Мощи святой нины в грузии. Равноапостольная святая Нина, просветительница Грузии: икона, молитва и монастырь

Молитва равноапостольной Нине, просветительнице Грузии

Тропарь, глас 4 *

Сло́ва Бо́жия служи́тельнице,/ во апо́стольстей пpо́поведи пеpвозва́нному Андpе́ю/ и пpо́чим апо́столом подpажа́вшая,/ пpосвети́тельнице Иве́pии и Ду́ха Свята́го цевни́це,/ свята́я pавноапо́стольная Ни́но,/ моли́ Хpиста́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слова Божия служительница, в апостольской проповеди первозванному Андрею и прочим Апостолам подражавшая, просветительница Иверии и лира Духа Святого, святая равноапостольная Нина, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак, глас 2 *

Прииди́те днесь вси́,/ воспои́м избра́нную от Христа́/ равноапо́стольную пропове́дницу Бо́жия сло́ва,/ му́друю благове́стницу,/ лю́ди Картали́нии приве́дшу на путь живота́ и и́стины,/ Богома́тере учени́цу,/ усе́рдную засту́пницу и неусыпа́ющую храни́тельницу на́шу,// Ни́ну прехва́льную.

Перевод: Придите сегодня все, воспоем избранную от Христа равноапостольную проповедницу Божия слова, мудрую благовестницу, народ Карталинии приведшую на путь жизни и истины, Богоматери ученицу, усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, Нину прехвальную.

Молитва *

О, всехва́льная и преди́вная равноапо́стольная Ни́но, вои́стинну вели́кое украше́ние Це́ркве Правосла́вный и изря́дная похвало́ наро́ду Ивери́йскому, просвети́вшая всю страну́ Грузи́нскую Боже́ственным уче́нием и по́двиги апо́стольства победи́вшая врага́ на́шего спасе́ния, трудо́м и моли́твами насади́вшая зде вертогра́д Христо́в и возра́щшая его́ в плод мног. Пра́зднующе святу́ю па́мять твою́, притека́ем к честно́му ли́ку твоему́ и благогове́йно лобыза́ем всехва́льный дар тебе́ от Бо́жия Ма́тере, чудотво́рный крест, его́же ты обви́ла еси́ драги́ми власы́ твои́ми, и уми́льно про́сим, я́ко при́сную предста́тельницу на́шу: огради́ нас от вся́ких зол и скорбе́й, вразуми́ враго́в Святы́я Це́ркве Христо́вы и проти́вников благоче́стия, охраня́й твое́ ста́до, упасе́нное тобо́ю, и моли́ Всеблага́го Бо́га, Спаси́теля на́шего, Ему́же ты ны́не предстои́ши, да да́рует наро́ду на́шему мир, долгоде́нствие и во вся́ком до́брем начина́нии поспеше́ние, и да приведе́т Госпо́дь нас в Небе́сное Свое́ Ца́рствие, иде́же вси святи́и славосло́вят всесвято́е Его́ И́мя ны́не,и при́сно,и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Святая равноапостольная Нина — день памяти 27 января.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЕ

Кроме того, что святая равноапостольная Нина является покровительницей всех, кто крещен таким же именем, она помогает всем, кто просит ее о заступничестве.
Нина считается покровительницей тех людей, кто связан с просвещением (учителя), ведь по своей сути она и была просветительницей, обучала людей Христовой вере.
Перед иконой святой равноапостольной Нины можно молиться об излечении разных болезней и душевных недугов – самым главным ее оружием был крест из виноградной лозы, которую она получила от Самой Богородицы.
В Грузии очень много девочек называют именем Нина – ведь святая считается покровительницей этой страны и ее жителей.
Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ЖИТИЕ СВЯТОЙ НИНЫ , ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИИ

Святая Нина родилась примерно в 280 года в Каппадокии ( это центр современной Турции) в семье знатного рода. Ее отец Завулон был знатным вельможей, ему благоволил сам правящий император Максимиан. В этой семье было несколько знаменитых святых, у Завулона был родственник — святой великомученик Георгий Победоносец, а сама святая Нина была ему двоюродной сестрой.
В возрасте двенадцати лет, святая Нина оказалась в Иерусалиме вместе с родителями. Ее отец Завулон стал Божиим служителем в Иорданских пустынях, а ее матери, Сусанне, выпала огромная честь – она служила при храме Гроба Господня. Воспитывалась святая Нина благочестивой старицей Нианфорой, которая приучила ее исполнять многочисленные правила веры и привила любовь к чтению Священного Писания.

Однажды она читала евангелие и думала о Хитоне Господнем (Ин. 19, 23 — 24). Нианфора рассказала ей легенду, что мцхетский раввин Элеазар отнес священный Хитон Господень, в Иверию (Грузию), которая стала одним из Уделов Божией Матери.
Просвещение Иверии выпало Святой Марии по жребию с апостолами, но явившейся ей Ангел Господень сообщил, что Грузия будет Ее уделом после окончания земной жизни, а при жизни, по Промыслу Божиему, Ей надлежало положить Своих святых трудов на Афоне.
Узнав от старицы Нианфоры эту историю, святая Нина стала горячо молиться Пресвятой Богородице, чтобы она помогла ей просвятить Грузию, и подсказала место нахождения утерянного для людей Хитона Господнего. И вот однажды, во сне, Богородица явилась к праведнице и сказала ей:

«Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею»

Читать еще:  Православный праздник троица краткое содержание. Детям о дне святой троицы

С этими словами Пресвятая Дева одарила Нину крестом из виноградной лозы, который девушка, проснувшись, увидела у себя в руках.

В настоящее время этот виноградный крест находится в Тбилисском Сионском кафедральном соборе в особом кивоте.

Когда святая Нина рассказала об этом своему дяде, который был Патриархом в Иерусалиме, он без колебаний балгословил ее на апостольское служение, после чего она отправилась в Иверию, куда прибыла в 319 году.
Она полюбила местный народ, изучала его обычаи, язык и проповедовала православие, при этом ее проповеди сопровождались многими знамениями.
Однажды в городе Мцхета (столица древней Грузии) были языческие торжества и в то же время наступил христианский праздник Преображения Господня. В этот день, во время молитвы святой Нины, возник очень сильный ветер, снесший идолов, которым люди приносили жертвы и молились на них.
Во Мцхети святая Нина нашла приют в семье царского садовника. Много лет в этой семье не было детей и вот, молитвами святою Ниною, жена этого человека, Анастасия, наконец-то смогла родить ребенка и сразу же уверовала во Христа.

Немного позже святая Нина помогла грузинской царице Нане победить тяжелую болезнь, после чего та превратилась из идолопоклонницы в ревностную христианку и приняла Крещение. Супруг Наны, царь Мириам (265-342) видел, конечно, чудесное исцеление царицы, но, невзирая на это, поверил злым наговорам против Нины. Он приказал схватить ее и казнить, но во время казни святой праведницы, неожиданно померкло солнце и наступила мгла. Властитель был поражен слепотой, а его придворные стали молиться своим языческим богам о том, чтобы к ним возвратился день. Но их, как они думали, «святые» идолы остались не помогали и мрак усилился. Тогда испуганные люди воззвали к Господу Богу, которого проповедовала Нина и тут же мрак рассеялся и вышло солнце. Это случилось в 319 году 6 мая.
Царь Мириан был исцелен святой Ниной от слепоты, сразу уверовал во Христа и, вместе со своим двором принял святое Крещение.
В помощь святой Нине, по просьбе царя Мириама, византийский император Константин отправил епископа Евстафия и еще пятерых священнослужителей, которые к 324 году окончательно утвердили христианство в Грузии.

Но горным областям Грузии Иисус Христос был еще неведом. Для того, чтобы просветить людей живущих возле рек Арагви и Иори, святая Нина с двумя помощниками отправилась к ним и стала проповедовать Евангелие. После ее трудов многие горцы приняли Святое Крещение.
Затем Нина отправилась в Кахетию (Восток Грузии), где вела подвижническую жизнь, жила в палатке и объясняла людям суть новой для них веры. По ее трудам к Христовой вере обратились большое количество народа, вместе со своей царицей Кахетии Соджей (Софией) и ее придворными.
Все это время святая Нина мечтала найти Хитон Господень. Наконец, по ее молитвам, Господь открыл место нахождения святыни — Хитон был обретен. А на этом месте был построен первый христианский храм в Иверии. Сперва это было деревянное сооружение, позже воздвигли каменный храм. Сейчас это собор в честь 12-ти святых Апостолов в Светицховели.

Завершая апостольское служение в Грузии, святая Нина была оповещена свыше об окончании земной жизни. Она попросила царя Мириама прислать к ней епископа Иоанна, чтобы он подготовил ее к последнему пути. Царь, получив такую весть, сам, вместе с многими священниками, отправился к святой, где все духовенство стало свидетелями исцелений, прибывающих навестить умирающую святую Нину людей от тяжких недугов.
Ученики святой Нины попросили ее рассказать о своей жизни, одна из учениц, Соломия Уджамарская, записала этот рассказ, который и стал основой жития святой Нины.

После 35 лет апостольских трудов святая Нина, приобщившись Святых Тайн, в 335 году ( из других источников – в 347 г.) мирно отошла ко Господу. В этот момент Нине было 67 лет. По ее завещению тело погребли там, где она жила в последнее время – в Бодбе.
Мириан, духовенство и народ очень скорбили о кончины светлой праведницы. Царь даже хотел перенести ее останки поближе к себе, в соборную Мцхетскую церковь. Но святая не желала этого – ее гроб попросту не смогли сдвинуть с места упокоения.
На этом месте был основан женский монастырь святой Нины, также здесь находится основанный еще в 342 году храм во имя двоюродного брата Нины — святого великомученика Георгия Победоносца
Мощи святой просветительницы прославились бесчисленными чудесами и исцелениями.
Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 27 января (14 января по старому стилю), в день ее блаженной кончины.

Читать еще:  Психология: между практической пользой и духовным вредом. Почему Православие – это единственный правильный выбор, кто спасется кроме православных

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, святая равноапостольная Нино, всю страну Иверскую светом Евангелия просветившую и ко Христу приведшую.

Бодби — священное место, где почивают мощи равноапостольной Нины

Бодби — священное место, где почивают мощи равноапостольной Нины

Кахетия — прекрасный край

Продолжаем знакомcтво со святынями древней и вечно юной Грузии, которые не перестают поражать воображение.
На этот раз мы побывали в ее восточной части, Кахетии, где в непосредственной близости от от города Сигнахи, в живописной местности у подножия Кавказского хребта расположен Бодбийский монастырь – обитель, где покоится святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Именно это место святая избрала себе последним пристанищем.

Алазанская долина

Все здесь прекрасно и величественно. Уже в непосредственной близости от монастыря открывается радующий глаз вид на плодородную Алазанскую долину, окруженную заснеженными вершинами уходящих в строгое небо Кавказских гор

Вдали -Алазанская долина

Затем появляется стройная колокольня, утопающая в зелени деревьев. Здесь все дышит благодатью и святостью. Монастырь очень древний.
Согласно летописным свидетельствам, он был основан непосредственно после заверщения земной жизни св. Нины, в первой половине IV века. Такова, очевидно, была воля святой.
Обращенный Ниной в христианство грузинский царь Мириан хотел перенести тело великой просветительницы в столицу — Мцхету, но две сотни людей не смогли сдвинуть останки с места. Могила святой Нины стала особо почитаемым местом, над ней был построен храм — величественная базилика.
Обратимся к житию святой равноапостольной Нины, которое само по себе чудесно и поучительно.

Как известно, святая Нина была родом из Каппадокии, из знатной и благочестивой семьи. Ее отец, Завулон, полководец Римского императора Максимиана, обративший в христианство десять Галльских княжеств, был женат на сестре Иерусалимского Патриарха -Сосанне. Их единственной дочерью и была св. Нина.

Св. Нине исполнилось 12 лет, когда семья покинула родину и направилась в Иерусалим. Раздав все имущество нищим, Завулон уединился в Иорданской пустыне, Сосанна ухаживала за немощными. Нину же дядя – Иерусалимский Патриарх – отдал на воспитание благочестивой христианке Сарре из Вифлеема – прислужнице Гроба Господня.

В 14 лет св. Нине явилась Пресвятая Богородица и возвестила ей о ее высоком предназначении – проповедовать Истинную Веру в земном жребии самой Девы Марии – в Иверии (Грузии). Благословив на апостольский подвиг, в знак Божьего Благоволения, Пресвятая Богородица вручила ей крест из виноградной лозы, которую Нина обвила своими волосами (Крест св. Нины в настоящее время хранится в Тбилиси, в Сионском кафедральном соборе).
В Грузии св. Нина многими трудами совершала свое служение. Ее молитвами исцелилась от тяжелой болезни и уверовала в Истинного Бога царица Нана, а вслед за ней и сам царь Мириан. Вскоре весь народ принял крещение в водах реки Арагви во Мцхета (в древней столице Грузии).


Свершив свой подвиг, св. Нина преставилась в селе Бодбе и Божьим Промыслом там же была погребена. Св. равноапостольный царь Мириан, желая почтить Просветительницу Грузии, вознамерился перенести мощи Святой во Мцхета, в храм Светицховели, где находится Хитон Господень, но двести человек не смогли сдвинуть с места её малое ложе. 30 дней оплакивали царь и весь народ свою просветительницу. Вскоре св. царь Мириан соорудил храм над могилой Угодницы Божьей. А перед кончиной завещал супруге: «Ты, Нана, если Бог даст, после моей смерти раздели царскую казну на две части и одну пожертвуй на могилу св. Нины, дабы во веки веков непоколебимым было место сие».

С той поры Бодбийский монастырь – свидетель многих интереснейших исторических событий.
В V веке св. благоверный царь Вахтанг Горгасали расширил и украсил храм-усыпальницу. Форму же трехнефной базилики храм приобрел в VIII-IX вв.

В XII в. царь Дмитрий I, сын св. благоверного царя Давида Строителя, заново обустроил и украсил усыпальницу св. Нины.
Мест погребения Просветительницы Грузии была настолько почитаемо, что даже татаро-монголы, разорившие всю страну, не посмели осквернить святыюю, хотя и причинили немалый вред храму.

В средние века Бодбийский собор стал местом коронования Кахетинских царей. Знаменательно, что на коронации Теймураза I (1589-1663) прису-тствовал сам Персидский шах Аббас I, хотя это не помешало ему через несколько лет разорить обитель. В последствии над восстановлением храма много потрудился сам Теймураз I.

Со второй половины XVII в. в Бодбе функционировала духовная семинария, а с XVIII в. здесь был мужской монастырь с довольно многочисленной братией.

В первой половине XIX в. Бодбийскую епархию возглавлял выдающийся духовный пастырь митрополит Иоанн (в миру князь Макашвили). При нем в 1823 году был отреставрирован и заново расписан храм, установлен новый иконостас (существующий и по ныне).

Читать еще:  Доработка евангелия от марка. Взаимные отношения Евангелий

Позднее под руководством архимандрита Николоза Микеладзе была построена трехэтажная колокольня. Но в целом в XIX в. из-за упразднения в 1811 г. автокефалии Грузинской Апостольской Церкви, Бодбийский монастырь переживал много трудностей. В это тяжелое для монастыря время на благо обители много потрудился признанный агиограф и иконописец Михаил Сабинин. Его неутомимой деятельностью была подготовлена почва для основания здесь женского монастыря.
В конце того же века могилу св. Нины в Бодбе посетил Российский Император Александр III и по его указу здесь был открыт женский монастырь. Первыми насельницами вновь открывшегося монастыря стали 12 сестер из разных обителей России.

В 1902-1906 г.г. настоятельницей монастыря была игумения Ювена-лия II (в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили, в схиме матушка Фамарь, сестра известного грузинского режиссёра Котэ Марджанишвили), которая в последствии прославилась своей деятельностью в России.
В начале XX века число сестер достигало 300. В первый же год существования обители в ней была открыта одноклассная школа, которая вскоре была преобразована в двухклассную, а затем во второклассную; когда в Бодбийском училище был введен педагогический курс, оно стало выпускать учительниц для начальных школ.
В 1906 г. по указу Императора Николая II обители было присвоено звание первоклассного монастыря.

Со слов сэра Оливера Уордропа, посетившего обитель в 1919 году, после восстановления автокефалии Грузинской Церкви (1918 г.), можно представить, каким был монастырь в начале XX века. Он восхищенно писал об этом визите своей жене:

«Когда мы приблизились к монастырю, появилась триумфальная арка (из листвы и цветов). Нас приняла настоятельница (княжна Вачнадзе). Сестры монастыря были все в черных облачениях, с высоко приподнятыми головными уборами, девочки монастырской школы (все в белых платьях)… Священник пригласил меня в небольшую церквушку, построенную впервые еще в IV веке и провел небольшую службу, молясь за раба божьего Оливера, монахини же тем временем пели. Затем настоятельница показала мне покои, где живут девочки: классную, трапезную, кухню, а также комнаты, где выполнялись ручной работы ковры, вышивка, церковные ризы и иконы. Мы видели там же большой сад при монастыре и с огромными букетами цветов, которые нам подарили девочки, сопровождаемые рукоплесканиями и криками восторгов провожающих, продолжили свой путь в Сигнахи.» (Интересно, что это письмо было передано нынешней настоятельнице монастыря, игумений Феодоре, дочерью Оливера Уордропа. Она носит имя просветительницы Грузии, живет в Англии и подобно отцу своему любит Грузию. Она живо интересуется обителью своей небесной покровительницы, о чем свидетельствует ее переписка с сестрами Бодбийского монастыря).
В 1924 году большевики закрыли монастырь. Последней настоятельницей была игумения Нина (в миру княжна Елена Вачнадзе). Подвижница, воспитанница Бодбийского училища, она с юности приобщилась к монашеской жизни и до последних дней оберегала родную обитель. Большевики неоднократно угрожали её жизни, но она чудом уцелела покрываемая своей небесной покровительницей, хотя была вынуждена оставить Бодбе. Всю оставшуюся жизнь она провела в Тбилиси при храме Анчисхати. После её кончины по её же завещанию мощи последней настоятельницы были перенесены в родную обитель.
Разоренный коммунистами, древнейший Бодбийский монастырь в наши дни обрёл новую жизнь. С 1991 года началось возрождение святыни.

В настоящее время в монастыре подвизается около 30 сестёр. Насель-ницы в основном молодые. Под руководством настоятельницы сестры не покладая рук трудятся и заботятся об устройстве и благолепии обители.

Монастырь, хотя и медленно, но всё же обретает свой прежний облик, благоустраивается и расширяется. Украшена гробница св. Нины, восстанавливаются полуразрушенные здания, над источником св. Нины сооружена купель и церквушка в честь родителей Святой – свв. Завулона и Сосанны. У монастыря обширное подсобное хозяйство, действуют иконописная и золотошвейная мастерские. Для многочисленных паломников открыта трапезная “Пилигрим”. Сестры также занимаются традиционной для Грузинских монастырей литературной деятельностью: на основании древнейших рукописей готовят к изданию богослужебные книги. И самое главное на могиле равноапостольной св. Нины ежедневно совершается богослужение за мир и благоденствие Грузии и всего Православного мира.

Могила св. Нины и по сей день источает духовное и телесное исцеление, а её обитель старается дать жаждущим возможность приобщиться к этому роднику духовности.

Источники:

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-ravnoapostolnoj-nine.html
http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/svyataya-nina-prosvetitelnica-gruzii/
http://pravme.ru/2018-01-27-bodbi-svyashhennoe-mesto-gde-pochivayut-moshhi-ravnoapostolnoj-niny.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: