Коммунизм и православие. Православный коммунизм или как скрестить православие и коммунизм

Коммунизм и христианство не совместимы

Те, кто утверждает обратное, ничего не понимают ни в коммунизме, ни в христианстве

Благословенные Им наследуют землю,

а проклятые Им истребятся (Пс. 36: 22).

Буду ходить пешком, назло кондуктору.

В начале XXI века в русском обществе снова идет дискуссия о совместимости христианства и коммунизма, как и в начале ХХ века. Чем она кончилась тогда – мы знаем. Выучили мы историю или она сегодня повторит свой урок?

Иисус Христос учит любви. Христианство говорит: все мое – твое. Коммунизм говорит: все твое – мое. Молодое поколение не понимает, что такое коммунизм. Теперь уже никто не читает ни Ленина, ни резолюций съездов партии, где говорится о борьбе с религией, в первую очередь – с Православной Церковью. Роль Православной Церкви в России огромна. Ленин взывал к ее полному уничтожению. Когда он говорил о религии, его лексика становилась подлинно богоборческой и переходила все мыслимые границы: он был одержим богохульством и не мог говорить о вере в Бога без проклятий. Религия для него – «поповщина», «заигрывание с боженькой», «самая гнусная из вещей», «труположество». «Всякая религиозная идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость. самая опасная мерзость, самая гнусная зараза», – так писал Ленин А.М.Горькому еще в 1913 году. Ранее, в 1909 году, он писал: «Религия есть опиум народа, – это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии» («Об отношении рабочей партии к религии»).

Ленин – настоящий и законченный богоборец. Но Ленин – навечно вождь коммунистов, поэтому нельзя отделить коммунизм от богоборчества Ленина.

До победы революции Ленин допускал, однако, членство в партии верующих рабочих, но это был только лишь тактический ход, который для него допустим, пока идет борьба за власть. В 1905 году он писал: «мы основали свой союз, РСДРП, между прочим, именно для такой борьбы против всякого религиозного одурачения рабочих. Для нас же идейная борьба не частное, а общепартийное, общепролетарское дело. Отчего мы не заявляем в своей программе, что мы атеисты? отчего мы не запрещаем христианам и верующим в бога поступать в нашу партию. Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе. ». И далее: «Вот почему мы не заявляем и не должны заявлять в нашей программе о нашем атеизме; вот почему мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей партией» («Социализм и религия»).

Однако сразу же после захвата власти в октябре 1917 года большевики издают ряд декретов, направленных против Церкви в духе воинствующего атеизма. В ответ на это Патриарх Тихон предал власть коммунистов анафеме: «Анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению принадлежите к Церкви православной». Поместный Собор 1917 г. подтверждает анафему советской власти, постановлением, в котором «с любовью приветствует» это послание, называет его «духовным мечом». По смыслу послания, анафема распространяется на всех, кто ведет и поддерживает любые разрушительные действия против Церкви. По учению Церкви, это означает, что такие лица неминуемо получают возмездие от Бога, если только не принесут покаяние. Вместе с тем, анафема заранее возвещает, что действия врагов Церкви обречены на конечную неудачу. Эта анафема сохраняет свою силу навсегда.

Многие люди состояли в партии, не участвуя активно в гонениях на Церковь. Распространяется ли анафема на них? Одно дело – сознательная поддержка коммунистической политики, направленной против Церкви, другое дело – бессознательное следование ей. Значительная часть коммунистов плохо представляли, что делала компартия. Но, тем не менее, они содействовали ее борьбе против религии и вместе с тем – против справедливости. Анафема, безусловно, распространяется на всех, кто так или иначе способствовал коммунистической диктатуре. Что касается тех лиц, которые, зная об ужасах гонений на Церковь, все равно поддерживали партию, их ответственность гораздо больше. Каков будет окончательный суд Божий, знает только сам Бог.

Приведем еще несколько цитат из документов и писем «вождя мировой революции». В письме Дзержинскому: от 1 мая 1919 г.: «. необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». Из Приказа от 25 декабря 1919 года: «Мириться с “Николой” глупо, надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за “Николы” (т.е. пропустивших субботник при погрузке дров в вагоны в день Николая Чудотворца 19 декабря)».

В ныне широко известном письме В.М. Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 г. в связи с протестами населения в Шуе: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

Количество подобных цитат можно умножать и умножать, но этому мешает размер нашей публикации. Надеемся, сказанного достаточно.

С самого начала своего прихода к власти коммунисты развязали неслыханный по жестокости «красный террор». О котором и говорят приведенные цитаты. Несмотря на то, что этот террор осуществлялся на глазах у всех, Ленин с неслыханной наглостью отрицает его и называет клеветой: «Нас всегда обвиняли в терроризме. Это ходячее обвинение, которое не сходит со страниц печати. Это обвинение в том, что мы ввели терроризм в принцип. Мы отвечаем на это: «Вы сами не верите в такую клевету» (ПСС, т.39, стр. 404).

Сегодня коммунисты нигде не говорят о принципах ленинской политики, и все, кто рассуждает о возможности доверия коммунистам, не имеют понятия об этих принципах. Многие современные люди наивно не верят в то, что коммунисты до сих пор одержимы духом атеизма, а напрасно, потому что, как показывают приведенные мысли и указания Ленина, история ХХ в. может повториться в XXI в. Памятник Ленину в Уфе, совсем недавно – минувшей осенью – вновь поставленный усилиями партии, ясно говорит о намерении оживить дела Ленина в вернуть в полном масштабе его политическую практику.

Идеологическая борьба компартии с христианством шла всегда, непримиримость коммунизма и христианства подтверждалась постоянно. Мы не знаем ни одного документа, где она отказывалась бы от этой борьбы. Поэтому мы не можем доверять партии коммунистов, пока она последовательно и доказательно не отказалась от своего антихристианского учения, чего, конечно, никогда не будет. Поэтому верить предвыборным обещаниям коммунистов просто не умно, нужно верить делам. Нужно рассматривать ситуацию в совокупности – историю, программу, платформу, реальные дела. Если коммунисты продолжают исповедовать идеологию Ленина, то они будут делать все то, чему учил их вождь. С его точки зрения религию нужно уничтожить полностью. Отсюда следует, что они ни перед чем не остановятся, если они вернутся на утраченный ими трон: террор будет непременно развязан, если коммунисты вновь получат власть.

Дело не только в том, что они творили все это, а значит, готовы снова заниматься терроризмом, а еще более в том, что они последовательно борются с религией, стремясь убить не только тело, но и душу. Коммунисты с самого начала объявили Церкви смертельную борьбу. Ведут ли они сейчас эту войну? У коммунистов сейчас нет возможностей, которые им предоставляло обладание властью. Но они готовы возобновить борьбу с Церковью. При появлении такой возможности

Читать еще:  Украинские рождественские традиции – как в Украине праздновали Рождество в старину? Народные традиции празднования в России. Как появилась традиция оставлять для Санты печенье и стакан молока

Сегодня компартия, внешне ведет себя мирно, они вновь молчат о своем атеизме, как скрывали свое богоборчество в 1905 году, даже якобы сочувствует христианству, вплоть до поклонения господином Зюгановым Поясу Пресвятой Богородицы – впрочем, наряду с поклонением Ленину. Религиозные акции г-на Зюганова не говорят ли о том, что коммунисты стали «хорошими»? Нет, не говорят, поскольку невозможно поклоняться двум богам. Как мы видели, Ленин считал, что в борьбе за власть можно принимать верующих в партию и возможно их сближение с партией. Именно такова современная тактика коммунистической партии, которая пытается сблизиться с верующими, и следует признать, она действует довольно успешно. Пролетариев нет, но современная мудрая интеллигенция, не читавшая Ленина и не желающая знать историю, так же охотно принимает предвыборные лозунги компартии, как и пролетарии 100 лет назад. Однако, пока г-н Зюганов не принес публичного покаяния в радикальных ошибках компартии, не отрекся от культа личности Ленина, что означает его «поклонение» Поясу Богородицы? Не похоже ли это на притворное намерение Ирода поклониться Младенцу Христу: «И когда найдёте Его, сообщите мне, чтобы я тоже мог пойти и поклониться Ему» (Мф. 2: 8)? Надо быть честными. Нельзя пить из Чаши Христовой и чаши бесовской! Что общего у Христа с Велиаром?

Голосовать за коммунистов – это грех. Некоторые считают, что увеличивается количество голосующих за коммунистов. Социологи говорят, что это результат протестного голосования против современного нам беззакония. Но ведь коммунисты совершили неизмеримо больше преступлений, чем наша «элита». Почему же народ им верит? Действительно, большую роль в этом играет протестное голосование, которое является следствием отчаяния. Люди голосуют так единственно, чтобы досадить Путину. Если люди не обдумывают свои поступки, значит, люди ведут себя крайне наивно, по-детски: «Буду ходить пешком, назло кондуктору». Это очень характерно для русского народа, это говорит о чистоте народа, но и о его беззащитности. Он легко становится жертвой обманщиков.

Народ должен хорошо узнать принципы, приемы этой партии. Но самое главное, чтобы народ молился.

Церковь никому зла не желает, она никого не преследует, она не борется с коммунистами силовыми методами. Наша война не против плоти и крови, а потов духов злобы поднебесной. Церковь борется против злого духа – призрака коммунизма, бродящего по Европе, против всякого злого духа насилия, жестокости, и гонений.

Протоиерей Александр Салтыков, историк Церкви, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах

Может ли быть «христианский коммунизм»?

Коммунизм — это псевдорелигия

Мысль о том, что коммунизм это квазирелигиозная или псевдорелигиозная система, – не нова. Многие элементы, которые есть в развитых религиозных системах, мы можем наблюдать в том, что можно условно назвать «коммунистическая церковь», а лучше «коммунистическая лжецерковь».

Разумеется, что коммунисты вовсе не стремились создать церковь, более того, будучи атеистами, они заявляли, что они хотят убить религию, уничтожить у людей представление о том, «чего нет», — о Боге. Но, борясь с религией, они стали бороться с ее носителями – с истинной Церковью. На этом пути они совершили много злодеяний и кровавых преступлений. Борьба с идеей выродилась в вооруженную борьбу с Церковью путем насилия, зверств и убийств.

«Хомо советикус» — квазирелигиозный урод

Убить религиозное начало в человеке, полностью изменить сознание человека коммунисты не смогли, однако изуродовали они его очень сильно.

Для этого много делалось при Ленине и Сталине. По существу они создали нового человека – «хомо советикуса». Этот урод может считаться одним из позорнейших достижений советских коммунистов.

Коммунистическая религиозность

Процесс формирования коммунистической религиозности не был линейным: в 1920-е годы акцентировалось внимание на одном, в 1930-е — на другом, в 1960-е — на третьем. Главное оставалось неизменным — заставить человека поверить в то, что марксизм-ленинизм провозглашал истину, поверить в возможность построения коммунизма, в то, что это построение «научно» доказуемо.

Стремясь к этим целям, коммунисты содействовали созданию особого вида религиозности, той которую я называю «коммунистической религиозностью».

Ранний коммунизм

Давно известно, что история коммунистической религиозности может быть названа историей подмен, историй социально-психологических аберраций, искажений сознания. По сути, эта квазирелигиозность паразитировала на религиозности народа, извращая ее, заменяя христианское содержание на коммунистическое.

Коммунистическая религиозность состоит из таких элементов, как создание пантеона коммунистических «праведников», «мучеников», создание «сакральных» мест, содержит попытки изменить календарь и желание догматизировать марксистско-ленинско-сталинское учение.

Все это выродилось в стремление навязать человеку веру в государство как некую сакральную сущность. Чем больше времени проходило, тем меньше коммунистические идеологи требовали от советских людей веры в то, во что они все меньше верили сами: в победу коммунизма во всем мире. Но для советских людей было обязательным требованием демонстрировать эту веру.

Как в древнем Риме было необходимо, показывая свою лояльность государственной власти, преклонить колена перед статуей императора или бросить ладан на алтарь перед статуей беса — идолом, так и в коммунистической империи надо было преклонить колена перед «советским, самым лучшим, самым справедливым, самым гуманным государством», а то и прямо поклониться мертвому В. Ленину. О внутреннем состоянии человека беспокоились мало. Веру никто не проверял.

Это относится к позднему периоду развитого социализма, входившего в стадию упадка. В 1920–30-е годы только создавалась система, делались кирпичи, из которых строилась пирамида советской псевдорелигии. Процессы гонения на Христову Церковь, уничтожения ее обрядов, замещения их коммунистическими обрядами и процесс создания коммунистической религии проходили одновременно, так что правильно говорить об одном процессе.

Одновременно с убийствами духовенства, расстрелами крестных ходов, кощунственным процессом «освидетельствования мощей», коммунисты собирали митинги, мумифицировали мертвое тело Ленина. Известны примеры проведения красных «пасх» и «рождеств». Красный угол с иконами в доме заменили на «красный уголок» с портретами советских вождей.

Известно, что раскулачивание в деревнях всегда начинали с осквернения храма. Одновременно с разрушением храмов в стране строили клубы, а потом «дворцы», целью которых было заменить храмы.

Из коммунистов, убитых во время сопротивления народа распространению советской власти, постепенно формировался институт коммунистических «мучеников» и «праведников», как «вселенских» (Роза Люксембург, 26 бакинских коммисаров), так и «местно чтимых», (как И. Бабушкин).

Создавались сакральные места, будь то в Петрограде или в Москве. Главной «святыней» коммунистов был мавзолей Ленина в Москве, построенный в виде вавилонского зиккурата.

Ленин – идол коммунизма

Тема Ленина стоит особняком в создании коммунистического мифа. Ленин был коммунистическим «богом-сыном», заменяя собой Христа. Таким образом, он стал идолом в классическом понимании этого слова – существо, претендующее на роль бога.

Если Ленина не называли богом открыто, то формально наделили божественными функциями: бессмертием (вспомните лозунг «Ленин живее всех живых»), всемогуществом, вездесущием, необходимостью поклонения и т.д.

Ленин заменял Христа

О том, что Ленин заменял для коммунистов Иисуса Христа, мы можем сказать, имея в виду, что Маркс и Энгельс воспринимались как некий коллективный «бог-отец» коммунизма. Соответственно, кощунственная замена Святого Духа идеей коммунизма завершала строительство этой богомерзкой религии.

Маркс и Энгельс были своего рода представителями «ветхозаветной», «докоммунистической религиозности», а Ленин был провозвестником «нового завета» коммунизма.

И. Сталин интересен для нас тем, что он был живым Лениным: «Сталин – Ленин сегодня», — вещал лозунг 1930-х годов. Получалось, что Ленин не умирал, а «продолжался» в Сталине. Дальнейшие коммунистические вожди уже не могли претендовать на роль Ленина. Но долгие годы, до смерти Сталина, система действовала именно так, как мы ее описали.

Съезды партии были пародией на церковные соборы, коммунистические чиновники — члены ЦК, были пародией на епископат. Курс истории ВКПБ был «катехизисом», которым можно было проверять «правоверие» коммунистических коллег.

Существовали и подмены христианских таинств. Можно вспомнить мистерию наречения коммунистических имен, т.н. «звездин». Прием в пионерскую, комсомольскую организацию — это примеры социальной инициации, псевдорелигиозные в своей основе.

Читать еще:  Мужские имена по святцам. Стоит ли называть малыша по святцам или церковному календарю христианских имен и почему? Имена мальчиков по дате рождения

Церковные формы коммунисты брали для того, чтобы построить свои антицерковные, антирелигиозные формы. Вспомним, что даже историю падшего ангела — сатаны — коммунисты включили в свою схему. «Дьяволом» революции стал Троцкий — символ зла, деперсонифицированный персонаж. Удивительно, но в советских энциклопедиях не было статей о Троцком, были статьи только о троцкизме.

Мы можем рассматривать могильщика Сталина Хрущева – «коммунистическим Лютером», попытавшимся очистить «правильный» ленинизм от «неправильных наслоений». Восстанавливая первокоммунистическую чистоту, Хрущев нанес смертельный удар этой религии.

При Хрущеве возникли дворцы бракосочетания (в 1959 г.) и дворцы малютки. Смысл их создания очевиден – вытеснить таинство венчания на периферию жизни человека, заместить христианское действие своим, коммунистическим. Эта пародия на таинство весьма характерна. В дворцах малютки детям давали имена, часто не христианские, а придуманные «Владлен», «Октябрина», чтобы и с помощью такого приема оторвать людей от христианской Церкви.

Попытки изменить строй жизни лежали в основе коммунистического отношения к похоронам. В 1920-х годах никто иной, как Троцкий, популяризировал идею строительства крематориев. Смысл сжигания трупов был в том, чтобы дискредитировать христианские традиции похорон, хотя объяснялось это «гигиеной» и «экономией».

Коммунисты пытались эксплуатировать вечные принципы, изложенные в Святом писании. В 3-й редакции программы КПСС содержался «моральный кодекс строителя коммунизма». Некоторые фразы кодекса напоминают цитаты из Писания, и это не случайно. Из Евангелия нам известно, что сам дьявол пользовался цитатами из Ветхого Завета с пользой для себя. Только цель его, конечно, не в том, чтобы привести людей к Богу, а в том, чтобы на место Бога поставить себя.

Сама вера в коммунизм носила яркий религиозный характер, а проявления ее в виде классового фанатизма сродни религиозному фанатизму.

По-своему интересно наблюдать за разложением этой лжедуховности. Если до Второй Мировой войны можно было говорить о подобии веры в светлое будущее, то в 1960–х годах наступает период «веры без веры», когда от адептов коммунистической религии не требовалось ничего, кроме молчаливого согласия с провозглашенными принципами.

Советский союз — царство антихриста

В итоге получилась страшная картина, напоминающая царство антихриста, описанное в апокалипсисе. Такая система должна была быть, и была враждебно настроена к Церкви. Истинная религия и Церковь самим фактом своего существования демонстрировали ложность и абсурдность коммунистической идеи. Христиане были идейными врагами коммунистической религии, их жизнь доказывала бессмысленность того строительства нового человека, которое было затеяно коммунистами.

Основа коммунизма – поклонение государству

Когда я задумываюсь над вопросом, что же лежало в основе этой религиозности, какая главная идея имела место быть, то прихожу к мысли, что в основе было поклонение государству, идолопоклонство перед социалистической державой.

Внешнее подменяло внутреннее, вера в государство, как в некую метафизическую ценность, должна была утверждаться всеми способами. Сама постановка вопроса свидетельствовала о ложности принципов, которыми руководствовались коммунисты, ибо государство, безусловно, есть временный институт, который не может претендовать на истину или на вечное существование.

Коммунизм – трагедия России

Трагедия коммунистической религии заключалась в том, что естественное стремление людей к хорошей жизни на земле было использовано для того, чтобы их обмануть и уничтожить веру людей в Бога, в христианские идеалы, в Божественную справедливость, то есть в то, что делает человека существом не душевным, но духовным.

Это страшная подмена, которая стоила многим миллионам людей моральных мук, а также и мук в буквальном смысле – миллионы людей были зверски замучены в коммунистических концлагерях, — приводила к нравственным искажениям, извращению понятий о добре и зле.

Строительство коммунистической религиозности было тем опаснее, что шло оно по лекалу христианской Церкви.

Коммунизм сегодня

Сегодня соблазн коммунизма во многом связан с тем, что люди не всегда могут отделить красивые декларации от мотиваций коммунистических лидеров, вызвавших эти декларации к жизни.

Хотя некоторые западные писатели видели в использовании коммунистами христианских символов возврат к христианству, это не было возвращением ко Христу. Это было стремлением заместить Христа. Уничтожить основные положения христианства коммунистам было не под силу, а приватизировать или, лучше, уворовать, их, безусловно, было их целью.

Воспринимать коммунистические призывы нового, «хорошего» человека как призывы христианские – в корне не верно! Ибо дело не в воспитании хорошего человека, а в создании эффективного орудия социального строительства, существа, верного идеям, убежденного в своей правоте вплоть до фанатизма.

В основе этих идей, как уже было сказано, лежало поклонение «самому справедливому государству», «государствобесие», если угодно, такое настроение, когда Бог подменялся идолом. Не замечать этого — значит не замечать одной из главных трагедий русского духа в ХХ веке.

Неумение отделить цели от средств, которыми пользовалась коммунистическая религия, значит допустить оправдание существование советского государства как некоего идеала, значит встать на путь, ведущий к созданию новых культов, в основе которых поклонение силе, а не истинному Богу Иисусу Христу.

Это значит оправдание лозунга «цель оправдывает средства», когда ради идеи «справедливого» государства можно убивать людей, не желающих идти в новый земной «рай». Это значит внутренне согласиться с преступлениями советского режима против человечества.

Положительное отношение к коммунизму сегодня таит в себе опасность возвращения его в будущем. Повторения ужасов советской власти Россия уже не выдержит.

AFP PHOTO / OXANA ONIPKO

В какой-то степени следствием поклонения государству можно считать возникновение в маргинальной церковной среде поклонение псевдосвятым: тирану Ивану Грозному, «мученику» Г. Распутину, и даже И. Сталину, и так далее.

Такие исторические деятели привлекают малоцерковных людей тем, что они олицетворяют образ государственника, а вовсе не тем, что они исполняли евангельские заповеди милосердия и любви, которые они отвергли. Вокруг этих главных лжесвятых мы видим целый сонм активно почитаемых в маргинальной среде лжеподвижников, будь то музыкант И. Тальков, маршал Г. Жуков и т.д. То есть почитание лжесвятых государственников имеет под собой не христианскую, а коммунистическую религиозность.

Таким образом, коммунистическая религия дает метастазы в современную жизнь русского общества, не позволяет трезво отделить собственно религиозность от нерелигиозного, имманентное от трансцендентного, Идеал от идеалов, Царство Небесное от царств земных.

Проблема сакрализации государства является наследством коммунистической лжерелигиозности, которая сегодня внешне разбита и в прежних формах не существует, но не до конца умерла, а продолжает отравлять жизнь современным людям, пытающимся соединить веру в честное государство и веру в Бога.

Православие и коммунизм: 10 связующих скреп!

Обратный вопрос: а как при появлении СССР такое количество людей, в свою очередь воспитанных на православии, так легко влилось в оголтелый культ Ленина, сменившийся впоследствии культом Сталина? Все дело в крайне схожем (вплоть до мелочей) формате обоих культов. Невзирая на то, что один культ атеистический, а другой — религиозный, как бы парадоксально это ни звучало, но оба культа являются и началом? и продолжением друг друга. Общество, в котором изначально был культ православия, всегда с легкостью примет культ коммунизма и наоборот — общество, в котором был культ атеистического коммунизма, с не меньшей легкостью вольется в культ религиозного православия. Вот об этом и поговорим подробнее.

1. Святые
Первое, что бросается в глаза при взгляде на оба культа, — это крайнее изобилие непререкаемых авторитетов, т.н. «святых». Например, у православных божественная троица, у коммунистов. тоже троица:

Над ней суровой статью возвышается непререкаемый авторитет. У одних это Иисус, у других — Сталин. Вокруг Иисуса стройными рядами стоят 13 апостолов, вокруг Сталина — 28 панфиловцев. Столько общих начертаний — аж дух захватывает!

Несложно обнаружить и подобие армии святых: у советского коммунизма это многочисленные герои труда, герои Союза, стахановцы, орденоносцы, ударники и так далее.
У православных имеется главенствующая организация — РПЦ. У коммунистов — КПСС. Две организации, пользующиеся непререкаемым авторитетом.

2. Мученичество
И в первом, и во втором случаях культ мученичества и самопожерствования — незаменимый атрибут пропаганды. Канонизация мучеников за веру отражает идею о том, что тяжелые физические испытания ради идей религии являются благом. И преподносятся как особые заслуги, как объект стремлений. Они служат пропуском в рай, не говоря уже про внесение в число почётных героев РПЦ. Если вы помните советские агитки, то знаете, что советский герой обязательно должен был быть мертвым, умершим за идею, за веру Сталина. Живых в СССР как-то не особо почитали.

Читать еще:  К чему снятся отношения с незнакомой девушкой. К чему снится незнакомая девушка: хорошо это или плохо? Толкование ведущих сонников мира о том, к чему снится незнакомая девушка

Идея благости самопожертвования и её тиражирование очень выгодна как церкви, так и государству. В обоих случаях речь идёт о бесплатных услугах, которые паства оказывает господам даже ценой собственной жизни.
Также к культу мученичества относится и общая для православия и коммунизма идея: живи сейчас плохо, и когда-нибудь потом тебе за все воздастся. У коммунистов это светлое социалистическое будущее, у православных — блага в загробном мире. Ни первые, ни вторые так никогда и не получали обещанного. И совковый коммунизм, и православие пропагандируют самоотрешенную тяжёлую работу ради идей, называя её высшим благом, придавая ей оттенок героизма и просто играя на естественном желании человека получить славу и бонусные ресурсы.

Обе идеологии делают схожую подтасовку: они требуют от вас признания его СЕЙЧАС за обещание блага ПОТОМ. При этом вовсе не факт, что потом будет именно благо! Заметьте, что тут требуется не просто само признание. Оно должно быть подкреплено определёнными действиями. Например, вам надо вкалывать за гроши или покупать свечки. Вера без действий пуста.

3. Символизм
Ввиду метафизичности идеи светлого будущего она должна быть облачена хоть в какое-то материальное обличие. Чтобы ее можно было потрогать хоть в каком-то виде. Так и у первых, и у вторых появляется символизм, вобравший в себя все то, за что сегодня необходимо страдать:

Любой сподвижник как первого, так в второго культа должен носить на себе эти символы на случай, если, ввиду абстрактности формулировок, забудет, за что выступает.

4. Отказ от материальных благ.
Фундамент обоих культов основывается на постулировании отказа общества от материальных благ. Более того, материальные блага в обоих случаях подаются как нечто недостойное. При этом главные идеологи культов, будь то парторги или попы, наоборот, культивируют стяжательство вне всяких границ и рамок, не отказываясь от дорогих Мерседесов, швейцарских часов и квартир.

5. Борьба с инакомыслием, тоталитаризм.
И первое, и второе без этого пунктика обречены на провал. Ввиду крайне уязвимой позиции культов, любая, даже самая незамысловатая критика для ее лидеров, как нож во венам школьницы. В среде культивирования столь несостоятельных идей по народу со скоростью вируса начинают распространяться сомнения в целесобразности тех или иных действий и, самое страшное, — со временем закрадывается все больше сомнений в существовании того самого будущего. Если не подавлять инакомыслие, то культ обречен на полный скорейший разгром, поэтому залог успешности для лидеров заключается в том, насколько эффективно они будут справляться с этой работой. По этой причине абсолютно все такие культы носят исключительно тоталитарный режим и крайне радикальными методами пытаются искоренять мыслепреступления. В одних случаях это репрессии, в других — инквизиция.

Репрессивный аппарат — единственное, что способно на некоторое время сохранять жизнеспособность таких идей. Поэтому чем меньше фактологии, чем более расплывчаты формулировки, тем яростнее реакция на критику. Трудно представить себе ученого, который призывает убивать всех не таких. Среди верующих таких пруд пруди. По той простой причине, что за плечами ученого стоит четкая фактология, которая не способна пошатнуться даже при самой злостной критике, а за плечами верующего нет ничего, кроме убеждения. Трудно представить себе капиталиста, который призывает убивать всех, не верящих в капитал. Среди коммунистов таких пруд пруди. Потому что за плечами капиталиста располагается успешный опыт стран Европы и США, в то время как в мире нет ни одного успешного социалистического государства, а те, что есть, с завидной регулярностью рушатся, как карточные домики.

6. Формирование чувства вины и долга.
Это можно вкратце обозначить двумя примерами: «Иисус умер за ваши грехи» и «деды воевали за вас». Православная церковь ловко культивирует чувство вины, заставляя считать своих прихожан себя грешными и потому платить по одному лишь факту своего существования (первородный грех). Но первородного греха попам было недостаточно, и они придумали обширный перечень новых, под который попадают все естественные этологически обусловленные образцы поведения человека. Вы все должны Иисусу, который страдал за вас! Я его не просил страдать за меня, так что лично я ему ничего не должен.

В СССР все должны были Ленину, который придумал рай на земле, ударникам, стахановцам, дедам, потом Сталину, который победил фашизм. Потом Хрущеву, который добился надоев кукурузы. Космоденьянской, которая пожертвовала жизнью во благо советского народа. 28 панфиловцев, которых вообще не существовало, и т.д., и т.п. Родине, в конце-концов.

7. Отказ от индивидуальности, строгий догматизм.
Для чего, собственно, и те, и другие придумывают определенную форму одежды, одну для всех, и описанные выше символы: звезда и крест.

8. Исключительность носителей данной идеологии.
У православных это «русский народ — народ богоносец», у коммунистов — великий Ленин озарил нам путь, за которым мы через миры и века выведем всё прогрессивное человечество из лап проклятых империалистов к победе коммунизма и свободе.

9. Культ умерших.
Который доходит до совсем уж извращенных проявлений вроде целования мощей святых, и паломничества к трупу Ленина в Мавзолее. Впрочем, это прямое последствие культа мученичества. И та, и другая идеология просто пропитаны смертью насквозь. Будто бы они нужны для того, чтобы умирать, а не жить. Ни те, ни другие никогда не культивировали живых — они всегда отличались маниакальным фанатизмом от мертвых и всего, что связано со смертью, вплоть до сакрализации этих понятий. Ни там, ни там никогда не чтят живых — там чтить можно только мертвых. Умерших за родину или веру.

10. Святые места и сакрализация.
И у тех, и у других символизм дошел до стадии формирования целых святых зон — по сути бездушных кусков гранита, которые наделяются некими сакральными значениями. Например, Вечный огонь — обычная газовая горелка, не имеющая никакого смысла в 2017 году. Как-то не так относиться к этой газовой горелке — скажем, с недостаточным трепетом — считается страшнейшим преступлением, вплоть до судов линча. То же самое касается и православия: прикури от свечи или станцуй в храме — тебя сразу линчуют.

И многое-многое другое. Например, изучение Библии как неоспоримой истины у одних и изучение «Капитала» как неоспоримой истины у других. Еще очень много поразительных сходств можно найти.

Де-факто мы видим, что православие и коммунизм — взаимозаменяемые понятия, абсолютно идентичные друг другу. Не удивлюсь, что коммунизм есть плагиат православия. А если сделать коммунизм чуть более ярко выраженным, то изо всех щелей попрет настоящая религиозность: например, в случае с династией Кимов в Северной Корее, где уже трудно понять, там культ религиозный или же коммунистический. Трудно понять, потому что различия между двумя этими явлениями весьма условны.

Именно поэтому коммунисты всегда первым делом стремились искоренить именно религию: в Северной Корее вообще казнь за хранение Библии. Коммунисты борются с религией ровно по той же причине, по которой РПЦ борется со Свидетелями Иеговы. Это борьба за рынок. Конкуренция.
Потому-то общество Российской Империи, воспитанное догматами православия, с такой легкостью приняло атеистический коммунизм и ровно по тому же сразу после падения СССР с неменьшей легкостью вновь приняло православие. Замени Христа на Ленина и наоборот — никто и не заметит разницы, вот и все.

Cледить за обновлениями блога вы также можете через ВК и ФБ:

Источники:

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/28/kommunizm_i_hristianstvo_ne_sovmestimy
http://www.pravmir.ru/mozhet-li-byt-xristianskij-kommunizm1/
http://hueviebin1.livejournal.com/364189.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: