Наиболее известные философы 20 21 века. Философия XXI века

Философия Новейшего времени (20–21 век)

В 20 веке продолжается научно-технический прогресс, который достигает невиданных темпов. В то же время это эпоха крупнейших социальных потрясений мирового масштаба. В философском отношении 20 век знаменуется переходом на антропологическую проблематику.

Две причины:

  1. связана с развитием самой науки, а именно на рубеже веков появляются науки о человеке. Зигмунд Фрейд, Иван Павлов, Сеченов пользовались авторитетом на рубеже веков. Философия превращается из спекулятивной в научную.
  2. исторические причины. Человек проявляет свои качества в Мировых войнах. Проблема человека снова стала главенствующей. В понимании человека нарастает иррационализм, ибо иррациональной была сама реальность. Главный вопрос – Что есть человек? – ставится по-новому. Возникает новый вопрос – Каково соотношение человека и техники?

Основные антропологические направления и идеи 20 века

  1. Немецкая философская антропология 20 века. Макс Шелер «Положение человека в космосе». Шелер рассматривает 4 мира: неорганической природы, растительный, животный и человеческий – и приходит к выводу, что человек сродни всем мирам, сущность человека – различие жизненного порыва и духа. Жизненный порыв более силен, чем дух. Порыв слеп, а дух слаб. Человек – самоопределяющееся существо и выходящее за свои пределы. Дух человека сродни космическому духу. Х. Плеснер пытается создать научную философию человека, основываясь на данных наук, прежде всего, биологии.
  2. Главная работа – «Ступени органического и человек». Плеснер выводит несколько законов бытия, один из них – закон естественной искусственности, согласно которому человек не может жить вне мира, созданного им самим. Второй закон – закон опосредованной непосредственности – человеку необходимы какие-то медиаторы. Эксцентричность человека – центр человека находится вне него. А. Гелен усматривает черту, отличающую человека от других – неспециализированность, позволяющая человеку быть любым. Культура как средство компенсации за биологическую неприспособленность человека.
  3. Неофрейдизм – другая философия человека. Эта школа имеет ориентир на рассмотрение человека как биологического существа. Все индивидуальные особенности закладываются в детстве. Рассматривают влияние социальных факторов на сознание человека. Альфред Адлер показал, что содержание подсознания определяется комплексом социальной неполноценности. Э. Фромм исследует феномен агрессивности – «Анатомия человеческой диструктивности», а также феномен любви, человеческой свободы. Присутствует практическое начало, стремление помочь «заблудившемуся» человеку. Карл Юнг вводит понятие коллективного бессознательного, чье поле создает содержание культуры и религии.
  4. Экзистенциализм – философия существования человека. Не выражает намерения строить конкретную философия, основываясь на науках. Он близок к художественной литературе. Это направление получило широкое распространение. Представители: Карл Ясперс, М. Хайдеггер, Жан Поль Сартр, А. Камю, Г. Марсель. Экзистенциализм наибольшее влияние оказал на умы середины 20 века. Считали своими предшественниками философов 19 века, особенно Достоевского. Главные темы: человеческая свобода, религия, страх, тоска, чувство заброшенности. Сартр ввел понятие «пограничная ситуация» – существование на грани жизни и смерти. Представители экзистенциализма переосмысливают ценность человека после ВОВ. Еще одна проблема – взаимодействие личности и общества, они считают, что общество враждебно к личности. Человек должен быть участником событий. Тема свободы рассматривается в соотношении с темой ответственности. Свобода рассматривается не как благо, а как бремя, которое человек не может сбросить с себя. Сартр – «Бытие и ничто», «Тошнота», «Дьявол и Господь Бог», «Экзистенциализм – это гуманизм». Камю считает, что существование человека абсурдно. Отношение к религии у экзистенциализма неоднозначно. Существует религиозный экзистенциализм (Ясперс) и атеистический экзистенциализм (Сартр и Камю). Сартр утверждает, что для человека не важно: есть Бог или нет.

20 век дает широкий спектр антропологических идей: от фрейдизма до рассмотрения человека как сугубо духовного существа. Продолжается влияние марксизма.

На протяжении всего 20 века сохраняется пристальный интерес к гносеологии, развивается философия науки.

Основные гносеологические направления 20 века

  1. Неопозитивизм. Представители – Л. Витгенштейн, Б. Рассел. Неопозитивизм часто называют логическим и лингвистическим позитивизмом. Роднит его с классическим позитивизмом то, что его представители считают научное знание единственно верным, не верят в философское знание и считают, что все вопросы сводятся к научному доказательству. Неопозитивизм предлагает метод верификации суждения – проверки любого суждения. Если метод применим, то суждение имеет смысл, нет – в противном случае. В середине 20 века Неопозитивизм сменяется постпозитивизмом.
  2. Постпозитивизм. Представители – К. Поппер, И. Лакатос, Томас Кун, П. Фейерабенд. Приходят к выводу, что философия и наука не отделимы. Все научные знания относительны, субъективны и нагружены доказательствами и теориями. Поппер предлагает принцип фальсификационизма – доказательства лживости теории.
Читать еще:  Желтая земляная змея мужчина характеристика. Психологический портрет мужчины змеи

Философия конца 20 века

Наступает эпоха постмодернизма. Приметы: наблюдается ценностная индифферентность к иерархиям; игровой характер. В философии отсутствует понятие «реальность». Всё внимание уделяется внутреннему миру субъекта. Интерес к буддизму, индуизму, даосизму. Познание не может претендовать на истинность. Главное понятие – текст. «Человек умер» – лозунг. М. Фуко, Ж. Бодрийяр рассматривают отдельные стороны бытия.

Вывод: наблюдаем разнообразную полемику – отход от классической философии; уход в частные образы.

89.238.177.94 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ВЫДАЮЩИЕСЯ ФИЛОСОФЫ XX ВЕКА;

Бердяев Николай Александрович (1874-1948). «Душа есть твор-
ческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя транс-
цендировать, подыматься к тому, что выше человека».

Бердяев в молодости участвовал в социалистическом движении. По-
зднее он отошел от него и занялся разработкой философско-экзистен-
циального миросозерцания. В 1922 г. был выслан из Советской Рос-
сии. С 1926 по 1939 г. был главным редактором религиозно-философ-
ского журнала «Путь». Скончался за рабочим столом.

В своих многочисленных трудах Бердяев отстаивал примат лич-
ности над обществом. Личность характеризуется в горизонтах свобо-
ды, духовности, творчества. Бердяев многократно давал свою трактов-
ку судьбы России. Он считал, что России принадлежит мессианская
роль.

Витгенштейн Людвиг (1889—1951). «Философская проблемати-
ка имеет форму: “Я попал в тупик”». «Какова твоя цель в философии? —
показать мухе выход из мухоловки. ».

Витгенштейн — одна из ключевых фигур всей философии XX в.
Поведение Витгенштейна необычно, а некоторые поступки кажутся экс-
травагантными: он участвует в первой мировой войне, попадает в плен
к итальянцам, носит в ранце написанный им философский шедевр, от-
казывается от огромного наследства, строит сестре по своему проек-
ту дом, собирается уйти в монастырь, стать дирижером симфоничес-
кого оркестра, посещает СССР с целью изучить северные народности,
преподает детишкам в школе арифметику.

В философии Витгенштейн прославил свое имя анализом языка.

Гадамер Ханс Георг (род. 1900). «Кто хочет мыслить, должен спра-
шивать». «Ожидание ответа уже предполагает, что спрашивающий за-
тронут преданием и слышит его зов».

Гадамер — ученик Хайдеггера. Работал в Лейпцигском универси-
тете, переехал из ГДР в ФРГ. В 1960 г. опубликовал книгу «Истина
и метод», которая принесла ему славу.

Гадамер считается главой современной герменевтической школы.

Гуссерль Эдмунд (1859—1938). «Философия должна всегда выпол-
нять в европейском человечестве свою функцию — архонта (высше-
го должностного лица. — В.К.) всего человечества».

Работал во Фрейбургском университете (Германия). После прихо-
да к власти нацистов Гуссерль по причине своего еврейского проис-
хождения был лишен возможности принимать участие в официаль-
ной философской жизни Европы. В уединении, покинутый всеми сво-
ими друзьями-философами, кроме двух молодых ассистентов, он
продолжал интенсивно работать. Уже после смерти Гуссерля случай-
но посетивший его родственников вчерашний студент, 27-летний
бельгиец ван Бреда, к своему огромному удивлению обнаружил ру-
кописи объемом 47 000 страниц. Тайно, по каналам дипломатической
почты архив Гуссерля был вывезен в бельгийский город Левей.
По сей день этот архив служит документальной основой многотомной
гуссерлианы.

Гуссерль — основатель феноменологии. Он мечтал сделать фило-
софию строгой наукой и тем самым выработать инструментарий для
преодоления кризисов человечества.

Деррида Жак (род. 1930). «. Что же происходит сегодня в нашем
мире и нашей «современности». Все мои усилия — это усилия разо-
браться с этим необъятным вопросом».

Деррида — лидер современной французской философии. Он попу-
лярен во всем мире. В философии занял достойное место благодаря раз-
работанному им методу деконструкции. Чтобы нечто понимать, надо
различать; в настоящем есть и прошлое, и будущее.

Карнап Рудольф (1891—1970). «. Объяснения с помощью фактов
в действительности являются замаскированными объяснениями с по-
мощью законов».

Карнап — австрийский философ, участник знаменитого Венско-
го кружка. В 1935 г. эмигрировал в США, где имел многочисленных
учеников. Один из основателей логического позитивизма. Мечтал
о создании такой логической системы, которая представляла бы если
не все, то как можно больше эмпирических фактов.

Куайн Уиллард ван Орман (род. 1908). «Быть — значит быть зна-
чением связанной переменной».

Куайн — старейшина американских философов-аналитиков, пре-
красный логик, ученик английского философа Рассела. Успешно по-
пуляризирует свои работы в США. Согласно Куайну, философия
должна основываться на экспериментальных фактах, иметь ясную ло-
гическую форму. Что и как существует, человек может понять только
на основе теории, ее законов, которые формируются в виде уравнений
с переменными. Отсюда его знаменитое определение, приведенное на-
ми в качестве эпиграфа.

Читать еще:  Происхождение и значение имени милена. Милена

Ленк Ганс (род. 1935). «Никогда ранее западно-западноевропей-
ский человек не должен был быть столь ответственным, как сегодня».

Ленк — типичный западный философ конца XX в., причем фило-
соф новой формации. Став в 25 лет олимпийским чемпионом по греб-
ле (в составе восьмерки гребцов), он затем всецело посвятил себя фи-
лософии. Объездил весь мир, написал около сотни монографий, внес
существенный вклад, может быть, больший, чем кто-либо другой, в де-
ло объединения усилий философов различных континентов и стран.
Он много сделал для взаимообогащения немецкой и американской фи-
лософии. Очень доброжелателен по отношению ко многом россий-
ским философам.

Философию Ленка отличает ее практическая направленность, ори-
ентация на самые злободневные вопросы науки, техники, социологии,
обостренное, совестливое отношение к жизни.

Поппер Карл Раймунд (1902-1994). «. Свобода важнее равенст-
ва».

Поппер родился в Вене, спасаясь от нацизма переехал в Новую Зе-
ландию, а знаменитым философом стал в Англии. В 17 лет переселил-
ся в ветхое студенческое общежитие, многие годы проработал в соци-
альной службе, помогая нуждающимся детям. Стал учителем и лишь
в 35-летнем возрасте занялся философией профессионально. Длитель-
ное время считал себя социалистом, но критически оценивая социа-
лизм в России, подвергал теорию Маркса критике

Поппер считается основателем постпозитивизма. Он показал как,
каким образом происходит рост научного знания.

Рассел Бертран (1872-1970). «Ты не должен следовать толпе в ее
злых делах». Запись, которую сделала в подаренной Расселу библии
его бабушка. Этой заповеди Рассел следовал всю свою жизнь.

Рассел — выдающийся британский философ, математик, полити-
ческий деятель, лауреат Нобелевской премии (по литературе). Всю свою
жизнь бунтовал против всякой неправды, не раз попадал в тюрьму.
Уже будучи стариком, вместе с молодежью выступал против прояв-
лений милитаризма.

Рассел — основатель аналитической философии.

Сартр Жан-Поль (1905-1980). «Вне зависимости от обстоя-
тельств, времени и места человек свободен избрать себя предателем или
героем, трусом или победителем».

Сартр для Франции — это то же самое, что Рассел для Англии, а имен-
но, философская совесть нации. Сартр не только философ, но и писа-
тель (в 1964 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литера-
туре, которую он отказался принять), политический деятель. Он был

20 книг левых мыслителей XXI века о том, как устроен современный мир

«Афиша» с помощью экспертного совета составила список книг левых мыслителей XXI века, объясняющих с марксистских (и не только) позиций, как устроен современный мир.

Дэвид Гребер «Долг: первые 5000 лет истории»

Исследование, рассматривающее долг с точки зрения антропологии: откуда это слово появилось, с какими культурными и религиозными практиками связано, почему фраза «Долги нужно отдавать» имеет силу заклинания, отменяющего любые моральные законы, и почему на некоторых это правило не распространяется.

Терри Иглтон «Почему Маркс был прав»

Блестящее риторическое упражнение, апология Маркса в виде ответа на десять популярных претензий к нему. Знаменитый английский литературовед предъявляет читателю Маркса с человеческим лицом — сторонника демократии и индивидуализма, среднего класса и духовной свободы, удивляясь при этом посмертной судьбе Маркса, никем толком не понятого.

Джонатан Крэри «24/7 Late Capitalism and the End of Sleep»

Солидное исследование, доказывающее, что круглосуточный режим работы, продиктованный капитализмом, хочет зарезать сон. Как жизнь в бессонном, не различающем дня и ночи мире влияет на самосознание человека и как складывается политическая необходимость вернуть свободу сна.

Томас Пикетти «Капитал в XXI веке»

Внезапный бестселлер, доказывающий, что капитализм и демократия в принципе плохо совместимы, а видимый их симбиоз был уникальным историческим курьезом. Пикетти видит неизбежность того, что в будущем, как и в забытом прошлом, вся власть будет принадлежать не прилежным и изобретательным, а наследственным рантье и их родным и знакомым.

Эрик Хобсбаум «How to Change the World: Tales of Marx and Marxism»

Очерки из истории марксизма, написанные великим английским историком за полвека изу­чения этого предмета. Ровный тон, неочевидные темы, огромное знание нюансов и деталей — и, разумеется, вера в неизбежность идеологической победы Маркса в недалеком будущем.

Саймон Критчли «Infinitely Demanding»

Философ Критчли исследует возможность политически сознательной анархистской этики, принимающей как данность несправедливость и безнадежность современности. Ответственность его «бесконечного требования» отрицает ­нигилизм, доводя его до предела. Похожим образом он же в последней книге предлагает неверие как основу самого глубокого религиозного опыта.

Читать еще:  Народные приметы и их последствия. Почему нельзя спать напротив зеркала? Почему не стоит вешать зеркало в спальне

«Невидимый комитет» «Грядущее восстание»

Анонимная иеремиада, вдохновленная парижскими беспорядками 2005 года, обливающая упоительным презрением и правых, и левых, воспевающая «силу огня» от Герострата до Парижской коммуны. «Больше ада» — нехитрая, но эффектная пред­посылка для политической поэмы в прозе.

Гай Стэндинг «Прекариат: новый опасный класс»

Стэндинг описывает класс «новых беспокойных»: глупеющий в социальных сетях, не имеющий жизненного плана и профессиональной идентичности, экономически незащищенный и теряющий корни. ­Левые должны придумать для прекариата лучшее завтра, иначе правые демагоги завлекут его в сети фашизма 2.0.

Дэвид Харви «Краткая ­история неолиберализма»

История неолиберальной революции, начатой приблизительно в одно время Пиночетом, Рейганом, Дэн ­Сяопином и Маргарет Тэтчер: почему то, что было радикальным, стало консенсусом и сможет ли мир избавиться от неолиберального культа и вернуться к левой норме, создавшей послевоенное процветание?

Эндрю Бойд, Дейв Митчелл «Beautiful Trouble: A Toolbox for Revolution»

Гипертекстовая энциклопедия активиста, предельно коротко разъясняющая принципы и методы современного политически-карнавального действия: детурнемент, флешмоб и так далее. Написана участниками «Оккупай Уолл-стрит» в самый разгар протестов одиннадцатого года.

Джон Зерзан «Twilight of The Machines»

Радикальный анархо-примитивизм, развивающий идеи Теда «Унабомбера» Качинского. Земледелие — первородный грех цивилизации, возвратившись к охоте и собирательству, мы не только загладим вину перед природой, но и придем к справедливому обществу без угнетения, сексизма, отчуждения и т.д. Все, кто согласен на меньшее, — вредные и наивные агенты статус-кво.

«Тиккун» «Preliminary Materials for a Theory of the Young­-Girl»

Постситуационистское, состоящее в основном из напечатанных разными шрифтами афоризмов сочинение о Юной ­Девице, в которую воплотился Капитал. Юная­ Девица (любого пола и необязательно юная, как сообщает авторский коллектив «Тиккуна») собой олицетворяет всю боль, скуку, бессмысленность и жестокость товарного мира.

Майкл Хардт, Антонио Негри «Империя»

Критика Империи, нового всесильного и не имеющего центра суверена, принципиально отличного от недавних колониальных империй. Принципы противостояния Империи, предлагаемые Хардтом и Негри, восходят скорее не к антиколониализму, а к двум градам, описанным святым Августином на закате Римской империи.

Паоло Вирно «Грамматика множества»

Multitude, «множество» или «масса» (в переводе «Империи» Хардта — Негри) — обратная «народу» многоголосая, разобщенная, но настроенная на постоянную коммуникацию сущность, которая в постмодернистскую и постиндустриальную эпоху приходит на место революционного класса. Автономистская социология Вирно отчасти дополняет, отчасти опровергает «Империю».

Фредрик Джеймисон «Марксизм и интерпретация культуры»

Интегрирующая принципы структурализма и психоанализа марксистская критика Джеймисона предлагает метод понимания идеологических структур, которые сознательно или подсознательно включаются в любые культурные тексты и артефакты. В данном сборнике особенно заметно знакомство с русскими темами — от Шкловского до Сокурова.

Мария Гоф «The Artist as Producer»

Новая история конструктивизма, показывающая, что парадоксы, с которыми сталкивался художник, подавшийся работать в двадцатые годы на коммунистическое производство (что важнее: повысить производительность или преодолеть отчуждение? функциональность или форма вещи?), на самом деле были глубоко и неразрывно связаны с парадоксами самого советского коммунизма.

Чхан Ха Джун «Bad Samaritans: The Myth of Free Trade and the Secret History of Capitalism»

Экономист из Южной Кореи опровергает либеральные догмы: о пользе свободной торговли и вреде протекционизма, о ленивых и работящих народах, о преимуществе частной собственности перед государственной, о том, что свободный рынок — друг демократии и враг коррупции.

Джоди Дин «The Communist Horizon»

Полемическое сочинение, требующее отказаться от антикоммунистических предрассудков времен холодной войны, прекратить пустые разговоры о демократии, вместо бесплодного анархизма Occupy заняться партийным строительством и идти в светлое будущее, где дают по потребностям и берут по способностям.

Майк Дэвис «Planet of Slums»

Исследование великого переселения человечества (точнее, его невидимого большинства) в самостройные трущобы, ужас которых не приснился бы никакому Диккенсу. Согласно ­Дэвису, виноваты в происходящем неолиберальная революция и мягкий империализм МФВ и Всемирного банка.

Иммануэль Валлерстайн «Конец знакомого мира: ­Социология XXI века»

Теоретик мир-­системного анализа показывает, что мир входит в фазу непредсказуемости, в которой социальные науки не только не могут предсказать будущее, но и понять настоящее. Как ни странно, Валлерстайн в этом видит только повод для оптимизма.

Эксперты: Павел Арсеньев, Евгений Бабушкин, Александр Бидин, Илья Будрайтскис, Борис Куприянов, Эдуард Лукоянов, Кирилл Мартынов, Кирилл Медведев, Александра Новоженова, Галина Рымбу, Алексей Цветков

Этот материал впервые был опубликован в сентябрьском номере журнала «Афиша».

Источники:

http://studopedia.ru/1_111507_filosofiya-noveyshego-vremeni–vek.html
http://studopedia.su/11_12479_vidayushchiesya-filosofi-XX-veka.html
http://cameralabs.org/9379-20-knig-levykh-myslitelej-xxi-veka-o-tom-kak-ustroen-sovremennyj-mir

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: