Краткое житие димитрия ростовского. Пол-ное жи-тие свя-ти-те-ля Ди-мит-рия Ростовского
Молитвы Святителю Мп Димитрию Ростовскому
ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ПУБЛИКАЦИИ:http://stihi.ru/2019/10/04/1047
СБОРНИК “МНОГО МЫ ВСТРЕЧАЕМ ЧИСТОТЫ!”
МОЛИТВЫ СВЯТИТЕЛЮ МИТРОПОЛИТУ ДИМ. РОСТОВСКОМУ.
Святитель Дими;трий, митрополит Ростовский
ДНИ ПАМЯТИ
10 ноября
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
23 июня – Собор Сибирских святых
4 октября – Обре;тение мощей
ЖИТИЕ
КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий – в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.
РАЗВЕРНУТЬ
ТВОРЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ
Жития святых
Псалтирь Божией Матери
Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского
Поучения и проповеди
Келейный летописец
Смотреть все труды в библиотеке ;
ТРУДЫ О СВЯТОМ В БИБЛИОТЕКЕ
Димитрий Ростовский (И. Шляпкин)
Димитрий Ростовский (Литература Древней Руси: биобиблиографический словарь)
Жизнь и богословие святителя Димитрия Ростовского (свящ. Алексей Петухов)
Житие святого Димитрия, митрополита Ростовского: в память двухсотлетнего юбилея прибытия святителя Димитрия на Ростовскую митрополию. 1702 г. марта 1 дня
Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 г.) (И. А. Шляпкин)
МОЛИТВЫ
Тропарь святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому, глас 8
Правосла;вия ревни;телю и раско;ла искорени;телю,/ Росси;йский целе;бниче, и но;вый к Бо;гу моли;твенниче,/ списа;ньми твои;ми бу;их уцелому;дрил еси;,/ цевни;це духо;вная, Дими;трие блаже;нне,// моли; Христа; Бо;га спасти;ся душа;м на;шим.
Перевод: Православия ревнитель и раскола искоренитель, Российский целитель и новый к Богу молитвенник, сочинениями твоими неразумных ты вразумил, лира духовная, Димитрий блаженный, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Тропарь святителям Димитрию, митрополиту Ростовскому, Митрофану и Тихону, епископам Воронежским, глас 8
Я;коже дре;вле на Восто;цех трие; вели;цыи святи;телие,/ си;льный сло;вом Васи;лий,/ глубина; Богосло;вия Григо;рий и Златоу;стый Иоа;нн,/ та;ко и днесь в стране; полу;нощней/ три новоявле;нная свети;ла ве;ры на тве;рди церко;вней востеко;ша:/ столп ве;ры Митрофа;н,/ сло;во и;стины в лице; царю; испове;давый,/ и обличи;тель раско;ла Дими;трий,/ мече;м обою;ду о;стрым вся ко;зни его; разсеки;й,/ и пома;зания по;лный сосу;д Ти;хон,/ ти;хостию слове;с свои;х гре;шника к покая;нию призва;вый./ О вели;цыи трие; святи;телие земли; Росси;йския,/ моли;те Христа; Бо;га, Ему;же уго;дни бы;сте,// спасти;ся душа;м на;шим.
Перевод: Как раньше на Востоке три великих святителя: сильный словом Василий, глубина Богословия Григорий и Златоустый Иоанн, так и сейчас в стране северной три новых явленных нам светила веры взошли на небе церковном: столп веры Митрофан, слово истины в лицо царю исповедавший, и обличитель раскола Димитрий, обоюдоострым мечом все козни его рассекший, и полный благодати сосуд Тихон, тишиной слов своих грешников к покаянию призвавший. О великие три святителя земли Русской, молите Христа Бога, Ему же вы были угодны, о спасении душ наших.
Тропарь святителям Ростовским, глас 4
Святи;телие прему;дрии,/ па;ствы ва;шея учи;телие богопросвеще;ннии,/ ве;ру ева;нгельскую в лю;дех преумно;жившии,/ любве; Небе;сныя на земли; достоподража;тельнии о;брази,/ лю;ди страны; Росто;вския и Яросла;вския приобща;вшии спасе;нию,/ служи;телие вои;стинну Бо;жии/ и соприча;стницы апо;столов досто;йнии яви;лися есте;,/ Лео;нтие священному;чениче, Иса;ие, Игна;тие, Иа;кове, Фео;доре/ и златослове;сниче Росси;йский Дими;трие,/ Христа; Бо;га моли;те/ о архиере;ех, на престо;ле ва;шем прее;мницех,/ о лю;дех, благоче;стно вас почита;ющих,/ о стране; на;шей правосла;вней// и о всей Христо;вей Це;ркви.
Перевод: Святители премудрые, паствы вашей просвещенные Богом учителя, преумножившие в людях Евангельскую веру, достойные подражания примеры Небесной любви на земле, приобщавшие людей Ростовской и Ярославской земли ко спасению, истинные служители Божии и верные последователи апостолов, священномученик Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков, Феодор и златоуст российский Димитрий, Христа Бога молите об архиереях, преемниках ваших на престоле, о людях, благочестиво вас почитающих, о стране нашей Православной и о всей Церкви Христовой.
Кондак святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому, глас 4
Звезду; Росси;йскую от Ки;ева возсия;вшую,/ и чрез Но;вград Се;верский в Росто;в дости;гшую,/ всю же страну; сию; уче;ньми и чудесы; озари;вшую,/ ублажи;м златослове;снаго учи;теля Дими;трия,/ той бо все;м вся написа;, я;же к наставле;нию,/ да всех приобря;щет, я;коже Па;вел Христу;,// и спасе;т правове;рием ду;ши на;ша.
Перевод: Звезду Российскую в Киеве воссиявшую и через Новгород Северский в Ростов дошедшую, всю же страну нашу учениями и чудесами озарившую, прославим красноречивого учителя Димитрия, ибо он для всех написал все к наставлению, чтобы привести всех ко Христу, как Апостол Павел (1Кор.9:22), и спасти Православием души наши.
Кондак святителям Димитрию, митрополиту Ростовскому, Митрофану и Тихону, епископам Воронежским, глас 3
И;же в по;здния на;ша ро;ды и в после;дняя времена;/ обурева;емых треволне;нием жите;йских страсте;й и хла;дом безве;рия неду;гующих/ в ско;рби душе;вней уте;шившии и теплото;ю ва;шея ве;ры согрева;вшии,/ трие; новоявле;ннии святи;телие Росси;йстии,/ Дими;трие, Митрофа;не и Ти;хоне,/ на ка;мени Правосла;вия утверди;те ны/ и, я;ко чадолюби;вии отцы;,// духо;вная ча;да ва;ша стезе;ю за;поведей оте;ческих в Ца;рствие Христо;во вслед себе; руководи;те.
Перевод: В поздние наши поколения и в последние времена попадающих в бури житейских страстей и холодом безверия страдающих, в скорби душевной утешившие и теплотой вашей веры согревавшие, три новых явленных нам святителя Российских, Димитрий, Митрофан и Тихон, на камне Православия укрепите нас и, как любящие детей отцы, духовных чад ваших путем заповедей отеческих в Царство Христово вслед за собой направьте.
Величание святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому
Велича;ем тя,/ святи;телю о;тче Дими;трие,/ и чтим святу;ю па;мять твою;,/ ты бо мо;лиши за нас// Христа;, Бо;га на;шего.
Молитва святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому
О, всеблаже;нный святи;телю Дими;трие, вели;кий уго;дниче Христо;в, Златоу;сте Росси;йский, услы;ши нас гре;шных, моля;щихся тебе;, и принеси; моли;тву на;шу к Ми;лостивому и Человеколю;бцу Бо;гу, Ему;же ты ны;не в ра;дости святы;х и с ли;ки А;нгелы предстои;ши! Умоли; Его; благоутро;бие, да не осу;дит нас по беззако;ниям на;шим, но да сотвори;т с на;ми по ми;лости Свое;й. Испроси; нам у Христа; и Бо;га на;шего ми;рное и безмяте;жное житие;, здра;вие душе;вное и теле;сное, земли; благопло;дие и во всем вся;кое изоби;лие и благоде;нствие, и да не во зло обрати;м блага;я, да;руемая нам от Ще;дрого Бо;га, но в сла;ву Его; и в прославле;ние твоего; заступле;ния. Да;руй нам богоуго;дно прейти; по;прище вре;менныя жи;зни; изба;ви нас возду;шных мыта;рств и наста;ви нас на путь, веду;щий в селе;ния пра;ведных, иде;же пра;зднующих глас непреста;нный, зря;щих Бо;жия лица; неизрече;нную добро;ту. Це;рковь же Святу;ю от раско;лов и ересе;й сохрани;, ве;рных укрепи;, заблужда;ющих обрати; и всем да;руй вся, я;же ко спасе;нию и сла;ве Бо;жией подоба;ющая; Оте;чество твое; сохрани; от враго;в ненаве;тно, но побора;й ору;жие Крестоно;снаго во;инства; и пода;ждь нам всем твое; архипа;стырское и свято;е благослове;ние, да о;ным осеня;еми, изба;вимся от ко;зней лука;ваго и избе;гнем от вся;кия беды; и напа;сти. Услы;ши моле;ние на;ше, о;тче Дими;трие, и моли; непреста;нно о нас Всеси;льнаго Бо;га, сла;вимаго и поклоня;емаго в Трие;х Ипоста;сех, Ему;же подоба;ет вся;кая сла;ва, честь и держа;ва во ве;ки веко;в. Ами;нь.
Житие святителя Димитрия Ростовского и роль его фигуры в православии
Жизнеописание Димитрия Ростовского
Детство и учеба
Еще будучи учеником, будущий святитель отличался от сверстников пренебрежением увеселений и тягой к Господу и Церкви.
Родился святой в Малороссии, в городке Макаров неподалеку от Киева, в 1651 г. Его отца, казачьего сотника, звали Савва Григорьевич, а мать – Мария. Благочестивые родители окрестили сына Даниилом. Начальное обучение мальчик прошел дома, но родители, желая дать ему хорошее образование, поместили сына в Киевское Братское училище. Даниил был прилежным учеником, постиг много наук и освоил несколько иностранных языков.
Но XVII век был тяжелым для Малороссии, люди страдали и гибли под польским гнетом. В 1665 г. поляки сожгли училище. Даниил вернулся домой, но продолжал учебу, читал Святое Писание, посещал храм. Постепенно его сердце расположилось к монашеской жизни.
Постриг и игуменство
Будучи 18-летним юношей, Даниил с родительского благословения ушел в Киевскую Кирилловскую обитель, и, пройдя послушнический искус, в 1668 году принял монашеский постриг с именем Димитрий. Спустя год ревностного и смиренного монаха возвели в сан иеродьякона.
В 1675 году святой принял сан иеромонаха. Архиепископ Лазарь определил его на служение при своей кафедре. Особенность проповедей священника, простота изложения и глубокие знания явили его образованным и Боголюбовым человеком, ревностным воином Христовым. О нем знали и в Малороссии, и в Литве.
Спустя 7 лет после принятия пострига отец Димитрий лично встретился с Черниговским митрополитом, который увидел таланты и ревность монаха и пригласил его читать проповеди в епархии. Люди полюбили нового священника, его стали звать в разные монастыри и просто большие приходы, чтобы услышать его назидательные слова.
Отца Димитрия знали и любили очень многие, а братия Кирилловского монастыря просила стать его их игуменом. Архиепископ без раздумий утвердил отца Димитрия на это служение. Впоследствии святитель возглавил еще несколько монастырей. В каждом из них он являл истинный пример для братии самой своей жизнью. Он был аскетом, строгим к себе, но любящим и помогающим ближним. Игумен принимал живое участие в жизни каждого человека.
Митрополит Ростовский
В 1700 г. государь Петр Алексеевич просил киевского митрополита найти достойного человека, чтобы он возглавил Сибирскую кафедру и мог обратить язычников ко спасению. На эту должность был утвержден отец Димитрий, который вскоре отправился в Москву. Частые переезды подорвали и без того слабое здоровье святителя, и он сильно заболел. А служения в сибирских условиях могли только ухудшить его состояние. Государь, узнав о случившемся, лично посетил больного и велел не покидать Москвы, но ждать места в более близкой епархии.
Митрополит принимал живое участие в жизни каждого человека
В 1702 году владыка Димитрий принял ростовскую епархию. Познакомившись с местными делами, он заметил, что среди священства есть место невежеству и безответственности. Владыка много трудился, чтобы изменить это. Для улучшения подготовки будущих священников он сам открыл 3 класса для обучения. Владыка лично следил за успеваемостью учеников, делал им испытания. Кроме успехов в науке контролю подлежала и нравственность. Вместе с трудами, возложенными на владыку саном, он занимался борьбой с расколами и язычеством, боролся с сектами, писал Жития святых.
Борьба с раскольниками
Брынские леса, которые прилегали к ростовской епархии, стали прибежищем целых кланов раскольников и сектантов. Они посылали людей к православным, чтобы распространять свою ересь. Те, кто не имел знаний и крепкой веры Господу, начинали колебаться под давлением лжепроповедников.
Митрополит Димитрий для укрепления народа и борьбы с опасными веяниями, составил несколько трудов. Они твердо поясняли ложь распространяемой ереси, и ее опасность, как пути, ведущего от Бога. Владыка постоянно совершал объезды епархии и в личных беседах обличал еретиков, а православных укреплял и призывал беречься от опасности и спасать свои души. Как истинный пастырь он не мог пренебрегать совращением честных людей во вражеские сети.
Светлая кончина и память святого
В 1707 году по возращении владыки из Москвы, где он провел 2 года, занимаясь борьбой с ересью, проповеднической и просветительство деятельностью, здоровье пастыря вовсе ослабло. Несмотря на это, он не бросил свои обязанности и труды. В день памяти Димитрия Солунского святитель служил, но уже не смог по состоянию здоровья прочесть проповедь. Следующие 3 дня его состояние было крайне слабым, он был физически изможден.
Завещание святителя православным христианам
К святителю незадолго до смерти пришли певчие и утешили его исполнением духовных песнопений, которые он составил сам. После того, как они ушли, Димитрий Ростовский остался сам и заперся. Утром 28 октября 1709 года его нашли в келье стоя на коленях, как на молитве, но душа святителя уже покинула тело.
В 1757 году святителя причислили к лику святых. К святому обращаются в разных нужда: просят исцеления легочных и сердечных болезней, помощи в случае нужды или тяжелом положении осиротевших детей и вдов.
Видео «Житие Димитрия Ростовского»
В этом видеосюжете описана краткая биография святителя.
Чудеса и исцеления святителя
В 1752 году в ходе ремонтных работ было обнаружено нетление святых мощей Димитрия Ростовского – дубовый гроб истлел, а перед самими мощами, четками святого, митрой и саккосом тление оказалось бессильным. Еще до канонизации святителя после обретения святых мощей возле них начали происходить чудеса и исцеления, которые не завершаются до сих пор.
Святые мощи обнаружили в 1752 году
Труды святого подвижника и его духовные дарования
Святитель строго постился и непрестанно молился. На Страстной седмице он лишь однажды вкушал пищу в Великий четверг.
Святитель обладал даром слова. Он составлял наставления и читал проповеди так, как разговаривает любящий отец со своим ребенком. Длинный перечень трудов святого насчитывает массу поучений, рассуждений и наставлений, трактатов, назидательных сочинений. Он составил великий труд Житие святых в 12 книгах по месяцам года («Четьи-Минеи»), Псалтирь Божией Матери.
Святитель составил Пяточисленные молитвы, которые получил по милости Божией, когда стал свидетелем беседы самого Господа Иисуса Христа со своей Пречистой Матерью.
Храмы в честь Димитрия Ростовского
Святые мощи были перенесены в 1991 году на территорию Спасо–Яковлевского монастыря. Первые храмы в честь святого возведены в Очаково, с. Правая Хава. Со временем храмы строили в разных областях страны: в Ивановской, Московской, Тульской и т. д.
Православная Церковь установила следующие дни памяти святого Димитрия Ростовского: 2
- 3 мая (5 июня) (Ростовских святых);
- 21 сентября (4 октября) (Обретение мощей);
- 28 октября (10 ноября).
Молитва святителю Димитрию Ростовскому
Святитель Дмитрий Ростовский много трудился, окормляя и оберегая вверенную ему Господом паству. Он вел жизнь аскета, любил людей и помогал им. Святитель оставил много трудов и поучений. Именно он составил знаменитые «Четьи-Минеи».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Святитель Димитрий Ростовский – Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том IV. Апрель
99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.
Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Описание книги “Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том IV. Апрель”
Описание и краткое содержание “Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том IV. Апрель” читать бесплатно онлайн.
Имя святителя Димитрия Ростовского широко почитается Русской Церковью. Это православный архиерей рубежа XVII–XVIII вв., автор одного из крупнейших сборников житий святых, известного как Четьи-минеи, что в переводе означает «чтение на каждый месяц». Для удобства книга разделена на двенадцать томов, где каждый том соответствует месяцу года. Внутри тома каждому дню месяца соответствуют жития тех святых, чья память совершается Русской Православной Церковью в этот день. В настоящем издании текст житий святых приведен в соответствие современным литературным нормам, устранены ошибки и пропуски текста, допущенные в предыдущих изданиях, произведена его стилистическая обработка. Данное издание богато иллюстрировано. Для его оформления специально подобрано около тысячи изображений – икон, мозаик, фресок, миниатюр, рукописей, храмов и других православных святынь.
Святитель Димитрий Ростовский
Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том IV. Апрель
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви Номер ИС Р16-606-3062
Оформление переплета Павла Ильина
Память 1 апреля
Житие преподобной матери нашей Марии Египетской
«Блюсти царскую тайну хорошо, а открывать и проповедовать дела Божии славно» (Тов. 12:7), – так сказал архангел Рафаил Товиту, когда совершилось дивное исцеление его слепоты. Действительно, не хранить царской тайны страшно и гибельно, а умалчивать о преславных делах Божиих – большая потеря для души. И я, – говорит святой Софроний[1], написавший житие преподобной Марии Египетской, – боюсь молчанием утаить Божественные дела и, вспоминая о грозящем несчастий рабу (Мф. 25:18, 25), закопавшему в землю данный от Бога талант, не могу не рассказать святой повести, дошедшей до меня. И да никто не подумает – продолжает святой Софроний, – что я осмелился писать неправду, когда у кого явится сомнение в этом дивном событии: не подобает мне лгать на святое. Если же найдутся такие люди, которые, прочитав это писание и пораженные преславным событием, не поверят, то к ним да будет милостив Господь, потому что они, размышляя о немощи человеческого существа, считают невозможными те чудесные дела, которые совершаются со святыми людьми. Однако надо уже начать рассказ о славном событии, происшедшем в нашем роде.
В одном из палестинских монастырей жил старец, украшенный благочестием жизни и разумностью речи и с ранней юности доблестно подвизавшийся в иноческом подвиге. Имя старцу было Зосима. (Пусть никто не думает, что это Зосима еретик, хотя у них и одно имя: один заслужил худую славу и был чужд Церкви, другой – праведный и был прославлен.) Зосима прошел все степени постнических подвигов и соблюдал все правила, преподанные величайшими иноками. Исполняя все это, он никогда не переставал поучаться Божественными словами: и ложась, и вставая, и за работой, и вкушая пищу (если только можно назвать пищей то, что он вкушал в очень малом количестве), он неумолчно и постоянно исполнял одно дело – он пел Божественные песнопения и искал поучений в Божественных книгах. Еще в младенчестве он был отдан в монастырь, где доблестно подвизался в постничестве до 53-х лет. Но потом его стала смущать мысль, что он достиг полного совершенства и более не нуждается ни в каких наставлениях.
«Есть ли, – думал он, – на земле инок, могущий меня наставить и показать пример такого постничества, какого я еще не прошел? Найдется ли в пустыне человек, превзошедший меня?»
Когда старец так размышлял, к нему явился ангел и сказал:
«Зосима! Ты усердно подвизался, насколько это в силах человека, и доблестно прошел постнический подвиг. Однако нет человека, который мог бы сказать о себе, что он достиг совершенства. Есть подвиги, неведомые тебе, и труднее пройденных тобою. Чтобы познать, сколько иных путей ведут ко спасению, покинь страну свою, как славнейший из патриархов Авраам (Быт. 12:1), и иди в монастырь, лежащий при реке Иордане».
Следуя такому наставлению, Зосима вышел из монастыря, в котором подвизался с младенчества, отправился к Иордану и достиг того монастыря, куда его направил голос Божий.
Толкнув рукою монастырские врата, Зосима нашел инока-привратника и сказал ему про себя. Тот известил игумена, который приказал позвать пришедшего старца к себе. Зосима пришел к игумену и исполнил обычный иноческий поклон и молитву.
– Откуда ты, брат? – спросил его игумен. – И для чего пришел к нам, нищим старцам?
Преподобная Мария Египетская с житием. Икона. Россия. XIX в.
– Откуда я пришел, об этом нет нужды говорить; пришел же я, отец, ища себе душевной пользы, так как слышал о вас много великого и достохвального, могущего привести душу к Богу.
– Брат, – сказал ему на это игумен, – один Бог может исцелить немощи душевные; да наставит он и тебя, и нас путям Своим на пользу души, а человек исправлять человека не может, если он постоянно не вникает в себя и неусыпно, с Божией помощью, не совершает подвигов. Но так как любовь Христова побудила тебя посетить нас, убогих старцев, то оставайся с нами, если для этого пришел. Пастырь Добрый, отдавший душу свою для нашего спасения, да ниспошлет на всех нас благодать Святого Духа.
После таких слов Зосима поклонился игумену, просил его молитв и благословения и остался в монастыре. Здесь он видел старцев, сиявших добрыми делами и благочестием, с пламенным сердцем служивших Господу непрестанным пением, всенощной молитвой, постоянным трудом. На устах их всегда были псалмы, никогда не слышно было праздного слова, ничего не знали они о приобретении временных благ и о житейских заботах. Одно у них было постоянное стремление – это умертвить свою плоть. Главной и постоянной пищей их было слово Божие, а тело они питали хлебом и водою, насколько каждому позволяла любовь к Богу. Видя это, Зосима поучался и готовился к предстоящему подвигу.
Прошло много времени, наступили дни святого великого поста, монастырские ворота были заперты и открывались только в том случае, если кого посылали по делам монастыря. Пустынная была та местность; миряне не только не приходили, но даже не знали об этой обители.
Был в монастыре том обычай, ради коего Бог привел туда Зосиму. В первую неделю Великого поста за литургией все причащались Пречистого Тела и Крови Господней и вкушали немного постной пищи; потом все собирались в церкви, и после прилежной коленопреклоненной молитвы старцы прощались друг с другом; и каждый с поклоном просил у игумена благословения на предлежащий подвиг путешествующим. После этого открывались монастырские ворота, и с пением псалма «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться?» (Пс. 26:1), иноки выходили в пустыню и переходили через реку Иордан. В монастыре оставались только один или двое старцев, не для охраны имущества – украсть там было нечего, – но чтобы не оставить церковь без богослужения. Каждый брал с собою немного пищи, сколько мог и хотел по своим телесным потребностям: один – немного хлеба, другой – смоквы, кто – финики или моченую в воде пшеницу. Некоторые ничего с собой не брали, кроме рубища на своем теле, и питались, когда принуждал их к тому голод, растущими в пустыне травами.
Перешедши через Иордан, все расходились далеко в разные стороны и не знали друг о друге, как кто постится и подвизается. Если кто видел, что другой идет к нему навстречу, то уходил в другую сторону и продолжал свою жизнь в одиночестве в постоянной молитве, вкушая в определенное время очень мало пищи. Так иноки проводили весь Великий пост и возвращались в монастырь за неделю до Воскресения Христова, когда Церковь с вайями[2] торжественно празднует Праздник ваий. Придя в монастырь, никто из братии не спрашивал друг друга, как он провел время в пустыне и чем занимался, имея свидетелем одну только свою совесть. Таков был монастырский устав Прииорданского монастыря.
Зосима, по обычаю того монастыря, также перешел через Иордан, взяв с собой, ради немощи телесной, немного пищи и ту одежду, которую носил постоянно. Блуждая по пустыне, он совершал свой молитвенный подвиг и по возможности воздерживался от пищи. Спал он мало; где застанет его ночь, там уснет немного, сидя на земле, а рано утром пробуждается и продолжает свой подвиг. Ему все больше и больше хотелось пройти в глубь пустыни и там найти одного из подвижников, который мог бы его наставить.
После двадцати дней пути он однажды приостановился и, обратившись на восток, стал петь шестой час[3], исполняя обычные молитвы: во время своего подвига он, приостанавливаясь, пел каждый час и молился. Когда он так пел, то увидал с правой стороны как будто тень человеческого тела. Испугавшись и думая, что это бесовское наваждение, он стал креститься. Когда страх прошел и молитва была окончена, он обернулся к югу и увидел человека нагого, опаленного дочерна солнцем, с белыми, как шерсть, волосами, спускавшимися только до шеи. Зосима побежал в ту сторону с большою радостью: в последние дни он не видал не только человека, но и животного.
Когда этот человек издали увидал, что Зосима приближается к нему, то поспешно побежал в глубь пустыни. Но Зосима как будто забыл и свою старость, и утомление от пути и бросился догонять беглеца. Тот поспешно удалялся, но Зосима бежал быстрее, и когда нагнал его настолько, что можно им было услышать друг друга, то возопил со слезами:
– Зачем ты, раб Бога истинного, ради Коего поселился в пустыне, убегаешь от меня, грешного старца? Подожди меня, недостойного и немощного, надежды ради воздаяния за твой подвиг! Остановись, помолись за меня и ради Господа Бога, Который никем не гнушается, преподай мне благословение!
Источники:
http://www.stihi.ru/2019/10/04/1047
http://moimolitvy.ru/zhitie/dimitriya-rostovskogo-2377/
http://www.libfox.ru/643977-svyatitel-dimitriy-rostovskiy-zhitiya-svyatyh-svyatitelya-dimitriya-rostovskogo-tom-iv-aprel.html