Митрополит Тверской Виктор — символ морального банкротства нынешней РПЦ. «Сопротивлялся наш «владычка» без озлобления» – памяти священноисповедника Виктора (Островидова)

Аннотации и объявления

Каталог статей

Например, в литературе бытует ошибочная дата рождения святого – 1875 г. Именно эта дата фигурировала в следственных делах св. Виктора. Однако найденные исследователями клировые ведомости с. Золотое и документы фонда Казанской духовной академии (Национальный Архив Республики Татарстан. Ф. 10. Оп.1. Д. 10435. Л. 262, 264.), а именно: аттестат воспитанника духовной семинарии и диплом об окончании академии, – свидетельствуют о том, что подлинная дата его рождения не 1875, а 1878 год[3]. Заслуживают внимания сведения, изложенные в статье преподавателя Московской духовной академии И. Е. Кожевникова “Частные вопросы биографии священноисповедника Виктора (Островидова)”, в которой автор, опираясь на архивные данные, рассматривает три версии даты рождения святого, не без основания считая 21 мая 1878 г. наиболее достоверной[4]. Таким образом, в 2018 г. исполнилось 140 лет со дня рождения свт. Виктора.

Вместе с тем, нужно исследовать причины появления ошибочной даты рождения святого. Возможно, это результат малограмотности тогдашних следователей. Но, может быть, эту дату указывал сам св. Виктор, опасаясь каких-то действий со стороны безбожных властей. Все это предстоит изучить и проанализировать. Одно очевидно – следственные дела того времени не являются надежным историческим источником. Информация, извлеченная из них, должна сопоставляться с другими источниками на предмет достоверности. Кроме того, в литературе иногда священноисповедника Виктора называют “священномучеником” [5], что недопустимо, так как это разные лики святости.

Как же сложилась биография св. Виктора? В 1893 г. он окончил Камышинское духовное училище, а в 1899 году – Саратовскую духовную семинарию, по первому разряду со званием действительного студента семинарии. В Казанской духовной академии он про­яви­л большой ин­те­рес к русской сло­вес­но­сти и фило­со­фии. Академию закончил в 1903 г. с ученой степенью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия, подготовив работу “Брак и безбрачие”. По окончании академии святой был направлен в Саратовскую епархию и рекомендован на должность преподавателя русского языка в духовном училище.

28 июня 1903 г. пострижен в монашество, а спустя непродолжительное время возведён в сан иеромонаха и назначен настоятелем Свято-Троицкого общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря в г. Хвалынске. Вёл миссионерскую деятельность среди чувашей, в основу которой положил обучение местного населения гра­мо­те и со­вер­ше­ние бо­го­слу­же­ния на чу­ваш­ском язы­ке [6].

В фев­ра­ле 1904 го­да, в за­ле му­зы­каль­но­го учи­ли­ща г. Са­ра­то­ва, иеро­мо­на­х Вик­то­р про­чи­та­л три лек­ции, собравшие множество слушателей. На первой лек­ции при­сут­ство­ва­ли епи­скоп Гер­мо­ген (в миру Георгий Ефремович Долганев, 1858-1818, священномученик), са­ра­тов­ский гу­бер­на­тор Петр Аркадьевич Сто­лы­пин (1862-1911) с же­ной и до­че­рью, рек­тор Са­ра­тов­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, ди­рек­то­ра гим­на­зий, ду­хо­вен­ство и ми­ряне. Те­мой лек­ции бы­ла «Пси­хо­ло­гия “недо­воль­ных лю­дей” в про­из­ве­де­ни­ях М. Горь­ко­го». Вторая лекция посвящена теме «Жиз­нен­ные усло­вия по­яв­ле­ния “недо­воль­ных лю­дей”», тре­тья лек­ция – «Воз­мож­ность об­нов­ле­ния “недо­воль­ных лю­дей” и путь к нему». Эти материалы легли в основу произведения, изданного святым в 1905 году, – “Неделовые люди. Три лекции по поводу героев Максима Горького” (СПб., 1905). Кроме того, им была издана брошюра религиозно-философского характера “Заметка о человеке” (СПб, 1905).

В 1905-1908 гг. иеромонах Виктор проходил послушания в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Свои мысли и наблюдения он изложил в проблемном ключе в книге “Иеру­са­лим­ская Мис­сия” (Харь­ков, 1909). В 1909-1910 гг. служил смотрителем Архангельского духовного училища, проходил послушания в Александро-Невской Лавре, служил настоятелем Зеленецкого Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии, возведен в сан архимандрита (1910). 21 февраля 1918 г. назначен наместником Александро-Невской Лавры, 8 января 1920 г. хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии [7].

В 1919-1920 годах подвергался преследованиям со стороны безбожной власти. Так, в 1920 г. приговорён Вятским губревтрибуналом к лишению свободы за то, что во время эпидемии тифа призывал верующих усилить молитву об избавлении от болезни, что было расценено большевиками как борьба с медициной. После освобождения служил епископом Слободским, викарием Вятской епархии, епископом Глазовским, викарием Вятской епархии [8].

Активно выступал против обновленчества и призывал верующих “отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому соборищу, именующему себя „церковью живой“, а в действительности „трупу смердящему“, и не иметь какого-либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными». 12 августа 1922 г. был арестован и помещен в тюрьму (г. Москва). 23 февраля 1923 г. приговорён к трём годам ссылки, которую отбывал в Нарымском крае Томской губернии. В 1926 г. вернулся в Вятскую епархию [9].

14 мая 1926 г. был в пятый раз арестован, теперь за организацию нелегальной епархиальной канцелярии, и 20 августа 1926 г. по постановлению ОСО КОГПУ приговорен к высылке на три года в г. Глазов Вотской автономной области. После освобождения из тюрьмы назначен епископом новообразованной Ижевской и Воткинской епархии (в границах Вотской автономной области), временно управляющим Вятской епархией.

4 апреля 1928 г. арестован в Глазове. Обвинён в том, что «занимался систематическим распространением антисоветских документов, им составляемых и отпечатываемых на пишущей машинке”. Наиболее антисоветским следователи посчитали послание к верующим с призывом не бояться и не подчиняться советской власти “как власти диавола”, претерпеть от неё “мученичество”, подобно тому, как терпел мученичество за веру в борьбе с государственной властью святитель Филипп Московский (1507-1569). 18 мая 1928 г. приговорён по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР к трём годам лагерей. С июля 1928 г. находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), работал бухгалтером канатной фабрики. Участвовал в тайных богослужениях вместе с другими епископами и священниками, находившимися в заключении. Весной 1930 г. переведён на материк [10].

Читать еще:  Дорожный знак автомагистраль. Определение автомагистрали и ее особый статус

По воспоминаниям И. М. Андреевского, бывшего заключённого на Соловках, «владыка Виктор был небольшого роста, . всегда со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой всерадостной тонкой улыбкой и лучистыми светлыми глазами”. “Каждого человека надо чем-нибудь утешить”, – говорил он. Для всякого заключенного у него было приветливое слово, а иногда и какой-нибудь подарок. Будущий академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999), отбывавший срок на Соловках вместе с владыкой Виктором, писал о нем, как об “удивительно привлекательном”, образованном человеке, встречавшим каждого “широкой улыбкой” и стремившегося всем помочь [11].

По постановлению ОСО КОГПУ 10 апреля 1931 г. св. Виктор был приговорён к ссылке на три года в Северный край. Жил в д. Караванная вблизи райцентра Усть-Цильма. Освобождён из лагеря 11 июля 1931 г. и сослан в г. Онега. 13 декабря 1932 года, находясь в ссылке, снова арестован. 10 мая 1933 г. приговорён по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР к трём годам ссылки (с. Нерица Усть-Цилемского района). Там тяжело заболел менингитом и 2 мая 1934 г. скончался, похоронен на местном кладбище. Трагической оказалась и судьба трех братьев св. Виктора: Сергей, Венедикт и Николай были расстреляны в годы гонений [12].

1 июля 1997 г. святые мощи владыки были обретены нетленными на кладбище с. Нерица. Мощи святителя были отправлены в Москву, а 2 декабря 1997 г. состоялось перенесение мощей в храм святого благоверного князя Александра Невского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря в г. Вятке. Рядом с мощами исповедника находится принадлежавшая ему икона Спасителя, найденная им в тюремном мусоре. Икона была копией с чу­до­твор­но­го об­ра­за, на­хо­див­ше­го­ся в Свя­то-Тро­иц­ком Сте­фа­но-Ульян­ском мо­на­сты­ре Усть-Сы­соль­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии. По­сле осво­бож­де­ния из тюрь­мы вла­ды­ка по­ме­стил эту ико­ну в ки­от и хра­нил в нем ан­ти­минс, освя­щен­ный в свое вре­мя епи­ско­пом Са­ра­пуль­ским, ви­ка­ри­ем Вят­ской епар­хии Ам­вро­си­ем (Гуд­ко) [13].

Владыка Виктор причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. для общецерковного почитания. Храм во имя св. Виктора построен в с. Вотча Республики Коми. На его первой кафедре в г. Уржуме Кировской области возведена часовня в честь священноисповедника Виктора, первого епископа Уржумского [14].

Святого помнят и почитают на его малой родине. 1 июля 2017 г. епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме с. Золотое Красноармейского района в честь священноисповедника Виктора, уроженца данного села [15].

Дни памяти святителя: Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской; Собор Московских святых; Собор Санкт-Петербургских святых; Собор Вятских святых; 2 мая (по н.с.) – день преставления святого; 1 июля (по н.с.) – обретение св. мощей.

Источники и и литература

1. См. Кожевников И. Е. Частные вопросы биографии священноисповедника Виктора (Островидова). URL: http://www.bogoslov.ru/text/373834.html (дата обращения. 22.07. 2017); Кожевников И.Е. Биография священноисповедника Виктора (Островидова) 1878-1920 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/614333.html (дата обращения. 11.10. 2017).

2. См. Балашовская епархия. http://www.patriarchia.ru/db/text/1641519.html (дата обращения. 11.10. 2017).

3. См. Виктор (Островидов Константин Александрович) //Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века.
URL: http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPqJk9X2o
(дата обращения. 11.10. 2017). Ошибочная дата рождения – 1875 год – фигурирует, например, в “Церковном календаре” (См. URL: https://days.pravoslavie.ru/Life/life4781.htm).

4. См. Кожевников И. Частные вопросы биографии священноисповедника Виктора (Островидова). URL: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_5971
(дата обращения. 11.10. 2017).

5. См., например, Священномученик Виктор (Островидов), епископ Газовский.
URL: https://days.pravoslavie.ru/Life/life4781.htm
(дата обращения. 11.10. 2017).

6. См. Святитель Виктор (Островидов), Глазовский, епископ.
URL: https://azbyka.ru/days/sv-viktor-ostrovidov-glazovskij
(дата обращения. 11.10. 2017).

8. См. Виктор (Островидов). URL: https://drevo-info.ru/articles/14825.html
(дата обращения: 11.10.2017).

10. См. Виктор (Островидов). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Виктор_(Островидов) (дата обращения: 11.10.2017).

11. См. Коскелло А. «Сопротивлялся наш «владычка» без озлобления» – памяти священноисповедника Виктора (Островидова). URL: http://www.pravmir.ru/soprotivlyalsya-nash-vladychka-bez-ozlobleniya-pamyati-svyashhennoispovednika-viktora-ostrovidova/
(дата обращения. 11.10. 2017).

12. См. Виктор (Островидов). URL: https://drevo-info.ru/articles/14825.html (дата обращения: 11.10.2017); Виктор (Островидов Константин Александрович) //Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века.
URL: http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPqJk9X2o
(дата обращения. 11.10. 2017).

13. См. Святитель Виктор (Островидов), Глазовский, епископ.
URL: https://azbyka.ru/days/sv-viktor-ostrovidov-glazovskij
(дата обращения. 11.10. 2017).

14. См. Священноисповедник Виктор (Островидов): “Господи, Ты мне, где не ведал, явился…”. URL: http://svjatoynarym.ru/sshhisp-viktor-ostrovidov/
(дата обращения. 11.10. 2017).

15. См. Божественная литургия в Свято-Троицком храме с. Золотое.
URL: http://www.balashovblag.ru/index.php/arhierei/arh-
slujenie/6844-2017-07-01-18-02-03.html
(дата обращения. 11.10. 2017).

©Кузеванова Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; составление, заголовок, комментарии, 2017-2019

Материал размещен с разрешения автора-составителя.

Библиографическое описание материала

Кузеванов Л.И. “Каждого человека надо чем-нибудь утешить”. К 140-летию со дня рождения святителя Виктора (Островидова). 2017-2019. [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/28-1-0-634

Читать еще:  Сон с субботы на воскресенье что означает? Сон “парень с субботы на воскресенье”.

Изображение иконы священноисповедника Виктора, фотография святого в ссылке, фото раки с мощами святого в храме святого благоверного князя Александра Невского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря г. Вятки (3-е изображение) размещены в интернете в открытом доступе.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС “Балашовский следопыт”и автора-составителя. Все права защищены.

Нестор Константинович Трезвинский

Биография [ | ]

Родился в семье священника. В 1908? году окончил Киевскую духовную семинарию.

В 1912 году пострижен в монашество, рукоположён в сан иеродиакона.

10-11 ноября 1912 года в Свято-Духовской церкви Братскаго монастыря вместе со студентом IV курса иеромонахом Антонием (Романовским) отслужил «идеальную всенощную», соответствующую всем требованиям Типикона [1] .

Был полковым священником во время Первой мировой войне.

В 1920—1922 — настоятель Екатерининского собора в городе Ямбурге Петроградской губернии.

Подвергался арестам в 1919 и 8 сентября 1921 года. 8 октября 1921 года был приговорён к году принудительных работ с содержанием под стражей.

С февраля 1924 года — благочинный монастырей и подворий Петроградской епархии.

3 июня 1924 года в Александро-Невской лавре хиротонисан во епископа Велижского, викария Полоцкой епархии. Выехать в епархию помешала подписки о невыезде.

С декабря 1924 года — епископ Яранский, викарий Вятской епархии.

В 1925 года получил приглашение участвовать во втором обновленческом соборе, ответил крайне резко: «Богомерзкого обновленческого движения отрицаюся и анафематствую оное. Богомерзкий, разбойничий, то есть собор 1923 года в Москве со всеми его постановлениями анафемствую со всеми примкнувшими к сему обновленческому соблазну обещаюсь не имети канонического общения».

Вскоре после этого, 25 мая 1925 года, арестован в Яранске, осуждён на три года лагерей. Отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения. Совершал богослужения вместе епископами Виктором (Островидовым), Максимом (Жижиленко), Иларион (Бельским) и другими [3] . На Пасху 1926 года вместе с архиепископом Иларионом (Троицким) и священником Павлом Черхановым несмотря на запрет тайком пробрались в недостроенную пекарню и пропели все богослужение шепотом, при этом у них возникло ощущение, что стены разрушились, они почувствовали всем сердцем Воскресение Христово, настоящую свободу: «Мы пели шепотом Пасху, и в это время рушились стены тюрьмы, воздвигнутой обагренными кровью руками. Кровь, пролитая во имя любви, дарует жизнь вечную и радостную. Пусть тело томится в плену — дух свободен и вечен. Нет в мире силы, властной к угашению его! Ничтожны и бессильны вы, держащие нас в оковах! Духа не закуете, и воскреснет он в вечной жизни добра и света!» [4]

После освобождения в ноябре 1927 года отправлен в ссылку в Казань.

Резко выступил против «Декларации» Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Священного Синода при нём, которая предусматривала полную лояльность советской власти. 4 марта 1928 года отделился от митрополита Сергия.

“После молитв и долгих размышлений я прекратил церковное общение с м[митрополитом] Сергием… как вошедшим в блок с антихристом, нарушившим церковные каноны и допустившим равносильное отступничеству от Христа малодушие и хитроумие… Синод же собран из так называемых подмоченных или ссученных епископов. Назначение епископов на кафедры происходит с ведома или одобрения начальника Московского отдела № 6. Может ли быть это приемлемо православными людьми, а тем более епископами. Надеюсь и верю, что эта церковная нижегородская ярмарка под неообновленческим флагом потерпит полное посрамление и православно верующие все уйдут от этой печальной церковной авантюры, затеянной для уничтожения и поругания Церкви Христовой, иже есть столп и утверждение Истины.

В составе викторианской группы «непоминающих» был запрещён в священнослужении.

Оборудовал в своём доме храм; тайно служил, рукополагал священнослужителей.

Позднее (уже из Казахстана) в одном из посланий пастве писал: «Наша борьба с митрополитом Сергием, этим поборником большевистского цезаропапизма, — борьба почтенная, и является борьбой за правду Божию Христову и за св. Церковь Православную, проданную за 30 сребреников безбожникам на поругание, разрушение и ликвидацию. Нам страшен тем Сергий, что его поддерживают грубой силой. Не будь на стороне его правительственного органа ГПУ, то единомышленники его были бы посрамлены. Это подтвердили для меня допросы в ГПУ; народ отошел бы от него как изменника и предателя Христовой Церкви».

30 августа 1930 года был арестован в Казани по делу «Истинно Православной церкви». На то, что дело было полностью сфальсифицировано, указывает тот факт, что якобы существовавшее «преступное сообщество» составляли и катакомбники, не признающие благодатности «сергианской» церкви, и умеренные антисергиане, такие как епископ Иоасаф (Удалов), и духовенство «сергианских» церквей, и вполне лояльные к митрополиту Сергию миряне [5] .

5 января 1932 года приговорён к 10-ти годам заключения в лагерь и помещён в Прорвинский лагерь Западно-Казахстанской области. Из заключения продолжал направлять послания своей пастве с резкой критикой деятельности митрополита Сергия. В одном из них писал: «наша борьба хотя и свята, но бессильна. Я лично не надеюсь на освобождение, а скорее всего погибну, сгнию в лагерях, утешаясь обетованиями Христовыми. Блаженны изгнани правды ради… Не легко страдать. Но другого выхода нет, выбора или разделения быть не может. Не колеблитесь возлюбленные, для вас жизнь — Христос, а смерть — приобретение».

Читать еще:  Самые редкие имена девочек в году. Красивые и необычные имена для девочек, рожденных в год петуха

Расстрелян 8 сентября 1937 года в Гурьеве по приговору «тройки».

Нектарий (Трезвинский)

Биография

Родился в семье священника. В 1908? году окончил Киевскую духовную семинарию.

В 1912 году пострижен в монашество, рукоположён в сан иеродиакона.

10-11 ноября 1912 года в Свято-Духовской церкви Братскаго монастыря вместе со студентом IV курса иеромонахом Антонием (Романовским) отслужил «идеальную всенощную», соответствующую всем требованиям Типикона [1] .

Был полковым священником во время Первой мировой войне.

В 1920—1922 — настоятель Екатерининского собора в городе Ямбурге Петроградской губернии.

Подвергался арестам в 1919 и 8 сентября 1921 года. 8 октября 1921 года был приговорён к году принудительных работ с содержанием под стражей.

С февраля 1924 года — благочинный монастырей и подворий Петроградской епархии.

3 июня 1924 года в Александро-Невской лавре хиротонисан во епископа Велижского, викария Полоцкой епархии. Выехать в епархию помешала подписки о невыезде.

С декабря 1924 года — епископ Яранский, викарий Вятской епархии.

В 1925 года получил приглашение участвовать во втором обновленческом соборе, ответил крайне резко: «Богомерзкого обновленческого движения отрицаюся и анафематствую оное. Богомерзкий, разбойничий, то есть собор 1923 года в Москве со всеми его постановлениями анафемствую со всеми примкнувшими к сему обновленческому соблазну обещаюсь не имети канонического общения».

Вскоре после этого, 25 мая 1925 года, арестован в Яранске, осуждён на три года лагерей. Отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения. Совершал богослужения вместе епископами Виктором (Островидовым), Максимом (Жижиленко), Иларион (Бельским) и другими [3] . На Пасху 1926 года вместе с архиепископом Иларионом (Троицким) и священником Павлом Черхановым несмотря на запрет тайком пробрались в недостроенную пекарню и пропели все богослужение шепотом, при этом у них возникло ощущение, что стены разрушились, они почувствовали всем сердцем Воскресение Христово, настоящую свободу: «Мы пели шепотом Пасху, и в это время рушились стены тюрьмы, воздвигнутой обагренными кровью руками. Кровь, пролитая во имя любви, дарует жизнь вечную и радостную. Пусть тело томится в плену — дух свободен и вечен. Нет в мире силы, властной к угашению его! Ничтожны и бессильны вы, держащие нас в оковах! Духа не закуете, и воскреснет он в вечной жизни добра и света!» [4]

После освобождения в ноябре 1927 года отправлен в ссылку в Казань.

Резко выступил против «Декларации» Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Священного Синода при нём, которая предусматривала полную лояльность советской власти. 4 марта 1928 года отделился от митрополита Сергия.

“После молитв и долгих размышлений я прекратил церковное общение с м[митрополитом] Сергием… как вошедшим в блок с антихристом, нарушившим церковные каноны и допустившим равносильное отступничеству от Христа малодушие и хитроумие… Синод же собран из так называемых подмоченных или ссученных епископов. Назначение епископов на кафедры происходит с ведома или одобрения начальника Московского отдела № 6. Может ли быть это приемлемо православными людьми, а тем более епископами. Надеюсь и верю, что эта церковная нижегородская ярмарка под неообновленческим флагом потерпит полное посрамление и православно верующие все уйдут от этой печальной церковной авантюры, затеянной для уничтожения и поругания Церкви Христовой, иже есть столп и утверждение Истины.

В составе викторианской группы «непоминающих» был запрещён в священнослужении.

Оборудовал в своём доме храм; тайно служил, рукополагал священнослужителей.

Позднее (уже из Казахстана) в одном из посланий пастве писал: «Наша борьба с митрополитом Сергием, этим поборником большевистского цезаропапизма, — борьба почтенная, и является борьбой за правду Божию Христову и за св. Церковь Православную, проданную за 30 сребреников безбожникам на поругание, разрушение и ликвидацию. Нам страшен тем Сергий, что его поддерживают грубой силой. Не будь на стороне его правительственного органа ГПУ, то единомышленники его были бы посрамлены. Это подтвердили для меня допросы в ГПУ; народ отошел бы от него как изменника и предателя Христовой Церкви».

30 августа 1930 года был арестован в Казани по делу «Истинно Православной церкви». На то, что дело было полностью сфальсифицировано, указывает тот факт, что якобы существовавшее «преступное сообщество» составляли и катакомбники, не признающие благодатности «сергианской» церкви, и умеренные антисергиане, такие как епископ Иоасаф (Удалов), и духовенство «сергианских» церквей, и вполне лояльные к митрополиту Сергию миряне [5] .

5 января 1932 года приговорён к 10-ти годам заключения в лагерь и помещён в Прорвинский лагерь Западно-Казахстанской области. Из заключения продолжал направлять послания своей пастве с резкой критикой деятельности митрополита Сергия. В одном из них писал: «наша борьба хотя и свята, но бессильна. Я лично не надеюсь на освобождение, а скорее всего погибну, сгнию в лагерях, утешаясь обетованиями Христовыми. Блаженны изгнани правды ради… Не легко страдать. Но другого выхода нет, выбора или разделения быть не может. Не колеблитесь возлюбленные, для вас жизнь — Христос, а смерть — приобретение».

Расстрелян 8 сентября 1937 года в Гурьеве по приговору «тройки».

Источники:

http://bs-t.3dn.ru/publ/28-1-0-634
http://ru-wiki.ru/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
http://wiki2.red/%D0%9D%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_(%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: