Можно ли заразиться после причастия. Мифы и реальность

Микробы — от Бога? Газета «Новый Город» выясняла, чем опасны для здоровья религиозные ритуалы

Читать:

Сегодня, 25 сентября, в Сургуте находятся мощи великомученика Димитрия Солунского, прикоснуться к которым захочется многим страждущим, в том числе и больным. Газета «Новый Город», отвечая на вопрос читателя, узнала, как религиозные ритуалы соотносятся с гигиеной.

«Я хожу в храм. Почему там причащают всех с одной ложки? И кашляющих людей, и бомжей, и маленьких детей. Это ведь очень негигиенично! А как быть с целованием икон и мощей?» — спрашивает читательница «Нового Города». Вопрос разумный и злободневный: тема религии сейчас практически неприкосновенна. Кроме того, сегодня в Сургуте находятся мощи великомученика Димитрия Солунского, прикоснуться к которым захочется многим страждущим, в том числе и больным, что делает тему разговора сверхактуальной.

На самом деле сейчас многие прихожане задаются вопросом, насколько безопасны для здоровья те или иные религио­зные ритуалы. Однако ответ они получают зачастую невежественный. Так, например, на форуме azbyka.ru интересующимся ответили: «Забудьте о микробах. Вы приступаете к святым тайнам, а думаете о плотском, о каких-то «законах» и молекулах. Не действуют тут физические законы!» Нужно ли здесь пояснять, что на любого верующего действует как минимум сила тяжести, а молекулярная биология появилась в 1930-х годах?

По словам одной прихожанки, как-то она с герпесом в активной стадии подошла к батюшке и спросила, можно ли ей поцеловать крест, а тот ответил: «Да, в церкви все стерильно».Страшно в этой ситуации то, что в отличие от взрослых, дети не могут сами решать, во что им верить и какие ритуалы отправлять. К тому же они относятся к группе риска из-за пониженного иммунитета «Мой ребенок причастился на крещении и после этого заболел, с высокой температурой лежал неделю, — пишут на сайте narod.ru. — Спустя год я снова причастил ребенка, и он сразу заболел с теми же симптомами. Почему ребенок заболевает после причащения? Испытание?»

Священнослужители в своих ответах делятся на две категории. Одни упрекают спрашивающего в «маловерии и невоспитанности мыслей», при этом говоря о том, что сами никогда не болели, несмотря на то, что должны допивать все, что осталось после причастия в евхаристической чаше. Другие относятся к брезгливости и осторожности прихожан терпимо и даже цитируют «Практическое руководство при совершении приходских треб», в котором говорится, что «не должно вместе со здоровыми младенцами и с той же лжицы причащать младенцев, больных заразными болезнями».

Мы поинтересовались мнением сургутских служителей церкви. «Таинство причастия в церкви дает исцеление души и тела, если человек подходит к нему осмысленно и с должной подготовкой, — объяснил настоятель храма святителя Николая Чудотворца, протоиерей Георгий Кошелев. — Причастию предшествуют пост с молитвой и исповедь. Мощи святых и иконы в церкви также всегда являлись источником исцеления для многих, из-за чего их стали называть чудотворными. Если человек брезгует подходить к святыне после другого, это говорит о маловерии или недостатке знаний о действии благодати божьей! Не нужно путать божий дар с яичницей!»

Однако настоятель католического храма Марэк Ящковски считает иначе: «В нашей церкви причастие принимается не из ложечки, поэтому тема нас не касается. Мощи мы редко даем целовать, а если даем, то всегда вытираем салфеткой, чтобы это было максимально гигиенично».

Некоторые верующие не отправляют те или иные ритуалы, только потому что боятся инфекций. Они уверены, что их внутренняя вера важнее внешних мероприятий. «Я выстояла очередь к мощам, но не целовала их, а лишь слегка прикоснулась лбом, пока батюшка не видит», — анонимно делится сургутская прихожанка. Иной священник скажет: «Маловерие», но здоровье скажет: «Спасибо».

Некоторые современные служители церкви, понимая опасность таких болезней, как туберкулез, стараются обезопасить своих прихожан и изобретают альтернативные способы проведения ритуалов: например, просят шире открывать рот и, не касаясь внутренней поверхности, опрокидывают туда содержимое лжицы. Кто-то называет это омирщвлением церкви, но это элементарная гигиена.

Важно понимать, что эта статья не призывает отказываться от веры. Это личное дело каждого человека. Однако все мы, имея те или иные представления о появлении вселенной, не можем отрицать объективной реальности, в которой есть и вирусы, и бактерии. Кроме того, церковь, как и прочие организации, должна соответствовать санитарным нормам. А микробам, к сожалению, чуждо хоть какое-то понятие «святости».

Мнение врача. Вопрос-ответ:

Мы задали несколько самых популярных и животрепещущих вопросов о религиозных ритуалах врачу-терапевту высшей категории и научному журналисту Алексею Водовозову. Оказывается, заразить­ся герпесом и кишечными инфекциями в момент причастия вполне реально. А чтобы вино действительно убило микробы, придется напиться до средней степени опьянения.

Вопрос: можно ли заразиться во время причащения, целования мощей или отправления иных религиозных ритуалов?

Ответ: теоретически возможно распространение инфекционных заболеваний таким путем. Но по большому счету риск сравним с поездкой в общественном транспорте в час пик. Другое дело, что этот усредненный риск распространяется на человека здорового, с нормальным иммунитетом. А к мощам очень часто идут люди больные и ослабленные, так что для них той порции возбудителей, которую они могут получить при прикладывании к святыням, может быть более чем достаточно для развития заболевания.

Вопрос: какие именно заболевания передаются таким путем?

Читать еще:  Приснился одногруппник. Мыться под душем с бывшим мужем во сне

Ответ: особенно опасны заболевания с фекально-оральным путем передачи (в простонародии — кишечные инфекции) и туберкулез (ситуация: пациент с открытой формой, оставивший на святыне частицы своей мокроты, и ослабленный ребенок или пожилой человек, подошедший к мощам за ним)

Сюда добавляем и прочие эпидемически значимые факторы, такие как скученность (благоприятные условия для передачи воздушно-капельных инфекций) и так далее.

Вопрос: часто можно услышать о случаях заражения герпесом. Насколько реально его заполучить в таком случае?

Ответ: более чем реально. Понятно, что мы тут говорим о первом типе вируса. С другой стороны, практически все взрослое население носит в себе несколько типов герпесвирусов и прекрасно с ними уживается. Не от мощей вирус передастся, так от поцелуев с людьми.

Вопрос: Некоторые православные священники говорят прихожанам, что невозможно ничем заразиться, потому лжица сделана из серебра. Так ли это?

Ответ: Бактерицидность серебра достаточно низкая, она срабатывает при длительной экспозиции, а если идет поток людей, никакое серебро не спасет. Насколько мне известно, продвинутые служители церкви иногда протирают поверхности, которых касаются губы паломников, антисептиками. Это хоть какая-то профилактика. Но это, опять же, встречается далеко не всегда.

Вопрос: также говорят, что вино обладает бактерицидными свойствами, поэтому ритуалы безопасны. Это правда?

Ответ: вино обладает бактерицидными свойствами, только количество его для достижения бактерицидного эффекта будет соответствовать где-то средней степени опьянения. И что, детям тоже наливать? Вообще, показательна история с чумой в Москве в 1770-1772 годах. Тогда среди верующих одной из самых популярных икон была икона Боголюбской Божей матери в часовне у Варварских ворот. Ежедневно совершались крестные ходы и массовые молебны у этой иконы, и чуме это было только на руку. Но тогда архиепископ Московский и Калужский Амвросий принял решение о переносе иконы в менее доступное место, так как понял необходимость строго соблюдать врачебные предписания и не допускать несанкционированных массовых скоплений граждан.

Вопрос: может ли человек исцелиться во время причастия или иного ритуала?

Ответ: да, некоторую поддержку иммунитету может оказать позитивное подсознательное ожидание (известное также как плацебо), мощные положительные эмоции могут действительно мобилизовать защитные силы организма. Но они есть не у всех и не всегда (пример — дети). Что касается плацебо: им хорошо объясняются случаи «исцеления», когда речь идет о каких-либо заболеваниях и состояниях, когда плацебо действительно срабатывает, а таких уже известно более 80. Тут, например, вся психосоматика. И опосредованная психотерапия в данном случае очень хорошо помогает. Кто-то гомеопатические горошки попьет и выздоровеет, кто-то к мощам приложится. Но, к сожалению, на одном плацебо далеко не уедешь.

Справка: Евхаристия — Святое Причастие, Вечеря Господня — толкуется как таинство, священнодействие, обряд в христианстве. Заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их вкушении. Согласно православному вероучению, дает возможность соединиться с Богом, а регулярное причащение необходимо человеку для спасения души.

В маске на литургию или чем можно заразиться в храме?

Не благочестие ли наших предков становилось причиной эпидемий Cредневековья (ведь к святыням тогда прикладывались почти все)? Священникам приходится сталкиваться с опасениями прихожан не только в последние месяцы. Все мы прикладываемся к иконам и кресту — не рискуем ли мы получить вместо благодатной помощи вирус?

— Отец Максим, можно ли заразиться в храме?

— Конечно. Чем угодно. Можно заразиться дурными манерами, можно заразиться ревностью благочестия, можно заразиться любовью к церковному пению и можно заразиться неправильным пристрастием к священнослужителю. Можно заразиться гриппом. Тогда, когда эпидемия гриппа имеет место и когда рядом стоят два человека, которые на тебя усиленно кашляют.

В данном случае, нельзя считать храм местом, защищенным в период массовых эпидемий от всех инфекций, неважно — гриппозных или холерных, и всем стекаться под своды храма, имея в виду именно защиту от бактериологических вирусных воздействий (или радиации, в случае тех или иных аномальных или террористических явлений). Храм — это лечебница, где наши души врачуются к спасению. Но невозможно предположить, что, например, у ребенка сойдет на нет или не возникнет кариес, если он регулярно и даже благоговейно будет молиться перед образами святых. Поэтому не мешает человеку и самому принимать естественные меры благоразумной предосторожности.

— Например, надеть маски, хотя бы детям? В храме может быть тесно и душно, а дети находятся в группе риска.

— Думаю, что и к данному случаю следует нам приложить общий принцип, которым хорошо бы нам всем, православным христианам, руководствоваться в своей жизни, — стараться идти средним, царским путем, не впадая ни в какие крайности. Еще один принципиальный критерий поведения — избирать пользу ближнего, а не свою, прежде думать о других. Как применить это к данной ситуации? Например, мы видим, что мы кашляем и чихаем, из носа и глаз течет что-то трудноопределимое, температура, может быть, не 38,9, но явно какие-то явления нездоровья ощущаются в немощном нашем телесном составе. В таком случае, конечно же, проявлением христианской любви будет остаться дома и детей своих в храм не водить, если с ними что-то подобное происходит. Даже если мы уверены, что именно в таком состоянии им полезнее всего причаститься. Ведь там будут и другие дети, на которых они будут чихать и кашлять, дышать бациллами, микробами и вирусами.

Читать еще:  Приметы на праздник святой богородицы. Хлебцы от всех болезней на Рождество Богородицы

— А если грипп скоро свалит с ног, а душа тем более просит Причастия?

— Если уж очень хочется нам приобщиться Святых Христовых Тайн в полуболезненном состоянии, то разумно будет, например, прийти в какой-то будний день в храм, где людей будет немного и мы сможем стоять от них в сторонке (о священнике можно думать меньше: ему по долгу службы полагается с любыми людьми общаться, с контингентом и здоровым, и нездоровым — и душевно, и физически; он выдержит). Если же мы совсем немощствуем, то надо договориться и позвать батюшку домой, что в большинстве приходов достаточно легко организуется.

— Может быть, если страшно, просто воздержаться на время от посещения храма?

— Если иметь в виду эту сторону вопроса — наши собственные страхования по поводу свиного и других видов гриппа, ОРВИ и прочих заболеваний, для начала предложу одно рассуждение. Ходим ли мы при этом на работу, отпускаем ли детей на учебу, пользуемся ли общественным транспортом, как правило, в час пик предполагающим немалое скопление народа? Не перешли ли мы еще на осадное положение, так что передвигаемся только короткими перебежками, минуя общественный транспорт?

— Может быть, если страшно, просто воздержаться на время от посещения храма?

Если не перешли — в школу и на работу ходим, в метро ездим, — то вспомним, что храм, в отличие от троллейбуса или среднего учебного заведения, имеет еще и некоторое молитвенное ограждение.

Я даже не буду сейчас говорить об объективном характере того, что храм есть дом Божий, святыня, а не клуб. Люди, собирающиеся в церковь, в отличие от людей, едущих случайно вместе в автобусе, и внутренним, и внешним образом расположены к поддержке и соучастию друг к другу — и молитвенному, и практическому. Если мы все это взвесим и подумаем, то для большинства из нас станет ясным, что пересиживать эпидемию гриппа дома именно по отношению к Церкви у нас, наверное, оснований нет.

— Все же, уместны ли медицинские маски на богослужении?

— Об этом я бы порассуждал также в категориях возможного соблазна, причиной которого для других людей мы можем стать. С одной стороны, если мы нездоровы, то лучше остаться дома. С другой стороны, если мы боимся, что другие на нас начихают, то, может быть, правильнее будет больше другого остерегаться: заявившись в таком виде на богослужение, мы кого-то смутим, кого-то отвлечем, в чьей-то душе посеем опасение, что сами мы больны. Человек вместо молитвы на службе будет думать о том, с кем он рядом стоит. Не создадим ли мы вокруг себя в «тесном» храме, о котором идет речь, метровый пояс пустоты, поскольку другие будут стараться нас избегать, и тем самым засунем людей еще в большую тесноту. Многие еще и чесночком закусят для пущего отогнания зловредных вирусов, микробов и бактерий. Так что, по крайней мере, до особого усложнения эпидемиологической ситуации я бы советовал от стояния в масках на богослужении воздержаться.

— Можно ли заразиться через Причастие?

— Наконец, мы подошли к главному. Если мы — православные христиане, верующие в то, во что верит Святая Православная Церковь, то считать, что через Причастие Святых Христовых Тайн способна передаваться инфекция, мы не можем. Просто не можем. Этим в некотором смысле проверяется наша вера. Или для нас это только какое-то умозрение, и при первом прикосновении страхования эта так называемая вера рассыпается в прах. Или мы верим, что это святыня всепобеждающая, огонь попаляющий, служащий нам во здравие души и тела.

Это — абсолютная вера Церкви, совершенно рационально подтверждаемая фактом того, что причащение под двумя видами (и Телом, и Кровью со лжицы), которое всегда было на православном Востоке и на Руси, никогда не приводило ни к поголовному вымиранию православных народов при эпидемических заболеваниях (в том числе и в средние века), ни к тому, чтобы пресекалось духовенство. Духовенство точно должно было бы в таком случае вымереть, потому что всякий раз священник или диакон потребляет Святые Дары. Если мирянин может не причащаться на той или иной Литургии, то священник всякий раз потребляет Дары, имея в виду всех, часто не очень здоровых, причастников, которые приступают к Чаше. Что же, наблюдаем ли мы повышенную заболеваемость ОРВИ или другими классическими респираторными заболеваниями среди клириков? Конечно, нет.

— Стоит ли прикладываться ко кресту, к иконам?

— В отношении целования икон и креста многое будет определяться мерой нашей веры. Скажу так: иной раз лучше приложиться лобиком, чем со страхованием и с двоящимися мыслями подходить к иконе. Или даже постоять и помолиться в сторонке, прося Бога укрепить нас в нашем маловерии, если мы чувствуем, что колеблемся, видя, как перед нами приложился человек, громко чихающий и явно нездоровый. Или, если мы имеем дерзновение, можно возложить упование на Бога и, ничтоже сумняшеся, ничтоже бояся приходить и прикладываться к святыне. На этот вопрос каждый должен ответить для себя сам.

Кроме того, следует указать, что в очень многих храмах главные иконы и святыни регулярно протираются присматривающими за ними труженицами свечного ящика и другими усердствующими прихожанками. Так удаляются внешние наслоения: кто в помаде поцелует, кто еще как. Думаю, правильно поступят те священнослужители, которые в этой ситуации попросят своих помощников и помощниц по поддержанию церковного благолепия отнестись к этим обязанностям с особым тщанием.

Читать еще:  К чему снится большая куча земли. К чему снится плодородная или каменистая земля? Покойник дал землю с

— Людей смущает также необходимость приложиться к руке священника при благословении, особенно если он, придя в храм, еще не успел руки после метро вымыть.

— Священники Русской Православной Церкви в семинариях в числе многих других дисциплин изучают предмет под названием «пастырское богословие». В частности, в учебнике непременно есть раздел о внешнем поведении священника. Всех нас, уверяю, учат и основам общечеловеческой культуры (как и основам пастырской культуры). Предполагается, что каждый священник знает: в храм он должен прийти опрятно причесанным, умытым, почистившим зубы, помывшим руки. Кроме того, напомню, что, по уставу богослужения, во время Божественной Литургии священник вновь в некоторые моменты совершает омовение рук. Поэтому, когда вы будете подходить к Чаше, предполагать, что длань священника кишит зловредными маленькими существами, нет особенных оснований.

— А если священник чувствует себя больным, а служба без него не состоится?

— Тут простой ответ: пока ноги держат — служи, а как перестанут — не служи. Уж про нашего брата священника можно сказать: что можно себе пожелать, как не помереть после совершения Божественной Литургии. Думаю, что благоразумный священник постарается при этом немного отстраниться от своих прихожан, чтобы их не заражать, даже во время исповеди. Пусть лучше будет служба, доколе есть силы ее совершать, чем вовсе не будет богослужения.

Микробиология

«Со страхом Божиим и верою приступите!» — возглашаю я, вынося на амвон из алтаря Чашу.

Православные причащаются. И кто-нибудь обязательно предпримет попытку снять частичку Тела Христова, пропитанного Христовой же Кровью, одними лишь зубами, стараясь во что бы то ни стало не коснуться латунной Лжицы губами. Любой священник сталкивается с подобным явлением брезгливости. Люди боятся заразы.

Причащение всех одной Лжицей из одного Потира является древней практикой Православной Церкви. И эта практика сегодня вызывает у многих крещёных отторжение. Потому как негигиенично. Микробы, вирусы, кто-то чихает, кто-то кашляет, у кого-то вообще, может быть, СПИД, а он об этом даже не знает. Или знает.

По этой причине некоторые члены Церкви Христовой не приступают к самому главному Таинству, о котором свидетельствует Сам Господь: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6,53-54).

Христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить инфекцию и лишиться жизни земной

Возникает щекотливая ситуация, когда христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить опасную инфекцию и, возможно, лишиться жизни земной, временной. Действительно, на самом деле довериться Богу очень сложно, когда речь идёт о собственном здоровье и, тем более, жизни. Вера в Бога включает в себя не только уверенность в Его существовании, но и полное доверие к Нему. А тут встаёт между человеком и Богом микробиология. Наука, как ни крути.

Мне часто приходилось выслушивать по этому поводу упрёки, которые апеллировали именно к науке. Особенно от врачей, ведь последние десять лет я являюсь больничным попом. Со всеми их теоретическими доводами я непременно соглашаюсь, поскольку микробиологию и вирусологию мне пришлось изучать дольше любого из них: два года в медакадемии плюс ещё год в госуниверситете на «биофаке». Не соглашаюсь лишь с практическими выводами, которые, хоть и не должны расходиться с безупречной теорией, но фактически как раз расходятся.

Я предлагаю своим собеседникам задуматься о том, что самым последним в цепочке всех, кто коснулся губами Лжицы, стоит священнослужитель. Диакон или священник. Он обязан «потребить Чашу» после того, как все причастились. Причём этот процесс чаще всего доступен для созерцания всем прихожанам, ведь самый удобный момент для этого — после заамвонной молитвы. Царские Врата открыты, клирос поёт 33-й псалом, священнослужитель стоит у Жертвенника, доедая и допивая всё содержимое Потира.

В данном случае диакон или священник — живой маркёр (позаимствую этот удачный генетический термин на правах дипломированного специалиста), ходячий носитель статистики распространения инфекции через общую Чашу и Лжицу.

Микробов и вирусов действительно полно в любом храме. По всем правилам, установленным наукой, духовенство должно просто выкашиваться заразой из строя здоровых людей и штабелями укладываться в инфекционные больницы. Да и жить должны недолго, чего уж там.

Но факт состоит в том, что этого не происходит ни сейчас, не было такого ни до революции, ни даже в VII веке, когда Лжица прочно вошла в Византийский богослужебный обряд.

Почему не срабатывает наука? Неужели могли ошибиться врачи и биологи?

Но почему не срабатывает наука? Неужели могли ошибиться врачи и биологи? Ведь столько исследований было совершено, столько диссертаций написано, столько клинических исследований тех же. Никоим образом не ставя под сомнение авторитет уважаемой мной микробиологии, хочу сказать, что ответ на этот трудный вопрос лежит вовсе не в области знания, но в области веры человека, который, будучи христианином, доверяет себя своему Творцу и Спасителю.

А уж где действует Бог, там, как я верую, «побеждаются естества уставы».

Источники:

http://www.siapress.ru/blogs/49139
http://azbyka.ru/zdorovie/v-maske-na-liturgiyu-ili-chem-mozhno-zarazitsya-v-hrame
http://pravoslavie.ru/101843.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: