Можно ли убивать на войне. Почему убийство на войне не грех? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Можно ли убивать на войне. Почему убийство на войне не грех? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Азы православия

Мастерская

О войнах

Молодой человек, православный, служит в армии в “горячей точке” – в Чечне, убил немало человек. Грех ли это для его души? Как ему поступить?

Это он не по своей воле служит там. Греха в этом нет, но когда придет, ему нужно все же будет прийти на исповедь и сказать, что на войне убил столько-то человек. В Ветхом Завете сказано: “Глас крови брата твоего вопиет ко Мне от земли” (Быт.4,10). Пролитая кровь пред Богом должна быть покрыта покаянием. Вот, у нас Отечественная война была – там всякое бывало. Защищая свою Родину, свою Церковь, матерей, отцов и детей, воины вынуждены были убивать таких же, как они сами людей – своих врагов, врагов их Родины. Сказано в Священном Писании: “Блажен, кто положит душу свою за други своя”. Ну, после войны люди шли на исповедь, каялись, все-таки убийство – это наши страсти, грехи наших душ. Войны случаются тогда, когда в обществе людей происходит накопление злой энергии, переизбыток зла, и это зло, порожденное человечеством, убивает человечество. Так что пусть этот молодой человек, если он православный христианин, когда приедет, покается. Но война не от него зависела, и убивать противника – исполнение приказа, это как исполнение послушания. Грех за убийство лежит на тех, кто затеял эту войну.

Как быть военнослужащим, на совести которых многие жизни?

Когда человек защищает Родину, это – понятно. О таких Господь говорит: “Блажен, кто положит душу за други своя”. Мы защищаем Церковь, своих жен, матерей, братьев, сестер – это дело Божие. Но есть войны бессмысленные, неправые; солдатам приказывают – и они убивают, исполняют это послушание.

За эти погибшие души будут отвечать те, кто толкает солдат на войну. Если такой солдат сам погибнет, и если он был верующий, стремился к Богу, каялся, то он своей кровью омоет свои грехи. А тот, кто хулил Бога, погиб нераскаянным, в таком состоянии и перейдет в тот мир. Господь говорит: “В чем застану, в том и сужу”.

Является ли убийство на войне грехом?

Убийство физическое в глазах Бога не так страшно, как убийство духовное. Зло нужно искать не в войне, а до войны, в самых мирных временах. В эти мирные времена совершаются духовные убийства, накапливается злоба и ненависть.

Вопрос греховности убийства на войне – один из самых сложных в богословии. Для его разрешения необходимо обратиться к главному авторитету – Священному Писанию.

«Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6). Такое указание было дано родоначальнику послепотопного человечества – Ною. Это важное место Священного Писания, в котором заключена фундаментальная истина: убийство существа, носящего образ Божий, приравнивается к попытке убийства Самого Бога.

Потом через Моисея Израиль принял Закон Божий, где и написана всем известная заповедь: «Не убий!» (Исх. 20:13, Вт. 5:17). Ее часто понимают неправильно из-за неоднозначной терминологии. Существует огромная разница между злонамеренным убийством другого человека и актом правосудия со стороны государства. На древнем иврите, на котором был написан Ветхий Завет, слово «убить» имеет два значения – «раца» и «хараг». «Раца» означает преднамеренное убийство с целью ограбления или из-за ненависти. «Хараг» означает лишение жизни в качестве наказания за преступление или во время войны. На скрижалях с Десятью заповедями «Не убивай» передавалось словом «раца», а не «хараг», т.е. подразумевалось убийство из корыстолюбивых побуждений. Путаница произошла при переводе на русский язык, где это слово имеет одно значение. Лишить жизни – не всегда то же самое, что совершить убийство.

Для большего удостоверения рассмотрим практику самого Моисея, который только что получил скрижали с заповедями и тут же дал распоряжение истребить всех идолопоклонников в стане (Исх. 32:29). В итоге было убито три тысячи братьев-иудеев. Далее Моисей от лица Бога повелевает священникам подвергать смерти всякого, кто посмеет нарушить Заповеди.

Читая Ветхий Завет, можно наблюдать, как Бог повелевает Израилю участвовать в войнах, в которых производились массовые убийства нечестивых. Ключ завоевания заключался не в праведности Израиля, но в нечестии хананеев (Вт. 9:14). Здесь Сам Бог представляется как инициатор, так и исполнитель наказания народов. Он – Бог, Который уничтожает собственных противников (Числ. 22:21-35). Исключением не будет и сам Израиль: «Вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне» (Ис. 65:12). Иногда даже само оружие освящалось для Господа (2Цар. 1:21). У пророков мы находим следующую характеристику Бога: «И узнаете, что Я Господь каратель» (Иез.7:9). И это Тот же Бог, Который «есть любовь».

Итак, Бог признает войну как одну из возможных форм возмездия за нечестие народов и даже провозглашает участие в такой войне Своей волей: «Проклят, кто удерживает меч Его от крови» (Иерем. 48:10).

Читать еще:  Гитлер уничтожение евреев. Гонения на евреев

Но планировал ли изначально наш Творец использовать для разрешения проблем боевые действия? В книге Бытие описывается, как после грехопадения Адама и Евы отношения любви и доверия между Богом и человеком сменились взаимоотношениями власти и подчинения, построенными на силе. Сразу после изгнания первых людей из Эдемского сада Бог поставил у ворот рая вооруженного стража порядка – херувима с огненным мечом. С того дня и между людьми так же воцарилось право сильного. Затем произошло первое убийство Каином Авеля, младшего – старшим. Постепенно вражда семейная переросла в общественную, родовую, национальную, а потом – и государственную. Таким образом, война является прямым следствием греха, а не волей Божьей.
Например, мы видим, что наказание за насилие стало главной причиной Всемирного потопа (Быт. 6:11); Симеон и Левий – представители двенадцати колен Израиля – утратили свои права среди первенцев, потому что дали волю жестокости (Быт. 34). Великому завоевателю, преданному всем сердцем Господу – Давиду, не было разрешено построить Храм, так как его руки пролили много крови (1Пар. 22:8). Не менее интересна история, связанная с пророком Ионой. В ней жители Ниневии обвиняются не в идолопоклонстве, а в том, что «творят насилие» (Иона 3:8). В этой же книге Бог говорит, что предпочитает сохранять людям жизнь, а не отбирать ее. В подтверждение того, что наш Господь человеколюбивый и милостливый, можно найти еще много ветхозаветных историй, где нужда в военных действиях нередко отпадала из-за чудесных или необычных обстоятельств (Исх. 14:13, 4Цар. 6:18-22, 19:35). В конечном счете, Библия говорит, что надежда на будущее для Божьего народа связана не с войной и завоеваниями, но с устремлением к Святой горе, где мечи и копья перекуют на земледельческие орудия, и войн больше не будет (Ис. 2:1-4).

В Новом Завете война упоминается редко, но в Апокалипсисе можно найти описание Христа – полководца в битве с армиями нечестивцев (Откр. 19:17-21). У Него «острый с обоих сторон меч» и «ключи ада и смерти» (Откр. 1:12-18). Сам Он предупреждал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). «Ветхозаветный» Бог не изменился. Больше открывшись в любви, Он не стал менее справедливым и воинственным (Мф. 5:17-18).

Те, кто считает убийство на войне грехом, забывают, что убийство физическое в глазах Бога не так страшно, как убийство духовное. Зло нужно искать не в войне, а до войны, в самых мирных временах. В эти мирные времена совершаются духовные убийства, накапливается злоба и ненависть. В войне же жертвенно искупляется содеянное зло. По словам Н.Бердяева, «война не столько зло сама по себе, сколько связана со злом и является последствием зла более глубинного». Иисус Христос, говоря: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27), имел в виду не тот мир, который завоевывается, а тот, который не дает войне вспыхнуть.

Итак, мы видим, что война стала прямым следствием грехопадения. Несмотря на то, что желание Бога – спасать, а не губить, беззаконие никогда не останется без наказания. Этого не отрицает ни Закон, ни пророки, ни Иисус, ни Его Апостолы.

Виталий НАКУЛ

Является ли убийство на войне грехом?

– Слово говорит, что любая власть от Бога. Сегодня Бог дал нам жить в государстве с определенными законами. У нас есть права, но есть и обязанности. И когда государство ведет какие-то военные действия, то нам необходимо оставаться в послушании. Поэтому на вопрос, грех ли это, я отвечу: это – не грех.

– «Не убей» – одна из заповедей, которую дал Бог. Поэтому убийство – однозначно грех.

– Считаю, что убийство на войне не является грехом. В Ветхом Завете множество примеров войн, которые одобрял Бог.

– Военные принимают присягу. У них есть долг перед Родиной. Война есть война, поэтому я считаю, что это – не грех.

Можно ли убивать на войне. Почему убийство на войне не грех? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Прошу пояснить, в связи с чем Православие считает, что убивать на войне – не греховно, а, наоборот, подвиг. Зачем во имя поддержки убийства себе подобных в первую мировую на фронт отправляли целые вагоны с иконами? Ведь в Новом Завете ясно сказано “не убий”. Мне кажется, что все попытки в богословских православных книгах оправдать насилие в военные годы есть не что иное, как служба церкви государственным интересам в данный конкретный момент времени. А за это Господь и поносил фарисеев. В то же время Церковь отлучила Л.Н.Толстого за попытки донести до всех, что в Новом Завете Христос говорил именно то, что говорил (в том числе и по вопросу убийства). Неужели Господь в Библии мог говорить иносказательно, как это пытаются преподнести нынешние и прошлые богословы? И это в своих обращениях к простому люду? Вряд ли. Простите за некоторую гордыню и сомнения. Рад был бы услышать компетентный ответ по существу. И рад был бы уверовать искренне (если удастся).

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Заповедь «не убий» дана Господом через пророка Моисея на горе Синай, и впервые была записана в книгах Исход (20:15) и Второзаконие (5:17). Начнем с этих священных текстов. Закон, куда вошла эта заповедь, был установлен во 2-й месяц 2-го года после исхода из Египта. Бог вел еврейский народ в землю Обетованную – Ханаан, который был населен 7-ю народами. У них были свои цари и войска. Хочется спросить автора письма: как исполнить Божественный план, овладеть Обетованной землей и вместе с тем не убить ни одного воина? Господь помогал, но сражения предстояло вести израильтянам: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы [и] народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Вт.20:1). Значит, надо попытаться понять какое значение вкладывается в Священном Писании в эту заповедь? Какова область ее применения? Если мы ознакомимся с Синайским законодательством, то обратим внимание и на такое установление: «Если [кто] застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не [вменится] ему» (Исх.22:2). Убийство злоумышленника здесь является как мера защиты дома и живущих в нем от грабителя. Значит, оно допускается? За две главы до этого записано «не убий». Как согласовать? Ясно, что заповедь «не убий» запрещает человеку лишать жизни другого человека, руководствуясь личными мотивами. Никто, кроме Бога, не может дать жизнь человеку и никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее. Но защита своих граждан от насильников – не личный мотив. Всякую мысль о «противоречии» в Священном Писании надо сразу же отбросить как ложную и крайне опасную: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим.3:16). В апостольский век под Писанием понимался только корпус священных ветхозаветных книг. Канон Нового Завета еще не сформировался. Мы не должны подобно гностикам и представителям других еретических сект противопоставлять Ветхий и Новый Завет. К авторитету богодухновенных ветхозаветных книг обращался Спаситель: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). Господь наш Иисус Христос не отменил данную через Моисея заповедь «не убий». Когда к Нему подошел богатый юноша, Он напомнил о ней (также как и о других, данных в Законе): «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй» (Мф.19:17-18). Новым явилось то, что Спаситель указал на состояние сердца как внутренний источник этого тяжкого греха (Мк.7:21).

Читать еще:  Во что верят армяне. Основная религия Армении

Мы глубоко исказим смысл Нового Завета, если не увидим, что Господь Иисус Христос был непримирим к злу. Он лишь запрещает отвечать злом за зло, уподобляться ему. Этим Спаситель призывает к личному духовному подвигу: «не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39). Сам Спаситель дал нам высочайший пример, принеся Себя в Жертву за наши грехи. Но когда зло укореняется и является опасным для многих, оно не должно оставаться безнаказанным. Что Господь говорит о злых виноградарях?: «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф.21:40-44). В другой притче Иисус Христос предостерегает злых людей от мысли о безнаказанности: «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.24:48-51). Как видим, за злые дела предаст смерти. И у святых апостолов говорится о противостоянии злу силою: «Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:32); «[Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр.10:28-29).

Почему же нельзя воинам посылали иконы? Это не оружие. Святыни хранят верующих от зла духовного и телесного. Как священник знаю немало примеров.

Не хочется ничего упрощать. Необходимость уничтожения зла силой свидетельствует о том трагическом положении, в котором находятся сторонники добра в этом мире, который по слову святого апостола Иоанна Богослова весь «лежит во зле» (1Ин.5:19). Уже в ветхозаветное время пролитие чужой крови (даже на войне при защите избранного народа) делало человека временно нечистым. Господь не благоволил, чтобы Давид построил храм. Незадолго до смерти он сказал Соломону: «сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: “ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим. Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его» (1Пар.22:7-9). Святитель Василий Великий тем, кто в сражении (имеется ввиду защита христианского отечества) совершил убийство противника, предлагал 3 года воздерживаться от Св. Причастия (13-е правило). Нелегкая, но необходимая обязанность защищать людей. Что говорит об этом Новый Завет?: «[начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4).

Читать еще:  Приснилось что снится сон. К чему снится Сон во сне, сонник видеть Сон что означает? Значение сна про одеяло

Чтобы автору письма помочь освободиться от упрощенного взгляда и недопонимания духовных вопросов, приглашаю его поучаствовать в решении некоторых мучительных проблем. Позволю его спросить. Должно ли государство защищать своих людей (женщин, детей, больных и т.д.), святыни и вообще свою землю от всех желающих напасть и ограбить? Если да, то, как это реально сделать, не побеждая вооруженного агрессора? Нужно ли было защищать нашу страну от нацистов в последнюю войну? Как это сделать, не убивая вооруженных насильников? Можно ли молиться за своих соотечественников, защищающих свою землю? Моральные принципы должны быть не абстрактными и мечтательными, а конкретными и реализуемыми. Иначе мы повредим людям. Бог не дает не исполнимых законов. Давайте испытаем жизненность наших нравственных убеждений. Вот реальная ситуация. Образовалась многочисленная террористическая банда. На переговоры не идет, оружие складывать не хочет. Каждый день десятками гибнут невинные люди (в том числе и дети). Какое вы предлагаете решение, исходя всего того, что Вы сформулировали в своем письме? Наше бездействие (по малодушию или в силу ложно понятых принципов) делает нас косвенными соучастниками происходящих убийств беззащитных людей.

Буквализм в отношении заповедей (без понимания духа и смысла) очень опасен. Приведу пример. «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). Этим предписанием Господь дал нам личную норму. Если мы будем абсолютизировать смысл этого стиха, то должны будем отменить всякий закон и суд в обществе. История дает не мало примеров, когда государственная власть бездействовала, и для общества наступал тяжелый и болезненный период всеобщего произвола. Трудно понять, как рождается совершенно нежизненный, утопический морализм. В 19 в. возник анархизм. П.Кропоткин и др. доказывали, что всякая государственная власть является злом, так как проявляет насилие над людьми, принуждая их соблюдать законы и постановления. В книжках их это выглядит порой даже привлекательно. Можно много привести примеров злоупотребления властью. Но почему же анархисты так избирательно и произвольно обращались с фактами истории, обходя те периоды в жизни народов, когда было безвластие. Каким несчастьем это время было для общества! Все мутное, греховное и злобное поднималось на поверхность и чинило насилие. Вспомним Смутное время в России в начале 17 в. Анархисты боролись вместе с другими силами против существующего государства и косвенно содействовали установлению в 1917 г. власти, которая насилием превзошла всех предшествующие и залила страну кровью.

Удивляет ссылка на Л.Толстого. Известно ли автору, за что он был отлучен от Церкви? За то, что отрицал все основные положения христианства: учение о Пресвятой Троице, Боговоплощение, Воскресение, загробную жизнь, будущий Суд. Он отвергал святые Таинства (в том числе и святую Евхаристию). Л.Толстой пытался не «донести до всех, что в Новом Завете», а переделать его, исключив из него чудеса, свидетельства о Божественности Иисуса Христа, все Послания св. апостола Павла и другое. Л.Толстой грубо отзывался о великом апостоле Павле, которого Господь называет «Мой избранный сосуд» (Деян.9:15). Вот, что он сам пишет в Предисловии к собственному варианту Евангелия: «я прошу читателя моего изложения Евангелия помнить то, что, если я не смотрю на Евангелия, как на священные книги, я еще менее смотрю на Евангелия, как на памятники истории религиозной литературы. Я понимаю и богословский, и исторический взгляд на Евангелия, но я смотрю на их иначе, и потому прошу читателя при чтении моего изложения не сбиться ни на церковный лад, ни на привычный в последнее время образованным людям исторический взгляд на Евангелия, которых я не имел. Я смотрю на христианство не как на исключительное божественное откровение, не как на историческое явление, – я смотрю на христианство, как на учение, дающее смысл жизни». Иисус Христос говорит о Божественном происхождении Своего учения: «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня» (Ин.7:16). Л.Толстой же не признает Евангелия священными книгами. Разве можно предлагать в пример такого «истолкователя» Нового Завета.

Зло не имеет будущее. Вечным является только добро. В конце времен произойдет последняя великая битва. Господь Иисус Христос, явившись в силе и славе, уничтожит зло: «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» (1 Кор.15:25-26).

Источники:

http://www.homutovo.ru/questions/q_quest_020.html
http://cgazeta.ru/2010/9/720-javljaetsja-li-ubiistvo-na-voine-grehom.html
http://pravoslavie.ru/6388.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: