Кельтская церковь. Кельты: новые святые в наших святцах

Группа

Кельтская Церковь

Информация

Другое

Действия

11 записей Показать записи сообщества

Делюсь книжным сокровищем
Для начала хочу поблагодарить моего друга Дмитрия за эту интереснейшую находку — книгу о древних кельтских, Уэльсских святых. Без него я бы не узнала о существовании этого издания. Показать полностью…

Могу сказать, что материал в книге действительно редкий. Не слышала и не читала почти ни об одном описываемом святом (см.содержание книги на фото). А связи между ними, между островами, континентами, верующими и конечно, святыми оказались огромными и тесными — до великой схизмы 1054 года и Нормандского нашествия 1066 года существовал интереснейший исторический феномен, который можно назвать условно «Кельтской Церковью». Древние святые Уэльса явили миру огромное количество чудес, исцелений, помощи всякому нуждающемуся, были строгими аскетами, отчаянными путешественниками, целеустремленными строителями храмов и монастырей, грамотными и образованными полемистами. Боролись с пелагианской ересью, еще сильным язычеством, несправедливыми правителями и просто жестокими людьми.

Обо всем этом, и еще о десятках исторических, агиографических редкостей и интересностей и повествует данная книга православного автора Говарда Хьюза.

История Кельтского Рождества (кельты, друиды и современная Ирландия).

В Ирландии Рождество тесно переплелось с одним из старейших праздников Друидов Alban Arthuan — Фестивалем Зимнего Солнцестояния. Показать полностью…

Зимнее Солнцестояние — это самая длинная ночь и самый короткий день. Это — день рождения нового Солнечного Короля, Сына Бога. В эту ночь, Богиня становится Большой Матерью и снова дает начало. И это приумножает поэтическое значение этого дня, и в этот самую длинную ночью зимы, «темная ночь» наших душ, там получает новую искру надежды, Священный Огонь, Свет Мира, Coel Coeth.

Дата, когда мы празднуем Рождество, связана с религией древних Друидов и Древнего Рима. На момент зимнего солнцестояния Кельты праздновали возрождение солнца подобно тому, как Римская империя праздновала рождение Бога Солнца (о чем я говорила чуть раньше). Христианская религия убеждена, что рождение Христа привнесло новый свет (и жизнь) в мир, и стало датой рождения не только Христа, но и Библии, решение праздновать Рождество в момент зимнего солнцестояния было логичным.

Как же современные Ирландцы готовятся к встречи Рождества? Первое — они тщательно убирают свое желище. Иногда это может дойти до перекрашивания сельскохозяйственных строений, заборов и т.д.

Второе — украшение Рождественской елки. Этот обычай пришел в Ирландию из Германии. Пришел на смену старинной и красивой традиции украшать дома омелой и остролистом. Когда Христианство достигало Ирландии, Ирландцы продолжали украшать свои дома остролистом в день зимнего солнцестояния. Со временем это становился Рождественской традицией, а красные ягоды остролиста начинали символизировать кровь Христа.

Омеле повезло меньше, она стала казаться ирландцам не такой уже удачной идеей для украшения дома, и в течении длительного периода времени впала в немилость к ругах «новоиспеченных» Христиан .

Древние Кельты знали, что омела имела магическую силу в примирении врагов. Её магия была настолько большой, что иногда присутствие омелы могло даже поспособствовать краткому перемирию неприятелей. Для Христиан, мощная репутация омелы была представлена как языческое поверье и омела были запрещены пока Викторианская эра не принесла обычай целоваться под веткой омелы.

«Свет» в праздник вносят зажженные в канут Рождества свечи. По обычаю, их зажигают в окнах (на подоконнике), в качестве знака «Добро пожаловать Младенец Христос!».

«Кельтские святые по духу – православные»

Беседа со священником Георгием Завершинским, клириком приходов Московского Патриархата в Ирландии

– Первый приход Русской Православной Церкви – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла – появился в Республике Ирландия в 2001 году. У истоков его создания стоял Святейший Патриарх Кирилл, тогда председатель ОВЦС. Он провел в Ирландии необходимые переговоры с государственными властями и представителями местной католической общины. И именно он небесными покровителями будущего прихода избрал святых апостолов.

Сегодня приходы РПЦ действуют в пяти крупнейших городах Ирландии – Дублине, Корке, Уотерфорде, Голуэе и Белфасте. В Дублине русская православная община использует здание бывшего протестантского храма, взятое в долгосрочную аренду; оно расположено недалеко от центра города в районе Харольдс Кросс. Это большое здание с мощными стенами, которому уже более 180 лет.

В других городах православным безвозмездно предоставляют возможность молиться и служить в старинных храмах, принадлежащих католическим или протестантским общинам. Ситуация такова, что протестантов в современной Ирландии становится все меньше. Церковные здания, принадлежащие им, пустеют и ветшают. В Дублине, например, у нас появилась возможность получить храм потому, что местная протестантская община прекратила свое существование, и храм четырнадцать лет стоял без богослужений. Еще десять лет – и он начал бы разваливаться: храм живет, пока в нем служат, а иначе он превращается в руины.

– Ирландия – страна с глубокими католическими корнями. Как местные жители относятся к православным?

– Действительно, Ирландия – страна с очень сильными католическими традициями.

Кстати, у нас не часто увидишь, как человек, проходя мимо храма, совершает крестное знамение, а там это – нормальное явление. Причем так поступают и молодые, и люди более зрелого возраста.

Читать еще:  Гадание на характер будущего мужа онлайн. Как узнать имя мужа (будущего)

Православие добрый ирландский католик рассматривает как некую разновидность протестантства. К нам относятся очень лояльно, предоставляют храмы для богослужений, всюду приглашают. Обособления нет, но все твердо знают, что Церковь – одна и, разумеется, Католическая. Это они впитывают, что называется, «с молоком матери». Вы можете приводить сколько угодно аргументов в защиту Православия, вас внимательно выслушают, но все равно останутся при своем мнении: Бог – один, Церковь – одна, папа Римский – один, а все остальное – некое отклонение от нормы и нуждается в исправлении. Оспаривать это в разговоре с ирландцем все равно что убеждать его в том, что день не сменяет ночь.

– Поэтому, вероятно, этнических ирландцев в православных приходах немного?

– Да. И те, которые приходят к нам, во многом своего рода «внутренние протестанты». У нас был один весьма колоритный прихожанин, по имени Рори, который перешел в Православие, потому что не принял решений II Ватиканского Собора. К сожалению, он недавно умер. Некогда Рори был кадровым морским офицером, затем участвовал в официальном движении Ирландской республиканской армии. Он был очень хорошо образован. Выглядел он весьма импозантно: приземистый, с окладистой и совершенно седой бородой. К Православной Церкви принадлежал более 30 лет, застав время, когда был еще жив последний в Ирландии православный священник РПЦЗ отец Николай Курис, скончавшийся в 1977 году. Потом долгое время в стране русского православного прихода не было, и когда открылся наш храм, Рори сразу пришел к нам. Этот человек был глубоко предан Церкви, посещал все без исключения службы до последнего дня своей жизни. Я причащал его перед самой смертью.

В основном же наши прихожане – русскоговорящие. Что касается общей численности верующих, то, например, в Дублине на Пасху приходит до полутора тысяч человек, а на еженедельной воскресной службе бывает от 100 до 200 причастников. Иммигрантов из России и стран СНГ в Ирландии много, но верующих и посещающих богослужения, увы, гораздо меньше. Отрадно то, что в приходе становится все больше детей. За минувшие почти семь лет я крестил около тысячи младенцев.

– Когда мы говорим об Ирландии, то чаще всего вспоминаем имя святого Патрика, принесшего свет христианской веры в эти земли.

– Святой Патрик – уникальная личность, один из наиболее видных представителей древней Кельтской Церкви, ставшей интереснейшим явлением в истории христианства. Он не только обратил князей и представителей многих родовых кланов древней Ирландии ко Христу, но и основал на острове несколько монастырей, в одном из которых была образована епископская кафедра. На основе латиницы святой Патрик составил ирландскую азбуку, положив тем самым начало национальной литературе. Деятельность апостола Ирландии была так плодотворна, что в течение многих веков после этого страна по праву считалась одним из главных очагов христианского просвещения Европы – «островом святых».

У святого Патрика оказалось много последователей среди жителей Ирландии, с воодушевлением воспринявших тот идеал смирения и веры, который он им явил. Именно он познакомил ирландцев с основополагающими понятиями христианской аскетики. В IX веке Кельтская Церковь славилась монашеством, пришедшим в V–VII веках из Египта. Ирландские монахи были из числа самых просвещенных среди иноков западных стран. Они одинаково хорошо владели как древнегреческим языком, так и латынью. А сколько ими устроено по всей Европе монастырей! В Италии до сих пор сохранился монастырь, который основали древние кельты. Их присутствие зафиксировано и на территории Киевской Руси, в Новгородских землях. Знаменитый «новгородский крест», где в средокрестии находится круг, рассматриваемый некоторыми исследователями как символ победы над язычеством, имеет кельтские корни.

– Пока общецерковного почитания святых Патрика, Бригиты Кильдарской, Брендана и других святых древней Церкви не установлено, но это, как мне кажется, дело времени. Когда мы совершаем богослужения, то поминаем их имена. Существуют иконы этим святым. Я видел их в храмах России, есть они и в ирландских приходах.

У нас существует практика паломничества к местам подвигов святых Кельтской Церкви. Например, ежегодно мы совершаем восхождение на гору святого Патрика, где он молился и 40 дней постился перед тем, как начать свою миссию в Ирландии. Существует древняя традиция восхождения на эту гору босиком, невзирая на то, что тропа усыпана острыми камнями. Это дает возможность приобщиться аскезе, так свойственной древнему кельтскому монашеству. Из многих уголков земли паломники приезжают, чтобы взойти «бэерфут» (босиком) на Кроах Патрик (так по-ирландски звучит название горы). Другой маршрут – восхождение на гору Брендон, где установлен крест на могиле святого Брендана-мореплавателя. С высоты этой горы открывается чудесный вид на почти четвертую часть острова, и именно отсюда намечал свои морские путешествия святой Брендан.

– Соответствует ли характер московского празднования дня святого Патрика тому, как чествуют святого в Ирландии?

– Парад в Дублине в день святого Патрика очень красочен, ярок и обычно собирает множество зрителей. Весь центр города в этот день перекрыт. Происходят настоящие народные гуляния, тем более что в Ирландии день святого Патрика – официальный выходной.

Читать еще:  Приснился яд. Выпить яд во сне: о чем говорит это сновидение? К чему снится яд - эзотерический сонник

Вероятно, ирландское шоу стало неким прототипом для остальных проходящих по всему миру празднований дня святого Патрика. К сожалению, в России наблюдается тенденция сместить акценты этого праздника в сторону обильного пивопития. Пытаются связать пиво с именем святого Патрика, что, в общем, не соответствует ни смыслу торжества, ни даже тому, как его отмечают в самой Ирландии. Там этот парад, безусловно, зрелищное действо, близкое к фестивалю, но это никак не повод для рекламы продукции известной национальной пивоваренной компании «Гиннес». Пиво нигде ни в коем случае не выставляется на передний план – ни в СМИ, ни на самом параде. Совершенно неуместна и параллель между этим парадом и, например, знаменитым карнавалом в Рио-де-Жанейро. Бразильский карнавал имеет откровенно эпатажный, эротический подтекст. Ничего подобного в Ирландии быть не может: это страна с давними христианскими корнями, здесь сильно влияние Католической Церкви. Ирландцы вообще очень берегут и чтут свои национальные традиции, в том числе религиозные. Именно поэтому парад в день святого Патрика – это скорее фольклорный праздник, добрый и весьма сдержанный по духу. В день памяти святого Патрика обязательно совершаются богослужения во всех храмах, что является непременной частью праздника. С этого он, собственно, и начинается.

Парад проходит по одной из центральных улиц Дублина с утра и до вечера. Для участия в нем приезжают люди со всех концов мира. Широко представлены театральные и певческие коллективы – то, что мы в России называем художественной самодеятельностью, – из разных регионов и городов страны. Эти коллективы заранее заявляют о своем участии в параде, предоставляя программу. Как правило, большинство участников парада известны заранее по прошлым годам, и у каждого есть определенное место в шествии. Многие идут в национальных костюмах. Иногда разыгрываются сцены из спектаклей на подмостках передвижной сцены, которая едет по улице. Сюжетная линия представлений в целом не связана с именем или подвигом святого Патрика. В параде принимают участие целые оркестры, также в национальных костюмах. Во время шествия вообще звучит очень много народной музыки, поскольку Ирландия – страна с богатой музыкальной культурой. Характер праздника святого Патрика в ирландском понимании – это именно фестиваль, представление различных самобытных национальных традиций; просто предполагается, что всех объединяет просветитель Ирландии.

– Очень многих православных людей смущает время проведения шествия, которое всегда приходится на Великий пост, и особенно формат этого шествия… Между тем совершенно очевидно, что нашим православным соотечественникам нужно помнить о святых древней неразделенной Церкви и чтить их.

– У ирландских католиков в это время, кстати сказать, тоже Великий пост, но он носит немного другой характер; нет таких строгих, как в православном посте, ограничений, да и степень воздержания каждым определяется по его личному разумению. В Ирландии Церковь не претендует на главенствующую роль в государстве, в общественной жизни и на то, чтобы оказывать какое-то влияние на частную жизнь граждан страны. Поэтому она, конечно, не призывает католиков не участвовать в параде, но и не осуждает их за участие.

На Западе, откуда к нам пришел этот формат празднования, все воспринимается вполне органично, поскольку так было практически всегда. Святой Патрик – просветитель, который проповедовал язычникам. Парад, по сути, свидетельство неких сохранившихся языческих пережитков, но все это так давно сосуществует бок о бок с церковной традицией, что одно с другим не конфликтует. По крайней мере, Католическая Церковь относится к такому формату празднования вполне благосклонно.

Что касается России, то для нас, действительно, парад – совершенно другая традиция, которую сюда привнесли. К большому сожалению, у нас все больше атрибутом праздника становится пиво. Это действительно какая-то загадка: почему празднование именно в таком виде пришло в Москву? В итоге его приняли, как еще один повод собраться и выпить. По крайней мере, интерес к святому Патрику и к его личности, думаю, в этом случае стоит на последнем месте. Совершенно сместить акценты в данной ситуации, на мой взгляд, нереально, и поэтому, вероятно, не стоит смешивать это шоу с церковным празднованием в честь святого Патрика.

В принципе, вопрос предельно ясен. По благословению Святейшего Патриарха празднование в честь «всех святых, в земле Британской и Ирландской просиявших», в настоящее время уже внесено в месяцеслов. Оно будет отмечаться ежегодно во второе воскресенье по Пятидесятнице. Надо немного набраться терпения и подождать, пока Церковь включит в свой месяцеслов имена святого Патрика и других кельтских подвижников. Тогда в те дни можно будет праздновать более уместным и привычным для нас, русских православных людей, образом. Если праздник будет назначен на 30 марта, а именно на этот день приходится день памяти святого Патрика по новому стилю, то можно будет начинать его с богослужения, выражая особое почитание просветителю Ирландии и кельтов. Думаю, что постепенно дойдет и до персонального почитания святых Бригиты Кильдарской, Колумбана и Брендана. Их имена, наряду с именами многих других кельтских подвижников веры, будут включены в наш церковный календарь, ведь эти святые по духу – православные.

Кельтская Церковь

Анастасия Занегина, специалист по кельтскому искусству

Все лекции цикла можно посмотреть здесь .

Название Кельтская Церковь характеризует особенности организации церковной жизни в Ирландии, Шотландии, Британии, Уэльсе и других кельтских областях в первые века распространения христианства в этих регионах. Кельтское христианство – это соответственно та ранняя форма христианства, которая господствовала на территориях, которые я назвала ранее.

Читать еще:  Молитва святой троице об исцелении на русском. Молитва пресвятой троице

Надо сказать, сразу, что после IX века Кельтская Церковь уже начинает терять свою самобытность за счет прихода на Изумрудный остров различных уставов, канонов, иконописной традиции и иных церковных обычаев Римской империи. Интересно, что Кельтская Церковь никогда не определяла себя, как оппозиционную по отношению к Римской Церкви. Романизация Кельтской Церкви происходила постепенно, но мы поговорим об особенностях Ирландской Церкви, которые определяли ее своеобразие.

Христианизацию Ирландии конечно же связывают с деятельностью святого Патрика. Становление христианства в ирландских землях приходится примерно на IV-VIII века. Кстати, интересно, что Ирландия обрела статус христианской страны без каких-либо серьезных кровавых распрей, поэтому там вообще нет мучеников. Обращение ведущих кельтских языческих сословий, таких, как филиды – придворные поэты и друиды – кельтские жрецы в христианскую веру предоставили Церкви Ирландии в распоряжение настоящих интеллектуалов. Таким образом органично слилась друидическая и христианская традиции. Особенно ярко это проявилось в литературе, ведь с появлением монастырей начинают набирать обороты письменность, а монастыри становятся главными центрами культурного просвещения. Таким образом в течение трех с половиной веков, примерно до нормандских вторжений в ирландские земли в конце VIII века, ирландское христианское общество было отмечено большим количеством миссионеров и образованных людей.

Ирландской Церкви на протяжении нескольких веков прививали римские нормы, в особенности тонзуру и счет даты Пасхи. Вот об этом немножко поподробнее, потому что именно в этом и заключается два главных отличия Кельтской Церкви от религиозных практик Рима. Первое отличие – это особая пасхалия, то есть методика расчета даты Пасхи. Ирландские монахи придерживались старинного исчисления пасхальной даты, которое было отменено Римской Церковью. Важно, что это не означало какого-либо неприятия со стороны ирландцев, римского церковного господства, а просто обусловливало своеобразие Кельтской Церкви. Второе отличие Кельтской Церкви – это особая форма тонзуры. Тонзура – это постижение волос в знак принадлежности Церкви. У католических монахов была выбрита макушка. Ирландские же монахи переняли обычай друидов, они сбривали волосы от уха до уха на темени. То есть здесь мы видим отражение влияния язычества.

В VI веке в Ирландии получают распространение епитимийники, где указывались различные грехи, способы и сроки покаяния. Здесь мы наблюдаем синтез светского и церковного прав, а также борьбу иерархов Церкви с отдельными особенностями ирландского общества в котором был силен языческий элемент. Так, соглашаясь с принципами традиционного законодательства по которому тот, кто нанес кому-то какую-либо травму, должен был оплатить лечение и уход за тем, кого он ранил. Составители епитимийников настаивали на обязательном церковном покаянии. Наиболее распространенными формами епитимьи были отлучение от причастия, дополнительные посты, а также пение псалмов. Важно, что епитимийники получают распространение и в европейских странах и именно благодаря этим ирландским образцам.

Теперь о структуре Кельтской Церкви. Основной структурной единицей было городское поселение. В исторических документах это поселение именуется также церковью, градом, или монастырем. Главной административной территориальной единицей назывались так называемые монастырские парухии. Парухия – это особое ирландское образование – это федерация церквей и монастырей, которые возводили свое возникновение, происхождение к какому-либо святому и его последователям. Так как в Ирландии не существовало как таковых городов, где были муниципальные институты управления, как в Риме, где базировалась епископская власть, епархии располагались именно в монастырях. Церковные поселения были также экономическим центром, а не только местом пребывания духовенства. Вокруг них селились крестьяне, ремесленники и арендаторы церковных земель, таким образом монастыри оказывали серьезное влияние и на духовную, и на общественно-политическую жизнь.

Теперь о системе церковных должностей. Важнейшей из них была должность аббата – настоятеля церковной общины. Часто аббат одновременно являлся и епископом, а также управляющим церковным имуществом. В VIII и IX веках настоятель церкви считался наследником святого основателя, что и оправдывало его безграничные полномочия. Вторая по назначению была должность заместителя аббата – преемника настоятеля. Были также знатоки Библии, существовала особая иерархия ученых, внутри которой были различные специализации, например, мудрец канонов, или муж чтения. В крупных общинах важной должностью была должность начальника школы. В исторических документах говорится также о привратниках, главах общин монахов, упоминаются также и менее значительные должности, такие, как звонарь, или глава певчих.

И напоследок хочется рассказать еще об одной особенности Кельтской Церкви, которая касается изгнания. Изгнание считалось главным серьезным наказанием, практически смертным приговором. Однако многие служители Церкви добровольно покидали свои общины, так поступали чтимые ирландские святые, в том числе святой Колумба, который проведя много времени в уединении, отправился в Галлию, проповедовать Священное Писание. Также на развитие богословия в эти времена оказали огромное влияние ведущие ирландские интеллектуалы и в первую очередь Иоанн Скотт Эриугена – известный философ, богослов и переводчик.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров»

Источники:

http://vk.com/club16607302
http://pravoslavie.ru/30036.html
http://academy.foma.ru/keltskaya-tserkov.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector