Концерт в успенском соборе кремля 12 мая. Святее патриарха: концерт в Успенском соборе в последний момент перенесли в Патриаршую палату

Патриаршая Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля 8 января

8 января, в день празднования Собора Пресвятой Богородицы,
с 10:00 по московскому времени смотрите прямую трансляцию Божественной литургии из Успенского собора Московского Кремля.
Богослужение возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Поделиться:
Нравится:

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 17 января 2020 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории. 17 января

17 января 2020 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

Читаем Апостол. 17 января

16 января 2020 г. Прогноз погоды

Прогноз погоды. 17 января

16 января 2020 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

16 января. Пророк Малахия

16 января 2020 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории. 16 января

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Архив

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля

8 января 2015 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Всех вас поздравляю со вторым днем великого праздника Рождества Христова. В этот день мы традиционно совершаем Литургию в Успенском соборе Московского Кремля и прославляем Пречистую Преблагословенную Царицу Небесную, а вместе с Ней ближайших родственников по плоти Господа и Спасителя: Иосифа Обручника, Давида царя; святого Иакова, брата Божия, первого епископа Иерусалимского. Потому и день этот называется Собор Пресвятой Богородицы, то есть собрание, а если перевести на наш язык — семья Пресвятой Богородицы. Рождество вообще неслучайно называют семейным праздником, потому что рождение ребенка — это праздник в семье. Ведь в честь рождения собираются не только мать и отец — если семья дружная, то собираются и братья, и сестры, и двоюродные братья и сестры, а часто и дяди, и тети, потому что это событие для всего рода.

Величайшим событием для рода Давидова было рождение Спасителя, хотя и был Он рожден в убогой пещере вифлеемской и никаких родственников не было рядом, — только Иосиф Обручник, который, будучи старцем, блюл девственность Пресвятой Богородицы. По преданию, на обручение его благословил первосвященник иудейский, и Иосиф был вместе с Ней в тот самый момент, как и в самые трудные годы жизни Младенца и Спасителя нашего Иисуса Христа он имел особое о Нем попечение. Ведь именно ему, а не кому-то другому, явился во сне ангел и сказал: «Уходи отсюда, беги в Египет, потому что иначе убьют Младенца», — и он встал и пошел.

Трудно сказать, как поступил бы современный человек, если бы во сне ему было сказано: поезжай туда-то или туда-то. Хватило бы у него сил хотя бы купить билет на самолет, в комфортабельных условиях куда-то полететь? А ведь тогда люди перемещались пешком, в лучшем случае на осле. Предстояло идти через пустыню, в Египет… На ком же была ответственность за Деву Марию и за Младенца? На Иосифе. Он был стар, но он был единственный мужчина, и, конечно, он нес ответственность как глава этой семьи. Они благополучно достигли Египта, но ведь там нужно было на что-то жить. Вот он и трудится плотником, зарабатывает, чтобы тем самым прокормить свою семью — Пречистую Преблагословенную Деву Марию и Младенца Иисуса Христа.

Читать еще:  Как понять мужчину скорпиона в любви. Поведение влюбленного мужчины скорпиона

А потом снова видение во сне: «Возвратись, потому что умерли те, кто искал душу Младенца». Иосиф берет Пречистую Деву и Младенца Иисуса, и возвращается. А здесь проявляется житейская мудрость Иосифа. Казалось бы, ему нужно жить в Иудее, где родился Младенец, но Иосиф узнает, что там правит Архелай, сын и преемник умершего царя Ирода, того, кто желал убить Младенца. И убоялся Иосиф жить под властью Архелая. Он переходит в Галилею и поселяется там, в городе Назарете.

Мы вспоминаем также царя Давида, выдающегося персонажа древней ветхозаветной истории. От него идет род, в котором родился Иосиф и родилась, по преданию, Дева Мария. Давид был известен святой жизнью, своим мужеством, и именно в ответ на его доброту, на его сердечность, на его мужество народ очень полюбил его. А в то время царствовал некий Саул, который ревновал о славе Давида, и над этим молодым человеком нависла смертельная угроза. Давид мог бы дважды рассчитаться с Саулом, убить того, кто хотел его убить. Но он не поднимает руки на царя, и когда Саул умирает, народ избирает Давида царем.

Но даже этот святой человек не сумел уберечь себя от греха. Он полюбил красивую женщину по имени Вирсавия, которая была замужем за его военачальником Урией. И Давид посылает Урию в смертельную схватку с врагом в надежде, что в бою тот погибнет. Так и случилось, и после гибели Урии Давид берет Вирсавию себе в жены. Осознав всю глубину своего падения, Давид пред Богом исповедует свой грех дивными словами, которые дошли до нашего времени, — словами 50-го псалма. И что самое, может быть, главное: всякий раз, когда Давид проходил через тяжкие жизненные испытания, он никогда не терял присутствия духа, никогда не роптал на Господа, потому что понимал, что это ему в наказание за тот самый грех.

Сколько грехов мы с вами совершаем, в том числе таких, что постоянно бередят нашу совесть! Как часто мы каемся на исповеди в одном и том же грехе, потому что чувствуем, что этот грех тяготеет над нами! А если вдруг входим в полосу неудач, то теряем присутствие духа, а иногда даже ропщем на Господа или говорим: «За что мне, Господи? ведь сосед или соседка гораздо хуже, чем я, но вот они благоденствуют, а я испытываю такие трудности». Вот когда мы будем проходить через жизненные тяготы, давайте поразмыслим о своей собственной истории и наверняка найдем такой грех, который мы искупаем пред Богом в этой жизни, чтобы не взыскал с нас Господь в жизни вечной, — через скорби и страдания, как искупал свой грех царь Давид.

Мы вспоминаем сегодня также Иакова, брата Божия. По преданию, до обручения с Девой Марией Иосиф был женат, но его жена Саломия умерла, он овдовел, и у него были четыре сына и две дочери. Старший из сыновей, Иаков, стал учеником Иисуса Христа. Он был человеком очень благочестивым, даже по нормам ветхозаветного закона, и, прекрасно зная все предписания этого закона, строго их исполнял. Поэтому даже иудеи, которые возненавидели христианскую общину, видя в христианах неких изменников, с уважением относились к Иакову и называли его праведником. Но когда после Вознесения Господа Иаков возглавил иерусалимскую общину и смело исповедовал, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живаго, то иудеи убоялись этой проповеди и сбросили Иакова с крыши Иерусалимского Храма, — он погиб как мученик.

Мы сегодня вспоминаем, говоря по-человечески, семью Спасителя, семью Божией Матери. Одним только этим воспоминанием Церковь подчеркивает значение семьи и семейных отношений, важность рождения детей, важность объединения родственников, особенно пред лицом трудностей и опасностей. Как важно поддерживать друг друга, как важно делиться, чем можем, — в первую очередь с членами своей семьи! Ведь любовь очень часто исчезает тогда, когда мы перестаем делиться собой и тем, что у нас есть, с другими. Тогда мы становимся для них чужими людьми, тогда распадаются семейные связи.

Читать еще:  К чему снится крокодил в бассейне. К чему снятся крокодилы в воде? Что скрываете вы

А потому сегодня наша особая молитва о семьях. О наших семьях, о том, чтобы в них рождались младенцы, о том, чтобы прекратилось в массовом масштабе убийство младенцев во чреве матери. О том, чтобы рождение каждого было великим счастьем для семьи, поводом еще более сплотиться и почувствовать важность друг друга. Мы, конечно, сегодня молимся и о детях наших, которым предстоит идти неведомыми путями в будущее, к концу XXI века. Трудно себе представить, что будет в ту эпоху, а они должны будут пронести в то далекое будущее веру православную, верность Христу, верность Его Божественному закону.

Поэтому Церковь сугубо молится о родителях и детях, о семьях наших. Верим, что Господь по немощным молитвам нашим приклонит милость Свою и к родителям, и к детям, помогая им воспринимать в том числе и великую мудрость, которую передает нам Священное Писание, бережно сохраняемое в Церкви.

Я всех вас сердечно поздравляю со вторым днем праздника Рождества Христова, с днем воспоминания о Семье, о Соборе Пресвятой Богородицы. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В день памяти святителя Петра Московского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Кремля

3 января 2019 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

По прибытии в основанный святителем Петром собор Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святого подвижника, пребывающим в алтаре.

Святейший Патриарх Кирилл совершал богослужение в облачениях, созданных по древнему иконописному образцу облачений святителя Петра, и с копией посоха святителя, хранящегося в Успенском соборе Кремля.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Хабаровский и Приамурский Артемий; епископ Мадридский и Лиссабонский Нестор; епископ Челябинский и Миасский Григорий; епископ Корсунский и Западноевропейский Иоанн, глава Патриаршего экзархата в Западной Европе; епископ Волгоградский и Камышинский Феодор; епископ Петропавловский и Камчатский Феодор; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Дамиан Круглик, настоятель храма Преображения Господня в Богородском г. Москвы; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; члены Епархиального совета г. Москвы; столичное духовенство.

На богослужении присутствовали: руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов; Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю. Кузнецова; председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников; депутат Государственной Думы ФС РФ С.А. Пахомов.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы (регент В.А. Волкова).

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз».

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла на основании определения Священного Синода от 28 декабря 2018 года были возведены:

  • в сан митрополита — архиепископ Хабаровский и Приамурский Артемий, в связи с назначением главой Приамурской митрополии;
  • в сан митрополита — епископ Челябинский и Миасский Григорий, в связи с назначением главой Челябинской митрополии;
  • в сан митрополита — епископ Корсунский и Западноевропейский Иоанн, в связи с назначением главой Патриаршего экзархата в Западной Европе;
  • в сан митрополита — епископ Волгоградский и Камышинский Феодор, в связи с назначением главой Волгоградской митрополии;
  • в сан архиепископа — епископ Мадридский и Лиссабонский Нестор, в связи с назначением на Испанско-Португальскую кафедру;
  • в сан архиепископа — епископ Петропавловский и Камчатский Феодор, в связи с назначением на Петропавловскую кафедру.

В сугубую ектению была включена молитва о здравии пострадавших при обрушении дома в городе Магнитогорске Челябинской области: «Врачу душ и телес, сo умилением в сердце сокрушеннем к Тебе припадаем и стеняще вопием Ти: исцели болезни, уврачуй страсти душ и телес рабов Твоих при обрушении дома во граде Магнитогорске пострадавших».

Были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

Затем были вознесены молитвы «о упокоении душ новопреставленных рабов Божиих, при обрушении дома во граде Магнитогорске погибших».

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Александра Круглика, клирика храма Воскресения Христова — Патриаршего подворья на б. Семеновском кладбище г. Москвы, в сан иерея.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке г. Москвы, комендант Патриаршей резиденции в Чистом переулке.

По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Московского Петра в алтаре Успенского собора.

Читать еще:  Почему люди постятся? Как правильно подготовиться к Петрову посту и нужно ли современному человеку поститься.

Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с особым днем для града Москвы, для града Киева, для всей Церкви и для всего народа нашего — с праздником святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, скончавшегося в этот день.

Святитель Петр жил в эпоху наитруднейшую, когда распадалась единая Русь, а он, призванный быть святителем всея Руси, предстоятелем всея Руси, Предстоятелем нашей единой Церкви, близко к сердцу воспринимал междоусобицы между князьями, братоубийство и все то, что губило единство народа, единство страны и подрывало единство Русской Православной Церкви.

Известно, что в 1299 году кафедра была перенесена в город Владимир. Единая страна была, единый народ, единое пространство — национальное, духовное, культурное. Когда святитель Петр в 1308 году приехал из Константинополя, где был поставлен в митрополиты Киевские и всея Руси, он вознамерился, несмотря на опасности, пребывать в Киеве. Но Киев был полуразрушен, и не только опасности от ордынцев, но и незащищенность города от разного рода разбойников привела к тому, что город стал пустеть. Митрополит всея Руси не мог без риска для жизни находиться в Киеве и вознамерился пойти туда, где уже был престол великого князя, — в город Владимир. Это произошло в 1309 году.

Но недолго Петр находился во Владимире. Стала возвышаться Москва — как город, приобретавший все большее значение, хотя и не имевший тогда никаких возможностей претендовать на столичный статус. Возникла некая конкуренция между Тверью и Москвой, между князьями Михаилом Тверским и Юрием Московским, и все это привело, как тогда часто бывало, к междоусобной брани. Святитель Петр молитвами своими, трудами своими прекратил эту брань. Для постоянного своего пребывания он избрал город Москву, и, как только это произошло, как стопа его ступила на сию землю, град стал приобретать значение Первопрестольного, и вскоре он был воспринят таковым всею Русью.

Святитель Петр много постарался для возвышения града Москвы, но еще более он старался для сохранения единства Церкви. Непросто было в то время сохранять это единство, но ему удавалось, и можно только представить, какой скорбью наполнялось его сердце, когда он наблюдал за действиями тех, кто стремился разрушить единство Святой Руси, разрушить единство нашей Церкви. Святитель Петр до конца оставался верным этому единству, он до конца оставался святителем всея Руси и возносил свои молитвы о Руси, о народе ея, о прекращении междоусобиц и о сохранении единства Церкви нашей.

Незадолго перед кончиной святитель возжелал построить в городе Москве каменный кафедральный Успенский собор и успел его заложить. Началось возведение стен, когда святитель умер, завещав похоронить себя в недостроенной стене Успенского собора — того самого, в котором мы сегодня торжественно вспоминаем его память. Так оно и случилось: сегодня святитель Петр почивает своими мощами в алтаре Успенского Патриаршего собора. Верим, что он молится и сегодня за единство всей Руси, за сохранение единства той Церкви, которую он возглавлял, — многонациональной Русской Православной Церкви, Церкви великого народа на просторах исторической Руси.

Сегодня, вспоминая его память, мы, конечно, не можем не думать о том, что происходит ныне на просторах Руси. Мы знаем, какие мощные политические силы работают на то, чтобы Русь никогда не была единой. Мы знаем, что происходит сегодня на Украине. Мы знаем, почему имя святителя Петра не находится сегодня в центре внимания на Украине, — уж очень сильный вызов бросает святитель Петр тем, кто желает разрушить духовное единство Святой Руси, кто хочет оторвать православных людей от единой Русской Православной Церкви, кто сеет смуту, вражду и междоусобную брань, мало чем отличающуюся от той, что доставляла столько страданий святителю Петру.

Мы знаем, что святитель Петр — великий молитвенник за духовное единство народа нашего, за единство Церкви нашей, за преодоление всех разногласий и всех противостояний, которые, к сожалению, до сих пор присутствуют на просторах Святой Руси. И потому надлежит особенно ему молиться, чтобы он силой своей чудотворной, силой молитвы пред лицом Божиим оградил страну нашу от разделений, Церковь нашу сохранил в единстве, все народы Святой Руси сохранил в духовном единстве и в способности хранить веру православную. Его молитвами да живет Русь православная, да укрепляется вера в сердцах народа нашего! Аминь».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источники:

http://tv-soyuz.ru/Patriarshaya-Bozhestvennaya-liturgiya_8-Jan-2020
http://www.patriarchia.ru/db/text/3919932.html
http://moseparh.ru/v-den-pamyati-svyatitelya-petra-moskovskogo-svyatejshij-patriarx-kirill-sovershil-liturgiyu-v-uspenskom-sobore-kremlya-2.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: