Кто из апостолов пришел на русь. Андрей Первозванный – апостол для Руси
Проповедовал ли Андрей Первозванный на Руси?
Андрей Первозванный — один из 12 апостолов и, пожалуй, самый близкий нашей Церкви святой. В каком смысле? По легенде, этот ученик Спасителя добрался до Киева, где установил памятный крест и благословил будущий город. По одной из версий, апостол затем посетил Новгород и удивился традициям местных жителей. Но соответствуют ли подобные истории действительности? Каковым на самом деле было житие апостола Андрея? Чем он прославился и как пострадал за Христа? Об этом читайте в нашей статье.
Как Андрей стал апостолом?
Андрей Первозванный принадлежит к 12 апостолам. Он был родным братом Петра, сыном некого Ионы, и жил в галилейском городе Вифсаида. Вместе с братом Андрей рыбачил на берегу Галилейского озера, которое еще называют озером Кинерет, Генисаретским озером и Тивериадским морем.
По одной из версий, описанной в Евангелии от Матфея и Марка, родные братья рыбачили на берегу озера в тот момент, когда их призвал Христос:
Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4:19).
Согласно второму варианту, Андрей не имел семьи и решил посвятить свою жизнь Богу. С такой идеей он пришел в пустыню к Иоанну Крестителю и стал его учеником. Именно от Предтечи он и еще один ученик (считается, что это был Иоанн Богослов) услышали слова «Вот Агнец Божий», указывающие на Христа. После этого Андрей побежал за Христом и спросил: «Равви, где живешь?». День с Иисусом сильно повлиял на него, поэтому он решил привести к Мессии и своего родного брата.
Считается, что Андрей был первым учеником, которого призвал Спаситель. Отсюда и название — Первозванный.
Что об апостоле написано в Евангелии?
Андрей Первозванный встречается в Евангелии относительно редко:
- вспоминается в истории о призвании Андрея и Симона;
- фигурирует в рассказе о чуде с пятью хлебами и двумя рыбами;
- вместе с еще тремя учениками присутствует во время откровения Иисуса о судьбах мира;
- вместе с Филиппом приводит ко Христу эллинов, уверовавших после воскресения Лазаря.
Где проповедовал Андрей Первозванный?
В день Пятидесятницы вместе с другими апостолами этот ученик Христа получил благодать Святого Духа и отправился на проповедь. Считается, что святой Андрей нес Благую Весть язычникам из таких земель:
- римская провинция Вифиния, территории поблизости Мраморного моря (с городами Халкидон и Византий);
- балканские области Фракия и Македония, простирающиеся до Черного моря и Дуная;
- Скифия и Фессалия;
- Эллада и Ахея (в столице последней ученик Христа и умер мученической смертью) со многими городами.
Был ли Андрей Первозванный в Киеве и Новгороде?
С «Повести временных лет» известно, что апостол Андрей был в Киеве. Якобы с Херсонеса вниз по Днепру апостол дошел до гор, на которых спустя несколько веков возникнет Киев. По легенде, он поставил на этих землях крест и произнес известные многим слова:
На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей.
Есть и продолжение этой истории, согласно которому Андрей Первозванный из Киева отправился в Новгород. Этот город якобы удивил его своими обычаями, особо поразила апостола Андрея традиция париться в бане с березовыми вениками. Но так ли было на самом деле?
Если с историей о Киеве соглашаются многие верующие и некоторые церковные историки, то «новгородское продолжение» воспринимается не больше чем интересная выдумка.
Что было на месте Новгорода в 60-х годах после Рождества Христова и причем здесь русские бани с березовыми вениками — недоумевают многие. Главной целью апостолов была проповедь Евангелия, а не описывание местных обычаев (которые, к слову, возникли намного позже).
Конечно, читатели сами разберутся, верить им или нет рассказу о киевском кресте. Но надо сказать, многие авторитетные историки Церкви — епископы, преподаватели духовных семинарий и академий — указывали на то, что ранние источники эту информацию не подтверждают и вообще на русских землях апостолы не проповедовали.
Но оставим историю с Киевом и обратимся к проповеди святого. Андрей Первозванный сталкивался с многими трудностями. Озлобленные язычники желали его смерти. Гнев усиливался, когда противники видели чудеса апостола.
На каком кресте был распят святой Андрей?
Из жития апостола известно много случаев не только исцелений больных, но и воскрешений мертвых (описано как минимум девять таких историй). За живую проповедь Евангелия апостол и заслужил мученическую смерть, которая настигла его в Патрах.
В этом городе Андрей Первозванный крестил толпы язычников. Христианами стали даже жена и родной брат правителя Эгеата. За это правитель-язычник разгневался на святого и решил распять его на кресте.
Пострадать за Христа так, как Христос пострадал за людей — что могло стать высшей наградой для апостола? Правда, крест Андрея Первозванного отличался от Древа Господнего. Орудие смерти святого формой напоминало букву «Х».
Перед распятием святой два дня провисел на древе. По преданию, он даже в таком виде продолжал проповедовать. Жители Патр потребовали освободить проповедника. Чтобы не возник бунт, правитель послушался. Но Андрей Первозванный молил Бога об обратном: принять мученическую смерть и воссоединиться с Господом.
И случилось чудо: как не старались воины снять апостола с креста, ничего не получалось. Через некоторое время святой со словами «Господи, прими дух мой» отошел к Богу.
Предлагаем вам посмотреть документальный фильм об апостоле Андрее:
Апостол Андрей Первозванный – просветитель земли Русской
В первом кондаке акафиста апостол Андрей прославляется как «первозванный апостол Христов, Евангелия святаго проповедник, Русския страны богодухновенный просветитель». В многочисленных произведениях Древней словесности сохранились об этом непреложные свидетельства, согласно которым Русь получила святое крещение еще во времена апостольские.
На Киевских холмах Апостол, обращаясь к своим ученикам, сказал: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю» [2] .
Самое древнее свидетельство проповеди апостола Андрея на Русской земле принадлежит святому епископу Ипполиту Портуенскому (Римскому) (+ ок. 222 г.). У Оригена (200–258) в труде, посвященном памяти Апостолов, записано: «Апостолы и ученики Господа и Спасителя нашего, рассеявшись по вселенной, проповедовали Евангелие, а именно: Фома, как сохранилось до нас предание, получил в удел Парфию, Андрей – Скифию, Иоанну досталась Азия. » [3]
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский (1816–1882), писал о важности записей этих двух древних церковных писателей, сохранивших письменные свидетельства, так как «Ориген учился у Климента Александрийского (150–215), который сам был учеником Пантена (+203), и обращался с другими мужами апостольскими» [4] . «Ипполит называет себя учеником святого Иринея (130–202), который пользовался долгое время особенною близостию у святого Поликарпа и любил расспрашивать непосредственных учеников апостольских обо всем, касающемся их божественных учителей. Следовательно, Ориген и Ипполит могли узнать о месте проповеди святого апостола Андрея из вторых уст!» [5]
Важно отметить, что вышеуказанные сведения о проповеди апостола Андрея на земле Великой Скифии-Руси, относились только к землям славян и русов, так как «римская и ранневизантийская провинция Малая Скифия (район современной Добруджи, Румыния) появилась только в конце III – начале IV века нашей эры при императоре Диоклетиане» [6] .
«Дорофей (около 307–322), епископ Тирский, пишет: «Андрей, брат Петра, протёк всю Вифинию, всю Фракию и Скифов…». Святитель Софроний (+390) и святитель Епифаний Кипрский (+403) также приводят в своих трудах свидетельства о проповеди апостола Андрея в Скифии. Евхерий Лионский (+449) и Исидор Испалийский (570–636) пишут в своих трудах о деяниях, проповеди и учении святого апостола Андрея: «Он получил в удел Скифию и вместе Ахайю» [7] . Последним по времени из церковных историков, описывающих подвиг апостольского труда Апостола в земле Скифов, является Никита Пафлагон (+873), который отмечал: «обняв благовестием все страны севера и всю прибрежную часть Понта в силе слова, мудрости и разума, в силе знамений и чудес, везде поставив для верующих жертвенники (храмы), священников и иерархов (архиереев), он (апостол Андрей)» [8] .
О том, что еще в древности славяне и русы приняли крещение, свидетельствует иранский писатель Ибн ал-Фатих ал-Хамазани в «Книге стран» («Китаб ал-Булдан», 903 г.): «у славян – кресты, но хвала Аллаху за ислам» [9] .
В.Н. Татищев (1686–1750) справедливо замечает, что «…они (Апостолы) проповедовали не горам или лесам, но людям и крестили людей, веру принявших» [11] . «Несторова погрешность, что он град Горы, не зная, что сарматское слово Киви то же значит, пустыми горами именовал. И как все древние писатели до Христа и вскоре после Христа, Геродот, Страбон, Плиний и Птоломей многие города по Днепру кладут, то видно, что Киев или Горы град до Христа был населён, как то и Птоломей на восточной стране град Азагориум, или Загорие, близ Киева указывает, а сей от того именован, что он за градом Горы стал… да греки и латины, не зная языка славянского и не разобрав неискусные сказания, горы град пропустил» [12] .
Первозванный Апостол прошел с учениками вверх по Днепру, пришел к киевским горам, далее дошел до озера Ильмень, поднялся к Ладожскому озеру, по Варяжскому (Балтийское) морю приплыл к южному побережью Вагрии [13] , где проповедовал западным славянам, наконец, пришел в Рим, и «исповеда, елико научи и елико виде…» [14] . Насколько важна эта примечательная строка: сказано кратко, но на удивление ёмко о великих трудах апостола Андрея Первозванного, понесённых им и его русскими учениками!
Первые русские святые мученики Инна, Пинна и Римма (I век) были учениками святого апостола Андрея, хотя в официальной церковной истории принято считать первыми русскими святыми мучеников Феодора и Иоанна, убитых при князе Владимире, ставшем впоследствии Великим Крестителем Руси, утвердившем Православие как государственную религию.
Во время правления славяно-русского (антского) царя Божа (+375), готы, возглавляемые своим князем Витимиром, начали войну против славян. В одной из битв царь Бож был захвачен в плен и распят со своими сыновьями и семьюдесятью старейшинами (может быть, – священниками?) на крестах! [15] . Готы, будучи язычниками, так могли расправиться только с христианами, так как общеизвестно, что смерть единоверному врагу для всех готов, варягов и викингов положена от меча ввиду древнего языческого верования, боготворящего меч, как тотем бога Одина. А смерть на кресте для славяно-русского царя, его родственников и приближённых была для готов местью отступившим от язычества славяно-русам, принявших Православную веру.
Насколько глубоко в те времена народ принял веру христианскую, можно увидеть из истории Вселенского Православия. Многие историки не уделяют должного внимания значению Великоскифской Церкви, епископы которой участвовали в соборных заседаниях Вселенских Соборов! В четырёхтомном издании деяний Святых Вселенских Соборов в списках епископов, участвовавших в соборных заседаниях Семи Вселенских Соборов, указаны присутствующие епископы не только Малой, но и Великой Скифии-Руси, а в списке участников VII Собора (787 г.) есть даже епископ Порусский! [16]
В деяниях IV (451 г.) и V (553 г.) Соборов принимали самое активное участие скифские монахи. Их деятельность поддерживали Православные епископы Востока, а также папа Римский Гормизд (+523). Более того, ревность скифских монахов за чистоту Православия была настолько известна в те времена, что их при жизни почитали за исповедников! Краткий вероисповедный символ: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен Сый…», написанный этими монахами, был любезно преподнесён в дар императору Юстиниану Великому (483–565) [17] . Император Юстиниан по происхождению был славянин, его настоящее имя Управда [18] . Авторство этого символа-гимна впоследствии было приписано императору Юстиниану, и с его именем он вошёл в чин Божественной Литургии.
На IV Вселенском Соборе (451 г.) решался вопрос о предоставлении Херсонесской (Скифской) Церкви автокефального управления! В память об этом «Русская Православная Церковь благоговейно творит память о деяниях святых отцов IV Вселенского Собора». Память этого события совершается 18 мая [19] . Знаменитые Отцы Церкви, а также византийские историки и хронисты в своих трудах приводят немало свидетельств, исключительных по своей значимости, в которых показаны великие труды, понесённые Апостолом Андреем для создания самостоятельной самоуправляемой независимой Русской Православной Церкви. Их авторитетное слово является неопровержимым свидетельством того, что основателем Церкви на нашей земле является Апостол Андрей Первозванный.
Память о проповеди святого Апостола Андрея свято хранилась на Руси [20] . В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей и в 1086 году основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного. В конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного.
Память об апостоле Андрее была внесена во все виды русских календарей. С XII века развивалась традиция сказаний об апостоле в русском Прологе и др. С XVI века стали известными новгородские предания о проповеди апостола Андрея в земле Русской, дополняющие Повесть временных лет. Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560–1563), где в новой обработке записано «Слово о посещении Руси Андрея Первозванного», помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном – в житии св. Владимира. В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград. «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп апостола Андрея на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной.
Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их», где говорится о посещении апостолом острова Валаам.
Тема апостольской преемственности Русской Церкви звучала актуально на всем протяжении развития Русского государства. При императоре Петре I, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя «крестителя земли Русской» получил первый по времени учреждения орден Российской империи, а Андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. В 1998 году Андреевский орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации.
Во все переломные моменты Русской истории апостол Андрей Первозванный, покровитель Земли Русской, оказывал особое заступничество земле, где было принято его благовестие о Христе Спасителе.
Апостол Руси
Апостолом Руси-России (и вообще северных земель) мы считаем Андрея, брата апостола Петра, родом из Вифсаиды, городка на северном берегу Галилейского озера. Его память – 30 ноября / 13 декабря и 30 июня / 13 июля, в праздник Собора Двенадцати апостолов.
Греческое имя апостола Ἀνδρέας, Андрэас (еврейское неизвестно) переводится как «мужественный», «храбрый». Первоначально он был рыбак, а затем стал учеником Иоанна Крестителя. В списке двенадцати апостолов Андрей значится среди четверых наиболее близких Христу учеников; причём, его призвание одним из первых (Мф.4:18) или даже первым (ранее брата, – Ин.1:35-42), обеспечило ему имя «Первозванный» (по-гречески Протоклетос). Последние упоминания об Андрее Первозванном в Новом Завете – в рассказе о приходе в Иерусалим греков, хотевших видеть Христа (Ин.12:20-34), и в начале Книги Деяний Апостольских. По преданию (апокрифические «Деяния Андрея» и др.), он получил в апостольский удел северные земли Римской империи («Скифию») и проповедовал христианство балканским и причерноморским народам. Вернувшись в Грецию, апостол Андрей был схвачен и распят в Патрах по приказанию проконсула Эгея. При этом отмечается, что брусья его креста не были перпендикулярны друг ко другу, но оказались сбиты наискось, как латинская буква X (икс). Такой крест поэтому стали называть Андреевским.
Честная глава и частицы креста апостола Андрея хранятся в городе Патры (Греция), в соборе его имени. Другие части мощей находятся в итальянском городе Амальфи, куда их перенесли из Константинополя, и в монастырях Афона. Десница (правая рука) апостола Андрея с 1644 года находилась в Успенском соборе Московского Кремля. В настоящее время она хранится в Богоявленском соборе в Москве.
Апостол Византии и Руси
Формирование легенды об Андрее Первозванном проходило в русле интересов большой политики, что было неизбежно в условиях «государственной Церкви» (особенно это характерно для Византии). Престиж древнейших центров Христианства был связан с их рангом «Апостольских церквей», т. е. Церквей, основанных самими апостолами (Рим – кафедра апостола Петра, Александрия – кафедра апостола Марка, и т. д.). Когда же портовый городок Византий, не имевший подобной истории, по воле императора Константина Великого стал в 330 году Новым (Вторым) Римом (Константинополем), столицей Римской империи и центром Восточного Христианства (позднее – Православия), спорившим за первенство с «католическим» Первым Римом, – то для утверждения авторитета ему понадобилась аналогичная история. (В скобках заметим, что Константинопольских патриархов считали «выскочками», обязанными своим возвышением лишь имперской политике, не только в Риме, но и на Востоке, особенно в Александрии Египетской, долго бывшей второй по чести кафедрой – после Рима – во всём христианском мире.) Поэтому возникло сказание о пребывании Андрея Первозванного в Византии и посвящении им первого епископа этого города Стахия, «апостола от Семидесяти».
Когда же в зону византийского Православия вошла Русь (позднее ставшая главной православной державой), возникла необходимость отождествить «скифов», которым проповедовал Андрей Первозванный, со славянами. Поэтому в «Повесть временных лет» (начало XII века) была внесена киевская «Легенда об Андрее», заставившая его пройти по территории будущей Руси, благословить пустынный днепровский берег, водрузив на нём крест, и предсказать возникновение Киева.
«… И сказал (апостол Андрей) бывшим с ним ученикам: „Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей“. И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу». Затем он побывал даже в новгородских землях и подивился русскому обычаю обливаться в бане квасом и хлестать себя до полусмерти вениками, о чём рассказал, придя в Рим. «„Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье“. Те же, слышав это, удивлялись» (Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. М., 1978, с. 27, – пер. Д. С. Лихачева). Этот последний, анекдотический, эпизод легендарного путешествия носит явно издевательский антиновгородский характер: Киев и Великий Новгород с самого начала были двумя соперничающими центрами русской государственности и культуры.
с. Грузино Новгородского уезда
Собор св. ап. Андрея Первозванного
1805 г. (Фото ок. 1908 г.)
Киевская Русь увидела в Андрее Первозванном покровителя государственности. В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей; в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В XIII веке на месте проповеди апостола Андрея и водружения им креста в Киеве была построена Крестовоздвиженская церковь, а в 1744 году на этом месте возвели каменный храм во имя апостола Андрея по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли.
В конце XI века появляется первый храм во имя апостола Андрея в Новгороде. Через некоторое время здесь происходит дополнение сказания о посещении апостолом Андреем будущих русских земель, читаемое в «Повести временных лет». Согласно местным новгородским преданиям, вошедшим в «Степенную книгу», составленную по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Грозного Андреем (будущий митрополит Афанасий) между 1560 – 1563 годами, апостол Андрей, придя в «землю словен», проповедовал слово Божие, а затем «водрузил» и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине». Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Константинополь (правда, Новый Рим, или Царьград, появился почти через три столетия после апостола Андрея!) (Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 1, с. 73). О жезле апостола Андрея из села Грузина подробнее говорится в житии преподобного Михаила Клопского, которое составил в Новгороде в 1537 году боярский сын В. М. Тучков по поручению святителя Макария, бывшего в 1526–1542 годах архиепископом Новгородским. Тогда же, вероятно, было написано Похвальное слово Андрею Первозванному «и о монастыре, рекомом Грузино».
Позднее село Грузино было подарено императором Павлом I графу Алексею Андреевичу Аракчееву, превратившему его в образцовое поместье († 21.04.(3.05).1834; был похоронен там же). Здесь, на красивом высоком берегу реки Волхов, он построил большой храм в честь Андрея Первозванного (сохранились лишь остатки фундамента). Аракчеев считал, что сделал это на месте «водружения» апостолом Андреем его жезла и что отсюда, будто бы, происходит и само название «Грузино». Недавно местные жители, гордые славной историей своей «веси», установили на месте развалин памятный знак с изображением Андреевского креста. (В настоящее время – деревня Грузино, в 10 км от ст. Чудово Московской ж/д; Новгородская область.)
Во 2-й половине XVII века былосоставлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме…», где говорится о посещении Андреем Первозванным ещё и Валаамского архипелага. Это значит, что начальное киевское сказание о путешествии апостола Андрея по Днепру и Волхову превратилось в традицию об апостольской проповеди по всей Русской земле. Уже при Иване Грозном апостола стали воспринимать как «Крестителя Руси», и тема «апостольской преемственности» Русской Церкви, ставшей «Апостольской кафедрой», настойчиво звучала в тех случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах (полемика с Римско-Католической Церковью и др.). Вскоре Андрей Первозванный стал небесным покровителем нашей державы и даже патроном военно-морского флота; с тех пор Андреевский крест украшает наши судовые флаги (Андреевский флаг).
Происходит вполне понятное развитие этой легенды, и современные валаамские монахи «ничтоже сумняшеся» показывают восхищённым простодушным паломникам «камень апостола Андрея». Вероятно, «логика» легенды вскоре заставит апостола Андрея отплыть на Соловки (чем эта славная обитель хуже Валаамской?!), а затем сделает его полярным исследователем. (В скобках заметим, что такова вообще «логика» развивающейся вне научно-исторического контекста народной религиозности. Образованные христиане должны относиться к этому с мудрым пониманием и не спорить с её простодушными носителями.)
Кроме России, апостола Андрея считает своим апостолом и покровителем Шотландия; на флаге которой присутствует и Андреевский крест.
Ночь, предшествующая церковному дню памяти апостола Андрея, именуется «Андреевской ночью», в которую, по народному поверью, молодым парням и девушкам являются образы суженых.
Орден св. Андрея Первозванного
Именем Андрея Первозванного был назван орден, учрежденный царём Петром I в 1698 году. Андреевский орден – первый и высший орден Российской империи (до 1917 года). Первое награждение состоялось 10 марта 1699 года, когда Петр возложил знаки ордена на генерал-кригсмейстера (впоследствии фельдмаршала) Ф. А. Головина. Орденом награждались высшие военные и гражданские чиновники, не ниже генерал-лейтенанта или тайного советника. Император Павел I стал награждать светскими орденами российское духовенство, и первыми духовными лицами, причисленными к ордену Андрея Первозванного, стали митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров) (1775–1801) и митрополит Московский Платон (Левшин) (1775–1812). За всю историю ордена вручено немногим более 1000 знаков. Девиз ордена – «За веру и верность». Знак ордена – косой Андреевский крест синей эмали, наложенный поверх черного двухглавого орла, увенчанного тремя коронами. На кресте изображение распятого апостола Андрея и четыре золотые латинские буквы по концам креста: SAPR (Sanctus Andreas Patronus Russiae – «Святой Андрей, Покровитель России»).
Орден св. ап. Андрея Первозванного с алмазной звездой –
высший орден Русской Православной Церкви
Ордену принадлежал Андреевский собор в С.-Петербурге на Васильевском острове (Большой проспект, 21/23). В связи с этим над входом в собор укреплён знак ордена Андрея Первозванного.
Первыми кавалерами восстановленного в 1998 году ордена апостола Андрея Первозванного стали академик Д. С. Лихачев, конструктор стрелкового оружия М. Т. Калашников, президент Казахстана Н. Назарбаев и Святейший Патриарх Алексий II.
Именем Андрея Первозванного назван и высший орден Русской Православной Церкви, учреждённый Определением Священного Синода 28 декабря 1988 года в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси. Награждаются им только главы Поместных Православных Церквей. Состоит из овального знака с изображением в рост апостола Андрея, держащего в руке большой четырехконечный крест, и восьмиконечной алмазной звезды с вензелем С. А. и надписью по окружности: «Аз есмь свет миру».
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Литература
Мюллер Л. Древнерусское Сказание о хождении апостола Андрея в Киев и Новгород // Летописи и хроники: Сб. статей 1973 г. М., 1974, с. 48–63; Понырко Н. В., Панченко А. М. Апокрифы о Андрее Первозванном // Словарь книжников и книжности Др. Руси. Вып. I. М., 1987, с. 49–54; Робинсон А. Н. «Маршрут» апостола Андрея // Страницы: Журнал Библейско-Богословского ин-та ап. Андрея. М., 1996. № 2, с. 57–74; Бурков В. Г. Орден Андрея Первозванного // София. Новгород, 1997. № 4, с. 36–37; Бурков В. Г. Возрождение первого российского ордена // София. Новгород, 1999. № 2, с. 34–35; Православная энциклопедия. М., 2001. Т. II, с. 370–377, 399–409 (статьи с подробными библиографическими указаниями).
Источники:
http://megapoisk.com/andrej-pervozvannyj-byl-li-apostol-na-rusi
http://pravoslavie.ru/66668.html
http://azbyka.ru/days/p-apostol-rusi