Моисей кто он на самом деле. Библейская история моисея история пророка моисея

Пророк Моисей — существовал ли он на самом деле?

Еврейский пророк и предводитель своего народа, первый священный бытописатель, основоположник иудаизма Моисей, что в переводе с иврита означает спасенный из воды, считается одним из самых ранних и почитаемых религиозных деятелей дохристианской эпохи.

Кто такой Моисей?

Он родился в Египте примерно в XIII веке до нашей эры (по другим источникам, в XV). S этот период времени в Египте правил фараон Рамсес II.

В Библии жизни Моисея и его деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия.

Заслуга Моисея в том, что он сумел объединить свой народ, вдохнуть в него веру в освобождение, избавил его от египетского плена и привел в землю своих предков, в Землю обетованную.

Он же на Синайской горе принял от Господа скрижали с десятью заповедями.

Среди множества сказаний Ветхого Завета Исход евреев из Египта, изложенный в Пятикнижии, как считают ученые, отражает реальные исторические события.

Случившаяся около 1600 года до нашей эры длительная засуха в земле Ханаанской, земле плодородной, обильной молоком и медом, вынудила народ израильский отправиться на поиски плодородных земель.

Так они пришли в долину Нила.

Египтяне встретили их радушно, никаких проблем между двумя народами не возникало.

Но с воцарением новых фараонов, которые ничего не хотели знать ни о прошлом евреев, ни о Иосифе, который служил верой и правдой фараону, был первым его визирем, отношение к израильтянам изменилось.

Они вдруг оказались чужими, не заслуживающими уважения людьми. Их превратили в рабов и погнали на самые тяжелые работы: возводить плотины, прокладывать каналы, рубить камни в каменоломнях.

Жизнь для целого народа стала невыносимой. Спасти их от гибели мог только побег.

Нахождение Моисея. Художник Ф. Гудолл

Приказ Рамсеса II

Рамсес II, которого считают самым выдающимся фараоном в истории Египта и который правил приблизительно в XIII веке до нашей эры, посчитал израильтян опасными для его государства.

Особую обеспокоенность у фараона вызывала чрезмерная плодовитость израильтян. В семьях было до десяти и более детей. И всех надо было кормить.

Фараону хотелось избавиться от лишних ртов, и он придумал коварный план: начал сооружать новую столицу, куда с помощью стражников погнал всех израильтян возводить дворцы и храмы, а всех новорожденных детей евреев мужского пола приказал убивать.

Многих отобранных у родителей мальчиков просто топили. Судьба израильтян была предрешена. Вырваться из Египта не было никакой возможности, а здесь они не могли продлевать свой род.

Оставалось только уповать на чудо. Израильтяне верили, что родится человек, который придет к ним и спасет. И это чудо произошло.

История жизни пророка Моисея

Имя Моисей, то есть спасенный из воды, согласно Библии, означало не столько факт его рождения, сколько факт его спасения. Вот как это произошло.

Одна из израильских матерей, Иохаведе, сумела три месяца скрывать от египтян своего новорожденного. Она очень любила сына, младенец был такой крепкий и славный, и хотела, чтобы он остался в живых.

Кому его оставить? Некому. Все вокруг такие же бесправные израильтяне, боявшиеся слуг фараона. А если его подложить кому-то из богатых египтян, может быть они возьмут славного младенца на воспитание.

Она положила ребенка в плетеную корзину и тайно отнесла на берег Нила. Там спрятала в камышах, надеясь, что найдутся добрые египтяне, которые не станут убивать чудесного малыша.

С берега за всем происходящим наблюдала оставленная ею дочка, Мириам, сестра новорожденного. В этот момент на берегу, как сообщает Библия, появилась дочь фараона со служанками.

Дочь фараона хотела искупаться. Служанки первыми вошли в воду и неожиданно в камышах увидели корзинку с ребенком.

Служанки показали дочери фараона найденного младенца. Девушка сразу поняла, что перед ней младенец еврейского происхождения, но он ей очень понравился, было жаль оставить в воде такого красивого мальчика.

Как Моисей попал во дворец фараона

В этот момент из камышей появилась Мириам и посоветовала взять для ребенка кормилицу, израильскую женщину по имени Иохаведе. Дочь фараона согласилась.

Так во дворце фараона появился Моисей вместе со своей кормилицей-матерью.

В глубокой древности земля между Средиземным морем и рекой Иордан называлась Финикией, а в библейские времена стала упоминаться уже как Ханаанская, или Палестинская, от названия народа филистимлян, пришедших в эти земли с острова Крит.

Сегодня Ханаан, Палестину, занимают государства Израиль, Ливан, Сирия и Иордания.

В добиблейские времена финикийцы славились производством пурпурной ткани, которую они окрашивали с помощью моллюсков.

Считается, что именно финикийцы изобрели алфавит, предтечу латинского, были известными мореходами и торговцами.

Еврейские племена появились на этой земле между 2000 и 1600 г. до н. э. Они многое переняли у финикийцев и других народов, населявших эту землю.

Но сами местные племена постоянно враждовали друг с другом, отличались изощренной жестокостью, совершали человеческие жертвоприношения.

Согласно греческим и римским свидетельствам, ханаане приносили детей в жертву своему богу Молоху. Этот жестокий обычай переняли, вероятно, и евреи.

Детей клали на руки каменного или деревянного идола и под ним зажигали костер. Чтобы заглушить крики младенца, они устраивали вокруг костра пляски с песнопениями.

Моисей критиковал своих соплеменников за такую форму поклонения Богу. Иудейский царь Иосия в начале VII в. до н. э. провел религиозную реформу, которая запрещала всякие человеческие жертвоприношения.

Земля Ханаанская в патриархальные времена. Карта 1880 г.

Как Моисей вывел евреев из Египта

Дочь фараона воспитывала мальчика как собственного сына. А мать-кормилица, не признаваясь в своем родстве с ребенком, много рассказывала Моисею о народе израильском, о его тяжкой доле.

У мальчика были лучшие учителя, он стал образованным человеком, который в полном благополучии жил среди египтян.

Уже будучи юношей, Моисей решил посмотреть, как живут его сородичи, и покинул пределы дворца. Его очень огорчила рабская зависимость евреев, с которыми обращались хуже, чем со скотом.

Однажды он поссорился с одним надсмотрщиком египтянином, который жестоко обращался с рабами-евреями, и в пылу ссоры убил его. Это было большое преступление.

Моисей понял, что если о нем донесут фараону, то ему не сносить головы. Он не стал возвращаться во дворец, покинул Египет и оказался в земле Мадиамской.

Он жил у священника Иофора, занимался скотоводством, женился на одной из его дочерей, заимел детей.

Когда он пас скот у горы Хорив на Синае, рядом с ним неожиданно воспламенился терновый куст и оттуда раздался голос, предсказавший ему высшее предназначение — отправиться в Египет и спасти израильский народ, вернуть его на историческую родину.

Моисей так и сделал. Он вернулся в Египет и попросил фараона отпустить народ израильский на три дня в пустыню для совершения молитв и жертвоприношений, но тот категорически отказался.

Никакие уговоры на него не действовали. Народ еврейский нужен был ему для выполнения тяжелых работ. Позднее сын фараона также не захотел отпустить на свободу народ израильский.

Моисей и горящий терновый куст. Художник Д. Фетти

Убийство Моисеем египтянина. Неизвестный художник

Десять казней на Египет

И тогда Бог, сообщает Библия, наслал на Египет десять казней египетских. Фараон, напуганный этими карами, уступил, но разрешил уйти евреям в пустыню только на три дня на молитву и забрать с собой весь скот.

Примерно 600 тысяч израильтян воспользовались этой уступкой и вышли из Египта. Возвращаться они не собирались.

Четыреста тридцать лет жили евреи в Египетской земле. И в одну ночь встали и пошли по велению Божьему, спешно оставив свои дома. Этот день Исхода евреев из земли Египетской стал называться Пасхой.

С тех пор ночь бдения и богослужения на Пасху стала данью благодарности еврейского народа Господу за избавление от рабства египетского.

Но Исход для евреев был не простым. Фараон, как известно, вскоре поменял свое решение и вместе с войском отправился догонять израильтян. И снова вмешались божественные силы.

Моисей, услышав благословение сверху, приказал морю расступиться перед ними. Израильтяне прошли по дну моря и вышли сухими из воды. Затем воды моря снова сомкнулись.

Так что фараоново войско вынуждено было остановиться.

На самом деле, скорее всего, израильтяне укрылись в тростнике, окружавшем озера между Суэцким перешейком и побережьем Красного моря. А во время отлива перешли на другую сторону.

Войска же фараона, никого не найдя, повернули обратно. Это и породило легенду о проходе израильтян по дну моря.

Исход детей Израилевых. Художник Д. Роберте

Десять казней египетских — бедствия, обрушившиеся на египтян за отказ египетского фараона освободить порабощенных сынов Израилевых.

Согласно Библии, Моисей именем Бога потребовал от фараона отпустить его народ, обещая, что в противном случае Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет после каждого отказа фараона отпустить евреев следовало очередное бедствие:

  1. Наказание кровью.
  2. Казнь лягушками.
  3. Нашествие кровососущих насекомых (мошки, пухоеды, вши, клопы).
  4. Наказание пёсьими мухами.
  5. Мор скота.
  6. Язвы и нарывы.
  7. Гром, молнии и огненный град.
  8. Нашествие саранчи.
  9. Необычная темнота (тьма египетская).
  10. Смерть первенцев.

Смерть первенца фараона. Художник Л. Альма-Тадема

Как Моисей получил Десять заповедей господних

Моисей старался вести людей вдали от населенных пунктов, чтобы об их передвижении не узнали в Египте. Но все равно на долю народа выпало много испытаний во время странствия по пустыне.

На горе Синай Моисей беседовал с Богом и получил от Него десять заповедей — законов, по которым должен был жить его народ.

Эти десять заповедей были записаны и помещены в переносной ларец — ковчег Завета — самый главный среди ритуальных аксессуаров передвижного храма. Ковчег стал символом веры и обычаев израильтян.

Моисей на горе Синай. Художник Ж. Л. Жером

Читать еще:  Целого поэтому холистическое объяснение всегда. Холистическое мышление как основа развития

Моисей разбивает скрижали. Художник Рембрандт

Каменная стела, воздвигнутая в честь фараона Мернептаха, известная как Стела Израиля, уцелела до нашего времени, ее появление датируется 1220 г. до н. э.

Расшифрованная надпись на стеле сообщает, что Мернептах выиграл сражение за Синаем, в Ханаане. Побежденная страна — Израиль. В те времена поражений у фараонов не было.

Все их битвы, как бы они ни заканчивались, считались победными. Других у фараона быть не могло. Но, похоже, в той битве войска фараона не добились поставленной цели, народ израильский остался в живых.

Эта стела важна для понимания даты времени начала Исхода евреев, который, вероятно, произошел в XIII в. и завершился к ХП в. до н. э.

Стела Мернептаха в Египетском музее Каира

Одной из главных заслуг Моисея считается получение от Бога каменных скрижалей, на которых были высечены заповеди.

Эти скрижали пришлось вытесывать дважды — первые Моисей в гневе разбил о землю, когда, спустившись с горы Синай после беседы с Богом, увидел золотого тельца и свой народ, выплясывавший вокруг него.

Ему пришлось еще раз подниматься на гору и получать новые скрижали.

Израильтяне очень почитали Моисея, который освободил их от рабства. Он прожил 120 лет. Считается, что именно Моисей изобрел еврейскую письменность, он же первый ввел слово закон, который до него никто не знал.

Поклонение золотому тельцу. Художник Н. Пуссен

Десять заповедей господних

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Моисей и скрижали. Художник Д. Рибера

Моисей

Биография

Само существование Моисея довольно спорно. Долгие годы историки и библеисты ведут дискуссии на эту тему. По словам ученых-библеистов, Моисей является автором «Пятикнижия» – первых пяти книг еврейской и христианской Библии. А историки нашли в этом некие противоречия.

Пророк Моисей

Пророк Моисей – одна из центральных фигур в Ветхом Завете. Он спас евреев от угнетения египетских правителей. Правда, историки продолжают настаивать на своем, ведь никаких доказательств этим событиям нет. Но личность и жизнь Моисея, безусловно, заслуживают внимания, так как для христиан он является прообразом Христа.

В иудаизме

Родился будущий пророк в Египте. Родители Моисея принадлежали колену Левия. Испокон веков на левитах лежали обязанности священнослужителей, поэтому они не имели права владеть собственными землями.

Предположительный период жизни: XV—XIII вв. до н. э. На тот момент израильский народ из-за голода был переселен на территорию Египта. Но дело в том, что для египтян они были чужими. А вскоре фараоны и вовсе решили, что евреи могут стать для них опасными, ведь они встанут на сторону врага, если на Египет решит кто-либо напасть. Правители начали угнетать израильтян, они в буквальном смысле сделали их рабами. Евреи работали на каменоломнях, строили пирамиды. А вскоре фараоны и вовсе решили убивать всех еврейских младенцев мужского пола, дабы остановить прирост израильского населения.

Моисей, опускаемый матерью на воды Нила

Мать Моисея Иохаведа три месяца пыталась скрыть своего сына, а когда поняла, что больше этого делать не сможет, положила ребенка в папирусную корзинку и пустила ее по реке Нил. Корзину с малышом заметила дочь фараона, которая купалась неподалеку. Она сразу поняла, что это еврейский ребенок, но пощадила его.

За всем происходящим наблюдала сестра Моисея Мариам. Она рассказала девушке, что она знает женщину, которая сможет стать для мальчика кормилицей. Таким образом, вскормила Моисея его же родная мать. Позднее дочь фараона усыновила ребенка, и он стал жить во дворце, получил образование. Но с молоком матери мальчик впитал веру своих предков, и так и не смог поклоняться египетским богам.

Нахождение Моисея

Ему было сложно видеть и терпеть жестокость, которой подвергался его народ. Однажды он стал свидетелем страшного избиения израильтянина. Он просто не смог пройти мимо – он выхватил плетку из рук надзирателя и избил его до смерти. И хотя мужчина считал, что произошедшего никто не видел, вскоре фараон приказал найти сына своей дочери и убить его. И Моисею пришлось бежать из Египта.

Поселился Моисей в Синайской пустыне. Женился на дочери священника Сепфоре, стал пастухом. Вскоре у них появилось два сына – Гирсам и Елиезер.

Пастух Моисей

Каждый день мужчина пас стадо овец, но однажды он увидел терновый куст, который горел огнем, но не сгорал. Подходя к кусту, Моисей услышал голос, который называл его по имени и велел снять ему его обувь, так как он стоит на святой земле. Это был голос Бога. Он сказал, что Моисею суждено спасти еврейский народ от угнетения египетских правителей. Он должен пойти к фараону и потребовать сделать евреев свободными, а для того, чтобы израильский народ поверил ему, Бог даровал Моисею умение творить чудеса.

Моисей перед пылающим кустом

На тот момент правил Египтом уже другой фараон, не тот, от которого Моисей бежал. Моисей был не столь красноречив, поэтому во дворец он отправился со старшим братом Аароном, который стал его голосом. Он попросил правителя отпустить евреев в земли обетованные. Но фараон не только не согласился, но и стал требовать от израильских рабов еще больше. Пророк не смирился с его ответом, он приходил к нему с этой же просьбой еще не раз, но каждый раз получал отказ. И тогда Бог послал на Египет десять бедствий, так называемых библейских казней.

Сначала воды Нила стали кровью. Лишь для иудеев она оставалась чистой и пригодной для питья. Египтянам удавалось пить только ту воду, которую они покупали у израильтян. Но фараон посчитал это колдовством, а не карой Божьей.

Десять казней египетских: Наказание кровью

Второй казнью стало нашествие лягушек. Земноводные были повсюду: на улицах, в домах, постелях и еде. Фараон сказал Моисею, что поверит, что эту беду на Египет послал Бог, если он сделает так, чтобы лягушки исчезли. И согласился отпустить иудеев. На как только жабы пропали, он отказался от своих слов.

И тогда Господь послал на египтян мошек. Насекомые лезли в уши, глаза, нос и рот. Тут уже и колдуны стали уверять фараона, что это наказание от Бога. Но он был непреклонен.

И тогда обрушил на них Бог четвертую казнь – пёсьих мух. Скорее всего, под этим названием скрывались оводы. Они жалили людей и скотину, не давая покоя.

Вскоре скот египтян стал умирать, в то время как у евреев с животными ничего не случилось. Разумеется, фараон уже понял, что Бог оберегает израильтян, но дать народу свободу вновь отказался.

Десять казней египетских: Гром, молнии и огненный град

И тут тела египтян стали покрываться ужасными язвами и нарывами, их тела чесались и гноились. Правитель всерьез испугался, но Бог не хотел, чтобы он отпустил евреев из страха, поэтому ниспослал на Египет огненный град.

Восьмой карой Господа стало нашествие саранчи, они съедали всю зелень на своем пути, не осталось на земле египетской ни одной травинки.

А вскоре на страну опустилась густая тьма, ни один источник света не рассеивал эту темноту. Поэтому египтянам приходилось перемещаться на ощупь. Но тьма становилась с каждым днем все плотнее, и двигаться было все сложнее, пока не стало вовсе невозможным. Фараон вновь позвал Моисея во дворец, он пообещал отпустить его народ, но только в том случае, если евреи оставят свой скот. Пророк не согласился на это и пообещал, что десятая казнь станет самой страшной.

Десять казней египетских: Казнь первенцев

За одну ночь умерли все первенцы в египетских семьях. Чтобы кара не постигла израильских младенцев, Бог велел, чтобы каждая еврейская семья зарезала ягненка, а его кровью обмазали косяки дверей в домах. После такой страшной беды фараон отпустил Моисея и его народ.

Это событие стало именоваться еврейским словом «Песах», что означает «прохождение». Ведь гнев Бога «обошел» все дома. Праздник Песах, или Пасха – это день избавления израильского народа из египетского плена. Заколотого ягненка евреи должны были запечь и кушать стоя в кругу семьи. Считается, что со временем эта Пасха преобразовалась в ту, которую люди знают сейчас.

По дороге из Египта случилось еще одно чудо – воды Красного моря расступились перед иудеями. Они шли по дну, и так им удалось перейти на другой берег. Но фараон не ожидал, что евреем так легко будет даваться этот путь, поэтому он пустился в погоню. Он также последовал по дну моря. Но как только народ Моисея был на берегу, вода вновь сомкнулась, похоронив в пучине и фараона, и его войско.

Моисей раздвигает море

После трехмесячного путешествия люди оказались у подножия горы Синай. Моисей поднялся на ее вершину, чтобы получить у Бога наставления. Диалог с Богом длился 40 дней, и сопровождался он страшными молниями, громом и огнем. Бог передал пророку две каменные скрижали, на которых были записаны главные заповеди.

Читать еще:  Три колонны космоса. Эзотерическая символика Храмовой легенды

В это время народ согрешил – создал Золотого тельца, которому люди стали поклоняться. Спустившись вниз и увидев это, Моисей разбил и скрижали, и Тельца. Он тут же вернулся на вершину и 40 дней замаливал грехи еврейского народа.

Моисей с заповедями

Десять заповедей стали для людей законом Божьим. Приняв заповеди, еврейский народ пообещал их соблюдать, таким образом был заключен священный Завет между Богом и иудеями, в котором Господь обещал быть милостивым к евреям, а они, в свою очередь, обязаны жить правильно.

В христианстве

История жизни пророка Моисея во всех трех религиях совпадает: еврейский подкидыш, воспитанный в семье египетского фараона, освобождает свой народ и получает от бога десять заповедей. Правда, в иудаизме имя Моисея звучит иначе – Моше. Также иногда евреи называют пророка Моше Рабейну, что в переводе означает «наш учитель».

Православная икона Моисея

В христианстве знаменитый пророк почитается как один из главных прообразов Иисуса Христа. По аналогии с тем, как в иудаизме Бог дарит людям Ветхий Завет через Моисея, так и Христос приносит на Землю Новый Завет.

Также важным эпизодом во всех ветвях христианства считается появление Моисея в паре с пророком Илией перед Иисусом на горе Фавор во время Преображения. А Православная церковь включила икону Моисея в официальный русский иконостас и назначила 17 сентября днем памяти великого пророка.

В исламе

В Исламе у пророка тоже другое имя – Муса. Это был великий пророк, который разговаривал с Аллахом, как с простым человеком. А на Синае Аллах ниспослал Мусе священное писание –Таурат. В Коране имя пророка упоминается не раз, его история приводится в качестве назидания и примера.

Реальные факты

Считается, что Моисей является автором «Пятикнижия» – пяти томов Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Долгие годы, вплоть до семнадцатого века, никто не смел в этом сомневаться. Но со временем историки находили все больше нестыковок в изложении. Например, в последней части описывается смерть Моисея, а это противоречит тому, что писал книги он сам. Также в книгах много повторов – одни и те же события трактуются по-разному. Историки считают, что все же авторов «Пятикнижия» было несколько, так как в различных частях встречается разная терминология.

Моисей, разбивающий скрижали Завета

К сожалению, в Египте не было обнаружено никаких вещественных доказательств существования пророка. Ни в письменных источниках, ни в археологических находках не было упоминаний Моисея.

За сотни лет его личность обросла легендами и мифами, вокруг жизни Моисея и «Пятикнижия» ведутся постоянные споры, но до сих пор ни одна религия не отказалась от «Десяти Божьих заповедей», которые когда-то представил пророк своему народу.

Смерть

Сорок лет Моисей вел народ через пустыню, и его жизнь закончилась на пороге обетованной земли. Бог повелел ему подняться на гору Нево. И с вершины Моисей увидел Палестину. Он прилег отдохнуть, но к нему пришел не сон, а смерть.

Смерть Моисея

Место его погребения было скрыто Богом, чтобы народ не начал паломничество к могиле пророка. В итоге умер Моисей в 120 лет. 40 лет он прожил во дворце фараона, еще 40 – жил в пустыне и работал пастухом, и последние 40 – выводил израильский народ из Египта.

До Палестины не дошел и брат Моисея Аарон, он умер в 123 года из-за недостатка веры в Бога. В итоге довел иудеев на обетованную землю последователь Моисея – Иисус Навин.

Память

  • 1482 – фреска «Завещание и смерть Моисея», Лука Синьорелли и Бартоломео дела Гатта
  • 1505 – Картина «Испытание Моисея огнем», Джорджоне
  • 1515 – Мраморная статуя Моисея, Микеланджело
  • 1610 – Картины «Моисей с заповедями», Рени Гвидо
  • 1614 – Картина «Моисей перед пылающим кустом», Доменико Фетти
  • 1659 – Картина «Моисей, разбивающий скрижали Завета», Рембрандт
  • 1791 – Фонтан в Берне «Моисей»

  • 1842 – Картина «Моисей, опускаемый матерью на воды Нила», Алексей Тыранов
  • 1862 – Картина «Нахождение Моисея», Фредерик Гудолл
  • 1863 – Картина «Моисей источает воду из скалы», Иван Крамской
  • 1891 – Картина «Переход евреев через Красное море», Иван Айвазовский
  • 1939 – Книга «Моисей и монотеизм», Зигмунд Фрейд
  • 1956 – Фильм «Десять заповедей», Сесиль Де Милль
  • 1998 – Мультфильм «Принц Египта», Бренда Чапман
  • 2014 – Фильм «Исход: цари и боги», Ридли Скотт

Моисей

Моисей (извлеченный или спасенный из воды) ( Исх. II, 10 и др.) – вождь и законодатель народа еврейского, пророк и первый священный бытописатель. Он родился в Египте за 1574 или за 1576 лет до Р. X. и был сын Амрама и Иохаведы.

Когда Моисей родился, мать его, Иохаведа, несколько времени скрывала его от общего избиения по приказанию фараона еврейских младенцев мужского пола; но когда скрывать долее не было возможности, она вынесла его на реку и положила в корзине из тростника и осмоленной асфальтом и смолою у берега реки Нила в тростник, причем сестра Моисея вдали наблюдала, что с ним будет. Дочь фараона, ц. египетского, вышла на реку мыться и здесь увидала корзину, услыхала плач ребенка, сжалилась над ним и решилась сохранить жизнь его. Таким образом, взятый от воды, он, по предложению сестры Моисея, был отдан на воспитание своей матери.

Когда же младенец подрос, мать представила его дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, а находясь в царском дворце, был научен всей египетской премудрости ( Исх. II, 1–10 , Деян. VII, 19–22 ). По свидетельству Флавия, он был сделан даже начальствующим над египетским войском против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их (Древ. кн. II, гл. 10).

Несмотря, однако же, на выгодное свое положение при фараоне, Моисей, по слову апостола, лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища ( Евр. XI, 24–26 ). Ему исполнилось уже 40 лет, и вот однажды пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. Тут увидел он тяжкие работы их и как много терпят евреи от египтян. Случилось однажды ему вступиться за еврея, которого бил египтянин и в пылу схватки убил его, причем, кроме обиженного еврея, никого не было. На другой день он увидал ссорящихся между собой двух евреев и стал убеждать их, как братьев, жить в согласии. Но обижавший ближнего оттолкнул его: кто тебя поставил начальником и судьей над нами? сказал он. Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? ( Деян. VII, 23–28 ). Услышав это, Моисей из опасения, что слух о сем может дойти до фараона, бежал в землю Мадиамскую.

В доме мадиамского священника Иофора он вступил в супружество с его дочерью Сепфорой и провел здесь 40 лет. Пася стадо своего тестя, он прошел со стадом далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хориву ( Исх. II, 1 ).

Он увидел здесь необыкновенное явление, именно: терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Приблизившись к кустарнику, он услышал голос Господа из средины куста, повелевавший ему снять обувь с ног своих, так как место, на котором он стоял, есть земля святая. Моисей поспешно снял обувь и от страха закрыл лицо свое. Затем ему дано было повеление Божие идти к фараону для освобождения израильтян. Страшась своего недостоинства и представляя различные затруднения, Моисей несколько раз отрекался от сего великого посольства, но Господь обнадежил его Своим присутствием и Своей помощью, открыл ему Свое имя: Сущий (Иегова) и в удостоверение Своего могущества обратил жезл, бывший в руках Моисея, в змия и змия снова обратил в жезл; затем Моисей по повелению Божию положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул ее, и она была здорова. В помощники же Моисею Господь указал брата его, Аарона. Тогда Моисей беспрекословно повиновался призванию Господа.

Вместе с братом своим Аароном он предстал пред лицо фараона, ц. египетского, и от имени Иеговы они просили его отпустить евреев из Египта на три дня для принесения жертв в пустыне. Фараон, как и предсказал Моисею Господь, отказал им в этом. Тогда Господь поразил египтян страшными казнями, из коих последней было избиение ангелом в одну ночь всех первенцев египетских. Эта страшная казнь сломила наконец упорство фараона. Он дозволил евреям выйти из Египта в пустыню на три дня на молитву и взять свой скот и мелкий и крупный. И понуждали Египтяне народ, чтоб скорее выслать его из земли той; ибо, говорили они, мы все помрем.

Евреи, совершив в последнюю ночь, по повелению Божию Пасху, вышли из Египта в числе 600000 мужей со всем имуществом, причем, несмотря на всю поспешность, они не забыли взять с собою кости Иосифа и некоторых других патриархов, как завещано было Иосифом. Сам Бог показывал, куда направлять им путь свой: Он шел пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь их ( Исх. XIII, 21, 22 ). Фараон и египтяне вскоре раскаялись, что отпустили евреев, и пустились с войском догонять их и вот уже приближались к их стану у Чермного моря. Тогда Господь повелел Моисею взять жезл свой и разделить море так, чтобы сыны Израилевы могли пройти среди моря по суше. Моисей поступил согласно с повелением Божиим, и море разделилось, и открылось сухое дно. Сыны Израилевы пошли среди моря по суше, так что воды были им стеной с правой и левой стороны. Египтяне последовали за ними в середину моря, но, приведенные Богом в смятение, бросились бежать назад. Тогда Моисей, по выходе уже израильтян на берег, снова простер свою руку на море, и воды возвратились снова в свое место и покрыли фараона со всем войском и колесницы и всадников его; не осталось ни одного из них, чтобы сказать в Египте об этой страшной гибели.

Читать еще:  Как по другому называть имя анна. Сокращенное имя Анна

На берегу моря Моисей и весь народ торжественно воспели благодарственную песнь Богу: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся, коня и всадника ввергнул в море, а Мариам и все женщины, ударяя в тимпаны, пели: Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он ( Исх. XIV, 5–21 ). Моисей повел евреев в Землю Обетованную пустыней Аравийской. Три дня шли они пустынею Сур и не находили воды, кроме горькой (Мерры). Бог усладил эту воду, повелев Моисею вложить в нее указанное Им дерево. В пустыне Син вследствие народного ропота на недостаток пропитания и требования ими мясной пищи Бог послал им множество перепелов и с сего времени и во все последующие сорок лет ежедневно посылал им с неба манну. В Рефидиме вследствие недостатка воды и ропота народа Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорива, ударив в нее своим жезлом. Здесь амаликитяне сделали было нападение на евреев, но были побеждены при молитве Моисея, который во все продолжение битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу ( Исх. XVII, 11, 12 ).

В третий месяц по исходе из Египта евреи подошли наконец к подошве горы Синай и расположились станом против горы. На третий день по повелению Божию народ поставлен был Моисеем около горы, на некотором расстоянии от нее, со строгим запрещением не подступать к ней ближе известной черты. Утром на третий день раздались удары грома, стала сверкать молния, раздался сильный трубный звук, гора Синай вся дымилась, потому что Господь в огне сошел на нее и дым восходил от нее, как дым от печи. Так ознаменовалось присутствие Божие на Синае. И в это-то время Господь в слух всего народа изрек десять заповедей Закона Божия.

Затем Моисей взошел на гору, принял от Господа законы относительно церковного и гражданского благоустройства и, когда сошел с горы, сообщил все это народу и все написал в книгу. Затем по окроплении народа кровью и прочтении книги Завета Моисей снова по повелению Божию взошел на гору, и провел там сорок дней и сорок ночей, и получил подробные наставления от Бога о сооружении Скинии и жертвенника и обо всем, что касается богослужения, в заключение же две каменные скрижали с начертанием на них десяти заповедей ( Исх. XIX , Исх.XX , Исх.XXIV , Исх.XXXI, 18 ).

По возвращении с горы Моисей увидел, что народ, предоставленный самому себе, впал в страшное преступление идолослужения пред золотым тельцом, боготворимым в Египте. В пылу негодования он бросил скрижали из рук своих и разбил их, а золотого тельца сжег на огне и пепел рассеял по воде, которую дал пить. Кроме того, по повелению Моисея пало в тот день от меча сынов Левииных три тысячи человек, главнейших виновников преступления. После сего Моисей поспешил опять на гору умолить Господа простить народу его беззакония и снова пробыл там сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и Господь преклонился на милость. Возбужденный этой милостью, Моисей имел дерзновение просить Бога высочайшим образом явить ему славу Свою.

И вот еще раз было велено ему взойти на гору с приготовленными скрижалями, и он снова провел там 40 дней в посте. В это время Господь сошел в облаке и проходил пред ним Своею славою. Моисей в благоговении пал на землю. Отсвет славы Божией отразился на лице его, и, когда он сошел с горы, народ не мог смотреть на него; почему он носил покрывало на своем лице, которое снимал, когда являлся пред Господом.

Через полгода после сего сооружена была Скиния и освящена со всеми ее принадлежностями священным елеем. Для служения в Скинии назначен был Аарон со своими сыновьями, а вскоре на помощь им отделено было и все колено Левиино ( Исх. XXXV, 4–35 , Лев. VIII, IX ). Наконец в двадцатый день второго месяца второго года облако поднялось от Скинии, и евреи двинулись в дальнейший путь, пробыв при горе Синай около года ( Чис. IX:5, X:11, 12 ).

Дальнейшее странствование их сопровождалось многочисленными искушениями, ропотом, малодушием и гибелью народа, но вместе с тем оно представляло непрерывный ряд чудес и милосердия Господа к Своему избранному народу. Так, напр., в пустыне Фаран народ роптал на недостаток мяса, рыбы: ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших, с упреком Моисею говорили они. В наказание за это часть стана была истреблена посланным от Бога огнем. Но это мало вразумило недовольных. Вскоре они стали пренебрегать манной и требовали себе мясной пищи. Тогда Господь воздвиг сильный ветер, который принес от моря перепелов в громадном количестве. Народ бросился с жадностью собирать перепелов, собирал их день и ночь и ел до пресыщения. Но эта прихоть и пресыщение были причиной смерти многих из них, и место, где погибло от страшной язвы множество народа, было прозвано гробами похотения, или прихоти.

В следующем стане Моисей испытал неприятность от самих родных своих, Аарона и Мариами, но Бог превознес его как верного своего служителя во всем Дому Его ( Чис. XII ). Продолжая далее свой путь, евреи приблизились к Земле Обетованной и скоро могли бы овладеть ею, если бы тому не воспрепятствовало неверие их и малодушие. В пустыне Фаране, в Кадесе, произошел самый возмутительный ропот, когда от 12 соглядатаев, посланных осмотреть Землю Обетованную, евреи услышали о великой силе, великом росте жителей той земли и укрепленных городах ее. При этом возмущении они хотели побить камнями даже самого Моисея и Аарона с двумя из соглядатаев и выбрать себе нового вождя для возвращения в Египет. Тогда Господь осудил их за это на 40-летнее странствование, так что все они свыше 20 лет должны были умереть в пустыне, кроме Иисуса Навина и Халева ( Чис. XIII, XIV ).

Затем следовало новое возмущение Корея, Дафана и Авирона против самого Моисея и Аарона, наказанное от Господа страшными казнями, и священство снова утверждено за домом Аарона ( Чис. XVI , Чис.XVII, 1–11 ). Тридцать с лишком лет странствовали евреи по пустыне и почти все вышедшие из Египта умерли.

С наступлением сорокового года по выходе из Египта они являются в Кадес, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Здесь по недостатку воды народ снова возроптал на Моисея и Аарона, которые обратились с молитвой к Господу. Господь внял молитве и приказал Моисею и Аарону собрать общество и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. Но так как в этом случае Моисей, как бы не доверяя одному своему слову, ударив жезлом, поступил вопреки воле Божией, то за сие он и Аарон осуждены были умереть вне Земли Обетованной ( Чис. XX, 1–12 ).

В дальнейшем пути у горы Ор скончался Аарон, предварительно передавший первосвященство сыну своему, Елеазару ( Чис. XX, 22–29 ). В конце странствования народ снова стал малодушествовать и роптать. В наказание за это Бог послал на него ядовитых змей и, когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия на древе для их уврачевания ( Чис. XXI, 4–9 , Ин. III, 14–15 ).

Приблизившись к пределам амморейским, евреи поразили Сигона, ц. амморейского, и Ога, ц. васанского, и, заняв земли их, поставили свой стан против Иерихона. За любодеяние с дочерями Моава и идолопоклонство, в которое евреи были вовлечены моавитянами и мадианитянами, из них погибло 24000 человек, а другие были повешены по повелению Божию. Наконец, так как и сам Моисей, подобно Аарону, не удостоен был войти в Землю Обетованную, то он просил Господа указать ему достойного преемника, почему и указан ему преемник в лице Иисуса Навина, на которого пред Елеазаром священником и пред всем обществом он возложил руки свои ( Чис. XXVIII, 22, 23 ).

Таким образом, Моисей передал ему пред всем Израилем свое звание, сделал распоряжение о владении и разделении Земли Обетованной, повторил народу данные Богом в разные времена законы, внушивши свято хранить их и трогательно напомнив им при этом о многоразличных благодеяниях Божиих в течение сорокалетнего их странствования. Все свои увещания, повторенный закон и окончательные свои распоряжения он вписал в книгу и отдал ее священникам для хранения при Ковчеге Завета, вменив в обязанность каждый седьмой год прочитывать ее народу в праздник Кущей.

В последний раз, будучи призван пред Скинию, вместе с преемником своим, он получил откровение от Бога о будущей неблагодарности народа и передал ему это в обличительной и назидательной песне. Наконец, воззванный на гору Нево на вершину Фасги, что против Иерихона, увидав издали показанную ему Господом Землю Обетованную, умер на горе 120 лет от роду. Тело его погребено в долине близ Веффегора, но никто не знает места погребения его даже до сего дня, говорит бытописатель ( Втор. XXXIV, 6 ). Народ почтил кончину его тридцатидневным плачем.

Св. Церковь совершает память пророка и Боговидца Моисея в 4-й день сентября. В кн. Второзакония, по смерти его, в пророческом духе о нем говорится (может быть, это слово преемника Моисеева, Иисуса Навина): И не было более у Израиля пророка, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу ( Втор. XXXIV, 10 ). У пр. Исаии говорится, что народ Божий спустя столетия во дни своих бедствий с благоговением вспоминал пред Богом о временах Моисея, когда Господь его рукою спасал Израиля ( Ис. LXIII, 11–13 ).

Как вождь, законодатель и пророк Моисей во все времена жил в памяти народа. Память его в самые позднейшие времена всегда благословлялась, никогда не умирая в народе израильском ( Сир. XLV, 1–6 ).

В Новом Завете Моисей, как великий законодатель, и Илия, как представитель пророков, являются беседующими во славе с Господом на горе Преображения ( Мф. XVII, 1–3 , Лк. IX, 30, 31 ). Великое имя Моисея не может терять своего важного значения и для всех христиан, и для всего просвещенного мира: он живет среди нас в своих священных книгах, он был первым Боговдохновенным писателем.

Источники:

http://www.starfate.ru/ezo/kto_takoj_byl_prorok_moisej.html
http://24smi.org/celebrity/29492-moisei.html
http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/2760

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector