Кто и зачем разделяет мощи святых на «частицы»? Исцеление от мощей святых – чудеса или реальность.

Комментарии

Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют. Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.

КОГДА НАЧАЛАСЬ ТРАДИЦИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ МОЩЕЙ?

Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407 года): «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они – Т.С.) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».

Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПОРЯДОК ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ?

Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос. Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.

Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого. Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно. Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.

Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания. Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор. Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство — признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.

Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось. Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки – мощи преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.

Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

. Не спрашивай о возрасте меня. Не спрашивай о возрасте меня&hell.

… вечные глупости. ))) Не хочу я стареть, не хочу! Говорят что отлично я выгляжу… Мне такое е.

Мы здесь душой живём.. .

Есть только миг между прошлым и будущим. Призрачно все в этом мире бушующем, Есть толь.

Магия числа 40 Магия числа 40 Метод улучшения своего здоровья, состояния, судьбы. На лю.

Метки

Рубрики

  • Интересно,восхитетльно и позновательно (2943)
  • Замки дворцы,крепость,усадьбы (310)
  • Страны,города. (2908)
  • Германия-Deutschland (1387)
  • Россия (395)
  • Франция (137)
  • Израиль (47)
  • Тула (45)
  • Казахстан (41)
  • Австрия (37)
  • Чехия (35)
  • Франкфурт на Майне (29)
  • Беларусь (23)
  • Великобритания (13)
  • США (9)
  • Кулинария, оформление блюд и стола, дела домашние (2794)
  • Пироги пирожки (304)
  • Торты, пирожные, кексы (215)
  • Баклажаны, кобачки, перцы и пр. (200)
  • Лаваш,блины, запеканки,омлеты,манники (190)
  • салаты (185)
  • рыба (142)
  • картофель (130)
  • Завтрак ,десерт (111)
  • Немецкая кухня (108)
  • Грибы-грибные блюда (80)
  • Блюда из птицы (66)
  • Готовим в мультиварке, пароварке. (50)
  • Напитки алкогольные и без ))) (30)
  • первые блюда (23)
  • гречка (13)
  • Соусы (11)
  • уголок души (1514)
  • Кофейное настроение (93)
  • Есть такая национальность -Русские немцы Deutsch-R (48)
  • Здоровье и все для него (1466)
  • Фитотерапия-рецепты народной медицины (464)
  • акупунктурные точки,массаж (91)
  • Поэзия (1249)
  • Лариса Рубальская (98)
  • Ирина Самарина (79)
  • Вероника Тушнова (25)
  • Лариса Миллер (8)
  • МК,страна мастеров- вяжем,шьем,декупаж и пр. (1100)
  • Бисер (112)
  • Тапочки,следки (79)
  • Музыка, видео-клип,фильмы. (1020)
  • Фильмы (197)
  • “полезные советы”: (706)
  • Цветы (187)
  • Фитнесс,диеты,красота,уход, и пр. (557)
  • ЛикБез по Лиру и компу и прочее. (467)
  • Рамки,схемки (126)
  • Религия (365)
  • Молитва (138)
  • Эзотерика,Астрология,Магия (308)
  • Аффирмации,мудры (40)
  • Литература (118)
  • Аудиокниги (33)
  • Гороскопы (108)
  • Развлекаловки-игры,тесты и пр. (105)
  • Игры флеш (24)
  • Цитаты ,афоризмы,притчты (51)
  • Юмор (43)
  • Немецкие СМИ (38)
  • Психология,чудеса научной молитвы. (молитвы из кни (18)
  • Энциклопедия сыров (16)
  • (3)
Читать еще:  Сонник полная луна на черном небе. Луна большая и полная по соннику

Видео

Музыка

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Исцеление от мощей святых – чудеса или реальность?

Исцеление от мощей святых – чудеса или реальность?

Люди очень хотят верить в чудо, особенно, если источник его находится перед глазами. Ярким подтверждением этому является ожидание чудесных исцелений от мощей святых. Когда появляется возможность приложиться к святым мощам, люди выстраиваются в тысячные очереди, в надежде на то, что все самые сокровенные мысли будут услышаны. Но как это можно объяснить? Почему люди отправляются порой на огромные расстояния, совершая паломнические поездки, не жалея пи этом ни сил, ни времени, ни денег. Но прежде чем ответить на данный вопрос, нужно разобраться, что такое святые мощи и почему их иногда называют еще «честными».

Итак, мощи – это останки христианских святых, которые особо почитаются верующими. Церковь видит в них храмы Духа святого, в которых Божья благодать пребывает даже после смерти. В качестве мощей могут использоваться нетленные тела святых, череп, кости, а также небольшие частицы тела (из истории известно, что многих христианских мучеников растерзали звери, во время пыток им дробили кости и отрубали различные части тела).

Проставлять тела христианских мучеников начали еще на заре христианства, когда мученичество воспринималось как свидетельство воскрешения Христа и победы над смертью. На могилах первых мучеников обязательно проводилась божественная литургия, а верующие всеми способами и средствами стремились завладеть мощами, чаще всего просто выкупая их.

Несколько слов необходимо сказать и о таком понятии, как мироточение. Многие останки святых угодников источают благоухающее масло, называемое миром. Помазанием миром также исцеляет от недугов.

Именно к тому раннему времени и относятся первые свидетельства о чудесных исцелениях, которые происходили у мощей святых. Летописцы вели описание различных случаев исцеления и помощи святых. Многие из этих историй дошли до нашего времени и издаются вместе с жизнеописаниями того или иного угодника.

На протяжении многих веков скептики пытались доказать всем, что останки святых — это не более чем трупы, а миро – самая обычная фальсификация. Особый размах это приобрело в советские времена.

Впрочем, современные научно-исследовательские технологии дают возможность изучить даже такие необъяснимые с логической точки зрения вещи, как мощи святых. Так, в частности, в Киево-Печерской лаве проводились исследования, которые доказали, что воздух вокруг мощей святых угодников обладает целебной аурой, в которой совершенно непостижимым образом растворяются болезнетворные микробы и бактерии. В ходе проведения научной экспертизы мира было установлено, что в его составе присутствуют белки, причем это не продукт распада мертвых тканей, а органический продукт. Примечательно, что даже при помощи самых современных технологий синтезировать этот белок невозможно.

В каждом храме, где хранятся мощи, тщательнейшим образом записываются все случаи исцеления и прочих чудес. В этом плане самой большой популярностью пользуется Киев-Печерская лавра, куда ежегодно едут люди со всего мира за исцелением от болезней, депрессий и прочих недугов. Такого числа мощей святых, сколько собрано в лаврских пещерах, больше в мире нет нигде. Их здесь 122. Большая часть этих мощей – нетленны. Начиная с 17 столетия, ученые пытались найти объяснение этому феномену и разобраться, в чем заключается волшебная сила мощей. Для того, чтобы найти ключ к разгадке, чего только не было сделано: вода заражалась микробами, зерна пшеницы облучались радиацией. Однако всякий раз после терапии святыми мощами ни микробов, ни радиации не оставалось.

Каждый святой отвечал за определенную часть жизни, то есть, грубо говоря, у каждого из них была своя специализация. Так, к примеру, преподобный Эразм избавляет от депрессий. По словам монахов лавры, святой сам пережил уныние, однако монахи его вымолили. Конечно, на первый взгляд может показаться, что уныние нельзя назвать грехов в традиционном смысле этого слова. Но с другой стороны – уныние – это путь к отчаянию, а отчаяние приводит к самоубийству.

Читать еще:  Календарь церковных праздников на апрель.

Святой Эразм при жизни был довольно богатым человеком, но все свои богатства он пожертвовал на украшение храма Успения Божьей Матери. Но поле этого злой дух внушил ему, что он это пожертвование сделал напрасно, а мог использовать их с гораздо большей пользой (как вариант, раздать милостыню).

После всего этого Эразм впал в настоящее уныние. Но как-то раз ему приснился сон, в котором Божья Матерь сказала ему, что в знак благодарности за украшение храма она украсит его жизнь. На следующий день Эразм постригся в монахи, а спустя несколько дней – умер.

Те, кто хочет исцелиться от греха блуда, обращаются с молитвой к Моисею Угрину. Святой сам прошел подобное испытание. По происхождению он был венгром, дружинником князя Бориса. В 1019 году он попал в плен и стал узником польской вдовы. Женщина была настолько поражена его красотой, что захотела, чтобы Моисей стал ей мужем, поэтому принялась склонять его к браку. Однако юноша в сердце был монахом, поэтому от предложения вдовы отказался и тайно постригся в монахи. Женщина в гневе приказала изуродовать и изувечить Моисея. В 1025 году ему все же удалось освободиться из неволи, после чего Моисей пришел в лавру и прожил здесь еще около 10 лет.

Есть в лавре и мощи Ильи Муромца. Несмотря на это, многие историки до настоящего времени поддают сомнениям само существование известного былинного богатыря. Впрочем, еще в 1988 году после проведенных исследований ученые подтвердили, что это был вполне реальный человек. По меркам тех древних времен Илья был богатырского роста – 177 сантиметров. Ученые утверждают, что у него была очень хорошо развита мышечная система, что является доказательством того, что в жизни он часто применял физическую силу. Кроме того, исследователи смогли установить и то, что у Ильи Муромца были большие проблемы с позвоночником. Эти данные полностью совпадают с былинами, в которых говорится о том, что до 30 лет он вообще не мог ходить. А еще ученые увидели следы от многочисленных сражений – переломы ключицы и ребер. Судмедэксперты попытались реконструировать облик богатыря – мужчины лет 50 (примерно в этом возрасте он и умер) с большой бородой и лысиной.

Что касается исследований других мощей, то ученые пришли к выводу о том, что при жизни большинство из них были слишком истощены тяжелой работой и постами. У части угодников были обнаружены проблемы опорно-двигательного аппарата.

Не обошлось и без курьезных ситуаций, а порой даже и мошенничества. Так, к примеру, в середине 19 столетия во Франции появилась книга под названием «Курьезы традиций». Ее авторы утверждали, что в европейских храмах хранится 26 голов и 20 тел святого Юлиана, 9 голов святого Луки, 12 рук и 18 голов святого Филиппа, 15 рук Иоанна Златоуста, 13 рук святого Себастьяна, а также 11 пальцев, 9 рук, 4 плеча, 7 челюстей и 12 голов святого Иоанна Крестителя.

Священнослужители лавры говорят о том, то с ними подобных казусов не случалось, поскольку мощи святых из храма не вывозят. А по миру отправляются «путешествовать» лишь частицы святых.

Еще одним местом хранения мощей святых, куда едут люди не только со всей Украины, но и всего мира, — это Почаевский монастырь. Там хранится, в частности, икона Почаевской Божьей Матери.

Подобные реликвии требуют тщательного ухода. Раз в три месяца мощи обязательно «переодевают», то есть меняют им облачение, и раз в год выносят проветривать. Все это производится с благословения наместника, вся одежда, в которую переодевают мощи святых, пошита из натуральных тканей.

К мощам святых относятся очень трепетно. Так, в частности, в Киево-Печерской лавре есть специальные пещерные смотрители, которые внимательно следят за влажностью и температурой в помещениях. Кроме того, в этих же помещениях работает специальная аппаратура, которая позволяет контролировать климат. Кроме того, есть монахи, которые ухаживают непосредственно за мощами.

Необходимо отметить также, что само понятие «нетленные мощи» меняло свое значение в течение веков. Одно время под ним понимали не распавшиеся кисти, затем – высохшее тело. В лавре впервые монахи обратили внимание на то, что тела святых очень хорошо сохранились, только после того, как открыли погребальную нишу одного из основателей храма – преподобного Феодосия. Его тело 18 лет пролежало замурованным, а когда пришло время его переносить в Успенский собор, оказалось, что волосы его присохли к голове, а суставы не распались.

Специалисты уверяют, что для того, чтобы стать святым, вовсе необязательно принимать монашеский постриг. Самое главное – чистые помыслы и подтверждение чудес, совершенных при жизни после нее. В Церкви даже на протяжении веков выработалась определенная процедура возведения в лик святых праведного человека. Изначально создается специальная комиссия, стоящая из епископов, священников, богословов, историков, медиков. Все эти люди детально изучают жизнь праведника, устанавливают, насколько он был чист в своей вере и духовной жизни. После этого собираются факты чудес претендента на канонизацию. В том случае, если доказательств достаточно, все собранные документы направляют на рассмотрение Синода, который и принимает решение, достоит ли праведник стать святым или нет. Впрочем, бывают и исключения, к примеру.

Ксения Петербуржская. Люди стали почитать ее и просить помощи еще при жизни, задолго до канонизации. А в большинстве случаев праведники проходят испытание временем – до ста лет.

Но людям, как правило, все эти подробности совершенно не важны. Для них главное получить необходимую помощь, избавиться от болезней и проблем. Примечательно, что к мощам святых обращаются и люди, которые считают себя атеистами. В частности, они говорят о том, что рядом в мощами святых и них проходят головные боли. А про верующих людей и говорить нечего: они уверены в том, что святые угодники обязательно им помогут. И чудеса действительно случаются.

Читать еще:  Правда ли что дети растут во сне. К чему снится расти

Таким образом, можно уверенно говорить о том, что чудесные исцеления от мощей святых – это реальность. И подтверждает это не только многовековой опыт церкви, но и научные исследования последних лет.

Как разделяют (раздробляют) мощи

Как разделяют (раздробляют) мощи

«Бог, — говорит он, — разделил с нами мучеников: Сам, взяв душу их, тела Он как бы дал нам, чтобы святые кости их были у нас постоянным напоминанием об их добродетели «

Почему и как разделяют мощи святых на частицы?

Прежде всего, необходимо понять:

Что такое мощи?

Мощами, согласно святоотеческой традиции, называются различные останки святых, в той или иной степени сохранившиеся после их смерти. Мощи угодников Божиих почитаются, как святыни и с благоговением сохраняются верующими в храмах и монастырях.

Почему мы почитаем мощи?

Традиция почитания мощей берет свое начало еще в ветхозаветные времена (4 Цар.13:21). Продолжилась она и в новозаветную эпоху. Христиане с первых веков благоговейно относились к останкам праведников, а VII Вселенский Собор в своих решениях вынес окончательную формулировку мощепочитания: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».

Каждый Православный христианин знает, праведники, удостоившиеся прославления Божиего, и после своей земной смерти присутствуют среди нас, помогают нам. Духовно устремляясь к Богу, телесно, они продолжают находиться в нашем материальном мире. Освятив себя при жизни подвигами, после смерти, они изливают Божественную благодать в наш мир посредством своих мощей или останков (от греч. ta leipsana, leipo – оставляю).

Часто возникает вопрос, на сколько важен размер святых останков?

Не важен непосредственный размер останков, ведь Божественная благодать во всей своей полноте присутствует в каждой их частице. Источником благодати является не само по себе тело святого, а исключительно сила Божия, через него проявляющаяся. Эта сила неделима, она не может уменьшаться или увеличиваться, в зависимости от величины останков. «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (земные сокровища – прим. автора) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются» (св. Иоанн Златоуст).

Какова связь святых мощей и Евхаристии?

В раннехристианские времена, когда Церковь подвергалась гонениям, было принято совершать Евхаристию тайно, в катакомбах. Престолом служили гробницы (мощи) первых мучеников. В современной практике, непременным атрибутом Божественной Литургии является антиминс (специальный матерчатый плат), в который вшиты частицы мощей какого-либо почившего святого. Основанием для такого обычая служит отрывок из Откровения Иоанна Богослова «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9). «Души праведников, пострадавших за Христа, как видно из этого, находятся под алтарем небесного храма, подобно тому, как и на земле со времен мученических вошло в обычай в основание христианских храмов и алтарей полагать частицы мощей св. мучеников. Молитва праведников объясняется, конечно, не желанием их личной мести, а ускорением торжества правды Божией на земле и того воздаяния каждому по делам его, которое должно произойти на Страшном Суде и сделать их причастниками вечного блаженства, как отдавших жизнь свою за Христа и Его Божественное учение.» архиепископ Аверкий (Таушев).

Присутствие мощей святых на Литургии призвано указать не только на их невидимое, духовное участие в Таинстве, но и на видимое, телесное единство с Земной Церковью, с верующими, находящимися в тот момент в храме.

Кроме литургического присутствия мощей святых в Таинстве, останки подвижников принято полагать под престолом каждого храма при его освящении епископом. Помимо этого, практически в каждом храме, находятся раки с частицами мощей любимых нами святых.

Откуда берется необходимое для всех храмов количество мощей?

В некоторых случаях, святые частицы мощей перекладываются из старого антиминса в новый. Но в епархиях, где старых антиминсов мало, а собственных мощей недостаточно, существует потребность в святых останках для освещения новых храмов. В этих случаях, правящие архиереи обращаются с просьбой о предоставлении им мощей в другую епархию. По возможности, эти просьбы удовлетворяются, частицы мощей после отделения передаются с доверенным лицом в епархию, из которой поступил запрос.

Как останки святых делятся на частицы?

Непосредственным отделением святых частиц занимается священник. С чтением молитвословий, «Господи, помилуй» или тропарями святым угодникам, обычно в утреннее время, в алтаре на жертвеннике храма, священник отделяет частицы. Отделенные частицы полагаются на белой бумаге, потом заливаются воском и вкладываются в специальный ковчежец, запечатываемый церковной печатью. После этого ковчежцы передаются в епархии, где частицы мощей расходуются по мере необходимости, для вложения в антиминсы или под престолы храмов во время их освещения.

Источники:

http://m.ok.ru/khramveli/topic/66856560926855
http://www.liveinternet.ru/users/4437323/post356912470/
http://dishupravoslaviem.ru/kak-razdelyayut-razdroblyayut-moshhi/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: