Когда был построен успенский собор. Московский успенский собор

Успенский собор Московского кремля — краткое описание храма и история строительства

Успенский собор Московского кремля — одна из самых красивых и древних духовных достопримечательностей столицы России.

В ней венчались на престол царевичи династии Романовых, женились и крестились их дети и внуки. В статье расскажем больше об этом удивительном месте.

Кто и когда построил Успенский собор

Первый Успенский собор появился задолго до первых русских царей. Он был деревянной церковью. При воцарении на престол Ивана Калиты деревянную постройку снесли, построив каменное здание, поскольку старое сильно утратило свои свойства и постепенно рушилось.

Ридольфо Аристотель Фьораванти (1415 — 1486) — итальянский архитектор, инженер. С 1475 года в России. Построил Успенский собор в Московском Кремле (1475—1479), участвовал в походах на Новгород (1477—1478), Казань (1482) и Тверь (1485) как начальник артиллерии и военный инженер.

Вначале собор был сконструирован неправильно русскими зодчими и обрушился. Тогда принцесса София, уже при правлении Ивана III обратила внимание на работы итальянских мастеров и пригласила их построить храм божий.

Во главе итальянских зодчих стоял Фиораванти. Он конструировал храм с 1475 года и после 4 лет строительства храм начал работать и работает по сегодняшний день.

Интересные факты строительства

Вокруг Успенского собора в Москве ходит много легендов и мифов, поскольку его возведение было окутано множеством тайн и вопросов.

Например: зачем после 25 лет удачной эксплуатации деревянной церкви в конце 12 века строить каменный храм? Почему за образец собора был взять храм в Юрьеве-Польске?

Зачем после 150 лет эксплуатации каменного храма возводить новый? Почему псковские зодчие не прикоснулись к строительству храма? Почему за возведение окончательного строения был вызван католик-еретик?

Ученые отвечают на эти вопросы с недостаточной уверенностью, давая пищу для размышлений потомкам. Так, перестройка деревянной церкви на каменную была связана с подчеркиванием статуса царя, а другая перестройка Ивана III возможно связана с итальянскими корнями византийской принцессы Софии (в детстве она жила в Риме и возможно переняла католическую веру от него).

На вопрос, почему псковские зодчие не стали строить храм, исследователи говорят о вероятности подмены святых православных мощей, а на вопрос о причине взятия Георгиевского собора в Юрьеве-Польске отвечают, что вероятно это связано с перевозом Владимирской иконы Божией матери в Успенский собор или с преемственностью Московского государства от Владимира.

Краткое описание икон Успенского собора

В Успенском соборе находятся одни из древнейших икон. Среди самых известных и почитаемых относятся творения Андрея Рублева с Феофаном Греком, произведения Дионисия, иконопись при первом русском царе Иване Грозном.

Также там находится новгородская двухсторонняя икона Божией Матери и Святого Георгия периода 11-12 века.

Самые главные иконы в иконостасе собора являются иконы деисусного чина, расположенные по центру. Это лики Иисуса, архангелов, евангелистов, Иоанна крестителя и апостолов. Рядом с ними находится икона Успения, и икона Божьей матери.

Как попасть в Успенский собор Московского Кремля — контакты и часы работы

Успенский собор располагается на территории Кремля. Поэтому попасть в него можно только через врата Кремля, оплатив вход. Стоимость билета на всю территорию Кремля составляет без скидок 350 рублей.

Работает комплекс с 9 до 16 часов, а сам храм с 10 до 17 часов. Выходной — в четверг. Добраться до храма можно на метро или автобусе.

Связаться с представителями музея-заповедника или организовать экскурсию можно по телефону: 8 495 695-41-46 или 8 495 697-03-49.

Также всю информацию о контактах и часах работы в праздничные дни можно узнать на сайте http://assumption-cathedral.kreml.ru/

Попасть внутрь храма сможет любой желающий в закрытой одежде, соблюдая соответствующие правила поведения в храме.

Особенности внутреннего убранства храма

Внутри в храме есть:

  • торжественный зал;
  • круглые столпы, которые поддерживают купола;
  • иконостас;
  • монахов трон;
  • моленное место;
  • шатер с плащаницей.

В храме находятся усыпальницы митрополитов-основателей, удельных князей и царей. Также здесь есть частичка одежды Христа с гвоздем, который был прибит к кресту. Согласно преданию гвоздь позволяет сохранить храм от бед и несчастий.

Весь храм украшен позолоченными ликами святых, в частности 135 святых мучеников и приближенцев Иисуса Христа.

На нижних ярусах стен изображаются первые 4 вселенских соборов, где проходили споры о почитании икон и святых мучеников, а также съезды патриархов в 4-7 веках. На Западной стене располагается изображение Страшного суда с Адамом, Евой, мерзким змеем, бесами, грешниками и адом.

В целом, Успенский Московский собор поражает своим величием, статностью и красотой. Ему уже больше 539 лет, но он продолжает радовать паломников и ценителей зодчества своим внешним видом и внутренним иконостасом.

Успенский собор Московского Кремля. История создания. Святыни.

Успенский собор Московского Кремля- летопись Российского государства, первопрестольный храм страны. В нём венчали на царство наших государей. Кроме того, Успенский собор являлся усыпальницей российских митрополитов и патриархов. Находится он в центре Кремля и является его сердцем. Древностью веет от стен собора. Кажется, что не было времени, когда он не существовал. Но давайте заглянем лет этак на семьсот назад и проследим историю появления шедевра церковного зодчества.

Итак, мы видим Боровицкий холм, а на нём московский Кремль. Но он совсем не похож на наш любимый Кремль из красного кирпича! Заложенный в 1156 году князем Юрием Долгоруким, Кремль сделан из сосновых брёвен. И все постройки в Кремле тоже деревянные. На месте, где теперь каменный Успенский собор, стоит деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, окружённая погостом (кладбищем).

Строительство первого каменного Успенского собора

В 1317 году московский князь Юрий Данилович, сын Даниила Московского и внук Александра Невского, получил ханский великокняжеский ярлык. Так Москва стала главным городом феодальной Руси. После его кончины в 1325 году власть перешла к его брату- Ивану Даниловичу по прозвищу Калита.

Читать еще:  Движение механических транспортных средств запрещено исключение. Какие запрещающие знаки и когда не имеют действия на жителей

Московский Кремль при Иване Калите. Аполлинарий Васнецов.

Новый московский князь стремился сделать Москву духовным центром Руси. Поэтому в 1326 году митрополичий двор был перенесён из Владимира в Москву, а в августе 1326 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром было начато строительство в Кремле каменного Успенского собора.

Собор был возведён всего за год и освящён к празднику Успения в 1327 году. Однако митрополиту Петру не суждено было дожить до окончания строительства. Его захоронили в алтарной части нового собора.

Построенный из квадратного белого камня грубой обработки в стиле владимиро-суздальских храмов 13 века, первый Успенский собор был одноглавым, с тремя апсидами и украшен кокошниками. Расписали собор греческие мастера.

Предполагаемый вид первого Успенского собора

Собор стал главным храмом великих князей и митрополитов. Полтора столетия своего существования собор был свидетелем того, как росла и менялась Москва. За это время Кремль из соснового превратился в дубовый.

Строительство «белокаменного» Кремля

В 1337 году в Кремле был крупный пожар, после которого князь Иван Данилович Калита в 1339 году приказал заново отстроить стены и башни Кремля. Теперь они стали дубовыми, обмазанными известью и глиной. Изнутри стены были укреплены камнем. Кроме того, периметр стен увеличился более, чем втрое.

Крупные пожары с частотой примерно раз в десять лет безжалостно уничтожали московский Кремль. Московский князь Дмитрий Донской в 1367 году приказал отстроить новые кремлёвские стены и укрепления. Теперь они были выстроены из белого известняка. С тех пор Москву стали именовать «белокаменной». Протяжённость стен Кремля стала ещё больше и достигла 2000 м, что ненамного меньше современной.

Апполинарий Васнецов. Москва белокаменная.

Закладка второго Успенского собора

А что же Успенский собор? Во время большого пожара в Кремле в 1470 году своды собора дали трещину, так что их пришлось подпирать брёвнами. Собор требовал обновления.

Великий князь Иван III и глава русской православной церкви митрополит Филипп I решили разобрать старый храм и на его месте возвести новый.

Строительство нового собора требовало огромных средств, поэтому был объявлен сбор средств на его строительство. Все монастыри обложили налогами. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования. Строительство нового собора стало главным делом последних лет жизни митрополита Филиппа.

Проект собора был выполнен мастерами из Пскова Мышкиным и Кривцовым. За образец был взят Успенский собор во Владимире. До нас дошли имена руководителей строительных работ- Владимира и Ивана Ховриных, Василия Ермолина.

На месте разобранного собора построили временную деревянную церковь, куда были перенесены иконы и святыни собора. Церковь оказалась внутри строящегося собора, который по площади значительно превосходил старый собор. Именно в этой временной церкви великий князь Иван III сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога- Софьей, будущей бабушкой царя Ивана Грозного.

И вот, в апреле 1471 года состоялась торжественная служба с закладкой соборного храма. Митрополит Филипп сам заложил первый камень в его основу. Но ему не довелось увидеть своё любимое детище- 5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался, а 7 апреля был погребён в стенах строящегося собора.

Строительство и разрушение второго собора

Почти два года велось строительство. Уже возведены были стены нового Успенского собора, но непредвиденное событие воспрепятствовало исполнению замысла.

20 мая 1474 года в Москве случилось землетрясение. Оно стало причиной разрушения недостроенного здания собора: стена дала трещину, наклонилась и упала. Скорее всего, причиной разрушения храма были просчёты при проектировании стен и сводов собора, а также непрочность связующего раствора.

Решение о строительстве нового собора

Перед смертью митрополит Филипп взял с великого князя Ивана III слово, что он не оставит начатое строительство собора и доведёт его до конца. Князь не мог не сдержать данное слово.

Жена князя Софья Палеолог, выросшая в Италии и впитавшая её культуру, очень расхваливала мужу красоту итальянских соборов и дворцов. Брак с византийской принцессой позволил Ивану III считать себя и своих детей наследниками династии Византийских императоров, а Москву- преемницей Византии.

Византийским двуглавым орлом, что на гербе Российской Федерации, мы обязаны именно великому князю Ивану III. Как говорится: «Положение обязывает», — и московский князь вновь приступает к строительству величественного собора.

Однако, на этот раз для завершения строительства он решил пригласить итальянского зодчего. На приглашение князя и обещание большого вознаграждения откликнулся известный инженер и архитектор Аристотель Фьораванти.

Аристотель Фьораванти — строитель собора

В начале весны 1475 года Фьораванти был уже в Москве. Здесь было принято решение полностью разобрать разрушенный недостроенный собор и начать новое строительство. С делом не медлили, и летом фундамент нового собора был уже заложен.

Иван III не отказался от замысла построить собор по образцу Успенского собора во Владимире.

Успенский собор во Владимире

Москва стала столицей после Владимира, поэтому великий князь стремился доказать другим княжествам главенство Москвы и утвердить преемство от древней столицы.

Для знакомства с древнерусской архитектурой Аристотель Фьораванти зимой 1476 года отправился во Владимир. Так родился новый проект Успенского собора, в котором наряду с чертами древнего Успенского владимирского собора просматриваются черты архитектуры итальянского возрождения.

Стены собора были выстроены из тёсаных блоков белого камня, а шесть столпов внутри соборного пространства, своды и основания пяти глав были выложены из кирпича.

Для крепления стен Фьораванти применил железные, а не дубовые сваи, как было принято на Руси при строительстве соборов. При строительстве итальянский мастер использовал прочную, как камень, известь; применял механизацию работ, всё тщательно выверял циркулем и линейкой.

Читать еще:  Сонник: к чему снится Рыба. Сонник - Тащить что-либо
Успенский собор построен

Через четыре года храм был построен. Южный и северный порталы были оформлены арками и украшены росписью. Успенский собор поразил современников не только размерами, интерьером храма, подобным просторному залу, но и богатством внутреннего убранства.

Иконостас Успенского собора Кремля

К празднику Успения Богородицы в 1479 году собор освятили. В 1481 году для росписи Успенского собора пригласили известного иконописца Дионисия с учениками. Иконы и фрески работы Дионисия украсили иконостас, стены и своды в алтаре. Успенским собором началась перестройка всего московского Кремля.

Внутреннее убранство Успенского собора Кремля

Современный план Успенского собора
Святыни и захоронения Успенского собора

С самого начала своего существования первопрестольный Успенский собор являлся драгоценным ковчегом, в котором находились чудотворные и чтимые святыни, привозимые со всей Руси.

В соборе в числе множества икон и драгоценной утвари находилась привезённая из Византии чудотворная икона Божией Матери «Владимирская», — главная православная святыня Земли Русской. В настоящее время эта святыня находится в храме святителя и чудотворца Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Икона «Богоматерь Владимирская»

В соборе и сейчас пребывают чудотворные и чтимые образы:

  • чудотворная икона Божией Матери «Петровская»;
  • образ великомученика Георгия Победоносца;
  • образ Архистратига Михаила;
  • образ Спасителя «Спас Златые власы»;
  • образ Спасителя «Спас Ярое Око».

В северном приделе находятся святые мощи святителя Петра. Как уже говорилось в начале статьи, в 1325 году по просьбе великого московского князя Ивана Даниловича Калиты митрополит Пётр перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Пётр пророчески предсказал освобождение Руси от татарского ига и будущее возвышение Москвы, как столицы государства Российского. Именно по его благословению в августе 1326 года и был заложен Успенский собор. 21 декабря 1326 года святитель Пётр скончался, а его святое тело было погребено в каменном гробу, который он сам приготовил. По молитвам святителя Петра совершилось множество чудес.

Рядом с мощами святителя Петра находятся святые мощи святителя Феогноста, преемника святителя Петра. Святителю Феогносту выпало управлять Русской Церковью в 1328-1353 годах и защищать её перед правителями Золотой Орды.

В северо-западном углу собора почивают святые мощи святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси. Святитель Иона был избран в митрополиты всея Руси в 1433 году. За свои труды на благо Церкви удостоился от Бога дара чудотворения и прозорливости. В 1451 году великий князь, оставляя Москву, чтобы собрать войско против ногайских татар, доверил святителю Ионе с боярами охрану столицы. Когда же ногайцы зажгли предместье Москвы, святитель Иона. отстаивая Кремль, совершил среди пламени пожара крестный ход по стенам Кремля, отчего ветер, гнавший пламя на Кремль, внезапно утих. Скончался святитель Иона 31 марта 1461 года. При гробе святителя совершалось множество исцелений. Память святителя Ионы — 31 марта и 5 октября в соборе Московских Святителей.

У северной стены Успенского собора почивают под спудом святые мощи святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. Время его правления пришлось на годы правления Ивана Грозного. Святитель Макарий составил Великие Четьи-Минеи — «все чтомые книги на Руси» до XVI века. Под его руководством составлен многотомный «Лицевой летописный свод» и «Степенная книга царского родословия», начато на Руси книгопечатание. Постоянное пребывание в молитве и посте, дар прозорливости отличали святителя Макария. Почил 31 декабря 1563 года.

У южных дверей собора, возле иконостаса, почивают святые мощи священномученика Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца. Святитель Филипп, умученный во времена Ивана Грозного.

У южной стены под спудом почивают святые мощи святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси. Святитель Иов, первый русский Патриарх, был великий постник и молитвенник. Время его патриаршего служения совпало со Смутным временем. Когда в июне 1605 года толпа бунтовщиков, ожидавших самозванца, ворвалась в Успенский собор, святитель Иов молился перед Владимирской иконой Божией Матери. Он был схвачен, избит, а затем до самой кончины 19 июня 1607 года находился в ссылке в Старицком монастыре.

У западной стены почивают святые мощи священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. В Смутное время Первосвятитель самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая Православную веру от латинства, а Отечество от врагов внутренних и внешних. Свой подвиг спасения Руси святитель Ермоген увенчал мученической кончиной. В 2013 году по инициативе Российской Православной Церкви в Александровском саду Московского Кремля был установлен памятник Патриарху Всея Руси Ермогену.

В юго-западном углу Успенского собора почивают под спудом святые мощи святителей Киприана (1380-1385, 1390-1406) и Фотия (1408-1431). Обретение и перенесение мощей произошло 27 мая 1472 года.

Успенский собор (Москва)

Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

Содержание

История

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования [1] показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

Читать еще:  Состояние во время медитации. Что может случиться с человеком во время медитации? Направьте ваше внимание на дыхание или мантру

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.» [2]

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642—1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1625 году в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю).

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

Реставрации Успенского собора проведены в 1895—1897 годах архитектором С. К. Родионовым, в 1900-е годы архитектором С. У. Соловьёвым, в 1911—1915 годах — архитектором И. П. Машковым. [3]

15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года — 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Современный статус

Открыт как музей в 1955 году. В феврале 1960 года передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 года в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным» [4] .

Святыни

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея России.

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.

Некрополь Успенского собора

Митрополиты Киевские

  • Пётр (ум. 1326),
  • Феогност (ум. 1353),
  • Киприан (ум. 1406),
  • Фотий (ум. 1431),
  • Иона (ум. 1461).

Митрополиты Московские

  • Филипп I (ум. 1473),
  • Геронтий (ум. 1489),
  • Симон (ум. 1511),
  • Макарий (ум. 1563),
  • Филипп II (ум. 1569).

Патриархи Московские

  • Иов (ум. 1607),
  • Гермоген (ум. 1612),
  • Филарет (ум. 1633),
  • Иоасаф I (ум. 1640),
  • Иосиф (ум. 1652),
  • Иоасаф II (ум. 1672),
  • Питирим (ум. 1673),
  • Иоаким (ум. 1690),
  • Адриан (ум.1700).

Правители Москвы

  • Юрий Данилович (ум. 1325), Московский князь в 1303—1325 годах, великий князь Владимирский в 1319—1322 годах, князь Новгородский в 1322—1325 годах — могила утрачена

Примечания

  1. Заграевский С. В. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII-первой трети XIV века. М., 2003. Гл. 2.
  2. И.Е.Забелин История города Москвы. От Юрия Долгорукого до Петра I. — М.: Вече, 2007. — С. 115. — 688 с. — ISBN 5-9533-0963-5
  3. Нащокина, М. B.Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — М .: Жираф, 2005. — С. 382—387. — 2 500 экз. — ISBN 5-89832-043-1
  4. Патриарший Успенский собор Московского Кремля Официальный сайт РПЦ.

Ссылки, литература

Первый Успенский собор 1326—1327 годов

Собор Мышкина и Кривцова

  • Выголов В. П. Архитектура Московской Руси середины XV века. М., 1988.

Источники:

http://1001molitva.ru/svyatye-mesta/uspenskij-sobor-moskovskogo-kremlya.html
http://nehleb.ru/uspenskij-sobor-istoriya/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/81676

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: