Маленькие праздники православные в сентябре. Начало индикта – церковное новолетие

Начало церковного года. Новолетие

Христианский новый год 2019 (7528 от сотворения мира)

«Начало инди́кту, си́речь новому лету». 14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному церковному календарю — 7528 год от сотворения мира. Этот день по церковной традиции называется началом инди́кта или новолетием. Пожалуй, новолетие является самым незаметным православным праздником. Готовые праздновать гражданский Новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мирскими, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год. А ведь даже традиция начинать учебный год 1 сентября также происходит от древних церковных обычаев!

Индикт нового лета. Икона XVI–XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На I Вселенском соборе в Никее в 325 году были установлены основные правила церковного календаря — расчет Пасхалии (даты Пасхи и подвижных праздников) и начало года 1 сентября. Святые отцы постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы: в сентябре 323 года император Константин одержал победу над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт 313 года, продолжал преследовать христиан на Востоке империи.

Что такое инди́кт?

Инди́ктом (от indico — объявляю, назначаю) в Римской империи назывался порядковый номер года. Первоначально так обозначался финансовый год, период сбора налогов. Считается, что счет 15-летними циклами появился в Римской империи; с такой периодичностью пересматривались налоговые списки.

Церковный календарь и богослужебный круг

14 сентября (1 сентября по старому стилю), в день новолетия, начинается годовой круг церковных праздников. Всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и постов. Три круга богослужения — суточный, недельный и годовой — составляют суть церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.

Начало инди́кта. Старообрядческая икона, конец XIX в.

Кроме Господских и Богородичных праздников, каждый день года совершается молитвенная память кого-либо из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных. Их жизнь является для нас примером служения Богу и выполнения Его заповедей.

Из богослужебной книги знаменного пения. Новолетие

Поскольку церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября по новому стилю). Поэтому первый большой праздник церковного года — Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний — Успение Богородицы(15/28 августа), переход из временной жизни в вечную. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой.

Традиции празднования новолетия на Руси

После Крещения в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление — от сотворения мира. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта. Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия — началом года официально стало 1 сентября. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника все шли в храм, где совершалась Божественная Литургия. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Вот как описывает его Джованни Компани, итальянский путешественник XVI века:

На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета!» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рожества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. С тех пор 1 сентября отмечается только церковный праздник, который сохранил старинное название «начало инди́кта». Поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось с церковного нового года — с 1 сентября. Гражданский Новый год отмечается теперь 1 января, а учебный год, как и в старину, начинается в сентябре.

Еще полезное чтение:
Библиотека Русской веры
Поучение на начало индикта. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Народные традиции и суеверия

Служба «новому лету» соединяется с молитвенной памятью святых, приходящихся на этот день: Симеона Столпника и 40 мучениц, пострадавших вместе со своим учителем, диаконом Аммоном, в г. Андрианополе при императоре Ликинии.

Читать еще:  Снится человек парень обернулся превратился в птицей. Cонник превращение, к чему снится превращение во сне видеть

Преподобный Симеон Столпник с житием в 22 клеймах. Углич, 2-я половина XVII века

С почитанием 14 сентября (1 сентября по старому стилю) памяти преподобного отца Симеона Столпника на Руси были связаны бытовые традиции. На языке народа этот день носит название «Семена-летопроводца» или просто «Семина дня». Название «летопроводца» присвоено дню преподобного отца Симеона потому, что около этого времени наступает конец лета, о чем можно заключить и по народным земледельческим поговоркам: «Семин день — севалка с плеч», или «Семин день — семена долой» (т. е. конец посеву), «В Семин день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони» (намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем). Время с Семина дня по 8-ое сентября называлось «бабьим летом» — это начало женских и девичьих сельских работ, так как с этого дня женщины начинают «засиживать» вечера. «Семин день» являлся срочным днем для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обыкновенно начинались и прекращались все условия и договоры, заключаемые крестьянами между собой и с торговыми людьми.

Как отмечают новолетие старообрядцы

Как видим, в разные времена началом нового года считалось то 1 марта, то 1 сентября, а теперь 1 января. Но церковный календарь не меняется, и православные люди каждый год отмечают новолетие 1 сентября. Происходит это незаметно для стороннего наблюдателя — ни петард, ни фейерверков, ни пышных застолий. Но верующий человек, с детства привыкший любое дело начинать с молитвой, понимает: в первую очередь надо не столы накрывать, а испросить Божие благословение, чтобы наступающий год стал «летом благоприятным». Вот как говорится об этом в тропаре празднику новолетия:

В сеz2 тва1ри содётелю, и14же времена2 и3 лёта свое1ю o31бластiю положи1выи, блгослови2 вэне1цъ лёту блгости твоеz2 гдcи, сохранz1z в8ми1рэ градъ и3 лю1ди твоеz2, млтвами бцdы, по вели1цэй твое1й ми1лости.

Русский текст:

Всея твари Содетелю, иже времена и лета Своей областию положивыи, благослови венец лету благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град и люди Твоя, молитвами Богородицы, по велицей Твоей милости.

Перевод:

Господи, сотворивший весь мир, определивший течение времени, благослови завершение года благого Твоего, сохраняя сей город и людей в мире, по молитвам Богородицы и Твоей великой милости.

Кондак, глас 3.

В вышних живыи Христе Царю, всем видимым и невидимым, Творче и Зиждителю, иже дние и нощи, времена и лета сотворивыи, благослови ныне венец лету, соблюди и сохрани в мире страну нашу, и град и люди Твоя Многомилостиве.

Евангелие, читаемое за службой, рассказывает о начале проповеди Исуса Христа. Господь вошел в синагогу г. Назарета и прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2):

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное.

Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк. 4: 16–21).

Проповедь Христа в синагоге Назаретской; Балканы. Косово. Монастырь Высокие Дечаны; XIV в.

По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 18 сентября. К сожалению, в настоящее время праздник церковного новолетия проходит незамеченным даже для большинства старообрядцев и далеко не в каждом приходе совершается в этот день служба. Не секрет, что многие старообрядцы торжественно встречают гражданский новый год, установленный Петром I — в дни строгого поста перед Рожеством! Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему, восстановится многовековая традиция отмечать новолетие 14 сентября и в каждом храме совершать службу, чтобы все могли услышать, какими словами Церковь молится в этот день:

подаждь земли Твоей благоплодие… венец лету благослови, сохраняя в мире православных множества.

Стихера Новому лету из старообрядческой певческой книги Трезвоны

Пожелаем и мы всем читателям нашего сайта встретить новолетие в храме.

Начало индикта — церковное новолетие. Православный календарь на 14 сентября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

14 сентября (1 сентября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Суббота 13-й седмицы по Пятидесятнице (тринадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется Начало индикта — церковное новолетие, а также совершается память десяти известных нам поимённо святых и нескольких святынь. Далее коротко расскажем о них.

Начало индикта — церковное новолетие. В православной церковной традиции новолетие празднуется не зимой, в январе, а осенью. Именно 1 сентября (14-го — по «новому стилю») начинается новый богослужебный год («индикт»). Также важно отметить, что традиционно в Православии летоисчисление начинается, в отличие от католиков, не «от Рождества Христова», а «от Сотворения мира» или «от Адама». Многие богословы разъясняют, что библейские годы не должны совпадать с астрономическими, однако в православной традиции мы именно сегодня празднуем Новый 7528 год.

Читать еще:  Если снится сон с четверга на пятницу. Сны с четверга на пятницу — вещие? Сбываются ли они? Когда сбудется ночное видение

Преподобный Симеон Столпник и его мать Марфа. Христианские святые VI века от Рождества Христова. Преподобный Симеон был основоположником очень строгой формы аскезы — столпничества. Около 37 лет он провёл в молитве в добровольном заточении на «столпе» — открытой площадке на каменной колонне, — за что сподобился от Господа дара прижизненных чудотворений. Святой Симеон исцелял душевные и телесные болезни, а также предвидел будущее.

В годы столпничества преподобный Симеон очень строго соблюдал свой подвиг. И даже когда его благочестивая мать, святая Марфа, на старости лет прибыла проститься с сыном, он отказался оставить своё отшельническое заточение. И только после её смерти простился с матерью, и тогда, согласно Житию, её лицо просияло. Преподобный Симеон Столпник отошёл ко Господу в Сирии в 459 году от Рождества Христова. Каждому православному христианину настоятельно рекомендуем ознакомиться с подробным Житием этого великого проповедника, аскета и чудотворца, приведшего ко Христу многих людей.

Преподобный Симеон Столпник. Фото: www.pravoslavie.ru

Праотец Иисус Навин. Ветхозаветный святой XVII-XVI столетий до Рождества Христова, Святой Иисус Навин, который после смерти пророка Моисея стал вождём Израильского народа. Именно он завоевал Обетованную землю, введя в неё ветхозаветный еврейский народ. Через Иисуса Навина, которому являлся Архистратиг Михаил, Господь даровал многие великие чудеса: евреи перешли реку Иордан «яко по суху», осаждённые израильтянами стены Иерихона пали сами после того, как вокруг города в течение семи дней обносили величайшую ветхозаветную святыню — Ковчег Завета. Наконец в ходе одного из сражений Иисус Навин, по воле Божией, смог остановить движение солнца, продлив день до победы. Скончался праотец Иисус Навин 110-летним старцем после 25-летнего управления Израилем. Все эти события изложены в Книге Иисуса Навина, входящей в состав библейского Ветхого Завета.

Священномученик Аифал Персидский, диакон. Святой страдалец за Христа и Его Церковь, побитый камнями по приказанию персидского царя Сапора II в 380 году от Рождества Христова.

Священномученик Аифал Персидский, диакон. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученицы 40 дев постниц и их учитель, священномученик Аммун Ираклийский, диакон. Святые, принявшие мученические венцы за твёрдое исповедание христианства и отказ поклониться идолам при императоре-язычнике Ликинии в начале IV века в городе Адрианополе Македонском. Согласно житийным сведениям, все эти страдальцы были подвергнуты страшным мучениям, а затем «святой Аммун и с ним 8 дев были обезглавлены, 10 дев были сожжены, 6 из них скончались после того, как им вложено было в уста раскалённое железо, 6 дев были заколоты ножом, остальные убиты мечами».

Мученицы 40 дев постниц и их учитель, священномученик Аммун Ираклийский, диакон. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученики Каллиста Никомидийская и родные её братья Евод и Ермоген. Никомидийские христиане, погибшие за исповедание своей веры во Христа. За отказ принести жертву идолам всех троих усекли мечом в 309 году от Рождества Христова.

Преподобномученица Татиана (Грибкова) и мученица Наталия Козлова. Две святых страдалицы, монахиня и мирянка, принявшие мученический венец в годы советских богоборческих гонений в период так называемого «Большого террора» в 1937 году. Обе были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения её иконы) (864). Черниговской-Гефсиманской (1869), Александрийской, Августовской (1914) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) икон Божией Матери. Празднования в честь ряда чудотворных образов Пресвятой Богородицы, явленных в разные годы. Подробнее об одном из них, Черниговской-Гефсиманской иконе Божией Матери, вы можете узнать из нашего материала «Русская Гефсимания», опубликованного на страницах Царьграда.

Поздравляем всех православных христиан с днём этих святынь и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

14 СЕНТЯБРЯ — ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ

14 сентября во всех православных церковных календарях эта дата отмечена как начало индикта — Церковное Новолетие. Вновь и вновь призывает нас Святая Церковь вступить в годичный круг священных воспоминаний, где во всей глубине и полноте хранятся Священное Писание и Священное Предание.

Читать еще:  Что означает родинка на левом бедре. Значение подошвенных отметин

Начинается новый богослужебный круг главных, двунадесятых церковных праздников праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который отмечается на седьмой день после Церковного Новолетия, 21 сентября. Начинается церковный богослужебный год. Именно Пресвятая Богородица явилась той Дверью, которою Бог вошел в нашу жизнь. Праздником Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа завершился годичный круг богослужений.

Новолетие является самым незаметным православным праздником, который в церковном календаре именуется началом индикта. Мы, к сожалению, плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год и почему он так назван.

Некоторые могут удивиться — почему в Православной Церкви новый год наступает 1 сентября, в начале осени? Ведь, на первый взгляд, логичнее было бы началом нового года считать первый день весны, а не осени. Но это только на первый взгляд, от которого ускользают первопричины бытия этого мира.

А логика здесь та же самая, что лежит и в основании исчисления начала церковного богослужебного дня не с утра, как принято в мирском, гражданском исчислении, а с вечера предыдущего дня. Поэтому в православных храмах церковные праздники начинаются не с утреннего богослужения, а с Всенощного бдения, которое совершается накануне вечером.

Священное Писание, повествующее о творении мира, свидетельствует нам: «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет — днем, а тьму — ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:2-5). Поэтому и служители Божии еще с древнейших ветхозаветных времен определили началом богослужебного дня именно вечер, а не утро. Во почему и церковный новый год начинается именно с вечера круговорота времен года, а не с утра: то есть с наступлением осени, а не весны. В таком определении начала, как земного дня, так и года, лежит глубокая мысль о сотворенности этого мира и первичном небытии его.

Месяц сентябрь — важнейший и по течению природы, священнейший и в устройстве ветхозаветной Церкви. В первый день седьмого месяца, когда праздновали в Ветхом Завете новое лето, Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исайи ( Ис. 61, 1 — 2) о наступлении лета благоприятного. В чтении Господнем ( Лк. 4, 16 — 22) византийцы видели Его указание на празднование дня нового года. Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник» (PG. 117, Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября (по старому стилю) за Литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

Само название месяца сентября происходит от латинского слова «septem», что в переводе значит — «семь», таким образом месяц сентябрь именуется седьмым. Слово «индикт» также латинского происхождения и означает — «объявление». В данном случае — объявление начала нового богослужебного года.

Сам праздник церковного новолетия был установлен святыми отцами 1 Вселенского Собора в Никее в 325 году, в память об официальном прекращении равноапостольным царем Константином Великим трехвекового гонения на христианскую Церковь, последовавшем в 312 году. Такое решение первого Римского императора-христианина последовало после его чудесной победы над тираном Рима — Максенцием, войска и злоба которого значительно превосходили силы войска Константина. Это произошло 1 сентября 312 года. Поэтому святые отцы I Вселенского Собора установили праздновать Новолетие как начало христианской свободы, и при этом не забывая библейскую ветхозаветную традицию. С того времени круг года в Римской империи начался с сентября. Это летоисчисление было господствующим во всей почти Европе до половины XV века. Вместе с христианской верой Церковь Греческая передала свое летоисчисление Русской, которая до сих пор сохраняет это летоисчисление.

Со времени крещения Руси и в нашем Отечестве новый год отмечался 1 сентября вплоть до времени царствования Петра I, который в 1700 году перенес начало гражданского года на 1 января. Церковь не спешит за переменчивым духом этого мира, а, сообразуясь с библейской традицией, продолжает считать началом Индикта, то есть церковного Новолетия — первый день седьмого месяца от сотворения мира, то есть 1 сентября по старому стилю.

С началом каждого нового богослужебного года Церковь снова свидетельствует миру о Пришествии Христовом, Его святом Воплощении от Девы Марии в нашу человеческую природу, Его Небесном учении о жертвенной любви, к которой мы призваны; Его Божественной жертве на Голгофе за человеческий грех, Его славном Воскресении и Вознесении, а затем и ниспослании от Отца всеосвящающего и возрождающего нас к вечной жизни в Боге Святого и Божественного Духа.

По материалам Сибирской православной газеты.

Источники:

http://ruvera.ru/novoletie
http://tsargrad.tv/articles/nachalo-indikta-cerkovnoe-novoletie-pravoslavnyj-kalendar-na-14-sentjabrja_158027
http://uvar-eparhia.ru/index.php/2019/09/novoletie/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: