Митрополит питирим нечаев и достоевский родственники. Жизненный путь митрополита Питирима: факты и даты
ПИТИРИМ (НЕЧАЕВ)
В миру Нечаев Константин Владимирович, родился 8 января 1926 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области в семье священника Владимира Нечаева. Рос в глубоко церковной, дружной и многодетной семье: у него было четыре брата и шесть сестер, сам он был последним, одиннадцатым ребенком.
Вскоре после начала войны Константин Нечаев с матерью и незамужними сестрами был эвакуирован в Тамбов, где окончил 8-й и 9-й классы.
После окончания средней школы в 1943 года поступил в Московский институт инженеров транспорта.
С 1945 года исполнял послушание иподиакона патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Патриарх Алексий желал, чтобы его юный иподиакон сначала получил диплом инженера, а потом уже получал духовное образование. Целый год Константину удавалось совмещать параллельное обучение в светском институте и в духовной школе, но затем это стало трудноисполнимым.
В 1947 году по окончании Московской духовной семинарии поступил в Московский православный институт, преобразованный позже в Московскую духовную академию и Семинарию.
В 1951 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, оставлен профессорским стипендиатом по кафедрам патристики и разбора западных вероисповеданий.
С 1951 года преподавал историю и разбор западных вероисповеданий в Московской духовной академии.
15 февраля 1952 года рукоположен во диакона патриархом Алексием I.
В 1953 году получил звание доцента.
Вел в семинарии уроки по сравнительному богословию, литургике, общей церковной истории. В академии читал курс истории и разбора инославных исповеданий.
С октября 1956 года возглавил кафедру Священного Писания Нового Завета, профессором которой оставался вплоть до февраля 1992 года.
13 апреля 1959 года пострижен в монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского, постриг совершен в Троице-Сергиевой лавре.
8 октября того же года возведён в сан архимандрита и назначен инспектором Московской духовной академии и семинарии. Это назначение удалось осуществить, преодолевая административные помехи, так как подопечный патриарха, был сыном репрессированного священнослужителя и его имя находилось в соответствующем списке.
2 января 1962 года назначен ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» с сохранением за ним обязанностей инспектора Московских духовных школ.
23 мая 1963 года хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии, назначен председателем Издательского отдела Московской Патриархии. Хиротонию совершал патриарх Московский и всея Руси Алексий I, архиепископы Ярославский и Ростовский Никодим, Можайский Леонид, Калужский и Боровский Леонид, Новгородский и Старорусский Сергий, епископы Дмитровский Киприан и Донат (Щеголев).
Был назначен председателем Издательского отдела Московского Патриархата. Он возглавлял его с 1963 по 1994 год, с сохранением обязанностей профессора Московских духовных школ, оставаясь также главным редактором «Журнала Московской Патриархии».
С 23 октября 1964 по 5 февраля 1965 год временно управлял Смоленской епархией.
7 октября того же года назначен членом редакционной коллегии журнала “Богословские труды”.
C 10 мая по 28 ноября 1968 года временно управлял Тамбовской епархией.
30 декабря 1986 года возведён в сан митрополита с сохранением занимаемых им ныне должностей и обязанностей; именовать Преосвященного Питирима митрополитом Волоколамским и Юрьевским с возношением имени его за богослужением в храмах Волоколамского благочиния Московской епархии, после имени Патриарха Московского и всея Руси.
С 1987 года – председатель редколлегии сборника “Богословские труды“.
3 декабря 1994 года в связи с преобразованием Издательского отдела в Издательский совет освобожден от должности его председателя. 27 декабря того же года был также освобожден от должности главного редактора “Журнала Московской Патриархии” и председателя редакционной коллегии сборника “Богословские труды.”
Незадолго до кончины он принял схиму с именем священномученика Питирима, епископа Великопермского и Устьвымского.[2]
Скончался 4 ноября 2003 года в Москве на 78-м году жизни. 7 ноября в Богоявленском Кафедральном соборе была совершена заупокойная литургия по почившему митрополиту. Ее возглавил архиепископ Верейский Евгений, которому сослужили епископы Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва и Дмитровский Александр. После литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин отпевания. Похоронен на Даниловском кладбище Москвы, рядом с могилами родителей и родственников.
Поездки, делегации, конференции
С 25 апреля по 5 мая 1967 года с делегацией паломников Русской Православной Церкви посетил Святую Землю.
24 июня 1968 года назначен членом делегации Русской Православной Церкви на IV Ассамблею ВСЦ.
20 марта 1969 года включен в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и назначен представителем от Московского Патриархата в Межправославную Богословскую комиссию по диалогу с Дохалкидонскими Церквами.
В том же году в Загорске с 10 по 14 октября от Русской Православной Церкви участвовал в консультации между представителеями конференции католических епископов США и Национального Совета Церквей Христа в США.
Член Комиссии по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси.
17 марта 1989 года избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры. Был членом комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики.
13 сентября 1989 года назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати.
Воспоминания
Сочинения
- Значение любви в аскетических воззрениях преп. Симеона Нового Богослова. Диссертация на соискание степени кандидата богословия
- Окончание учебного года в Московских духовных школах. ЖМП. 1960, № 7;
- Во имя единения и мира. (Посещение Свят. Патр. Алексием Сербского, Болгарского и Румынского Патриархов). ЖМП. 1962, № 7;
- Осенние праздники в Троице-Сергиевой Лавре в московской духовной школе. ЖМП. 1962, № 11;
- Речь при наречении во епископа Волоколамского. ЖМП. 1963, № 2, с. 6;
- Слово в день памяти Святителя и Чудотворца Алексия. ЖМП. 1963, № 2, с. 6;
- Несколько дней паломничества. ЖМП. 1962, № 9;
- Литературные труды Св. Патриарха Болгарского Кирилла. ЖМП. 1965, № 5;
- Этические стороны быстрого экономического развития в мировой перспективе и развивающиеся страны”. ЖМП. 1966, № 10. с. 64-70. Доклад на всемирной конференции “Церковь и общество”. Женева, 12-25 июля 1966 года;
- Арсений, архиепископ Элассонский, и его поэма об учреждении русского патриаршества. Богословские труды, 1968, сб. 4, с. 251-256;
- Труды и странствование смиренного Арсения, архиеп. Эласонского и повествование об установлении Московского патриаршества. Богословские труды, 1968, сб. 4, с. 257-279;
- Религиозные основы миротворчества. ЖМП. 1969, № 4, с. 42-46;
- Патриарх Сергий в истории восстановления патриаршества. ЖМП. 1969, № 5, с. 63-71;
- Слово в неделю русских святых. ЖМП. 1969, № 7, с. 15-16;
- Этот день принадлежит Церкви. ЖМП. 1970, № 6, № 2, с. 25-29;
- Надгробное слово при отпевании Свят. Патриарха Алексия (21 апр. 1970 г.). ЖМП. 1970, № 6, с. 26-29;
- Основные проблемы современного богословского исследования в их развитии с конца ХIХ века. Богословские труды, 1970, сб. 5, с. 215-226;
- О волоколамском Патерике (публикация). Богословские труды, сб. 10, с. 175-224;
- Из древних сокровищ Эфиопской Церкви (публикация). Богословские труды, сб. 10, с. 225-251;
- Некролог о прот. Бонифатии Ивановиче Соколове. ЖМП. 1971, № 4, с. 34;
- У гроба Патриарха Грузинского. ЖМП. 1972, № 6, с. 57-63;
- Слово на выпускном акте в Московских духовных школах 15 июня 1972 года. ЖМП. 1972, № 7, с. 12-13;
- К 50-летию Союза ССР. ЖМП. 1972, № 12, с. 37-39;
- Братские визиты Предстоятеля Русской Церкви. ЖМП. 1973, № 2, с. 12-20; № 3, с. 8-13; № 4, с. 10-17; № 5, с. 11-18;
- У святителя Спиридона в Керхире. ЖМП. 1974, № 1, с. 44-46;
- О душе воскрешенной. ЖМП. 1974, № 2, с. 30;
- О поездке Патриарха Пимена в Эфиопию. ЖМП. 1974, № 5, с. 38-47;
- Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства. ЖМП. 1975, № 1, с. 58-63. Доклад, прочитанный на конференции “Церковные дни-74” в Упсале, Швеция, 30 авг.-3 сент. 1974 г.
- Церковь и свершение творения. ЖМП. 1975, № 1, с. 64-67-76 (примечания). Доклад, прочитанный на конференции “Церковные дни-74” в Упсале, Швеция, 30 авг.-3 сент. 1974 г.
- Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1976, № 1, с. 35-36. Произнесено 12 окт. 1975 года в Покровском храме МДА за Божественной литургией
- О блаженном Августине. Богословские труды, 1976, сб. 15, с. 3;
- Слово в Неделю Всех святых. ЖМП. 1977,. № 8, с. 66;
- Максим, Патриарх Болгарский. (О сборнике статей и речей Патриарха Болгарского Максима”). ЖМП. 1977, № 10, с. 53;
- Интронизация Блаженнейшего Патриарха Румынского Иустина I. ЖМП. 1977, № 11, с. 44-47;
- Погребение Блаженнейшего Архиепископа Кирского Макария. ЖМП. 1977, № 11, с. 47-50;
- Памяти Блаженнейшего Архиепископа Кипрского Макария. ЖМП. 1977, № 12, с. 39-44;
- Перед панихидой в родительскую субботу. ЖМП. 1978, № 2, с. 28;
- Слово в день поминовения святейшего Патриарха Алексия. ЖМП. 1978, № 2, с. 32;
- В Неделю Всех святых. ЖМП. 1979, № 6, с. 27;
- Лампада Преподобного Сергия. ЖМП. 1979, № 9, с. 32;
- Слово перед панихидой (11 сентября 1980 г.) ЖМП. 1980, № 9, с. 52;
- Слово на торжественном акте в Покровском храме МДА 21 сентября 1980 г. ЖМП. 1980, № 12, с. 17;
- Слово под Новый год. ЖМП. 1981, № 1, с. 26. Произнесено в 1979 г. в храме воскресения Словущего в Москве
- Слово в день памяти св. Иоанна Златоуста. ЖМП. 1981, № 2, с. 37;
- Слово на Пассии 3 марта 1981 года. ЖМП. 1981, № 8, с. 43;
- Слово о послушании. ЖМП. 1982, № 1, с. 44. Произнесено 29 нояб. 1981 г. в храме Воскресения Словущего в Москве
- Рождественское письмо к христианам публицистам. ЖМП. 1982, № 1, с. 66;
- Богословие свят. Патриарха Пимена. Его общественное и миротворческое служение. ЖМП. 1983, № 2, с. 20;
- Слово на Вознесение Господне. ЖМП. 1983, № 9, с. 36;
- Пастырская дидактика св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. ЖМП. 1984; № 3, с. 70. Речь при вручении ему диплома доктора богословия 22 нояб. 1983 г.
- Слово в день памяти св. пророка Божия Елисея. ЖМП. 1984, № 8, с. 41. Произнесено 27 июня 1984 г. в храме Вокресения Словущего в Москве
- Жертва вечерняя. ЖМП. 1985, № 1, с. 40. Произнес. в хр. Воскресения Словущего в Москве 29 июля 1984 г.
- Свете Тихий. ЖМП. 1985, № 2, с. 41. Слово произ. после акафиста в хр. Воскресения Словущего в Москве, 25 нояб. 1984 г.
- О званых и избранных. ЖМП. 1985, № 12, с. 34;
- Ангела Хранителя у Господа просим (21 нояб. 1985 г.) ЖМП. 1986, № 1, с. 41;
- Дидактические принципы Яна Амоса Коменского и их влияние на становление богословского образования в русской духовной школе. ЖМП. 1986, № 5, с. 69-72; № 6, с. 70-75.
Награды
- ордена св. равноап. кн. Владимира I и II степени
- орден прп. Сергия Радонежского I степени
- орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени
- вторая панагия (10 июня 1989)
- орден Дружбы народов
- орден Почета
митрополит Питирим (Нечаев)
Беседы и проповеди
История Русской Православной Церкви
митрополит Питирим (Нечаев) (08.01.1926–04.11.2003)
Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; 1926–2003) — один из почитаемых иерархов Русской Православной Церкви, который брал на себя тяжелейший груз стояния за Церковь в богоборческом государстве. Более тридцати лет он возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии.
В семье Нечаевых росли одиннадцать детей, среди которых Константин (будущий владыка Питирим) был младшим. Его детские впечатления были связаны с обысками, с визитами налоговых инспекторов и арестами отца. Отца Владимира арестовывали несколько раз. Первый раз — в двадцатые годы, во время обновленческого раскола, потом, уже на памяти владыки, в 1930 году. Он запомнил, что пришли за отцом ночью, и что небо было звездное. Тогда, в четыре с половиной года, Костя твердо решил, что станет священником, как папа, но при этом еще и монахом, так как ему не хотелось подвергать опасности близких и заставлять их переживать те трудности, которые выпали на долю его семьи.
В 1941 году Константин поступил в Гнесинскую музыкальную школу, но с началом войны занятия прервались. В 1943 году Константин продолжил занятия, но в 1954 году началась практическая церковная работа, которая занимала все время. Но музыку владыка любил всю жизнь, играл на виолончели и даже основал в начале пятидесятых в духовных школах смычковый ансамбль из двадцати двух человек, причем сам покупал инструменты.
В 1943 году он поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Когда при Новодевичьем монастыре открылись Богословско-пастырские курсы (преобразованные в 1946 году в Московскую духовную академию и семинарию), Константин решил получить богословское образование.
В 1951 году Константин Нечаев окончил академию со степенью кандидата богословия, присужденной за работу по трудам преподобного Симеона Нового Богослова, и был оставлен профессорским стипендиатом и преподавателем на кафедрах патристики и истории западных вероисповеданий. С 1951 по 1953 год он был преподавателем, доцентом, профессором, заведующим кафедрой Священного Писания Нового Завета в Московской духовной академии.
С 1945 года Константин Нечаев становится иподиаконом патриарха Алексия (Симанского) и с того момента почти двадцать пять лет почти неотлучно находится около Святейшего.
15 февраля 1952 года Святейшим Патриархом Алексием (Симанским) Константин был рукоположен во диакона, а 4 декабря 1954 года во священника (целибат). При рукоположении патриарх надел на отца Константина свой золотой крест.
13 апреля 1959 года отец Константин был пострижен в монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского. В том же году отец Питирим был возведен в сан архимандрита Святейшим Патриархом Алексием и назначен инспектором Московских духовных школ.
23 мая 1963 года, в день Вознесения Господня, архимандрит Питирим был хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии.
С 1963 по 1994 год, более тридцати лет, владыка руководил Издательским отделом Московской Патриархии, был главным редактором «Журнала Московской Патриархии» и председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды», где публиковались выдающиеся труды православных богословов, как дореволюционные, так и созданные после 1917 года, и либо изданные за рубежом, либо имевшиеся в рукописях на Родине. В ноябре 1971 года была образована английская редакция «Журнала Московской Патриархии», имевшая подписчиков в более чем пятидесяти странах. «Журнал Московской Патриархии» высоко оценивался специалистами. Под руководством владыки Питирима был подготовлен к изданию ряд уникальных древнерусских рукописей. Издательский отдел обеспечил выпуск полного набора богослужебных книг, все храмы были обеспечены богослужебной литературой.
В 1971 году епископ Питирим был возведен в сан архиепископа.
С Крещения 1972 года владыка Питирим совершал свое служение в московском в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Многие люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры приходили в этот храм специально для того, чтобы послушать проповеди и беседы владыки Питирима.
В декабре 1986 года архиепископ Питирим был возведен в сан митрополита с титулом Волоколамский и Юрьевский.
Владыка Питирим являлся крупным церковным ученым. В различных журналах и сборниках он опубликовал более семидесяти богословских статей, издал ряд книг, посвященных церковной истории и церковному искусству. За свои научные труды был удостоен степени доктора богословия и звания профессора. Он был действительным членом Российской академии естественных наук, заведующим кафедрой теологии Московского института инженеров транспорта, а также доктором теологического факультета Пражского университета и профессором кафедры ЮНЕСКО по культурному туризму «Золотое наследие Руси» Российской международной академии туризма.
В 1989 году владыка был избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры, а в 1990 — депутатом Московского областного совета народных депутатов. Был членом Комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики, членом Комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати.
Владыка добился открытия Иосифо-Волоцкого монастыря и ряда храмов в своем благочинии. В 1989 году он стал настоятелем возвращенного Церкви монастыря, где часто служил по воскресным и праздничным дням.
Был духовным сыном преподобноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинского. Господь привел Владыку Питирима принять последнюю исповедь старца, постричь его в схиму и возглавить отпевание.
Многие годы жизнь владыки Питирима была тесно связана с Московской духовной академией. Несмотря на загруженность издательской деятельностью, международными командировками, он два дня в неделю читал лекции в академии, будучи ее профессором. Эти занятия очень много значили для будущих священников. Его лекции часто воспринимались студентами как праздник.
Владыка Питирим не оставлял своего служения Церкви буквально до последних дней, несмотря на тяжелую болезнь. Он говорил: «Онкология — это особый путь к Богу».
В июне 2003 года митрополит Питирим перенес тяжелую операцию и после нескольких месяцев болезни скончался 4 ноября 2003 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери и памяти семи отроков Эфесских. Незадолго до кончины он принял схиму с именем священномученика Питирима, епископа Великопермского и Устьвымского.
Проститься с владыкой пришли десятки священнослужителей и тысячи верующих. Среди них было много мирян, в том числе и представителей творческой интеллигенции, пришедших в Церковь в советское время благодаря митрополиту Питириму.
Владыка похоронен на Даниловском кладбище Москвы, рядом с могилами родителей и родственников.
Питирим (Нечаев)
С 1963 года по 1994 возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии, в 1980-е бывший наиболее влиятельным и профессионально укомплектованным структурным подразделением Патриархии и выполнявший, наряду с Отделом внешних церковных сношений, внешнеполитические функции. Как Председатель Издательского отдела, совершал многочисленные зарубежные поездки; владел английским языком на уровне, достаточном для частного общения и неофициального выступления перед публикой, хотя предпочитал обращаться к помощи переводчиков.
С Крещения 1972 года до конца жизни регулярно служил в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Брюсов переулок № 15/2) [1] . В конце 1980-х был заметной фигурой в московских интеллектуальных и музыкальных кругах. Никогда не был постоянным членом Священного Синода, но в 1980-х годах считался одним из наиболее влиятельных иерархов РПЦ.
Содержание
Детство и образование
Родился в семье священника.
В 1944 году стал одним из студентов первого набора открывшихся 14 июня в московском Новодевичьем монастыре Богословского института и Богословско-пастырских курсов, в 1946 году преобразованных в Московскую Духовную Академию и Семинарию.
В 1945 году был замечен патриархом Алексием I и стал его иподиаконом [2] .
В 1951 окончил Академию со степенью кандидата богословия, оставлен профессорским стипендиатом по кафедрам патристики и разбора западных вероисповеданий. С 1951 преподавал историю и разбор западных вероисповеданий в МДА.
15 февраля 1952 года Патриархом Алексием рукоположён во диакона.
В 1953 году получил звание доцента; 4 декабря 1954 года рукоположён во священника. Проходил пастырское служение в крестовом патриаршем храме.
С 1957 года — преподаватель Священного Писания Нового Завета.
Монашество
13 апреля 1959 года в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем Питирим. 8 октября того же года Святейшим Патриархом Алексием возведён в сан архимандрита и назначен инспектором Московской Духовной Академии и Семинарии.
2 января 1962 года был назначен ответственным редактором Журнала Московской Патриархии, официального органа РПЦ.
Постановленим Патриарха и Священного Синода от 14 мая 1963 года определено быть епископом Волоколамским, викарием Московской епархии, с назначением председателем Издательского Отдела Московской Патриархии. 22 мая в Синодальном зале Патриархии состоялось наречение во епископа.
Архиерейство
23 мая 1963 года, в Вознесение, хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии за литургией в Богоявленском Патриаршем соборе. Хиротонию совершали: Патриарх Алексий I, архиепископы: Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов), Можайский Леонид (Поляков), Калужский и Боровский Леонид (Лобачёв), Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов) и епископы: Киприан (Зёрнов) Дмитровский и Донат (Щёголев).
23 мая 1963 года одновременно с хиротонией во епископа, был назначен председателем Издательского отдела Московского Патриархата и оставался на этом посту более 30 лет — до 3 декабря 1994 года, когда в связи с преобразованием Издательского отдела в Издательский совет был освобождён от должности его председателя. За этот период численность сотрудников выросла с 20 до 173 штатных и более 300 внештатных сотрудников.
В 1964—1965 годы временно управлял Смоленской епархией.
В ноябре 1971 года была образована английская редакция Журнала Московской Патриархии, имевшая подписчиков в более чем 50 странах.
9 сентября 1971 года возведён в сан архиепископа.
Заботами архиепископа Питирима Издательский Отдел, ранее ютившийся под одной крышей с трапезным Успенским храмом Новодевичьего монастыря, получил в аренду здание на Погодинской ул., 20, с правом его реконструкции. Переезд состоялся осенью 1981 года. В новом здании помимо чисто издательской деятельности митрополит Питирим организовал работу отдела фотовыставок, киносъёмочной группы, отдела слайдфильмов, видеофильмов, звукозаписи, справочно-библиографического отдела, отдела переводов и мн. др. [3]
30 декабря 1986 года возведён в сан митрополита с титулом «Волоколамский и Юрьевский».
В 1987 году назначен председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды».
17 марта 1989 избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры. Был членом комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики.
13 сентября 1989 назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати.
7 июня 1990 года на Поместном Соборе кандидатура митрополита Питирима была предложена в качестве одной из дополнительных к 3-м, избранным в качестве кандидатов на Патриарший престол Архиерейским Собором накануне, 6 июня. Получил поддержку 128 участников Собора из 316 — больше, чем прочие выдвинутые дополнительные кандидаты (митрополиты Филарет (Вахромеев) и Ювеналий (Поярков)), но меньше, чем было необходимо (половина голосов) для внесения в список для голосования.
После провала ГКЧП в августе 1991 года, Глеб Якунин обвинил митрополита Питирима в сотрудничестве с органами госбезопасности и путчистами [4] .
На Архиерейском Соборе, собравшемся 29 ноября 1994 года, издательская деятельность вообще и ситуация в редакции Журнала Московской Патриархии в особенности была подвергнута детальной критике Патриархом Алексием II [5] . Собор принял решение «считать Издательский отдел Московского Патриархата исполнившим свое первоначальное предназначение и благодарить Председателя и коллектив сотрудников за многолетние и полезные труды на благо Святой Церкви» [6] .
3 декабря 1994 в связи с преобразованием Издательского отдела в Издательский совет освобождён от должности его председателя. При передаче, после его ухода, редакционно-издательского комплекса «в непосредственное ведение Московской Патриархии» богатейший архив Издательского отдела, собиравшийся десятилетиями, был расхищен.
27 декабря 1994 году освобождён от должности главного редактора «Журнала Московской Патриархии» и председателя редакционной коллегии сборника «Богословские труды».
В 2001 году организовал в МИИТе первую среди технических ВУЗов России кафедру теологии. [7]
Среди духовных чад митрополита Питирима был д.и.н генерал-полковник Леонид Григорьевич Ивашов.
Кончина и погребение. Память
В год своей смерти на Пасху 27 апреля 2003 года возглавил богослужение в московском Храме Христа Спасителя, замещая болевшего тогда Патриарха Алексия II.
Скончался 4 ноября 2003 года в Центральном военном госпитале после тяжёлой болезни.
5 и 6 ноября гроб с телом митрополита Питирима находился в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке. В храме совершались заупокойные богослужения в течение этих двух дней, люди приходили, чтобы проститься с почившим.
Утром 7 ноября в Богоявленском кафедральном соборе была совершена заупокойная литургия по почившему митрополиту Питириму, которую возглавил архиепископ Верейский Евгений (Решетников) в сослужении епископа Орехово-Зуевского Алексия (Фролова), Красногорского Саввы (Волкова) и Дмитровского Александра. После литургии Патриарх Алексий II в сослужении членов Священного Синода и собора архиереев совершил чин отпевания, перед которым произнёс надгробное слово, в котором отметил труды митрополита Питирима в его архипастырском и общественном служении. На отпевании присутствовали Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, мэр Москвы Ю. М. Лужков, члены правительства Москвы, представители органов власти и общественных организаций, деятели науки и культуры [8] .
Похоронен на Даниловском кладбище Москвы, рядом с могилами родителей и родственников.
В марте 2004 года по инициативе ректора МИИТа Б. А. Лёвина был создан фонд «Наследие митрополита Питирима».
При содействии Московского метрополитена 26 октября 2005 года на могиле был торжественно открыт памятник митрополиту Питириму. Установлены также барельеф с его изображением в домовом храме МИИТа и гранитный крест в Иосифо-Волоцком монастыре в память всех его строителей и игуменов.
Ежегодно организуются мемориальные «Питиримовские чтения».
Семья
Одним из его предков был Николай (Доброхотов), епископ Тамбовский и Шацкий (1811—1857).
- Отец — Владимир Нечаев — священнослужитель
- Правнучки — Александра и Анастасия Йоунсдоттир (проживают в Исландии) [9] .
Источники:
http://drevo-info.ru/articles/12931.html
http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechaev/
http://academic.ru/dic.nsf/ruwiki/401518