Лосев а ф биография. Лосев: биография жизнь идеи философия: алексей лосев

Философское мировоззрение Алексея Лосева

Лосева называли последним русским философом эпохи Серебряного века.

А.Ф. Лосева считают учёным энциклопедического типа, редкостного для науки XX в., основанной на дифференцированности разных научных областей. Однако его энциклопедизм не результат формальной эрудиции и механического соединения отдельных научных областей. Его философские воззрения корнями уходят в философию всеединства Владимира Соловьёва. Ещё юношей он написал работу “Высший синтез как счастье и ведение”, в которой утверждал единение науки, философии, религии, искусства и морали. Целостное восприятие мира сохранялось у него всю жизнь.

Лосев Алексей Фёдорович (1893-1988 гг.), мыслитель, философ, историк философии и эстетики. Родился в Новочеркасске, где окончил гимназию, в которой находился храм в честь святых Кирилла и Мефодия — покровителей философии и филологии. Учился на отделении философии и классической филологии историко-филологического факультета Московского университета. В 1919 г. Лосева избирают профессором классической филологии Нижегородского университета, а затем действительным членом Академии художественных наук и профессором Государственного университета музыкальных наук. В начале 1920-х гг. расширяется круг философских интересов и общений Лосева: психологическое общество при Московском университете, религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва, философский кружок имени Лопатина, Вольная академия духовной культуры, включая таких деятелей русского религиозного возрождения, как В.И. Иванов, H.A. Бердяев, П.А. Флоренский и других. С 1922 по 1929 г. Лосев преподавал эстетику в Московской консерватории, где общался с преподававшими там же известными музыкантами и математиками М.Ф. Гнесиным и С.Г. Нейгаузом, H.H. Лузиным и Д.Ф. Егоровым. Именно в это время у него выходит в свет цикл философских сочинений: “Античный космос и современная наука”, “Музыка как предмет логики”, “Философия имени”, “Диалектика числа у Плотина”, “Диалектика художественной формы”, “Критика платонизма у Аристотеля”, “Очерки античного символизма”, знаменитая “Диалектика мифа”. Русская эмиграция воспринимала выход книг Лосева как свидетельство великой жизни духа, ещё живой даже в советской России. В английском журнале Journal of Philosophical Studies в обзоре русской философии в 1931 г. N. Duddington сообщила “плохие вести” о философе Лосеве, “которым могла бы гордиться Россия”: за свои глубокие метафизические труды, объявленные контрреволюционными, “он сослан в северную Сибирь”. Действительно, после выхода “Диалектики мифа” в 1930 г. появились публикации Л.М. Кагановича, М. Горького и других авторов с её резкой критикой, в которых философ характеризовался как мракобес, реакционер, черносотенец и монархист. Кроме этого он был осуждён на XVI партсъезде ВКП (б) Кагановичем как классовый враг, а 18 апреля 1930 г. арестован и приговорён к 10 годам лагерей; его супругу арестовали спустя два месяца, приговорив к 5 годам лагерей. Заключение Лосев отбывал на Свири и Беломорстрое, однако раскаяния за свои философские суждения не испытывал. В 1932 г. он писал из лагеря жене: “В те годы я стихийно рос как философ и трудно было (да и нужно ли?) держать себя в обручах советской цензуры”. “Я задыхался от невозможности выразиться и высказаться”. “Я знал, что это опасно, но желание выразить себя, свою расцветающую индивидуальность для философа и писателя превозмогает всякие соображения об опасности”. В 1933 г. в связи с завершением строительства Беломорканала по инвалидности (Лосев почти ослеп) он был освобождён и восстановлен в гражданских правах со снятием судимости. Однако ЦК ВКП(б) наложил запрет на его занятия философией, разрешив лишь античную эстетику и мифологию, вдобавок к этому его просто нигде не печатали. Он переводил Платона, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла, Николая Кузанского, преподавал античную литературу, принимал экзамены в провинции, иногда в Москве. В 1941 г. в его дом на Воздвиженке 13, где он жил, попала фугасная бомба, дом был полностью разрушен. С философского факультета МГУ, где в 1942-1944 гг. Лосев был профессором, защитив по совокупности трудов в 1943 г. докторскую диссертацию по филологии, он был уволен по доносу, как идеалист. Принятый в МГПИ на филологический факультет, он проработал там до последних дней. Печатать А.Ф. Лосева стали лишь после смерти Сталина. В списке его трудов более 800 позиций, из них более 40 — монографии. Делом жизни Лосева явилось новое “восьмикнижие” — VIII томов в 10 книгах “История античной эстетики” (1963-1994 гг.), из которых тома с I по VI удостоены в 1996 г. Государственной премии Российской Федерации. Труды по эстетике включают также “Эстетику возрождения” (1978 г., 1982 г., 1998 г.) и “Эллинистически-римскую эстетику 1-11 вв. н.э.” (1979 г., 2002 г.). Кроме этих трудов можно отметить “Проблему символа и реалистическое искусство”, “Владимир Соловьёв и его время”. Частично сохранился архив, из которого сегодня печатаются новые материалы. В 1995 г. из Центрального архива ФСБ РФ в него переданы изъятые при аресте рукописи — 2350 страниц.

Алексей Фёдорович был физически крепким человеком, но после пожара на даче философа Александра Георгиевича Спиркина 12 августа 1986 г., где он много лет жил, встречался с друзьями и трудился, сильно сдал и к прежней активности не вернулся. Умер А.Ф. Лосев в День памяти святых Кирилла и Мефодия два года спустя, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Дом на Арбате, где он провёл 50 лет своей 94-летней жизни, является памятником истории культуры, на нём прикреплена памятная охранная доска: “Дом А.Ф. Лосева”. Здесь находится открытая в 2004 г. Государственная библиотека истории русской философии и культуры, а в 2006 г. во дворе дома по постановлению правительства Москвы был открыт памятник Алексею Фёдоровичу Лосеву. Периодически научная и философская общественность проводят чтения, посвященные А.Ф. Лосеву, а в год 20-летия со дня смерти философа его вспоминали не только в России, но и во Франции. В Париже в течение 2008 г. проходил семинар, посвященный лосевской “Диалектике мифа”, организованный парижской ассоциацией памяти Владимира Соловьёва, осенью в Бордо прошла международная научная конференция “Творческое наследие А.Ф. Лосева в контексте европейской культуры”.

Читать еще:  Водолеи рожденные 6 февраля. Что преподнесет судьба

Философское мировоззрение А. Лосева формировалось также на основе учения Платона. Первой публикацией, излагающей концепцию платонизма, была статья “Эрос у Платона” (1916 г.). Сквозь призму платонизма он воспринимал самые различные проявления мировой и отечественной культуры: музыку и математику; всё богатство взглядов Ф. Достоевского и Вл. Соловьёва, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, Ф. Ницше и А. Бергсона, П. Наторпа и Э. Кассирера; физические теории X. Лоренца и А. Эйнштейна.

Основная философская мысль А. Лосева выражена в его главной работе — “Философия имени”. В ней он сделал своеобразный синтез феноменологии и платонизма. Философские идеи Плотина и Прокла, развивающие диалектические построения платоновского “Парменида”, Лосев положил в основание преобразования феноменологии Э. Гуссерля, превратив её в универсальную диалектику. “Феноменология имени” генетически была связана со спорами об имеславии начала XX в.; система бытия строилась на основании тщательного анализа природы “имени” или “слова” (67 категорий). Для А. Лосева имя было особым местом встречи “смысла” человеческой мысли и имманентного “смысла” предметного бытия. Он утверждал, что всё в мире, включая и неживую природу, есть смысл и потому философия природы и философия духа объединяются в философии имени как самообнаружение смысла. Имя в своём законченном выражении понималось как “идея”, улавливающая и очерчивающая “эйдос”, существо предмета. Наибольшую полноту и глубину имя приобретает, когда охватывает и сокровенный “мистический” слой бытия, когда раскрывается как миф, который является не вымыслом, а, напротив, последней полнотой, самораскрытием и самопознанием реальности. Философия имени, по Лосеву, совпадала с диалектикой самосознания бытия и философией вообще, так как имя, понятое онтологически, являлось вершиной бытия, достигаемой в его имманентном самораскрытии.

В своих философских работах, до запрета ЦК ВКП(б) заниматься философией, А. Лосев отрицательно относился к противопоставлению идеализма и материализма. Главная философская мысль — единство идеи и материи, духа и материи, бытия и сознания. Идея одухотворяет материю, материя создаёт плоть идеи, так сказать овеществляет дух. В своих поздних работах он предпринял попытку в определённой мере сблизить своё философское учение с марксизмом, но органического синтеза не получилось, потому что оказалось невозможным совместить стиль чистого философствования с жестко идеологизированной системой марксизма тех лет.

В 1950—1980-х гг. А. Лосев вновь попытался обратиться к философии мифа, языка и символа. Это мы можем констатировать только как факт, потому как его лингвофилософские воззрения ещё недостаточно изучены. Крупный лингвист и логик, профессор Йельского университета США Себастьян Шаумян считал, что “закон полисемии Лосева есть самое важное открытие со времени 1930-х годов. “. К концу жизни А.Ф. Лосев получил возможность вернуться к русской философии. Он издал небольшую, но имевшую огромный резонанс первую книгу о Владимире Соловьёве за всё время Советской власти, правда она была запрещена в больших городах СССР и отправлена в отдалённые районы Севера страны, Средней Азии и Дальнего Востока. А. Лосев считал Вл. Соловьёва своим учителем и перед смертью закончил большой том “Владимир Соловьёв и его время”.

В целом философское наследие А.Ф. Лосева представляет кладезь мыслей фундаментального значения, долгое время находившихся под советским запретом или просто, по партийному указу “сверху”, замалчивавшихся. Основу его составляют онтология, частично аксиология, а также история философии и эстетики.

Алексей Лосев

В жизни философа Алексея Лосева, автора знаменитой «Диалектики мифа», было множество испытаний: ссылка и каторга, болезни и слепота, гонения власти и потери близких. Однако ему удалось не только отстоять свои философские взгляды, но и воспитать целую плеяду выдающихся молодых мыслителей.

«Готовый философ и филолог»

Алексей Лосев родился на Юге России, в Новочеркасске. Его отцом был преподаватель математики, но он быстро оставил семью, и воспитывала мальчика мать. Именно она — строгая религиозная женщина — дала сыну всестороннее образование.

Первым учебным заведением Алексея Лосева стала классическая гимназия в Новочеркасске. Программа гимназии предполагала, кроме комплексного изучения точных и гуманитарных наук, обширный курс Закона Божия. Кроме занятий Лосев «ходил в театр по восемь раз в неделю», выписывал и читал журналы «Вокруг света», «Природа и люди», «Вестник знания» и другие, окончил частный класс игры на скрипке, пел в церковном хоре, увлекался астрономией и философией Владимира Соловьева. Из гимназии Алексей вышел золотым медалистом. Лосев вспоминал, что в это время он был уже «готовый философ и филолог».

В 1911 году Лосев без труда поступил в Московский университет, причем сразу на два отделения: философское и классической филологии. После выпуска Лосеву предложили добиваться профессорского звания, и в качестве поощрения отправили в Берлин: там он работал в Королевской библиотеке и слушал оперы Рихарда Вагнера. Эта поездка стала единственным в жизни философа визитом за границу.

Лосев посещал Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева, где познакомился с крупнейшими философами Серебряного века — Николай Бердяевым, Семеном Франком, Иваном Ильиным, Платоном Флоренским. Там Лосев зачитывал свой университетский диплом «Мировоззрение Эсхила», который высоко оценил знаменитый символист Вячеслав Иванов.

Читать еще:  Значение мужского имени иван. Происхождение, характеристика и значение имени иван

Строитель Беломорканала

В 1917 году Лосев снял комнату в семье Соколовых на улице Воздвиженке. Дочь хозяев Валентина влюбилась в ученого, и через три года они стали мужем и женой. В 1922-м молодые венчались, но тайно: уже начались советские гонения на церковь. Обряд в Сергиевом Посаде провел Павел Флоренский. В 1929 году молодая чета приняла монашеский постриг афонских старцев.

Алексей получил имя Андроник, а Валентина стала Афанасьей. Лосевы стали последовательным приверженцами имяславия, которое принимало философию имени как «изначальную» сущность мира. Именно тогда Лосев стал носить знаменитую маленькую шапочку — скуфью, часть монашеского облачения, — а комната на Воздвиженке стала своеобразной кельей супругов. О своем браке он писал: «Может ли кто-нибудь, кроме монаха, понять что истинное монашество есть супружество, а истинный брак есть монашество?»

В 1920-е годы для философии, отличной от марксизма, наступили трудные времена. Поскольку опубликовать философские труды государственным путем было немыслимо, Лосев решил действовать самостоятельно, и в период с 1927 по 1930 год выпустил восемь книг с пометой «издание автора». Последняя книга цикла — «Диалектика мифа» — стала для автора фатальной. В ней Лосев раскрывал понятие «мифа» на примере советской реальности и иронизировал над идеей строительства социализма в отдельно взятой стране.

Цензурная комиссия исключила из книги недопустимые фрагменты, однако Лосев вернул их, хоть и прекрасно понимал, чем это грозило всей его семье. В дневниках Валентины сохранилась запись: «Предстоит мученичество за исповедование Христа. Или надо уходить в пустыню, или на подвиг исповедничества».

Ночью 18 апреля 1930 года в квартиру на Воздвиженке пришли, и Лосева увезли на Лубянку. Кроме обвинений, связанных с «Диалектикой мифа», ему и Валентине предъявили обвинения в связи с «Истинной православной церковью». Лосеву назначили срок — 10 лет лагерей.

Ученый отбывал наказание на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Он вспоминал, что работать приходилось по 12 часов, стоя по пояс в ледяной воде. За ночь вещи просохнуть не успевали, отчего у Лосева быстро развился ревматизм. Зрение философа стремительно ухудшалось — он почти ослеп. После этого его перевели на должность сторожа дров. Лосев вспоминал, что во время этих вахт он придумал труд «Диалектические основы математики». Валентина Лосева отбывала наказание в «Сверлаге», где работала учетчицей на лесоповале.

В 1933 году строительство Беломорканала завершилось, и Лосевых освободили. Они смогли вернуться в Москву.

Возвращение в Москву

Однако возвращение гражданских прав не означало возврат к прежней жизни. Лосеву запретили работать по прямой специальности, и, чтобы найти средства к существованию, с 1938 по 1941 год ученый ездил на заработки в пединституты Куйбышева, Чебоксар, Полтавы, где читал лекции по истории античной литературы. Также он занимался восстановлением изъятых при обыске рукописей. Много переводил. В те годы Лосев подготовил двухтомную «Античную мифологию» и начал работать над «Историей античной эстетики».

В 1942 году Лосева опять пригласили преподавать в Московский университет. Однако уже через два года ученому снова грозило обвинение в идеализме: считается, что на Лосева написали донос. Новой ссылки удалось избежать, но из университета ученого уволили.

В 1944 году он чудом получил новое место: стал профессором Московского государственного педагогического института, где работал до конца своей карьеры сначала на филологической кафедре, а потом — на кафедре языковедения. Все это время Лосев был лишен возможности публиковаться, работал в стол.

Близкие друзья тяжело переживали уход Лосева из большой науки, сравнивали его преподавание с забиванием гвоздей скрипкой. Однако именно школа Лосева подарила российской философии крупнейших специалистов и самобытных мыслителей — Сергея Аверинцева и Владимира Бибихина, которые ходили на его занятия вольнослушателями.

Возможность печататься Лосев получил после смерти Сталина. За короткий срок Валентина Лосева подготовила к выпуску статьи «Олимпийская мифология», «Эстетическая терминология ранней греческой литературы» и «Гесиод и мифология».

В 1954 году Валентина Лосева скончалась. Вскоре после этого Лосев женился на своей аспирантке и близкой подруге семьи Азе Тахо-Годи. Брак Лосева с Азой был формальным, это был «брак в науке». Аза готовила к печати большинство работ Лосева, всего при жизни ученого их вышло около 500, в том числе несколько десятков монографий. Именно Аза инициировала создание библиотеки русской философии и культуры на Арбате. Сегодня эта библиотека известна как «Дом Лосева», центр сохранения наследия философа.

В 1980-е годы Лосев полностью ослеп. Своим ученикам, наряду с предметом, Лосев открыто рассказывал о своей вере — имяславии, — которую пронес, несмотря на репрессии, через всю свою жизнь. Незадолго до смерти ученого документалист Виктор Косаковский снял о нем фильм «Лосев».

Алексей Лосев умер в 1988 году и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Лосев а ф биография. Лосев: биография жизнь идеи философия: алексей лосев

Лосев Алексей Федорович (1893-1988), российский философ и филолог, профессор (1923). В 1930-33 был репрессирован. В работах 20-х гг. дал своеобразный синтез идей русской религиозной философии нач. 20 в., прежде всего христианского неоплатонизма, а также диалектики Шеллинга и Гегеля, феноменологии Гуссерля. В центре внимания Лосева – проблемы символа и мифа (“Философия имени”, 1927; “Диалектика мифа“, 1930), диалектики художественного творчества и особенно античной мифологии восприятия мира в его структурной целостности. С сер. 1950-х гг. опубликовал ок. 30 монографий, в т. ч. монументальный труд по истории античной мысли “История античной эстетики” в 8 тт. Государственная премия СССР (1986).

Читать еще:  Женская магия в каждом моменте жизни. Молитва для женщин считающих себя некрасивыми

ЛОСЕВ Алексей Федорович (10/22.09.1893-24.05.1988), философ и филолог. Профессор Нижегородского университета (с 1919). В 1922-29 преподавал эстетику в Московской консерватории. В работах 1920-х дал своеобразный синтез идей русской религиозной философии н. XX в., прежде всего христианского неоплатонизма, а также диалектики Ф. В. Шеллинга и Г. В. Гегеля, феноменологии Э. Гуссерля. В центре внимания Лосева — проблемы символа и мифа (“Философия имени”, 1927; “Диалектика мифа”, 1930), диалектики художественного творчества и особенно античного мифологического мировосприятия. В 1930-33 в концлагере (Беломорско-Балтийский канал). В 1933-53 преподавал в вузах страны.

Основной труд: “История античной эстетики” (тт. 1-8).

Как христианский мыслитель Лосев сформулировал главное явление последнего тысячелетия — с эпохи Возрождения осуществляется развертывание сатанизма в форме капитализма и социализма.

ЛОСЕВ, АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ (1893–1988), русский философ, ученый. Родился 10 сентября 1893 в Новочеркасске. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, в 1919 был избран профессором Нижегородского университета. В начале 1920-х годов Лосев становится действительным членом Академии художественных наук, преподает в Московской консерватории, участвует в работе Психологического общества при Московском университете, в Религиозно-философском обществе памяти Вл.Соловьева. Уже в первой публикации Лосева Эрос у Платона (1916) была обозначена глубокая и никогда не прерывавшаяся духовная связь мыслителя с традицией платонизма. Определенное влияние на молодого Лосева оказала метафизика всеединства Вл.Соловьева, религиозно-философские идеи П.А.Флоренского. О том, что именно он ценил и что не мог принять в творчестве Вл.Соловьева, Лосев много лет спустя рассказал в книге Владимир Соловьев и его время (1990). В конце 1920-х годов публикуется цикл его философских книг: Античный космос и современная наука, Философия имени, Диалектика художественной формы, Музыка как предмет логики, Диалектика числа у Плотина, Критика платонизма у Аристотеля, Очерки античного символизма и мифологии, Диалектика мифа. Сочинения Лосева подверглись грубым идеологическим нападкам (в частности, в докладе Л.М.Кагановича на ХVI съезде ВКП(б)). В 1930 Лосев был арестован, а затем отправлен в лагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала. Из лагеря Лосев возвращается в 1933 тяжело больным человеком. Новые труды ученого увидели свет лишь в 1950-е годы. В творческом наследии позднего Лосева особое место занимает восьмитомная История античной эстетики – глубокое историко-философское и культурологическое исследование духовной традиции античности. В самые последние годы были опубликованы неизвестные религиозно-философские сочинения мыслителя.

Характерная для Лосева погруженность в мир античной философии не сделала его равнодушным к современному философскому опыту. В ранний период творчества он самым серьезным образом воспринял принципы феноменологии. Лосева привлекало в философии Гуссерля то, что в определенной мере сближало ее с метафизикой платоновского типа: учение об эйдосе, метод феноменологической редукции, предполагающий «очищение» сознания, и переход к «чистому описанию», к «усмотрению сущностей». В то же время методологизм и идеал «строгой научности», столь существенные для феноменологии, никогда не имели для Лосева самодовлеющего значения. Мыслитель стремился «описывать» и «усматривать» не только феномены сознания, хотя бы и «чистого», но и подлинно бытийственные, символически-смысловые сущности, эйдосы. Лосевский эйдос – не эмпирическое явление, но и не акт сознания. Это «живое бытие предмета, пронизанное смысловыми энергиями, идущими из его глубины и складывающимися в цельную живую картину явленного лика сущности предмета».

Не приняв «статичности» феноменологического созерцания, Лосев обратился к диалектике, определяя ее как «подлинную стихию разума», «чудную и завораживающую картину самоутвержденного смысла и разумения». Лосевская диалектика призвана раскрыть смысл мира, который, согласно философу, есть «разная степень бытия и разная степень смысла, имени». В имени «светится» бытие, слово-имя – не отвлеченное понятие только, но живой процесс созидания и устроения космоса («именем и словами создан и держится мир»). В онтологии Лосева (мысль философа была онтологична уже изначально и в этом отношении можно согласиться с В.В.Зеньковским, что «до всякого строгого метода он уже метафизик») бытие мира и человека раскрывается также в «диалектике мифа», который, в бесконечно многообразных формах, выражает столь же бесконечную полноту реальности, ее неиссякаемую жизненную силу. Метафизические идеи Лосева в существенной мере определили философское своеобразие его фундаментальных трудов, посвященных античной культуре.

Умер Лосев в Москве 23 мая 1988.

Другие биографические материалы:

Миненков Г.Я. Русский философ 20 века (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Религиозный философ и эстетик (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Троицкий В.П. А также переводчик и комментатор античной литературы (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Троицкий В. П. Переводчик и комментатор античной литературы (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Троицкий В. П. Лосева дом (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Зеньковский В. Философ и филолог (Большая энциклопедия русского народа).

Далее читайте (Сочинения А.Ф. Лосева, статьи о его творчестве, справочные материалы).

Источники:

http://studme.org/1767092117741/filosofiya/filosofskoe_mirovozzrenie_alekseya_loseva
http://www.culture.ru/persons/9419/aleksei-losev
http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/losev_af.php

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: