Константинопольский Патриархат: история и положение в современном мире. «Константинопольский Патриарх провоцирует Всеправославный Раскол

Профессор Владислав Петрушко: «Константинопольский Патриарх провоцирует Всеправославный Раскол»

Решение Константинопольского Патриарха Варфоломея назначить своими «экзархами» в Киев двух американцев украинского происхождения может привести к расколу всего Православного мира

Решение Константинопольского Патриарха Варфоломея назначить своими «экзархами» в Киев двух американцев украинского происхождения может привести к расколу всего Православного мира

Назначение Константинопольским Патриархом своих представителей-епископов на Украине – без согласования с Патриархом Московским и всея Руси и Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины – есть не что иное, как беспрецедентно грубое вторжение на каноническую территорию Московского Патриархата. Такие действия не могут остаться без ответа.

Именно так прокомментировал принятое в Стамбуле решение председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в социальной сети Facebook. Обычно предельно дипломатичный, Легойда выразил лишь малую толику эмоций русских православных людей, внимательно следящих за проблематикой «украинской автокефализации», процесс которой был запущен Константинопольским (в реальности – Стамбульским) Патриархом Варфоломеем. Но если еще вчера речь шла о «войне дискуссий», то сегодня Фанар (стамбульский квартал, где находится резиденция Константинопольского Патриарха) пошел в реальное наступление.

По мнению многих экспертов Телеканала «Царьград», включая архиерея Иерусалимского Патриархата архиепископа Севастийского Феодосия (Ханна), подобные действия – звенья в цепи антироссийской политики Соединенных Штатов Америки, в значительной степени контролирующих деятельность Константинопольского Патриархата. Для уточнения масштабов случившейся церковной трагедии (а речь идет именно о начале трагедии, которую с сегодняшнего дня предотвратить стало намного сложнее) Царьград обратился к ведущему эксперту в украинском церковном вопросе профессору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктору церковной истории Владиславу Петрушко.

Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории Владислав Петрушко. Фото: Телеканал «Царьград»

Царьград: Владислав Игоревич, как расценивать случившееся? Что в реальности произошло, что за персонажи направлены Патриархом Варфоломеем в Киев? Кто это – «легаты» или «нунции» Константинопольского «папы»?

Профессор Владислав Петрушко: Мне кажется, мы не совсем правильно расставляем акценты. То, что произошло, с одной стороны, ожидаемо, поскольку является логическим продолжением начатой Фанаром политики. С другой стороны, неожиданно, что столь быстро, буквально через неделю после встречи двух Патриархов в Стамбуле, было принято решение о назначении фанариотских «легатов» на Украину. И хотя это пытаются представить так, что два этих епископа «всего лишь» представители Константинопольского Патриарха, а не возглавители некой новой структуры, новой юрисдикции, из истории мы прекрасно знаем умение греков жонглировать терминами, словами. Сегодня это «экзарх» как «легат», как представитель. А уже завтра – фактический предстоятель полуавтономной «Церкви».

Назначенные экзархи, а точнее, экзарх и заместитель экзарха – это два епископа-украинца Константинопольской юрисдикции. Один – из США, второй – из Канады. Причем один, если я не ошибаюсь, в прошлом был униатом (греко-католиком), перешедшим в Православие в одной из Константинопольских юрисдикций. Понятно, что оба родом из галичан, а это значит – патентованные националисты, но даже не на это должны обратить внимание. А на то, что же произошло на прошедшем Синаксисе (архиерейском совещании Константинопольского Патриархата), и на заявление Патриарха Варфоломея по итогам.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: www.globallookpress.com

По сути, произошла революция. Причем не только каноническая, а экклесиологическая (экклесиология – учение о Церкви, в том числе о ее границах – ред.). Впервые столь откровенно на официальном мероприятии Константинопольской Церкви декларировано создание восточного аналога папства. Заявлено, что только Патриарх Константинопольский является арбитром и может вмешиваться в дела других Церквей, решать спорные вопросы, предоставлять автокефалию и так далее. По сути, тихой сапой то, что совершалось весь XX век и в начале XXI, подошло к логическому результату. И Украина – некий первый «пробный шар», на котором это «восточное папство» будет обкатываться. То есть, провозглашена новая структура Православного мира, и теперь все будет зависеть от того, как на это отреагируют Поместные Православные Церкви.

Ц.: Таким образом, случившееся можно сравнить с 1054 годом, «великой схизмой», разделившей Восточную и Западную Церкви, православных и римо-католиков?

Профессор Петрушко: Да, это первое, что приходит на ум. Но даже в XI веке начиналось с куда более невинных вещей, чем сейчас, когда видим, что Фанар разбушевался, потерял всякую адекватность и фактически ставит ультиматум всему православному миру. Либо вы признаете Константинопольского «папу», либо мы идем к вам, и делаем все, что хотим на ваших канонических территориях, в том числе – признаем любой раскол, любую неканоническую структуру. Конечно, это уже полный беспредел, это самое настоящее церковное «рейдерство». И этому нужно полагать конец решительным образом всем Поместным Православным Церквам.

Читать еще:  Вселенские соборы православной церкви таблица. Кратко о церковных соборах

Ц.: Но какой может быть реакция на случившееся Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей?

Профессор Петрушко: Многие понимают, что случившийся переворот подменяет традиционное для Православия понимание Церкви (как возглавляемой Христом) католической схемой во главе с уже упомянутым мной «восточным папой», сиречь Патриархом Константинопольским. Думаю, Фанар рассчитывает на то, что другие Церкви по обыкновению смолчат. Хотя вполне может и просчитывать вариант, когда Русская Церковь и ряд других негреческих Церквей опротестуют это решение, после чего будут объявлены им «раскольниками». Фактически появятся две параллельные «православные вселенные», одна из которых, в свою очередь, квалифицирует совершенное Константинопольским Патриархом должным образом и объявит, что нельзя считать православными тех, кто пошел с Патриархом Варфоломеем.

Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Фото: www.globallookpress.com

Ц.: Учитывая то, что даже предельно дипломатичный в формулировках Владимир Легойда уже отреагировал на случившееся достаточно жестко, что мы можем сделать сегодня?

Профессор Петрушко: Самый естественный и логичный ответ, особенно в свете уже имевшего место прецедента 1996 года, когда Патриарх Варфоломей учредил на постсоветском пространстве параллельную канонической Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата автономную «Эстонскую апостольскую православную церковь» под своей юрисдикцией, это – разрыв евхаристического общения.

Также, я думаю, на случившееся должен как-то отреагировать весь Православный мир. Должен быть созван Всеправославный собор, пусть даже он не будет полным. В конце концов, на Московском соборе 1441 года после Флорентийской унии всего несколько архиереев дали должную оценку тому, что совершил Константинополь и митрополит Исидор от лица Русской Церкви (речь о подписании унии с Римско-католической церковью). Так что, если это не будет масштабный собор, ничего страшного, главное, дать четкую каноническую и догматическую оценку тому, что произошло. И назвать вещи своими именами.

И конечно, уже прямо сейчас нужно принимать какие-то срочные меры достаточно жесткого порядка. Повторюсь, вплоть до разрыва евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Быть может, это их отрезвит. И мне кажется, реакция других Поместных Церквей может оказаться такой, что Фанар окажется отнюдь не в большинстве.

«Кроме нашей Церкви никто не может дать отпор амбициям Константинополя»

Первый проректор Казанской православной духовной семинарии, игумен Евфимий о разрыве отношений между РПЦ и Константинопольским патриархатом

Конфликт РПЦ и Константинопольского Патриархата, кажется, достиг апогея. На Священном Синоде в Минске было объявлено, что отношения разрываются. Что это означает и для простых верующих, и для авторитета нашей Церкви? На эти вопросы корреспонденту «Реального времени» отвечает первый проректор Казанской православной духовной семинарии, старший преподаватель кафедры религиоведения КФУ игумен Евфимий (Моисеев).

«Это, наверное, самое крупное разделение за всю историю»

— Ваше Высокопреподобие, Русская Православная Церковь разорвала отношения с Константинопольским Патриархатом. С одной стороны, в свете последних событий, это ожидаемый шаг. С другой — все же неожиданный. Что это означает для нашей церкви?

— Разрыв канонического общения с Константинопольским Патриархатом означает, что священнослужители нашей Церкви не смогут совершать Божественную литургию вместе с клириками, находящимися в юрисдикции Константинопольской Церкви. Так же и наши миряне не смогут причащаться в храмах этой Церкви. Соответственно, клирики и миряне Константинопольского Патриархата не смогут участвовать в таинствах, совершаемых в храмах Русской Православной Церкви.

Это, наверное, самое крупное разделение за всю историю православия (после Великого раскола 1054 г.), которое, конечно, будет чрезвычайно болезненным для множества православных людей по всему миру. Пока это разделение не будет преодолено, наши верующие уже не смогут причаститься ни в Александро-Невском соборе в Париже, ни в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, ни, что особенно печально, на Святой горе Афон, даже в Русском Пантелеимоновом монастыре, столь любимом нашими паломниками. Точно так же и верующие Константинопольской Церкви, в частности, принадлежащие к Русскому Западно-Европейскому Экзархату, находящемуся в юрисдикции Константинополя, не смогут причащаться в наших храмах.

«Пока это разделение не будет преодолено, наши верующие уже не смогут причаститься ни в Александро-Невском соборе в Париже, ни в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, ни, что особенно печально, на Святой горе Афон, даже в Русском Пантелеимоновом монастыре, столь любимом нашими паломниками». Фото hristofor.org

— Были ли в истории церкви подобные прецеденты?

— В истории подобные прецеденты, к сожалению, уже были. Так, имел место разрыв общения, который последовал после принятия Константинополем Ферраро-Флорентийской унии в 1438 году. Именно вследствие этого события Русская Церковь начала свое автокефальное бытие. Были и другие прецеденты, последний из которых произошел совсем недавно и был связан с образованием епархии Константинопольского Патриархата в Эстонии в 1996 г. Всякий раз Русская Православная Церковь стремилась преодолевать возникавшие разделения в духе любви и братолюбия. Но нынешний разрыв, судя по всему, преодолеть будет не так просто, поскольку нанесен очень серьезный удар не просто по единству Церкви, но по самым принципам этого единства. Легализован крупнейший на настоящее время в православном мире раскол, и это развязывает руки раскольникам всех мастей. Это очень глубокая рана на теле Церкви. В этой ситуации хуже всего, что подорвано доверие между Церквами. По сути дела, разрушена вся система межправославных отношений, международного канонического права, создававшаяся веками. Отмена решения 1686 года о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата как «принятого вынужденно» порождает не только недоумение, но и подозрение, что таким же точно образом — в одностороннем порядке, без каких бы то ни было согласований и предупреждений — может быть отменено и решение о признании автокефалии Русской Церкви — просто как «принятое вынужденно». Как-то еще можно бы было это понять, если бы Константинополь на протяжении долгого времени ставил вопрос о возвращении Киевской митрополии в свою юрисдикцию, но до последнего времени нигде и никогда на официальном уровне эти претензии не озвучивались.

Читать еще:  Что нужно читать при сжигании икон. Как поступить с пришедшими в негодность освященными предметами

«Кроме нашей Церкви, никто не может дать отпор амбициям Константинополя»

— Как это повлияет на авторитет РПЦ в мире? Не останемся ли мы в изоляции?

— Очевидно, что сейчас кроме нашей Церкви, занимающей скромное пятое место в диптихе Православных Церквей, но при этом являющейся крупнейшей по количеству верующих, никто не может дать отпор амбициям Константинополя. Нужно понимать, что принятое нашим Синодом решение направлено не только на защиту своей канонической территории, но и на утверждение принципов межцерковных отношений, поскольку решение Константинополя является вызовом для всего мирового православия. Как в мире светской политики сегодня ни один серьезный вопрос не может быть решен без участия России, так и в православном мире все попытки изолировать Русскую Православную Церковь заведомо обречены на провал. Многие Церкви – в частности, Сербская, Грузинская и Элладская, испытывают серьезные проблемы с раскольническими группами, так что, очевидно, что возникшая проблема должна решаться на межправославном уровне. Нужно искать способы актуализации принципов соборности, адекватных для нашего времени. С большой долей уверенности можно сказать, что, если в ближайшее время поместные церкви не преодолеют возникший кризис, он будет развиваться по нарастающей.

— Отразится ли это на ситуации с нашими приходами на Украине?

— Конечно же, решение Константинополя вызывает тревогу и беспокойство за судьбу наших братьев на Украине. В лицемерные призывы к миру, которые прозвучали в заявлении Константинопольского синода, а тем более в обещания киевской власти, что будут соблюдены права верующих всех юрисдикций, верится с трудом: если украинская власть не потерпела даже того, что в некоторых регионах страны ее же граждане предпочитают говорить на русском языке, то что можно сказать о гарантиях безопасности тех украинцев, которые пожелают остаться в юрисдикции Московского Патриархата? Совершенно очевидно, что действия Константинополя ни к какому единству православия на Украине не приведут, а украинский народ вновь будет поставлен на грань разделения, которых уже было немало в его истории. Надеюсь, что в сложившейся критической обстановке верные чада Украинской Православной Церкви сплотятся вокруг своего предстоятеля Блаженнейшего митрополита Онуфрия и отстоят свое право быть в единстве с Русской Православной Церковью.

«Примирение, конечно, возможно, если Константинопольский Патриархат откажется от своих совершенно неприемлемых и чуждых духу подлинного христианства претензий на господство в мировом православии». Фото patriarchate.org

— Возможно ли примирение с Константинополем?

— Примирение, конечно, возможно, если Константинопольский Патриархат откажется от своих совершенно неприемлемых и чуждых духу подлинного христианства претензий на господство в мировом православии. Повторюсь, возникшая проблема касается не только двусторонних отношений Москвы и Константинополя, но и всего православного мира. Сегодня уже никому не удастся отсидеться в окопах — нужно чтобы все Церкви четко заявили свою позицию, и обсудили ситуацию в открытом диалоге на Всеправославном соборе. Будем молиться о том, чтобы единство православного мира было восстановлено.

Профессор Владислав Петрушко: «Константинопольский Патриарх провоцирует Всеправославный Раскол»

Назначение Константинопольским Патриархом своих представителей-епископов на Украине – без согласования с Патриархом Московским и всея Руси и Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины – есть не что иное, как беспрецедентно грубое вторжение на каноническую территорию Московского Патриархата. Такие действия не могут остаться без ответа.

Именно так прокомментировал принятое в Стамбуле решение председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в социальной сети Facebook. Обычно предельно дипломатичный, Легойда выразил лишь малую толику эмоций русских православных людей, внимательно следящих за проблематикой «украинской автокефализации», процесс которой был запущен Константинопольским (в реальности – Стамбульским) Патриархом Варфоломеем. Но если еще вчера речь шла о «войне дискуссий», то сегодня Фанар (стамбульский квартал, где находится резиденция Константинопольского Патриарха) пошел в реальное наступление.

По мнению многих экспертов Телеканала «Царьград», включая архиерея Иерусалимского Патриархата архиепископа Севастийского Феодосия (Ханна), подобные действия – звенья в цепи антироссийской политики Соединенных Штатов Америки, в значительной степени контролирующих деятельность Константинопольского Патриархата. Для уточнения масштабов случившейся церковной трагедии (а речь идет именно о начале трагедии, которую с сегодняшнего дня предотвратить стало намного сложнее) Царьград обратился к ведущему эксперту в украинском церковном вопросе профессору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктору церковной истории Владиславу Петрушко.


Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории Владислав Петрушко. Фото: Телеканал «Царьград»

Читать еще:  Гороскоп водолея на 29. Любовный гороскоп — Водолей

Царьград: Владислав Игоревич, как расценивать случившееся? Что в реальности произошло, что за персонажи направлены Патриархом Варфоломеем в Киев? Кто это – «легаты» или «нунции» Константинопольского «папы»?

Профессор Владислав Петрушко: Мне кажется, мы не совсем правильно расставляем акценты. То, что произошло, с одной стороны, ожидаемо, поскольку является логическим продолжением начатой Фанаром политики. С другой стороны, неожиданно, что столь быстро, буквально через неделю после встречи двух Патриархов в Стамбуле, было принято решение о назначении фанариотских «легатов» на Украину. И хотя это пытаются представить так, что два этих епископа «всего лишь» представители Константинопольского Патриарха, а не возглавители некой новой структуры, новой юрисдикции, из истории мы прекрасно знаем умение греков жонглировать терминами, словами. Сегодня это «экзарх» как «легат», как представитель. А уже завтра – фактический предстоятель полуавтономной «Церкви».



Назначенные экзархи, а точнее, экзарх и заместитель экзарха – это два епископа-украинца Константинопольской юрисдикции. Один – из США, второй – из Канады. Причем один, если я не ошибаюсь, в прошлом был униатом (греко-католиком), перешедшим в Православие в одной из Константинопольских юрисдикций. Понятно, что оба родом из галичан, а это значит – патентованные националисты, но даже не на это должны обратить внимание. А на то, что же произошло на прошедшем Синаксисе (архиерейском совещании Константинопольского Патриархата), и на заявление Патриарха Варфоломея по итогам.


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: www.globallookpress.com

По сути, произошла революция. Причем не только каноническая, а экклесиологическая (экклесиология – учение о Церкви, в том числе о ее границах – ред.). Впервые столь откровенно на официальном мероприятии Константинопольской Церкви декларировано создание восточного аналога папства. Заявлено, что только Патриарх Константинопольский является арбитром и может вмешиваться в дела других Церквей, решать спорные вопросы, предоставлять автокефалию и так далее. По сути, тихой сапой то, что совершалось весь XX век и в начале XXI, подошло к логическому результату. И Украина – некий первый «пробный шар», на котором это «восточное папство» будет обкатываться. То есть, провозглашена новая структура Православного мира, и теперь все будет зависеть от того, как на это отреагируют Поместные Православные Церкви.

Ц.: Таким образом, случившееся можно сравнить с 1054 годом, «великой схизмой», разделившей Восточную и Западную Церкви, православных и римо-католиков?

Профессор Петрушко: Да, это первое, что приходит на ум. Но даже в XI веке начиналось с куда более невинных вещей, чем сейчас, когда видим, что Фанар разбушевался, потерял всякую адекватность и фактически ставит ультиматум всему православному миру. Либо вы признаете Константинопольского «папу», либо мы идем к вам, и делаем все, что хотим на ваших канонических территориях, в том числе – признаем любой раскол, любую неканоническую структуру. Конечно, это уже полный беспредел, это самое настоящее церковное «рейдерство». И этому нужно полагать конец решительным образом всем Поместным Православным Церквам.

Ц.: Но какой может быть реакция на случившееся Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей?

Профессор Петрушко: Многие понимают, что случившийся переворот подменяет традиционное для Православия понимание Церкви (как возглавляемой Христом) католической схемой во главе с уже упомянутым мной «восточным папой», сиречь Патриархом Константинопольским. Думаю, Фанар рассчитывает на то, что другие Церкви по обыкновению смолчат. Хотя вполне может и просчитывать вариант, когда Русская Церковь и ряд других негреческих Церквей опротестуют это решение, после чего будут объявлены им «раскольниками». Фактически появятся две параллельные «православные вселенные», одна из которых, в свою очередь, квалифицирует совершенное Константинопольским Патриархом должным образом и объявит, что нельзя считать православными тех, кто пошел с Патриархом Варфоломеем.


Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Фото: www.globallookpress.com

Ц.: Учитывая то, что даже предельно дипломатичный в формулировках Владимир Легойда уже отреагировал на случившееся достаточно жестко, что мы можем сделать сегодня?

Профессор Петрушко: Самый естественный и логичный ответ, особенно в свете уже имевшего место прецедента 1996 года, когда Патриарх Варфоломей учредил на постсоветском пространстве параллельную канонической Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата автономную «Эстонскую апостольскую православную церковь» под своей юрисдикцией, это – разрыв евхаристического общения.

Также, я думаю, на случившееся должен как-то отреагировать весь Православный мир. Должен быть созван Всеправославный собор, пусть даже он не будет полным. В конце концов, на Московском соборе 1441 года после Флорентийской унии всего несколько архиереев дали должную оценку тому, что совершил Константинополь и митрополит Исидор от лица Русской Церкви (речь о подписании унии с Римско-католической церковью). Так что, если это не будет масштабный собор, ничего страшного, главное, дать четкую каноническую и догматическую оценку тому, что произошло. И назвать вещи своими именами.

И конечно, уже прямо сейчас нужно принимать какие-то срочные меры достаточно жесткого порядка. Повторюсь, вплоть до разрыва евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Быть может, это их отрезвит. И мне кажется, реакция других Поместных Церквей может оказаться такой, что Фанар окажется отнюдь не в большинстве.

Источники:

http://tsargrad.tv/articles/professor-vladislav-petrushko-konstantinopolskij-patriarh-provociruet-vsepravoslavnyj-raskol_157033
http://m.realnoevremya.ru/articles/116941-rpc-i-konstantinopolskiy-patriarhat-razryvayut-otnosheniya
http://matveychev-oleg.livejournal.com/7528358.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector