Мистицизм примеры. Философские мистические течения

Философская мистика и её положения

Немыслимо говорить о зарождении какой бы то ни было науки, без так называемого тайноведения. Античная культура базировалась на различных мистериях, а Средневековье нельзя представить без гностической эзотерики. Мистика всегда сопровождала все сферы жизни человека. Это давний и разноликий феномен, который вплетен в основу человеческой культуры. В свою очередь, мистическая духовная традиция – ценный пласт культуры.

Известные представители философской мистики

Бонавентура

В средние века на мистических представлениях строилось все представления о жизни человека в целом. К наиболее известным представителям можно отнести святого Бонавентуру (1221-1274гг.). Его называли одним из десяти величайших учителей церкви. Наиболее значимый представитель поздней схоластики. Именно он соединил её со средневековой мистической традицией. Он полагал, что для соединения с Богом необходимо волевое деяние, труд ощущения совести, душевное влечение и чутье. Недостаточно простого напряжения разума, нужно задействовать и иные подсознательные аппараты.

В своём труде “Путеводитель души к Богу” он говорит о том, что мистическое учение состоит из нескольких периодов восхождения человеческой души к божеству. Три ступени ведут к наивысшему удовольствию:

  • Прозрение Бога во внешнем мире.
  • Погружение в собственный внутренний мир.
  • Воспарение к абсолюту.

Дух человека проходит путь от чувственности к духовности и высшему разумению, последовательно следуя на каждом этапе. И вследствие чего преодолевая этот путь, выходит за пределы собственного ограниченного бытия.

Рассматривая более детально этот путь, можно говорить о семи стадиях мистического следования души. В начале пути раскрывают в душе человека красоту, порядок и благо опираясь на чувство и восприятие. После, основываясь на разум и рассудительность, следуя по своему пути, душа получает возможность соприкоснуться с чистым, простым и абсолютным бытием Бога. И только после очищения сознания на этом пути можно созерцать бесконечное, вечно изливающееся в единстве трёх лиц благо.

Помимо учений о Боге и философских трудов, до нашего времени сохранились сочинения Бонавентура литургического содержания: проповеди, псалмы, духовные стихи и гимны.

Иоган Экхарт

Немецкий представитель философской мистики позднего Средневековья в Западной Европе Иоган Экхарт жил ок. 1260-1327 или 1328 гг. Его проповеди и трактаты по своему философскому содержанию и форме далеки от стандартных норм схоластики. Экхарт подвергает острой критике идеи христианского неоплатонизма. Основной предмет его трудов – божество, абсолют, который не имеет обличия и качеств. Он состоит из трёх лиц, располагается за Богом, и являет его качества и творческий исток мирового процесса. По его мнению, человек может познать Бога только потому, что в каждом есть “искорка” единосущная от создателя. Отрекаясь от личного “Я”, при этом соединяясь с Божественным Ничто, человек приобретает силу и становится средством борьбы порождения Богом самого себя.

Такая идея совершенно непозволительна для ортодоксального христианства. Ведь её концепция заключается в толковании в духе пантеизма, когда философские учения синтезировались с религиозными и целиком отождествляли Бога и природу. И. Экхарт дал возможность многовековой традиции немецкой мистики развиваться, и, что немаловажно, с народно-еретическими нотками. В его трудах предвосхищена идеалистическая диалектика единого божественного мирового процесса, в истоках которой находились Шеллинг и Гегель. Также Экхарт сыграл неоспоримую роль в становлении немецкого философского языка.

Основная проблематика философии Средних веков

В период Средневековья происходят изменения в мировосприятии. Античное уступает христианскому. Изменилось и мнение на сущность человека и его предназначение. Считается, что образ европейца создан христианством.

“Христианского происхождения также глубина и сложность западной души. Античность достойна всякого восхищения, но в ее великой творческой мощи и богатой жизни духа сквозит какая-то недоразвитость. Дух и душа человека христианской культуры в сравнении с ее античными собратьями богаче на одно измерение; его способность чувствовать, творчество сердца и энергию страдания – не от природной одаренности, а от общения с Христом”.

Читать еще:  Гадание чихалка input. Правдивая чихалка в среду по времени — расшифровка приметы

Ещё одно мнение было таково: если ты добр, то делаешься лучше язычника, а если зол, то хуже его. В этом выражении показана вся свобода самоопределения касательно добра и зла. Христианство дало возможность человеку выбирать. Взгляды средневековых философов были заняты подобной теодицеей, что означает религиозно-философское учение, целью которого было доказательство существования в мире зла, но при этом оно никак не подрывало представление о том, Бог – абсолютное добро.

Приверженцы этого учения делали попытки проанализировать соотношение разума и воли. Чувствуется, насколько различны подходы сторонников Фомы Аквинского и Августина Блаженного проблематике, которая подразумевает соотношение веры и разума. Фомисты полагались на тезис о том, что “разум превосходит волю”. В свою очередь августианцы проповедовали автономию воли по отношению к разуму. Утверждая, что воля может третировать рекомендации разума и является самостоятельной. Опираясь на свои представления о воли, августианцы утверждали, что воля олицетворяет собой предельную интенсивность духовной жизни и поэтому постижение волевых актов воли представляет собой “опыт самости”, который касается глубинных слоёв человеческой личности.

Мыслители Средневековья утверждали, что существование – это фактическое бытие, а сущность – это то, из чего состоит суть вещи. Также философы много рассуждали о природе общих понятий. Номиналисты полагали, что всеобщие понятия, или по-другому, универсалии, представляют собой субъективные формы мысли, объясняя это тем, что вне мышления они не имеют никакого действительного прообраза. Реалисты, в свою очередь, полагали наоборот.

Н. А. Бердяев писал: “Средневековье можно назвать ночной эпохой всемирной истории. И это совсем не в смысле “мрака Средневековья”, выдуманного просветителями новой истории, а в более глубоком. смысле слова”

Средневековая философия – это период значительного развития европейской культуры, часть мировоззрения и мировосприятия. Это время поиска духовности. Закономерно и то, что именно Средневековье подарило нам понятие высшего блага и стало основой этики. Именно в этот период Августин Блаженный создал свою философию истории божественного государства. А она стала важнейшей опорой для христианской церкви. Его историческая философия оказала решающее воздействие на последующее тысячелетие.

Мистицизм как путь познания в философии и отношение церкви к христианскому мистицизму

Мистицизм присутствует во всех религиях мира, философских учениях. Мышление древнего человека основывалось на обожествлении сил природы и сотрудничестве с ними. По мере накопления знаний, люди стали более рациональными, но неизменным осталась вера в божественное проведение.

Что значит мистицизм?

Значение слова мистицизм происходит от древнегреческого μυστικός – таинственный – особое миропонимание и восприятие, основанное на интуитивных догадках, озарениях и эмоциях. Интуиция играет важную роль в мистическом пути познания мира, его тайной сущности. То, что не подвластно логике и разуму – постижимо для иррационального мышления, базирующегося на чувствах. Мистицизм как учение – тесно связан с философией и религиями.

Мистицизм в философии

Мистицизм в философии это течение, возникшее с XIX в. в Европе. О. Шпенглер (немецкий историософ) выделил 2 причины, по которым люди заинтересовались внецерковными способами познания себя и Бога:

  • кризис европейской культуры, исчерпавшей себя;
  • стремительный рост межкультурного взаимодействия Запада и Востока, восточное мировоззрение пришлось по вкусу жаждущим «нового видения» европейцам.

Философский мистицизм – как совокупность традиционного христианства и восточных духовных традиций направлен на движение человека к божественному и единение с Абсолютом (Космическим сознанием, Брахманом, Шивой), изучает общезначимые для всех людей смыслы: бытия, правильной жизни, счастья. В России философский мистицизм развился в XX в. Самые известные направления:

  1. Теософия – Е.А. Блаватская.
  2. Живая Этика – А.К. Е и.А. Рерихи.
  3. Русский мистицизм (на основе дзен-буддизма) – Г.И. Гурджиев.
  4. Историософское учение (христианские и ведические идеи) – Д.Л. Андреев.
  5. Мистическая философия Соловьева (явление философу гностической Души мира – Софии).
Читать еще:  К чему снится цветущее дерево девушке. Сонник: цветущее дерево

Юнг и психология мистицизма

Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр, один из самых противоречивых и интересных психоаналитиков своего времени, ученик З. Фрейда, основоположник аналитической психологии – открыл миру понятие «коллективное бессознательное». Его считают скорее мистиком, чем психологом. Увлечение мистицизмом у К. Юнга началось с юных лет и сопровождало всю дальнейшую жизнь. Примечательно, что предки психиатра, по его словам – обладали сверхъестественными способностями: слышали и видели духов.

Юнг отличался от других психологов тем, что доверял своему бессознательному и сам являлся его исследователем. Психиатр пытался найти связи между мистическим и действительным, чтобы объяснить таинственные явления психики – все это он считал реально познаваемым. Приближение к непостижимому, Богу через мистическое переживание (слияние) – с точки зрения К. Юнга помогало человеку, страдающему неврозом, обрести целостность и способствовало исцелению психотравмы.

Мистицизм в Буддизме

Мистицизм в буддизме проявляется как особое мировоззрение. Все – начиная от вещей в этом мире, до людей и даже Богов – пребывает в Божественной Основе, и вне ее не может существовать. Человек, для слияния с Абсолютом, на первых порах, через духовные практики – стремиться пережить мистический опыт, озарение и осознать свое «Я» неразрывным с Божественным. Со слов буддистов – это является своего рода «спасательной шлюпкой», чтобы «переплыть на другой берег, преодолев течение и раствориться в пустоте». Процесс взаимодействия базируется на 3 условиях:

  1. преодоление чувственного восприятия: (очищение слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания);
  2. преодоление барьеров физического существования (Будда отрицал существование тела);
  3. достижение Божественного уровня.

Мистицизм в Христианстве

Православный мистицизм тесно связан с личностью Христа и огромное значение придает трактовке библейских текстов. Большая роль отводится религиозным общинам, без которых человеку трудно приблизиться к Богу. Соединение с Христом – всего цель человеческого бытия. Христиане-мистики для постижения любви Бога стремились к преображению («обожению»), для этого, каждый истинный христианин должен пройти несколько этапов:

  • очищение («умерщвление» плоти) – посты, воздержания, молитвы в определенное время, милосердие к страждущим;
  • просветление – постижение Священного Писания и истины скрытой в природных проявлениях;
  • единение (контемпляция) – познание сердцем божественной любви: «Бог – это любовь, кто любит, тот пребывает в Боге, и Бог в нем».

Отношение церкви к христианскому мистицизму всегда было неоднозначным, особенно во времена Святой инквизиции. Человек, переживший божественный мистический опыт, мог прослыть еретиком, если его духовные переживания отличались от общепринятой церковной доктрины. По этой причине, люди затаивали свои откровения, и это останавливало христианский мистицизм в дальнейшем развитии.

Мистицизм как путь познания

Мистика и мистицизм – понятия, к которым обращается человек, столкнувшийся с необъяснимым, запредельным и кто решил начать познавать этот мир нерациональным путем, опираясь на свои чувства и интуицию. Путь мистика заключается в выборе духовной традиции, и в воспитании мистического мышления:

  • глубокая вера в традицию, систему, высшее существо;
  • взаимосвязь внутреннего с внешним, с явлениями, другими людьми;
  • доверие себе: глубокий личный опыт важнее написанного в книгах;
  • присутствие «здесь и сейчас»;
  • подвергать все сомнению;
  • духовные практики и медитации, дыхательные техники – инструменты на мистическом пути познания.

Мистицизм и оккультизм

Мистицизм и магия тесно связанные понятия, если мистик решил посвятить себя оккультным наукам. Мистицизм – это больше созерцание и принятие, а оккультизм – практическая деятельность, использующая магические техники влияния на мир. Оккультные науки покрыты завесой тайны и предполагают некое тайное посвящение в культ в закрытых сообществах. Самые таинственные организации, вызывающие интерес:

  • «Орден розы и креста» (розенкрейцеры) – основан в 1600 г.;
  • «Золотая Заря» – магический орден XIXв.;
  • Масонские великие ложи. Масоны или «вольные каменщики» обращаются к Богу как к «Великому Архитектору Вселенной».
Читать еще:  Василиса происхождение. Имя Василиса – когда именины? Имя Василиса на английском языке

Современный мистицизм

Мистицизм и наука имеют общую точку соприкосновения – интуицию, но если ученый может подтвердить свои «озарения» в объективном видимом выражении, то мистик ссылается на свой субъективный опыт, который нельзя увидеть или потрогать. В этом противоречие между наукой и мистикой. Современный мистицизм опирается на идеологические концепции, что и несколько веков назад, но становится популяризированным товаром коммерческим, ориентируясь на потребности людей. Не выходя из дома, человек может «пройти посвящение», «привлечь вторую половинку», «богатство».

Мистицизм, Мистика

Мистицизм, Мистика

(греч mystikos — таинственный) — религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу к-рого составляет вера в сверхъестественные силы. Зародился в глубокой древности, позднее выступает как непременный существенный элемент тайных обрядов (мистерий) религиозных об-в Древн. Востока и Запада. Гл. в этих обрядах — общение человека с богом или к.-л. др. таинственным существом. Подобное общение достигается якобы через озарение, экстаз, откровение. Элементы М. свойственны мн. философско-религиозным учениям древности (конфуцианство, брахманизм, орфики, пифагорейцы, Платон и неоплатоники и т. д.). Средневековая мистическая философия (неоднородная по своей социальной значимости) связана с именами Бернара Клервоского (1091— 1153), Экхарта (1260—1327), И. Та-улера (1300—61) и др.. а также с суфизмом. Позже выступили мистики Бёме, Сведенборг. М. в той или иной степени присущ почти всем идеалистическим философиям нового и новейшего времени (особенно неотомизму, персонализму и нек-рым формам экзистенциализма). В России религиозно-мистическую философию развивали славянофилы, Соловьев и его последователи (Бердяев, Трубецкой и др.). Философы-мистики высшей формой познания считают некую мистическую интуицию, “духовный опыт”, в к-ром исчезает разделение на субъект и объект и открывается реальность бога — духовной первоосновы мира. М. проповедуют, как правило, идеологи реакционных классов, хотя в нек-рых случаях прогрессивные идеи или революционная оппозиция и социальный протест (напр., в суфизме, у Экхарта, Мюнцера и др.) выражаются в религиозно-мистической форме.

Мистицизм, Мистика

(от греч. mystikos – таинственный, закрытый) – религиозно-философская концепция, допускающая возможность непосредственного знания каким-либо человеком познаваемых им оригиналов (трансцендентных сущностей или феноменов) путем прямого пребывания в них его души. Понятие мистического постижения бытия противоположно по смыслу понятию освоения мира через образы (копии) – эйдосы, идеи, идеалы, сенсорные восприятия, понятия, а также через знаки, символы или модели. В более узком смысле под М. понимают опыт непосредственного общения с Богом, переживание в экстазе подлинной встречи человека с абсолютом, религиозную практику “единения” с Полнотой Бытия. Своими корнями М. уходит в древние религии и сегодня по-разному проявляется в религиозных системах и теологических доктринах. В пантеистических религиях (даосизм, буддизм и др.) М. трактуется как слияние человека с безличным трансцендентным абсолютом по воле Абсолюта. В системах теизма (иудаизм христианство, ислам) М. раскрывается как диалогическое “общение” верующего с личностным Богом, причем это “общение” обусловлено не только волеизъявлением Бога, но также свободой воли верующего. Определяя М. как непосредственное, а потому молчаливое и трудно выразимое знание, теология М. описывает абсолют апофатически, “отрицательно”, допуская лишь утверждение о существовании Бога. Практика М. основана на разнообразных системах психотехники, психофизических упражнений и медитации (йога, гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах или символах, на повторениях сочетаний слов и т. п.).

Развитию М. способствовали индуизм (веданта), даосизм, пифагореизм, платонизм, а в современной внеконфессиональной сфере – теософия и антропософия. Сильны были мистические мотивы в раннем христианстве, гностицизме, манихействе, суфизме, каббале, исихазме. Иногда М. был формой протеста против церковной и социальной иерархии. Не следует путать М. с необычными явлениями (призраками, левитацией и т. д.), а также с любыми невнятными видениями и бормотаниями во время транса. Мистическое состояние достаточно редко, достигнуть его может не каждый верующий.

Источники:

http://zaochnik.com/spravochnik/filosofija/istorija-filosofii/mistika-filosofii/
http://womanadvice.ru/misticizm-kak-put-poznaniya-v-filosofii-i-otnoshenie-cerkvi-k-hristianskomu-misticizmu
http://www.philosophydic.ru/misticizm-mistika

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: