Контрольная работа философия и мировоззрение. Законы диалектики впервые сформулировал
Законы диалектики
Анализ исторических форм диалектики и альтернативы. Противостояние диалектики метафизике, софистике и эклектике. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Закон диалектического синтеза.
Подобные документы
Исторические формы диалектики: античность, немецкая классическая философия и материалистическая диалектика. Закон единства и борьбы противоположностей. Взаимный переход количественных изменений в качественные. Сущность закона отрицания отрицания.
реферат, добавлен 24.03.2011
История становления и развития диалектической мысли. Характерные черты и связи категорий диалектики. Сущность основополагающих законов: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания.
реферат, добавлен 12.06.2012
Изучение основных законов диалектики как философской теории развития всего сущего, материи, духа и сознания. Содержание закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, закона отрицания отрицания и единства и борьбы противоположностей.
реферат, добавлен 13.02.2011
Сущность и проблемы диалектики. Смысл законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. Понятие принципов всеобщей связи, системности, причинности, историзма. Основные категории науки.
презентация, добавлен 29.11.2012
Диалектические противоположности. Диалектика количественных и качественных изменений. Качество и свойства. Закон перехода количественных изменений в качественные. “Отрицание отрицания”. Цикличность и поступательность изменений.
реферат, добавлен 10.03.2002
Диалектика как метод аргументации в философии, основные сферы действия. Закон единства и борьбы противоположностей. Главные виды противоречий. Закон перехода количественных изменений в качественные. Категории, сущность и явления, содержание и форма.
презентация, добавлен 15.05.2016
Исследование особенностей диалектики как миропонимания и способа мышления от античности до наших дней (закон единства и борьбы противоположности). Ее исторические формы, основные принципы. Альтернативы диалектики – метафизический и эклектический методы.
контрольная работа, добавлен 01.03.2010
История законов в древней китайской философии и диалектическом материализме. Взаимосвязь законов и категорий диалектики. Закон взаимного соответствия и диалектический закон единства и взаимопроникновения противоположностей. Философское понимание закона.
реферат, добавлен 20.03.2014
Теоретические аспекты понятия диалектики – науки о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Изучение исторических форм диалектики – идеалистическая, материалистическая, а также основных ее принципов и законов. Альтернативы диалектики.
контрольная работа, добавлен 26.02.2010
Понятие, развитие и систематизация диалектики. Идеи диалектики Гегеля и диалектического материализма. Сущность закона отрицания отрицания (закона диалектического синтеза), его мировоззренческое и методологическое значение, противоречивые толкования.
контрольная работа, добавлен 25.01.2010
Законы диалектики – просто и понятно
На протяжении столетий люди пытались дать объяснение жизненным процессам и свести понимание жизни к определенным закономерностям. В философии эти попытки вылились в формирование законов диалектики, отличающихся универсальностью, постоянством и всеобщностью.
Что такое законы диалектики?
В понимании философов закон – это устойчивая связь и характеристика взаимоотношений между явлениями и процессами. Законы диалектики имеют такие главные особенности:
- Объективность. Диалектические законы не зависят от желаний и действий человека.
- Существенность. Законы отмечают самую суть предмета или явления.
- Повторяемость. Закон указывает лишь на те явления и связи, которые повторяются систематически.
- Всеобщность. Законы диалектики в философии указывают на закономерные связи, характерные для всех случаев конкретного типа.
- Универсальность. Законы описывают разные сферы окружающей действительности: общество, природу, мышление.
Кто открыл законы диалектики?
Первые наработки в сфере диалектики относятся ко времени существования древних государств: Китая, Индии и Греции. Античная диалектика не была структурированной и точной, но имела в себе зачатки современного понимания законов существования вселенной. Зенону Элейскому, Платону, Гераклиту и Аристотелю принадлежат первые попытки формирования законов диалектики.
Основной вклад в формирование диалектической мысли внесли немецкие философы. Важной составляющей работ немецких авторов, включая три закона диалектики Гегеля и теорию познания Канта, являются христианские доктрины. Философия того времени опиралась на средневековое понимание мира и рассматривала окружающую действительность в качестве предмета познания и деятельности.
3 закона диалектики
Развитие каждого человека и всего общества подчиняется определенным закономерностям, которые отражены в диалектических законах, универсальных и не имеющих ограничений. Их можно использовать по отношению к любому обществу, явлению, историческому моменту, роду деятельности. Три закона диалектики отражают параметры развития и показывают, как будет проходить дальнейшее движение в выбранном направлении.
Существуют такие диалектические законы:
- Закон единства и борьбы противоположностей. В основе развития могут лежать противоположные начала, борьба которых приводит к выработке энергии и является стимулом для движения.
- Закон перехода количественных изменений в качественные. Изменения в количестве могут привести к появлению новых качественных характеристик.
- Закон отрицания отрицания. В законе разъясняется, почему развитие идет по спирали, а не горизонтально.
Закон единства и борьбы противоположностей
Первый диалектический закон утверждает, что все в мире движется благодаря двум противоположным началам, находящимся в антагонистических отношениях друг с другом. Эти начала, хотя и являются противоборствующими, имеют одинаковую природу. К примеру: день и ночь, холод и тепло, тьма и свет. Единство и борьба противоположностей – важная составляющая движения вперед. Благодаря ей окружающий мир получает энергию для существования и деятельности.
Борьба антагонистических сил может быть разной. Иногда она выгодна обеим сторонам и тогда приобретает вид сотрудничества. При этом одна сторона может постоянно находиться в проигрыше. В другом случае противоборствующие силы могут сражаться до полного уничтожения одной из них. Существуют и другие виды взаимодействия противоположностей, но при этом результат всегда один: выработка энергии для развития окружающего мира.
Закон диалектики – количество переходит в качество
Второй закон диалектики ставит во главу угла качественно-количественные характеристики. Он говорит о том, что все изменения происходят на определенной стадии накопления количественных характеристик. Незаметные количественные накопления выливаются в резкие качественные изменения, которые приводят к новому уровню развития. Качественно-количественные изменения могут повторяться несколько раз, но в определенный момент они выходят за границы существующих явлений или процессов и приводят к изменениям в самой системе координат.
Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания в философии опирается на временные рамки. Все в мире существует лишь до той поры, пока оно является новым. Устаревшие вещи, предметы и явления заменяются новыми, что ведет к развитию и движению вперед. Со временем новые веяния также устаревают и заменяются более современными. Таким образом обеспечивается непрерывное движение вперед и усовершенствование. В данном случае развитие обеспечивается преемственностью и носит спиралевидный характер.
4 закон диалектики
Основные законы диалектики универсальны и призваны объяснить пути развития природы и общественно-экономической формации. Три диалектических закона были сформулированы философами еще в средние века и помогли понять природу движения и развития. Некоторые философы и социологи нашего времени считают, что существующие принципы и законы диалектики не отражают в полной мере картину развития. Хотя выдвигаются новые законы, большинство философов считает, что четвертое правило не является законом диалектики, так как пересекается с существующими тремя законами.
К 4 закону диалектики относят такие законы:
- Закон взаимосвязи количественных, доброкачественных и злокачественных изменений.
- Закон превращения качества в свою противоположность.
- Закон Божественного подобия.
Законы диалектики – примеры
Диалектические законы универсальны и могут применяться к различным сферам. Приведем примеры к трем диалектическим законам из разных сфер жизни и природы:
- Закон единства и борьбы противоположностей. Ярким примером могут служить спортивные соревнования, в которых команды стараются достичь высоких результатов, но при этом являются конкурентами.
- Закон перехода количественных изменений в качественные. Большое количество примеров, подтверждающих этот закон, можно найти в экономической и политической сфере. Небольшие изменения в политическом устройстве страны могут со временем привести к смене социального строя.
- Закон отрицания отрицания. Смена поколений является точным и понятным примером этого закона. Каждое последующее поколение стремится быть более прогрессивным, и этот процесс никогда не останавливается.
Философия, ее предмет и функции. Основные законы диалектики. Цивилизация как социокультурное образование
- Философия, ее предмет и функции
- Основные законы диалектики
- Цивилизация как социокультурное образование
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
1. Философия, ее предмет и функции
Общепризнанно, что философия возникает в VI-V веке до н.э. в Древней Греции. Здесь появляется и само слово «философия», образованное из двух греческих слов: «филео» – любовь, «софия» – мудрость. Таким образом, философия буквально – любовь к мудрости. (№5. с.6.). В действительности же древнегреческое понятие «софия» значительно более емкое и сложное, чем просто «мудрость». Если бы в представлении Платона, закрепившего в европейской терминологии слово «философия», философ был просто мудрецом или любящим мудрствовать, то есть выяснять смысловую сущность вещей, он не стал бы вводить именно это слово «философ», говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове «мудрец» (по-гречески «софист»). Дело в том, что под софией Платон имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое «великое и приличествующее лишь божеству» объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Человек из-за своей прирожденной смертности и познавательной слабости не может, по мысли Платона, по-настоящему слиться с софией, он может только «любить» ее, почтительно и на расстоянии. Именно такой смысл вкладывал Платон в термин «философия» и отсюда более адекватным было бы перевести иго как «любовь к истине», хотя и это не совсем точно.
Философия, таким образом, в своем зарождении мыслилась не как простое собрание истины, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром. Философия — это как бы тот страж или индикатор истины, который находится в душе самого человека и не дает ему склониться перед каким-либо частным или субъективно привлекательным знанием, постоянно напоминая о необходимости соизмерять свои действия и мнения с более глубокой истиной о себе и о мире. Если допустить немного метафорической цельности, то философия в этом плане олицетворяет собою как бы коллективное выражение веры человека в смысл своего бытия, в существование истины мира и одновременно в свое высокое предназначение, выражающееся в стремлении к этой истине, к осмысленной и целенаправленной деятельности.
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
2. Основные законы диалектики
Закон есть внутренняя, повторяющаяся, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения. При этом изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение и других, что имеет практическое значение.
Диалектика учит, что законы присущи самой природе и их содержание объективно. Люди не могут по своему желанию создавать какие-то новые законы развития мира или отменять старые. Они могут познать закон и использовать полученные знания в практической деятельности. Понятие закона — одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и целостности мирового процесса.
Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот закон — ядро диалектики. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.
Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей предполагает развитие всех явлений в мире, осуществляемое через борьбу противоположностей, взаимодействующих и исключающих друг друга.
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
3. Цивилизация как социокультурное образование
Понятие «цивилизация» первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в. в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.
Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый этно-исторический материал, полученный в «эпоху путешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, в начале XIX в. возникла «этнографическая концепция цивилизаций», в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация (Т. Жуффруа).
В целом во второй половине XVIII – начале XIX вв. утвердилось три подхода к пониманию «цивилизации» 1) унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого): 2) стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого); 3) локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).
В это время Ф. Гизо, заложивший основы «этноисторической концепции цивилизаций», предпринял также попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культурно-исторического многообразия народов. Он считал, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а, с другой, – над ними есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
Источники:
http://allbest.ru/k-2c0a65625a2ac78a5c53b89421216c26.html
http://womanadvice.ru/zakony-dialektiki-prosto-i-ponyatno
http://scholar.su/kontrolnye/filosofiya-zakony-dialektiki-edinstvo