Купол собора святой софии был новаторской конструкцией. Храм святой софии в константинополе

Новаторская композиция собора св. Софии в Константинополе. 532-537гг

Собор Софии – принципиально новое сооружение в архитектуре. Арх-ры Анфимий, Исидор. Новаторство было выражено в функции, конструкции и образном решении.

Собор Софии из тех произведений арх-ры, к-е глубоко связаны с прошлым, в к-х учтены все основные достижения арх-ры предшествующих эпох, но в к-х доминирует новое. Новое назначение, конструктивные приемы и арх-рно-худ-ные особенности преобладают в Софии, выступая на 1й план, заслоняя собой традиционное.

Собор был главным общественным зданием в Константинополе – главный патриарший храм, главное здание ансамбля. Нельзя точно представить первонач-е арх-ное окружение. Она не стояла изолированно, была окружена зданиями и дворами. Ее нельзя было обойти кругом.

В основе нового типологического решения – требования быта, к-е отражены в организации плана. Здесь встречались все слои, происходили сложные церемонии церковно-светского хар-ра (укрепление власти). Необходимо было большое пространство, место для действия, алтарь, место для переодеваний и приготовлений. Необходимо было сооружение с большим свободным центральным пространством для церемоний и просторными окружающими его помещениями для огромного числа зрителей. В центре должна была находиться кафедра-амвон — место средоточия церемоний. Центральная часть здания должна иметь придаток в виде алтаря, изображавшего небесное царство. Эта программа легла в основу проектирования Софии. Отдельные элементы были раньше. Но в целом она приняла окончательную форму только при проектировании нового грандиозного главного церковного здания Византии.

Исп. Выдающиеся постройки: Пантеон – купол, базилика Максенция — деление на 3 нефа, купол на парусах.

Похожие функц-е требования возникли еще в предшествующий период

? тип купольной базилики, к-й был выбран для Софии. Но размеры Софии, многолюдность и своеобразие культовых действий —это заставило арх-ров заново продумать арх-рный тип купольной базилики и по-новому его организовать с учетом римского архитектурного опыта.

Анфимий и Исидор положили в основу малоазийский тип купольной базилики: центральная часть перекрыта куполом ? начало центричности, базилика укоротилась, подтянувшись к куполу. Такая купольная базилика содержала основные помещения, необходимые для византийского культа VI в.: главное центральное помещение, к к-му примыкают алтарная часть, двухъярусные галереи для зрителей и нартекс.

Отличие купольных базилик от древнехристианских базилик Рима: прибавление купола. В древнехристианской базилике все направлено к алтарю (единственный центр интерьера). В купольной базилике возникает 2й центр под куполом: глубокое изменение концепции церковного здания, обусловленное изменением системы культа и религиозной идеологии (внимание присутствовавших не всецело поглощено алтарем). -основная предпосылка появления купола над серединой главного нефа.

Наиболее выдающиеся арх-рное достижение в Софии – прием, при помощи к-го связали воедино базилику Максенция и купол Пантеона. -наиболее смелая и удачная идея в арх-ре прошлого. Это гениальное решение охватило функц-ную, конструктивную и худ-ную стороны арх-ры. Привело к удивительно полноценному комплексному арх-рному образу.

Изобрели систему полукуполов, связывающую купол с базиликальной основой. В систему входят 2 больших полукупола и 5 малых (должно быть 6 малых, но 1 заменен цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса). Это отступление от системы выделяло главный входной портал и 2 меньших портала по его сторонам. Через эти порталы из нартекса входили процессии, через главный портал проходили император и патриарх. Полукупола связали базилику и купол – создана купольная базилика – совершенно новый тип.

Композиционный прием фиксирует расположение купола в самом центре здания. Ранее в купольных базиликах оно колебалось в связи с удлинением или укорач. цилиндрических сводов, находящихся к западу и к востоку от купола. Обычно алтарь притягивал к себе купол.

В Софии полукупола создают к востоку и к западу от купола формы, имеющие одинаковую глубину – купол не может быть сдвинут со своего места и уверенно отмечает центр интерьера. Конха апсиды включена в систему полукуполов (алтарная часть закономерно привязана к куполу и главной части интерьера). Создана арх-рная система, узаконившая оба центра — купол и апсиду (амвон и алтарь). Система полукуполов связала направленность к алтарю (базилика) и центричность (купол). В Софии базилика и купол органически связаны друг с другом. Это настоящая купольная базилика, увенчание всего развития архитектурного типа.

Полукупола образуют фигуру, близкую к овалу, создавая связующее звено между базиликой и центрическим зданием. Образованы 3 вписанных друг в друга фигуры, переходящие 1 в другую: прямоугольник основного очертания плана, овал полукуполов и окружность купола. Овал – переход от прямоугольника к окружности.

!Новый метод перехода в Софии от квадрата плана к окружности купола — применение парусов, к-е родственны по своим очертаниям полукуполам, что делает понятным применение полукуполов и парусов в большом масштабе в одном здании. Паруса – плавность перехода от прямоугольной нижней части центрального нефа к окружности купола, к-я соответствует ритму экседр. Уже давно было указано несколько более ранних случаев применения парусов, чем в Софии. Но эти примеры относятся к постройкам очень небольших размеров и крайне незначительным в архитектурном отношении. Примеры более раннего, чем в Софии, применения парусов говорят о том, что Анфимий и Исидор имели предшественников. Но за ними остается заслуга первого применения парусов в грандиозном масштабе и глубокое осмысление этого конструктивного и художественного приема. В Софии паруса настолько связаны с общей композицией здания, что на их месте невозможно представить себе какое-либо другое решение.

Читать еще:  9 день после похорон что происходит. Молитва «Отче наш»

Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Разрушение храма

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II , завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Мечеть Айя-София

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Музей Айя-София

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре.

Схема храма Святой Софии

1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II

Видео про собор Святой Софии

1482 года назад был освящен собор святой Софии в Константинополе.

27 декабря 537 г. в столице Византийской империи Константинополе был освящен Храм Святой Софии

Читать еще:  Когда плутон вошел в знак козерога. Прогнозы на будущее


(Именно так, без минаретов и пристроек должен был выглядеть собор Святой Софии в Константинополе во времена Византии)

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при византийском императоре Константине I.
С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году.

Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.


(св. Юстиниан (Иустиниан) Великий со свитой, полное имя: Флавий Петр Савватий Иустиниан)

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора).

Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что « в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания », и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. « Соломон, я превзошёл тебя! » — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

Прокопий Кесарийский, современник строительства, описывая постройки императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии:

Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони.
(Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5: I:27)

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы « злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей ».

На нём император поместил надпись « Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора ». Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную).

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В XIV веке лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.


(Святая София в наше время)

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья.
Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой. Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания.

Читать еще:  Лучше начинать дела лунному календарю. Ведем домашнее хозяйство по лунному календарю


(мозаика с изображением святителя Иоанна Златоуста)

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плавне пространством с помощью сферических треугольников — парусов — которые в дальненйшем получили большое расространение в мировой архитектуре.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты). Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей.

Компания за освобождение храма

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии — «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council). На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: « Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери. Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству ».

Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (Chris Spirou) в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:

Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году.

Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению.

Святая София может стать мечетью

13 сентября 2018 года Конституционный суд Турции отклонил обращение частной организации «Управление по историческим памятникам и окружающей среде» о возвращении собору статуса мечети, назвав данное требование «недопустимым».

Однако через полгода после решения США признать суверенитет Израиля над Голанскими высотами президент Турции Эрдоган 27 марта 2019 года объявил, выступая в Стамбуле, о том, что Софийский собор вскоре станет мечетью. Ранее президент Турции также разрешил в Святой Софии ежедневно читать Коран во время Рамадана. МИД Греции осудил это решение. Афины назвали действия Анкары граничащими с фанатизмом и заявили, что мусульманские обряды в памятнике всемирного культурного наследия непонятны и являются проявлением неуважения и отсутствия связи с реальностью.

На сегодня Софийский собор остается музеем.

Источники:

http://studopedia.ru/4_62776_novatorskaya-kompozitsiya-sobora-sv-sofii-v-konstantinopole–gg.html
http://1chudo.ru/khramy/85
http://ru-polit.livejournal.com/19367369.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: