Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Мы призываем к миру. Оправдание раскола митрополитом бориспольским и броварским антонием

Оправдание раскола митрополитом Бориспольским и Броварским Антонием

По информации СМИ, недавнее интервью митрополита Бориспольского и Броварского Антония (Паканича), Управляющего делами Украинской Православной Церкви, вызвало живейшее обсуждение среди православных читателей и, к сожалению, было многими неверно истолковано. Портал «Православие в Украине» попросил митрополита Антония прокомментировать некоторые места своего прежнего интервью. Но и отдельные моменты комментария митрополита также вызывают вопросы. Рассмотрим их, сопровождая нашим анализом.

«Среди нашей паствы есть люди разных политических предпочтений и убеждений. Церковь стремится объединить их всех вокруг Христа. Мы не делим свою паству по идеологическим признакам. Поэтому Церковь принципиально воздерживается от участия в акциях протестов, призывая всех к мирному решению конфликтов. Сегодня Церковь продолжает нести свою миссию примирения там, где политические силы не могут достичь согласия и взаимопонимания».

Вроде бы позиция верная – Церковь за мир. Но если вдуматься в некоторые предложения, то, мягко говоря, возникает недоумение. «Среди нашей паствы есть люди разных политических предпочтений и убеждений», – говорит Владыка. А какие политические убеждения и предпочтения сейчас существуют в Киевской Руси? В основном их два – украинский нацизм в бандеровской упаковке, который, не скрываясь, напрямую заявляет себя наследником гитлеровского нацизма. Второй вариант – люди, помнящие подвиг наших дедушек и бабушек, уничтоживших германский фашизм. Первые ориентированы на загнивший Запад с его содомскими «ценностями» и неоколониализмом, который также в последнее время идеологические установки Третьего Рейха, такие как достижение мирового господства, трансгуманизм, евгеника и т.д. объявил своими ценностями и приоритетами во внешней и внутренней политике. Вторые придерживаются верности своим славяно-русским корням, помнят подлинную историю Киевской Руси – колыбели Русского мира и выступают за единство с родными по крови и духу православными славянскими народами – великороссами, белорусами и сербами.

Если под этим углом взглянуть на высказывание митрополита Антония, тогда получается, что среди его и его собратьев паствы есть и украинские нацисты, которые жгут людей живьем, и их жертвы, которых они в жестоких муках разлучили с жизнью. Иными словами митрополит Антоний и единомысленные с ним архиереи – за тех, кто победит. И, поскольку укрофашисты пока побеждают, то украинские архиереи предпочитают их называть своей паствой. Но в таком случае на таких пастырей ложится ответственность за преступления своих духовных чад, ибо они не только не отлучили их от Причастия или от Церкви, но не подвергли вообще никакой епитимии или даже словесному порицанию. Впрочем, если бы они посмели хотя бы словом возразить недовольство своим «пасомым», то их, скорее всего, ждала бы такая же участь, как спаленных в Доме профсоюзов одесситов. Вспоминаются слова святителя Иова, Патриарха Московского, который про лжепатриарха Игнатия, поддержавшего Лжедмитрия I, и его «паству» сказал: «По овцам и пастырь, по ватаге атаман».

Комментируя отказ некоторых приходов поминать за богослужением Святейшего Патриарха Московского Кирилла, Владыка напомнил, что в разных Православных Церквах поступают по-разному. Отступление от нашего обычая поминовения имени Патриарха во время службы (зафиксированного в Уставе) в УПЦ не приветствуется, поскольку нарушает многовековую, освященную авторитетом святых, традицию. Однако, «в виду крайне сложной сегодняшней обстановки и учитывая эмоциональный накал, епархиальные владыки, конечно, могут решать вопрос поминовения-непоминовения, исходя из практики икономии».

Вообще-то прекращение поминовения Первоиерарха является ключевым признаком уклонения в раскол. 13-е и 14-е Правило Двукратного Собора запрещают пресвитерам прекращать поминовение епископов, а епископам – своих митрополитов. А 15-е Правило того же Собора уже напрямую регулирует вопрос, затронутый митрополитом Антонием: «Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует Патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим Патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде Соборанго оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии». И это неправда, что якобы в разных Православных Церквах поступают по-разному. Этими церковными канонами регулируется жизнь не какой-то одной Поместной Церкви, а всей Вселенской Православной Церкви, всех поместных церковных образований. И это никакой ни «обычай» или «многовековая, освященную авторитетом святых, традиция». Это церковное законодательство, обязательное к исполнению для всех православных христиан, которое каждый архиерей, в том числе и митрополит Паканич, клялся исполнять даже под угрозой смерти перед своей хиротонией.

Собор устанавливает единственную уважительную причину выхода из общения со своим Патриархом – уклонение его в ересь, которую он открыто проповедует с амвона. «Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви, – говорится в правиле. – Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или Отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в Церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений».

Читать еще:  К чему снятся черные доберманы. Сонник собака нападает

Но Патриарх Кирилл, слава Богу, пока в ересь не уклонился и не проповедует ее с амвона. Следовательно, нет уважительной причины отказа от его поминовения. Таким образом, мы имеем дело с «некоторыми обвинениями», которые упоминаются в правиле. Совершивших таковое деяние Собор именует раскольниками.

Теперь, если перевести с политкорректной мовы высказывание митрополита Антония, то получается уклонение в раскол в УПЦ не приветствуется, но «в виду крайне сложной обстановки и учитывая эмоциональный накал», епархиальные Владыки, конечно, могут решать вопрос уклонения-неуклонения в раскол, исходя из практики икономии. И теперь, когда антицерковная и антиканоническая мысль митрополита Антония очищена от словесной шелухи, она предстает во всей своей зловещей откровенности. Фактически он оправдывает уклонение в раскол по причине сложной политической ситуации. Между тем Святые Отцы напротив категорически запрещают своим чадам уклоняться в раскол даже при смертельной угрозе. Они предупреждают, что даже мученическая кровь не смывает грех раскола. «Какой же мир обещают себе враги братьев? – пишет священномученик Киприан Карфагенский о раскольниках. – Какие жертвы думают приносить завистники священников? Неужели, собираясь, они думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой? Да хотя бы таковые претерпели и смерть за исповедание имени, – пятно их не омоется и самой кровью. Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием».

Поразительна антиканоническая «широта» взглядов митрополита Антония! Тяжелейший грех, который лишает священника и епископа благодати Святого Духа и ставит его вне Церкви, он считает допустимым «по икономии». Вот печальные плоды участия православного епископата в экуменическом «диалоге»! Понятия о церковном учении в их сознании извращаются и на их святом месте водворяется мерзость запустения – лжеучение, несовместимое с Православием, его вековыми уставами и устоями.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Антоний, митрополит Бориспольский и Броварской, управляющий делами Украинской Православной Церкви (Паканич Иван Иванович)

Постоянный член Синода Украинской Православной Церкви

Родился 25 августа 1967 г. в с. Чумалево Тячевского р-на Закарпатской обл. в крестьянской семье. В 1982 г. окончил Чумалевскую восьмилетнюю школу, в 1984 г. — Драговскую среднюю школу.

С 1981 г. нес послушание старшего иподиакона епископов Мукачевских Саввы (Бабинца) и Дамаскина (Бодрого).

В 1985-1987 гг. служил в армии.

В 1982-1992 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1995 г. окончил Московскую духовную академию. В это время нес послушание иподиакона ректора МДА архиепископа Александра (Тимофеева) и епископа Филарета (Карагодина). За научную работу на тему «Послание святого апостола Павла к Римлянам в русской библеистике» получил ученую степень кандидата богословия и оставлен преподавателем.

4 января 1994 г. ректором Московской духовной академии епископом Дмитровским Филаретом (Карагодиным) пострижен в монашество в честь преподобного Антония Печерского.

18 февраля 1994 года Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен в сан диакона, а 7 октября того же года — в сан иеромонаха.

С 14 июня по 31 августа 1995 г. — помощник инспектора МДА. С 1 сентября по 31 декабря 1994 г. — секретарь-референт ректора МДА. С 1 января 1996 г. по 9 сентября 2002 г. — помощник ректора МДА по представительской работе и заведующий Церковно-археологическим кабинетом.

В день светлого Христового Воскресения 1999 г. Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан игумена.

9 сентября 2002 г., согласно поданному прошению, направлен на Украину.

26 октября 2002 г. назначен руководителем Информационно-просветительского центра Киево-Печерской лавры.

11 мая 2003 г. стал заведующим канцелярией Киевской митрополии Украинской Православной Церкви. В неделю Крестопоклонную 2004 г. Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром возведен в сан архимандрита.

22 ноября 2006 г. решением Священного Синода УПЦ избран епископом Бориспольским, викарием Киевской епархии. Архиерейская хиротония состоялась 26 ноября 2006 г. в Трапезном храме Киево-Печерской лавры во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских.

31 мая 2007 г. решением Священного Синода УПЦ назначен ректором Киевской духовной академии и семинарии.

Читать еще:  Определение восходящего знака. Восходящий знак зодиака или асцендент в гороскопе

14 ноября 2007 г. Священный Синод УПЦ постановил назначить епископа Антония председателем Синодальной богословской комиссии УПЦ.

Решением Священного Синода УПЦ от 8 мая 2008 г. назначен на должность председателя Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ и освобожден от руководства Богословско-канонической комиссией УПЦ. 9 июля 2009 г. решением Синода УПЦ вновь назначен на должность председателя Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ.

24 сентября 2008 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Синода УПЦ от 9 сентября 2009 г. (журнал № 45) вошел в состав Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по диалогу с УАПЦ и рабочей группы по подготовке диалога с представителями УПЦ КП.

Решением Священного Синода УПЦ от 23 декабря 2010 г. (журнал № 50) освобожден от должности председателя Синодальной богословско-канонической комиссии УПЦ.

Решением Священного Синода УПЦ от 21 февраля 2012 г. назначен председателем Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви.

Решением Священного Синода УПЦ от 8 мая 2012 г. (журнал № 25) назначен управляющим делами Украинской Православной Церкви с освобождением от должности председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ и назначением постоянным членом Священного Синода.

Указом Блаженнейшего митрополита Владимира от 8 мая 2012 г. на основании гл. VII п. 3 Устава об управлении Украинской Православной Церкви назначен первым викарием Киевской митрополии.

Решением Синода УПЦ от 20 июля 2012 г. (журнал № 64) освобожден от должности председателя Учебного комитета УПЦ.

19 января 2013 г. возведен в сан митрополита.

Решением Синода УПЦ от 25 сентября 2013 г. (журнал № 58) освобожден от должности викария Киевской митрополии и назначен управляющим новообразованной Бориспольской епархией.

25 августа 2017 г. за Литургией в Вознесенском женском монастыре в с. Чумалево Тячевского района Закарпатской области Украины Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием удостоен права ношения второй панагии.

Решением Синода УПЦ от 21 декабря 2017 г. (журнал № 41) освобожден от должности ректора Киевской духовной академии и семинарии.

1992 г. — Московская духовная семинария.

1995 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Антония (Паканича) при наречении во епископа Бориспольского, викария Киевской епархии.

Послание святого апостола Павла к Римлянам в русской библеистике (кандидатская диссертация).

  • 2007 г. — орден прп. Нестора Летописца I ст. (УПЦ);
  • 2012 г. — орден свт. Петра Могилы (УПЦ);
  • 2012 г. — орден свт. Кирилла Туровского I ст. (БПЦ);
  • 2017 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2017 г. — медаль св. ап. Иоанна Богослова (Санкт-Петербургская духовная академия).

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Церковь пытаются втянуть в геополитику

Интервью с управляющими делами Украинской Православной Церкви митрополитом Бориспольским и Броварским Антонием по поводу кризисной ситуации в мировом Православии, легализации «ПЦУ» и духовных причинах раскола опубликовано на сайте Pravlife.org.

— Владыко, мы наблюдаем усугубление раскола: Александрийский Патриарх примкнул к числу поминающих «предстоятеля» раскольнической ПЦУ. Верующие встревожены, некоторые восклицают, что рушится их мир. Чего нам ожидать далее?

— С земной точки зрения ситуация действительно критична: на наших глазах пытаются легализовать раскольническую группировку. И в этой коварной затее, к прискорбию, участвуют наши братья из Поместных Церквей. Мы являемся свидетелями внедрения новых принципов экклезиологии, которых Православная Церковь еще не знала. Папство в любых видах чуждо православному сознанию. Кроме того, такое давление на православных иерархов со стороны властных структур различных государств трудно припомнить. Как будто все в одночасье забыли, что свобода вероисповедания и невмешательство государства в религиозные дела являются одними из основных принципов демократии. Хотя здесь мы имеем дело не с забывчивостью, а с двойными стандартами: сильный «имеет право» диктовать свою волю более слабым и зависимым. Православную Церковь пытаются втянуть в свои большие геополитические планы. И кто-то из наших православных братьев воспринял эту политическую логику в ущерб сохранению единства Вселенского Православия. В результате для многих рушится общее представление о правде, истине.

Но это взгляд человеческий, приземленный. Есть другое видение — евангельское. Вспомним историю со смоковницей, которую проклял Христос по дороге в Иерусалим: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф.21.18-19). На смоковнице не было плодов, она была пуста, бесполезна и только вводила в заблуждение путников своей красотой.

Нечто подобное, судя по всему, происходит и в церковной жизни: внешнее благолепие, красивые и сладкие слова некоторых служителей скрывали под собой отсутствие духовных плодов, главным из которых является самозабвенная любовь ко Христу.

Проклятие смоковницы символизирует отвержение Христом тех, кто отвергает Его. Он и поныне встречает на Своем пути бесплодные смоковницы, прикрытые листьями внешнего формального благочестия, а не внутреннего, сердечного раскаяния, которые Он обличает и отсекает от Себя: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» (Мф.7.21).

Читать еще:  Дева рожденный. Женщина, рожденная под знаком Девы

По поводу того, что мир рушится у некоторых… Если мир человека в основании своем имеет веру во Христа и покорность Его воле и заповедям, то он ни при каких обстоятельствах разрушиться не может. Он не то что на века, он — навеки. Разрушение мира свидетельствует о том, что не на тех ценностях этот мир построен. Нужно честно себе в таком случае признаться, что Христос не является центром нашей жизни, Ему нет в ней соответственного места, возможно, где-то в уголке и отведено местечко, так, для проформы.

В целом данная ситуация — проверка всем нам. Она демонстрирует, что каждый из нас построил: дом на камне, подобно человеку благоразумному, который слушает слова Спасителя и исполняет их, поэтому никакие ветра и бури не разрушат его дом, или дом на песке, подобно человеку безрассудному, слушающему слова Христа, но не исполняющему их, и его дом при первом же порыве ветра и наводнении будет разрушен. Так что в любой кризисной ситуации есть свои положительные стороны. Церковь самоочищается.

— Владыко, как следует относиться к примкнувшим к раскольникам?

— По-христиански. Вы думаете, что человек, предавший Христа, Церковь, людей, которые ему доверяли, хорошо и мирно себя чувствует? Сомневаюсь. Думаю, свою Голгофу (муки совести) многие из них проходят во всей полноте. Будем молиться, чтобы Господь вывел заблудших к свету.

Те, кто пошел на такой проступок или пойдет, под давлением или по своей воле, уже наказали себя, отрезав себя от Бога и Его милостей. А это самое ужасные наказание и участь. Нам же нужно только пожалеть этих несчастных безумцев. «Вражда и злопамятство уничтожают благодать Божию в человеке», — говорил прп. Нил Мироточивый.

— Среди узкого круга верующих наблюдаются панические настроения, кто-то обвиняет Священноначалие в бездействии. Что бы Вы могли ответить на это?

— К сожалению, многие не знают церковной истории. Многие осведомлены о Церкви, в основном, из адаптированных житий святых. В их представлении существует сусальная картинка о Церкви и Ее жизни. Но это далеко не вся история. На протяжении всего существования Церкви было большое количество сложных и даже критических ситуаций, в том числе и схизмы между разными Церквями. Проходил не один год, а порой десятилетия, столетия, прежде чем кризис был преодолен. Мы хотим, чтобы все происходило так, как мы хотим, здесь и сейчас, но все зависит не от нашего желания, а от Господа и Его воли. Все испытания нужны нам, нашей душе в первую очередь. Они всегда являются проверкой на человечность, верность, честность, мужество.

Не стоит ждать быстрых решений, не нужно рубить с плеча. Много разных людей трудится на ниве церковной дипломатии, и сложно себе даже представить, каких усилий все это стоит. Легко критиковать и обвинять других, труднее набраться терпения и работать со своими недостатками и грехами. Важно осознать: сегодняшняя борьба ведется на духовном уровне, а не на политическом. И это борьба с диаволом, который искушает простых людей и Патриархов. Некие проигрывают в этом сражении. Обличать зло нужно и называть вещи своими именами нужно, но не менее необходимо бороться со злом в себе и не судить, не разобравшись до конца в предмете.

— Чего нам ждать далее? Что следует предпринимать верующим?

— Нужно идти за Христом, объединяться во Христе. «Не увлекайся общим потоком, но следуй по узкой стези вслед за святыми отцами», — советовал свт. Игнатий Брянчанинов. Христос — высший Путеводитель жизни. Следует заниматься внутренним самовоспитанием, не строить иллюзий относительно других людей, больше погружаться в себя, исследовать свою душу, тогда меньше будет болезненных разочарований. Сказано: «всяк же человек ложь», следовательно, справедливости нужно искать только у Бога, а не в людях. Любой человек слаб и искушаем даже на самой высокой степени духовного развития.

Блаженнейший митрополит Онуфрий практически в каждом своем интервью советует верующим уходить во внутреннюю пустыню. Когда мы освобождаем душу от духовных болезней, она становится духовной пустыней. И туда человек должен восходить умом своим: хоть и не всегда там жить, но время от времени туда заходить и творить молитву, там примиряться с Богом, там просить благодать, чтобы Господь дал силу любить ближних, даже своих врагов и ненавидящих нас. Это очень важный и ценный духовный совет. Если мы, христиане, не научимся внутренне дистанцироваться от мира, не будем предпочитать Божественное человеческому, не выстроим своих личных отношений с Богом, то мир нас поглотит со своими страстями и новостями. Учитесь внутреннему деланию — молитве! Это и есть жизнь с Богом и в Церкви.

Источники:

http://3rm.info/religion/47062-opravdanie-raskola-mitropolitom-borispolskim-i-brovarskim-antoniem.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/260578.html
http://moskva.bezformata.com/listnews/borispolskij-i-brovarskoj-antonij-tcerkov/79419158/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: