Михаил денисенко. Филарет (Денисенко)”Патриарх Киевский и всея Руси-Украины”

Михаил денисенко. Филарет (Денисенко)”Патриарх Киевский и всея Руси-Украины”

Автор: Слесарев А.В. | Рубрика: «Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат»

“Патриарх Киевский и всея Руси-Украины” Филарет (Михаил Антонович Денисенко) родился 23 января 1929 г. в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области. Окончив среднюю школу, в 1946 г. поступил в Одесскую Духовную Семинарию и был принят сразу на третий курс. Окончив Семинарию с отличием, Михаил Антонович поступил в Московскую Духовную Академию. Во время обучения на втором курсе Академии, 1 января 1950 г., принял монашеский постриг с наречением имени Филарет. В 1950 г. был рукоположен во иеродиакона, а в 1951 г. во иеромонаха.

В 1952 г. иеромонах Филарет (Денисенко) окончил Академию с ученой степенью кандидата богословия, после чего был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской Духовной Семинарии и благочинным Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1953 г. назначен преподавателем Московской Духовной Академии. Решением Ученого Совета Московской Духовной Академии, принятом в 1953/1954 учебном году, иеромонаху Филарету было присвоено звание доцента. В том же 1953 г. он был назначен старшим помощником инспектора Московских Духовных Академии и Семинарии.

В 1956 г. иеромонах Филарет (Денисенко) был назначен ректором Саратовской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена. В 1957 г. он был переведен на должность инспектора Киевской Духовной Семинарии, а в 1958 г. был назначен ректором этого духовного учебного заведения с возведением в сан архимандрита. В 1960 г. был назначен управляющим делами Украинского Экзархата и настоятелем киевского Свято-Владимирского кафедрального собора. С июня 1961 г. по январь 1962 г. о. Филарет являлся настоятелем подворья Русской Православной Церкви при Александрийском Патриархате в г. Александрии.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 12 января 1962 г., архимандрит Филарет (Денисенко) был избран епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии. Архиерейская хиротония состоялась 4 февраля 1962 г.

С июня по октябрь 1962 г. епископ Филарет (Денисенко) исполнял обязанности Экзарха Средней Европы, после чего был назначен епископом Венским и Австрийским. 12 декабря 1964 г. он был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и ректором Московских Духовных Академии и Семинарии. 14 мая 1966 г. епископ Филарет был возведен в сан архиепископа и назначен Патриаршим Экзархом Украины, архиепископом Киевским и Галицким, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 25 февраля 1968 г. он был возведен в сан митрополита, а в 1971 г. наделен правом ношения двух панагий.

В 1970-1980-х гг. митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) принимал активное участие не только во внутрицерковных делах, но и во внешней деятельности Русской Православной Церкви. Он регулярно принимал участие в различных международных миротворческих, межхристианских, экуменических и иных форумах.

В 1970 г. митрополит Филарет (Денисенко) был избран почетным членом Московской Духовной Академии, а в 1973 г. почетным членом Ленинградской Духовной Академии. В 1979 г. он был удостоен степени почетного доктора богословия (honoris causa) Будапештской реформаторской духовной академии, а в 1980 г. степени доктора богословия (honoris causa) Пряшевского богословского факультета.

В мае 1990 г., после смерти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова), митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) был избран Местоблюстителем Московского Патриаршего Престола и 7-8 июня 1990 г. выступал в роли председателя Поместного Собора Русской Православной Церкви. На этом же Поместном Соборе был избран в качестве одного из трех кандидатов на патриаршество, но не набрал необходимого для избрания количества голосов.

Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего 25-27 октября 1990 г. Украинская Православная Церковь (УПЦ) получила права самостоятельного и независимого управления, а митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) был наделен титулами “Блаженнейшего” и “Предстоятеля Украинской Православной Церкви”. Кроме того, он стал именоваться “митрополитом Киевским и всея Украины”.

После того, как в 1991 г. Украина обрела статус суверенного государства, митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) взял курс на провозглашение автокефалии Украинской Православной Церкви. Под его непосредственным руководством состоялся Всеукраинский Поместный Собор УПЦ, проходивший 1-3 ноября 1991 г. и принявший решение о необходимости дарования Украинской Церкви автокефального статуса. Однако на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 1-2 апреля 1992 г. данное пожелание было признано несвоевременным. Многие иерархи, в том числе и украинские, высказались против дарования автокефалии Украинской Православной Церкви. Более того, митрополит Филарет клятвенно обещал Собору оставить пост Предстоятеля УПЦ и возглавить одну из украинских епархий.

Вернувшись в Украину, он развернул активную деятельность по отторжению Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата, чем породил крупнейшее церковное разделение на постсоветском пространстве. 11 июня 1992 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в отношении митрополита Филарета (Денисенко) постановил:

“за жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е),

внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора Правило З-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е)

клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е),

публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е),

совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е),

учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е):

1. Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире.

2. Считать все рукоположения в сан диакона; пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая с, г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с, г., незаконными и недействительными. (. )

4. Решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о извержении митрополита Филарета (Денисенко) (. ) из сущего сана и о лишении (. ) всех степеней священства довести до сведения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей”.

Не признав решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, бывший митрополит Филарет продолжил свою раскольническую деятельность. 25 июня 1992 г. он инициировал проведение т.н. “Всеукраинского Церковного Собора”, на котором состоялось объединение последовавших за Филаретом (Денисенко) церковных приходов Украинской Православной Церкви с уже действовавшей в пределах Украины неканоничной “Украинской Автокефальной Православной Церковью”. Итогом этого объединения стало возникновение новой неканонической религиозной организации, получившей наименование “Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат” (УПЦ КП).

22 октября 1995 г. Филарет (Денисенко) был избран Предстоятелем УПЦ КП и наделен титулом “патриарха Киевского и всея Руси-Украины”.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший 18-23 февраля 1997 г., принял в отношении “патриарха Киевского” Филарета следующее постановление:

“Освященный Архиерейский Собор вынужден ныне со скорбью констатировать, что монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в братской Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей; преступно пренебрегая обоснованным прещением со стороны законной церковной власти – лишением сана, он продолжал совершать святотатственные “богослужения”, в том числе и кощунственные лже-хиротонии; не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя “патриархом Киевским и всея Руси-Украины”, в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита; монах Филарет не прекратил возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом общении с Русской Православной Церковью и через нее со всей вселенской Православной Церковью, продолжая наносить своими преступными деяниями урон Православию на Украине. Ввиду вышесказанного Освященный Архиерейский Собор на основании 28 Апостольского правила, гласящего: “Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви”,- а также правил Сардикийского Собора 14-го, Антиохийского Собора 4-го, святого Василия Великого 88-го, единогласно определяет:

Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом”.

Материалы по теме:

Читать еще:  Основные черты и направления философии возрождения. Характерные черты философии эпохи возрождения

Дата публикации: 06.11.2009 | Просмотров: 33048

Осень лжепатриарха: 90-летний самозванец Филарет (Денисенко) активизировал антицерковную деятельность

Лжепатриарх Филарет не просто считает себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины», но захватил созданную Константинопольским патриархом укроавтокефалистскую секту «СЦУ»

Лжепатриарх Филарет не просто считает себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины», но захватил созданную Константинопольским патриархом укроавтокефалистскую секту «СЦУ»

В связи с проведением Объединительного собора и избранием предстоятелем Украинской православной церкви митрополита Епифания благословляется за богослужением поминать: “Святейшего Филарета, патриарха Киевского и всея Руси-Украины”; “Блаженнейшего Епифания, митрополита Киевского и всея Украины” и правящего архиерея.

Накануне своего 90-летия лжепатриарх Филарет (Денисенко) дал понять, что ни на какой «покой» он не удалился, а озвученное месяцем ранее объявление его «почётно действующим духовным наставником» — лишь тактический ход. Именно это следует из растиражированного накануне «розпорядження» престарелого персонажа, давно анафематствованного в Русской Православной Церкви, но по-прежнему регулярно рядящегося в белый куколь Московских (!) Патриархов и совершающего актёрские действия, напоминающие патриаршие богослужения.

Да, в декабре прошлого года, в преддверии предоставления объединённым псевдоправославным укронационалистическим сектам «томоса об автокефалии», турецкоподданному патриарху Варфоломею и всему Фанару нужно было показать, что грамота выдаётся не тотально дискредитировавшему себя раскольнику и анафеме (пусть даже и «реабилитированном» решением «Константинопольского» первоиерарха), а новой структуре с новым лидером. Именно поэтому после долгих споров и согласований накануне раскольничьего «Объединительного собора» лжепатриарх Филарет сделал вид, что распустил свою секту «Киевский патриархат» и даже отказался участвовать в выборах нового «предстоятеля».

Более того, тогда, 15 декабря 2018 года, наступив на горло собственной песне, Денисенко явился на лжесобор не в столь полюбившемся ему белом куколе, а в простой скуфье (по которой было невозможно определить, кто это: лжеархиепископ, лжемитрополит или «целый» лжепатриарх). Но что стояло за этим? Как быстро денисенковские амбиции вновь раскрылись? И, наконец, чем в итоге на сегодняшний день стала структура, поименованная в пресловутом укротомосе неблагозвучной аббревиатурой «СЦУ»? Предлагаю разобраться.

«Он вышел от нас, но не был нашим»

Телеканал «Царьград» в своих программах, сюжетах и статьях уже неоднократно обращался к личности многолетнего лидера секты «Киевской патриархат», когда-то едва не ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Тогда, в 1990-м, будущий раскольник и анафема, а на тот момент митрополит Киевский и Галицкий Филарет не только ни разу не продемонстрировал свой «украинским патриотизм», но, напротив, активно выступал за единство Церкви и обличал униатов и укроавтокефалистов. В надежде, что после кончины приснопамятного Патриарха Пимена именно он возглавит Русскую Православную Церковь.

Денисенковские надежды рухнули, как только советское руководство и спецслужбы отказалось директивно поддерживать митрополита Филарета. Надежд на честные выборы у него не было ни малейших. В Русской Церкви прекрасно знали, что Киевский митрополит отличается не только скверным нравом и наполеоновскими замашками, но и нарушением монашеских обетов (слухи о том, что Денисенко тайно женат, ходили давно, но «мусор» не выносили из «избы»). Позднее, в июне 1992-го, когда раскольническая деятельность бывшего митрополита уже активно развернулась, в соборном постановлении о лишении его сана Денисенко припомнили и это (хотя и не прямым текстом):

«Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире, за жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора правило 3-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е)».

Именно между июнем 1990 года, когда митрополит Филарет стал лишь третьим в ходе тайного голосования на выборах Патриарха Московского и всея Руси, и июнем 1992-го, когда этот персонаж стал бывшим клириком, произошло немало политических и церковно-политических событий. Главным из которых стала «крупнейшая геополитическая катастрофа XX века» — крушение единой державы, одним из осколков которой стала Юго-Западная Русь, именуемая «Украиной». И именно это позволило уязвлённому в своих патриарших амбициях Денисенко сделать первый шаг к разрушению Русской Церкви, провозгласив (вместе с первым президентом Украины, бывшим членом ЦК КПСС Леонидом Кравчуком) лозунг: «Самостийной державе — самостийную церкву».

Делегация украинских раскольников во главе с Денисенко у Константинопольского патриарха Варфоломея в 1992 году. Фото: www.globallookpress.com

Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.

Эти слова Священного Писания Нового Завета — Первого Соборного послания святого апостола Иоанна Богослова — наилучшим образом отражают ситуацию с бывшим митрополитом Филаретом. Это было не превращение Павла в Савла, не деградация некогда достойного архипастыря, но полное раскрытие нового иуды. Когда-то Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) сделал невольную ошибку, открыв 20-летнему Денисенко путь к церковной карьере. В чём заключался Божий Промысл, можно только догадываться, но факт остаётся фактом: один из бывших лидеров православно-монархического Союза Русского Народа приложил руку к появлению одного из самых главных русофобов конца XX — начала XXI столетий.

Девяносто лет духовного одиночества

Биография Денисенко между 1950-ми и 1990-ми годами не примечательна ничем, кроме уже упомянутых сведений о его порочной для монаха жизни. Обычный советский митрополит, каковых было много. Верный коммунистическим властям и спецслужбам, он горячо поддерживал любые властные инициативы, включая закрытие храмов. Так, символ Киева, ныне переданную Константинопольскому патриархату, а до того на протяжении более четверти принадлежавшую раскольникам Андреевскую церковь, в 1960-х закрывал тогда ещё молодой митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко). По словам свидетелей, он жёстко оборвал попытки протестов со стороны верующих.

Денисенко в молодости. Фото: www.globallookpress.com

Словом, психологический портрет налицо. Охочий до власти и славы карьерист, но вместе с тем неплохой актёр. Говорят, когда-то умел плакать за богослужениями. Позднее зачерствел, но не утратил лжехристианской харизмы, которой столь «не хватало» белого куколя. Наверняка Денисенко прекрасно осознавал, впервые публично надевая его в 1995 году, что к киевским иерархам этот головной убор никогда никакого отношения не имел. Но уж больно хотелось покрасоваться.

Читать еще:  Философский пароход 1922. Философский пароход в цифрах

Тем паче что его предшественники, в течение 1992-1995 годов стремительно ушедшие с украинской церковно-политической арены лжепатриархи Мстислав (Скрипиник) и Владимир (Романюк), подобные куколи уже примеряли. Причём последний вкупе с титулом «Патриарх Киевский и всея Руси-Украины» (сам термин «Русь-Украина» ещё в начале XX века активно использовался основателями украинской националистической историографии, в частности революционным историком Михайлой Грушевским).

Вообще, события первой половины 1990-х, когда вчерашний митрополит Московского Патриархата согласился на время подчиниться 94-летнему лжепатриарху секты УАПЦ Мстиславу (в молодости — петлюровский адъютант, в первые годы Второй мировой войны — активный пособник гитлеровцев), тоже показательны. Украинские националисты поначалу активно не принимали бывшего «красного митрополита» (да ещё и уроженца Донбасса), но после того как сначала умер 95-летний лжепатриарх Мстислав (скорее всего, «своей смертью»), а спустя два года при загадочных обстоятельствах (есть версия, что не без участия преемника) ушёл из жизни лжепатриарх Владимир, дорога к лжепатриаршеству для Денисенко оказалась открытой.

С самого начала своего правления сектой «Киевский патриархат» Денисенко прославился скандалами: беспорядки в Киеве при попытке похоронить лжепатриарха Владимира на территории Святой Софии Киевской, попытка захвата Киево-Печерской лавры боевиками запрещённой в России неонацистской организации УНА-УНСО, установление общения с болгарскими и черногорскими раскольниками. И постоянная, методичная борьба против канонической Украинской Православной Церкви, сопряжённая с выстраиванием собственной псевдоцерковной структуры на основе активного сотрудничества с националистами всех мастей, а также «западными партнёрами» (многократные вояжи Денисенко за океан широко известны).

«СЦУ» = «Киевский патриархат» = «Украинская православная церковь»?

В итоге именно на структуру «Киевского патриархата» Запад поставил как на основной таран против канонического Православия на Украине. Хотя ещё в сентябре 2018 года ведущий эксперт в украинском церковном вопросе, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории Владислав Петрушко в интервью Телеканалу «Царьград» сомневался, что Константинопольский патриархат легализует эту секту, продолжая надеяться на остатки здравого смысла и канонического сознания Фанара:

Исключить возможности предоставления автокефалии филаретовцам сегодня, к сожалению, уже нельзя. Но это не просто наихудший сценарий, но и самый “скользкий” для самого патриарха Варфоломея. Это позволит выдвигать против него встречные обвинения на твёрдом каноническом основании, согласно которому тот, кто вступил в общение с раскольниками, сам становится раскольником.

Однако всё пошло по наихудшему варианту развития событий, и хотя Фанар формально устранил от руководства новосозданной секты «СЦУ» лжепатриарха Филарета, последний активизировался спустя считанные дни после подписания укротомоса. Формально избранный её «предстоятелем» лжемитрополит Епифаний (Думенко) как был, так и остаётся денисенковским ставленником и пешкой. Юридически «Киевский патриархат» не ликвидирован, а «СЦУ» даже не имеет полноценного интернет-сайта.

При этом, объединив при помощи турецкоподданного патриарха Варфоломея укронационалистические секты, а также придав им видимости легализации в виде всё того же укротомоса, Денисенко не планирует далее подчиняться Фанару. Более того, он настаивает на том, чтобы националистические власти Украины активнее действовали в деле передачи «СЦУ» святынь канонической Украинской Православной Церкви (включая знаменитые Киево-Печерскую и Почаевскую лавры). Причём претендуя не только на православные храмы и монастыри, но и на имя истинной Церкви (при том, что в укротомосе его секта именуется исключительно как «СЦУ», а украинские СМИ и даже представители власти чаще употребляют аббревиатуру «ПЦУ»). Так, буквально сегодня, 21 января 2019 года, лжепатриарх Филарет заявил:

Сейчас распространяют неверное название “ПЦУ” — Православная церковь Украины. Правильно — Украинская православная церковь. Мы же не говорим “Православная церковь России” или “Православная церковь Болгарии”. Это необходимо исправить.

Лжепатриарх Филарет. Фото: Zuma/ТАСС

Сложно сказать, осознаёт ли гражданин Украины по фамилии Денисенко, что уже совсем скоро предстанет не перед международным трибуналом, но перед Высшим судом. Верует ли вообще в то, что загробная жизнь существует. Куда очевиднее, что в своей деятельности он уподобляется циничным светским политикам, пытаясь предоставить собственной политической силе — секте «Киевский патриархат» — максимум власти, максимум ресурсов и максимально возможное устранение «конкурентов».

Очевидно, лжемитрополит Епифаний — «не боец», а потому всю чёрную работу за него сейчас делает сам Денисенко. «Внучек, подвинься!» — вот как выглядит сейчас управление новосозданной сектой. И «внучек» послушно отходит на второй план. А кавалер советских орденов Дружбы народов и Трудового Красного Знамени, подобно бульдозеру, сметает всё на пути своей псевдоправославной «коза ностры». Однако сколько бы лошадиных сил ни было под капотом этого «бульдозера», всё-таки не стоит забывать об элементарной христианской истине, прекрасно изложенной в поэтических строках Михаила Лермонтова:

Но есть и Божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Но очень хотелось бы, чтобы суд над теми, кто принёс столько горя многострадальной Юго-Западной Руси и её Церкви, свершился и на нашей грешной Земле. Хотя даже ради того, чтобы лжепатриарх Филарет дожил до этого суда, язык не поворачивается провозгласить в преддверии его 90-летия «многая лета». А только пожелать вразумления и покаяния. Ведь надежда умирает последней.

Филарет (Денисенко)

Бывший епископ Русской православной церкви, с 1966 по 1990 год — митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины, затем — предстоятель Украинской православной церкви (Московского патриархата). В мае — июне 1990 года был местоблюстителем Патриаршего престола Русской православной церкви. Являлся одним из кандидатов на Патриарший престол в ходе избрания Патриарха на Поместном соборе в июне 1990 года. В 1991 году стал сторонником предоставления Украинской православной церкви автокефалии. В 1992 году с частью клира и мирян покинул Русскую православную церковь, образовав Украинскую православную церковь Киевского патриархата, не признанную ни одной из Поместных православных церквей [2] . С 20 октября 1995 года является её предстоятелем.

Лишён сана в 1992 году, отлучён от церкви (анафематствован) Русской православной церковью в 1997 году [3] . 11 октября 2018 года Синод Константинопольского патриархата, рассмотрев его прошение об апелляции, восстановил его в церковном общении.

Содержание

Биография

Родился в 1929 году в селе Благодатном Амвросиевского района Донецкой области в семье шахтёра Антона Денисенко и его жены Мелании. Дед погиб во время голода на Украине, а отец — в годы Второй мировой войны. Смерть отца оказала большое влияние на мировоззрение Михаила и его выбор стать священником.

В 1946 году по окончании средней школы поступил в третий класс Одесской духовной семинарии (до достижения требуемых по советскому законодательству полных 18 лет — в первые послевоенные годы эта норма не слишком строго соблюдалась на территориях, освобождённых от немецкой оккупации [4] ).

В 1948 году по окончании семинарии поступил в Московскую духовную академию.

1 января 1950 года на втором курсе академии был пострижен в монашество с именем Филарет и назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой лавре.

15 января 1950 года патриархом Алексием I был рукоположён в иеродиакона. В 1952 году, в день Пятидесятницы, рукоположён во иеромонаха. В том же году по окончании академии со степенью кандидата богословия был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии; исполнял также обязанности благочинного Троице-Сергиевой лавры.

Читать еще:  Что значит если приснилось то что. К чему снится ночью Себя видеть

В марте 1954 года получил звание доцента и назначен старшим помощником инспектора.

В августе 1956 года был возведён в сан игумена и определён инспектором Саратовской духовной семинарии.

12 июля 1958 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Киевской духовной семинарии. Пробыл ректором до закрытия семинарии в 1960 году. Как вспоминал протоиерей Павел Адельгейм, которого архимандрит Филарет выгнал из семинарии, Филарет произнёс воспитательную речь о любви к советской власти: «я сын шахтера, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться? Под чьим небом вы живёте? Чей хлеб едите? По чьей земле ходите? Вы неблагодарные, вас советская власть учит…» и т. д. [5] .

С 1960 года был управляющим делами Украинского экзархата. С мая 1961 по январь 1962 года — настоятель подворья РПЦ при Александрийском патриархате в Александрии (Египет).

4 февраля 1962 года был хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии, и назначен управляющим Рижской епархией. Чин хиротонии совершали митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков), архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) и епископы: Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский), Тамбовский и Мичуринский Михаил (Чуб), Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов), Дмитровский Киприан (Зёрнов), Костромской и Галичский Никодим (Руснак).

16 июня 1962 года был освобождён от обязанностей викария Ленинградской епархии и назначен викарием Среднеевропейского экзархата с временным управлением Среднеевропейским экзархатом.

10 октября 1962 года был освобождён от временного управления Среднеевропейским экзархатом и 16 ноября того же года назначен епископом Венским и Австрийским.

22 февраля 1965 года был назначен председателем комиссии по подготовке материалов для Богословской энциклопедии.

С 14 мая 1966 года — архиепископ Киевский и Галицкий, экзарх Украины и постоянный член Священного синода.

25 февраля 1968 года возведён в сан митрополита.

20 марта 1969 года включён в состав комиссии Священного синода по вопросам христианского единства, а с 16 декабря того же года — председатель филиала отдела внешних церковных сношений Московского патриархата в Киеве.

25 июня 1970 года назначен членом комиссии Священного синода для подготовки Поместного собора Русской православной церкви.

3 марта 1976 года избран в состав комиссии Священного синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

21—28 ноября 1976 года — глава делегации Русской православной церкви на первом Предсоборном всеправославном совещании в Женеве.

16 ноября 1979 года назначен председателем комиссии Священного синода по вопросам христианского единства.

17—23 мая 1980 года по приглашению митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея находился в Чехословакии, где 20 мая Прешовским богословским факультетом ему присвоено звание доктора богословия «honoris causa».

3 мая 1990 года умер предстоятель РПЦ патриарх Пимен; в тот же день состоялось заседание Священного синода РПЦ, на котором Местоблюстителем Патриаршего престола был избран митрополит Киевский и Галицкий Филарет.

В мае 1990 года на встрече с духовенством Тернопольской епархии Филарет порицал участников автокефального раскола, говоря, что раскольники действуют по прямой указке националистических организаций, обосновавшихся за границей [6] .

6 июня в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский собор, избравший троих кандидатов на Патриарший престол: митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Имея давние и тесные связи с руководством СССР и КГБ, Филарет рассчитывал, что именно он возглавит Русскую православную церковь [7] . По словам митрополита Никодима, «он пошёл накануне выборов к Лукьянову А. И. и говорит, что есть договорённость с ЦК, что именно он будет Патриархом. На что Лукьянов ответил: „Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет“». В результате тайного голосования 7 июня членами Поместного собора Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за митрополита Владимира — 107.

9 июля 1990 года епископатом Украинской православной церкви он был единогласно избран её предстоятелем. Одновременно украинский епископат подал прошение об автономии Православной церкви на Украине. Архиерейский собор РПЦ 25—27 октября 1990 года преобразовал Украинский экзархат в Украинскую православную церковь и даровал ей независимость и самостоятельность в управлении. Предстоятель Украинской православной церкви получал титул «Митрополит Киевский и всея Украины»; в пределах этой Церкви ему усваивался титул «Блаженнейший». В текст Патриаршей грамоты от 27 октября 1990 года включено благословение Филарету быть предстоятелем Украинской православной церкви [8] . 22—23 ноября 1990 года в Киеве состоялся Поместный собор Украинской православной церкви, на котором была принята новая редакция Устава об управлении Украинской православной церковью.

После провозглашения 24 августа 1991 года Верховным Советом Украинской ССР независимости Украины секретарь ЦК Коммунистической партии Украины Леонид Кравчук стал первым её президентом. Как и Кравчук, митрополит Филарет резко поменял убеждения на противоположные и начал действовать под девизом «в независимом государстве — независимую церковь» [9] [10] .

Архиерейский собор УПЦ 1 ноября 1991 года единогласно принял решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской православной церкви и обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ за утверждением этого решения. Позже, на Архиерейском соборе РПЦ в Москве 2 апреля 1992 года почти все украинские архиереи отозвали свои подписи, объяснив своё голосование угрозами и давлением со стороны Филарета. На Соборе были зачитаны также обращения и телеграммы от духовенства и мирян Украины с просьбами остановить насильственно насаждаемую автокефалию УПЦ. Заслушав все доводы сторонников и противников автокефалии, Собор перенёс рассмотрение вопроса на Поместный собор РПЦ [11] .

Будучи обвинённым в том, что он ведёт аморальный образ жизни и не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине, Филарет дал архипастырское слово подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признаёт обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость и что он будет возглавлять Украинскую православную церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию» [12] . Священный синод РПЦ дважды призывал Филарета исполнить данные перед Крестом и Евангелием обещания, но Филарет все обращения игнорировал, заручившись поддержкой некоторых радикально настроенных украинских депутатов и общественных деятелей националистического направления. После безуспешных призывов к Филарету Священный синод РПЦ поручил старейшему по хиротонии архиерею Украины митрополиту Харьковскому Никодиму (Руснаку) созвать Архиерейский собор Украинской церкви для решения вопроса дальнейшего служения митрополита Филарета. Филарет был приглашён на Собор, но приглашение проигнорировал, пытаясь оказывать давление на членов Собора посредством националистически настроенных политиков украинского парламента.

27 мая 1992 года Архиерейский собор Украинской православной церкви, собравшийся в Харькове в составе 18 архиереев под председательством митрополита Харьковского Никодима (Руснака), «выразил недоверие митрополиту Филарету (Денисенко) и уволил его с Киевской кафедры запретил ему священнослужение впредь до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви» [13] .

Источники:

http://anti-raskol.ru/pages/203
http://tsargrad.tv/articles/osen-lzhepatriarha-90-letnij-samozvanec-filaret-denisenko-aktiviziroval-anticerkovnuju-dejatelnost_179883
http://wiki2.red/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82_(%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE)

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: