Кем был прометей. Прометей: Греческий пантеон богов: Мифологическая энциклопедия

Кем был прометей. Прометей: Греческий пантеон богов: Мифологическая энциклопедия

Прометей

Прометей один из титанов в греческой мифологии, защитник людей от произвола богов, царь скифов. Сын титана Иапета и Климены. Супруг Гесионы, отец Девкалиона. Брат Атланта, Менетия и Эпиметея. Двоюродный брат Зевса.

К мифам о Прометее примыкает и история об Эпиметее и его жене Пандоре — «первоженщине», которая была так же красива, как и глупа, злобна и ревнива. Гефест слепил ее из глины же по приказу Зевса, который «имел план» — первым пунктом которого была женитьба Пандоры на Эпиметее. По совету своего умного брата, Эпиметей отказался «от любого подарка коварного Зевса». Но после истории с орлом и печенкой испугался и согласился жениться. Ну а что было дальше, знают все образованные люди — подлый ящик, «тысячи напастей» и только одна вера в счастливое будущее.

Прометей обманул Зевса, когда в Меконе встал вопрос о жертвоприношениях, разделав тушу быка Прометей разделил, сложив в одну кучу съедобное мясо, которое скрыл шкурой и прикрыл дурно пахнущим желудком животного, а в другую — кости, прикрытые кусками жира, и затем предложил выбирать самому Зевсу, тот же обманулся, выбрав кости, из-за чего отнял у людей огонь. Прометей похитил огонь у Гефеста и передал его людям. За это Зевс приказал Гефесту (либо Гермесу) приковать Прометея к скале Кавказских гор (в Колхиде) или в Скифии. Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения — прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая отрастала вновь, так как он был бессмертным. Пока Геракл не убил орла и убедил Зевса унять гнев в благодарность Прометею за указанный путь к Гесперидам. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца.

Впрочем, многие не подозревают, что закончилось всё счастливо. Прометей знал страшную тайну — с кем из богинь Зевсу спать никак нельзя, ибо ее сын превзойдет силой своего отца. Повисев «стопятьсот» лет на Кавказе, Прометей решил, что можно обменять этот секрет на свободу и здоровую печень старость. Зевс узнал, что «смертельная любовь» — это нимфа Фетида, к которой как раз намеревался «прийти в гости». В ужасе и страхе он тут же заставил ее выйти за смертного, царя Фтии Пелея, отчего у нее родился Ахилл[ес], исполнивший пророчество о том, что стал сильнее отца. А К Прометею благодарный божок послал Геракла, который убил орла, снял цепи и отпустил «старца» мирно доживать свое.

Согласно Гесиоду, Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием.

Полная версия мифа о Прометее у Гесиода

У Гесиода миф о Прометее рассказывается так: люди, по внушению Прометея, стали при жертвоприношениях не давать богам должной доли: они оставляли себе все мясо и все пригодные для пищи внутренности животного приносимого в жертву, а на долю богам сжигали только кости, для обмана обернув их салом. Зевс за это отнял у людей огонь и спрятал, у себя. Но Прометей похитил божественным огонь (или с жертвенника Зевса, или из колесницы солнца), спрятал в тростинку с рыхлою сердцевиною и принес людям. Это преступление было началом греховности, которая укоренилась после этого у людей. Согласно мифу, и Прометей, и люди подверглись наказанию. Разгневанный Зевс велел Гефесту сделать из глины девушку божественного роста и вида и дал ей голос. Все боги одарили ее всем, самым прекрасным, чем владели, потому она была названа Пандорой (одаренною всеми совершенствами). Афина научила ее искусным рукодельям, Афродита придала ей красоту, обольстительную томность, уменье нравиться, а Гермес вложил в нее вкрадчивость и хитрость. Хариты и Оры (Horai) прекрасно нарядили ее драгоценными уборами и прелестнейшими цветами, так что она стала восхитительна и для богов, и для людей. Согласно мифу, Гермес привел ее к опрометчивому Эпиметею («соображающему дело лишь после того, как его сделает»), титану и брату Прометея; он женился на ней, не послушав предостережений Прометея. Приданым у неё был плотно закрытый глиняный сосуд, куда Зевс вложил все трудности, бедствия и болезни человеческой жизни. Когда Пандора сняла крышку, они вылетели из сосуда, разлетелись по земле и по морю, и с той поры мучат людей. Облегчением человеку осталась только надежда. Мы видим из этого мифа, что греки считали источником дурного в человеческой жизни не самую природу человека, а вражду между двумя династиями богов. По мифу, был наказан Зевсом и Прометей: он был прикован к столбу; орел каждый день пожирал его печень, которая ночью снова вырастала. Но впоследствии Геракл убил орла, освободил Прометея от оков и примирил с Зевсом.

Поговаривают, что спустя время Прометей оставил Олимп и спустился на Землю, где потерял собственное бессмертие. Великодушного и непримиримого героя похоронили в городе Аргос (по другим источникам – в Опоусе).

Интересные факты

Существует теория, что виной заточения Прометея стало не упрямство, а Афина. Якобы титан полюбил дочь Зевса, что не понравилось последнему. Поэт Евфорион утверждал, что гнев Зевса вызвала родословная мужчины, так как титан — внебрачный сын Геры и Евримедонта. За проступок жены Громовержца отец Прометея убит, а сын страдает от пыток.

ПРОМЕТЕЙ

в греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать П. — океанида Климена (Hes. Theog. 507 след.; по другим вариантам: богиня правосудия Фемида, Aeschyl. Prom. 18, или океанида Асия, Apollod. I 2, 3). Братья П. (Hes. Theog. 509-518) — Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии). Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры). Среди детей П. Девкалион (сын П. и Пандоры, Schol. Apoll. Rhod. Ill 1086), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры) (Apollod. I 7, 2).Имя П. означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе П. несомненны черты древнего до-олимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. П. олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин — сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. П. не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого П. сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он — сын Геи — Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209-210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211-218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. П. действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе ее трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времен» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром П., несмотря на свое небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона, жестоко наказанных Зевсом (347-355). Древнее хитроумие П. в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости — П. и Зевса. Поэтому П. обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т. е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приемами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников — сторуких (219-221). Мифы о П. связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, П. как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да еще создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это П. по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а П. и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому П. должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», П. крадет «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, П. дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320 d — 321 e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от П.», причем, оказывается, что П. наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504). Однако в других источниках о роли П. в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами П., а с деятельностью Зевса (Hes. Theog. 96, Opp. 256-264). Научить людей жить обществом П. не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321 d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввел среди людей Зевс через Гермеса (322 b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара — супруги Девкалион и Пирра (т. e. сын П. и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). Так П., теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это П. осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566). В мифах П. — благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в еще догероическую пору, Зевс же — неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс — родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором П. займет очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом П. роднила их общая связь с огнем, причем Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно П. (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает П. похитить огонь (Serv. Verg. Вис. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то П. был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а П. приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. р. 987, 4 след.). П. вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248- 250). П. — это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, — заслуга П., обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман П., допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и П. В результате Зевс лишает людей огня. П. в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь П. подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь (Apollod. I 7, 1). В отместку людям и П. боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. П. внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведет к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. П. сознает, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трехликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает П. в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, освободив П., тот еще больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531). Освобождение П. Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу — добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к П. и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать П. свое бессмертие (Apollod. II 5, 4). Пока совершаются деяния знаменитых героев. П., которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II1248-1258). Освобождение П. получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются еще до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны П. — уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нем (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода П. — хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того П. (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный П.» и в разрозненных фрагментах), — попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей П. и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. П. так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения П., причем она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий П. совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва (I 16, 13- 16); П. заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей (Propert. Ill 5, 7-12).Следы культа П. должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не П., а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920 d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажженными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь П., справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был П. Они устраивали бег с факелами, зажженными от жертвенника П. в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях вы’ ступали хоры мужчин и мальчиков.Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, ‘Ученые записки МГПИ им. Ленина», 1963, т. 72; его же, Эсхил, в сб.: Греческая трагедия, М., 1958, с. 43-102; его же, Проблема символа и реалистическое искусство, М., 1976 (лит. и подробный анализ образа Прометея в мировой литературе); Kerenyi К., Prometheus. Das griechischen Mythologem von der menschlichen Existenz, Z., 1946; Sechan L., Le mythe de Promethee, P., 1951.

Читать еще:  Преподобный даниил столпник краткое житие. Преподобный Даниил Столпник — житие

Сюжеты мифа о П. («наказание и освобождение П.» — древнейший из прометеевских сюжетов в античном искусстве, «П., приковываемый к скале», «орел, клюющий печень П.», «П., несущий огонь») получили отражение в греческой вазописи, на этрусских зеркалах 5-4 вв. до н. э., на помпейских фресках, на римских светильниках. Сюжет «сотворение человека» изображается на рельефах саркофагов, геммах 3-1 вв. до н. э. В европейском изобразительном искусстве сюжеты мифа о П. разрабатывались Пьеро ди Козимо, Л. Карраччи, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенсом, Я. Иордансом, Тицианом и др. В европейской литературе к образу П. обращались Боккаччо, П. Кальдерон, Вольтер, И. В. Гете, И. Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П. Шелли, Вяч. Иванов, А. Жид, Ф. Кафка и др.

Прометей — история жизни бога огня в Древней Греции

Происхождение божества

В древнегреческих сказаниях Прометей является положительным персонажем, поскольку он помогал людям ценой своей жизни. Его имя значит «предвидящий будущее», «знающий наперёд».

Прометей был одним из титанов младшего поколения. Его родителями были Иапет и Климена (по другой версии, матерью считалась Фемида). У античного титана были братья:

  • Атлант (держал на плечах небо);
  • Менетий (в битве титанов был сброшен в Тартар);
  • Эпиметей (супруг Пандоры).

Супруга Прометея Гесиона, нимфа-океанида, родила ему сына Девкалиона и дочь Ио. Из греческой мифологии известно, что титан приходился двоюродным братом Зевсу.

С рождения он был наделён даром предвидения. Когда между богами и титанами началась война, богиня Гея посоветовала Прометею перейти на сторону Зевса. Он предал братьев и помог Громовержцу выиграть многовековую битву с помощью своих знаний и тактических умений. Поскольку герой обладал даром ясновидения, новый владыка Олимпа сделал его своим советником. Именно сын Иапета стал создателем людей, а затем их защитником и спасителем. За это ему пришлось поплатиться жизнью, о чём рассказано в мифе о Прометее.

Читать еще:  Кто такой пастор церкви. Обращение к пастору и наименование батюшки, попа

Первые люди

Когда Зевс стал править над всеми остальными богами, он решил восстановить земли и заселить её новыми существами — людьми. Создать их он приказал Прометею и Афине. Титан смешал воду и грязь, из которых получился человек. А Афина вселила в получившееся создание жизнь.

Когда работа была завершена, Прометей взглянул на своё творение и ужаснулся зрелищу: люди оказались немощными и выглядели слабыми. В этом был виноват его брат Эпиметей, который наделил других созданий (животных) всеми средствами защиты.

Люди не могли построить себе дом и вырастить для себя пищу. Поэтому бог решил им помочь и научил их разным ремёслам. Он объяснил людям, как обрабатывать землю, выращивать зерно, собирать лекарственные травы и добывать золото. Бог научил их строить дома и корабли. Он подарил новым созданиям надежду на светлое будущее.

В древней версии мифа говорится, что герой украл огонь у Гефеста и научил людей скрывать его, засыпая золой. В другом сказании Зевс кинул на землю молнию, из-за которой случился пожар. Люди подхватили огонь, и затем настала эпоха процветания.

Похищение огня

Вскоре остальные боги заинтересовались смертными созданиями, которые раньше не представляли для них никакой ценности. Они видели, что человечество научилось жить для себя, а это не понравилось Зевсу. Громовержец решил собрать совет, поскольку он хотел, чтобы люди начали чтить жителей Олимпа. Прометей тоже присутствовал на совете, поскольку испугался, что всемогущий бог хочет погубить человечество.

Когда Зевс заговорил о жертвоприношениях, титан решил схитрить. Он убил быка и разделал его тушу на две части. Прометей собрал все куски мяса вместе и засыпал их шкурой. Кости животного он покрыл блестящим и вкусно пахнущим жиром. Затем титан предложил владыке Олимпа определить, какая часть быка станет регулярным жертвоприношением богам, а какая останется людям. Зевс выбрал кости, покрытые жиром.

Когда Громовержец раскрыл обман, он сильно разозлился на Прометея и отобрал огонь у человечества. Люди потеряли единственную защиту. Они тяжело переносили холода, а по ночам пытались скрыться от хищников. Увидев это, титан бросился за помощью к Афине, которая тоже жалела людей. Она взяла полый посох, спрятала в него угли священного огня, а Прометей спустился с ним к народу. С его помощью человечество снова могло согреться у пламени.

Наказание героя

Зевс узнал о поступке титана и в этот раз применил более жестокое наказание. Сначала он приказал Гефесту создать женщину по образу и подобию олимпийских богинь, которую назвали Пандора. Главный бог Олимпа поведал ей о шкатулке, которой владел Эпиметей, но не рассказал, что в ней хранятся все беды человечества. Когда Пандора повстречалась с братом Прометея, тот сразу влюбился в неё. Любопытная девушка в первую ночь отыскала шкатулку и открыла её, выпустив на волю все несчастья. С этих пор людям приходится выживать самостоятельно, без помощи богов.

Читать еще:  Цитаты пифагора о числах. Афоризмы и высказывания пифагора

Поскольку сын Иапета пошёл против воли Громовержца, владыка Олимпа приказал Гефесту приковать его к Кавказским горам, чтобы тот наблюдал за мучениями людей. Бог кузнечного ремесла с горем выполнил просьбу своего отца. Но титан не стал просить помиловать его.

К нему обращались его мать и двоюродные сёстры Океаниды, которые не могли смотреть на его мучения и молили попросить прощения у правителя. Однако титан был непоколебим и ждал, когда Зевс поймёт, что тот несправедливо поступил со слабыми людьми. Даже сам Океан хотел обратиться к своему брату, чтобы тот освободил заключённого, но Прометей отговорил его от этого.

Герой сказал Зевсу, что он будет править недолго. Титана посетило видение, в котором владыку мира свергнут с престола, но кто это будет, он не признался. Зевс был в ярости и послал орла к скалам. С этого момента могучая птица ежедневно прилетала к прикованному Прометею и клевала ему печень, которая за ночь быстро восстанавливалась. Эти мучения продолжались много лет.

Освобождение титана

Зевс не желал сменить гнев на милость. Он ждал, когда титан сломается и поведает судьбу Громовержцу. Но Прометей стойко терпел наказание, которое длилось много тысячелетий. Спас героя Геракл. Сын Зевса убил орла стрелой из лука и освободил титана. Это произошло незадолго до Троянской войны. За спасение Прометей сказал Гераклу, как пройти к садам Гесперид.

В некоторых источниках говорится, что освобождение было спланировано Зевсом. Греческий бог хотел таким образом помириться с Прометеем. Когда Громовержец освобождал титана, он оковал его палец железом с камнем от скалы. С этих пор люди стали носить кольца из металла с разными минералами.

Освобождённый герой решил, что пора покончить с враждой и рассказал Владыке Вселенной, что Фетида родит от него ребёнка, который убьёт Громовержца. Зевс сразу прекратил отношения с морской нимфой и заставил её выйти замуж за смертного Палея. От простого человека нимфа родила Ахиллеса, который стал одним из героев Троянской войны.

Сам Прометей, оказавшись на свободе, женился на океаниде Гесионе, которая подарила ему двух детей. В будущем между ним и Зевсом не возникало ссор. Кроме того, сам олимпийский бог стал гуманнее к простым смертным. Через какое-то время Прометей решил спуститься к людям и жить среди них. Покинув Олимп, он стал смертным, однако человечество не перестало его чтить и любить за всё, что он сделал для них. Непримиримый и храбрый герой был похоронен в городе Аргос.

Характеристика персонажа Прометея

По характеристике героя можно понять смысл произведения. В древнегреческой мифологии редко упоминаются персонажи, которые решаются противостоять бессмертному и непобедимому владыке Олимпа. Прометей был одним из немногих, кто пошёл против Зевса и посмел одурачить его, но расплата за обман оказалась жестокой.

В биографии героя чётко прослеживается его трансформация. Титан бросает своих родственников и примыкает к Зевсу, но при этом он жалеет и успокаивает проигравшую сторону. В новой семье, живя на Олимпе, Прометей сохраняет свои главные качества:

Сына Иапета и Климены считают образцом высоконравственного и духовного совершенства, поскольку он не захотел подчиняться главному богу и решил помочь смертным. Люди восхваляли Прометея. Для них он был бесстрашным героем, который принёс себя в жертву во имя добра. Кроме того, титан сам пережил духовный катарсис и исцелился от ненависти к Зевсу.

Поскольку Прометей стал героем, люди должны были почитать его не меньше, чем Зевса. Но в олимпийской мифологии не может быть сразу два лидера, поэтому титана вскоре противопоставляют Громовержцу. Культ Прометея не получил распространения. Никаких фестивалей и праздников в его честь люди не проводили. Это объясняется другой стороной поступка титана. Украв огонь, Прометей научил людей обману и мошенничеству. А древние греки боролись с ворами и считали кражу постыдным делом. Однако в Афинах можно найти алтарь, а в городе Сочи — статую, посвящённую античному герою.

Образ в литературе

В литературе и искусстве образ Прометея занимает особое место. Персонаж древнегреческого мифа послужил символом мученичества во имя спасения людей.

Образ титана вдохновил многих авторов:

  • Греческий драматург Эсхилл использовал сюжет мифа для написания трагедии «Прометей Прикованный». В этом произведении титан выступает главным персонажем и помощником человечества. Он научил людей пользоваться огнём, приучать животных и строить корабли. Зевсу не понравилось, что человек становится независимым от богов. Но Прометей заступился за людей, зная, что его ждёт жестокая кара. Эта трагедия вошла в трилогию, другие части которой не сохранились.
  • Немецкий писатель Гёте посвятил знаменитому герою стихотворение. В произведении божество младшего поколения титанов обращается к жителям Олимпа и называет их ничтожными. Гёте показал легендарного героя стойким, отважным и бесстрашным. Его персонаж стремился к своей цели наперекор всему.
  • Английский поэт Байрон тоже написал стихотворение о Прометее, в котором он восхвалял самоотверженный поступок героя. Автор отметил, что титан не получил никаких наград, зато стал образцом для подражания.
  • Английский писатель и поэт Шелли написал трагедию «Освобождённый Прометей», основываясь на древнегреческом сказании. Действие произведения начинается в горах, где был прикован герой, который упрекал Зевса за жестокость по отношению к смертному народу. Океаниды с сочувствием слушали речи Прометея, находясь у его ног. Персонаж стихотворения верит в своё высокое предназначение и не сдаётся. В конце трагедии Геракл освобождает титана, а для человечества и остальных богов наступает период счастья и спокойствия.

Образ древнегреческого героя использовался и у других писателей и поэтов разных времён. Прометей оказался удобным персонажем, который олицетворял революционные мотивы.

Живопись и музыка

Фламандский художник Питер Пауль Рубенс известен своими работами с изображением античных героев. Одна из его потрясающих работ — «Прометей Прикованный». Другой фламандец по имени Якоб Йорданс, который был последователем Рубенса, написал картину «Орёл, терзающий Прометея». Похожий стиль имел Ян Коссирс, который прославился картиной «Прометей, несущий огонь». Тициан Вечеллио увековечил образ древнегреческого персонажа в работе «Наказание титана».

Композиторы тоже находили вдохновение в античном эпосе. Венгерский музыкант Ференц Лист посвятил Прометею симфонию. Образ титана покорил и русского композитора Александра Скрябина, который создал музыкальную поэму в честь героя. А итальянский танцмейстер Сальваторе Вигано под впечатлением от прочитанного мифа придумал балет, состоящий из двух актов и поставленный под музыку Бетховена.

Образ античного божества Прометея вдохновляет людей на подвиги ещё с древних времён. Из истории известно о многочисленных случаях, когда люди обманывали ради собственной выгоды. Но были и такие персоны, которые были готовы идти на верную гибель ради улучшения мира и жизни окружающих. Образ титана, ставший символом самопожертвования, выступает ярким примером борьбы за благо человечества, права жить достойно и мыслить свободно.

Источники:

http://azaltamagua.ru/mifologiya/grecheskaya-mifologiya/item/525-prometej-grecheskaya-mifologiya
http://gufo.me/dict/mythology_encyclopedia/%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%95%D0%99
http://nauka.club/literatura/mifologiya/bog-prometei.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector