Митрофанов Георгий, протоиерей, зав. кафедрой церковной истории

Как отец Георгий Митрофанов уволил отца Августина (Никитина)

Очередной скандал в Санкт-Петербургской духовной академии

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА – УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Ничего другого я от вас и не ожидал, а знаете почему?

28. Ответ на 27., М.Яблоков:

Это не ответ.это вопрос.Вода. ветерок. в голове. С кем мы общаемся. Здесь специального медицинского образования не обойтись.

Это же из области неживой природы.

27. Ответ на 23., Lucia:

Это не ответ. это вопрос.

Вода. ветерок. в голове. С кем мы общаемся. Здесь специального медицинского образования не обойтись.

26. Ответ на 25., veterok:

А кто тебе сказал, что Православие ограничивается лишь исповеданием Символом Веры? ) Ты – иконоборец? Тогда кто Люся?

Это тебя надо спросить: кто такая Люся )

25. Ответ на 20., М.Яблоков:

А кто тебе сказал, что Православие ограничивается лишь исповеданием Символом Веры? ) Ты – иконоборец?

24. Ответ на 21., Lucia:

А, наплевать!Не все ли равно, под каким соусом подается модернизм – власовским или сталинским?Осиповским или кочетковским?Все они работают на врага рода человеческого. Люся, вы бы не могли прояснить свою религиозную принадлежность ? Вы так легко прыгаете, что непонятно как к вам обращаться.Вас что смущает – что я Осипова не люблю или Сталина?

23. Ответ на 22., veterok:

22. Ответ на 21., Lucia:

А, наплевать!Не все ли равно, под каким соусом подается модернизм – власовским или сталинским?Осиповским или кочетковским?Все они работают на врага рода человеческого. Люся, вы бы не могли прояснить свою религиозную принадлежность ? Вы так легко прыгаете, что непонятно как к вам обращаться.Вас что смущает – что я Осипова не люблю или Сталина?

21. Ответ на 17., veterok:

А, наплевать!Не все ли равно, под каким соусом подается модернизм – власовским или сталинским?Осиповским или кочетковским?Все они работают на врага рода человеческого. Люся, вы бы не могли прояснить свою религиозную принадлежность ? Вы так легко прыгаете, что непонятно как к вам обращаться.

Вас что смущает – что я Осипова не люблю или Сталина?

20. Ответ на 19., veterok:

А кто тебе сказал, что Православие ограничивается лишь исповеданием Символом Веры? ) Ты – иконоборец?

19. Ответ на 18., Lucia:

А, наплевать!Не все ли равно, под каким соусом подается модернизм – власовским или сталинским?Осиповским или кочетковским?Все они работают на врага рода человеческого. Люся, вы бы не могли прояснить свою религиозную принадлежность ? Вы так легко прыгаете, что непонятно как к вам обращаться.После Вас.

Я крестился в православной Церкви, все что изложено в символе веры православной Церкви, говорю Аминь! Дело за вами.

18. Ответ на 17., veterok:

А, наплевать!Не все ли равно, под каким соусом подается модернизм – власовским или сталинским?Осиповским или кочетковским?Все они работают на врага рода человеческого. Люся, вы бы не могли прояснить свою религиозную принадлежность ? Вы так легко прыгаете, что непонятно как к вам обращаться.

17. Ответ на 9., Lucia:

А, наплевать!Не все ли равно, под каким соусом подается модернизм – власовским или сталинским?Осиповским или кочетковским?Все они работают на врага рода человеческого.

Люся, вы бы не могли прояснить свою религиозную принадлежность ? Вы так легко прыгаете, что непонятно как к вам обращаться.

16. Ответ на 14., М.Яблоков:

Ну, и ты покаялся?

Перед тобой нет.

15. Ответ на 14., М.Яблоков:

Ну, и ты покаялся?

Перед тобой нет.

14. Re: Как отец Георгий Митрофанов уволил отца Августина (Никитина)

Ну, и ты покаялся?

13. Ответ на 11., М.Яблоков:

Если все эти ниже изложенные высказывания посмотреть через призму Евангелия?Ты на себя посмотри через призму Евангелия.

3 Будьте осторожны! Если брат твой согрешит, упрекни его, если же раскается, прости. 4 И если он причинит тебе зло семь раз в день и семь раз скажет тебе: “Каюсь”, – прости ему”. (Бытие 17 глава / Библия. Современный перевод)

12. Ответ на 9., Lucia:

А, наплевать! Не все ли равно, под каким соусом подается модернизм – власовским или сталинским? Осиповским или кочетковским? Все они работают на врага рода человеческого.

) Вот ты какое, женское богословие! (наплевательское)

11. Ответ на 7., veterok:

Если все эти ниже изложенные высказывания посмотреть через призму Евангелия?

Ты на себя посмотри через призму Евангелия.

10. Ответ на 9., Lucia:

А, наплевать!Не все ли равно, под каким соусом подается модернизм – власовским или сталинским?Осиповским или кочетковским?Все они работают на врага рода человеческого.

На что Вам наплевать? На то, что из Духовных академий изгоняют хороших преподавателей и заменяют их на обновленцев?

9. Re: Как отец Георгий Митрофанов уволил отца Августина (Никитина)

А, наплевать! Не все ли равно, под каким соусом подается модернизм – власовским или сталинским? Осиповским или кочетковским? Все они работают на врага рода человеческого.

8. Ответ на 4., М.Яблоков:

Епископ Амвросий (Ермаков) – самый настоящий обновленец и модернист!

эти юные епископы-пионеры. Давно придуманный фокус, а как работает! http://zaweru.ru/2916-drevo-poznaetsya-po-plodam-ieromonah-simeon-sarychev.html

7. Вот интересно!

Если все эти ниже изложенные высказывания посмотреть через призму Евангелия?

Много могу что сказать, Михаил Иванович.

5. Re: Как отец Георгий Митрофанов уволил отца Августина (Никитина)

” Между прочим, такая тактика постепенного увольнения характерна для «стиля руководства» протоиерея Георгия Митрофанова. В своё время таким образом был уволен из СПбДА известный в Санкт-Петербурге ученый-востоковед, ныне ректор формирующейся Санкт-Петербургской Восточной Академии, профессор Андрей Леонидович Вассоевич: сначала у него отобрали основные курсы, оставив те же два часа по еврейской палеографии, а потом и вовсе уволили из Академии.” (с) Может быть, здесь не только ” антивласовщина ” замешана, но еще и интерес и любовь о. Августина к Востоку.

4. Ответ на 2., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Епископ Амвросий (Ермаков) – самый настоящий обновленец и модернист!

3. Re: Как отец Георгий Митрофанов уволил отца Августина (Никитина)

Рыба гниет с головы. Какое государство (верховная власть) такое и общество. Жалко, что уже в Церковь проникают карьеристы и бездари. У которых в принципе всё есть, только они хотят ещё и власти (чуть-чуть поуправлять). Очень жалко. Раз уж тут упомянули Власова, то наверное в спорах (на форуме, да и в Академии) будут упоминать наверное и Сталина. И разрешению сложностей в спорах Власов и Сталин конечно никому не помогут.

Читать еще:  Сон искать в воде. К чему снится вода

2. некоторые воспоминания

Во всей этой истории у независимых наблюдателей возникает закономерный вопрос: а какую роль во всей этой неприглядной истории играет формальный глава Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Амвросий? Ведь по закону именно он возглавляет церковное учебное заведение и отвечает за кадровую политику. Или не он? Когда владыка Амвросий был у нас викарным епископом, то, как выяснилось тогда, когда его перевели в Москву, он написал на меня докладную правящему архиерею Софронию. За что? Полагаю за то, что я как-то посмел за праздничным столом высказать свои мысли, согласные с трудами митр. Иоанна (Снычева), о положении дел в РФ и участии современных коррупционеров в делах церкви. Надо отдать должное архиеп. Софронию, он не дал хода этой записке.

1. Re: Как отец Георгий Митрофанов уволил отца Августина (Никитина)

Как поссорились Доцент с Профессором

Региональные Рождественские Чтения – 2020. Время – первый день Рождественского поста. Место действия – Петергоф. Титул епископа Петергофского носит ректор Спб Академии Силуан. Вид со спины на него, сидящего в первом ряду, есть в ролике.

Волей патриарха Кирилла церковно-педагогической общественности про Рождество Христово велено забыть, и РОЖДЕСТВЕНСКИЕ чтения по всей стране посвятить победе атеистической армии (то есть армии, командный состав которой по должности и убеждениям отстаивал атеизм) над армиями, в которых было христианские капелланы (в в румынской королевской армии- православные капелланы).

Вот типовое словоизвержение на заданную тему:

“Страна попранного Православия потерпела сокрушительное поражение в Первой мировой войне, уменьшилась в размерах, покрылась сетью концлагерей. На духовно обессиленный СССР напала, в полной уверенности своего превосходства, фашистская тьма. Фашистский Рейх был олицетворением неоязыческих мировых оккультных сил. Казалось, грядет неотвратимое наказание за отступление народа России от Бога, за клятвопреступление перед царем Николаем II и легковерность; правительство оставило Москву. Но Святая Русь, Церковь Небесная и земная пришли на помощь, и помогли своему Отечеству его великие святые, и люди вспомнили о Боге, у народа появилась вера в победу, и одумались власти, и взмолились военачальники. А началось это невероятное преображение тогда, когда Сталин осознал, что без Божией помощи, без святых заступников Земли Русской, без всенародной молитвы — невиданного по силе врага не победить. Можно говорить о многих видах патриотической деятельности Русской Православной Церкви. Прежде всего, это богослужебная и проповедническая деятельность, зачастую в прифронтовой полосе и под вражеским обстрелом. В решающие моменты Сталинградской битвы митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) служил молебны перед Казанской иконой Божией Матери»
(Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов). Из выступления на открытии регионального этапа XXVIII международных Рождественских чтений http://eparhia.karelia.ru/news2019.11.26_1574772531).

(Так мы узнали, что православие было попрано в царской России, а с митрополитом Николаем, находившемся в 1942-43 годах по большей части в Ульяновске, Сталин согласовывал “решающие моменты Сталинградской битвы” и подключал его молитвы в качестве решающего резерва Главного командования. Учитывая, что прорыв произошел на румынском участке фронта, выходит, что соревнование в молитвах православные румыны-фронтовики проиграли тыловому русскому митрополиту-чекисту).

Вот и доклад архим. Августина был заявлен на тему “Великая Победа: наследники. Клеветникам России”. То есть разговора о Христе заведомо не предполагалось. Но и рассказу о прошловековой войне он предпочел публичное объявление войны своему коллеге и современнику.

В зале сидят школьные учительницы, согнанные на это мероприятие. Им, конечно, было очень назидательно услышать, как один священник поливает грязью другого.

Я не буду обсуждать изгибы власовской судьбы. Как внук двух фронтовиков я не готов принять даже рациональные и “духовные” апологии его выбора. Но все же помню, что значимая часть нашей РПЦ считает Власова своим героем (см. https://diak-kuraev.livejournal.com/34423.html).

Вот тут в трапезной одного из храмов РПЦЗ ММ на стене портрет Власова рядом с портретами русских полководцев

(именно тут я познакомился с хоккеистом Дацюком)

У этих “возлюбленных сослужителей” нашего патриарха тоже “гнилая сущность”?

Но мне не нравится, когда внутри академической преподавательской корпорации начинают разбирать действия ее члена, совершаемые вне его собственно академических лекций. Ну, как когда-то совет МДА выгонял меня из Академии не за мои лекции и книги, а за “деятельность в блогосфере”. Или как проф. Зубова изгоняли из МГИМО вовсе не за то, что рассказывал о религии Древнего Египта.

Мне не нравится, когда преподаватели одной школы ругают друг друга не в рамках кафедральных прений, а публично.

Тем более считаю нарушением как обычной этики, так и корпоративной, тот псогос, что устроил Доцент (за свою долгую академическую жизнь не создавшего ни одной книгам по церковной истории, не знающий древних языков, и, как кажется, всерьез ни одного нового, и удивляющийся, отчего это его предпочли другим специалистам).

Нашлись и тонкие ценители этого дерьма:

“Александр Пелин
Красиво и справедливо о так называемой «пятой колонне» в Церкви. Совершенно согласен – есть, есть среди нас волки в овечьих шкурах. Кстати, в ютубу канале это видео теперь редкость – постарались сотрудники «либеральной православной церкви»! Но все же, сохранилось эта видеозапись, где архимандрит Августин (Никитин) вскрывает гнилую сущность протоиерея Георгия Митрофанова. “
https://www.facebook.com/cpmm.ru/posts/2858659730830965

Если это просто личный конфликт Доцента и Профессора – то что мне встревать в него?

Меня волнует спина Ректора, колышущаяся от аплодисментов. Ректор в СПбДА новенький. Может, этот выпад Августина вовсе не “срыв”, а декларация нового курса на торжество церковного сталинизма? Тогда следует ждать возвращения в Академию диакона Василика. И исхода оттуда нормальных ученых.

И паки станет питерская Академия обычным ПТУ для западенцев и африканцев – как в те времена, когда ее ректором был архиепископ Кирилл (Гундяев).

Комментарий Сергей Чапнина:

Центральной фигурой в этом конфликте является не о. Георгий (который пока молчит), и не о. Августин (который наговорил уже достаточно), а новый ректор СПбДА епископ Силуан. Оба священника его преподаватели. Это конфликт внутри «корпорации», которой он руководит и за которую отвечает перед патриархом. Епископ Силуан явно недооценил выплеснувшийся в публичное пространство конфликт. Видимо он считает, что своей епископской властью (где увещанием, а где и угрозой) он может заставить всех замолчать. Тем более, что ему удалось быстро удалить скандальное видео из сети и потребовать от всех участников и свидетелей полного молчания. Если нет комментариев, то нет и проблемы.
Что на самом деле хочет ректор СПбДА епископ Силуан (Никитин)? Здесь возможны три варианта:
Первый вариант. Он искренне хочет примирения сторон и готов приложить к этому максимум усилий. Это значит, что оба – и о. А. Никитин, и о. Г. Митрофанов – останутся преподавателями СПбДА.
Почему это вариант плохой? Он ясно показывает семинаристам, что публичные доносы на собрата-священника стали в РПЦ нормой. За это не наказывают. Более того, если преподаватели являются для семинаристов примером, то пример архимандрита-доносчика – это тоже пример для подражания. Я уверен, что многие семинаристы сделают «правильный» вывод: доносы в Церкви не наказуемы. И потом пойди и докажи, что это не так. Они видели это своими глазами.
Второй вариант. Епископ Силуан хочет воспользоваться ситуацией и удалить из СПбДА прот. Георгия Митрофанова. Однако своими руками он делать это не хочет, понимая, что репутационные риски для него лично будут слишком высоки. И здесь донос архим. Августина приходится как нельзя кстати. Сочинить повод для увольнения о. Георгия будет гораздо проще. И не имеет значения, что он будет шит белыми нитками. Всё свалят на о. Августина, который лишь пешка в большой игре.
Почему это вариант тоже плохой? Во-первых, потому же, почему и первый. Это подтверждение, что доносы в РПЦ не наказуемы и их вполне можно использовать для достижения своих целей. Во-вторых, увольнение о. Георгия – это удар по духовной академии. Сегодня для о. Георгия как заведующего кафедрой церковной истории адекватной замены нет. Ослабить и даже разрушить академию легко, а для того, что сохранить ее сильной, епископу Силуану придется приложить много усилий. Но никто не поверит в добрые намерения Силуана, если он начнет с изгнания из академии самых сильных и авторитетных преподавателей.
Наконец, третий вариант. Подозреваю, что для епископа Силуана он будет самый сложный. Ему необходимо признать, что публичные доносы для пастыря и преподавателя духовной академии категорически недопустимы. Для этого ректор должен совершить соответствующий (мужественный) поступок – уволить архим. Августина и не затягивать с этим. Конечно, лучше сказать прямо, почему. Но если ему это сложно, можно и промолчать. Все поймут.

Читать еще:  Позиция скептицизма связано с сомнением в. Скептицизм скептик скептичный

Какую Церковь мы сегодня выбираем. Протоиерей Георгий Митрофанов — о голосе и даре митрополита Антония Сурожского

Почему митрополит Антоний был обречен остаться невостребованным в период церковного возрождения, о какой церковной жизни он мечтал и что важно помнить сегодня тем, кто стремится к разнообразным объединениям, рассказывает протоиерей Георгий Митрофанов, доктор богословия, заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель храма апостолов Петра и Павла при Академии последипломного педагогического образования.

Протоиерей Георгий Митрофанов

Выступление на презентации третьей книги «Трудов» митрополита Сурожского Антония в Просветительском центре Феодоровского собора Санкт-Петербурга.

— Мы очень боимся пауз в нашем богослужении и в нашей жизни. Пауз, которые в тишине оставляют нас наедине с Богом. Вероятно, от какой-то подсознательной боязни остаться один на один с Богом, услышать именно Его голос, мы постоянно стремимся создавать вокруг себя даже в храме какой-то звуковой фон. Мы как-то с отцом Александром Сорокиным эту тему обозначили для себя во время богослужения, когда непроизвольно во время возникшей паузы в пении хора одновременно второпях стали произносить возглас, решив, что пришло время возгласа и, конечно же, тишины допустить нельзя, а это просто певчие переворачивали листы партитуры. Боязнь безмолвия, в котором, может быть, гораздо слышнее звучит голос Бога. Тот самый голос, который призывал услышать митрополит Антоний.

Церковь, которой я еще не знал

Голос митрополита Антония я впервые услышал почти пятьдесят лет назад в радиоле «Ригонда-Моно» в своей коммунальной квартире на радиостанции «Би-Би-Си» в воскресной религиозной программе. Мне было тогда двенадцать лет, и, собственно, это было по существу первым опытом слушания проповеди как таковой, вскоре переросшим в регулярное слушание каждый воскресный день проповедей именно митрополита Антония, который стал для меня не только первым миссионером, но и первым говорящим, а не лишь «поющим и вопиющим» за богослужением священнослужителем. При этом увидеть его даже на фотографии мне довелось очень нескоро.

Действительно, все мои школьные годы проходили в ощущении того, что я слышу не просто голос Русской Православной Церкви, которая здесь в Советском Союзе вроде бы есть, но какая-то другая. Немногочисленные храмы, в которых служат, но крайне редко и скупо проповедуют священнослужители, явно непохожие ни стилистически, ни риторически, ни богословски на этого митрополита Антония. Священнослужители, с которыми ты не знаешь, как и заговорить-то, тем более будучи школьником, хотя и старшеклассником. Ты их боишься, и они тебя опасаются. И только от воскресенья к воскресенью я открывал для себя и Евангелие, и церковную жизнь. И, конечно, это был опыт уникальный, просто потому, что митрополит Антоний открывал не ту Церковь, которая ценой неимоверных потерь и компромиссов, потерь часто лучших своих представителей и компромиссов отнюдь не лучших своих руководителей смогла выжить в Советском Союзе в храмах Русской Православной Церкви Московского Патриархата, к которому тем не менее принадлежал и митрополит Антоний.

И тем не менее именно митрополит Антоний сыграл немалую роль в формировании у меня идеального образа русской православной церковной жизни, но, конечно же, остававшейся такой только в России дореволюционной или России зарубежной. Вы предчувствуете уже, что я готов несколько критически отозваться на этот опыт? Действительно, могу сказать прямо, митрополит Антоний вел меня ко Христу, но через какую-то совсем другую Церковь, нежели та, которая окружала меня, встреча с которой ожидала меня и в которой я вот уже более тридцати лет служу в качестве священника. Я так и не увидел той Церкви, о которой рассказывал митрополит Антоний, как я не увидел при его жизни и его самого. А теперь уже увидеть ни его невозможно, ни той Церкви, от имени которой он говорил, которой была Сурожская епархия, а на самом деле, полагаю я, всего лишь Сурожская община, которую он создал.

Конечно, это был своеобразный свой среди чужих, чужой среди своих в иерархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата, но могу предположить, что в любой иерархии он был бы в чем-то чужой. Ибо это был действительно уникальный иерарх, сочетавший в себе черты пастыря, миссионера и, что было особенно значимо для меня тогда, не отделявший Церковь от русской, да и мировой культуры в целом. Выразителем этого синтеза Церкви и культуры митрополит Антоний оставался многие годы для меня, школьника, потом студента, потом матроса, потом опять студента, потом младшего научного сотрудника, а потом и семинариста, уже лично знакомого с такими единомысленными митрополиту Антонию священнослужителями, каким был, например, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

Митрополит Антоний перед камерами

Митрополит Антоний сформировал мое видение Церкви, которой я еще не знал. Он исполнил меня, может быть, даже завышенными ожиданиями. Но, самое главное, он не вел меня в ту земную церковь, в которую я пришел, он обращал меня ко Христу. И это было, наверное, самым главным. К чему собственно он и стремился по отношению ко всем, кому он проповедовал. И чему не могло помешать даже то, что он вынужден был выступать со своими проповедями на радио.

Читать еще:  Самая главная христианская добродетель 6 букв. Главные страсти и противоположные им добродетели

Любой яркий проповедник, ну, на пятьдесят процентов теряет свою убедительность, если его читают или слушают на радио. Исчезает самое главное, вот этот, безусловно харизматический элемент — общение глаза в глаза. Совместное литургическое переживание слов проповеди проповедника вместе с теми, кто внимает его словам, кто, если угодно, по ходу слова проповедника корректирует его. Хотя тот колоссальный опыт, который приобрел митрополит Антоний на радио «Би-Би-Си», сделал его, наверное, одним из самых лучших радиопроповедников.

Он говорил с Богом на каждой своей проповеди и говорил одновременно с каждым из тех, кого он даже и представить-то себе не мог.

И говорил он с теми, кто особенно был для него значим и дорог, он говорил с Россией, что собственно и подтолкнуло его войти в клир именно Московской Патриархии, что для той церковно-общественной среды, которая сформировала митрополита Антония, тогда было в высшей степени странным шагом, может быть, даже в чем-то и ошибочным.

Христос — основа жизни христианина

Но я в данном случае не могу не сказать именно об этом историческом аспекте не только церковно-юрисдикционного, но и церковно-экзистенциального выбора митрополита Антония. Он пребывал в юрисдикции той церковной иерархии, которая в духовно-пастырском, богословско-мировоззренческом, культурно-политическом отношениях была во многом чужда ему, которая часто не могла или даже не хотела отзываться на то, что представлялось жизненно важным для митрополита Антония.

Достаточно вспомнить его реакцию на высылку Александра Исаевича Солженицына, за что он поплатился должностью экзарха Западной Европы, за которую, естественно, не держался и которая же столь естественно перешла к одному из самых выдающихся архиереев Московской Патриархии той поры митрополиту Никодиму. Этот в высшей степени символический эпизод уже тогда, в середине 70-х годов, как будто предвозвестил, что жизнь в нашей Церкви, даже если она, а тогда это представлялось просто немыслимым, станет, наконец, свободной от внешнего диктата тоталитарного государства, будет определяться не «антониевцами», а «никодимовцами», сколь бы не отличались внешне от своего учителя и не конкурировали между собой эти «никодимовцы». Впрочем, у митрополита Антония не было, да и не могло быть широкого круга учеников и даже последователей. Слишком громадна и уникальна была его личность и слишком мелка и ординарна оказывалась церковная жизнь, утверждавшаяся в последние годы его жизни как в России, так и в Русском Зарубежье.

Я очень сожалею, что в то самое время, когда я вдохновенно внимал проповедям митрополита Антония на радиостанции «Би-Би-Си», наши спецслужбы методично глушили радио «Свобода» и я не услышал другого проповедника, как-то стилистически мне более созвучного — отца Александра Шмемана. Я услышал его значительно позднее. А ведь оба этих великих проповедника в чем-то очень различны и в чем-то одновременно очень созвучны между собой. И очень, хочу это подчеркнуть, одиноки в той церковной среде, которая окружала их при жизни и продолжает привычно существовать, лишь принимая их к сведению после их смерти. Один в Русской Православной Церкви Московского Патриархата, другой в Американской Православной Церкви.

Мне кажется, один из главных его заветов заключается в том, что мы, часто оказываясь в церкви, стремимся ощутить себя в какой-то новой общности, то ли советских, то ли не советских, то ли русских, то ли незнамо каких людей, и забываем, что главное в церкви — это единение с Богом. Даже если окружающие тебя церковные люди, даже твои сослужители не в состоянии воспринять твоего опыта общения с Богом. И митрополит Антоний и протопресвитер Александр Шмеман шли именно таким путем. И для меня, конечно, важным этапом в переосмыслении проповедей митрополита Антония, которые даже в какой-то момент жизни стали казаться какими-то пресными, стали «Дневники» отца Александра Шмемана. Он вернул меня к митрополиту Антонию.

Я думаю, что митрополит Антоний был обречен оказаться невостребованным в период нашего церковного возрождения. И то, что случилось с его епархией в период нашего церковного возрождения, то, что она перестала существовать, является выразительным свидетельством того обстоятельства, что возрождение, которое началось у нас, было не возрождением той церковной жизни, о которой мечтал и которую созидал митрополит Антоний, а рождением какой-то другой жизни, которая не сочеталась с духовным опытом митрополита Антония. И к этому, наверное, он тоже в каком-то смысле не был готов, но подготавливал нас, тех, кто слушал его, когда он говорил о Христе как основе жизни христианина.

Можно потерять общину, можно потерять епархию, но можно остаться со Христом.

А можно, сохраняя общину, сохраняя епархию и даже Поместную Церковь, остаться без Христа. И это опыт, на самом деле, очень многих священнослужителей.

Какую Церковь мы выбираем

Я начал свой разговор о митрополите Антонии с его дара слова, с его проповедничества, ибо в мою жизнь он вошел именно как проповедник. То есть то, что он был проповедник-богослов, я об этом не говорю, это очевидно. То, что он был проповедник-миссионер, также очевидно, об этом говорилось, и каждый из нас ощущал его в разных его ипостасях, которые были нам нужны в тот или иной момент. Он всегда был актуален. Но я бы хотел завершить свой такой, может быть, несколько сумбурный, для историка слишком эмоциональный монолог одним в достаточной степени, может быть, очевидным и очень актуальным тезисом.

Я тоже, как любой более или менее ответственный священник, пытаюсь проповедовать, да и все мы, христиане, призваны быть в той или иной степени проповедниками. В общем, мы стараемся в меру своих сил продолжать его дело. Именно его, я надеюсь, а не кого-либо другого. Но, к сожалению, получается так, что сейчас от имени нашей Церкви говорят не митрополит Антоний и не отец Александр Шмеман, а совершенно иные, более напоминающие идеологических пропагандистов, чем церковных проповедников, клерикальные агитаторы. И то, что говорят они, открывает нам совершенно другую церковь, нежели та, которую открывал митрополит Антоний. Если бы я слушал в свое время их, а не митрополита Антония, я бы решил, что искать Христа в Русской Православной Церкви бесполезно, Его там просто нет. Как это, наверно, слушая их сейчас, решают для себя многие наши современники.

Поэтому я призываю издателей творческого наследия митрополита Антония в этот судьбоносный момент в истории Русской Православной Церкви, когда вопрос стоит именно о том, какую Церковь мы выбираем, Церковь Христову или церковь русского мира, к тому, чтобы благодаря вашей деятельности мы бы имели и далее возможность пользоваться тем великим наследием, которое оставил нам один из самых лучших в истории русской проповеди проповедников и один из самых пастырски чутких в истории Русской Православной Церкви богословов — митрополит Антоний Сурожский.

Источники:

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/24/kak_otec_georgij_mitrofanov_uvolil_otca_avgustina_nikitina/
http://diak-kuraev.livejournal.com/2661988.html
http://www.pravmir.ru/kakuyu-czerkov-my-segodnya-vybiraem-protoierej-georgij-mitrofanov-o-golose-i-dare-mitropolita-antoniya-surozhskogo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: