Молчание тоже талант достоевского как понимать. Бесы (роман)

Достоевский. Работа над романом «Бесы» (Константин Мочульский)

История возникновения и развития замысла «Бесов» — необыкновенно сложна. Достоевский пережил настоящую творческую трагедию, о смысле которой можно только догадываться. В конце 1868 года был закончен «Идиот». Публика встретила его холодно. Сам писатель был глубоко неудовлетворен своим произведением: первая его попытка создать образ «положительно–прекрасного человека» окончилась неудачей. Из своего заграничного изгнания он жадно всматривается в Россию, прочитывает три русские газеты ежедневно, ужасно боится отстать от «живой струи» и страстно верит в рождение нового русского человека.

Жизнь на Западе обостряет его ненависть к Европе и любовь к родине. Русский «Бог и Христос» резко противоставляется католическому Западу, потерявшему Христов лик. Франко–прусская война и парижская коммуна окончательно убеждают его, что борьба между европейским Антихристом и русским Христом близка и неизбежна. Готова ли Россия к этому поединку? Понимает ли она опасность европейских ядов — позитивизма, атеизма, социализма? Родился ли в ней уже новый человек, соединенный с почвой, народом, православием? Для Достоевского эти вопросы были не философией, а жизнью. Он видел историю мира в свете Апокалипсиса, в образах последней борьбы между Богом и дьяволом и исступленно верил в религиозное призвание России. Но вера должна быть оправдана действительностью, предвидение пророка соединено с реализмом художника. Достоевский — персоналист, он чувствует идею только через личность. Если новая русская идея уже зародилась — должен родиться и новый русский человек. Он есть, нужно лишь найти его.

В июльско-августовской книжке «Русского вестника» за 1868 г. писатель прочел о бывшем раскольнике Голубове, присоединившемся к единоверию, и писал Майкову (11 декабря 1868 г.): «А знаете ли, кто новые русские люди? Вот этот мужик, бывший раскольник при Павле Прусском. Это не тип грядущего русского человека, но уж, конечно, один из грядущих русских людей». И в эгом же письме он сообщает о плане романа «Атеизм», герой которого, после долгих религиозных мытарств, «под конец обретает и Христа, и русскую землю, русского Христа, и русского Бога». Можно предположить, что замысел «Атеизма» возник под впечатлением от «лица» Голубова. Через год «Атеизм» вырастает в громадную «поэму» — «Житие великого грешника».

Голубов отводится на второй план: он появляется эпизодически в повести «Монастырь» вместе с Павлом Прусским и иноком Пар фением и участвует в религиозном диспуте. Идею его наследует архиерей Тихон: не бывший раскольник Голубов, а православный святой, Тихон Задонский, оправдывает религиозную миссию России. Писатель хо чет вывести эту «величавую фигуру» в своем романе и уверен, что теперь уже его не упрекнут в том, что герой его «вымышленный» или «фантастический». Увлеченный этим замыслом, он усиленно работает над планом «Жития» (декабрь 1869 года). И вдруг, в то же время, у него появляется другой замысел, из которого после долгих переработок вырастает роман «Бесы», У нас есть свидетельство самого автора: «Говоря с полной точностью, повесть (роман, пожалуй), задуманный мною в «Русский вестник» (т. е. «Бесы»), начался еще мною в конце прошлого (69–го) года». (Письмо к Страхову от 2 декабря 1870 года.) Кроме того, первые заметки к «Бесам» в черновой тетради М 1–10 должны быть датированы декабрем 1869 года.

Как объяснить это одновременное возникновение двух разных замыслов? Мы предполагаем, что в первоначальном представлении автора они удачно дополняли друг друга. В первом замысле идея «положительно–прекрасного человека» воплощалась в образе Тихо на Задонского. Но святой XVIII века не служить примером «нового русского чело века». Серия романов

О «Бесах» Достоевского

О «Бесах» в двух словах: бесы-революционеры вселились в Россию, но, как и в евангельской притче, произойдет чудесное исцеление, главное – верить в Христа и его дело. Если исцеления не произойдет, то всему миру конец.

Читать еще:  Л рон хаббард саентология. Кем был л

О «Бесах» Достоевского более, чем в двух словах:

Поводом к написанию «Бесов» был нечаевский процесс, с которым Достоевский столкнулся. Участники этого процесс – фантасты и в то же время практические деятели, сумевшие зажечь смуту. Они и послужили материалом, на котором Достоевский разработал проблему «Бесов».

Бесы – люди без всякой почвы, ни в чем не укорененные, отказавшиеся даже от своего родства. Они никто, поэтому и могут лишь производить встряски и перевороты. Идея революции, по Достоевскому, – это разрушение. Ортодоксальное христианство беспочвенных людей понимает как бесов. Эпиграфом к роману послужило и послужило евангельское сказание о бесах, которые вселились в человека и потом, после его исцеления его Христом, вошли в свиней и бросились с крутизны в озеро. Больной здесь олицетворяет Россию, а бесы – блуждающих самозванцев, не имеющих своего места в жизни, ни в чем не укорененных. Деятельности этих безликих бесов и посвящен роман.

Но тем не менее, «Бесы» — роман не столько о С.Г. Нечаеве и нечаевцах, сколько о бессмертии Христа и его дела. Человеку для его существования абсолютно необходима свобода. Христианство — религия свободы. Но на путях свободы человека подстерегает опасность своеволия, когда в результате столкновения самых противоположных сил, борющихся в нем, он лишается способности окончательного выбора.

На путях свободы есть и другая опасность, другой соблазн, когда свободный человек может попасть под власть свободно выбранной им идеи. Собственно говоря, бесовщина — это и есть одержимость идеей, отъединяющей человека от реальной, иррациональной жизни. Распад личности Ставрогина символизирует для Достоевского религиозный кризис, переживаемый Россией.

«Бесы» — пророческий роман о надвигающихся на мир катастрофах, это роман-предупреждение, призыв к бдительности людей. Достоевский из нечаевского дела вывел заключение: на мир надвигаются Нечаевы и ему подобные бесы-революционеры, которые будут шагать по трупам для достижения своих целей, для которых всегда цель оправдывает средства и которые даже не замечают, как постепенно средства становятся самоцелью. Увы, пророчество Достоевского воплотилось в жизнь и пока, к сожалению, чудесное исцеление в полной мере не произошло. Более того, бесы разбрелись по всему миру, плодя новые революции, перевороты и войны.

5 цитат из романа:

Вы мало того что просмотрели народ, — вы с омерзительным презрением к нему относились, уж по тому одному, что под народом вы воображали себе один только французский народ, да и то одних парижан, и стыдились, что русский народ не таков. И это голая правда! А у кого нет народа, у того нет и Бога! Знайте наверно, что все те, которые перестают понимать свой народ и теряют с ним свои связи, тотчас же, по мере того, теряют и веру отеческую, становятся или атеистами или равнодушными. Верно говорю! Это факт, который оправдается. Вот почему и вы все, и мы все теперь — или гнусные атеисты, или равнодушная, развратная дрянь и ничего больше!

Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить.

Россия есть теперь по преимуществу то место в целом мире, где всё что угодно может произойти без малейшего отпору. Я понимаю слишком хорошо, почему русские с состоянием все хлынули за границу и с каждым годом больше и больше. Тут просто инстинкт. Если кораблю потонуть, то крысы первые из него выселяются. Святая Русь страна деревянная, нищая и. опасная, страна тщеславных нищих в высших слоях своих, а в огромном большинстве живёт в избушках на курьих ножках. Она обрадуется всякому выходу, сто́ит только растолковать. Одно правительство ещё хочет сопротивляться, но машет дубиной в темноте и бьёт по своим. Тут всё обречено и приговорено. Россия, как она есть, не имеет будущности. Я сделался немцем и вменяю это себе в честь.

Читать еще:  Настроение и здоровье по лунному календарю. Чем заниматься, когда луна в Овне, а что лучше отложить на потом

. если потребуется, мы на сорок лет в пустыню выгоним. Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь — вот чего надо! А тут ещё «свеженькой кровушки», чтоб попривык.

Каждая минута, каждое мгновение жизни должны быть блаженством человеку. должны, непременно должны! Это обязанность самого человека так устроить; это его закон — скрытый, но существующий непременно.

Купить роман «Бесы» в интернет-магазине «Лабиринт»

На сегодня все. До встречи в эфире!

Понравился пост? Поделитесь им с друзьями!

Цитаты из романа «Бесы» Достоевского

Роман «Бесы» одно из самых политических произведений Ф.М. Достоевского. Сочинение, которое цитируют во все времена и политические строи. Роман никогда не потеряет свою актуальность, пока в мире существует политика и средство наживы. Пока существует жажда власти и страсть к достижению величия, и доминирования над человечеством.

Но «Бесы» также, и одно из самых таинственных произведений, потому что писалось за границей, вдали от строгой российской цензуры. И при переезде в Россию, на границе с Россией, Достоевский сжигает черновики романа «Бесы», и романа «Идиот». Что было секретного в этих романах, что писатель боялся что их обнаружат?!

«. Мы надевали лавровые венки на вшивые головы. «

«. всё от праздности. У нас всё от праздности, и доброе и хорошее. Всё от нашей барской, милой, образованной, прихотливой праздности. «

«. Мы своим трудом жить не умеем [. ] для приобретения мнения первее всего надобен труд, собственный труд, собственный почин в деле, собственная практика! Даром никогда ничего не достанется. Будем трудиться, будем и свое мнение иметь. А так как мы никогда не будем трудиться, то и мнение иметь за нас будут те, кто вместо нас до сих пор работал, то есть всё та же Европа, все те же немцы – двухсотлетние учителя наши. «

«. Россия есть слишком великое недоразумение, чтобы нам одним его разрешить, без немцев и без труда. «

«. Небрежность извинения равнялась новому оскорблению. «

«. поставьте какую‑нибудь самую последнюю ничтожность у продажи каких‑нибудь дрянных билетов на железную дорогу, и эта ничтожность тотчас же сочтет себя вправе смотреть на вас Юпитером, когда вы пойдете взять билет, чтоб показать вам свою власть. «Дай‑ка, дескать, я покажу над тобою мою власть…»»

«– . Что может быть глупее глупого добряка? – Злой дурак, ma bonne amie*, злой дурак еще глупее. » (*мой добрый друг)

«. никогда не доводи до последней черты, – и это первое правило в супружестве. «

«. нет выше счастья, как собою пожертвовать. » «. Не вертите, пожалуйста, зрачками, прошу вас, вы не на театре. Вы очень умны и учены, но ничего не понимаете в жизни. «

«. Нынче сколько погибают оттого, что дурно направлены мысли. «

«. Человек смерти боится, потому что жизнь любит, вот как я понимаю, [. ] и так природа велела. «

«. брак это нравственная смерть всякой гордой души, всякой независимости. «

«. мудрый не боится заглянуть в лицо истине. «

«. Коли люди врут, почему картам не врать. » (о гадании на картах)

«. Есть вещи [. ] о которых не только нельзя умно говорить, но о которых и начинать-то говорить неумно. «

«. умные люди молчат, а не разговаривают. «

«. говорить не умею. Те, которые умеют хорошо говорить, те коротко говорят. «

«. молчать – большой талант, и, стало быть, мне неприлично, а во-вторых, молчать все-таки ведь опасно. «

«. сделать солидным и стойким, ну хоть на малое время; мало того, от истинного, настоящего горя даже дураки иногда умнели, тоже, разумеется, на время; это уж свойство такое горя. «

Читать еще:  Приснилось что я птица и летаю. Сонник: к чему снится Летать

«. настоящая правда всегда неправдоподобна, знаете ли вы это? Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди всегда так и поступали. «

«. рубить головы всего легче, а иметь идею всего труднее. » «. человеку кроме счастья, так же точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастие. «

«. Женщина обманет само всевидящее око. Le bon Dieu*, создавая женщину, уж конечно, знал, чему подвергался, но я уверен, что она сама помешала ему и сама заставила себя создать в таком виде и… с такими атрибутами; иначе кто же захотел наживать себе такие хлопоты даром. » (* Господь бог)

«. стихи все-таки вздор и оправдывают то, что в прозе считается дерзостью. «

«. Русский атеизм никогда дальше каламбура не заходил. «

«. Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить. «

«. человеку кроме счастья, так же точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастие. «

«. Самое бы лучшее совсем без роли, свое собственное лицо, не так ли? Ничего нет хитрее, как собственное лицо, потому что никто не поверит. Я, признаться, хотел было взять дурачка, потому что дурачок легче, чем собственное лицо; но так как дурачок все-таки крайность, а крайность возбуждает любопытство, то я и остановился на собственном лице окончательно. «

«. Золотая средина: ни глуп, ни умен, довольно бездарен и с луны соскочил. «

«. Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это всё, всё! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту. «

«. Атеист не может быть русским, атеист тотчас же перестает быть русским», помните это. «

«. Никогда еще не было, чтоб у всех или у многих народов был один общий бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей, когда боги начинают становиться общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его бог. Никогда не было еще народа без религии, то есть без понятия о зле и добре. У всякого народа свое собственное понятие о зле и добре и свое собственное зло и добро. «

«. Народ – это тело божие. Всякий народ до тех только пор и народ, пока имеет своего бога особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим богом победит и изгонит из мира всех остальных богов. «

«. Я человек без таланта и могу только отдать свою кровь и ничего больше, как всякий человек без таланта. «

«. здешний город – это всё равно, что черт в корзине нес, да растрес. «

«. Видно, правда, что вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек. «

«. Нужно быть действительно великим человеком, чтобы суметь устоять даже против здравого смысла. «

«. Россия есть игра природы, но не ума. «

«. Фон Лембке решительно начал задумываться, а задумываться ему было вредно и запрещено докторами. «

«. самые высокие художественные таланты могут быть ужаснейшими мерзавцами и что одно другому не мешает. «

«. Милостыня развращает и подающего и берущего и, сверх того, не достигает цели, потому что только усиливает нищенство. Лентяи, не желающие работать, толпятся около дающих, как игроки у игорного стола, надеясь выиграть. «

Книга о математических расчетах А.С. Пушкина, цветовые кодировки Н.В. Гоголя и математические расчеты Ф.М. Достоевского. Прочесть в интернете можно бесплатно на сайте ISSUU.

Источники:

http://omiliya.org/article/dostoevskii-rabota-nad-romanom-besy-konstantin-mochulskii
http://harryhaller.livejournal.com/151635.html
http://seva-riga.livejournal.com/824609.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×