Контрольная работа философия и мировоззрение. Законы диалектики впервые сформулировал

Законы диалектики

Анализ исторических форм диалектики и альтернативы. Противостояние диалектики метафизике, софистике и эклектике. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Закон диалектического синтеза.

Подобные документы

Исторические формы диалектики: античность, немецкая классическая философия и материалистическая диалектика. Закон единства и борьбы противоположностей. Взаимный переход количественных изменений в качественные. Сущность закона отрицания отрицания.

реферат, добавлен 24.03.2011

История становления и развития диалектической мысли. Характерные черты и связи категорий диалектики. Сущность основополагающих законов: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания.

реферат, добавлен 12.06.2012

Изучение основных законов диалектики как философской теории развития всего сущего, материи, духа и сознания. Содержание закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, закона отрицания отрицания и единства и борьбы противоположностей.

реферат, добавлен 13.02.2011

Сущность и проблемы диалектики. Смысл законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. Понятие принципов всеобщей связи, системности, причинности, историзма. Основные категории науки.

презентация, добавлен 29.11.2012

Диалектические противоположности. Диалектика количественных и качественных изменений. Качество и свойства. Закон перехода количественных изменений в качественные. “Отрицание отрицания”. Цикличность и поступательность изменений.

реферат, добавлен 10.03.2002

Диалектика как метод аргументации в философии, основные сферы действия. Закон единства и борьбы противоположностей. Главные виды противоречий. Закон перехода количественных изменений в качественные. Категории, сущность и явления, содержание и форма.

презентация, добавлен 15.05.2016

Исследование особенностей диалектики как миропонимания и способа мышления от античности до наших дней (закон единства и борьбы противоположности). Ее исторические формы, основные принципы. Альтернативы диалектики – метафизический и эклектический методы.

контрольная работа, добавлен 01.03.2010

История законов в древней китайской философии и диалектическом материализме. Взаимосвязь законов и категорий диалектики. Закон взаимного соответствия и диалектический закон единства и взаимопроникновения противоположностей. Философское понимание закона.

реферат, добавлен 20.03.2014

Теоретические аспекты понятия диалектики – науки о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Изучение исторических форм диалектики – идеалистическая, материалистическая, а также основных ее принципов и законов. Альтернативы диалектики.

контрольная работа, добавлен 26.02.2010

Понятие, развитие и систематизация диалектики. Идеи диалектики Гегеля и диалектического материализма. Сущность закона отрицания отрицания (закона диалектического синтеза), его мировоззренческое и методологическое значение, противоречивые толкования.

контрольная работа, добавлен 25.01.2010

Законы диалектики – просто и понятно

На протяжении столетий люди пытались дать объяснение жизненным процессам и свести понимание жизни к определенным закономерностям. В философии эти попытки вылились в формирование законов диалектики, отличающихся универсальностью, постоянством и всеобщностью.

Что такое законы диалектики?

В понимании философов закон – это устойчивая связь и характеристика взаимоотношений между явлениями и процессами. Законы диалектики имеют такие главные особенности:

  1. Объективность. Диалектические законы не зависят от желаний и действий человека.
  2. Существенность. Законы отмечают самую суть предмета или явления.
  3. Повторяемость. Закон указывает лишь на те явления и связи, которые повторяются систематически.
  4. Всеобщность. Законы диалектики в философии указывают на закономерные связи, характерные для всех случаев конкретного типа.
  5. Универсальность. Законы описывают разные сферы окружающей действительности: общество, природу, мышление.

Кто открыл законы диалектики?

Первые наработки в сфере диалектики относятся ко времени существования древних государств: Китая, Индии и Греции. Античная диалектика не была структурированной и точной, но имела в себе зачатки современного понимания законов существования вселенной. Зенону Элейскому, Платону, Гераклиту и Аристотелю принадлежат первые попытки формирования законов диалектики.

Читать еще:  Знак стоп движение без остановки запрещено. Знак «Проезд без остановки запрещен» – приоритетный знак

Основной вклад в формирование диалектической мысли внесли немецкие философы. Важной составляющей работ немецких авторов, включая три закона диалектики Гегеля и теорию познания Канта, являются христианские доктрины. Философия того времени опиралась на средневековое понимание мира и рассматривала окружающую действительность в качестве предмета познания и деятельности.

3 закона диалектики

Развитие каждого человека и всего общества подчиняется определенным закономерностям, которые отражены в диалектических законах, универсальных и не имеющих ограничений. Их можно использовать по отношению к любому обществу, явлению, историческому моменту, роду деятельности. Три закона диалектики отражают параметры развития и показывают, как будет проходить дальнейшее движение в выбранном направлении.

Существуют такие диалектические законы:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей. В основе развития могут лежать противоположные начала, борьба которых приводит к выработке энергии и является стимулом для движения.
  2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Изменения в количестве могут привести к появлению новых качественных характеристик.
  3. Закон отрицания отрицания. В законе разъясняется, почему развитие идет по спирали, а не горизонтально.

Закон единства и борьбы противоположностей

Первый диалектический закон утверждает, что все в мире движется благодаря двум противоположным началам, находящимся в антагонистических отношениях друг с другом. Эти начала, хотя и являются противоборствующими, имеют одинаковую природу. К примеру: день и ночь, холод и тепло, тьма и свет. Единство и борьба противоположностей – важная составляющая движения вперед. Благодаря ей окружающий мир получает энергию для существования и деятельности.

Борьба антагонистических сил может быть разной. Иногда она выгодна обеим сторонам и тогда приобретает вид сотрудничества. При этом одна сторона может постоянно находиться в проигрыше. В другом случае противоборствующие силы могут сражаться до полного уничтожения одной из них. Существуют и другие виды взаимодействия противоположностей, но при этом результат всегда один: выработка энергии для развития окружающего мира.

Закон диалектики – количество переходит в качество

Второй закон диалектики ставит во главу угла качественно-количественные характеристики. Он говорит о том, что все изменения происходят на определенной стадии накопления количественных характеристик. Незаметные количественные накопления выливаются в резкие качественные изменения, которые приводят к новому уровню развития. Качественно-количественные изменения могут повторяться несколько раз, но в определенный момент они выходят за границы существующих явлений или процессов и приводят к изменениям в самой системе координат.

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания в философии опирается на временные рамки. Все в мире существует лишь до той поры, пока оно является новым. Устаревшие вещи, предметы и явления заменяются новыми, что ведет к развитию и движению вперед. Со временем новые веяния также устаревают и заменяются более современными. Таким образом обеспечивается непрерывное движение вперед и усовершенствование. В данном случае развитие обеспечивается преемственностью и носит спиралевидный характер.

4 закон диалектики

Основные законы диалектики универсальны и призваны объяснить пути развития природы и общественно-экономической формации. Три диалектических закона были сформулированы философами еще в средние века и помогли понять природу движения и развития. Некоторые философы и социологи нашего времени считают, что существующие принципы и законы диалектики не отражают в полной мере картину развития. Хотя выдвигаются новые законы, большинство философов считает, что четвертое правило не является законом диалектики, так как пересекается с существующими тремя законами.

Читать еще:  Эзотерика в отношениях мужчины и женщины. Развитие отношений между мужчиной и женщиной

К 4 закону диалектики относят такие законы:

  1. Закон взаимосвязи количественных, доброкачественных и злокачественных изменений.
  2. Закон превращения качества в свою противоположность.
  3. Закон Божественного подобия.

Законы диалектики – примеры

Диалектические законы универсальны и могут применяться к различным сферам. Приведем примеры к трем диалектическим законам из разных сфер жизни и природы:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей. Ярким примером могут служить спортивные соревнования, в которых команды стараются достичь высоких результатов, но при этом являются конкурентами.
  2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Большое количество примеров, подтверждающих этот закон, можно найти в экономической и политической сфере. Небольшие изменения в политическом устройстве страны могут со временем привести к смене социального строя.
  3. Закон отрицания отрицания. Смена поколений является точным и понятным примером этого закона. Каждое последующее поколение стремится быть более прогрессивным, и этот процесс никогда не останавливается.

Философия, ее предмет и функции. Основные законы диалектики. Цивилизация как социокультурное образование

  1. Философия, ее предмет и функции
  2. Основные законы диалектики
  3. Цивилизация как социокультурное образование

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

1. Философия, ее предмет и функции

Общепризнанно, что философия возникает в VI-V веке до н.э. в Древней Греции. Здесь появляется и само слово «философия», образованное из двух греческих слов: «филео» – любовь, «софия» – мудрость. Таким образом, философия буквально – любовь к мудрости. (№5. с.6.). В действительности же древнегреческое понятие «софия» значительно более емкое и сложное, чем просто «мудрость». Если бы в представлении Пла­тона, закрепившего в европейской терминологии слово «фило­софия», философ был просто мудрецом или любящим мудрство­вать, то есть выяснять смысловую сущность вещей, он не стал бы вводить именно это слово «философ», говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове «мудрец» (по-грече­ски «софист»). Дело в том, что под софией Платон имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое «великое и приличествующее лишь божеству» объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Человек из-за своей прирожденной смертности и позна­вательной слабости не может, по мысли Платона, по-настоящему слиться с софией, он может только «любить» ее, почтительно и на расстоянии. Именно такой смысл вкладывал Платон в тер­мин «философия» и отсюда более адекватным было бы перевести иго как «любовь к истине», хотя и это не совсем точно.

Философия, таким образом, в своем зарождении мыслилась не как простое собрание истины, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который спо­собен привести к гармоничному равновесию как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотноше­ния с миром. Философия — это как бы тот страж или индикатор истины, который находится в душе самого человека и не дает ему склониться перед каким-либо частным или субъективно привле­кательным знанием, постоянно напоминая о необходимости соизмерять свои действия и мнения с более глубокой истиной о себе и о мире. Если допустить немного метафорической цельности, то философия в этом плане олицетворяет собою как бы коллективное выражение веры человека в смысл своего бытия, в существование истины мира и одновременно в свое вы­сокое предназначение, выражающееся в стремлении к этой исти­не, к осмысленной и целенаправленной деятельности.

Читать еще:  Икона прибавление ума история появления. Молитва пресвятой богородице о прибавлении ума

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

2. Основные законы диалектики

Закон есть внутренняя, повторяющаяся, существенная связь явле­ний, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает опреде­ленный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения. При этом изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение и других, что имеет практическое значение.

Диалектика учит, что законы присущи самой природе и их содержа­ние объективно. Люди не могут по своему желанию создавать какие-то новые законы развития мира или отменять старые. Они могут познать закон и использовать полученные знания в практической деятельнос­ти. Понятие закона — одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и целостности мирового процесса.

Фундаментальными законами материалистической диалектики яв­ляются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимно­го перехода количественных и качественных изменений; закон отрица­ния отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот закон — ядро диалектики. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник диалектического изме­нения, развития. Согласно этому закону, каждому пред­мету и явлению свойственны внутренние противополож­ности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником са­модвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

Таким образом, закон единства и борьбы противопо­ложностей предполагает развитие всех явлений в мире, осуществляемое через борьбу противоположностей, взаи­модействующих и исключающих друг друга.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

3. Цивилизация как социокультурное образование

Понятие «цивилизация» первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в. в русле теории про­гресса и употреблялось только в единственном числе. В ча­стности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, бога­тый этно-исторический материал, полученный в «эпоху путешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, в начале XIX в. возникла «этнографическая концепция цивилизаций», в ос­нову которой было положено представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация (Т. Жуффруа).

В целом во второй половине XVIII – начале XIX вв. ут­вердилось три подхода к пониманию «цивилизации» 1) уни­тарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития че­ловечества как единого целого): 2) стадиальный (цивилиза­ция как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого); 3) локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или историче­ские общественные образования).

В это время Ф. Гизо, заложивший основы «этноисторической концепции цивилизаций», предпринял также попыт­ку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культурно-исторического многообразия народов. Он считал, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а, с другой, – над ними есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.

Доступ к материалу ограничен

Оформите покупку для приобретения полноценной работы

Источники:

http://allbest.ru/k-2c0a65625a2ac78a5c53b89421216c26.html
http://womanadvice.ru/zakony-dialektiki-prosto-i-ponyatno
http://scholar.su/kontrolnye/filosofiya-zakony-dialektiki-edinstvo

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: