Конфликт между алексеем михайловичем и патриархом никоном. Противоречия между алексеем михайловичем и никоном

О взаимоотношениях патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем

Как уже было сказано выше, история взаимоотношений Никона и царя Алексея Михайловича началась ещё в 1645 году, когда Никон, будучи игуменом Кожеоозёрской пустыни, был в Москве по делам обители и являлся к царю – уже тогда Никон почувствовал расположение к себе со стороны государя. Впоследствии, в бытность Никона архимандритом Ново-Спасского монастыря и митрополитом Новгородским (чему, кстати, поспособствовал царь), дружба их стала ещё более крепкой. Но была она не совсем обычной: молодой, по природе мягкий и впечатлительный царь вполне подчинялся энергичному и властолюбивому патриарху. В Никоне царь видел не только друга, но и учителя (будучи человеком очень религиозным). Иначе говоря, молодой государь души в нём не чаял, готов был сделать для него многое, и не сказать, что Никон этим не пользовался.

Никон имел большое влияние на царя Алексея Михайловича, как когда-то Филарет 19 – на своего сына-царя Михаила Фёдоровича 20 . Как и во времена Филарета, без патриарха не решалось ни одно государственное дело. Никон всё больше начинал ощущать свою значимость. Царь же по-прежнему доверял ему. В 1653 году он даровал Никону титул «великого государя» (коим до Никона обладал лишь один патриарх – Филарет, да и то – как отец царя), титул, прямо указывающий на двоевластие: власть патриарха приравнивалась к царской. Так мало того, в 1654 году царь, уехав на войну с Речью Посполитой 21 , полностью оставил государство на Никона. Но военные походы способствовали возмужанию царя, он приобрёл некоторую «самостоятельность ума и характера» 22 . Поэтому, по возвращении, он стал вести себя более независимо по отношению к Никону, стал обращать внимание на поведение патриарха, всё более увлекавшегося властью. Правда, царь Алексей не сразу изменил своё дружественное отношение к патриарху Никону, однако между ними стали происходить короткие размолвки, со временем усиливавшиеся.

Так, с течением времени отношения между патриархом и царём охладевали вследствие того, что царь становился более самостоятельным, а патриарх – более охотным до власти. Между двумя когда-то дружными людьми встал вопрос власти.

Читать еще:  Обоснование необходимости.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Конфликт между алексеем михайловичем и патриархом никоном. Противоречия между алексеем михайловичем и никоном

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПАТРИАРХОМ НИКОНОМ И ЦАРЁМ АЛЕКСЕЕМ МИХАЙЛОВИЧЕМ

В это время не­ожиданно для себя и сам Ни­кон, столь рев­ностно прово­дивший все эти

реформы, почувствовал, что царь Алексей Михай­лович уже охладел к нему. В 1658 г . в Москве проходила торжественная встреча грузинского ца-

«Патриарх Никон, поучение произносящий клиру».

ревича Теймураза; в его честь царь дал обед, на который патриарх позван не был. Более того, во время шествия во дворец царский окольничий обидел боярина, близкого к Никону, ударив его палкой по голове. Этот поступок был оставлен царём безнаказанным. Затем в праздник Казан­ской Божьей Матери, 8 июля, и в праздник Поло­жения Ризы Господней, 10 июля, Алексей Ми­хайлович, несмотря на приглашение патриарха, в собор не явился. Это было в глазах Никона прямым оскорблением патриаршества как духовной влас­ти, которую он ставил выше власти царской. И тогда Никон отправился пешком, с одной клюкой, на Воскресенское подворье, а оттуда удалился в Воскресенский (ныне Новоиерусалимский) монас­тырь. Добровольный уход Никона с патриаршего престола был событием невиданным и восприни­мался в обществе трагически.

Но примирения, ожидавшегося Никоном после его демонстративного затворничества в монастыре, со стороны царя не последовало. Срочно из ссылки возвратили протопопа Аввакума, и ему было даже предложено стать царским духовником, правда,

при условии прекращения им проповеди старой веры. Но для ревностного сторонника старых обрядов это было невозможно, и в 1664 г . царь приказал сослать его вновь. Столица да и всё Московское государство были в великом смятении. Со всех сторон приходили челобитные на «много­мятежного» Никона. Старую веру поддерживали широкие массы народа, часть духовенства и известные, влиятельные боярские семейства (та­кие, как Морозовы, Урусовы), князь Иван Ан­дреевич Хованский, а также дворецкий и любимец боярина Салтыкова Исайя, архимандрит Покров­ского монастыря Спиридон Потёмкин, игумен Златоустовского монастыря Феоктист. Церкви оставались пустыми, поэтому священники вы­нуждены были вернуться к службе по старым книгам. Даже в главном соборе Руси (Успенском) шли споры о том, как петь — по-старому или по-новому.

Читать еще:  Цифра 80 в нумерологии. Смотреть что такое "80 (число)" в других словарях

СОБОР 1666-1667 ГОДОВ

Царь Алексей Михайло­вич в 1666 г . созвал собор для суда над противни­ками реформы. Первоначально на него прибыли только русские святители, но на следующий год (собор заседал долго) к ним присоединились при­ехавшие в Москву два восточных патриарха — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский. Своими решениями этот собор практически полностью поддержал действия царя. Патриарх Никон был осуждён и сослан в отдалённый мо­настырь. Вместе с тем все книжные исправления были одобрены. Собор вновь подтвердил прежние постановления: произносить аллилуйю трижды, творить крестное знамение тремя первыми перста­ми правой руки, печатать просфоры четырёхко­нечным крестом, крестные ходы проводить против солнца.

Всех, кто не признавал этих уложений, цер­ковный собор назвал расколоучителями и еретика­ми и предписал: «Если кто не послушает нашего повеления и не покорится святой восточной церкви и всему освящённому собору или начнёт пре­кословить и противиться нам, мы такого про­тивника данною нам властью, если будет от священного чина, — извержем и предадим проклятию, а если будет он мирского чина — анафеме предаём и от церкви отсекаем, как еретика и непокоряющегося, дондежи (пока не. — Прим. ред .) уразумится и возвратится в правду покаянием». Всех сторонников старой веры осуди­ли по гражданским законам. А по действовавшему тогда закону за преступление против веры полага­лась смертная казнь: «Кто возложит хулу на Господа Бога, или Христа Спасителя, или Бого­родицу, или на Крест честный, или на святых угодников Божиих — то сжечь», — говорилось в Уложении царя Алексея Михайловича. Подле­жали смерти и «те, кто не даст совершить литургию или учинит мятеж в храме».

О взаимоотношениях патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем

Как уже было сказано выше, история взаимоотношений Никона и царя Алексея Михайловича началась ещё в 1645 году, когда Никон, будучи игуменом Кожеоозёрской пустыни, был в Москве по делам обители и являлся к царю – уже тогда Никон почувствовал расположение к себе со стороны государя. Впоследствии, в бытность Никона архимандритом Ново-Спасского монастыря и митрополитом Новгородским (чему, кстати, поспособствовал царь), дружба их стала ещё более крепкой. Но была она не совсем обычной: молодой, по природе мягкий и впечатлительный царь вполне подчинялся энергичному и властолюбивому патриарху. В Никоне царь видел не только друга, но и учителя (будучи человеком очень религиозным). Иначе говоря, молодой государь души в нём не чаял, готов был сделать для него многое, и не сказать, что Никон этим не пользовался.

Читать еще:  Видеть себя во сне с седыми волосами. Что сонник говорит про седину в волосах

Никон имел большое влияние на царя Алексея Михайловича, как когда-то Филарет 19 – на своего сына-царя Михаила Фёдоровича 20 . Как и во времена Филарета, без патриарха не решалось ни одно государственное дело. Никон всё больше начинал ощущать свою значимость. Царь же по-прежнему доверял ему. В 1653 году он даровал Никону титул «великого государя» (коим до Никона обладал лишь один патриарх – Филарет, да и то – как отец царя), титул, прямо указывающий на двоевластие: власть патриарха приравнивалась к царской. Так мало того, в 1654 году царь, уехав на войну с Речью Посполитой 21 , полностью оставил государство на Никона. Но военные походы способствовали возмужанию царя, он приобрёл некоторую «самостоятельность ума и характера» 22 . Поэтому, по возвращении, он стал вести себя более независимо по отношению к Никону, стал обращать внимание на поведение патриарха, всё более увлекавшегося властью. Правда, царь Алексей не сразу изменил своё дружественное отношение к патриарху Никону, однако между ними стали происходить короткие размолвки, со временем усиливавшиеся.

Так, с течением времени отношения между патриархом и царём охладевали вследствие того, что царь становился более самостоятельным, а патриарх – более охотным до власти. Между двумя когда-то дружными людьми встал вопрос власти.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://studopedia.ru/18_55586_o-vzaimootnosheniyah-patriarha-nikona-s-tsarem-alekseem-mihaylovichem.html
http://enoth.org/enc/1/18_19.html
http://studopedia.ru/18_55586_o-vzaimootnosheniyah-patriarha-nikona-s-tsarem-alekseem-mihaylovichem.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: