Кем являются в афоне монахи кто они. Что станет с русским монастырем на Афоне, после разрыва РПЦ с Константинополем

Содержание

При всей любви к Афону, есть еще понятие церковной дисциплины

Ситуацию с паломничеством на Афон после решения Синода Русской Православной Церкви от 15 октября о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом корреспонденту РИА Новости Сергею Стефанову прокомментировал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук:

— Отец Игорь, с Афона еще не было никакой реакции на действия Константинопольского патриархата на Украине? Реакции их руководящего органа, Священного Кинота, или каких-то отдельных монастырей?

— Православный мир не живет на тех скоростях, которые ему навязывает современность. На Афоне многие совершенно не пользуются Интернетом, сотовой связью, поэтому даже и не знают о тех решениях, которые были приняты в Стамбуле и в Минске. Но со временем, я думаю, узнают, и будет какая-то реакция. Паломники что-то рассказывают афонитам о том, что происходит.

Конечно, это решение создает совершенно понятные трудности и для русских насельников Афона, которые традиционно поминали и Константинопольского, и Московского патриархов. И все они являются выходцами из Русской Православной Церкви. Как в дальнейшем будет обустраиваться их бытие на Афоне — это вопрос, который подлежит решению.

Что касается простых паломников, я думаю, что они все должны понимать, что, при всей любви к Афону, при всем почтении, которое Русская Православная Церковь имеет издавна, испокон веков к Святой Горе, к «уделу Божией Матери», есть еще понятие церковной дисциплины. И если на что-то нет благословения, значит, его нет.

— По поводу конкретно Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря — он также относится к юрисдикции Константинопольского патриархата. Получается, что мы сейчас и с ними разорвали общение, и туда тоже нельзя приходить и причащаться?

— Причащаться нельзя, но приходить, я думаю, можно, просто помолиться. Буквально на днях в нашем Русском Пантелеимоновом монастыре был престольный праздник, потому что один из храмов этого монастыря посвящен празднику Покрова Божией Матери, и в этих торжествах участвовали три иерарха Русской Православной Церкви. Они не служили, но молились за богослужением.

— А в свете последних решений Синода, теперь, когда идет богослужение, мирянам можно заходить в храм и со всеми молиться? Или можно только самому заходить помолиться, когда богослужения нет? Или можно молиться за богослужением, но просто не причащаться?

— Лучше сказать, что, учитывая все эти сложные обстоятельства, которые складываются, сейчас настало время воздержаться от паломничества на Афон и от участия в богослужениях в любой форме. Но если уж такое случилось, ну, по крайней мере, хотя бы не причащаться.

— Могут ли теперь какие-то святыни привозить в Россию с Афона, или из Турции и другой канонической территории Константинопольского патриархата, или все это сейчас тоже приостановлено?

— Как-то странно ожидать в период такого серьезного обострения наших отношений, что кто-то с территории Константинопольского патриархата повезет к нам святыни. Но если возникнет такая инициатива, мы будем ее рассматривать. Как это обычно и делается в каждом конкретном случае.

— А что будет с нашими соотечественниками — прихожанами православных храмов в Турции или в других местах, где нет иных храмов, кроме как относящихся к Константинопольскому патриархату?

— Это действительно проблема, которая перед нами встает начиная с 15 октября, поскольку де-факто Константинопольский патриархат ушел в раскол, приняв в общение раскольников. Получается, что наши соотечественники на территории Турции остаются без пастырского окормления. Это же касается выходцев из нашего Отечества, которые живут на островах Додеканеса, в том числе самом крупном из них – Родосе, на Крите, и, конечно, мы будем думать о том, как обеспечить для них пастырскую заботу. Времени еще прошло очень мало, но, во всяком случае, эта задача стоит, мы ею занимаемся.

Вообще, приходы Константинопольского патриархата есть по всему миру, кроме Африки и Антарктиды, но там для верующих есть альтернатива — есть храмы и других Поместных Церквей. Нет ее сейчас только в Турции и на тех греческих островах, которые я назвал.

— Секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон сказал, что Русская Православная Церковь будет вынуждена приостанавливать общение со всеми Церквями, которые поддержат решение Константинопольского патриархата о предоставлении автокефалии церкви на Украине. Можете прокомментировать это высказывание?

— Я думаю, что это очень преждевременный комментарий. Во-первых, еще нет окончательного решения по поводу дарования автокефалии церкви на Украине, нет Томоса, и когда он будет, совершенно неизвестно. И тем более говорить о реакции Поместных Церквей на то, что произойдет после гипотетического дарования Томоса, сейчас преждевременно.

Запретные храмы. Где молиться прихожанам РПЦ после разрыва с Константинополем

Анатолий Минкин

Святыни на отдыхе

Секретарь отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук в беседе с «Интерфаксом» отметил, что среди популярных туристических направлений самое большое скопление храмов Константинопольского патриархата находится в Турции. В частности, это все церкви Стамбула и единственный православных храм в Анталии.

Читать еще:  К чему снится сырое мясо говядина. Что значит видеть во сне сырое мясо без крови? К чему снится Мясо сырое резать во сне по соннику

Чуть лучше ситуация обстоит в Греции. Здесь власть Константинополя распространяется на Крит и острова Додеканеса, самым крупным из которых является Родос.

Кризис «православного туризма»

Кроме того, Игорь Якимчук подчеркнул, что запрет на посещение распространится и на монастыри горы Афон.

В остальной стране располагаются храмы Элладской церкви. Кроме того, митрополии и епархии, которые подчиняются Константинополю, располагаются в странах Европы, Южной и Центральной Америках, США, Австралии, Южной Корее, Гонконге, Новой Зеландии, Сингапуре.

Представитель РПЦ отметил, что, если верующие нарушат решение Синода, то им придется покаяться в этом во время исповеди. Для духовенства за такие нарушения наказания еще строже: освобождение от должности временное или пожизненное, извержение из сана и отлучение.

Как заявил «360» настоятель храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот протоиерей Всеволод Чаплин, молитвы и богослужение с раскольниками — это серьезное каноническое преступление. Он пояснил, что после того, как Константинопольский патриархат признал украинских раскольников (речь идет об Украинской православной церкви Киевского патриархата — прим. ред.), он перестал быть православной церковью в полном смысле этого слова.

«Надо сказать, что верующие нашей церкви и до сегодняшнего дня достаточно редко молились в храмах Константинопольского патриархата», — сообщил он.

Одной из причин, по его словам, является то, что в основном такие церкви представляют собой греческий этнический клуб, где верующие других наций чувствуют дискомфорт.

Молитвы за границей

Проблемы решение Синода может вызвать у тех, кто причисляет себя к пастве РПЦ, но постоянно проживает за границей. В частности, в Турции и Финляндии нет русских православных храмов, но есть церкви Константинопольского патриархата. Об этом заявил РБК настоятель храма Святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде протоиерей Андрей Кордочкин. Он пояснил, что в этих странах крупные греческие диаспоры и прихожане РПЦ ходили в их храмы. Как им теперь поступать, понять очень сложно.

«Будет построен частокол запретов». Главное о разрыве отношений РПЦ с Константинополем

Настоятель Московского Троицкого храма на Воробьевых горах протоиерей Андрей Новиков заявил, что в этом случае им лучше молиться дома, но не принимать участия в службах, которые ведут представители любых поместных церквей с константинопольскими клириками.

Протоиерей Всеволод Чаплин пояснил, что в Западной Европе существуют храмы русского православного экзархата, но подчиняются они также Константинополю. Их основали уехавшие из России после революции эмигранты. В основном они расположены во Франции. В частности, речь идет о соборе Александра Невского на улице Дарю в Париже. По его словам, раньше, консервативные прихожане РПЦ иногда заходили в эти церкви, но теперь это точно прекратится.

Чтобы в случае нахождения за границей не ошибиться с принадлежностью храма, нужно послушать, какого патриарха поминают во время богослужения. Такой совет дал «360» настоятель храма Новомучеников и исповедников Домодедовских протоиерей Максим Колесник. Он пояснил, что внешне храмы Константинополя и Русской православной церкви никак не отличить, особенно если они древние, так как оба вида строились в византийском стиле.

«Нужно узнать, какого поминают патриарха. Это является точным признаком каноничной принадлежностью церкви», — отметил он.

Афон преткновения

Еще один важный вопрос, который возникает после разрыва РПЦ с Константинополем, что станет с Пантелеимоновым монастырем, который расположен на горе Афон. Там служат монахи Русской православной церкви, но при этом вся юрисдикция на этой территории принадлежит патриарху Варфоломею.

Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Александр Волков в беседе с «360» в ответе на этот вопрос был краток и оптимистичен. «С ними все будет хорошо», — заявил он.

Более пессимистичной позиции придерживается протоиерей Всеволод Чаплин, который не исключил гонений, притеснений или выживания монахов с Афона. При этом он отметил, что до этого вряд ли дойдет.

РПЦ прояснила судьбу Благодатного огня после церковного раскола

«Большая часть этих монахов — греческие граждане, но с ними сложно будет поступать беззаконно на основании тех или иных политических решений, связанных с политикой Константинополя или греческих властей», — подчеркнул он свою позицию.

Также он заявил, что не видит ничего страшного в том, что многим придется отказаться от поездок на священную гору и предложил больше уделять внимания молитвам и таинствам в русских церковных общинах.

«Лучше всего быть прихожанином нашей, русской православной церкви, где нет возможности лукавить, где нет возможности представить себя лучше, чем ты есть. Где все знают все твои добродетели и грехи», — подчеркнул он.

Также Всеволод Чаплин заявил, что монастыри Афона очень серьезно отнесутся к сложившейся ситуации, когда будут делать выбор между двумя патриархатами. «Выбор между чистым православием, которое исповедует наша церковь, и той обновленческой тенденцией, тем нарушением канонов, которые сегодня присутствуют в деятельности патриархата Константинополя», — пояснил он.

Перед выбором встанут и другие поместные церкви: чью сторону они хотят занять — Москвы или Константинополя. Но пока этот вопрос находится в процессе обсуждения, заявил руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Александр Волков. Он отметил, что не стоит ждать скорых ответов и требований даже после высказываний руководителей других поместных церквей.

Протоиерей Максим Колесник, в свою очередь, предложил молиться, чтобы восстановить мир.

Первые потери на московско-константинопольском фронте

Каких религиозных услуг и святынь лишатся православные россияне в результате разрыва РПЦ с Константинопольским патриархатом?

Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

  • Конечно, самым болезненным плодом разрыва между Москвой и Константинополем, окончательно утвержденного Синодом РПЦ 15 октября, стало закрытие для русских паломников Святой горы Афон, находящейся в канонической юрисдикции Вселенского патриархата. На протяжении 1000 лет эта уникальная монашеская республика на отрезанном от суетного мира полуострове в окрестностях Салоник выступала духовным гарантом чистоты и истинности православной веры. В православной мифологии Афон считается «уделом Божией Матери», которым непосредственно управляет Пресвятая Дева. Несмотря на это, правда, доступ женщинам туда строго воспрещен — и отменить этот тысячелетний запрет не может даже Евросоюз, куда вместе с Грецией вошел и Афон.

    Читать еще:  Приснилась зверек ласка. К чему снится ласка

    Чтобы вполне осознать значение Афона для православия, надо напомнить, что эта христианская традиция считает эталоном евангельской жизни монашества.

    Вся православная духовность, все благочестие, весь богослужебный устав происходят из монастырей.

    «Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа, — пишет митрополит Иларион (Алфеев). — Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха… Монашество — стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо».

    О том, что именно монашество является идеальным образом жизни для православных, свидетельствует и тот факт, что высшая иерархия церкви — епископы, вплоть до патриарха, — могут избираться только из монахов.

    Но и у православного монашества, в целом переживающего кризис, есть свой идеал и эталон — Святая гора Афон. Если остальные монастыри растворены среди суеты современной жизни, разбросаны по всему лицу Земли, то Афон в значительной мере изолирован: на небольшом полуострове площадью 335 кв. км расположено 20 крупных монастырей, десятки скитов и бесчисленное множество уединенных келий, где подвизаются самые строгие подвижники-аскеты. Конечно, и Афон имеет свои проблемы и противоречия, но в массовом православном сознании именно это место на Земле ближе всего приблизилось к идеалу Царства Христа.

    Фото: Игорь Алексеев / TASS

    Неудивительно, что именно в афонских обителях сконцентрировалось наибольшее число чудотворных икон, мощей великих святых (включая ветхозаветных), других святынь и уникальных артефактов. Попасть в эти небесные обители и получить доступ к святыням не так просто — помимо обычной греческой (а значит, шенгенской) визы нужно получить «диамонитирион» — особую афонскую визу, которую, по благословению Вселенского патриархата, выдает представительство Святой горы в Салониках. Стандартный срок разрешенного пребывания на Афоне — всего 4 дня. Но за «особые заслуги» пускают и на более длительное время.

    Такими заслугами перед Афоном в течение последних 15 лет отличились многие российские чиновники и олигархи, объединившиеся в элитарное «Русское Афонское общество», которое возглавляет экс-губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Среди других знаковых фигур в «обществе» значатся вице-губернаторы Петербурга Дивинский, Кичеджи, Лавленцев и Албин, массажист Путина Константин Голощапов. По косвенным признакам (объему пожертвований на Афон) с «обществом» связаны члены финансовой «семьи» Путина — братья Ротенберги и братья Ковальчуки.

    Всего члены «общества» вложили в аскетическую инфраструктуру Афона от 200 до 500 млн долларов.

    Читайте также

    На место «свечного олигарха» пришли силовики? Кто «отжимает» многомиллиардный теневой бизнес РПЦ: подоплека увольнения директора «Софрино»

    Члены «общества» опознают друг друга по эксклюзивным деревянным четкам на запястье левой руки. Но таинственность и закрытость их «общества», чем-то напоминающие «игру в масонов», породили недоверие к благочестивым чиновникам и олигархам со стороны простого духовенства и верующих, которые окрестили членов «общества» «сектой афонитов». Греческие власти также оценили подозрительную «теневую» активность россиян на Афоне и — во избежание превращения Святой горы в нелегальный офшор — перестали выдавать россиянам визы. После решения Синода РПЦ официальный сайт общества прекратил отвечать на запросы — видимо, его члены думают, как в изменившихся условиях выстраивать свою «духовную жизнь». Во всяком случае, митрополит Иларион и другие священноначальники РПЦ предлагают «афонитам» перенаправить свои финансовые потоки на русские монастыри и, в частности, признать «северным Афоном» Валаам, где изредка любит отдохнуть и сам Владимир Путин. Но влиятельных «афонитов» такая идея пока почему-то не очень вдохновляет…

    Богословская наука, до недавнего времени охотно обслуживавшая паломнический бизнес и разъяснявшая необходимость поездок на Афон, теперь моментально перестроилась. Управделами УПЦ МП, профессор Киевской духовной академии митрополит Антоний (Паканич), сам не раз бывавший на Святой горе, приравнял на днях православных, стремящихся туда, к… мусульманам.

    «Паломничество, — заявил он, — второстепенное делание для верующих. А для некоторых оно даже может стать опасным явлением, подменой духовной жизни или способом ухода от проблем в духовной жизни… В конце концов, это для мусульман хадж в Мекку является «пятым столпом ислама». Но мы ведь не мусульмане».

    Читайте также

    Одни как перст. Остались ли у Московского патриархата реальные союзники в «мировом православии»?

    «Гастроли святынь»

    Грандиозный бизнес вырос в России за последние десятилетия вокруг «гастролей» всевозможных святынь — в основном также афонского происхождения. Самым успешным примером такого рода в Московской патриархии считают привоз в Россию в 2011 году Пояса Богородицы, которому, по официальным данным, поклонилось более 3 млн человек. Поскольку патриарх Кирилл считает «политическое служение» главным в своей церковной жизни, он сразу провозгласил успех тех «гастролей» залогом «сохранения преемственности власти», то есть «второго пришествия» Путина в 2012 году. Правда, оппозиция — в контексте панк-молебна «Богородица, Путина прогони» — смотрит на это иначе: сразу после отъезда Пояса Богородицы из России начались массовые протесты из-за фальсификации парламентских выборов 2011 года, и «преемственность власти» висела на волоске.

    Читайте также

    «Мы опять бомбим Воронеж». Андрей Кураев, Андрей Зубов и Алексей Макаркин — о том, что последует за разрывом отношений РПЦ и Константинополя

    Помимо гигантской суммы пожертвований, которую собрал в России «правообладатель» Пояса Богородицы — афонский монастырь Ватопед, многократно расширивший свои землевладения в материковой Греции, — вокруг Пояса выросла целая инфраструктура транспортировки и ночлега паломников, питания, продажи иконок, свечей и сувениров. Однако главный эффект от таких «гастролей» патриархия видит в стратегическом измерении: привлеченные одной святыней и простой и понятной функцией (излечение от бесплодия и неурядиц в семье), массовые маловоцерковленные потребители начнут искать другие святыни для других случаев жизни, а также более лояльно откликнутся на объявления об очередных «гастролях». Ведь после успеха с поясом Богородицы подобные привозы святынь, устраиваемые разного рода церковно-чиновничьими фондами, не прекращаются почти без перерывов и по сей день.

    Читать еще:  Неизвестный Лосев – интервью с философом. Философское мировоззрение алексея лосева

    Например, сейчас по России возят десницу святителя Спиридона Тримифунтского, доставленную с острова Корфу, — кстати, тоже входящего в «каноническую территорию» Константинопольского патриархата. А до этого были — левое ребро святителя Николая Мирликийского, десница великомученика Георгия Победоносца, глава великомученика и целителя Пантелеимона, разные чудотворные иконы Божией Матери и т.д. и т.п. Ажиотаж вокруг привоза очередной святыни хоть и идет на спад, но в обозримом будущем не прекратится. Как не иссякнут и фонды, желающие в этом поучаствовать. Только, очевидно, экзотические привозные святыни, так или иначе находящиеся под контролем Константинопольского патриархата, придется заменить на отечественные. Благо, в России есть то же самое, но в виде частиц меньшего размера.

    Фото: Photoxpress

    Благодатный огонь

    В своих обличениях разного рода «раскольникам» спикеры Московской патриархии привычно ссылались на то, что именно их церковь пребывает в единстве со всем мировым православием, со Святой горой Афон и именно к их сообществу каждый год в Великую Субботу, словно по расписанию, сходит Благодатный огонь. Вокруг этого таинственного артефакта тоже успел сформироваться некоторый бизнес, причем с сильным политическим оттенком. Несмотря на усилия о. Андрея Кураева и других разоблачителей «механического чуда», абсолютное большинство православных в России (в отличие от своих единоверцев в Греции или на Балканах) верит, что Благодатный огонь на Гробе Господнем в навечерие Воскресения Христова зажигается сам собой, то есть сходит с неба, и первые несколько минут не обжигает тех, кто прикасается к нему. Эту веру недавно опроверг даже сам Иерусалимский патриарх Феофил III, но его слова в России предпочли «замять».

    Каждую Великую Субботу в Иерусалим направляется специально зафрахтованный самолет Фонда св. Андрея Первозванного во главе с экс-президентом «РЖД» Владимиром Якуниным.

    Его сопровождают чиновники и бизнесмены, а также съемочная группа телекомпании «НТВ», выкупившая эксклюзивные права на прямую трансляцию «чуда».

    Несмотря на то что «НТВ» один раз сдвинула эту прямую трансляцию на час, Благодатный Огонь продолжает сходить строго в рамках этого эфира. Восторженные комментаторы (раньше одним из них был раскаявшийся впоследствии Кураев) внушают зрителям нехитрую мысль: если Господь посылает этот огонь именно нам, а представители нашей власти развозят его по всем храмам России, то, значит, это прямое указание Божие на то, что РПЦ — истинная церковь, а наши власти, во главе с богопоставленным национальным лидером, — это наместники Бога на Земле, и надо им во всем покоряться.

    Фото: Каравашкин Павел / TASS

    Сейчас спикеры РПЦ стараются успокоить народ, заверяя, будто разрыв с Константинополем никак не повлияет на схождение Благодатного Огня и сопровождающую его «морально»-политическую риторику. Однако все не так гладко. В самом Иерусалиме, патриархия которого — так же, как и Афон, — сильно зависит от финансовых вливаний российских паломников, представители РПЦ говорят уже на языке ультиматумов. 16 октября секретарь Русской духовной миссии в Святой Земле игумен Никон жестко предупредил: «Если Иерусалимский патриархат примет сторону Константинопольского патриархата, то тогда нам придется приостановить сослужение с ними. Фактически это будет продолжение скандала, и скорее всего, я так предполагаю, придется и с Иерусалимским патриархатом тогда приостанавливать общение, потому что в таком случае они встанут на сторону раскольников». Прекращение сослужения с Иерусалимским патриархатом означает и отказ от участия в той самой службе Великой Субботы, на которой зажигается Благодатный огонь.

    Пожалуй, самый авторитетный богослов РПЦ — заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Осипов — торжественно заявил на днях, что Константинопольский патриархат лишился благодати Божией, и таинства в нем уже не совершаются: хлеб и вино на Божественной литургии больше не становятся Телом и Кровью Христовыми. Если распространить эту логику на Иерусалимский патриархат, который в силу множества причин не сможет разорвать общение с Константинополем и удовлетворить ультиматум РПЦ, то придется Московской патриархии объявить, что после «отпадения в раскол» Иерусалима бывшее чудо превратилось в безблагодатный обряд. Конечно, это станет великим искушением для миллионов православных, которые принимали Христа только потому, что Он способен раз в год чудесным образом зажечь огонь…

    Читайте также

    Креста ради. Решение Вселенского патриарха и непримиримая позиция, занятая РПЦ, разрушают тысячелетнее мировое православие

    Пока непонятно, как Московская патриархия будет добиваться исполнения своих неожиданно ригористических требований. Ведь храмы Константинопольского патриархата есть в десятках стран мира, и порой они являются обязательным пунктом туристических программ. Теперь мирянин, желающий хранить верность РПЦ, не должен заходить в храм св. Александра Невского в Париже, на русское кладбище в Сен-Женевьев де Буа или в единственный православный храм курортной Антальи. Представитель ОВЦС МП уже грозит каноническими прещениями тем клирикам и мирянам, которые запрет на общение нарушат, — вплоть до отлучения от церкви!

    Тем самым священноначалие РПЦ само роет себе яму, создавая хорошую почву для массового непослушания. Например, на следующий же день после разрыва общения с Константинополем в единственный московский храм, где официально поминают Константинопольского патриарха — на Афонское подворье, — пришло в десятки раз больше людей, чем в обычные дни. Если начальство требует от своих подчиненных того, что они заведомо не могут исполнить, да еще и не имеет инструментов принуждения, то оно рискует очень быстро перестать быть начальством. Боюсь, в случае с Константинополем патриарх Кирилл не рассчитал свои силы.

    Друзья!

    Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

    «Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

    Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

    Источники:

    http://pravoslavie.ru/116620.html
    http://360tv.ru/news/tekst/zapretnye-hramy-gde-molitsja/
    http://novayagazeta.ru/articles/2018/10/20/78272-pervye-poteri-na-moskovsko-konstantinopolskom-fronte-kakih-stavshih-uzhe-privychnymi-religioznyh-uslug-i-svyatyn-lishatsya-pravoslavnye-rossiyane-v-rezultate-razryva-rpts-s-konstantinopolskim-patriarhatom-i-voobsche-mirovym-pravoslaviem

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему:

    Adblock
    detector
    ×
    ×