Кто остановит беззаконие митрополита казанского феофана. Владыка Феофан: старый знакомый папы Франциска, герой Беслана и спецпорученец Кирилла

Владыка Феофан: Беслан: жизнь, разделенная на «до» и «после»

Профессия приучила без особой истерики, несколько отстраненно, реагировать на любые ЧП, войну, террористические акты, к сожалению, это в наше время не редкость, к чему, если говорить честно и цинично, мы привыкли. Конечно, особые волнения возникают, когда понимаешь, что в беде может оказаться кто-то из твоих близких, друзей или знакомых… Но конечно, Беслан по всему ужасу происшедшей трагедии нельзя даже пытаться чем-либо сравнить, это невозможно забыть.

…Еще в конце 90-х годов я познакомился с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ архимандритом Феофаном (в миру — Иван Андреевич Ашурков) – небольшого роста, очень деятельный человек, с юмором, умел разговаривать с журналистами (хотя про него они написали всякое). Потом он стал епископом (сегодня уже митрополит, правящий архиерей Челябинской и Златоустовской епархии), и получил назначение на юг России.

Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан был непосредственным свидетелем тех страшных дней сентября 2004 года. Пару лет назад я встретил владыку Феофана в Москве, по привычки стал задавать ему вопросы, но когда они коснулись событий в Беслане, он резко оборвал мое любопытство: «прости, не могу спокойно говорить, все еще помню глаза того мальчика…»

Из воспоминаний владыки Феофана

— В то утро мы освящали закладной камень в основание нового собора святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике. Был президент республики, губернатор Ставропольского края, полномочный представитель президента. И вдруг, сообщение: «террористы захватили школу». Тут было много журналистов, которые тут же потребовали комментарии – сказал только то, что дети не могут быть торгом в политической борьбе.

После этого я сразу поехал в Беслан, где и провел следующее 58 часов. Через сорок минут я уже был в оперативном штабе. В первые сутки после захвата, мало кто общался с людьми вокруг школы. И я иду к ним – к матерям, близким, к родственникам, ко всем, объединенным ужасным горем. Я начал, насколько это было возможно, успокаивать их. В те первые время, а был там единственным православным священнослужителем.

Когда увидели обезумевшие глаза матерей, отцов со скрипящими от бессильной злобы зубами, что-то близкое к клокочущей лаве, могущее принести еще большую беду, стало ясно одно – Церковь должна быть вместе, сейчас, молитвенно и с детьми, и по возможности физически с жертвами. А жертвой вообще-то оказалась вся страна.

Вначале никого и ничего не хотели слушать. Одно слово — «спасите!». Толпа готова была прорваться к школе, и неизвестно, что бы произошло дальше. Вначале были ропот, уныние, затем после продолжительной или непродолжительной беседы люди начинали слышать наши слова. Кто-то молился, кто-то не молился, но наступало какое-то умиротворение.

Но затем случилась эта страшная беда – взрывы, стрельба, и детей стали выводить из здания… Когда увидел, как несли подростка 14-15 лет, у которого была разодрана в клочья нога. «Скорой помощи» рядом не было, и я взял мальчика на руки, положил в свой автомобиль и отвез в госпиталь. Потом я опять вернулся в Беслан.

После трагедии наступает период глубокой депрессии, злобы и отчаяния. Мать, отец, близкие, потерявшие нередко все и вся, самое дорогое – детей. Кто мог их утешить и восполнить их потерю? Ни чиновник со своими заверениями, что сделал все, что мог, ни даже президент. Здесь должно быть благодатное, растворенное любовью и состраданием слово Церкви не просто через такие же слова утешения, которые все говорят, но растворенные молитвой.

Мы сразу же по всей епархии объявили непрестанную молитву об убиенных и о родных. Все боялись самой большой трагедии – всплеска ненависти и мести. Но Богу содействующе удалось этого избежать. И тогда я понял: это потому, что мы пошли с духовенством буквально по домам, по храмам служить и утешать, отирать слезы, молиться и вместе плакать.

…И вспоминаются также и похороны. Поехали мы со всем духовенством (около 20 человек), с хором семинаристов, и то, что я увидел на кладбище, навсегда разделило для меня время на то, что было до и после Беслана. Для человека, не имеющего веры, можно было представить, что хоронят саму жизнь. Сначала я думал молиться только у могил христиан. И вдруг, может, кто-нибудь меня осудит, мне стало совершенно ясно, что горе у всех – и у православного, и у мусульманина, и у далекого от веры человека. И мы начали ходить с певчими, не разбирая и не спрашивая, от могилы к могиле. Мне стало ясно, что нельзя служить, в общем, для всех, потому что это общее горе, но для каждого оно индивидуально.

И после нам рассказывали мусульмане – нас ничто уже не могло утешить – отчаяние, безнадежность, но когда подходили православные священники именно к нашей конкретной могиле, то приходила какая-то волна утешения…


Фото из архива Журнала Московской Патриархии

Обсуждения

Иван Ашурков (митрополит Казанский и Татарстанский Феофан)

6 сообщений

Создана петиция, призывающая патриарха и Священный Синод остановить безпредел в лице Ивана Ашуркова.

Комментарии к петиции:

Жительница Челябинска:
– Феофан был митрополитом местной епархии и оставил после себя самую недобрую память (мягко говоря). Феофан известен у нас тягой к роскоши, пренебрежительным, хамским отношением к тем, кого он считает стоящими ниже себя. Громким скандалом стало доведение до смерти протоиерея Д.Алфёрова, в чём прихожане церкви “Утоли моя печали”, которую Алфёров построил, прямо обвинили митрополита (священник умер от инфаркта вскоре после того, как Феофан решил убрать его из храма).
Человека от гнусных поступков удерживает вера или совесть; либо то и другое. Я убеждена, что у Ашуркова нет ни веры, ни совести.
https://www.change.org/p/патриарх-кирилл-и-священный-..

Читать еще:  Какие достопримечательности есть в афинах. Города древней греции

Владыка Хитрован, Епифан Сингапурский. такими “титулами” награжден в предыдущих Епархиях. Скандальный след владыки стелется со Святой земли (Горненский монастырь) и по всем уголкам РФ, где отметился “добрый пастырь”. Вот как он сам сожалеет, дворцы не удается за собой переносить – “Могу сказать одно: я оставил ему (мтр. Анастасию) после себя в Симбирской митрополии прекрасную инфраструктуру, великолепное епархиальное управление, красивейший дворцовый дом, в котором он сейчас и живет. В строительство этого дома я вложил личные средства (откуда у монаха личные средства, да и еще на дворцы?). Я же думал, что осяду в Ульяновске навсегда. А меня вот перевели. “, так и приходится возводить на каждом новом месте. Слава славолюбивому -“Разве вы не видите и не слышите меня? За полгода моего пребывания в Татарстане вышло более пятисот публикаций с моим участием.”
https://www.change.org/p/патриарх-кирилл-и-священный-..

Ставропольское духовенство просит вернуть епископа Феофана на Колыму
(Опубликовано 12.01.2009 18:35)

В редакцию газеты «Век» поступило второе Обращение православного духовенства Ставропольской епархии Русской православной Церкви.
В связи с предстоящим Поместным Собором ставропольское духовенство вновь призывает обратить внимание на плачевное положение в Ставропольской епархии, до которого её довёл архиепископ Феофан (Ашурков).
«Век» приводит новое Обращение ставропольского духовенства, принятое в январе 2009 года, полностью и без комментариев.

Обращение православного духовенства Ставропольской епархии к Поместному Собору Русской Православной Церкви:

Уважаемые архипастыри, пастыри, братья и сестры!
Обратиться к вам нас побуждают беззакония, творимые наших архиереем архиепископом Феофаном (Ашурковым).
Два года назад в своем обращении мы писали об астрономических суммах, потраченных арх. Феофаном на празднование своего шестидесятилетнего юбилея. Но чартерные самолеты из Москвы, астрономические суммы за банкет и перекрытие центральных улиц Ставрополя меркнут перед масштабами строительства, развернутого Ашурковым по всей епархии. Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции, и даже в несчастной Южной Осетии, еще не оправившейся от войны, он построил себе целый дворец.
Уважаемые архипастыри, пастыри, братья и сестры! Все так называемые дипломатические заслуги арх. Феофана, который дерзновенно именует себя «великим миротворцем» и «архиереем всего Кавказа» на самом деле есть плод его постоянных «прогибаний» под власть имущих. Всеми внешнеполитическими успехами наша епархия обязана его великим предшественникам, достойно несшим свое архипастырское служение. Отношение же арх. Феофана к своему духовенству отличается беспредельным хамством. Постоянные издевательства над священниками, особенно рукоположенными при Владыке Гедеоне, вымогание у них денег на фоне многомиллионных потемкинских деревень – это и есть наша епархиальная жизнь. Повторим, что о благочестии пастырей правящий архиерей Ставропольской епархии еп. Феофан (Ашурков) судит лишь по величине взносов в епархиальную казну.
Недавние выборы делегатов на Поместный собор проходили на безальтернативной основе, а своим выдвиженцам Феофан открыто указывал, за кого нужно будет голосовать. Узнав о недавних выходках (www.religare.ru/2_60889.html) своего архипастыря в стенах Московской Духовной академии, мы ничуть не удивились – именно так он ведет себя всегда. И открыто хвастается, что его карьера не ограничится Ставрополем и он еще покажет себя в постоянных членах Священного Синода.
Уважаемые архипастыри, пастыри, братья и сестры! Авторитет православного духовенства в составляющих епархию регионах падает. В то время как мудрые архиереи чурались политических баталий или, как досточтимый митрополит Гедеон возвышали свой голос против беззакония власть придержащих, наших епископ стал верной тенью одиозного губернатора Черногорова. За свои систематические поездки с Черногоровым на комбайне Феофан даже получил прозвище «Попрыгунчик». А между тем русские люди, не имея защиты от этнических ОПГ, бегут с Кавказа. Да, на территории епархии немало мусульман и, наверное, с ними нужно поддерживать контакты, однако поддерживать их следует достойно, в духе Владыки Гедеона, а не мчаться по первому свистку читать проповеди в мечетях и пресмыкаться перед мусульманскими политиками.

Мы смиренно просим Священноначалие Церкви вернуть арх. Феофана обратно в солнечный Магадан. Или на Чукотку, где как раз появилась подходящая для него вакансия.

Топ-пастырь: какие пути привели Феофана в Казань

Пять темных историй, которые ставят в вину митрополиту

Митрополиту Феофану пока везёт: хотя православные в Татарстане ропщут на него всё чаще, нет никаких признаков, что почва уходит у него из-под ног.

Впервые недовольство паствы митрополитом Казанским и Татарстанским перешло в публичную плоскость весной 2016 года. В мае в газете “Московской комсомолец Поволжье” было опубликовано письмо верующих патриарху Кириллу – оригинал с множеством десятков подписей под ним “делегация” из Татарстана доставила в Москву. Передавались жалобы Кириллу на Феофана и во время июльского визита Патриарха Московского и Всея Руси в Казань. Очередной скандал с участием Феофана вспыхнул этой осенью и, кажется, вновь разрешился в его пользу. Оппонент Феофана – настоятель Богородице-Успенского монастыря в Свияжске игумена Силуан (Хохиашвили) – отстранен от должности. Митинг противников Феофана, назначенный на 30 октября, в итоге отменен по непонятным причинам. Правда, новых сторонников продолжает собирать размещенная две недели назад на ресурсе change.org петиция с просьбой “призвать митрополита к порядку”. На момент сдачи материала она насчитывала 2993 голоса.

По крайней мере, в Татарстане Феофану уже удалось продержаться дольше, чем в Симбирской митрополии. Там он правил год и полтора месяца, в Казани – год и три с половиной месяца. В отличие от своего предшественника на посту митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия Феофан за свою церковную карьеру вообще довольно много успел поездить по стране и миру. А если учесть, что “выездным” он стал еще при Брежневе, неудивительно, что многие считают Феофана агентом компетентных органов.

Читать еще:  К чему снится черная смола. Сонник смола, к чему снится смола во сне видеть

“Idel.Реалии” изучили досье на Феофана и убедились, что его имя фигурирует в скандалах не впервые.

СКАНДАЛ С МОНАХИНЕЙ

1977г. – определением Священного Синода Феофан (Ашурков) направлен в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 года. С Иерусалимом связан первый скандал с участием Феофана. Скандал – тихий, внутрицерковный, но отголоски его, тем не менее, дошли до наших дней.

Вот как описывает эту историю диакон Андрей Кураев:

“Из журналов Священного Синода:

доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета, председателя Отдела внешних церковных сношений, о Русской духовной миссии в Иерусалиме.

архимандрита Николая (Шкрумко) в связи с истечением срока командировки освободить от обязанностей начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме;

игумена Феофана (Ашуркова), в связи с истечением срока командировки, освободить от обязанностей члена Русской духовной миссии и направить в Троице-Сергиеву лавру для продолжения иноческого послушания.

Начальника Миссии вместо епископства тогда на три года сослали в Почаев, а игумена Феофана на тот же срок вернули простым монахом в Лавру.

Одновременно из Иерусалима отозвали монахиню Горненского монастыря Варвару Третьяк в её родной киевский Покровский монастырь (её опала была дольше: лишь через через 6 лет её назначат толгской игуменьей). Причем официальная её биография говорит, что она поехала учиться в Московскую регентскую школу – хотя и до этого была прекрасным регентом. То есть классическая операция прикрытия: иерусалимским сестрам сказали, что она в Киеве; киевским – что она в Москве. А она в эти годы занималась самым настоящим, трудным и самым святым женским делом.

Зато репутация у нового казанского митрополита точно не голубая, и в Казани он птичек погоняет. Если разрешат. “

Если вчитаться между строк, то сложится следующая картина. Игумена вернули из длительной командировки за связь с монахиней, закончившуюся, как можно понять, беременностью. Архимандрита вернули на Родину за то, что допустил это.

В братстве Троице-Сергиевой лавры Феофан пробыл до сентября 1984 года, после чего был направлен в Экзархат Центральной и Южной Америки в Аргентину, где служил секретарём данного экзархата.

В СССР Феофан возвращается в марте 1987 года. Следующие этапы карьеры:

1987-1989 гг. – нёс послушания в ОВЦС (Отдел внешних церковных сношений, с 2000 г. – связей) Московского Патриархата.

1989-1993 гг. – Экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всея Африки (Египет).

1993-1999 гг. — заместитель председателя ОВЦС Московского Патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

ДЕЛО – ТАБАК

Именно с ОВЦС был связан табачный скандал, разразившийся в девяностые. Напомним, этим термином обозначают события, связанные с беспошлинным ввозом в Россию подакцизных товаров структурами, близкими к РПЦ. По данным российской таможни, меньше чем за год в страну было ввезено 18 млрд беспошлинных сигарет (это 6,6% отечественного рынка табачной продукции в 1996 году).

Как известно, под шквал обвинений тогда попал митрополит Кирилл (Гундяев), возглавлявший ОВЦС Московского патриархата с 1988 по 2009 гг.

Феофан, хотя и оставался в тени, всплыл как минимум в одной публикации журналиста “МК” Сергея Бычкова, который как раз и раскрутил табачный скандал. Правда, непосредственно на сайте газеты статью “Грехи табачного митрополита” обнаружить почему-то не удалось. Она имеется на ресурсе CompromatWiki.

В статье, вышедшей, судя по всему, в первой половине нулевых, Феофану приписывается роль специалиста по финансам. Так же там упоминается темная история с паломническим отделом, развязкой которой тоже стал скандал. Якобы накануне визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Иерусалим вдруг выяснилось, что деньги за паломников в Израиль не перечислялись уже полгода. Впрочем, Феофан, пишет Бычков, исправился и быстро замял скандал. Паломнический бизнес, утверждается в публикации, принес Феофану неплохие дивиденды: квартиру на Старом Арбате в элитном доме, коттедж на Николиной Горе, престижную иномарку.

ЮБИЛЕЙ С РАЗМАХОМ

Недоброжелатели Феофана рассматривали это его назначение епископом Магаданским и Синегорским как ссылку, предположительно связанную с деятельностью в ОВЦС. А вот назначение его спустя три года, в мае 2003-го, епископом Ставропольским и Владикавказским было воспринято ими уже как добрый знак для Ашуркова. В Ставрополе Феофан пробыл до 2011 года. Причем скандалы начали сотрясать епархию с 2007 года.

Местное духовенство оказалось настроено против Феофана и попросило Синод “вернуть его обратно на Колыму”.

“Два года назад в своем обращении мы писали об астрономических суммах, потраченных арх. Феофаном на празднование своего шестидесятилетнего юбилея. Но чартерные самолеты из Москвы, астрономические суммы за банкет и перекрытие центральных улиц Ставрополя меркнут перед масштабами строительства, развернутого Ашурковым по всей епархии. Во всех крупных или курортных городах арх. Феофан возводит себе роскошные резиденции, и даже в несчастной Южной Осетии, еще не оправившейся от войны, он построил себе целый дворец”, – цитирует обращение Ставропольского духовенства издание “Век”.

При этом оппоненты Феофана ставят ему в вину “прогибание” перед властью, и хамство по отношению к духовенству, стоящему ниже его по рангу:

“Постоянные издевательства над священниками, особенно рукоположенными при Владыке Гедеоне, вымогание у них денег на фоне многомиллионных потемкинских деревень – это и есть наша епархиальная жизнь. Повторим, что о благочестии пастырей правящий архиерей Ставропольской епархии еп. Феофан (Ашурков) судит лишь по величине взносов в епархиальную казну”.

Публикация в “Открытой газете” подливает масла в огонь, описывая ряд других скандалов с участием Феофана.

“. руководство РПЦ получило еще одно коллективное письмо по поводу Феофана – на этот раз от духовенства неканонической Южноосетинской (Аланской) епархии, которое требовало “применить самые строгие адекватные санкции в отношении епископа Феофана, поведение которого совершенно не соответствует не только епископскому сану, но и званию рядового гражданина”.

Читать еще:  Сон медведь нападает на другого человека. Значение сна: снится, что напал медведь

Поводом стало вызывающее поведение епископа на праздновании 15-летия независимости Южной Осетии: он-де грубил и панибратствовал с местными архиереями, а также (видимо, в крепком подпитии) позволил себе разоблачительную эскападу: “Это всё кругом моё! Я, русский архиерей, здесь хозяин! Эти храмы все мои! А вы здесь все никто! Вы тут все вместе взятые – временное явление! Я, я здесь хозяин!”.

Но “самую серьезную критику, – пишет “Открытая”, – вызвал его [Феофана] амбициозный проект перестройки трагически известной школы №1 Беслана в православный центр. Ведь хорошо известно, что из 364 погибших во время бесланского теракта 178 были мусульманами.

Кроме того, Ашурков намеревался оборудовать в горах Северной Осетии некий “реабилитационный центр” для матерей Беслана – были собраны огромные суммы денег от спонсоров, но ни единого кирпичика в основу будущего центра не легло”.

Именно после этого, считает обозреватель газеты, “несчастные матери, разуверившись в епископе, перелетели под крыло скандально известного “воскрешателя” Григория Грабового”.

ЦЕРКОВНАЯ ЧЕТВЕРТИНА

В марте 2011 года Феофан становится архиепископом Челябинским и Златоустовским. Этой очередной епархии на его пути тоже не обходится без скандала.

Зимой 2012-го ресурс URA.ru публикует выдержки из письма “некоего гражданина, назвавшегося настоятелем одного из южноуральских храмов”.

В письме критикуется финансово-экономическая политика нового владыки:

“Он [Феофан] обложил все приходы высокой ставкой. При Иове (предшественнике Феофана – ред.) мы отдавали епархии 10%, сейчас – 25. Не отчитывается перед нами, куда идут эти деньги. А еще он любит демонстративно жертвовать на строительство или ремонт храма свои личные деньги. А потом, через церковную кассу, эти деньги возвращает себе!”

В письме упоминается, как под Новый год в храме Александра Невского Феофан пустил по кругу свой клобук, предварительно положив в него немаленькую сумму: “На нужды храмов!”. В URA.ru утверждают, что нашли еще как минимум одного свидетеля этой сцены.

“Батюшки просто растерялись, когда Феофан пустил клобук по рядам. Что могли из карманов выгребали, в том числе и те, что в сельских приходах служат. Клобук-то, между прочим, украшен золотым крестиком в бриллиантовой оправе. Уж очень смешно там смотрелись мятые десятирублевки! Кто-то в рядах робко пытался спросить, а будет ли отчет? Но на него цыкнули: “Ты что? Владыке не доверяешь?”, – цитирует ресурс слова очевидца.

ПЫШНАЯ ВСТРЕЧА ПАТРИАРХА

30 мая 2014 года Феофан возглавляет Симбирскую митрополию. Это самая короткая “остановка” в его карьерном маршруте.

“С его приездом в Ульяновск цены на церковные требы и продукцию взлетели кратно, люди стали возмущались от таких поборов. Если раньше, к примеру, каждый приход в регионе сам закупал крестики, иконки и прочую продукцию, пытаясь найти подешевле, то с приездом Феофана в поставки всего этого были поставлены на поток, причем лишь строго через Епархию. Несмотря на, казалось бы, оптовую закупку, цены на всё взлетели. Епархия под руководством Феофана, накручивала стоимость на первоначальном этапе, а потом требовала еще и с каждого прихода от продаж порядка 20-25% возврата. То же самое произошло с церковными требами: отпеть покойника, крестить новорожденного – на всё это была установлена новая, более дорогая такса” – пишет ресурс ulnovosti.ru.

По этой причине, пишет сайт, приходы едва сводят концы с концами.

Феофану обычно ставят в заслугу визит патриарха Кирилла в Ульяновск. Однако и тут не обошлось без скандала. “Заштатный клирик РПЦ священник Димитрий Свердлов”, как называют его СМИ, поделился у себя в блоге пикантной подробностью:

“дополнительная информация, которая не вошла в новости:
с каждого настоятеля собрали по 160 000 руб. на визит его святейшества

[upd] во избежание перевозбуждения в каментах:

мне, лично, всё равно. у меня нет ни злорадства от того, что вскрылся “грязный” факт. ни злобы. факт, просто нейтральный факт, который может помочь несведущим составить представление о системе. опять же, во избежание болезненных разочарований.

потому что, например, когда ты входишь в храм помолиться, а упираешься в лавку – не разочаровывайся: так надо. когда твой духовник внезапно, посреди полного здоровья, как говорится, начинает у тебя выцыганивать деньги – не удивляйся: так надо.

Другие блогеры умножили эту сумму на количество приходов, сообщает ресурс Vlasti.net, подытоживая: “при наличии в Ульяновской епархии РПЦ 145 приходов, общая сумма собранных “на визит” средств составила примерно 23 миллиона рублей”.

Впрочем, как считают Ulnovosti.ru, именно визит в Ульяновск Кирилла и положил в итоге конец владычеству Феофана в Симбирской митрополии.

“. во время приезда в Ульяновск ульяновским православным удалось передать патриарху РПЦ Кириллу “челобитную”, в которой они излили всё свое негодование по поводу деятельности Феофана, в том числе и коммерческой. Говорят, якобы после этого в регион из РПЦ нагрянула проверка, многие из фактов, указанных в письме, нашли свое подтверждение”.

Впрочем, перевод в Казанскую епархию для Феофана является не ссылкой, а скорее повышением.

Так что, можно сказать, патриарх Кирилл убил своим решением сразу двух зайцев. И нижайшую просьбу исполнил, и одновременно отправил Феофана в более “хлебный” регион, который к тому же и к Москве поближе будет.

Недовольные Феофаном татарстанцы жалуются в общем на то же, на что и прихожане в других регионах. Феофан ведёт себя как топ-менеджер, а не как пастырь. Причем – топ-менеджер, явно рассчитывающий выжать все соки.

Услышит ли патриарх Кирилл мольбы татарстанцев? В ближайшее время – вряд ли. В конце концов, не стоит забывать, кто в девяностые был его замом в ОВЦС.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

Источники:

http://echo.msk.ru/blog/andrej59/925744-echo/
http://vk.com/topic-115015388_33552898
http://www.idelreal.org/a/28093181.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: