Лютер о евреях и их лжи читать. Почему Мартин Лютер был антисемитом? В Германии было иначе

Человек, перевернувший мир с ног на голову: Великий реформатор и проповедник Мартин Лютер

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Гроза изменила его судьбу

В 1505 году Мартин Лютер получил степень магистра в Эрфуртском университете. Теперь он имел право заниматься одной из трёх «высших» дисциплин: юриспруденцией, медициной или теологией. Поскольку его отец хотел, чтобы он стал адвокатом, он поступил на юридический факультет. Примерно в это же время произошёл случай, изменивший ход жизни Лютера. Возвращаясь в университет после поездки домой, он попал в сильную грозу недалеко от деревни Стотернхайм и был почти поражён молнией. Погода так напугала его, что Лютер закричал Святой Анне: «Спаси меня, св. Анна, а я стану монахом!». Когда ему удалось благополучно сбежать, Мартин решил выполнить своё обещание. Многие историки, однако, считают, что этот инцидент был лишь катализатором, и идея стать монахом уже была сформулирована в уме Лютера. Более того, его друзья полагали, что недавняя смерть двух друзей также могла сыграть определённую роль в том, что он стал монахом.

2. Девяносто пять тезисов

В 1516 году Альбрехт фон Бранденбург, архиепископ Майнца, который был глубоко в долгах, получил разрешение от Папы Льва X провести продажу особой пленарной индульгенции, которая давала бы отпущение временного наказания за грех. В ответ на это 31 октября 1517 года Мартин Лютер написал письмо Альберту Бранденбургскому, в котором приложил копию своего «диспута Мартина Лютера о силе и действенности индульгенций», ставшего впоследствии известным как Девяносто пять тезисов. Согласно популярной легенде, Лютер прибил копию своих девяносто пяти тезисов к двери церкви Виттенбергского замка. Тем не менее, многие учёные теперь считают, что он не прибивал тезисы, а скорее повесил их, как это было принято, чтобы начать академическую дискуссию о своей работе. Как бы то ни было, 31 октября 1517 года, день, когда он совершил этот акт, считается началом протестантской Реформации, а 31 октября ежегодно отмечается как День Реформации.

3. Печатная пресса

Учение Мартина Лютера распространилось, как лесной пожар, по всей Германии и за рубежом, поскольку оно обращалось к простым людям, которые были сыты по горло коррумпированными практиками католической церкви. Однако это стало возможным в первую очередь благодаря изобретению печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1440 году. С помощью печатного станка Лютер начал печатать брошюры, которые печатались всего за один день и занимали от шестнадцати до восемнадцати страниц. Его первая немецкая брошюра была напечатана в 1518 году и была известна как «Проповедь об индульгенциях и благодати». Из-за скорости печатного станка, по крайней мере четырнадцать тысяч экземпляров проповеди были напечатаны в один год. Это позволило Лютеру распространить своё послание далеко и широко. Фактически, за первые десять лет реформационного движения было напечатано около шести миллионов брошюр. Удивительно, но целых двадцать пять процентов из них были написаны Мартином Лютером.

4. Лютер был похищен

15 июня 1520 года Папа Лев X издал публичный указ, который предупреждал Мартина Лютера, что он рискует быть отлученным от церкви, если не отречётся от сорока одного приговора, взятых из его сочинений в течение шестидесяти дней. Лютер вместо этого публично поджёг декрет 10 декабря. Таким образом, он был отлучен от церкви Папой 3 января 1521 года. Затем, 18 апреля, строптивый и справедливый монах появился на заседании Сейма (ассамблеи) Священной Римской Империи, состоявшемся в Вормсе, Германия. На Вормсском рейхстаге (Диета Червей) Лютера снова попросили отречься от своих писаний. Однако, он подчеркнул, что будет поколеблен только разумом или если это будет написано иначе в Священном Писании. Лютер закончил своё свидетельство вызывающим заявлением: «Вот я стою. Боже, помоги мне. Я не могу поступить иначе». Учитывая напряжённую ситуацию, защитник Лютера, Фридрих Мудрый, понял, что его нужно спрятать, пока напряжённость с Церковью не спадёт. Поэтому он приказал группе рыцарей «похитить» Лютера, который затем был доставлен в замок в Эйзенахе, где он скрывался в течение десяти месяцев.

5. Предшественники

Попытки подавить Лютера и его последователей римско-католическими правителями оказались безуспешными, и в течение двух лет стало очевидно, что движение за реформу было очень сильным. В мае 1522 года Лютер вернулся в церковь Виттенбергского замка в Эйзенахе. К этому времени Реформация приобрела более политический характер, и другие реформаторы, в том числе Томас Мюнцер, Халдрих Цвингли и Мартин Бюсер, собрали массу последователей. Благодаря этому, после 1522 года, Мартин стал несколько менее влиятельным лидером движения. Кроме того, следует отметить, что у него было несколько предшественников, которые также недвусмысленно критиковали коррупционные практики римского католицизма. Джон Уиклифф и Ян Гус были самыми известными из этих критиков. Уиклифф был английским интеллектуалом, учёным и теологом. Он критиковал церковную практику индульгенций, а также показные церемонии и пышный образ жизни духовенства. Ян Гус был чешским священником, который также критиковал учение Церкви, произнося проповедь в своей собственной церкви. Он был казнён в 1415 году за своё восстание. Его работа, однако, привела к движению под названием Гуситы – до-протестантское христианское движение против Римско-Католической Церкви.

6. Его брак с бывшей монахиней создал огромный скандал

Катарина фон Бора провела свою раннюю жизнь в монастырских школах, а затем стала монахиней. Однако после нескольких лет религиозной жизни она стала недовольна своей жизнью в монастыре и вместо этого заинтересовалась движением Реформации. Катарина вступила в сговор с другими заинтересованными монахинями и написала Мартину с просьбой о помощи. В канун Пасхи 1523 года Лютер послал Леонарда Коппе, торговца, который регулярно доставлял сельдь в монастырь, чтобы помочь монахиням бежать. Они сделали это, спрятавшись среди бочек с рыбой в его крытом фургоне. В течение двух лет Мартин устраивал дома, браки или работу для всех сбежавших монахинь, кроме Катарины, которая настаивала на том, чтобы выйти замуж за самого Мартина. 13 июня 1525 года Мартин Лютер женился на Катарине фон Бора. Это вызвало огромный скандал среди католиков и в то же время позволило другим священнослужителям в лютеранских церквях жениться. У пары родилось шестеро детей. Катарина считается влиятельным членом протестантского движения, поскольку она помогла определить протестантскую семейную жизнь и установить тон для браков духовенства.

Читать еще:  Что означает во сне воровство. К чему снится кража

7. Антисемитские взгляды

Одними из наиболее тревожных аспектов учения Мартина Лютера являются его глубоко антисемитские взгляды. В своё время он был более мягким и даже критиковал Католическую Церковь за её жестокое обращение с евреями. Со временем, однако, он стал гораздо более агрессивным и резким по отношению к евреям. Мартин утверждал, что иудаизм был ложной религией, и он также известен тем, что сказал: «еврейское сердце так же твердо, как палка, камень, железо, как дьявол». Его жестокие фантазии и оскорбительная риторика с каждым годом становились всё более опасными. Основные труды Лютера о евреях включали «О евреях и их лжи» и «Vom Schem Hamphoras und vom Geschlecht Christi» (о святом имени и происхождении Христа). Обе эти работы были опубликованы в 1543 году, всего за три года до его смерти. В этих работах Лютер утверждал, что евреи больше не были избранными, а были «народом дьявола». Более того, он даже использовал жестокие, оскорбительные выражения, чтобы ссылаться на евреев в этих текстах.

8. Его назвали в честь святого

Святой Мартин Турский был солдатом в римской армии в IV веке, который отказался убивать людей, потому что он сказал, что это противоречит христианству. Он сделал это как раз перед битвой в галльских провинциях при Борбетомаге (ныне Вормс, Германия). Впоследствии его обвинили в трусости и посадили в тюрьму. В конце концов, он был освобождён и решил стать монахом. Святой Мартин стал одним из самых известных христианских святых в западной традиции. Мартин Лютер был назван в честь Святого Мартина, поскольку он был крещён в День Святого Мартина (11 ноября). Сходство между Мартином Турским и святым Мартином поразительно, поскольку оба оставили другой путь, чтобы стать монахами. Более того, Мартин Турский устроил свой протест в городе Вормс, там же, где проходила знаменитая Диета Червей Лютера.

9. Его имя носил один из величайших лидеров ХХ века

В 1934 году Майкл Дж. Кинг, пастор из Атланты в американском штате Джорджия, отправился в Германию. Посещая места, связанные с Мартином Лютером, он был настолько вдохновлён Лютером и историей Реформации, что решил изменить своё имя на Мартин Лютер Кинг. Следовательно, он также изменил имя своего пятилетнего сына на Мартина Лютера Кинга младшего. Как мы все знаем, Мартин Лютер Кинг-младший стал одним из самых известных лидеров XX века. Он боролся против дискриминации афроамериканцев в Соединенных Штатах и был самым видным лидером американского движения «За гражданские права». Он организовал и возглавил множество маршей за избирательное право чернокожих, десегрегацию, трудовые права и другие основные гражданские права. Его усилия принесли свои плоды, когда были приняты «Закон о гражданских правах 1964 года» и «Закон об избирательных правах 1965 года», и большинство из этих прав были введены в законную силу. 14 октября 1964 года Кинг получил Нобелевскую премию мира за руководство ненасильственным сопротивлением расовым предрассудкам в США. В возрасте тридцати пяти лет он был самым молодым получателем премии в то время.

10. Пророчество

Ян Гус, чьё имя буквально означает «Гусь» на чешском языке, был чешским священником, который был важной фигурой в Богемской Реформации, движении против католической церкви, которое предшествовало протестантской Реформации. За выступление против церкви Гус был отлучён от неё и сожжён на костре 6 июля 1415 года. Перед самым сожжением он сказал: «Сейчас вы сожжёте гуся, но через столетие у вас будет лебедь, которого вы не сможете ни зажарить, ни сварить». Почти ровно столетие спустя (сто два года), 31 октября 1517 года, Мартин Лютер вывесил свои девяносто пять тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге, положив начало протестантской Реформации. Таким образом, многие считают, что пророчество Яна Гуса сбылось. Более того, Мартин Лютер находился под сильным влиянием учения Гуса и называл себя лебедем, о котором Гус пророчествовал. На похоронах Лютера в 1546 году это пророчество было упомянуто в проповеди. Кроме того, благодаря пророчеству Яна Гуса лебедь стал популярным символом, связанным с Мартином Лютером, и поэтому его часто можно увидеть в Лютеранском искусстве.

Читайте также о том, как династические браки разрушили одну из самых могущественных и влиятельных семей в истории.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Был ли Мартин Лютер антисемитом?

П о мере того, как мы приближаемся к 500-летнему юбилею протестантской Реформации, внимание общественности будет направлено на лидера этого движения, Мартина Лютера. Каким человеком он был в действительности? А именно, каким христианином он был?

На недавней конференции миссионерской организации Р.Ч. Спраула “Лигонье” члены группы экспертов Стефен Никольс и В. Роберт Годфри обсуждали вопрос о том, “виновен ли Мартин Лютер в антисемитизме” и есть хороший повод поговорить об этом.

Как справедливо отметил Никольс, в 1523 году Лютер относился к еврейскому народу с доброжелательностью и смирением, осуждая отношение Церкви к ним до настоящего времени, и в надежде, что многие из них станут христианами. Двадцать лет спустя, когда этого не произошло, и когда престарелому и больному Лютеру показали несколько кощунственных и антихристианских документов, написанных евреями предыдущих поколений, он написал свой печально известный труд “О евреях и их лжи”. В этой мини-книге он рассказывал германским князьям, как относиться к “этой проклятой, отверженной еврейской расе”.

“Во-первых, их синагоги должны быть сожжены… Во-вторых, их дома также должны быть разрушены и уничтожены… В-третьих, их молитвенники и Талмуды должны быть изъяты… В-четвертых, их раввинам должно быть запрещено учить, под угрозой смерти… В-пятых, паспорт и проездные привилегии евреям должны быть полностью запрещены… В-шестых, им следует запретить ростовщичество (взимание процентов на займах)… В-седьмых, дать молодым и сильным евреям и еврейкам молотило, топор, мотыгу, лопату, ручную прялку и веретено, чтобы они сами зарабатывали свой хлеб в поте лица… Мы должны прогнать нечестных лентяев из нашей системы… Поэтому долой их…

Подытоживая, дорогие князья и вельможи, имеющие в своих владениях евреев, если мой совет вам не подходит, найдите лучший способ, чтобы мы с вами все могли освободиться от этого невыносимого, ужасного бремени — евреев.”

Да, все это вышло из-под пера Мартина Лютера. (Приготовьтесь. Это еще не все).

Читать еще:  Музей архитектуры.

Об этом документе, вызывающем презрение, Никольс сказал: “Лютер вольно высказывается против евреев и его слова звучат очень решительно”. Очень решительно? Я бы назвал это грубым преуменьшением. Никольс продолжает:

“Мы должны отметить, что он был грубым в своих высказываниях и мог оскорбить любого. Нельзя сказать, что эта риторика была направлена только против евреев, он высказывался о католиках, об анабаптистах и номинальных христиан так же, как и о евреях. Но он был неправ. Он разговаривал грубо, и я думаю, он злоупотреблял тем влиянием, которое имел, разговаривая грубо. Итак, следует отметить, что Лютер, поступая так, был неправ. Но это не обязательно антисемитизм, который действительно является феноменом двадцатого столетия.”

И опять я должен возразить против этих слов, преуменьшающих ужас того, что написал Лютер.

Трагично то, что Адольф Гитлер считал Лютера гением, понимавшим, насколько опасным является еврейский народ. И в день, который многие историки считают началом Холокоста, 9 ноября 1938 года, Гитлер воплотил совет Лютера в жизнь, сжигая и громя еврейские синагоги, магазины и дома.

С учетом этого, я не могу согласиться с Никольсом, который утверждал: “я думаю, он злоупотреблял тем влиянием, которое имел, разговаривая грубо.” Еще раз, это грубое преуменьшение, независимо от того, какой неприятной была риторика Лютера по отношению к другим группам, и независимо от того, какой грубой могла бы быть риторика тогда. Христианский лидер должен отрекаться от таких сочинений в самых строжайших выражениях, со слезами и скорбью.

Роберт Годфри, другой член группы экспертов “Лигонье”, прокомментировал:

“Просто добавлю ещё один момент… следует добавить, что Лютер всю свою жизнь страстно желал, чтобы евреи были обращены в христианство и присоединились к Церкви. Гитлер никогда не хотел, чтобы евреи были в нацистской партии. В этом-то и разница между антисемитским и антиеврейским. Лютер не был против евреев из-за их происхождения. Он был против евреев из-за их религии. Он хотел, чтобы они присоединились к христианской церкви. Если Вы — действительно антисемит, вы против евреев из-за их происхождения, и они с этим ничего не могут поделать. Они не могут ничего сделать, чтобы что-то изменить. Вы абсолютно правы, мы не должны защищать язык Лютера, потому что он жестокий относительно евреев. Эти высказывания были не против самого народа, но против религии, которую он так резко критиковал.”

Прав ли Годфри? И да, и нет. С одной стороны, истинной проблемой была еврейская религия (особенно, с точки зрения Лютера, неверие еврейского народа в Иисуса) в противоположность существованию еврейского народа, как такового. С другой стороны, есть тонкая грань между двумя этими понятиями, как указывает историк Эрик У. Грич в своей книге “Антисемитизм Мартина Лютера: вопреки здравому смыслу”.

“У Лютера есть даже намек на расизм, когда он комментирует неподтвержденные слухи о том, что евреи убивают христианских детей. Это преступление ‘все еще светится в их глазах и проступает через их кожу. Мы виновны в том, что не уничтожаем их [евреев]’. Такое заявление не может быть ограничено определенным историческим контекстом. Оно безвременно и означает ‘смерть евреям’, высказано ли оно Лютером или Адольфом Гитлером. Более того, Лютер сам желал убивать ‘богохульников-евреев’: ‘Я бы дал ему пощёчину, и, если бы мог, бросил бы его на землю и в ярости пронзил бы его мечом.’”

Так писал Мартин Лютер. И меня совсем не утешает тот факт, что он писал о других, например, о крестьянах, в подобных, ужасных выражениях: “Упрямым, ожесточённым, безрассудным крестьянам пусть никто не оказывает милосердия, но пусть каждый, так, как может, рубит, колет, уничтожает, наносит удары направо и налево, как среди бешеных собак… чтобы таким образом сохранить мир и безопасность… и так далее”.

Возвращаясь к Лютеру и евреям, цитаты наподобие этой создают сложность для отделения его теологической ненависти к евреям от его этнической ненависти к ним:

“Еврей или еврейское сердце твердо, словно камень и железо, и не может быть тронуто ничем… в общем, они дети дьявола, уготованные для ада… Мы даже не можем обратить большинство христиан и должны удовлетворяться малым числом; тем более намного меньше возможности обратить этих детей дьявола! Хотя многие делают странный вывод из 11 главы послания к Римлянам, что все евреи должны быть обращены, но это не так. Святой Павел имел ввиду совершенно другое.”

Как не-католик, а еврей, верующий в Иисуса, я в долгу перед Лютером за положительный вклад и признаю, что он вел очень трудную борьбу с извращенными традициями. Но я обращаюсь к последователям и почитателям Лютера сегодня: Пожалуйста, не преуменьшайте ужас того, что он писал (против евреев и других людей). Пожалуйста, не сглаживайте всего этого примерами, говорящими, что Лютер имел “природную слабость” (по словам Никольса).

Слишком много крови от этих природных слабостей — включая еврейскую кровь. Давайте принимать это с печалью и скорбью. Другое отношение будет нечестным по отношению к памяти Мартина Лютера.

Мартин Лютер (О евреях и их лжи (1543))

Прежде всего, их синагоги или школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать и покрыть грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы. И это следует делать в честь нашего Господа и христианства для того, чтобы Бог мог увидеть, что мы христиане, и что мы не миримся и сознательно не терпим подобную публичную ложь, поношение и богохульные слова на его Сына и на его христиан. Ибо все, что мы бессознательно терпели в прошлом, и я лично не понимал этого, будет прощено Богом. Но если нам теперь, когда мы знаем, пришлось бы защищать и покрывать такой дом евреев, существующий прямо под нашим носом, где они лгут, произносят богохульства, проклинают, чернят и поносят Христа и нас (как было сказано выше), то это было бы то же самое, как если бы мы сами делали все это, и даже хуже, как мы хорошо знаем.

Читать еще:  Как нужно действовать если заподозрили на себе сглаз. Что делать при порче или сглазе

.
Во-вторых, я советую сровнять с землей и разрушить их дома. Ибо в них они преследуют те же цели, что и в синагогах. Вместо (домов) их можно расселить под крышей или в сарае, как цыган. Это поможет им наконец-то понять, что они не являются господами в нашей стране, как они хвалятся, но что они живут в изгнании и в плену, как они непрестанно стенают и вопиют о нас перед Богом.

В-третьих, я советую отбирать у них все молитвенники и Талмуды, в которых они учат подобному идолопоклонству, лжи, проклятию и богохульству.

В-четвертых, я советую отныне запретить их раввинам учить под страхом смерти. Ибо они заслуженно утратили право на эту должность, держа бедных евреев в плену Моисеевых слов (Второзаконие 17:10), в которых он заповедал им (народу) слушаться учителей под страхом смерти, хотя Моисей ясно добавляет: “по закону, которому они научат тебя”. Эти негодяи игнорирует их (слова). Они своенравно пользуются послушанием несчастного народа в противоположность закону Господа и пропитывают его этим ядом, проклятиями и богохульством. Таким же образом папа держит нас в плену изречения в книге Матфея 16:18: “Ты – Петр”, и т.д., побуждая нас верить во всю эту ложь и обман, которые произносили его дьявольские уста. Он не учил в соответствии со словом Божьим, и поэтому потерял право учить.

В-пятых, я советую, чтобы евреи были лишены права на охранное свидетельство при передвижении. Ибо они не ведут дела в сельской местности, поскольку они не феодалы, официальные лица, торговцы или др. Пусть они остаются дома.

В-шестых, я советую запретить им ростовщичество, и забрать у них все наличные деньги, а также серебро и золото, и отложить все это. Причина подобной меры заключается в том, что они, как было сказано выше, не имеют других способов зарабатывания средств к существованию, кроме ростовщичества, посредством которого они обокрали нас, и теперь владеют нашим (добром). Эти деньги должны быть потрачены не иначе как следующим образом: всякий раз, когда еврей искренне обращается (в христианство), ему следует дать сотню, две сотни или три сотни флоринов, смотря по личным обстоятельствам. С помощью (этих денег) он сможет заняться каким-либо делом для обеспечения своей бедной жены и детей, и для поддержания стариков и немощных. Ибо такие грязные доходы прокляты, если они не используются с Божьим благословением, с благим и достойным намерением.

В-седьмых, я рекомендую дать в руки молодым, сильным евреям и еврейкам топор, мотыгу, лопату, прялку и веретено, и пусть они зарабатывают хлеб в поте своего лица, как и было сказано детям Адама (Бытие 3(:19)). Ибо не подобает, чтобы они позволяли нам, проклятым гоим, трудиться в поте лица, тогда как они, святой народ, праздно проводят время у печи, празднуя и испуская газы, а во главе всего, богохульно похваляясь своим господством над христианами благодаря нашему поту. Нет, следует вымести этих ленивых негодяев под зад.

…Однако если власти неохотно применяют силу и не обуздывают еврейское дьявольское буйство, последние должны, как мы сказали, быть выдворены из страны. И им следует заявить, чтобы они возвращались в свою землю и к своим владениям в Иерусалиме, где они могут лгать, проклинать, богохульствовать, поносить, убивать, воровать, красть, заниматься ростовщичеством, насмехаться и потворствовать в этих постыдных мерзостях, которыми они занимаются между нами. И покинуть наше правительство, нашу страну, нашу жизнь и наше имущество, а более всего оставить нашего Господа Мессию, нашу веру и нашу церковь неопороченной и не замаранной их дьявольской тиранией и злобой.

Евреи настолько бесчувственны и дьявольски жестокосердны, что ничто не может тронуть их; они юные бесята; приговоренные к аду; невозможно обратить это дьявольское отродье.

Если бы они могли убить всех нас, они бы с радостью это сделали, да, и часто делают, особенно те, которые занимаются врачеванием. Они знают все известное о медицине в Германии; они могут дать человеку яд, от которого тот умрет через час, или десять, или через двадцать лет; они во всех тонкостях постигли это искусство

они тяжелое бремя для нас, бич, чума и несчастье для нашей страны. Это доказывается фактом, что их часто выдворяют силой.

Евреи, будучи чужестранцами, ничего не должны иметь (в собственности), а то, чем обладают они, должно быть нашим. Ибо они не трудятся, а мы не делаем им подарки. Тем не менее, они берегут наши деньги и наше добро, и стали нашими наставниками в нашей собственной стране и в Рассеянии. Если вор крадет десять гульденов, его вешают; но когда еврей крадет десять бочек золота посредством ростовщичества, он гордится больше, чем сам Господь!

Все согласуется с мнением Иисуса, осудившим евреев за то, что они злобные, жестокие, мстительные, гнусные змеи, убийцы и дьявольское отродье, крадущее и производящее опустошение тайком, потому что делать это открыто они не могут позволить себе. Нет у христианина более злобного, жесткого врага, после дьявола, чем еврей… (евреи обязаны обратиться,) но если они отказываются, нам не следует ни терпеть, ни страдать от их присутствия среди нас!

Знай, о, боготворимый Иисус, что, бесспорно, помимо дьявола, у тебя нет врага более злобного, более отъявленного, более жестокого, чем подлинный еврей, искренне желающий быть евреем. Теперь всякому, желающему принять злобных ехидн, отчаянных врагов Господних, и почитать их, позволить им обкрадывать себя, быть развращаемым и проклятым ими, нужно лишь обратиться к евреям.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/110120/44921/
http://ieshua.org/byl-li-martin-lyuter-antisemitom.htm
http://christ-vs-judai.livejournal.com/303888.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: