Кто был первым тот будет последним. Последние будут первыми

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 19:30

Свт. Иоанн Златоуст

Многие же будут первые последними, и последние первыми

См. Толкование на Мф. 19:27

Прп. Иустин (Попович)

Многие же будут первые последними, и последние первыми

С пришествием Богочеловека в земной мир все меняется. Меняются и ценности, и мерила. Весь суд принадлежит Богочеловеку (Ин. 5:22; 9:39): суд о всем, о Боге и о человеке, и всем между Богом и человеком. И этот суд Богочеловек переносит на Своих святых учеников (стих 28). На деле, первая и величайшая ценность в этом мире и есть Богочеловек Христос: ибо Он есть всецелый Бог, воплощенный в человеке, и всецелый человек в Боге. Нет сомнения, в Богочеловеке мы имеем и всего Бога, и всего человека; совершенного Бога и совершенного человека. Благодаря Богочеловеку Господу Иисусу, мы, люди, знаем, что есть Бог и кто есть Бог, что такое человек и кто такой человек. Все ценности распределяются по отношению к Господу Христу как Богочеловеку. Он есть непогрешимое мерило всего Божественного и всего человеческого; и всего существующего. В отношении к Нему и Им распределяются и отсчитываются все люди. И те первые, и те послъднiе, и все остальные между первыми и последними. Послъднiй в глазах людей, как только уверует в Господа Христа и возлюбит Его больше всего, одним этим становится первым, первым до Христа, до Бога. Много раз первый в глазах людей становится последним, если не верит в Господа Христа, если не отвергнет свое идолопоклонство, будь то вещепоклонство, идеепоклонство, мыслепоклонство. До какого бы то ни было рода идолопоклонства не достигает ничто Христово. А это уже ад. Святой Златоуст боговдохновенно благовествует: Спаситель сказал: человъкамъ это невозможно, Богу же все возможно (стих 26) не для того, чтобы ты ослабевал в духе и удалялся от дела спасения, как невозможного; нет, он сказал это, чтобы ты, сознавая великость предмета, тем скорее принялся за дело спасения, и, с помощью Божией вступив на путь этих прекрасных подвигов, получил жизнь вечную. Каким же образом невозможное сделается возможным? Если ты откажешься от своего имения, раздашь его нищим и оставишь злые вожделения. Если будешь делать это упорно и постоянно, то и невозможное станет возможным, и так постепенно и мало по малу восходи по лестнице, ведущей на небо. Иначе, страсть к богатству есть некоторый новый, ужасный и неизлечимый род сумашедствия.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Прп. Марк Подвижник

Многие же будут первые последними, и последние первыми

Когда услышишь, что будут последни первии и перви последнии, то разумей сие об имеющих добродетели и имеющих любовь. Ибо любовь есть последняя из добродетелей по порядку (1 Кор. 13:13), но первая из всех по достоинству, и предшествовавшие себе она делает последними.

Слово о тех, которые думают оправдаться делами.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Многие же будут первые последними, и последние первыми

Та жизнь во всем будет отлична от настоящей: многие, бывшие здесь первыми, там будут последними. Здесь первенство зависит от заслуг царю и обществу, от происхождения, от блестящих природных дарований, от искательного характера, от хитрости, пронырства и других условий. Там этого не будет. Чье нравственное совершенство выше других, тот и будет выше, тот и будет первенствовать. На земле и первенство, если можно так выразиться, земное, стихийное, определяемое условиями жизни на этой планете, на которой мы живем, где неправда часто поставляет престол свой и где внешние достоинства часто берут верх над внутренними.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Многие же будут первые последними, и последние первыми

См. Толкование на Мф. 19:29

Блж. Феофилакт Болгарский

Многие же будут первые последними, и последние первыми

Здесь Христос указывает на иудеев и язычников. Те, будучи первыми, сделались последними, а язычники, которые были последними, стали первыми. Чтобы ты ясно уразумел о том, что говорится, Он приспособляет к этому и следующую притчу.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Мнози же будут перви последнии, и последни первии

Многие, которые в настоящей жизни кажутся первыми, будут последними в будущей жизни, и наоборот – те, которые кажутся последними здесь, там будут первыми. Это сказано вообще ко всем, чтобы предпочитаемые в настоящей жизни не гордились, и презираемые здесь не отчаивались, а в частности слова эти направлены к фарисеям и другим, им подобным, всеми силами оспаривающим первенство. Так как не все в одно время уверовали, но одни – раньше, а другие – позже, то предлагает притчу, чтобы утешить последних и ободрить их душу. Притчу эту необходимо было сначала всю изложить, – этого требовало изъяснение её, а потом тоже вместе сказать кое-что о ней. Хотя она довольно длинна, но легка для понимания.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Многие же будут первые последними, и последние первыми

Синагога первой призвана была ко спасению, но ослаблена была недостатком веры. И тогда Церковь, поднявшись в доме отца своего, то есть закона, из слабости грехов своих, устремилась ко Христу, и верой превзошла свою слабость, и восприняла упущенную синагогой благодать. Синагога же – видя, что Церковь не только исцелилась от своей немощи, но и сделалась дочерью Бога, приняв Духа Святого, – и сама пошла к Христу, более из ревности, чем из веры. Как говорит апостол: Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность (Рим. 11:11). Так синагога, которая призвана была в первую очередь, оказалась второй для веры; так Церковь, призванная второй, обрела начатки спасения перед Богом.

Читать еще:  Энергия ша по фен шуй. Энергия ша

Лопухин А.П.

Многие же будут первые последними, и последние первыми

(Мк. 10:31; Лк. 13:30 — в другой связи). Смысл этого стиха объясняется дальнейшею притчею о работниках в винограднике.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Многие же будут первые последними, и последние первыми

Последние будут первыми, первые последними? Как?

Всем известны слова: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». (Мф.20,16)

Надо сказать, что каждое слово ХРИСТА имеет духовный смысл, а потому применимо, казалось бы, в разных ситуациях, совершенно не схожих внешне, но духовно взаимосвязанных.

1. Те, кто понимает Библию примитивно и извращенно, делает вывод, что последние преступники и кощунники последуют в Рай, а верующие, любящие, смиренные – в муки ада.)) Но зря еретики и сатанисты на это надеются – так не будет, читайте Евангелие. ))

Смысл же в том, что «последние» – это о скромных и смиренных перед БОГОМ православных людях, они не ищут славы от людей, богатства, власти, но милости БОЖИЕЙ.
В глазах беснующихся и вопящих о своём величии и уме, упивающихся своей властью, богатством и скандальной славой, а также тщеславных гордецов, мнящих себя ниспровергателями БОГА и Православия, эти скромные люди считаются «последними» из тех, кто заслуживает внимание, серой массой, и потому презираемы «вершителями судеб»-«первыми» мира сего.
Но именно среди набожных и скромных православных людей являлись величайшие святые, молитвами которых держится мир, именно эти бесправные и смиренные люди без шума, тихо, но неуклонно шли в Вечность к БОГУ, первыми преступая порог Царства Небесного.
«…иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. (Евр. 11,35-38)

А «первые» в мире – те, кто кичился своим богатством, властью и славой, немилосердно издевавшиеся и насмехавшиеся над «последними», с плачем и скрежетом зубов будут изгнаны в тьму вечную.

2. Правильно и следующее объяснение этих слов, подтверждённое притчей, сказанной Иисусом сразу после фразы: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» и этой же фразой завершенной.

Вот сама Притча: «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что; следовать будет, дам вам. Они пошли.
Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то; же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что; вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что; следовать будет, получите.
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то; же, что; и тебе; разве я не властен в своем делать, что; хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». (Мф. 20,1-16).

Первые торговались с хозяином, желая получить большую плату, пока не договорились, а последние не торговались и даже не спрашивали, что им дадут за их работу, полностью полагаясь на милость хозяина дома.
Хозяин заплатил сначала тем, кто трудился, уповая на его милость, и в этом они были первыми по сравнению с теми, кто высчитал сколько они должны получить в сравнении с другими и хотели доплаты, но оказались последними при расчёте.

Но заметьте, что получили все наёмники за свои труды поровну и не слишком много. Почему? Потому, что БОГУ нужны не рабы(которые трудятся от страха наказания), ни наёмники (которые работают за мзду), а сыновья, которые жертвенно, бескорыстно, из любви во славу БОЖИЮ трудятся для ОТЦА Небесного и людей. Они – сыновья БОЖИИ,
им как сонаследникам принадлежит Царство Небесное в Вечности.

Поэтому, если скрупулезно подсчитываешь свои добрые дела, то сколько бы их не сделал, не надейся на богатое воздаяние.
Если ты делаешь благие дела, то не следует гордиться ими, считать их, скупиться на них, и, тем более, делать их напоказ — добро следует творить ради самого добра, не ради тщеславия. Пусть левая рука не знает, что делает правая. (Матф.6,2-4).

Читать еще:  Сны о земле. Толкование снов земля, сон земля, приснилось земля

Есть такие люди, которые не видят своих грехов, но считают, что делают много хорошего, а потому гордятся собой и мнят себя более достойными, чем другие (как фарисей в Притче о фарисее и мытаре), и требуют от БОГА особенных воздаяний. А есть люди, подобные мытарю, зная свои грехи, ставя в ничто свои достоинства и понимая, что не достойны даже говорить с БОГОМ, каются и плачут, и молят БОГА о милости и прощении.
И сказано, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей.

4. Расширяя толкование слов «о первых и последних», нужно вспомнить, с чего начинается восхождение к БОГУ.
Страх БОЖИЙ – начало премудрости, это страх Суда БОЖЬЕГО и воздаяния, «начало премудрости страх Господень» (Притч. 1:7). Страх заставляет человека чувствовать себя рабом. Но быть рабом БОЖИИМ, то есть передать БОГУ всё попечение о себе, а взамен обрести защиту, это лучше, чем быть побеждённым, пленённым и погубленным диаволом.
Ведомые страхом Господним, обретя начало премудрости, первыми пришли к БОГУ.

Но вот человек совершенствуется и панический ужас наказания адом и бессилия перед тёмными силами отступает, и приходит надежда на воздаяние за хорошие поступки, за многие труды на ниве нравственного возрастания. В какой-то момент человек начинает осуществлять свои религиозные обязанности в ожидании награды за каждое доброе дело. Он становится наёмником.

И только когда человек начинает любить БОГА как ОТЦА и людей, более чем себя, бескорыстной жертвенной любовью, тогда в нём не остаётся страха. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви» (1Ин.4:18).

И когда верующий уже не ищет своего, как наёмник, но пользы другого, когда он пребывает в любви, а « любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь н превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Кор. 13,4-7), только тогда он становится сыном БОЖИИМ.

Пройдя путь раба и наёмника, сынами БОЖЬИМИ становятся в последнюю очередь. Но именно «последние становятся первыми, ибо много званых, а мало избранных». Им, оБОженным людям, предназначено стать сонаследниками Царства БОЖИЯ и, став Богами, обрести Вечную Жизнь во ХРИСТЕ и со ХРИСТОМ.

Санкт-Петербургская церковь Христа

«Последние станут первыми» — широко известная фраза, есть вторая часть, она менее вдохновляющая.

В жизни много таких метаморфоз: когда открывается соседняя касса, из Азъ стала Я. Это всё наши земные вещи, более или менее приятные.

Но о чём она впервые была сказана — о нашем спасении.

И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними. (Луки 13:22-30)

Разве только немногие спасутся? — Человек догадался! Это расходилось с его представлением.

Когда люди слышат учение Христа, начинают читать Библию, возникает конфликт с их представлением. Это полезно — читать Библию.

То, что Иисус сказал дальше, наверное, совсем его привело в замешательство.

Главное, чтобы Бог тебя знал! Чтобы внешнее благополучие, эта обертка, фантик, не обманули нас. Как часто слышно: «Я живу хорошо, никого не обижаю, не убиваю, стараюсь делать добро».

Хорошо, но знает ли тебя Бог? — Да, конечно знает, но как кого?

Кто думает, что он лучше апостола Павла? Нет таких? Но вот, что Павел писал Титу: «. мы тоже были когда-то неразумными, непослушными и обманутыми. Мы были рабами страстей и удовольствий всякого рода. Мы проводили жизни свои в злобе и зависти. Мы были презренными, нас ненавидели другие, и мы ненавидели друг друга».

И наконец, вот она, та самая фраза (ст.30): И тот, кто последний в жизни сейчас, станет первым в Царстве Божьем, а тот, кто первый ныне, станет последним«.

О чем же это? Конечно, о системе ценностей: у этого мира — своя, а у Бога — Своя!

Этот мир полон амбиций!

Ценности Бога: праведность, которая проявляется в честности, мире, любви, верности, уважении, помощи. Как часто мы, люди, поступаемся всем этим для достижения земного первенства!

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми. (Матфея 19:23-30)

Читать еще:  Гадание на картах дома самому. Как научиться гадать на игральных картах? В каких случаях гадание не сбудется

Даже ученики были в заблуждении. Потому что богатство позволяет не зависеть от окружающих

Петр молодец — выразил то, что у всех было на уме: Как же Бог оценивает то, что я сделал?! Кстати: всегда полезно говорить Богу о своих чувствах.

Как же поддержано себя почувствовали ученики! Видно сердце Бога: Он высоко ценит веру и жертвы!

И это утверждение работает. В их жизнях все это сбылось. В моей — тоже. Хотя некоторые мои родственники, когда я стал учеником и миссионером, говорили: «Загубил жизнь свою!»

На стихе 30 не заканчивается объяснение, Иисус продолжает:

Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. (Матфея 20:1-16)

Маленький тест: чему подобно Царство Небесное в этой притче? — Человеку, хозяину виноградника.

Эта притча уже для верующих, служащих Богу людей.

Общий смысл притчи:

Бог — Главный, Он — хозяин, и что Он не только справедливый, но что важнее — милостивый.

Бог нуждается в работниках, есть работа, призвание в разное время, плата у всех будет одна.

У некоторых верующих может появиться негативное отношение к Богу (и к другим работникам).

И ее можно рассматривать в нескольких ракурсах:

  • Израильские духовные лидеры (призванные давно) и ученики Христа (призванные последними);
  • Верующие по Ветхому Завету и по Новому Завету (Закон и Милость);
  • Все верующие по Новому Завету, призванные в разное время.

Хорошо, а как эта притча относится к нам?

Бог призвал нас всех в разное время. Но положил одинаковую награду — вечную жизнь на Небесах.

Почему же у нас может появиться негативное отношение к Богу и к другим работникам? Когда мы начинаем сравнивать себя с другими: а ему легче, он богаче.

Был зной в твоей жизни? Бог знает об этом, и когда призывал тебя знал. И ты знал, что он будет.

Скоро наши дети будут вести церковь. Как мы будем реагировать на это? Будем постоянно оценивать с высоты своего опыта, поправлять?

Или можно, видя как другие ревностно взялись за работу, успокоиться?

Что мотивирует тебя на служение Богу? Важно то, что, хотя хозяин и договорился о плате, само то, что он дал им работу — милость с его стороны!

Как чувствовали себя эти первые, когда их взяли утром на работу? Они были рады, у них работа!

Как ты чувствовал себя, когда был призван? Подумать только: мы могли бы остаться бесполезными для Бога!

Ты чувствуешь себя последним? — У тебя все шансы стать первым! Бог тебя любит.

Ты чувствуешь себя первым? — Помни о милости Бога к тебе и не сбавляй оборотов!

Ты чувствуешь себя в неприметной середине? — Ну, ты знаешь, что делать.

Итак, подведем итог:

Бог оценивает нас по Своим стандартам и мерилам — быстрее узнай их и живи по ним.

Береги сердце от корыстного отношения к Богу. Он справедлив, но главное — Он милостив!

И когда ты предстанешь перед Ним, пусть Он встретит тебя со словами: А, привет! Знаю-знаю! Ну, наконец-то! И пусть обнимет тебя крепко и усадит за стол!

Источники:

http://bible.optina.ru/new:mf:19:30
http://www.stihi.ru/2018/09/27/596
http://spbcoc.ru/biblestudy/3179/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: