Классическая социология. Социологический реализм Э.Дюркгейма

Социологический реализм Э.Дюркгейма

Наиболее значительный представитель социологического позити­визма конца 19 — начала 20 вв. — французский социолог Эмиль Дюркгейм. Он выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, со­гласно которым основную роль в по­ведении людей и в целом в историче­ском процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психиче­ские факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. В сво­ей теории социального реализма он ис­ходил из того, что природу социаль­ных явлений следует объяснять соци­альнымифакторами.

Э. Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключаю­щегося, по его словам, в рационалистиче­ском,т.е. строго логическом, объяснении явлений общественной жизни. Теоретико-методологической базой, на которой Дюркгейм строил систему своих социологических взглядов, стал так называемый социологизм (разновидность социологического реализма). Социологический реализм признает в качестве особой реальности (наряду с реальностью природной среды и реальностью внутреннего психического мира человека) человеческое общество. Этой социальной реальностью в качестве специального предмета изучения до появления социологии не занималась ни одна наука.

Общество обладает собственной реальностью, которая не может быть сведена к психологическим фактам. Суть социологизма состоит в признании первостепенного и исключительного значения социальной реальности в бытии человека, а также использования социологических методов для объяснения этого бытия, которые провозглашаются единственно верными.

Социология рассматривается Дюркгеймом как наука о социальных фактах,под которыми он пони­мал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действо­вать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями.

Дюркгейм указывает на два ос­новных признака социальных фактов: (1) их объективное существо­вание по отношению к отдельным индивидам и (2) их принуди­тельное воздействие на людей. Тем самым Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятель­ность которого проходят под определяющим воздействием на него социальных норм и предписаний. Их воздействие на людей в конечном счете организо­вано сознательно и осуществляется через социальные институты, в том числе правовые, религиозные и т.д. Социальный факт есть лишь там, где существует определен­ная организация.

Дюркгейм считает решающими источником развития общества прежде всего коллективное сознание и коллек­тивную (общественную) деятельность людей. Коллективность трактуется им как «основной фактор соци­альности», коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного существа», имеет общественную природу и сущ­ность.

Тема изучения природы и характера социальной связи вообще является центральной во всем научном творчестве Дюркгейма. Анализу социальной связи, ее характера и различных видов проявления посвящена, по сути, и одна из наиболее известных работ Дюркгейма «Самоубийство». Дюркгейм обратился к социальным причинам самоубийств. Он показал, используя обильные статистические данные, что в определении вероятности самоубийства решающее значение имеют социальные основания. Он рассматривает факторы внесоциального характера, способные оказать влияние на изменение статистики самоубийств в том или ином обществе: психопатические состояния; расовые и наследственные особенности; сезонные колебания климатических условий; механизмы подражания и делает вывод : ни одна из них не может объяснить процент самоубийств удовлетворительным образом. А, следовательно, лишь социологическая наука способна удовлетворительным образом объяснить причины самоубийств.

Дюркгейм разрабатывает свою типологию самоубийств:

Эгоистическое самоубийство. Пытаясь понять, каким образом преобладающая принадлежность к тому или иному типу вероисповедания может повлиять на статистику самоубийств, Дюркгейм приходит к выводу, что для протестантизма в гораздо большей степени характерно свободомыслие, поэтому здесь связь верующего со своей общиной и с церковью вообще гораздо менее жесткая, нежели в других ветвях христианства. А «чем сильнее в группе верующих проявляются частные суждения, тем менее ее роль в жизни людей, тем слабее ее сплоченность и жизненность». Поэтому «перевес на стороне протестантизма в сфере самоубийств происходит от того, что эта церковь по существу своему менее целостна, нежели католическая».

Примерно таковы же социальные механизмы различий в коэффициентах самоубийств в городских и сельских общинах: в первых люди в значительной мере разобщены и предоставлены сами себе, в то время как социальные связи между обитателями сельских общин не только более прочны (в силу традиционного их характера), но и ощущаются более зримо и непосредственно. Причины усиления тенденции к суициду среди холостых (и особенно разведенных и овдовевших) состоят прежде всего в том, что «супруги имеют лучшую физическую и моральную организацию, чем безбрачные».

Альтруистическое самоубийство. Этот тип самоубийства прямо противоположен рассмотренному выше и происходит «в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает. индивидуальность». К такого рода самоубийствам относятся, в частности, известные из истории некоторых народов обычаи стариков совершать самоубийства, «когда жизнь становилась им в тягость»; или принятое в индуизме самосожжение вдов на похоронах мужа. Согласно Дюркгейму, альтруистический суицид, т.е. самоубийство во имя групповых интересов, был результатом сильного группового давления и социального одобрения.

Читать еще:  Где сейчас всеволод чаплин. О духовных учителях

Рассматривая случаи суицидов среди военных, которые совершаются относительно чаще, чем среди гражданских лиц. Общим же свойством альтруистических самоубийств является их прямая противоположность эгоистическому и «недостаточное развитие индивидуализма». Оно обычно совершается во имя долга.

Аномическое самоубийство. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества. Аномия — это «такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно». Такая ситуация довольно часто возникает в переходные периоды, в эпохи реформ и социальных катаклизмов, когда прежние нормы, к которым большинство членов общества приспособились и привыкли их выполнять, перестают действовать, а новые еще не закрепились. Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться. Понятно, что многие в такой ситуации ощущают себя как бы в нормативном вакууме и теряют социальную ориентацию. Дюркгейм рассматривает, например, причины всплеска кривой самоубийств в периоды экономических кризисов. Вероятно, аномические самоубийства являются продуктом не одних лишь экономических кризисов. В той же мере другие социальные изменения, протекающие в сравнительно краткие периоды времени в политической, идеологической сферах общественной жизнедеятельности, сдвиги в области нравственного регулирования могут вызвать существенную дезориентацию сознания и своеобразную моральную панику. Если теория аномии верна, то российское общество 90-х годов ХХ века могло бы послужить ей в качестве хорошей иллюстрации. Аномия может затронуть и брачно-семейную сферу — распад семьи (который тоже во многом являет собою аномию) выступает в качестве одного из факторов самоубийств.

Труды Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки.

Классическая социология

Теория социального реализма Э. Дюркгейма

Существенный вклад в становлении социологии как самостоятельной науки внес основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Наиболее известными его работами являются «О разделении общественного труда», «Метод социологии», «Самоубийство» и др. Будучи сторонником социальных реформ, Дюркгейм симпатизировал идеям социализма, однако не поддерживал революционный социализм, считая, что наиболее глубокие социальные изменения могут проходить только в результате длительной социальной и нравственной эволюции.

Основным объектом научного анализа Дюркгейм полагает общество как целостную систему, его природу и его взаимодействие с индивидом. Как обобщающее понятие, выражающее основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», который включает в себя несколько аспектов: онтологический (представление об обществе), методологический (принципы исследования общества) и оценочный (характер взаимоотношений общества и индивида). Общество рассматривается Дюркгеймом в двух смысловых значениях: с одной стороны, как объективная социальная реальность, включенная в общий универсальный природный порядок, с другой – как реальность особого рода, автономная но отношению к индивидуальной, биопсихической реальности [1] .

Особым предметом социологии, отличающим ее от других общественных наук, являются социальные факты, составляющие систему социальной действительности. По мнению Э. Дюркгейма, социальные факты – это объективные социальные явления, имеющие принудительный характер по отношению к индивиду. Они представляют собой некие «коллективные модели жизни», которые существуют независимо от индивида и побуждают его к определенному поведению (религия, обряды, законы, правила поведения и т.д.).

Интерпретация фактов, как объективных и независимых от создания индивидов, получила реализацию в методологической части социологии. Знаменитое выражение Дюркгейма: «Социальные факты следует рассматривать как вещи» выступает основным принципом методологии мыслителя.

Многообразие социальных фактов Дюркгейм представляет в виде структурированной системы, включающей две группы: факты коллективного сознания, представляющие собой общие идеи и чувства, и факты «материального субстрата» общества, или морфологические (демографические, географические, экологические и др.). Совокупность материальных фактов отражает количественные характеристики общества, а факты коллективного сознания – представляют его духовное состояние. Данный подход к классификации фактов позволил ученому выделить в структуре социологии такие разделы, как социальная морфология, социальная физиология и общая социология [2] .

Одной из центральных проблем в научном творчестве Э. Дюркгейма является проблема социальной солидарности, которая представляет собой общественные связи, позволяющие обществу сохранять свою устойчивость. Мыслитель рассматривает ее как высшую моральную ценность, универсальный принцип, мотивирующий поведение людей.

Дюркгейм обосновывает наличие двух форм солидарности. Механическая солидарность преобладает в архаических обществах, объединяя индивидов на основе сходства (языка, обычаев, верований, исторического опыта и т.д.). Главной интегрирующей силой в этом случае выступает коллективное сознание. Органическая солидарность складывается в более развитых обществах, которые представляют собой сложную систему, являющуюся результатом углубления разделения труда. Обмен функциями и продуктами деятельности между членами общества приводит к углублению интеграции в обществе. Вместе с тем разделение труда ослабляет коллективное сознание, приводит к ослаблению традиций и способствует увеличению рациональности, формированию автономности личности.

Особый интерес представляет исследование Дюркгеймом такого социального явления как самоубийство. В работе «Самоубийство» мыслитель выделял самоубийства эгоистические, альтруистические, аномические и фаталистические. Исследователь доказывал, что самоубийства не могут быть объяснены только психологическими причинами. К примеру, эгоистические самоубийства в своей основе имеют повышенный индивидуализм, потерю смысла жизни, утрату связи со своей социальной группой и т.д. Альтруистические, наоборот, связаны с чрезмерной интеграцией индивида в его социальное окружение [3] .

  • [1] Социология: учебник / под общей ред. В. Э. Бойкова. М.: РАГС, 2004. С. 39–40.
  • [2] Там же. С. 42–43.
  • [3]Осипова Н. Г., Афанасьев В. В. Указ. соч. С. 85–86.
Читать еще:  Где работает сейчас всеволод чаплин. Блог и скандалы

Социология Эмиля Дюркгейма

  • Предмет и объект социологии
  • Предмет, структура и функции социологии
  • Социология и социологические теории
  • Социальная парадигма
  • Основы социологии
  • Научная социология
  • Структура и уровни социологического знания
  • Социология как наука
  • Уровни социологии

Социология Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог. Разделяя частично точку зрения позитивизма, он выступал против биологизации социологии Контом. Основное произведение Дюркгейма — «Метод социологии» (1898). В отличие от марксизма, его теория большее значение придает субъективной составляющей социальной деятельности.

Структура социологии, по мнению Дюркгейма, включает в себя социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества, его социальными органами (социальные институты, состав населения, его плотность, размещение и т. п.). Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. п. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и т. п. Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.

Схема 1. Социологизм Э. Дюркгейма

Общество — это совокупность социальных фактов и отношений между ними. Предметом социологии являются социальные факты (институты), представляющие объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Сущность социальных фактов образуют «коллективные представления» людей. Таким образом, социальные факты (институты) есть единство сознательного (субъективного) и материального (объективного). Например, студенты в процессе обучения совершают какие-то действия (слушают, пишут, читают ит. п.) ради получения профессии. Главным в социальных фактах, по мнению Дюркгейма, является субъективное.

В качестве субъективной составляющей социального поведения Дюркгейм выделил группу социальных (правовые, моральные) норм, принудительно организующих поведение индивидов. В результате возникают социальные взаимосвязи (семейные, родовые, государственные, экономические и т. п.). Общее (массовое) сознание (коллективные представления), образующее сущность социальной деятельности, представляет собой как предмет социологического анализа, так и главное содержание общественного развития. «Совокупность верований и чувств, — пишет Дюркгейм, — общих в среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием. Несомненно, оно не имеет в качестве субстрата единственный орган Таким образом, оно нечто совсем иное, нежели отдельные сознания, хотя и реализуется только индивидами».

В своей книге «О разделении общественного труда» Дюркгейм развивает идею Спенсера о ведущей роли разделения и интеграции труда в обществе. Это приводит к обособлению людей, преодоление которого требует установления социальной связи (солидарности) между ними. Дюркгейм обращает внимание на то, что разделение труда на протяжении человеческой истории совершенствуется. В зависимости от типа социальной связи (солидарности) он рассматривает два уровня обществ. Дюркгейм выделяет два типа социальной связи-солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность (идентичность) существует в первобытнообщинных, синкретических обществах, где нет достаточного разделения труда и функций между людьми в форме языка, обычаев, верований, мифов и т. п. Эта солидарность одновременно определяет и «чужих». Органическая солидарность возникает в более развитых, постпервобытных, обществах, в которых разделение труда и функций людей ведет к обмену продуктами, деятельностью, знаниями и т. п. Эта солидарность выражается в коллективных нормах, обычаях, ритуалах, мифах, а также появлении органов координации деятельности — государства, церкви и других.

Дюркгейм возражает против утверждения Спенсера, что общество может эффективно функционировать на принципах личного интереса, без коллективных (общественных) норм регуляции. Между индивидом и государством он помещает профессиональные группы, возникшие в результате общественного разделения труда, которые и становятся носителями норм органической солидарности и смягчают социальные конфликты.

(Теория дифференциации общественного труда оказалась ограниченной. Во-первых, она не объясняет причины дифференциации общественного труда и его распространения среди разных народов. Во-вторых, дифференциация общественного труда даст не только позитивные, но и негативные результаты. Эта проблема стала предметом анализа в работах Талкотта Парсонса, Нейла Смелзера, Шмуэлья Айзенштадса.)

В свете понятия социальной связи и солидарности Дюркгейм рассматривает такой социальный факт, как самоубийство (суицид). Он выделяет три типа самоубийства в зависимости от разных социальных ситуаций, в которых оказался человек. Во-первых, альтруистическое самоубийство, вызываемое сильной механистической солидарностью (например, самоубийство старых и слабых в простых обществах). Во-вторых, эгоистическое самоубийство вследствие развития крайнего индивидуализма. Не случайно оно больше распространено среди протестантов, чем среди иудеев или католиков. В-третьих, аномическое самоубийство — в результате революционного изменения экономических, политических, духовных условий жизни (например, во время либерально-капиталистической революции в России 1985-1993 года).

Читать еще:  Ведические богини. Ади Шакти – Изначальная Сила

Классическая социология Эмиля Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — основатель французской социологической школы. Он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии — «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований, что позволило подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на ее прикладном характере. Этому, в частности, посвящена его работа «Правила социологического метода» (1895), в русском переводе — «Метод социологии» (1899). Об этом свидетельствует его фундаментальный труд «Самоубийство. Социологический этюд» (1897, русский перевод осуществлен в 1912).

Объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества, считал Дюркгейм. Требование «объяснять социальное социальным» — по существу девиз его социологической школы.

Социология — это наука о социальных фактах, под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие нормы, ценности, идеи, вырабатываемые коллективным сознанием и оказывающие на отдельного индивида принудительное воздействие, то есть заставляющие каждого действовать в соответствии с этими фактами.

Другими словами, конечными причинами социальных изменений, согласно Дюркгейму, выступают идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. По существу Дюркгейм, как и Конт, разделяет ту точку зрения, что не общественное бытие определяет общественное сознание, как утверждал Маркс, а общественное сознание определяет общественное бытие.

Вместе с тем Дюркгейму был чужд так называемый однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии Конта, который тот провозгласил в рамках своего Закона трех стадий.

«Человечество одновременно пошло различными путями и, следовательно: доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате».

Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как нравственной реальности. Именно поэтому он считал, что политические революции — это кровавые театральные действа, которые мало что меняют в социальных системах. Для того чтобы политические изменения вызывали изменения социальные, первые должны затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.

Хотя Дюркгейм испытывал на себе влияние биоорганического направления (Спенсера и др.), его социология в целом была направлена против биологических и психологических интерпретаций социальной жизни: индивидуализму Спенсера он противопоставил идею «коллективности» как главного признака социальности.

Дюркгейм оспаривал и позицию марксизма в смысле неправомочности экономического редукционизма, то есть сведения всего социального процесса к экономическому основанию. По его мнению, экономический фактор — не важнейший или не всегда таковой, а конфликт рабочего класса и предпринимательства — не существенная черта капиталистического общества, а факт плохой организации.

В отличие от Вебера, он считал, что общество — это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». А соединение общего, «коллективного», вытекающего из закономерного, но связанного с индивидуальным, — «социальным фактом».

Дюркгейм большое внимание уделял изучению форм и видов поведения, отклоняющегося от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин «аномия» позволяет объяснить причины отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий, и прежде всего — структурно- фун кционал ьного анализа.

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает «социологизм».

При этом различают два аспекта этого понятия:

  • онтологический (учение о бытии, о наиболее общих законах бытия): а) социальная реальность столь же основательна, «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому — развивается в соответствии с определенными законами; б) общество — реальность особого рода, а значит, автономна от других реальностей;
  • методологический (вытекает из онтологического): а) поскольку социология — часть природы, то социология в методологическом плане подобна науке о природе, то есть познавательной целью должно быть исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей; б) «социальные факты» следует учитывать как вещи (объективные реальности).

Центральная социологическая идея учения Дюркгейма — идея общественной солидарности. Отталкиваясь от двух типов общества — традиционного и современного, он выделяет два типа социальной солидарности:

  • механическая социальная солидарность присуща традиционному обществу. Она основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество моделей. Индивид здесь не принадлежал себе: «Я — это только МЫ». Социальное принуждение выражалось в репрессивных мерах;
  • органическая солидарность порождается общественным разделением труда и основана на разделении индивидов.

Если первая предполагает поглощение индивида коллективом, то вторая предполагает развитие личности, основанное на разделении труда.

Таким образом, разделение труда выступает источником социальной солидарности, а наличие проблем и конфликтов в современном обществе объясняется ученым как простое отклонение от норм, вызванное недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества.

Источники:

http://infopedia.su/13x1271d.html
http://studme.org/41773/sotsiologiya/klassicheskaya_sotsiologiya
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sociologiya-dyurkgeyma.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector