Куда целовать иконы в церкви. Икона на цепочке

Как правильно прикладываться к иконе?

Среди всего православного народа встречаются люди, которых можно отнести к «номинальным» христианам. Они ходят в храм на Рождество или Пасху, стремятся исполнять все обряды «народного» православия, т.е. пекут куличи, святят водку, купаются в проруби на Крещение, но внутри они обычные миряне, которые обманывают, крадут и ведут крайне непотребную жизнь. Для избежания такого несерьезного и поверхностного отношения к церкви, служителя стремятся максимально подробно донести до христиан смысл того или иного таинства — чтобы препятствовать распространению ересей, но растить разумную и думающую паству.

К таким обрядам относится и прикладывание к иконе. В VIII-X веках горели пожары иконоборчества, потому что служители решили понять образа повыше, поскольку люди так крепко прикладывались, что и золоченую раму откусывали. Как правильно прикладываться к иконе, а главное, зачем это делать?

Обязательно ли целовать образа в церкви

Следует понимать, что для православного христианина икона — это не просто доска с красками или картина, это благоговейный оттиск личности святого, который на ней изображен. Поклоняются люди не картине, а святому, который заслужил быть запечатленным.

Важно! Через священное изображение православные христиане могут вступить в таинственное общение с изображенной личностью.

Это раскрыто в обосновании VII Вселенского собора, где указывается, что честь, воздаваемая образам — это честь, которая относится к личности святой, которая изображена. Также четко указано, что доскам воздается почтительное поклонение, а Господу — Божеское. И почтение икон совсем не означает поклонение, поскольку поклонения заслуживает один Господь.

Немаловажно понимать и чувствовать разницу между обычной картиной или фотографией и иконой. В первом случае это просто запечатленный человек, а во втором — священное изображение святости человека, который был послушен Богу и всю жизнь положил перед Его престолом. У доски иное содержание, она говорит своим языком и выражениями. Даже человек, который изображен на ней, не похож на себя из-за того, что рисуют не тленную плоть, а священный дух, который был вложен в человека Творцом.

Так для чего необходимо прикладываться к изображениям святых? Все на том же Вселенском соборе было дано определение, для чего это необходимо: для воспоминания жизни человека и его мучений (в случае изображенного мученика), чтобы в этом воспоминании разделить и сделаться сопричастными некоему освящению. При этом стоит понимать, что все богослужение, вся литургия направлено лишь на одно — понять и услышать Господа, поклониться Ему. А все остальное — прикладывание к иконам, зажигание свечей, накладывание крестного знамени и прочее — это лишь средства достижения благодатного чувства поклонения.

Читайте о почитаемых иконах святых:

Как следует прикладываться к иконе

Многие священники советуют для прикладывания к иконам приходит чуть раньше начала службы — это позволит все сделать не спеша, без суеты и тем самым искреннее и благоговейно поклониться Богу. Поэтому лучше приходить до основной массы людей, толп и суеты.

Крайне полезно быть в храме не только в воскресный день, но и среди недели, особенно если в храме ежедневно идет служба.

Настроиться на службу следует заранее, еще до входа в храм — это позволит максимально открыто слушать Слово Божье и принимать учение и наставление. Перед входом следует три раза перекреститься, перемежая это поясными поклонами. Женщинам следует повязать платок на голову, а мужчинам, наоборот, снять головной убор. Сразу после входа в храм надо приобрести церковные свечи — их можно ставить перед образами.

Если есть нужда помолиться за близких, можно написать там же в церковной лавки молитвенную записку и передать ее священнику.

Чтобы приложиться к святому образу следует пройти вглубь церкви к иконостасу и вначале поклониться главной церковной иконе. Вначале следует поклониться у аналоя и перекреститься два раза. Главный образ обычно находится в центре иконостаса и обильно украшен цветами или другим декором.

Рекомендации

Во время празднества какого-либо святого его образ украшают и помещают рядом с главной храмовой иконой. В такие дни следует прикладываться вначале к этому образу. Есть ряд советов и рекомендаций, как лучше это сделать:

  1. Оставить у входа или под чьим-то присмотром сумки и пакеты. Пусть руки будут свободны, как и мысли.
  2. Не торопиться и не подгонять стоящих впереди — почтение и спешка понятия несовместимые. Подходить к иконостасу следует спокойно и учтиво, не торопясь и не бегом.
  3. Женщинам следует стереть накрашенные губы или вообще не красить их перед богослужением. Касаться стекла образа накрашенными губами не только неприлично, но и недопустимо.
  4. Поклоны и крестное знамение следует совершить при подходе к аналою и еще два раза перед образом непосредственно.
  5. Если перед иконой находиться священник, который помазывает елеем каждого, то следует вначале 2 раза поклониться иконе и перекреститься (также 2 раза), подойти за помазанием и благословением и затем совершить еще один поклон с крестным знамением.
  6. Прикладываться к образу надо в местах изображения рук, ног или ризы. Недопустимо касаться стекла у изображения лика — это невежливо и не допускается церковным этикетом. Прикладывание к ризам и рукам-ногам святого показывает, что человек не достоин большего по своей греховной натуре. Допустимо целовать в изображение волос или рук (касательно икон Спасителя Иисуса Христа и Иоанна Крестителя).
  7. Если образ групповой, т.е. на нем нарисованы несколько святых или даже группа, то приложиться можно единожды к основанию иконы.
Читать еще:  Цветущий цветок во сне для женщины. К чему снятся цветы? Что значит дарить во сне цветы живые

Важно! Перед образами Спасителя следует читать молитву покаяния и прощения: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя». Перед образом Богородицы также можно говорить молитву покаяния и просить о милости.

Читайте об известных иконах Спасителя:

Как зажигать свечи

Свечи зажигают также как жест благоговения и почтения. Обычно их ставят у аналоя или у конкретного образа. Для этого устанавливают специальное устройство с отверстиями, в который можно вставить церковную свечу. Поджигают свечу от уже зажженных свечей и аккуратно устанавливают в свободные отверстия. Во время этого можно говорить: «Господи, помилуй» или читать любую молитву.

Для зажигания специальных заупокойных свечей надо немного отойти в сторону. Обычно слева стоит особенный столик на 40 свечей — канун. Именно туда устанавливаются заупокойные свечи во время чтения молебна. При этом не надо покупать отдельную свечу для каждого умершего родственника, достаточно поставить одну за всех. Заупокойные свечи ставятся в конце службы перед уходом из храма.

На заметку! Если человек только начал посещать богослужения и не может сориентироваться как следует зажигать свечи, обычно рядом с ними стоят священнослужители, которые могут помочь в этом.

В целом, прикладывание к иконе — это таинство, которое призвано сломить гордость человеческую и позволить христианину укрепиться в его вере. Брезгливость и упорство в данном случае является проявлением гордого сердца, которое следует смирить. Прикладывание к иконе — это благоговейная и почтительная традиция, которая направлена на взращивание почтения у верующих к их предкам и тем людям, которые всю свою жизнь отдали на служение Господу.

Важно! Пустое прикладывание к образу без веры и ради «так надо» и «все так делают» не принесет пользы человеческому сердцу, наоборот, еще дальше уведет его во грехи.

Обязательно ли целовать иконы в церкви?

Целовать иконы в храме это вредить своему здоровью, ибо до вас ее уже целовало 1000 человек, не секрет что в храм ходят за исцелением, соответственно там оставляют болезни и приносят тоже болезни, передающиеся воздушно капельным путем, к примеру, вот серебрить воду можно, серебро убивает даже палочку коха, а целовать иконы надо воздерживаться, на крайний случай просто коснутся лбом.

Люди целуют иконы НЕ потому,что НАДО. А потому что сами этого хотят. Когда вы видите близкого и любимого человека, вам хочется его обнять и поцеловать, -вот то же самое чувствует верующий человек не к иконе, а к Тому, кто на ней изображен. Например, помолился верующий НиколаюУгоднику, и такая теплота и милость в его сердце потекла, что он “приложился” ( как бы “обнял”) и поцеловал изображение. Так вот, люди в храме целуют ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по личному желанию, и никаким образом это не входит в обязаловку или Устав.

Читать еще:  Какие знаки визуально остаются молодыми. Юмор ФМ - Главный по юмору

Целуя иконы, истинный православный вовсе не поклоняется изображенным на них ликам Марии или Святых – это просто глубокая форма выражения почитания или уважения. Кстати, крест целуется по той же причине. Издревле, поцелуй считался высшей ступенью доверия, так мы показываем, что полностью открыты.

Никакой магии в прикладывании к той или иной иконе нет и, по большому счету можно было бы и не целовать, но это естественное выражение эмоций, так мать целует фотографию друга сына – они вместе служат в неспокойном месте, вот она и мысленно просит помогать ее сыночку. Она не поклоняется другу на фото, вовсе нет, для нее главное – ее сын. И фотография самого сына для нее важна ровно до того момента, пока она вновь не воссоединится с ним.

Конечно, есть люди, считающие, что поклонение разным иконам – это своеобразная магия, заболел зуб – целуем одно изображение, проблемы в любви – другое. Это не христианский подход, никакой магии в вере не должно присутствовать, но только любовь. Именно ею и стоит руководствоваться в храме – есть традиция поцелуев, так почему бы и не последовать ей, дабы не ввести окружающих в осуждение. Можно просто приложиться не губами, а лбом. Если уж совсем не хотите – не нужно, только не нужно это делать демонстративно.

Благочестивые правила целования икон

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон — это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении — в ручку); Божию Матерь и святых — в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в волосы.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное — мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего.

Читать еще:  Что нужно сделать перед крестинами крестной маме. Что нужно сделать перед крещением ребенка

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот — излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон — это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу — Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».

Мирские люди часто путают икону — образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом — обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, — трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона — это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.» Прп. Ефрем Сирин

Источники:

http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kak-prikladyvatsya-k-ikone.html
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2776089-objazatelno-li-celovat-ikony-v-cerkvi.html
http://dishupravoslaviem.ru/blagochestivye-pravila-celovaniya-ikon/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: