Крах миссии евреев. Миссия русской алии (Дмитрий Радышевский)
Крах миссии евреев. Миссия русской алии (Дмитрий Радышевский)
Дмитрий Радышевский:
“Миссия алии – дать Израилю новое сознание”
Дмитрий Радышевский закончил факультет журналистики МГУ и теологическую аспирантуру Гарварда (США). Работал обозревателем газеты «Московские новости» и московским корреспондентом журнала «Джерусалем Рипорт». С 1991 по 1998 год жил в Америке. Работал корреспондентом журнала «Тайм» в Вашингтоне, заместителем редактора русского проекта «Нью-Йорк таймс», собкором «Московских новостей» в Нью-Йорке. Алию совершил в 1999-м. Руководит Фондом Михаила Черного и международным форумом «Иерусалимский саммит». Автор романов «Русские страхи» и «Мантра», редактор книг «Дельфинариум: джихад против детей» и «Вавилон и Иерусалим: ближневосточный конфликт в свете Библии». Женат, четверо детей, живет в Иерусалиме
Прошу ваши отзывы оставлять на нашем форуме.
М.П., 17.07.05
– Начнем с того, что ЕСОД – не амута: это попытка создать общинное объединение иного типа. И за престижем никто из нас не гонится. Каждый из 13 членов – основателей ЕСОДа, от Давида Маркиша до Майи Каганской, от доктора Алека Эпштейна до профессора Вольфа Московича, – люди, имеющие довольно высокий статус в Израиле. Объединяет насвсех чувство гражданской ответственности, а проще – страх за будущее наших детей и понимание, что алия, осознай она свою миссию как община, может дать импульс Израилю для движения в другом направлении – прочь от новой Катастрофы.
– Вы считаете, что все так трагично?
– У Израиля отсутствует понимание своей национальной задачи. Отсюда все беды – от ядерной угрозы Ирана до перманентного политического кризиса. На минувшем историческом этапе национальная задача была понимаемаверно – называлась она «сионизм». Израиль выполнил ее: восстановил тело государства, его форму. Но дальше тело надо было наполнить духом: пониманием того, для чего именно был восстановлен Израиль. Ответ – для создания безопасного убежища для евреев – неверен. Если б это была цель, Всевышний восстановил бы Израиль в Бруклине. Там безопасней. Израиль вообще одно из самых опасных мест в мире для евреев. Тогда для чего? Ответа Израиль пока не дал. Новым духом тело не наполнено. А тело без духа -труп, И труп начинает разлагаться: от государства отваливаются куски территорий, коррупция разъела политическую систему, расползается социальная ткань, рушится сплоченность общества.
– Но существуют по крайней мере два ответа о национальной задаче – ответ левых и ответ правых.
– Да, и оба неверные. Левая парадигма – постсионизм: Израиль должен быть, как все, ближневосточной Голландией. Она ложна и неосуществима. Несмотря ни на какие уступки, арабы не хотят дать левым спокойно сидеть в кафе, потому что хотят не сокращения, а уничтожения Израиля. Но правая парадигма тоже неверна – Израиль не призван вновь стать государством еврейского шариата: история не ксерокс, а спираль – возвращаться надо на более высокий виток. Поэтому именно русская алия – свежая, третья сила, не принадлежащая ни к одному из этих лагерей, – способна принести новое понимание национальной задачи Израиля, новое сознание, которое трансформирует страну и выведет Израиль из тупика.
– И в чем это новое сознание?
– В интеграции Запада и Востока. Их конфликт – основное содержание истории: Личность против Бога, Модернизация против Традиции, Индивидуум против Общины, Наука против Религии.
Израиль – в эпицентре этого конфликта, на стыке Востока и Запада и географически, и духовно. Здесь этот конфликт сжат до взрывного состояния: не столько даже в борьбе с палестинцами, сколько в конфликтах Востока и Запада внутри самого израильского общества, русские евреи обладают сознанием, примиряющим этот конфликт. Мы – светские по форме и религиозные внутренне: в смысле поиска во всем высшего смысла. Светские верующие. Будущее именно за этим сознанием – за наполнением современных цивилизационных форм пониманием их духовного смысла. Если угодно, это новая Галаха: освящение нового, о котором говорил рав Кук. Осознанная духовная трансформация мира, сотворчество со Всевышним, это вообще сверхзадача еврейского народа. Миссия алии в том, чтобы развить это сознание и на его ос-нове примирить Восток и Запад в Израиле – примирить его колена.
– Я так условно называю ос новные группы нашего общест ва: харедим, поселенцы, светские, русские. Хотя все мы вроде бы из колена Иуды, но разъединены больше, чем были какие-нибудь Иссахар и Звулон.
Наша задача – примирить колена Израилевы. Если Второй Храм разрушила беспричинная ненависть между евреями, то третий Храм восстановит осознанная любовь между ними. В каждом колене есть искра святости, у каждого свой уникальный путь к святости, свои ворота, ведущие в единый Иерусалим. Именно русские евреи способны понять святость и светских и религиозных и синтезировать ее. Мы – идеальные интеграторы благодаря тому сплаву культур, из которого мы созданы. Мы одновременно интернационалисты и сионисты, рационалисты и мистики, евреи и русские. В этом миссия алии.
– Звучит мессиански. Я думал, что ЕСОД – политическое лобби.
– Мы говорим не о Мессии-Машиахе, а о миссии – то есть задаче. У каждой волны алии была своя миссия. Ашкеназы создали тело страны – скелет системы и мясо организаций. Сефарды дали ей душу, эмоциональную природу. Задача русских – дать ей новое сознание, ибо, только изменив сознание, можно изменить жизнь. Но это сверхзадача. А тактическая задача – внедрить носителей этого сознания в управление страной. То есть пробить дискриминационный стеклянный потолок, который ограничивает возможности алии влиять на жизнь в стране. Это и есть главная тактическая задача ЕСОДа, этим мы и заняты.
– Но этим заняты сейчас все русские политики – все сейчас говорят о дискриминации. Может быть, ближе к выборам вы собираетесь превратить ЕСОД в новую политическую партию?
– Принципиально – нет. Объясню, почему. В алие должна быть группа аналитиков, которые, разрабатывают стратегические задачи, стоящие перед алией и Израилем. Политики себе этого позволить не могут: они должны думать о следующих выборах. Именно поэтому ЕСОД не пойдет в политику. Наша функция – разрабатывать и представлять вниманию алии долгосрочные, поначалу, быть может, не очень доступные и не легко осуществимые цели. Функция политиков – объехать ближайшую кочку, на которой их лично может выбросить в кювет, о том, куда мы вообще едем, им ду-мать некогда. К тому же каждый из нас профессионально состоялся и, так сказать, «хорошо устроен». Чем сидеть в кнессете, для нас гораздо интереснее попытаться сфокусировать общественную дискуссию в алие на самых важных стратегических темах. Отдельные русскоязычные аналитики пишут замечательные статьи на многие из этих тем. Наша особенность и, надеюсь, сила в том, что мы – первая попытка вырабатывать стратегические задачи алии коллективно и последовательно.
– Можете привести пример этих стратегических задач?
– Главная задача Израиля – национальное покаяние. Не за то, как относимся к палестинцам, а за то, как друг к другу. Израиль призван быть этическим примером для народов. А жизнь наша полна несправедливостей. Наше отношение к бедным и наше отношение богатым (если они олимы). Наше отношение к репатриантам и наше отношение пришельцам, которые хотят породниться с евреями. Наш разврат, с одной стороны (взять хотя бы парад геев в Иерусалиме!), наше мракобесие – с другой (сражаться за Израиль можешь, а жениться здесь – нет). Наши грабительские банки, наша рабовладельческая система трудоуст ройства «коах адам», вообще дух обирательства и лжи (где они, за-поведанные Торой «правильные весы»?), которым пропитана вся хозяйственная жизнь Израиля. Наше предательство: Полларда, ЦАДАЛа, поселенцев и т. д. Наша общенациональная задача – устранять несправедливость во всех сферах внутренней жизни Израиля и наполнять их духом правды любви. Алия может стать и пpимером в покаянии (за враждебность друг к другу и к другим коленам, за социальную пассивность, за разъединённость), и лидером в ключевых сферах: здесь и альтернативное образование, и альтернативная система трудоустройства, и движение по примирению упомянутых колен Израиля, и новая парадигма для примирения с арабами. По всем у членов ЕСОДа есть наработки, но каждую из них надо развивать и обсуждать отдельно, не в рамках общего интервью.
– Об одной из главнейших задач скажу кратко сейчас – это задача изменить парадигму принятия решений в политике: перейти от конкуренции к кооперации. Сначала в алие. Потом в кнессете. Сначала Израиль должен освоить кооперацию внутри себя. Только потом он сможет наладить кооперацию с арабами. Мир возможен только после внутренней трансформации Израиля: никакие договоры или односторонние акты его не принесут. Но сейчас ситуация позорна для нашего хваленого еврейского ума: сидят в кнессете 110 евреев и день и ночь думают, как подсидеть друг друга, вместо того чтобы подумать, как решить хотя бы одну проблему вместе. Если б евреи решили сделать что-то вместе, нет такой задачи, которую они б не решили. От палестинской проблемы до прихода Машиаха. Но изменить сознание – встать над схваткой и увидеть зерно святости, которое, как мы говорили, есть в каждом колене Израилевом, – чрезвычайно трудно. Лидера, который обладал бы таким сознанием и мог бы увлечь им страну, нет. Но время великих харизматических вождей прошло. Сейчас время Net – время сетей, коллектива. Таким коллективным лидером может и должна стать группа, сеть людей. Алия способ на выполнить эту функцию. Осознанное стратегическое сотворчество, а не тактическое сбивание блока сначала должны освоить русскоязычные политики.
– Вы говорите о новой попытке создания единой партии алии? У многих возникает вопрос, не стоит ли за этим Черной.
– Во-первых, если я работаю в его фонде, не значит, что за этим стоит Черной. Каждый из нас где-то работает, не представляем мы в ЕСОДе только самих себя. Во-вторых, хотя Черной верит в миссию алии и больше других делает для укрепления ее статуса, он ни когда не лезет в политику – ни в России, ни здесь. Так что ни на старую, ни на новую партию он денег не даст. В-третьих, дело не в изменении политической карты, а в изменении сознания. И мы пытаемся вывести дискуссию именно на этот уровень.
– И все же: считает ли ЕСОД, что алия должна создать единую русскую партию?
– Мы считаем, что главное – осознать, что у всех нас существует естественная единая платформа – приоритетные реформы, которые нужны алие и стране. Почему нет сплоченности ни среди израильских политиков, ни среди русскоязычных? Потому что главный разъединитель – арабский вопрос. Мы предлагаем не делать его приоритетным: «ахшав шалома» все равно не будет. Алия должна осознать: приоритеты — национальное покаяние и примирение «колен», осознание миссии Израиля и соотношения законов духовных и законов государственных, плюс депутатов избирателям), введение президентского правления.
Еще один приоритет – изменение политической культуры. Сейчас в Израиле политическая культура такая же, как в арабском мире, – власть кланов, «протекция». Это не отвечает требованиям XXI века. У власти стоят старые элиты, неспособные провести кардинальные реформы, о которых мы говорим: они не могут сломать старые неэффективные системы, потому что они выпестованы ими. Большинство этих людей вершат судьбы Израиля не потому, что об-ладают нужными умениями и достоинствами, а потому, что принадлежат к нужному клану – вместе были в садике, в школе, в армии. Друг тянет друга. Израиль должен перейти от кланократии к меритократии: власти имеющих «merits», достоинства. Алия обладает этими достоинствами. Но чтобы инициировать и двигать реформы, она должна войти в элиту.
– Но как она войдет в элиту, ежели не пущают?
– Начать пробивать стеклянный потолок дискриминации могут даже те девять русскоязычных депутатов, которые есть в кнессете. В большинстве своем это очень энергичные и профессиональные законодатели. Это еще одна причина, по которой ЕСОД не собирается идти в кнессет: я не думаю, что кто-либо из нас может стать более эффективным депутатом, чем Штерн, Бронфман или Солодкина. Индивидуально они чрезвычайно эффективны. Проблема в том, что междуними нет эффективной координации. Один выдвигает нужный для алии закон, ставит его на голосование, другие в этот день или не знали об этом и отсутствовали, или воздержались, а то и голосовали против из-за коалиционной дисциплины. Вопрос о последней должен быть поставлен алией перед всеми русскоязычными политиками, входящими в общеизраильские партии. Религиозные говорят, вступая в них: мы подчиняемся коалиционной дисциплине только до тех пор, пока дело не коснется религии. И это их условие принимается. Так же должны сказать «русские»: если речь пойдет о законах, нужных алие, и партия будет против, предупреждаем заранее – мы не подчинимся коалиционной дисциплине. Если будет координация, стеклянный потолок можно пробить даже законодательно: можно провести закон о позитивной дискриминации. Если каждый из наших девяти депутатов пролоббирует голосование еще семи своих израильских коллег – закон будет принят.
– Как именно ЕСОД собирается координировать наших политиков?
– Мы попытаемся на первых порах быть просто нейтральной площадкой, где они могут сесть вместе и обсудить общую стратегию. Обсудить, как переходить к кооперации. Например, не конкурировать в инициативе выдвижения законов, а рассмотреть Пакет законов алии, составленный юристами Эли Гервицом и Константином Бойко, членами ЕСОДа.
– Что ж, удачи в ваших грандиозных планах.
– Это наши грандиозные планы. Всей алии. Так что – удачи нам всем.
Интервью вел Эли Биньяминов
Перепечатано из газеты “Вести-2” (Израиль) от 2 июня 2005 г.
Читать онлайн “Универсальный сионизм” автора Радышевский Дмитрий – RuLit – Страница 15
Однако сразу же подчеркну, что прозвучавший панегирик не адресован общине русских евреев Израиля в ее сегодняшнем духовном, интеллектуальном и, как следствие, социальном состоянии. Он адресован ее потенциалу, качество и количество которого велики, но раскрытие которого зависит от способности элиты данной общины преодолеть свои центробежные эгоистические качества (свойственные всем, особенно интеллектуалам), свой цинизм обиженного, и начать скоординированно мыслить, а затем и скоординированно действовать.
Отметим также, что у каждой волны репатриации в Израиль, у каждой Алии, есть своя – уникальная и высокая – Миссия.
В антропоморфной системе координат у первой, европейской волны, задача была построить тело государства, скелет системы и плоть организаций, а если говорить об уровнях мышления – то построить рациональное сознание государства.
У сефардской волны задача была привнести в тело душу – эмоциональную природу, или сознание чувственное (левантийский темперамент необходим хотя бы для понимания внутренней природы наших соседей).
Алия русская должна добавить третий, завершающий компонент – дух, или интегральное сознание.
Даже сложившийся социальный статус Алии способствует восхождению интеллигенции русскоязычных израильтян к функции коллективного пророчества. Древние пророки, люди в основном образованные и даже имевшие до вступления на эту неблагодарную стезю (в случае «русских» – до репатриации) некоторый статус, также были в Израиле городскими сумасшедшими: маргиналами и диссидентами. Бросая идеологический вызов элите – как священнической, так и царской, – они были презираемы, а часто и преследуемы истеблишментом. В их распоряжении так же не было трибуны («центральных СМИ»); в лучшем случае у них были кружки (веб-сайты) и в критические моменты – толпа. Но время сохранило только их слово – и оно сформировало духовный облик нашей цивилизации. Голос истеблишмента – голос популизма, беспринципности и псевдопрагматизма – этот голос не дошел. У него нет эха. У него нет будущего.
Пророки выполняли двуединую функцию: вскрывали гниль настоящего и формулировали цели на будущее. Русские евреи Израиля призваны и приспособлены сегодня к этому более других.
2. ОТ КЛАНОКРАТИИ К МЕРИТОКРАТИИ
Сначала – бичевание-покаяние. Для выживания общества они жизненно необходимы, ибо в государстве Израиль сегодня, как перед Потопом, почти каждый институт исказил путь свой, и каждый государственный механизм извратился. Причин тому много – постсионизм, коррупция, нерациональное – унаследованное с военных и даже подмандатных времен – устройство многих систем, инерция мышления и усталость старого истеблишмента. Алие легче всё это обличать и требовать кардинальной ревизии, ибо у нее нет священных коров: преданности партиям, системам и структурам. Мама не работала в Аводе*, папа не служил в Гистадруте, сами не ходили в бейтаровский садик, не служили в ЦАХАЛе, не жуировали на «квиюте» в Хеврат а-Хашмаль. В данном случае неукорененность Алии в Израиле – не слабость, а сила, ибо укрепляет желание пойти дальше косметических реформ и попытаться изменить саму политическую культуру.
Политическая культура сегодняшнего Израиля удручающе сходна с той, что существует в арабском мире, – власть кланов, «протекция». Это не отвечает требованиям XXI века. У власти стоят старые элиты, не пущающие во власть новую «русскую» элиту, но сами не способные кардинально реформировать старые неэффективные системы, потому что выпестованы ими.
Большинство этих людей вершит судьбами Израиля не потому, что обладает нужными умениями и достоинствами, а потому что принадлежат к нужному клану, – вместе были в садике, в школе, в армии: друг тянет друга. Израиль должен перейти от кланократии к меритократии – власти имеющих «merits», достоинства.
Для справки. Отчет Центра исследований и информации Кнессета показал*:
Выходцы из СССР/СНГ и стран Балтии, прибывшие в Израиль на протяжении последних 15 лет (1989-2004), составляют 15.4% израильтян наиболее трудоспособного возраста (от 25 до 65 лет). Процент людей, имеющих высшее образование, среди репатриантов алии 1990-х значительно выше, чем среди уроженцев страны (44.3% против 21.2%). В боевых частях армии Израиля «русские» солдаты составляют около 30%.
При этом доля русскоязычных израильтян среди сотрудников аппарата правительства, включая служащих всех 21 министерств, составляет 4.4% от общего числа сотрудников всех министерств (663 человека из 14.996).
Миссия русской алии (Дмитрий Радышевский)
Различие между миссией и Мессией очевидно. Не каждый человек может быть Помазанником. Более того, Мессией может быть только один человек. Или богочеловек. Но это уже теология. Мы же говорим о телеологии — науке о цели. Жизненной целью, жизненной задачей — миссией своего существования — обладает каждый человек, социальная группа, государство.
Для того чтобы облегчить задачу осознания жизненной миссии, человеку имеет смысл проанализировать базовые данные своей судьбы. Эзотерика, от каббалы до буддизма, учит, что при воплощении душа выбирает семью, страну и племя не случайно. Метафизику, конечно, можно отрицать и верить только в химию и в газету «Гаарец», но даже заядлым материалистам не грех проанализировать свою сущностную связь с упомянутыми обстоятельствами.
В нашем случае — и это объединяет всех читающих данную книгу и эту статью — эти базовые составляющие судьбы одинаковы: наши «я» выбрали еврейский народ, страну Израиль и русскую культуру.
Мы — родственники в кубе. Почему? Почему наши судьбы стоят именно на этих трех китах? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять метафизические задачи еврейского народа, Государства Израиль и русскоязычной культуры.
Миссия евреев
Книга книг говорит, что миссия эта — быть «народом святым», народом священников.
В чем функции священника? Он обладает сознанием, постигающим высшие духовные законы, и способностью низвести эти высшие энергии на материю, теургически освящая ее, — т.е. священник преображает материальное бытие в соответствии с духовным сознанием.
В этом — уникальность иудаизма по сравнению с другими, в первую очередь с восточными, религиями. И в иудаизме, и в ин- дуизме-буддизме стоит цель осознания Истины и постижения духовных законов. Но это постижение является на Востоке самоцелью, концом путешествия: достичь просветления, чтобы разо- тождествиться с этим миром. В иудаизме цель — познать духовные законы, чтобы на их основе перестроить, исправить, преобразить мир. В христианстве эта, воспринятая от евреев задача осталась на уровне догмата («преображение плоти», «трансфигурация» как чаемый конец истории в православии), но не стала Га- лахой — руководством к ежедневному, настойчивому и кропотливому действию.
Другой образ, полезный для осознания еврейской функции «света народам», — антропоморфический. В едином теле человечества еврейский народ избран быть центром сознания — неким гипоталамусом, находящимся между двумя полушариями, рациональным и иррациональным, «материальным» и «духовным». Эта малая железа, совокупность высших центров организма, призвана гармонизировать их взаимодействие — пронизать материальное духовным (что символизирует Звезда Давида), примирить Бога и человека, продвигая род людской к богочеловечеству.
Метод выполнения этой функции евреям был дан двуединый: обучать народы духовным законам и показывать им пример этической жизни, т.е. применения этих законов. Эта энергия в проводнике и дает свет народам.
Каждый раз, когда человечество оказывалось в духовном тупике, евреи давали ему новую порцию света — импульс духовного знания, поднимавшего народы ко все большим степеням духовной свободы и духовной ответственности.
Готовя его в рассеянии, произвести этот духовный взрыв еврейский народ мог только сконцентрировав свой дух в тесном материальном сосуде, обладающем особыми свойствами, — в
Земле Израиля. Так было после каждого Исхода — из Египта и Вавилона.
Дав знание и построив его великий материальный символ, Храм, евреи должны были выполнять вторую часть двуединой функции — строить свою жизнь как пример воплощения этих законов. Провал в последнем приводил к разрушению Храма и к новому изгнанию.
Сейчас произошел третий и, будем надеяться, окончательный Исход. Иначе — т.е. не в контексте духовной истории еврейства — рассматривать восстановление Государства Израиль не имеет смысла.
Соответственно, Израиль вновь выведен из галута в Обетованную ему землю для выполнения этой конкретной функции, состоящей в том, чтобы дать народам новое сознание, которое поможет человечеству решить основные духовные задачи этой эпохи; и дать пример — создать совершенный социальный организм, т.е. превратить Государство Израиль в пример общества, построенного на этом знании.
Миссия Израиля
В чем же основная духовная задача современности — т.е. какое сознание, какое новое откровение должен дать восстановленный Израиль миру?
Основным конфликтом эпохи является обострившийся и проникнувший во все сферы жизни, включая геополитику, извечный конфликт между Личностью и Богом. Сегодня это — Запад против Востока: Модернизация против Традиции, Индивидуум против Общины, Наука против Религии, Моральный Релятивизм западного, номинально христианского мира против Тоталитарной Веры мира исламского.
Израиль — в эпицентре этого конфликта, на стыке Востока и Запада и географически, и духовно. В Израиле этот конфликт сжат до взрывного состояния: и в борьбе с палестинцами, и в конфликте Востока и Запада внутри самого израильского общества. Это напряжение, которое ощущают все израильтяне, должно породить выброс нового духовного импульса — импульса, который пробьет для мира выход из данного тупика.
Выходом, который Израиль укажет миру, является не распространение вширь формы (демократии), но внедрение сути в самую глубь социума и человека. Суть эта — интегральное сознание, наполняющее цивилизационные формы Запада стремлением к духовным идеалам Востока и направляющее религиозную пассионарность Востока в гуманистические и созидательные цивилизационные формы.
Именно Израиль призван вернуть Востоку утраченную Личность и Западу — утраченного Бога, создав в мире тот «шалом» (полноту-целостность), что необходим для продолжения общечеловеческой миссии — осознанной духовной трансформации мира.
Именно Израиль призван первым достичь конца Истории — понимая историю как процесс развития государств. Венцом этой Истории должно стать создание Совершенного Социального Организма — такого уникального духовно-политического устройства, которое, сохранив западные права и свободы личности, придет к восточному идеалу общинной любви. Израиль призван стать пилотным проектом человечества, явив пример свободного, основанного на знании духовных законов перехода от конкуренции к кооперации во всех областях социальной жизни.
В этом — служение всем народам; в этом — всемирное священство нового Израиля: несение человечеству подлинного Мира — шалома, шлемута — цельности и святости, а не того морально тухлого и рационально самоубийственного компромисса со злом, который в сегодняшней политике называется «миром».
Однако сегодняшний Израиль, давно имея единую еврейскую теологию, даже не думает о необходимости создания единой израильской телеологии — понимания цели (национальной задачи) Израиля.
На минувшем историческом этапе ее понимали верно — Израиль должен был восстановить форму государства, его тело. И верно понимаемая цель привела к содействию высших сил и к чудесным победам. Но дальше тело надо было наполнить духом: пониманием того, для чего именно был восстановлен Израиль. Ответ — для создания безопасного убежища для евреев — не верен. Если б это была цель, Израиль был бы восстановлен в Бруклине или, на худой конец, в Уганде. Там безопасней. Израиль сегодня вообще — одно из самых опасных мест в мире для евреев. Тогда для чего?
Ответа Израиль пока не дал. Новым духом тело не наполнено. А тело без духа — труп. И труп начинает разлагаться: от государства отваливаются куски территорий, коррупция разъела политическую систему, расползается социальная ткань — сплоченность общества.
Два существующих ответа о национальной задаче — ответ «ассимиляторов» и ответ «гетто» — являются телеологически неверными. Поскольку выбраны ложные цели, ни высшие силы, ни, если угодно, исторические законы не помогают стране продвинуться ни к одной из них.
Идеологией правящей элиты Израиля — можно называть ее постсионизмом или псевдопрагматизмом — на самом деле является ассимиляция. Не религиозная ассимиляция индивидуального еврея в окружающем его инородном обществе, но политическая, о которой писал еще Жаботинский, ассимиляция коллективного еврея — Израиля — в мировом сообществе.
Согласно этой идеологии, смысл двухтысячелетнего стремления вернуться в Сион состоит в осуществлении «калифорнийской мечты»: вилла, море и возможность забыть обо всем. Ради достижения этой мечты, этого мира сейчас же сегодняшний Израиль тщится быть принятым в семью народов на правах маленького Изи.
Но метафизика — такой же реальный фактор в судьбе евреев, как физика в судьбе падающего с дерева яблока. И народы не дадут Израилю уклониться от его миссии, подстегивая его разнообразными страданиями к духовной работе — к тому, чтобы он произвел новый импульс «света из Иерусалима» — дал народам пример и путь выхода из тупика. Антисемитизм, таким образом, был и остается нетерпением спасения у народов земли — спасения, которое — по непреложному, пусть и обременительному для израильтян декрету Книги — было и остается «от евреев».
Но второй ответ о национальной миссии, который сегодня есть в наличии в Израиле, ответ религиозного «гетто» — в котором помнят, что новый Исход произошел для «совершения служения», а не просто для «свободы», — также не верен, ибо служение это видится идеологам «гетто» в качестве возвращения в золотое галахическое прошлое иудейского царства. Однако, даже не задаваясь вопросом о пробе той золотой архаики, следует помнить, что история — не ксерокс, а спираль и возвращаться надо на более высокий виток.
Источники:
http://jerusalem-korczak-home.com/np/np27.html
http://www.rulit.me/books/universalnyj-sionizm-read-330731-15.html
http://evrofilm.com/missiya-russkoj-alii-dmitrij-radyshevskij.html