Между двух стульев. О разрыве между церковью и обществом

О преодолении разрыва между Церковью и миром культуры

1.«Как преодолеть разрыв между Церковью и интеллигенцией, между Церковью и светским обществом, между Церковью и миром культуры?», задался этим вопросом Митрополит Волоколамский Илларион. О преодолении разрыва между Церковью и интеллигенцией, между Церковью и светским обществом мы писали в предыдущей статье. А как преодолеть разрыв между Церковью и миром культуры? Прежде всего надо осознать, что Церковь в её мистической и сакрально-мифологической части выражает «сокровенное сердце» человека и представляет жизненное начало человека в его духовной сфере (см. об этом мою книгу «Сокровенный сердца человек». С.-Пб., 2013 г.). Культура выражает сущность человека в триединстве личности, сущности и жизненности человека. Другими словами они принадлежат к разным началам человека. А это значит у них разные цели, идеалы, устремления, смыслы и т.д. И говорить, что культура произошла от культа, по меньшей мере, не корректно, а строго говоря, неверно. И потому и христианский культ в Церкви, и мир культуры должны отказаться от своей исключительности. Церковь должна признать самостоятельность культуры и принять культурный путь к Богу как вообще возможный. Остановимся на этом чуть подробнее.

2. Как я писал ранее раскрытие жизненного начала проходит в три этапа. При этом мистический домен, являя душу жизненного начала, призван раскрыть «сокровенное» сердце человека Богу. Достигается это через веру. В «окно» веры проникает Божья благодать, которая укрепляет и одухотворяет мистические чувства человека. Этим достигается определенная чистота сердца. Это та чистота, о которой Господь наш Иисус Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

Следующий этап раскрытия «сокровенного» сердца человек осуществляет через сакрально-мифологическую жизнь в Церкви. Главной движущей силой (субстанцией) на этом пути является надежда. Жизнь в Церкви делает наше «сокровенное» сердце благодарным Богу. И теперь мы можем в полноте исполнять слова ап. Павла: «Всегда благодарите, ибо это есть воля Божия во Христе Иисусе о вас» (1 Фес.5:18).

Любящее сердце обретается нами через добрые дела в хозяйственно-вещественном домене. «Смотрите, чтобы кто кому не воздал злом за зло, но всегда стремитесь к добру друг для друга и для всех» (1 Фес.5:15). Когда христиане перестанут делать добрые дела людям, то они потеряют свою силу в мире и будут выброшены на свалку истории. Об этом предупредил нас Господь. «Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделать её соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Мф.5:14-16).

Отсюда и три главных добродетели жизненного начала, вера, надежда, любовь, которые являют нам «сокровенное сердце» человека, не менее важное, чем сердце физическое. И как сердце физическое омывает кровью весь плотский состав человека, так вера, надежда и любовь делают подобное для духовного человека (Б.Г.Дверницкий. «Сокровенный сердца человек». С.-Пб., 2013 г.с.188-189).

3. В сущностном начале мы призваны к совершенству или к богоподобию. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный». Это достигается в разумном домене через мысль в философии, в художественном домене через воображение в словесности (литературе) и в эстетическом домене в искусстве.

Религия есть соединение человека с Богом. При этом есть разные пути человека к Творцу. Всеми признаваемый и наиболее массовый это путь сугубо церковный. Назовем его сакрально-мифологическим. Он предусматривает систематическое участие в богослужениях и таинствах Церкви, а также ежедневную личную молитву. В принципе какой-то минимум этого обязателен для всех путей к Богу. Но чтобы стать «солью» общества христианин должен совершать добрые дела ради Христа. Для людей богатых это должно быть главным в жизни. Для людей, одаренных талантами в сущностном начале человека главный путь к Богу — это путь служения Красоте, Истине и Подлинности. Для этого они должны видеть мир глазами Творца, как написал об этом петербургский поэт Н.Астафьев:

Разнообразье форм. Изящество скульптуры.

Далекие миры, тончайшие структуры.

Везде рука Творца, невидимого нами

Доверившего нам взглянуть Его глазами.

Писатель должен увидеть в человеке образ Второго Адама или лик человека. Философ должен научиться понимать мир и человека Разумом Бога. Художник передавать Красоту Рая (Дыхание Рая на земле) или незримое большинством присутствие божественного в природе. Это и есть культурный путь к Богу. Что я этим хочу сказать. У людей культуры есть своя ответственность перед Богом и людьми, свое понимание роли искусства в мире и в Церкви. И если художник создал картину, она должна быть в музее. Если он написал икону для Церкви, она должна быть в храме. Перед ней должны молиться верующие, а не созерцать её красоту.

4. Волею исторических судеб многое принадлежащее Церкви оказалось у Государства, в частности в музеях. Препятствуя возвращению этих ценностей Церкви, деятели культуры любого ранга становятся хранителями награбленного и, следовательно, соучастниками кражи и за это понесут наказание от Бога, сейчас или спустя какое-то время, но понесут.

Читать еще:  Гадание ленорман 4. Гадание на картах ленорман

Итак, Церковь должна признать самостоятельность культуры и особого пути людей культуры к Богу. Деятели культуры признать права Церкви на все созданные в ней ценности. Они должны принадлежать Церкви и только Церкви. Работники культуры должны осознать себя хранителями награбленного, а не собственниками церковного наследия. С понимания этого всеми и начнется преодоление разрыва между Церковью и миром культуры. И другого пути нет.

5. А что значит признать самостоятельность культуры и особый путь людей культуры к Богу? Поясню это на примере философии, душе культуры.

В каждом человеке существует потребность познания, желание понять окружающий мир, человека, Бога, наконец, самого себя. Те, кто одарен Творцом в этом качестве души, являют собой прирожденных философов, можно сказать, что они рождаются философами. При моем триедином подходе к человеку нужно говорить о трех путях философии. В сущностном начале познание опирается на мышление человека. Отсюда возникли наука, философия, богословие, определяемые общим словом, как положительные. При этом катафатическое богословие стало главным путем познания в католичестве и западной философии и науке. В целом это знание о мире, человеке, Боге. Знание же Бога, человека, мира опирается на веру. Бог здесь предстает не как Абсолют, а как Премудрость, как Величайшая Тайна, но тоже и человек и мир, но естественно тайны поменьше. Через молитву Бог открывается людям, но не в Своей Сущности, а в Исхождениях, Энергиях, Действиях. Фаворский свет одно из таких Исхождений. Это так называемое апофатическое богословие. Продуктом этого богословия являются догматы Церкви. (см. об этом подробнее у В.Н.Лоского. Мистическое (догматическое) богословие Восточной Церкви). Третий путь познания как такового это персонализм. У нас он представлен В.И.Несмеловым, Н.О.Лосским, Н.Бердяевым. Персонализм это путь познания себя как личности, осознание своей неповторимости. Базовой основой при этом является народный дух, то есть без осознания самобытности своей Нации мы не можем осознать и своей личной неповторимости. Но это особый разговор, он несколько вне темы, остановимся на этом позже.

Апофатический путь познания главный путь познания для Православия. Катафатическое познание следует при этом относить к миру культуры, естественно христианской культуры. Из сказанного следует, что оба пути к Богу и человеку равноценны, и мы должны преодолеть «крен» как в одну сторону, так и в другую. Западный «крен» подчинить апофатическое познание катафатическому, восточный, наоборот.

В заключение коснусь вопроса о взаимоотношении между богословием и философией, все еще смущающего многих христиан, да и не только их. Как не может быть благочестия без чести, так не может быть богопознания без самопознания. Не может быть катафатического богословия (теологии) без философии и догматического (мистического) богословия без монашества, без людей всецело преданных молитве. («Кто правильно молится, тот и богослов»). Это двуединство богословия и философии чрезвычайно важно для них. Разрыв введет к их оскудению и деградации. Богословие впадает в «монофизитство», философия в «арианство». Вот почему необходимо изучать философию как таковую в духовных учебных заведениях, как и не менее важно философам осознавать свою неразрывную связь с богословием.

Приложение

«Право же, настало время покончить раз и навсегда с этим не умным, кощунственным толкованием искусства как религии и театра как храма. Нелепость этой жалкой эстетики может быть легко доказана следующим доводом: нельзя себе представить верующего, занявшего по отношению к богослужению положение критика. Получилось бы contradiction in adjecto; верующий перестал бы быть верующим.

Положение зрителя прямо противоположно. Оно не обусловлено ни верой, ни слепым повиновением. Во время спектакля восхищаются или отвергают. Для этого, прежде всего надо судить. Можно что-либо принять только тогда, когда составишь себе, хотя бы бессознательно, какое-то мнение. Критическое чутье играет при этом главную роль. Смешивать эти две категории понятий — значит обнаружить полное отсутствие здравого смысла и хорошего вкуса. Но можно ли удивляться подобному смешению понятий в нашу эпоху, когда существует суетность, которая, принижая духовные ценности и опошляя человеческую мысль, неминуемо ведет нас к полному огрубению? Теперь, кажется, начинают понимать, какое чудище рождается на свет, и не без досады приходят к выводу, что человек не может прожить без культа. И вот стараются подновить кое-какие культы, вытащенные из старого революционного арсенала. И этим думают соперничать с церковью!».

Игорь Стравинский. «Хроника моей жизни».

РПЦ не исключила разрыва церковной общности с Константинополем

Русская православная церковь прекращает молитвенное поминовение патриарха Константинопольского Варфоломея и участие в структурах под председательством Константинопольского патриархата. Такое решение принял синод РПЦ, сообщает «РИА Новости».

В случае продолжения «антиканонический деятельности Константинополя» на территории Украинской православной церкви (УПЦ) Московский патриархат будет вынужден «полностью разорвать евхаристическое (совместное причастие) общение с Константинопольским», объявил после синода глава синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. По его словам, вся полнота ответственности за трагические последствия этого разделения ляжет «лично на патриарха Константинопольского Варфоломея и поддерживающих его архиереев».

Читать еще:  Новый год гороскоп по знакам зодиака.

РПЦ предлагает собрать всеправославный собор по ситуации с возможным предоставлением автокефалии «раскольническому «Киевскому патриархату» со стороны Константинополя.

«Евхаристическое общение между церквами не прерывается. Это решение пока что не лишает возможности клириков Константинопольского патриархата и Русской православной церкви совершать совместные богослужения», – пояснил пресс-секретарь патриарха Кирилла Александр Волков.

Что означает это решение

Решение синода не означает полного разрыва между Константинопольской церковью и РПЦ, объяснил «Ведомостям» политолог Алексей Макаркин: полный разрыв отношений предполагает еще и запрет прихожанам одной церкви причащаться в храмах другой. «Насколько я понимаю, речь идет о том, что РПЦ исходит из того, что Константинополь окончательно встал на путь предоставления автокефалии Украинской православной церкви. Уже договориться о чем-то методами церковной дипломатии, наверное, не удастся», — говорит эксперт. «Это очень жесткое решение в ответ на направление на Украину двух экзархов Константинопольского патриархата», — отметил Макаркин. Экзархи — это представители константинопольского патриарха, которые прибыли на Украину и должны заняться конструированием новой поместной церкви, объяснил собеседник «Ведомостей». «При этом, как сегодня выяснилось, один экзарх направлен к Киевскому патриархату, другой — к небольшой Украинской автокефальной церкви, а вот Украинская православная церковь Московского патриархата оказалась за пределами этого процесса. Она этих экзархов не признает и общаться с ними не собирается, следует из заявления митрополита Онуфрия», — отметил политолог.

Запрет на причащение, и, соответственно, полный разрыв отношений, очевидно, оставлен на крайний случай — он будет объявлен после того, как Константинополь провозгласит автокефалию УПЦ, считает Макаркин. «Сейчас же приняты практически все меры, сопутствующие полному разрыву, но без самого разрыва», — объясняет он.

Как РПЦ потеряла Украину

При этом запрет на упоминание патриарха Константинопольского – это прекращение многовековой традиции: в России патриарха упоминали при богослужениях с конца ХVI в., отмечает Макаркин. Между церквями был кратковременный конфликт в 1996 г. из-за конкуренции юрисдикций в Эстонии, когда РПЦ также объявляла о разрыве общения, но тогда сторонам удалось быстро договориться, напоминает эксперт. «Сейчас же значение всех этих решений значительно выше: речь идет не о небольшой православной общине Эстонии, а об огромной, многомиллионной православной общине Украины. Кроме того, несмотря на то что церковные люди неохотно сопрягают свои решения с текущими политическими вопросами, но тогда, в 1996 г., в мире к России все же относились иначе. Сейчас же вся эта история происходит на куда более сложном фоне большого конфликта России с Западом», — поясняет Макаркин. Вероятнее всего, дальнейшие события будут развиваться по сценарию эскалации, считает собеседник «Ведомостей»: Константинополю после сегодняшних решений синода РПЦ будет уже трудно уступить — патриарх Варфоломей может «потерять лицо»; по той же причине невозможно уступать и Московскому патриарху. «Такая ситуация может привести к дальнейшей эскалации и к тому, что Константинополь может ускорить предоставление автокефалии», — прогнозирует эксперт. Еще больше отношения между патриархатами осложнятся в случае привлечения в эту автокефалию тех, кто сейчас находится в юрисдикции Московского патриархата, добавляет Макаркин: «Если автокефалия будет предоставлена, тогда это будет полный разрыв молитвенно-канонического

общения, причем без надежды на восстановление в такой же короткий срок, как в 1996 г. То есть это (будет) длительное противостояние в православном мире, где Московский патриархат будет пытаться собрать возле себя более консервативные православные группы, а Константинополь будет ориентироваться на более либеральные. Они уже запустили пробный шар, разрешив священникам жениться во второй раз, – для Московского патриархата это почти революция».

Конфликт между двумя патриархатами может затронуть и обычных граждан на бытовом уровне: например, возможны отказы представителей одной церкви в отпевании умерших, крещенных в другой, говорит Макаркин. «Для людей, которые как-то идентифицируют себя с православием, но не являются практикующими верующими, это может стать проблемой: если будет разрыв общения, вопрос, насколько крещения в будущей автокефалии будут признаваться», — отмечает эксперт.

Как все началось

В пятницу, 14 сентября, в Даниловском монастыре в Москве прошло внеочередное заседание священного синода РПЦ. Вопрос о решении Константинопольского патриархата отправить своих представителей, экзархов, в Киев — единственный на повестке дня. Митрополит Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) Онуфрий должен был присутствовать на заседании, однако не смог по состоянию здоровья. Он подтвердил по видеосвязи, что два представителя Константинопольского патриархата прибыли на Украину.

7 сентября патриарх Константинопольский Варфоломей назначил в Киев своих экзархов — представителей. Решение, как сообщал патриархат, принято «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Украинской православной церкви».

Священный синод РПЦ выразил протест и «глубокое возмущение» решением Константинопольского патриархата. Он подчеркнул, что оно «является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной поместной церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой поместной церкви». «Данные действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской Церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового Православия», — подчеркнул синод.

Читать еще:  Сознание кратко. Проблема сознания в философии

Председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда допускал, что из-за предоставления автокефалии украинской церкви РПЦ может разорвать отношения с Константинопольской церковью.

27 августа Associated Press сообщало, что хакеры Fancy Bear, которых связывают с российской спецслужбой ГРУ, пытались украсть электронную переписку митрополитов Константинопольской православной церкви. Все эти митрополиты близки к патриарху Варфоломею и «вовлечены в проблему» возможного отделения украинской церкви.

Белое безмозглое. Для тех, кто еще не читал произведение Евгения Клюева «Между двух стульев».

Белое Безмозглое пожало плечами:

— Можно подумать, что называют обязательно почему-то! Обычно называют нипочему — просто так, от нечего делать.

— Белое Безмозглое. — с ужасом повторил Петропавел.

— Да, это имя собственное. То есть мое собственное. Но не подумайте, что у меня нет мозгов: у меня мозгов полон рот! А имя. что ж, имя — только имя: от него не требуется каким-то образом представлять своего носителя. Асимметричный дуализм языкового знака.

— Что-о-о? — Петропавел во все глаза уставился на Белое Безмозглое. Оно зевнуло.

— Фердинанд де Соссюр.

Это заявление сразило Петропавла намертво. Он подождал объяснений, но не дождался. Белое Безмозглое тупо глядело на него, все еще не имея никакого выражения лица.

— Что это значит? — пришлось наконец спросить Петропавлу.

— А зачем Вам знать? — опять зевнуло Белое Безмозглое. — Ведь имена узнают, чтобы употреблять их. Вы же не собираетесь употреблять это имя? Стало быть, и знать его незачем. Язык. — зевнув в очередной раз. Белое Безмозглое внезапно уснуло.

Петропавел выждал приличное время и наконец тихонько дотронулся до сети:

— Простите, Вы хотели что-то сказать?

— По поводу чего? — поинтересовалось Белое Безмозглое.

— По поводу. кажется, по поводу языка.

— А-а, язык. Язык страшно несовершенен! Как это говорят. — тут Белое Безмозглое опять погрузилось в сон.

— Как это говорят? — подтолкнул его Петропавел.

— Да по-разному говорят. Говорят, например, так: «Парадокс общения в том и состоит, что можно высказаться на языке и тем не менее быть понятым». Это очень смешно, — без тени улыбки закончило Белое Безмозглое, засыпая.

«Вот наказание! — с досадой подумал Петропавел. — Оно засыпает каждую минуту!» Размышляя о том, как бы разбудить Белое Безмозглое на более долгий срок, он заметил некоторую несообразность в ее (или его) облике: казалось, что сеть была просто скатана в какое-то подобие тюка и что при этом в тюке ничего не было. Лицо Белого Безмозглого производило такое же странное впечатление: лица, собственно, не имелось, а все, что имелось в качестве лица, было нарисовано — непонятно только, на чем. Петропавлу сделалось жутковато — и он довольно грубо толкнул Белое Безмозглое. Оно очнулось.

— Я что-то начало объяснять. Видите ли, я засыпаю исключительно тогда, когда приходится что-нибудь кому-нибудь объяснять или, наоборот, выслушивать чьи-нибудь объяснения. Мне сразу становится страшно скучно. По-моему, это самое бессмысленное занятие на свете — объяснять. Не говоря уже о том, чтобы выслушивать объяснения.

— А вот я, — заявил Петропавел, — благодарен каждому, кто готов объяснить мне хоть что-то — все равно что.

Белое Безмозглое с сожалением поглядело на него: это было первое из уловимых выражение лица.

— Бедный! — сказало оно. — Наверное, Вы ничего-ничего не знаете, а стремитесь к тому, чтобы знать все. Я встречалось с такими — всегда хотелось надавать им каких-нибудь детских книжек. или по морде. Мокрой сетью. Книжек у меня при себе нет, а вот. Хотите по морде? Правда, сеть уже высохла — так что вряд ли будет убедительно.

— Зачем это — по морде? — решил сначала все-таки спросить Петропавел.

— Самый лучший способ объяснения. Интересно, что потом уже человек все понимает сам. И никогда больше не требует объяснений — ни по какому поводу. И не думает, будто словами можно что-нибудь ^ объяснить. У Вас были учителя? — неожиданно спросило Белое Безмозглое.

— Конечно, — смешался Петропавел. — Были и. и есть. Как у всех.

— Да-да. — рассеянно подхватило Белое Безмозглое. — Терпеть не могу учителей. Они всегда прикидываются, будто что-то объясняют, а на самом деле ничегошеньки не объясняют.

— Ну, не скажите! — вступился Петропавел за всех учителей сразу.

— А вот скажу! — воскликнуло Белое Безмозглое. — Я еще и не такое скажу. — Даже переживая какую-нибудь эмоцию, оно оставалось почти неподвижным. — Для меня достаточно того, что при объяснении они пользуются словами: одно это гарантирует им полный провал.

— Чем же, по-Вашему, надо пользоваться при объяснении?

Белое Безмозглое не задумываясь ответило:

— Мокрой сетью. Исключительно эффективно. А слова. — Белое Безмозглое подозрительно зевнуло, — все суета и асимметричный дуализм языкового знака.

Евгений Клюев «Между двух стульев». Советую прочитать полностью, уписаетесь от смеха! 🙂

Источники:

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/iyun/o_preodolenii_razryva_mezhdu_cerkovyu_i_mirom_kultury/
http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/09/14/780905-rpts-ukraine
http://pikabu.ru/story/beloe_bezmozgloe_dlya_tekh_kto_eshche_ne_chital_proizvedenie_evgeniya_klyueva_mezhdu_dvukh_stulev_836021

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector