Кураев о павле троицком. «Он всегда учил искать волю Божию

«Он всегда учил искать волю Божию»

Иеромонаха Павла (Троицкого) вспоминают духовные чада

Храм святителя Николая в Кузнецах. Будний день, раннее утро. Осеннее ноябрьское солнце уже не согревает, но прогоняет серость. Приблизительно в это время в начале ноября 1991 года скончался подвижник, оказавший огромное влияние на духовную жизнь советской Москвы.

Он давал наставления молодым людям, которые впоследствии стали известными и глубокоуважаемыми протоиереями. Сегодня некоторые из тех, кто переписывался с удивительным иеромонахом Павлом, приехали в храм святителя Николая в Кузнецах.

Иеромонах Павел (в миру Петр Васильевич Троицкий) – будущий старец-затворник – родился 11 января 1894 года в селе Тысяцкое Новоторжского уезда. Сегодня это Кувшиновский район Тверской области.

Он с детства знал, что такое молитва. Его отец – Василий Иосифович Троицкий – был священником и служил в Христорождественской кладбищенской церкви Торжка.

Потом призыв в армию, демобилизация, постриг и рукоположение в сан иеромонаха в московском Даниловом монастыре. Отец Павел управлял хором и исповедовал. В 1929 году – первая ссылка в Казахстан. Летом 1939 года снова арест. После освобождения он ушел в затвор, а о том, что вышел из лагеря на свободу, никому не говорил. Правда, был узкий круг людей, с которыми отец Павел вел переписку.

Литургия в Николо-Кузнецком храме. После – панихида. Это предполагаемый день кончины иеромонаха Павла (Троицкого). Точной даты не знает никто. Старец не хотел, чтобы знали. После него остались письма и несколько черно-белых фотографий.

Служат более десяти священников. Среди них: настоятель храма протоиерей Владимир Воробьев, мой духовник протоиерей Александр Салтыков и протоиерей Димитрий Смирнов. Был и владыка Пантелеимон (Шатов). У него тоже свой уникальный опыт общения со старцем. Сегодня это пастыри, к которым за советами обращаются тысячи людей. А были дни, когда они сами обращались с вопросами к иеромонаху Павлу. Он отвечал в письмах и открывал, как уверены священники, Божию волю. Удивительно, что его никто и никогда не видел.

Протоиерей Владимир Воробьев – ректор ПСТГУ – хранит ценные письма. За 20 лет у него скопилось их приблизительно 150.

– Все письма являют удивительную прозорливость отца Павла, несравненную любовь, благодатный талант пастыря и духовника. Отец Павел тщательно скрывал свои дары, но из писем делается ясно, что он видит будущее как настоящее, видит то, что происходит в Москве, в Петербурге, в Красноярске или в Америке, так, как будто всё это совершается на его глазах, – рассказывает отец Владимир Воробьев.

Протоиерей Александр Салтыков – двоюродный брат отца Владимира. Об отце Павле он впервые услышал при очень необычных обстоятельствах:

– Это было во время тяжелой болезни моего духовника отца Иоанна в 1971 году. Находясь в беспамятстве, он вдруг четко сказал: «Вот еще Павел идет сюда с кем-то».

Так и началась их переписка – старца-затворника Павла и выпускника искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ – он стал обращаться к старцу с различными вопросами о духовной жизни.

– В течение многих лет я получал от него драгоценные для меня письма с ответами на мои вопросы. В этих ответах на вопрошания, часто наивные и неглубокие, дух подлинной мудрой церковности, подобно как в письмах великих старцев Оптиной пустыни и других. По благословению отца Павла я вступил в брак с Татианой Анатольевной Сысоевой, с которой почти не был ранее знаком, но брак наш оказался счастливым, – делится воспоминаниями отец Александр Салтыков.

Будущий священник о своем призвании узнал от отца Павла.

– После кончины отца Всеволода отец Павел мне написал: «Пора быть священником». Все мои последующие шаги в служении Церкви совершались под внимательным и любящим наблюдением отца Павла.

Во время панихиды пытаюсь понять, что же это был за человек, который воспитал целую плеяду ярких протоиереев, оставил после себя сотни писем и всего несколько фотографий. Удалось разговориться с настоятелем Николо-Кузнецкого храма отцом Владимиром Воробьевым.

– Отец Владимир, вы переписывались со старцем очень долго. Каким он вам запомнился?

– Иеромонах Павел (Троицкий) был замечательным святым старцем. И хотя он скрывал свои благодатные дары и сам скрывался, жил в затворе последние 50 лет своей жизни, но сила его даров делает его очень значительным святым XX века. Как сказано в Евангелии: «по плодам их узнаете их». Его плоды – плоды его духовного окормления, молитв – у всех на виду. Много замечательных священников, больших приходов, крепких общин, очень деятельных, глубоко церковных людей. Сколько храмов построено и открыто, да и других церковных учреждений. Всё это сделали его ученики. Вот это уже говорит о масштабе его подвига.

Читать еще:  Крестник и крестный одна группа лиц. Обязанности крестной матери во время и после крещения

– А чему простых людей, мирян может научить пример отца Павла (Троицкого)?

– Он нас всегда учил искать волю Божию и жить по воле Божией. Это был главный принцип его жизни. Мы его спрашивали, он нам говорил: «Такова воля Божия». У него был этот дар: он знал волю Божию.

– Слышал, что старец отвечал в своих письмах на вопросы еще до того, как они были заданы.

– Да, отец Павел отвечал на письма, еще им не полученные. И даже на ненаписанные письма. Со мной было несколько таких случаев.

– Что известно о дне кончины отца Павла (Троицкого)?

– Он скончался в начале ноября. Но он специально захотел скрыть день своей кончины. Те духовные чада, которые с ним жили, исполнили его волю. Он заранее нам написал, что хочет умереть втайне. Как он жил втайне, так и умер втайне.

– В интернете только несколько фотографий отца Павла. Больше не сохранилось?

– Их немного, но они есть. Какие-то мы уже опубликовали.

Старец Павел (Троицкий) скончался в начале ноября 1991 года. Ему было 97 лет. В строгости и скромности он уподобился своему древнему святому покровителю – преподобному Павлу Фивейскому.

Избранные поучения отца Павла (Троицкого)

В ПСТГУ почтили память подвижника и старца иеромонаха Павла (Троицкого)

6 ноября в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе традиционно совершается Литургия и панихида в память о иеромонахе Павле Троицком, среди духовных чад которого было много клириков и прихожан Николо-Кузнецкого храма. Отец Павел всю жизнь старался во всем исполнять волю Божию и учил этому других. Во времена безбожной власти, когда церковная жизнь в советском государстве была под запретом и совершалась во многом тайно, отец Павел явил подвиг пастырского служения.

Иеромонах Павел (в миру Петр Васильевич Троицкий) родился 11 января 1894 года в селе Тысяцкое Новоторжского уезда (сейчас Кувшиновский район Тверской области) в семье священника. Уже с детства Петр проявил себя молитвенником. После службы в армии он пришел в Данилов монастырь, где игуменом был великий подвижник владыка Феодор (Поздеевский), который и постриг Петра Васильевича в монахи с именем Павел в честь древнего святого III века, преподобного Павла Фивейского. Позже отец Павел был рукоположен в иеродиакона, а вскоре и в иеромонаха. В монастыре отец Павел управлял хором и исповедовал. Уже в 1929 году он был осужден якобы за антисоветскую деятельность и отправлен в первую ссылку в Казахстан на пять лет. Эта ссылка свела отца Павла со стареньким архимандритом Арсением из Рязани, с которым он очень подружился. Отец Арсений научил его жить по воле Божией и так молиться, чтобы воля Божия для него становилась понятной.

В 1934 году отец Павел освободился, а в 1937-38 гг. начались новые аресты и практически вся Даниловская братия была расстреляна. В 1939 году отец Павел был снова арестован. Его допрашивали, но он отверг обвинения в антисоветской деятельности и никого на допросах не назвал. Отца Павла приговорили к 8 годам лишения свободы в Ивдельлаге — исправительно-трудовом лагере, который был расположен в Восточной Сибири вдоль притока Оби, реки Ивдель. Работы на лесоповале были тяжелыми и изнурительными, но он выжил, потому что все время болел и был переведен на работы в санчасть.

Когда отцу Павлу удалось освободиться из лагеря, он вернулся на родную тверскую землю и поселился на западе от Твери, в городе Кувшиново, в изолированном маленьком домике и первые 10 лет никому не открывался, кроме сестры.

Именно оттуда, из Кувшиново, отец Павел писал письма своим духовным чадам. Благодаря духовному руководству отца Павла многие священнослужители получали большую духовную пользу и возрастали от силы в силу, имея опытное знание, что значит жить по воле Божией, открывавшейся через их духовного отца. Впоследствии многие духовные чада отца Павла сами стали мудрыми духовными наставниками для нового поколения душ, жаждущих пути Божия.

По свидетельству одного из духовных чад, известного ныне священника, каждое из писем отца Павла являлось сильнейшим и страшным духовным переживанием, а также уроком христианской жизни, не потерявшим актуальности до сих пор. Отец Павел постоянно давал советы как в отношении личной жизни, так и в отношении правильного духовного руководства людьми, которые приходят в Церковь. По благословению иеромонаха Павла Троицкого его духовные чада открыли лекторий, который со временем вырос в университет.

В письмах могли содержаться и предупреждения об опасности или грядущих событиях. Отец Павел писал своим чадам, что он знает о них все, что он находился рядом с ними и мог даже описать, кто и что делал. Его чада свидетельствовали, что отец Павел обладал совершенной прозорливостью и духовным даром видеть не только события, которые происходили за много сотен километров, но и то, что происходит в уме и сердце человека. В письмах он писал, что видел своих чад, и мог откликнуться и написать ответ на их мысли или недоумения до того, как они писали ему об этом. Такие откровения в письмах рождали страх Божий в сердцах его духовных чад, так как одно дело верить, что Бог все видит, а другое – когда Бог через старца обличает в том, в чем и признаться боимся. Но все обличения отца Павла были написаны с такой любовью, что духовные чада даже желали этого сурового обличения.

Читать еще:  И какой мужчина ей нужен. Какой мужчина нужен женщине для брака и семьи

Последние годы своей жизни отец Павел жил строгим отшельником, подобно своему небесному покровителю. Известно, что он скончался в 1991 году, в первой декаде ноября, не дожив двух месяцев до своего 98-летия. Но ни точной даты смерти, ни места его захоронения не знает никто. Следуя завету своего небесного покровителя, преподобного Павла Фивейского, он запретил кому-либо сообщать об этом.

Интервью с духовными чадами о. Павла Троицкого:

Афонский старец Гавриил: о том, как узнать волю Божию и что такое жребий

Вопрос о том, как узнать волю Божью – это главный вопрос духовной жизни, для меня, например.

Прежде всего Господь отвечает нам самими обстоятельствами жизни. И он отвечает тремя способами: да, нет или подожди. «Да» – это значит, что ты можешь делать все, что ты говоришь. «Нет» – это значит, что это тебе не полезно. И «подожди» – означает, что еще не время.

Нужно доверять Богу, хотя бы потому, что Он сотворил нас.

Ты служил в армии? Помнишь, как там на вечерней поверке называют твое имя, а ты отвечаешь «Есть!»? И тогда тебе говорят идти туда-то и делать то-то. Но, чтобы тебя отправили что-то делать, ты должен сказать: «Присутствую! Я здесь!». Так вот, Господь попускает в нашей жизни многие вещи, которые мы не можем понять. И, может быть, никогда не сможем. Наша повседневная будничная жизнь – это величайшая тайна и узнавать волю Божью это великое искусство.

И у меня бывают случаи, когда я не знаю волю Божью. Тогда я делаю так: я пощусь строго некоторое время и несколько дней усердно молюсь, а потом иду к духовнику и спрашиваю его решение. А если не можешь спросить духовника, не всегда это возможно, то можно сделать так. Прежде чем пойти на литургию, кладешь в карман жребий: «да» и «нет». Молишься на литургии, а потом вынимаешь жребий в конце ее.

Знаете, жребий – это вещь серьезная. Этим пользовались с давних времен, еще Гомер использовал его. В древней Греции, прежде чем идти на какое-то сражение, воины всегда бросали жребий. Вспомните в Ветхом Завете было, даже идолослужители использовали жребий, чтобы узнать волю богов. И Бог открывал свою волю даже им.

Вспомните историю пророка Ионы, когда он хотел бежать от лица Божия в Фарсис. Он сел на корабль и в дороге разыгралась страшная буря, так что все поняли, что корабль скоро пойдет ко дну. И тогда бросили жребий. Из большого количества людей жребий пал именно на Иону, Бог показал именно на него как на причину бури.

Да что там Ветхий Завет! Жребий использовали даже апостолы. А ведь святые апостолы имели Святого Духа в себе и могли знать волю Божью без всяких жребиев. Но Бог показал им, что Ему угодно показать им Свою волю именно через жребий. Помните, как избирали преемника погибшему апостолу Иуде? Через жребий.

Так что если не можешь спросить духовника, то можно делать жребий. Лучше всего это делать после того, как примешь участие в литургии. Так и молишься: «Боже, покажи свою волю!» и вытаскиваешь жребий.

Я хочу сказать, что познать волю Божью – это очень тяжело. Это великая тайна даже для святых. И я вам напомню одну потрясающую историю из Ветхого Завета.

Когда пророк Давид стал царем над десятью коленами Израилевыми, он решил исчислить народ Божий и провести перепись, чтобы узнать, сколько тысяч людей есть в каждом колене. Но это желание вменилось ему в грех. Ведь он хотел пойти на войну и для того решил узнать, сколько у него есть людей. А на войне побеждал ведь Господь, а не люди.

Бог управляет своим народом. А что такое Давид – пустое место? Разве он Бог? И в ответ Господь поразил Израиль бедой, так что Давид взмолился: «Согрешил я!» Но как исправить свой грех, он не знал.

И тогда послал Господь ему пророка Гада, который возвестил ему волю Божию: «Выбирай одно из трех: или три года будет у тебя страшный голод, или три месяца ты будешь немощен и меч врагов твоих будет везде настигать тебя, или на три дня меч Господень опустится на Израиль и будет мор по всему Израилю».

И Давид понял, что он сейчас должен выбрать что-нибудь одно, потому что Господь не предлагает два или три раза. В ответ он только и мог сказать: «Ох, как тесны мне все три беды! Три года голод? Да, как мы выживем? Три месяца будут гнать меня мои враги? Да, они убьют меня. Три дня будет страшная эпидемия? Да, мы все погибнем».

Читать еще:  Во сне ловить большую рыбу на удочку. Сонник ловлю рыбу удочкой

И в ответ Давид сказал: «Лучше мне впасть в руки Бога, чем в руки человека, потому что Бог милосерднее». И Давид выбрал. И Господь обрушил моровую язву на Израиль и уничтожил 70 тысяч человек.

И вот среди всего этого ужаса Давид увидел, как идет архангел с обнаженным мечем и уничтожает людей Израиля. И тогда Давид возопил к Богу: «Боже мой! Ведь это же я сделал перепись, я согрешил! А люди мои, чем они виноваты? Порази меня за мой грех, но пощади людей!»

И ангел Господень шепотом сказал ему: «Быстрее, быстрее. Построй Господу жертвенник и принеси Ему жертву. И тогда наказание окончится».

Давид бросился покупать землю, где стоял ангел, быстро построил жертвенник и принес жертву. И мор закончился.

А вот посмотрите на этот случай. Разве Давид не знал, что Богу не понравится перепись? Ведь он же был пророк, его предупреждали. Нет, просто он как человек подчинился худшей своей части. Вот видите, как тяжело узнать волю Божью и следовать ей.

А вот другой случай из жизни царя Давида. Давид захотел построить храм Богу. И он уже все подготовил, собрал все нужные материалы для постройки. Спросил пророка, и тот ему ответил: «Да, строй». А Бог не захотел принять от него храм. Потому что Господь захотел, чтобы его сын Соломон построил храм. Ведь Давид был царь войны. Он убивал людей на войне. А храм должен строить человек без смертных грехов.

Ну и напомню вам еще одну историю из Нового Завета. Помните, как святой евангелист Иоанн и его брат Иаков просили у Господа сесть одесную и ошуюю Его в Царстве Небесном? И помните, что им сказал Господь? Он сказал им: «Вы не понимаете, что просите».

Как это понять? Неужели апостол Иоанн, первый апостол богословия, не понимал, что он просит? А ведь Иоанн – покровитель богословия. Неужели он не понимал таких простых вещей? Да, в этом случае он именно не понимал, хотя сейчас это понятно даже нам.

Все это я вам рассказываю, чтобы вы поняли: познать волю Божью – это великий труд и это не просто даже для святых.

К преподобному Серафиму Саровскому однажды пришел один брат и спросил:

– Старче, кто в нашем монастыре самый добродетельный, самый святой?

Преподобный Серафим ответил:

– Первое – это игумен. Он самый святой. Потом – его заместитель. А третьим будет повар.

– Что!? Повар!? – воскликнул удивленный брат – Да его сатана привел в монастырь! Он весь монастырь перевернул с ног на голову. Разве может быть такой человек на третьем месте по святости?

На это преподобный ответил:

– А если бы он попал в мир, он совершил бы 30 величайших преступлений. Но он сдерживает все плохое в себе и прилагает усилия больше всех в монастыре вместе взятых.

Вот, видите насколько по-разному Бог судит людей. Разве за один и тот же грех монахиню и развратную блудницу Господь будет судить одинаково? Очень трудно узнать суд Божий. А чтобы нам совсем утвердиться в этом понимании, давайте выйдем за пределы Святой Горы.

Много лет назад в Афинах было большое землетрясение, и все, кто там оказались, бросили все и встали молиться Богу, воздевая руки в молитве. И не встал с ними лишь один человек. Когда это страшное событие закончилось, то офицер, который там управлял в то время, подошел к этому человеку и просто набросился на него с обвинениями.

– Как тебе не стыдно!? Послушай, разве это не грех? На твоих глазах могли погибнуть люди.

А этот человек заплакал и сказал:

– Я на войне за Грецию потерял обе ноги, а ты спрашивает меня почему я не встал.

Тогда уже заплакал и офицер.

Видите, как сложны к пониманию судьбы Божьи и познание Его воли. Поэтому надо быть очень острожными в своем суде. Глубины жизни знает только Бог. И первый духовный закон таков, что каждый человек должен молиться за всех. Потому что нам неизвестны судьбы Божии, и самый плохой человек может покаяться и опередить нас в Царствии Небесном.

Я знаю один случай, когда человек бросился в пропасть, но на лету сказал: «Господи, помилуй!» и был прощен. Это было открыто одному подвижнику.

Итак, мы не знаем, как судится каждая душа. Итак, ты делаешь что можешь и не оставляешь духовных обязанностей, и я делаю что могу, а то, что мы не можем – приложит Господь.

Монах должен обязательно иметь духовника. Монах освящается двумя вещами: тем, что открывает мысли, чисто исповедуется, и тем, что делает все по благословению. Иначе сатана любого христианина может очень просто поймать.

Источники:

http://pravoslavie.ru/87615.html
http://moskva.bezformata.com/listnews/startca-ieromonaha-pavla-troitckogo/79064855/
http://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/61118-afonskij-starec-gavriil-o-tom-kak-uznaty-volyu-bozhiju-i-chto-takoje-zhrebij

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector