение тайны исповеди. Начало установления таинства

Введенский кафедральный собор

Галичская епархия, Костромская митрополия, Галичское благочиние

Таинство исповеди, как к нему подготовится.

Исповедь (покаяние) — одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов — чтении разрешительной молитвы — невидимо разрешается от них. Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Борис Клементьев «Исповедь»

Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя. Перечислим некоторые из них:

Грехи против Бога

— Неблагодарность Богу, неверие, сомнение в вере, оправдание своего неверия атеистическим воспитанием, неношение нательного креста, посещение различных сект, упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем), ворожба, лечение у «бабушек», обращение к экстрасенсам, чтение книг по магиии оккультной литературы, мысли о самоубийстве, игра в карты и прочие азартные игры, невыполнениеутреннего и вечернего молитвенного правила, непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни, несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение другихпостов, установленных Церковью, отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, малодушный ропот, опасение старости, нищеты, болезни, рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения, осуждение Церкви и ее служителей.

Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям

Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Грехи против ближних

— Воспитание детей вне христианской веры, вспыльчивость, гнев, раздражительность, высокомерие, лжесвидетельство, месть, насмешливость, скупость, невозвращение долгов, неуплата за труд заработанных денег, неоказание помощи нуждающимся, непочитание родителей, раздражение их старостью, непочтение к старшим, неусердие в своей работе, осуждение, злорадство, присвоение чужого, воровство, ссоры с соседями и ближними, убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта), убийство словом — доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.

Грехи против самого себя

— Многословие, пересуды, празднословие, беспричинный смех, сквернословие, самолюбие, делание добрых дел напоказ, тщеславие, сребролюбие, зависть, ложь, пьянство, употребление наркотиков, чревоугодие, любодеяние — разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг, блуд — физическая близость лиц, не связанных узами брака, прелюбодеяние — нарушение супружеской верности, блуд противоестественный — физическая близость лиц одного пола, рукоблудие, кровосмешение — физическая близость с близкими по родству или кумовству.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: вспомнить все свои грехи, можно выписать их на отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь — это не только осознание собственных недостатков, но и жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя. Хорошо выработать привычку каждый вечер приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели.

Как происходит исповедь

Существуют некоторые правила прохождения Таинства исповеди. К этому Таинству нельзя приступать Покаяния женщинам в период месячного очищения. Те грехи, которые кающийся исповедовал в предыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

Читать еще:  11 10 на часах значение. Ангельская нумерология и совпадения чисел на часах

В некоторых случаях священник может наложить накающегося епитимию — духовные упражнения для углубления покаяния и искоренения греховных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Исповедь в нашем храме, как правило, начинается

О неразглашении тайны исповеди в Православии

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви. Раздел №9

Норма, предполагающая защиту тайны исповеди, содержится в законодательстве многих современных государств, в том числе в Конституции Российской Федерации и российском Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Священнослужитель призван проявлять особую пастырскую чуткость в случаях, когда на исповеди ему становится известно о готовящемся преступлении. Без исключений и при любых обстоятельствах свято сохраняя тайну исповеди, пастырь одновременно обязан предпринять все возможные усилия для того, чтобы преступный умысел не осуществился. В первую очередь это касается опасности человекоубийства, особенно массовых жертв, возможных в случае совершения террористического акта или исполнения преступного приказа во время войны. Помня об одинаковой ценности души потенциального преступника и намеченной им жертвы, священнослужитель должен призвать исповедуемого к истинному покаянию, то есть к отречению от злого намерения. Если этот призыв не возымеет действия, пастырь может, заботясь о сохранности тайны имени исповедовавшегося и других обстоятельств, способных открыть его личность, — предупредить тех, чьей жизни угрожает опасность. В трудных случаях священнослужителю надлежит обращаться к епархиальному архиерею.

Священник Игорь Фомин

– Батюшка, на исповеди человек открывает священнику самые потаенные уголки своей души. Это ведь очень личное общение. И начать разговор о таинстве покаяния хотелось бы с довольно неприятного вопроса.

Люди, получившие образование в советское время, хорошо помнят сюжет романа Этель Войнич “Овод”. Там описана трагедия молодого человека, который на исповеди рассказал священнику о своем участии в революционном кружке. И священник его предал. В результате молодой человек разочаровался в религии, возненавидел Христа и, в конце концов, был расстрелян за участие в революционном движении.

Так вот вопрос: возможно ли такое сегодня у нас в Церкви? Вернее – бывают ли ситуации, когда священник, по каким-то очень важным причинам, имеет право нарушить тайну исповеди?

– Я считаю, священник не может рассказывать о том, что услышал на исповеди. Разглашение тайны исповеди – это автоматическая духовная смерть для самого себя. Если священник дерзнул разгласить тайну исповеди, – при любых обстоятельствах, даже при грозящей государству опасности, – то я считаю, что этот священник уже не достоин носить сан. Потому что тайна исповеди – это один из основополагающих пунктов присяги священника, которую он дает перед рукоположением. Канонически эта традиция не закреплена. В истории Церкви существовали критические периоды, когда возникали практики оглашения тайны исповеди, связанной с опасностью для всей Церкви в целом или для общества. Однако даже в этом случае всегда подчеркивалось, что оглашается то, что угрожает Церкви и обществу, но не указывается тот, кто сказал об этом на исповеди. При этом, по прошествии времени такие практики всегда отменялись и даже осуждались. По общему убеждению современного духовенства, так же как в понимании древней монашеской традиции, не может быть никакой причины, которая оправдывала бы несохранение тайны исповеди. Доверие к исповедующему священнику важнее, чем любые другие соображения.

– В свое время к нам в редакцию журнала пришло письмо, где женщина писала, почему она не может заставить себя пойти на исповедь. Она это сформулировала так: “Потому что я отчетливо представляю себе такую картину: вот все исповедовались, священники собираются где-то после службы и начинают: “А мне сегодня то-то сказали, а мне – то-то и то-то!”

– У Феофана Затворника есть интересное замечание к исповедующим священникам, что на аналой надо положить для исповедующегося крест и Евангелие, а для того, кто принимает исповедь – нож. Если он кому-нибудь захочет рассказать что-то из принятой исповеди, пусть лучше язык себе отрежет. Это очень жестко, но правильно. Очень часто бывает, что к тебе приходит человек, ты принимаешь его исповедь и слышишь о таких грехах, что думаешь: Господи, как с ними не то что ему – он-то будет прощен – а как с ними ты будешь дальше жить? Но только человек отошел от аналоя, и ты уже все забываешь. Господь полностью стирает из твоей памяти все, что тебе не нужно и не полезно.

Читать еще:  К чему снится ловить золотую рыбку. К чему снится золотая рыбка? Нюансы разъяснения символа

Священник Игорь Фомин родился 25 февраля 1970 года, в 1995 году окончил Московскую духовную семинарию. Клирик храма Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. Отец троих детей.

Протоиерей Георгий Завершинский, доктор богословия, магистр философии, благочинный приходов Шотландии и Ирландии

Приведу реальный пример из девяностых. Москва, в опустевший вечером храм пришел мужчина, положил на подоконник сверток и сообщил: «Я только что убил человека. Потрогай, отец, этот сверток, там пистолет, он еще теплый». Он сказал священнику, что раскаивается, но ему нужно исчезнуть, для чего потребовал 2000 долларов, чтобы уехать из страны. Священник сообщил в милицию и поступил совершенно правильно.

Все-таки тайна исповеди сохраняется, когда человек на самом деле раскаивается и когда священник свидетельствует, что есть раскаяние, и читает молитву: «…прощаю и разрешаю». Тем самым священник подтверждает, что таинство совершилось.

Если нет подтверждения священника, что это таинство, тогда это – не исповедь, и священник может на свое усмотрение сообщить о случаях насилия, угрозы или преступления.

Конечно, при этом мы понимаем, что священник, который не прочел разрешительную молитву и не подтвердил, что таинство совершилось, а затем сообщил в правоохранительные органы, рискует жизнью, как московский священник из рассказанной мною истории. Но он как гражданин принял именно такое решение.

Протоиерей Александр Ильяшенко

Я знаю, что в тюрьмах преступники каются в таких преступлениях, о которых следствие не знает. Это означает, что они полностью доверяют священникам, и священники действительно свято хранят тайну исповеди. Потому и возможна глубокая сокрушенная исповедь, исцеляющая душу преступившего закон человека, дающая ему силы вернуться на нормальный жизненный путь. Ведь цель наказания – не покарать человека, а исправить…

Но представьте себе, что человек искренне кается и признается на исповеди в том, что он утаил от следствия, а священник идет и доносит начальству, пусть и опираясь на закон. Кто ему будет доверять? Кто к нему пойдет на исповедь?

Представим себе, что некто совершил преступление, например, управляя машиной, сбил насмерть человека и скрылся. Предположим, что он решил исповедовать свой грех и все рассказал священнику. Можно такому человеку посоветовать: «Знаешь, мне кажется, для тебя было бы лучше, если бы ты сам пошел в полицию и рассказал об этом. Конечно, такое признание грозит следствием, судом, лишением свободы. Но уж лучше здесь отстрадать, чем мучиться от угрызений совести всю жизнь, а потом дать ответ на Страшном Суде».

Несколько лет назад мне довелось исповедовать в тюрьме.

Подошел человек, который десять лет назад вынужденно убил несколько людей, иначе они убили бы его. Его не нашли, но он не выдержал постоянных многолетних душевных терзаний и сам на себя заявил.

Главное, что решение, сказать или не сказать, принимает сам человек!

Священник может дать тот или иной совет, который примут или нет, но раскрыть тайну исповеди он категорически не смеет. Нарушать и разрушать тайну исповеди нельзя, это может помешать оступившемуся встать на путь покаяния и исправления.

Исповедь – это таинство, и совершает его Сам Господь Иисус Христос, а не священник. Священник же должен помочь кающемуся грешнику принести искреннее глубокое покаяние, которое будет угодно Господу. Уверенность в том, что тайна его исповеди будет нерушимо сохранена, конечно, поможет человеку в этом трудном и благодатном делании.

Отмечу, что тайна исповеди охраняется в России юридически, что закреплено в нескольких документах.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” в пункте 7 статьи 3 постулирует законодательное сопровождение охраны тайны исповеди и ограничение к привлечению к уголовной ответственности священнослужителей за отказ от дачи показаний по сведениям, полученным в рамках таинства исповеди (“Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди”).

Читать еще:  К чему снится как кошка ловит мышей. К чему снится, если кот поймал мышь и хочет съесть её

Уголовно-процессуальный кодекс РФ в пункте 4 части 3 статьи 56 включает священнослужителя в список лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей по обстоятельствам, известным в ходе исповеди (“Не подлежат допросу в качестве свидетелей: 4) священнослужитель – об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди”).

Гражданско-процессуальный кодекс РФ в пункте 3 части 3 статьи 69 определяет, что “не подлежат допросу в качестве свидетелей: 3) священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, – об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди”.

Доверился батюшке, а он нарушил тайну исповеди

Отец Илья служил верой и правдой уже много лет в Храме святого благоверного великого князя Александра Невского . Приход был большой, активный, популярный среди жителей города и даже области. Отец Илья старался вести хозяйство свое рачительно и с душой. За это его прихожане любили и уважали. Многие приходили за житейским советом.

Исповедовались тоже многие. В основном грехи были такого порядка: зависть, ложь, измены (прелюбодеяния), мелкое воровство, грешные мысли.

Исповедывающиеся были разного возраста, разного социального положения, с разной степенью веры. Батюшка от души наставлял их на путь истинный, говорил мягко и с любовью. Он принимал такое искреннее участие в ситуации, что эти люди приходили и благодарили его за помощь, которая помогла им справиться с нарушением заповедей.

Батюшка любил молиться за своих прихожан. На его глазах выступали слезы, а вся его паства представлялась ему его детьми. И он как отец всех их жалел, любил и готов был прижать каждого к груди своей.

В общем, нёс свой крест батюшка достойно.

Но один случай перевернул всю его дальнейшую жизнь.

В храм зашел мужчина высокого роста и крупного сложения. Видно было, что он кого-то ищет. Отец Илья подошел к нему и выяснилось, что мужчина очень хочет исповедаться и как можно скорее.

– В чем срочность? – спросил батюшка.

– Передумаю вдруг, – ответил мужчина и засмеялся неприятным, лающим смехом.

Исповедь состоялась. Мужчина ушел. А батюшка все ходил и ходил, и места себе не находил. Он не спал всю ночь и принял решение после долгой молитвы на коленях.

… – Ну и я ее это, ножом пырнул в самый живот. Даже почувствовал, как нож там внутри по ним ходит. Врачи на УЗИ сказали, что двойня будет. Она зацепилась за меня, медленно так падала… Кровь из нее быстро утекла. Я ее в приготовленный мешок положил и там закопал. Земля мягкая была, хорошо копать было. Так их и похоронил. Сюда-то я пришел, потому что знаю, у вас тайна исповеди. Вы никому не скажете. Вы мне, это, грех-то отпустите. А то снятся они мне часто, спать не могу. Кричу сильно. Моя сожительница-то пугается, будит меня, а я трясусь… Надоело мне это. Так чё делать-то надо? Говорите. Я все сделаю…

Утром батюшка пришел в местный отдел полиции и написал заявление о преступлении. Он хорошо запомнил этого мужчину, по его рассказу составили фоторобот и через несколько дней мужчина был арестован. Он дал признательные показания. Указал место преступления. Там действительно был найден труп женщины с признаками беременности.

Отец Илья снял с себя сан и стал вести обычную гражданскую жизнь. Никто из его прихожан так и не узнал, что он нарушил тайну исповеди. Но Иван Николаевич считает, что поступил правильно.

Через некоторое время стало известно, что преступника убили в тюрьме сами заключенные, которые по тюремным понятиям должны самосудом наказывать того, кто убил женщину, детей или старика.

Комментарий юриста: Что касается тайны исповеди – священнослужители религиозных организации не подлежат допросу в качестве свидетелей об обстоятельствах, ставших им известных из исповеди. НО! Существует Постановление Конституционного суда РФ от 29.06.2004 г. №13-П: лица, обладающие свидетельским иммунитетом, включая священнослужителей вправе использовать сведения, полученные в ходе выполнения своей профессиональной деятельности.

Т.е. отец Илья был вправе прибегнуть к раскрытию тайны исповеди (только касаемо уголовного преступления) и исключительно для защиты интересов определенного круга лиц.

Понравилось? Ставьте лайк – палец вверх и добро пожаловать на мой канал!

Источники:

http://vvedensky.prihod.ru/nachinayushhemu-xristianinu/tainstvo-ispovedi-kak-k-nemu-podgotovitsya/
http://www.proza.ru/2018/11/22/855
http://zen.yandex.ru/media/id/5ae7300c2f578c0c724684df/5afe554fad0f2251f7e3cab3

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: