Монастырь на шаболовке. Донской монастырь
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Донской монастырь в Москве
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
На сегодняшний день на территории России осталось не так много старинных православных обителей, как хотелось бы. Многие были разрушены и забыты после многочисленных войн и революций. Но все же есть еще святыни, которые не поддались времени и кровопролитиям. Одна из таких — Святодонской монастырь. Эта православная обитель находится в Москве. Она окружена мощными защитными сооружениями, стенами, которые всегда стойко выдерживали навалы врагов. С внутренней стороны храмы окутаны уютными тихими скверами. Идеальное место для прогулок и обращений к Богу.
Краткая история Донской обители
Впервые монастырь был основан в 90-х годах XVI столетия. Тогда он располагался на юго-западной стороне Москвы, недалеко от Калужской дороги. Данное название храм получил в честь одноименной иконы — Донской иконы Богоматери, которая спасла Столицу России от сильного войска монголо-татарского хана. Есть даже версия, что когда-то этой иконой Сергий Радонежский благословлял князя Димитрия и его воинов на Куликовскую битву.
Именно на месте благословления войска был и возведена небольшая церковь. Чуть позже построили собор Пресвятой Богородицы, который сейчас называется Малым собором. А вскоре образовалась Донская обитель, которая окончила формирование защитной системы города, наряду с Новодевичьим и Даниловым монастырями.
В начале XIX столетия данная обитель была самым популярным религиозным заведением столицы. В 30-х годах здесь построили православное духовное училище, а в начале следующего столетия — школу для послушников.
На протяжении всего времени существования он был очень известным. На кладбище Донского монастыря похоронено много знаменитых людей. Здесь были обнаружены захоронения царя Давида (80-е года XVII столетия), грузинских царей Матвея и Александра (начало XVIII столетия). Также обитель стала последним домом для поэтов Сумарокова и Херасков, философа Чаадаева, архитектора Бове, историка Ключевского, писателя Одоевского, художника Петрова. В прошлом десятилетии на это кладбище перенесли останки генерала Деникина, философа Ильина, писателя Шмелева и Солженицына.
Если хотите почувствовать необычную и глубокую атмосферу этого места, обязательно посетите некрополь и побродите между разбросанными необычными могилами.
Донской монастырь
Оглавление
Донской монастырь, действующая мужская обитель, – один из крупнейших и наиболее значимых в Москве. Он обладает статусом ставропигиального – то есть подчиняется напрямую патриарху Русской Православной Церкви. Здесь стоит обязательно побывать не только православным верующим, но и любителям старинной архитектуры и увлеченным историей России. В Донском монастыре сохранились постройки XVI ‒ XX вв.; кроме того, монастырь владеет большой ухоженной территорией, по которой приятно гулять в хорошую погоду. В монастырском некрополе можно увидеть надгробия представителей известных дворянских семей и общественных деятелей XVIII-XX века.
Главной православной святыней монастыря считается чудотворная древняя Донская Икона Божией Матери, одна из самых почитаемых в православии. Этот образ находится в Третьяковской галерее, но каждый год в праздник иконы (19 августа) ее доставляют в монастырь для праздничного богослужения и крестного хода.
История монастыря
История основания Донского монастыря связана с походом татар на Москву в 1591 году. Тогда войско крымского хана Газы II Гирея появилось у незащищенных подступов к городу между Даниловым и Новодевич ьим монастырями. На борьбу с врагами были направлены московские войска, а в сопровождавшую их походную церковь передали из Благовещенского собора Кремля чудотворную икону Донской Богоматери. Когда хан бежал, в честь успешной защиты города по указанию царя Федора Иоанновича был основан Донской монастырь и начато строительство первого каменного храма монастыря – Малого (Старого) Донского.
На протяжении XVII в. монастырь находился в некотором запустении, которое было прервано в конце века сестрой царя Петра I Екатериной Алексеевной. В 1684 ‒ 1698 гг., под ее покровительством был построен новый большой собор. Посвящение осталось прежним – иконе Донской Богоматери. Этот масштабный крестообразный в плане собор увенчан пятью куполами. Внутри собора сохранился резной иконостас того же времени с большим количеством старых икон. Одновременно со строительством нового собора были возведены каменные с тены монастыря: до 1696 г. монастырь имел лишь деревянные укрепления. В XVIII ‒ XIX вв. на территории монастыря продолжали появляться новые сооружения: были построены несколько церквей, в том числе надвратные, а также корпуса братских келий.
В годы советской власти новые хозяева Москвы распорядились Донским монастырем по-своему: на территории монастырского кладбища в 1927 г. заработали первый советский крематорий и колумбарий, а через два года в монастыре были прекращены богослужения. В 1934 году здесь был устроен музей архитектуры. На территорию монастыря свозили фрагменты уничтоженных памятников архитектуры, среди которых – церковь Успения на Покровке, Сухарева башня и храм Христа Спасителя. Горельефы последнего (созданные в 1847 ‒ 1849 гг.) можно видеть и сегодня у внутренних стен обители.
Богослужения в Малом соборе разрешили возобновить после окончания Великой Отечественной войны. Тогда же там разместили мироваренную печь, и с тех пор миро для всей Русской Православной Церкви изготавливается в Донском монастыре. В 1991 г. монастырь передали Патриархату, был вновь освящен большой собор, а деятельность монастыря полностью возобновилась.
Святыни и захоронения
Главной святыней считается чудотворная Донская икона Божией Матери, которая связана с историей основания монастыря. По преданию, эта икона, написанная Феофаном Греком в XIV в., помогла Дмитрию Донскому одержать победу в ключевой битве с татарами на Куликовом поле в 1380 г. Икона хранится в Третьяковской галерее, но один раз в году она доставляется в Донской монастырь, где сам Патриарх Московский и Всея Руси проводит праздничное богослужение. В Малом соборе постоянно находится список Донской иконы Божией Матери, а также иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение». В Донском монастыре покоятся мощи святого патриарха Тихона (первый патриарх после восстановления в 1917 г. этого сана), умершего здесь в 1925 г., обретенные в ходе восстановления собора после пожара 1992 г.
Донской монастырь знаменит еще и своими кладбищами. Их при монастыре два. Старый некрополь находится внутри стен монастыря, а новый, основанный в 1910 г., разместился снаружи. В старом некрополе можно увидеть надгробия многих дворянских семей, таких как Долгоруковы, Трубецкие, Голицыны, Вяземские. Здесь похоронены известные деятели: философ П. Чаадаев, историк В. Ключевский. Среди последних захоронений – нобелевский лауреат писатель А. Солженицын, умерший в 2008 г.
Донской монастырь в наши дни
При Донском монастыре ведет активную деятельность паломническая служба обители: для паломников открыты гостиница и трапезная, организуются экскурсии по монастырю и другим православным святыням Москвы и за ее пределами. При монастыре работают воскресная школа и молодежный клуб. Имеется иконная лавка и лавка с монастырской выпечкой.
С точки зрения истории архитектуры, Донской монастырь – не единственная заметная ценность в округе. Неподалеку от него, в районе современной станции метро «Шаболовская», находятся многие памятники архитектуры конструктивизма (1920 ‒ 1930-е гг.). Среди них – знаменитая Шуховская телебашня, мировой памятник инженерного искусства. Посещение этих замечательных мест можно превратить в одну пешеходную прогулку.
Донской монастырь
Донской монастырь
Донской монастырь – ставропигиальный, то есть подчиняющийся непосредственно патриарху или Священному Синоду, мужской монастырь, который находится практически в самом центре Москвы. Купола соборов ещё в начале прошлого века возвышались над расположившимися вокруг низкими постройками и были видны издалека. Сейчас же обитель окружают современные многоэтажные дома. Однако старинные сооружения, поросшие мхом памятники на могилах кладбища и вековая липовая аллея погружают посетителей Донского монастыря в атмосферу далёких времён.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Донской монастырь
История Донского монастыря
К сожалению, до наших времён не дошли документы, которые точно определяют дату основания Донского монастыря. Летописные свидетельства позволяют предположить, что это был 1591 год, когда русские войска одержали победу на ханом Казы-Гиреем. Его армия, практически не встречая на своём пути сопротивления, подошла к Москве. На тот момент вокруг столицы существовала оборонительная система из форпостов в виде монастырей, которая представляла собой небольшие крепости. Лишь юго-западное направление оставалось незащищённым. Здесь, у села Котлы, развернули передвижную крепость – так называемый гуляй-город. В её походной церкви в тот момент хранилась Донская икона Божией Матери, которая, по легенде, покровительствовала русским воинам во время Куликовской битвы. И в этот раз русичам под предводительством Бориса Годунова удалось одержать победу, почти полностью разгромив внезапно отступившее войско хана.
Желая увековечить это событие, Годунов распорядился основать здесь монастырь, названный Донским в честь иконы. Изначально он представлял собой окружённый бревенчатым частоколом одноглавный собор. На заре XVII столетия обитель была разграблена поляками во главе с гетманом Ходкевичем и на протяжении длительного времени находилась в запустении. Впрочем, уже к 1700 году закончили впечатляющую своими масштабами перестройку монастыря. Екатерина Алексеевна из дворянского рода Милославских выделила средства на облагораживание религиозной обители. Её украсил и освящённый в 1698 году собор. В начале XVIII века территорию Донского монастыря окружила стена, увенчанная дюжиной башен. Её, в свою очередь, возвели на деньги дьяка Аверкия Кириллова. Со временем здесь построили и несколько храмов, духовную семинарию, покои архимандрита, кельи для монахов. Возведение объектов продолжалось вплоть до начала XX века.
С 1918 года обитель закрыли, но монахи продолжали жить в ней до конца 20-х годов. С 1929 года богослужения во всех храмах были прекращены. С 1934 года здесь функционировал Музей архитектуры. В этот период на территорию монастыря свозили уцелевшие фрагменты московских соборов и храмов, которые были разрушены во время антирелигиозной борьбы. В 1946 году в Малом соборе возобновили богослужения. В храме появилась печь для варки ароматического масла – мира. В 1991 году обитель перешла под эгиду Московского патриархата. Спустя год старейший собор Донского монастыря пережил большой пожар – результат вероломного поджога. Во время реставрационных работ обнаружили захоронение патриарха Тихона. Сейчас его мощи покоятся в Главном храме монастыря.
Архитектура
Донской монастырь представляет собой величественный архитектурный ансамбль в центре столицы. Окружающая его мощная узорчатая стена с навесными бойницами в её верхней части, четыре угловых и восемь фронтальных башен делают обитель похожей на древнерусскую крепость. Все крупные сооружения монастыря, не считая самого старого из них – Малого собора, были построены в короткий полувековой период начиная с 1686 года, когда было начато строительство Главного храма. Возможно, по этой причине во всём архитектурном ансамбле прослеживается общий замысел.
Стены Донского монастыря составляют правильный квадрат, в центре которого располагается Большой собор, что подчёркивает стремление к регулярности и порядку. Отмечается единство стиля, в котором построены основные здания, а также фасадная ориентация монастыря относительно ведущих к нему главных дорог – с северной и западной сторон.
Большой собор
В самом центре Донского монастыря расположено его главное архитектурное сооружение – Большой собор, который является одной из первых попыток строительства крестообразного здания. Его возведение началось в середине 80-х годов XVII столетия во времена правления Софьи Алексеевны и было закончено в 1698 году после шестилетнего перерыва.
Последние десятилетия XVII века ознаменовались в России изменениями в архитектурной направленности: характерная для церковных строений аскетичность уступила место сходству с пышными дворцами. Это коснулось и Большого собора, который представлял собой центрический храм, напоминающий своей планировкой распустившийся цветок. Такое решение позволило создать величественный интерьер, освещённый четырьмя световыми «барабанами». Особенно красиво смотрится резной иконостас, насчитывающий восемь ярусов, нижние из которых выполнены золотописцем Карпом Золотарёвым. Поражающее своей грандиозностью внутреннее убранство собора кажется залитым потоками света. Этим могло похвастаться далеко не каждое архитектурное сооружение.
Основу собора образует подклет, окружённый арочной двухъярусной галереей. Изначально ярусы были открытыми, но со временем арки нижнего заложили, а верхний – застеклили. Парадный вход в храм расположен с северной стороны: когда собор только был построен, дорога от города к Донскому монастырю подходила с севера, где, собственно, и располагались главные ворота. Много тайн хранит в себе Большой собор, и часть из них связана с захоронениями в подклете. В настоящее время здесь находится очень интересная выставка, экспонатами которой выступают различные надгробия, украшенные цветами, фамильными гербами и черепами.
На протяжении многих столетий собор хранил в своих стенах чудотворную Донскую икону Божией Матери. Таких икон две. Одна из них написана Феофаном Греком в XIV столетии. Согласно легенде, именно её перед Куликовской битвой передали Дмитрию Донскому. Хранилась эта икона в Благовещенском соборе Кремля, и лишь один раз в год её доставляли в Главный храм обители для проведения торжественного богослужения в день празднования Донской иконы Богоматери. Традиция дошла до наших дней, и ежегодно 1 сентября икону доставляют специальным транспортом из Третьяковской галереи. Вторая из существующих икон была написана по распоряжению Бориса Годунова в XVI столетии и предназначалась для собора Донского монастыря, где она постоянно находится.
Малый собор
Древнейшей постройкой Донского монастыря является его Малый собор, который ещё называют Старым. Возведённый в эпоху Бориса Годунова, он представляет собой бесстолпный посадский одноглавый храм с крещатым сводом и трёхярусной горкой кокошников. В русском зодчестве XVI столетия он является единственным представителем подобных монастырских соборов. В 1679 году к нему пристроили шатровую колокольню. Появившись на Руси в начале XVI столетия, подобный тип храмовой архитектуры не встречается больше ни в одной стране мира.
Старый собор на протяжении своего существования почти всегда был действующим. В его трапезной стоял большой котёл, в котором варили миро – освящённое ароматическое масло. В 1930 году храм был закрыт. Богослужения и мироварение возобновили лишь спустя два десятилетия. В печи и по сей день раз в год на Страстной седмице Великого Поста варят благоухающее масло, аромат которого разносится по монастырю.
В 1992 году трапезная почти полностью выгорела во время пожара. В дальнейшем интерьер был восстановлен, а его стены вновь расписаны, за что художник А. С. Россаль-Воронов получил от Патриарха медаль преподобного Сергия Радонежского.
Малый собор – хранилище ряда святынь. Среди них – Донская икона Божией матери, рака с мощами патриарха Тихона, иконы «Знамение» и Фёдоровской Богоматери. В настоящее время здесь проводятся реставрационные работы, цели которых – установить новый иконостас, позолотить купола и перенести печь для приготовления мира в храм Иоанна Златоуста.
Церкви
В первой половине XVIII века, после возведения стены вокруг Донского монастыря, были построены ещё три церкви. Одна из них – церковь Архангела Михаила, построенная в 1714 году и расположившаяся в южной части двора. Спустя сто лет её перестроили, и церковь стала играть роль усыпальницы для рода Голицыных. Внутренние помещения являлись и своеобразным выставочным залом образцов мемориальной скульптуры.
Святые (Северные) ворота – главный вход – послужили основанием (подклетом) для ярусов Тихвинской церкви, которая была построена одновременно с церковью Архангела Михаила. Средства на её строительство выделила царица Прасковья Фёдоровна. Поскольку многими своими архитектурными элементами храм напоминает церковь архангела Гавриила, спроектированную Иваном Зарудным, этому же зодчему приписывают и авторство создания Тихвинской церкви. Храм имеет три яруса, верхний из которых – звонница с колоколами. С северной стороны территория вокруг паперти огорожена решёткой, выкованной ещё в начале XVIII столетия.
Классический композиционный приём той эпохи – помещение восьмигранных ярусов на четырёхгранное основание (четверик) – был применён при строительстве в 1730-1753 годах надвратной колокольни Донского монастыря. На момент своего возведения она была одной из самых высоких построек московских окрестностей, устремляясь в небо над западными проездными воротами. Авторство проекта приписывают зодчему А. Евлашеву. Нижний ярус строения занимает храм святых праведников Захария и Елизаветы. Колокольня имела более строгие и «тяжёлые» формы по сравнению с Тихвинской церковью и превосходила её по высоте. В звоннице было размещено десять колоколов, самый большой из которых имел массу в одиннадцать тонн. Здесь же располагается колокол весом в три тонны, который в 1730 году императрица Анна Иоанновна подарила Донскому монастырю. Изначально он предназначался для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Со временем западные ворота, считавшиеся второстепенными, стали главным въездом на территорию обители. Стены арочного прохода украшены иконами с изображением святых и сюжетов из их жития. Занимая промежуточное место среди трёх самых высоких зданий монастыря, колокольня визуально смягчает контраст между объёмом Большого собора и изящным невесомым обликом храма Тихвинской иконы Богоматери.
Помимо этого, территория Донского монастыря «приютила» небольшие часовни и церкви, построенные в XVIII-XIX веках. Некоторые из них возводились как усыпальницы. В начале XXI столетия возобновили строительство небольших храмов. В 2000 году появилась церковь Георгия Победоносца – символ двухтысячелетней годовщины Рождества Христова и десятилетия передачи Донского монастыря Московскому патриархату. В этом же году возвели и храм в честь Патриарха Всероссийского Тихона.
Монастырский некрополь
В те времена кладбище разбивали возле каждого русского монастыря. Обычно первыми появлялись могилы настоятелей и простых монахов. Хотя Донской монастырь существовал с конца XVI века, на его территории можно увидеть надгробия, установленные лишь в начале XVIII столетия и позже. Вероятно, это связано с тем, что до середины XVII века обитель не отличалась роскошью и богатством, и её настоятели, возможно, были захоронены на территории кладбища Андреевского монастыря, к которому относился Донской.
Ещё одна версия связана с тем, что по мере того, как к монастырю стали приписывать более мелкие обители, его благосостояние росло, и он превратился в довольно зажиточное хозяйство, владеющее большими участками земли и множеством крепостных крестьян. Некрополь Донского монастыря постепенно превращался в место, где находили последнее пристанище известные люди, аристократы и просто зажиточные граждане. Земля на кладбище становилась предметом различных спекуляций. Желая заработать на продаже «новых» участков под захоронения, практичные монахи могли уничтожать старые заброшенные могилы. Особенно актуально это стало во время эпидемии чумы, когда своим указом императрица Екатерина II запретила хоронить умерших на территории монастыря. Исключение сделали лишь для высокопоставленных горожан, родственники которых должны были изрядно раскошелиться.
По территории некрополя можно бродить не один час, разглядывая памятники. Многие из них не пощадили время и погода. Иногда трудно разобрать надписи на потемневших надгробиях. На кладбище почти отсутствуют традиционные кресты, зато можно увидеть различные урны, вазы, плиты и плакальщицы. Встречаются памятники, сделанные в виде колонн и даже пирамид. Некоторые из семейных усыпальниц представляют собой маленькие, иногда поразительной красоты часовни. Можно увидеть графские захоронения Толстых, Зубовых, Паниных. Свой последний приют в монастыре нашли князья Долгоруковы, Волконские и Голицыны, а также многочисленные представители дворянских родов: Хвощинские, Протасовы, Нарышкины. На кладбище похоронены родственники известного поэта А. С. Пушкина – две тётки, бабушка и дядя. Сюда были перенесены останки генералов Деникина и Каппеля, художника Василия Перова, писателя Александра Солженицына. Во время прогулки по некрополю не возникает того угнетающего чувства, которое обычно сопровождает при посещении подобных мест. Прогуливаясь в тени многочисленных деревьев, люди предаются мыслям о сущности бытия.
У восточной стены можно полюбоваться потрясающими своей красотой горельефами из храма Христа Спасителя. Эти шедевры настенной скульптуры, выполненные на библейские темы, удалось спасти перед взрывом в 1931 году. Возле каждого из них висит табличка с названием. Самый грандиозный из горельефов изображает посещение преподобного Сергия Радонежского Дмитрием Донским накануне его похода против войска Золотой Орды.
Как добраться
Воспользовавшись услугами метрополитена, можно добраться до ближайшей к Донскому монастырю станции – «Шаболовской» (по Калужско-Рижской линии). Выйдя из метро и повернув на улице Шаболовке направо, дойдите по ней до 1-го Донского проезда. Свернув в него, можно добраться до угловой башни монастыря. Отсюда по аллее вдоль стены, минуя северные ворота с Тихвинской церковью и обогнув ещё один угол, туристы попадают к главному входу на территорию монастыря – Западным воротам. Протяжённость маршрута составляет около 1,2 километра.
Если вы планируете доехать до монастыря на автомобиле, следует запомнить адрес: Донская площадь, 1-3. Обитель открыта для посещения ежедневно с 9:30 до 18:00, а в дни церковных праздников – до 20:00.
Источники:
http://ikona-i-molitva.info/donskoj-monastyr-v-moskve/
http://ru.moscovery.com/%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C/
http://wikiway.com/russia/moskva/donskoy-monastyr/