Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Молитва.

Музыкальное занятие для средней группы «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей»

Инна Кирьякова
Музыкальное занятие для средней группы «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей»

В игровой форме дети учатся различать тональность музыки: веселая, грустная. Учатся подражать музыкантам в соответствии с характером музыки (марш, колыбельная, игра на воображаемом барабане).

Рассказать детям о том, что музыка может передавать настроение, характер людей.

Развивать умение слушать музыку, определять ее характер, самостоятельно менять движения со сменой частей музыки.

Учить узнавать по тембру и называть детские музыкальные инструменты.

Развивать певческие навыки: петь песни естественным голосом; вместе начинать и заканчивать пение, петь легким звуком, эмоционально.

Самостоятельно строить круг, сопровождать пение движением, исполнять ведущие роли.

Материал: Игрушка Петрушка.

Видеоиллюстрации к пьесе Д. Кабалевского «3 подружки».

Музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, бубен, барабан, деревянные ложки, погремушки.

Шапочки различных овощей.

Ход ОД

Дети под марш входят в группу.

Муз. рук.: Встретил марш вас, так привычно!

Но что-то в зале необычно.

Вижу много я гостей.

Дети приветствуют гостей музыкальной песенкой- приветствием

Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! (топают ногами)

Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают

пальчиками по щечкам)

Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос

Здравствуйте, гости! (машут рукой над головой)

Дети остаются стоять в кругу.

М. р.: Ребята, к нам на занятие пришел Петрушка. Он очень хочет посмотреть, как вы умеете слушать музыку, петь, танцевать. Давайте с ним поздороваемся по-разному (ласково, грустно, сердито, весело). Молодцы!

Как вы думаете, какое у него настроение?

Дети: Веселое, радостное!

М. р.: Правильно, потому что он рад встречи с нами, на его лице изображена улыбка, и он сам любит шутить, всех веселить и загадывать загадки. А вы любите отгадывать загадки?

М. р. Тогда, вот вам первая загадка от Петрушки: сейчас будет звучать музыка, различная по характеру. А вы должны внимательно ее слушать и выполнять соответствующие движения под музыку. Вы готовы?

(Марш. Музыка Э. Парлова; Барабанщики. Музыка Д. Кабалевского; Колыбельная (фрагмент). Музыка С. Левидова.)

(Дети самостоятельно выполняют движения в соответствии с характером музыки: бодро идут под «Марш»; «Барабанщик» – останавливаются. Поворачиваясь лицом в круг, имитируют игру на барабане; «Колыбельная» – присаживаются на корточки, положив руку под щеку.)

М. р. Молодцы, ребята! Правильно выполняли движения под музыку. Давайте с вами закрепим как должен звучать «Марш» (бодро, чётко, энергично, «Колыбельная» (напевно, ласково, спокойно, «Барабанщики» (ритмично, бодро).

Вот как весело плясали

И немножечко устали.

На стульчики пройдем.

Дети под музыку проходят на стульчики.

М. Р.: Ребята, а какое у вас сейчас настроение?

Дети: Хорошее, радостное!

Дети: Мы отгадали загадки Петрушки.

М. р. Ребята, а вы знаете, что музыка может передавать не только настроение людей, но и черты человеческого характера. У нашего Петрушки есть 3 подружки. Их зовут: Резвушка, Плакса и Злюка. Давайте попробуем определить по звучанию музыки: кто сейчас к нам спешит в гости.

Мы тихонечко сидим и готовим ушки,

Потому что мы хотим научиться слушать.

Слушание. Д. Кабалевский. Плакса. Злюка. Резвушка.

Звучит пьеса «Резвушка».

М. р. Какая по характеру эта музыка? О какой девочке идет речь?

Дети: Эта музыка веселая, радостная, быстрая. Это Резвушка.

М. р. Молодцы, ребята. Слово резвушка происходит от слова резвая – то есть быстрая, живая, игривая. Это девочка – непоседа, попрыгунья, которой так трудно усидеть на одном месте. И музыка подвижная, живая, веселая, шаловливая. (Показать детям видеоиллюстрацию Резвушки). А кого сейчас изобразит нам музыка?

Звучит пьеса «Плакса».

Дети: Эта музыка рассказала о Плаксе.

М. р. А как вы догадались?

Дети: Музыка похожа на слезы. Музыка грустная.

М. р. Правильно. Послушайте, какие горькие слезы проливает плакса, даже взвизгивает иногда. (Звучит фрагмент пьесы). (Показать иллюстрацию Плаксы).

М. р. А какого ребенка мы называем злюкой?

Дети. Который злится, дерется.

М. р. Да, к сожалению, бывают такие дети – злюки, сердитые, драчливые, всех обижают и никого не пожалеют.

Звучит пьеса «Злюка».

М. р. Музыка колючая, громкая, резкая, некрасивая, потому что она рассказывает про злюку. (Показ иллюстрации «Злюка»)

Ребята, давайте мы покажем настроение трех подружек мимикой: Резвушка

(Дети улыбаются); Злюка (взгляд злой, исподлобья); Плакса (грустный взгляд, уголки губ опущены вниз, показать пальчиком как слезы капают на ладошку).

М. р. Как вы думаете, Петрушка рад, что мы и с этими музыкальными загадками справились и познакомились с его тремя подружками?

М. р. Значит какое у всех нас настроение?

Дети: Бодрое, веселое!

М. р.: А теперь пришла пора,

Песни спеть нам, детвора.

Но прежде чем петь, мы подготовим свой голосок распевкой.

Распевка с пальчиковой игрой

М. р.: Молодцы! Ребята, Петрушке очень интересно, узнаете ли вы песенку по мелодии? Слушайте внимательно.

Читать еще:  К чему снится потерять обувь и найти. Сонник – потерять обувь

Музыкальный руководитель играет мелодию песни «Осень наступила» муз. Насауленко

Дети узнают песню и называют ее.

М. р. Какое настроение у этой песенки?

Дети: Весёлое, светлое.

М. р.: Да и петь мы её будем негромко, напевно, дружно.

Дети поют песню «Осень наступила» Насауленко.

М. р.: Дождик прошел, и на огороде созрел урожай овощей. Каких? Вспомните «Огородную-хороводную».

Дети. Лучок, морковка, капуста.

М. р. Давайте споем эту шуточную песню, а шофер повезет наш урожай на машине.

Исполняется песня – игра «Огородная-хороводная».

(Дети учатся самостоятельно строить круг, сопровождать пение с движением, исполнять ведущие роли).

Педагог хвалит детей, активизирует застенчивых детей. Ребёнок –шофёр «везёт» детей к у боковым стульчикам, они присаживаются.

М. р. Но на этом Петрушкины загадки не закончились. Сейчас вы услышите звучание различных музыкальных инструментов. Узнайте их по «голосу».

Проводится музыкально – дидактическая игра «Узнай инструмент»

(Муз. руководитель играет за ширмой по очереди на металлофоне, треугольнике, ложках, бубне, барабане, погремушках. По мере узнавания выкладывает их на стол).

Педагог хвалит детей и спрашивает, все ли инструменты подходят для игры плясовой мелодии?

Дети отвечают, что барабан не подходит, потому что под него удобно маршировать, а не плясать.

Исполняется русская народная мелодия «Ах вы, сени»: на пиано (тихо) звучат погремушки, на форте (громко) – все остальные инструменты.

М. р. Ребята, какое у вас настроение? Почему? (Дети отвечают, что им было весело, радостно, потому что они отгадали все загадки, собрали хороший урожай, спели знакомые любимые песенки).

М. р. А с какими тремя подружками мы познакомились, как их зовут?

(Дети отвечают, что в гости к нам приходили Резвушка, Злюка, Плакса).

М. р. С помощью чего мы смогли определить характер, настроение этих девочек?

Дети. Нам помогла музыка.

М. р. Правильно, теперь мы с вами знаем, что музыка может выражать характер, настроение и чувства людей.

Педагог хвалит детей за активную работу на занятии.

М. р.: Ребята, Петрушке понравилось у нас. И он хочет вас угостить.

(Угощение). Давайте поблагодарим нашего гостя и попрощаемся с ним.

Дети: Спасибо! До свидания!

М. р. А теперь давайте попросим нашего шофера отвезти нас в группу. Поехали! До свидания!

Занятие заканчивается, дети покидают музыкальный зал.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Музыка хорошего настроения» Музыкальный руководитель: Петрова С. Ю. Оборудование: Экран, проектор, презентация «Музыка хорошего настроения» (созданная самостоятельно).

Музыкальное занятие на основе «Детского альбома» П. И. Чайковского для средней группы «Необыкновенное путешествие Коли» Необыкновенное путешествие Коли. Музыкальное занятие на основе произведений из «Детского Альбома» П. И. Чайковского. Под марш дети заходят.

Конспект занятия по сказкотерапии для средней группы «Страна настроения» Цель: – развивать эмоциональную сферу дошкольников, умение распознавать настроение других (на иллюстрациях, картинках, фотографиях, эмпатию;.

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Характер формируется с детства» “Характер формируется с детства” Часто можно слышать:«Трудолюбивый человек», «волевой и принципиальный», «стойкий и мужественный», «человек.

Мультимедийное пособие для детей средней группы «Эмоциональное состояние людей» Мультимедийное пособие. С ребятами на большом количестве занятий я зачастую применяю мультимедийные презентации, какие, существенно увеличивают.

Музыкальное развлечение для детей средней группы и старшей группы «Праздник-проказник» Под веселую музыку заходит в зал дети средней группы. Садятся на стулья. Выходят дети старшей группы. Песня «На дворе весна» (старшая группа).

Музыкальное занятие для второй младшей или средней группы «Пасха — Светлое Христово Воскресение» Светлое Христово Воскресение. Дети заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики. Декорациями пасхальными украшен зал: виды церквей,.

Музыкальное занятие в старшей группе «Всюду музыка живет» Музыкальное занятие в старшей группе «Всюду музыка живет» Подготовила музыкальный руководитель Барыбина Л. Е. Цели и задачи.

Познавательно-творческий проект для детей средней группы «Труд людей весной. Посадки» Познавательно-творческий проект для детей средней группы «Пчелки» «Труд людей весной. Посадки» Составители проекта: воспитатели Голубева.

Музыкальное занятие «Вальс цветов и Бабочек» — музыка П. Чайковского из балета «Щелкунчик» ВАЛЬС ЦВЕТОВ И БАБОЧЕК (музыка П. Чайковского из балета «Щелкунчик») 1. Выходят мальчики с цветами и встают на одно колено, руки опущены.

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Молитва

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Молитва

Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник, Володя Давыдов, в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

1-е занятие

Читать еще:  Приснилось как незнакомец отрезал себе пальцы. К чему снится палец по соннику

Программное содержание. Познакомить детей с содержанием «Детского альбома» П. Чайковского, рассказать о значении окаймляющих его пьес.

П е д а г о г. Вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского. В них композитор рассказывает нам о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Всё это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами – утренней и вечерней.

Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки (например, ребёнок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что П. Чайковский в своём альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи ли они между собой. (Исполняет две пьесы.)

Д е т и. Похожи. Музыка спокойная, строгая.

П е д а г о г. Да, обе пьесы сосредоточенные, углублённые. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос ведёт свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Играет фрагменты.) А отличаются ли по характеру эти пьесы? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Вторая пьеса более грустная.

П е д а г о г. Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва (пьеса «В церкви») более сумрачная. За окном темно, ребенок устал, день был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, сосредоточенная, печальная, задумчивая, просящая.

Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски. П. Чайковский не упрощал музыку, которую он сочинял для детей, а писал её с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

Если внимательно прислушаться, то можно заметить, что в конце обеих пьес есть повторяющиеся звуки в басу. Но в «Утренней молитве» они звучат строго и спокойно, на фоне светлой мелодии (звучит фрагмент), а в вечерней – более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, всё затихает, успокаивается, замирает. (Звучит фрагмент.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать малоконтрастные произведения с одним названием, различать оттенки настроений.

П е д а г о г. На прошлом занятии вы сравнивали две пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского – «Утренняя молитва» и «В церкви». Давайте вспомним их (звучат фрагменты). Сегодня вы услышите два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria».

«Ave, Maria, gratia plena» в переводе с латинского языка означает: «Привет тебе, Мария милосердная». Это слова латинской молитвы, обращённой к Божьей Матери – деве Марии. Многие художники, скульпторы, музыканты в разные времена воспевали её красоту, благородство, чистоту, доброту и посвящали ей свои произведения. (Показывает репродукции картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, С. Боттичелли или другие.)

Первое произведение «Ave, Maria», которые вы услышите, написал австрийский композитор Франц Шуберт. (Исполняет пьесу.)

Второе – создали два композитора. И. С. Бах написал прелюдию, в которой есть только переливчатые аккорды, а мелодия звучит лишь намёком. (Звучит в записи прелюдия до мажор из 1-ого тома «Хорошо темперированного клавира».)

Французский композитор Шарль Гуно через много лет написал мелодию на текст молитвы «Ave, Maria» и соединил с прелюдией Баха, использовав её как аккомпанемент.

Чем близки эти два произведения: «Ave, Maria» Ф. Шуберта и «Ave, Maria» Баха-Гуно? (Звучат пьесы в записи.)

Д е т и. Оба произведения немного грустные.

П е д а г о г. Да, но это не грусть-скорбь, а светлая грусть. Оба произведения звучат задушевно, тепло, искренне, с нежностью. (Звучат фрагменты.) Прислушайтесь, а какие инструменты вы слышите?

Д е т и. В первой пьесе играют скрипки, а во второй звучит хор.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта исполняет оркестр, а «Ave, Maria» Баха-Гуно поют хор и солист. Но если вы прислушаетесь внимательно, то услышите, что в обоих произведениях звучит ещё и орган. Его низкие, торжественные звуки, как аккомпанемент, сопровождают обе мелодии. (Звучат фрагменты.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать тембры музыкальных инструментов, узнавать звучание оркестра, органа. Различать оттенки настроений.

П е д а г о г. Мы слушали два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria» Ф. Шуберта и Баха-Гуно, говорили, как они похожи тем; что немного грустные и одновременно светлые. А могли бы вы сказать, чем они отличаются по настроению? (Звучат фрагменты.)

Читать еще:  Расклад таро что думает обо мне человек. Карты, отвечающие на вопрос «да»

Д е т и. Первое произведение взволнованное, второе – более спокойное.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта звучит взволнованно, трепетно, порывисто, с открытостью, с большим напряжением, а у Баха-Гуно – более строго. Хотя в этой пьесе тоже чувствуется волнение, но оно более сдержанное. Я рассказывала вам, что это произведение написано двумя композиторами. Но Бах и Гуно жили в разное время, в разных странах. Бах – в Германии, а Гуно – во Франции. Бах написал прелюдию, не думая о том, что другой композитор, Гуно, сочинит к ней свою мелодию. Послушайте еще раз прелюдию И. С. Баха. (Звучит запись.)

Как красива эта музыка! Она звучит строго, сосредоточенно, сдержанно, возвышенно, задумчиво, с большим чувством. В этой музыке как бы нет мелодии, лишь отдельные звуки поблескивают вверху. Музыка похожа на молитву – наполнена светом, чистотой, добром. «Ave, Maria» Баха-Гуно вы слушали в исполнении органа, солиста и хора. Прелюдию И. С. Баха играет орган, а мелодию Ш. Гуно поют солист и хор. В этом произведении есть яркая кульминация. Какая она? (Звучит фрагмент.)

Д е т и. Взволнованная.

П е д а г о г. Да, светлая, нежная, искренняя и спокойная в начале музыка в кульминации звучит с мольбой, волнением, горячо. Но потом наступает успокоение, просветление. (Звучит запись.)

«Ave, Maria» Ф Шуберта сразу звучит трепетно, взволнованно, с открытым чувством, порывисто. В начале, во вступлении, вы слышите спокойные, сосредоточенные, строгие звуки органа, но вот вступают скрипки, и их голоса звучат тепло, трепетно, порывисто, немного грустно. (Звучит запись.)

Чайковский. Детский альбом. «Утренняя молитва»
Рекомендации по исполнению. Пьеса спокойного, светлого, сосредоточенного характера. Важно выбрать темп исполнения, не делающий её статичной. Необходимо добиться стройности звучания аккордов, объединения их общим движением, слышать мелодию в верхних голосах аккордов, линию басов, объединить их в длинные фразы.

Чайковский. Детский альбом. «В церкви»
Рекомендации по исполнению. При исполнении этой пьесы возникают аналогичные трудности: слышание звуковой «арки» между верхними и нижними голосами аккордов, мягкого гармонического заполнения средних голосов, объединение аккордов в длинные фразы. В обеих пьесах использованы сходные приёмы письма: аккордовое звучание, имитирующее церковное хоровое пение, длительные органные пункты (в конце), усиливающие характер сосредоточенности, некоторой отрешённости. В пьесе «В церкви» П. Чайковский использовал подлинную мелодию, звучащую на православном богослужении (Шестой глас осьмогласия), на которую поются разные молитвы («Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. », «Ныне отпущаеши», «Воскрешение Христово видевше. » и др.).

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах – Гуно. Аве, Мария (3 варианта исполнения – без вокала, с вокалом и адапт. для малышей), mp3;
Чайковский. Детский альбом. В церкви (3 варианта исполнения – фортепиано, симфонический оркестр и фортепиано с вокалом), mp3;
Чайковский. Детский альбом. Утренняя молитва (3 варианта исполнения – фортепиано, симфонический оркестр и фортепиано с вокалом) , mp3;
Шуберт. Аве, мария (2 варианта исполнения – с вокалом и без вокала), mp3;
3. Сопроводительная статья – конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом (фортепиано), jpg.

Музыка выражает чувства и настроение человека

Формирование у обучающихся восприятия музыкального искусства как средства выражения чувств, мыслей, настроения человека. Воспитание чувства сопереживания к человеку, к его внутреннему миру. Осознание детьми выразительных возможностей музыки на уроке.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Технологическая карта урока

“Музыка выражает чувства и настроение человека”

Студент: Апрасинкина К.О.

Цель: Сформировать у обучающихся восприятие музыкального искусства как средства выражения чувств, мыслей, настроения человека.

1. Образовательная: учить обучающихся воспринимать музыку как искусство выражения;

2. Развивающая: развивать осознание детьми выразительных возможностей музыки;

3. Воспитательная: воспитывать чувства сопереживания к человеку, к его внутреннему миру.

Оборудование: портреты Л. Бетховена, Д.Б. Кабалевского, презентация

Тип урока: изучение нового

Методы и приемы: словесные (беседа), наглядные(слайдовая презентация),метод стимулирования(поощрение).

УМК: “Школа России”

1. ” Марш” Бетховена

2. Пьеса Бетховена ” Веселая. Грустная”

3. “Звонкий звонок” Кабалевского

4. “Песенка – чудесенка”

Личностные:- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; музыкальный искусство воспитание

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Метапредметные: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

Предметные:- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/muzykalnoe-zanjatie-dlja-srednei-grupy-na-temu-muzyka-vyrazhaet-nastroenija-chuvstva-harakter-lyudei.html
http://music-fantasy.ru/materials/muzyka-vyrazhaet-nastroeniya-chuvstva-harakter-lyudey-molitva
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00680602_0.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: