Католические священники могут жениться. Католикам нельзя разводиться

Почему католическим священникам нельзя жениться, а православным можно?

Чем объясняется такое расхождение? Ведь обе религии-христианские, Бог тот же самый.

На самом деле жениться нельзя и православным священникам.

Жениться можно в Православии только до принятия сана (рукоположения), т.е. еще семинаристам или мирянам. Если же уже мужчина стал православным священником – он не сможет взять себе жену, находясь в сане. Точно так же и овдовевший священник не имеет права жениться повторно, до смерти он обязан оставаться вдовцом.

При этом епископом , архиепископом, митрополитом, патриархом – может стать только неженатый священник или монах (которые все неженатые, естественно).

В римо-католичестве же в священники женатых мужчин вообще не рукополагают, все священники и епископы обязаны соблюдать целибат (безбрачие).

При этом целибат не распространяется на католических диаконов – священников низшей ступени в РКЦ, которые могут иметь жену и детей.

Однако в греко-католических церквях также как и в православии, есть “белое” , женатое до рукоположения священство, и есть “черное”, неженатое, из которых выбирают епископов.

Каноническим основанием безбрачия священников стали слова Христа в Евангелии:

Это, еще раз, говорить о человеческом факторе, другое объяснение в этом, вряд ли можно назвать разумным, да и приемлемым.

Да на самом деле существует такой запрет у католиков, но это запрет распространяется не на всех, а исключительно на высшее духовенство и на тех, кто дал обязательный обет безбрачия (целибат).

Апостол Павел говорил:

без комментариев, как говориться

Тот же Ватикан и католическая власть, и как выполняются, якобы, существующие запреты, тем что там женщин поменяли на мужчин, только не нужно говорить о свободе действий или еще что то в этом роде.

Интересно, кто же ввел такой запрет и когда, не сами ли люди, а может кто придумал такую белиберду, может быть в силу своего бессилия в отношении к женщинам по принципу, ни себе и не другим.

Запрета, как вы понимаете нет, есть обет безбрачия и целибат, который принимается добровольно, и католиками и православными.

Немножко поправлю – не всем священникам. Потому в православном (ортодоксальном) христианстве, заимствованном из Византии, духовенство делится на 2 типа: черное и белое. К белому относятся приходские священники – попы и батюшки, которые ведут службу в храмах. Этот вид духовенства имеет право заводить семью и сочетаться законным браком.

Черное духовенство, к которому относятся монахи и настоятели монастырей, обязано соблюдать целибат. И предписание по постам и к укладу жизни у черного духовенства более строгие, чем у белого.

На самом деле католическая практика (целибат для духовенства) противоречит христианской традиции, так как Христос избирал в апостолы и женатых людей, у апостола Петра была теща. Если бы безбрачие для священства было важно, то среди апостолов не было бы женатых.

Слова апостола Павла из 1-го Послания к Коринфянам православная церковь относит не к священникам, а ко всем христианам, так как все христиане призваны служить Богу и ближним, понятно, что семейный человек обязан в первую очередь заботиться о семье, в таком случае он меньше сделает для церкви и ближних, хотя бывают исключения, когда люди успевают все. Можно почитать по ссылке толкование, в том числе великого учителя церкви Иоанна Златоуста, в нем нет ни слова о том, что слова апостола обращены только к иереям и архиереям.

Безбрачие у католиков и правило рукоположения в епископы только монахов у православных приводит к серьезным проблемам в церкви, так как на самом деле только единицы людей способны прожить в сексуальном воздержании всю жизнь, и таких людей не хватает на все католические приходы мира. Думаю, многие знают о педофильских скандалах в РКЦ, да и среди православных архиереев есть голубые и педофилы. Нельзя накладывать на людей неудобоносимое бремя. В православии считается, что лучше человеку иметь семью, чем впадать в блуд и противоестественые грехи. В первохристианские времена и в епископы рукополагали женатых людей.

В настоящее время в православии следующая практика: кандидат в священники (дъяконы) может быть женат, после рукоположения должен снять обручальное кольцо в знак посвящения себя Богу. Священник жениться не может и если останется один, то второй раз тоже не может жениться, да и по канонам рукополагают только людей женатых первых браком на девственнице.

Что касается устроения семейной жизни у православных, то священнику проще быть женатым, так как матушка берет на себя решение бытовых проблем и воспитание детей и еще помогает мужу на приходе, одному священнику в этом плане сложнее. Это известный факт, что дети священников, только если не помогают в храме, могут мало видеть своего отца, так как он занят храмом и прихожанами. Я считаю, что женщинам в православии, если они хотят посвятить себя Богу, лучше не выходить замуж, а мужчинам удобнее быть женатыми.

Читать еще:  К чему снится спелая клубника на кустах. К чему снится клубника красная крупная

Эксперт: целибат – давняя католическая традиция, но не доктрина

Отвечает эксперт в области канонического права, католический священник Дмитрий Пухальский:

Хотя католическим священникам запрещено вступать в брак, женатые священники в Католической церкви тоже есть.

В чём тут дело? Говоря о целибате, нужно помнить, что это добровольный отказ от вступления в брак. Поэтому корректнее говорить не о том, что католическим священникам запрещено жениться, а о том, что Католическая церковь рукополагает во священники мужчин, избравших жизнь в безбрачии (есть несколько исключений, о которых более подробно будет рассказано ниже).

Следует напомнить, что, во-первых, и в Католической, и в Православной церквах нельзя жениться, уже будучи священником, и, во-вторых, безбрачие обязательно для тех, кто избрал монашеское служение.

Рассмотрим, однако, ситуации, когда католический священник может быть женатым. Первая из них: он не является священником латинского обряда. Как вы, возможно, знаете, помимо латинского обряда (с которым у большинства ассоциируется католичество), есть Церкви восточных обрядов, пребывающие в полном общении со Святым Престолом (на сегодняшний день их 23). Там есть женатые священники, поскольку безбрачие для них не является обязательным (но, опять же, никогда нельзя жениться уже после принятия священного сана!). Кстати, священники этих церквей могут служить и в латинском обряде.
Следующая ситуация, когда возможно появление женатых священнослужителей — уже в Католической церкви латинского обряда – это воссоединение с ней англиканских священников. Согласно апостольской конституции Anglicanorum coetibus от 15 января 2011 года, рукоположение бывших англиканских женатых священников в священники латинского обряда разрешается при соблюдении некоторых условий.

Важно напомнить, что целибат — это только традиция, она не имеет под собой доктринальных обоснований. В первые века христианства общины не требовали от священников целибата, но часть духовенства уже тогда добровольно избирала путь безбрачия. Целибат стал обязательным для священников во время правления Папы Григория VII только в XI веке.

Что будет со священником, если он во время своего служения женится? Согласно канону 1394 Кодекса Канонического права, священник при попытке заключения брака подвергается церковному наказанию (“суспенсии”), следствием которого является запрет в служении. Наказание является “автоматическим”, то есть прямым и немедленным следствием попытки священника заключить брак. Если же оставивший священническое служение человек хочет обвенчаться со своей супругой в Католической церкви и участвовать в таинствах, то для этого нужно освобождение (диспенсация) от целибата, предоставление которой остается исключительной прерогативой папы Римского.

Мифы о Католической Церкви ч. 2 (Праздники, посты, семейная жизнь, священство)

У католиков другой календарь

Да, многие католики живут по григорианскому календарю, но есть и те, что придерживаются юлианского. Это не только католики восточного обряда в СНГ, но и некоторые католики латинского обряда (на Святой Земле было решено перейти на юлианский календарь ради единства с проживающими там православными, насколько это хорошо и правильно – это уже другой вопрос, но, в принципе, истину лишь в календаре никто не видит)

Католики считают праздник Рождества главнее Пасхи

Христианская Церковь (никакая) не может так считать в принципе, так как без Страстной Пятницы и Пасхи Рождество не было бы каким-то очень уж значимым событием. Рождество любят, Его ждут, но Пасха официально называется вершиной Литургического года и подготовка к Пасхе гораздо серьезнее подготовки к Рождеству. Такое впечатление могло сложиться из-за массовой предрождественской магазинно-подарочной истерии на Западе, но там Рождество считают любимым семейным праздником даже атеисты. Давно забылось, что именно празднуется. Но это проблема секуляризации Европы, а не учения КЦ.

У католиков вообще нет постов

В РПЦ существует 4 многодневных поста помимо постов в среду и пятницу, у католиков латинского обряда два летних поста отсутствуют. Есть только Великий Пост перед Пасхой и Адвент перед Рождеством, но последний нельзя в полной мере назвать постом все же. Это покаянный период, конечно, но таки не пост. Когда-то не очень давно в Католической Церкви посты были весьма и весьма суровые, может, даже строже нынешних православных постов, так как там очень строго лимитировалось не только что можно есть, но и сколько. Но пост ради поста не имеет смысла – Церковь пришла к выводу, что подобная практика держать верующих полуголодными и всем ставить одни и те же рамки просто-напросто вредна как для физического, так и для духовного здоровья паствы. Священник, который одно время вел у нас занятия по катехизации, рассказывал, что помнит, как ели до треска за ушами его родители и бабушки с дедушками, когда посты, наконец, заканчивались. Это было совсем недавно, так как тому отцу на вид лет 35 было. Длительное воздержание потом приводило к чудовищным пищевым срывам и обжорству как итогу, что есть грех, да и вредно это для здоровья. А Бог ведь хочет совсем не этого. Потому сейчас строгий пост установлен для всех верующих старше 18 лет и моложе 60 два дня в году – Пепельная Среда (начало Великого Поста) и Страстная Пятница. Кое-кто по благочестию и старой памяти соблюдает несколько других дней (тот же Сочельник Рождества или Воздвижение Креста Господня), но это уже их личная инициатива или просто местный обычай. Строгий пост предписывает воздержание от мяса, а так же строгое ограничение количества пищи – есть не более трех раз и только один раз досыта, но не до отвала, никаких перекусов между, ни орешка не должно быть съедено, допускается только чистая вода и лекарства. Это кажется несложным на первый взгляд, но я один раз решила так весь пост поститься – вылетела в трубу через несколько дней. Так же обязательно воздержание от мяса всем, кто старше 14 лет во все пятницы года, исключая те, на которые приходятся большие праздники. Из списка постящихся могут быть исключены беременные и кормящие, больные и занятые тяжелым физическим трудом, а так же те, кто не имеет выбора блюд в течение дня, питаясь, например, в школьной столовой той же, где одно меню на всех. Но обычно это согласовывается со священником, которые выдает диспенсацию (освобождение).
Но пищевое воздержание не ставится во главу угла – акцент прежде всего делается на духовное очищение. Церковь устанавливает для всех обязательный минимум – два дня строгого поста и воздержание от мяса по пятницам, молитва утром и вечером, месса в воскресенье и праздники и исповедь и Причастие раз в год в Пасхальное время (то есть в Пост один раз обычно как подготовка к Пасхе). А уж выбрать меру поста для себя каждый должен сам или с помощью священника. Строго поститься, если это необходимо и помогает духовно расти, никто не запрещает. Знаю, что кто-то на хлебе и воде сидел весь пост, а в Священное Триденствие до Пасхи не ел и не пил вообще, но при этом светился и благоухал, а кто-то по части пищи не постится вовсе (у одной из знакомых сестер-монахинь серьезные проблемы с желудком, и ей это категорически нельзя, но это не делает ее менее добродетельной и боголюбивой). Обычно верующие на Пост выбирают себе несколько обещаний, что что-то не будут делать и что-то наоборот будут. Нам советовали брать одно ограничение для тела и одно для души (например, отказ от мяса/сладкого и отказ от долгих телефонных разговоров/интернета более часа в день не по работе), а все остально время уделить попыткам исправить то, что в нас искривлено, постараться оставить какие-то плохие привычки, больше молиться, чаще приступать к таинствам, делать добрые дела. В общем, жертва Богу – дух сокрушенный, а не количество несъеденной животной пищи.
Но, например, католики византийского обряда (их еще униатами некоторые называют или греко-католиками) постятся так же как и православные – это их традиция, их духовность, Церковь дозволяет всем бережно хранить свои традиции, так как практикуется единство в многообразии.
Во время .Адвента нет никакого пищевого поста, кроме воздержания от мяса по пятницам. По традиции так же уделяется много времени молитве и делам милосердия, верующие как и в Великий пост берут себе какие-то обещание, но это ожидание праздника Рождества проникнуто прежде всего радостью и надеждой, нет такого покаянного настроя как перед Пасхой, так как концентрация идет не на грехах, а на ожидании Спасителя.

Читать еще:  Меридиан гороскоп телец на сентябрь. Любовный гороскоп для знака телец на сентябрь

Католикам-мирянам не разрешается читать Библию самостоятельно

Когда-то такой запрет существовал, но был он довольно формальным. Прежде всего был запрет читать Библию на народных языках – переводы должны были быть санкционированы и утверждены Церковью (скажем, перевод Библии на славянские языки святыми Кириллом и Мефодием был санкционирован и утвержден), чтобы избежать ошибок и ересей. А так, кто будет читать Библию на латыни, когда большинство и на своем-то языке читать не умеет? Но рассказы из Священной истории, которые в храме рассказывал и толковал священник, потом часто пересказывались в семье детям. То есть содержание Библии паства худо-бедно, но знала. Запрет был дабы избежать ересей в виду необразованности паствы. Сейчас никакого запрета нет, а даже наоборот призывают читать как можно чаще и размышлять над Священными текстами, есть даже молитвенная практика индивидуальных размышлений над Словом Божьим под названием Lectio Divina. Хотя до протестантов по чтению Библии нам еще далеко.

Католические священники не могут жениться

Духовенство обязывают к безбрачию только в латинском обряде, включая белое духовенство, а не только монахов. Но и тут нет правил без исключений. Неженатыми обязаны быть священники и епископы, а дьяконы могут жениться до рукоположения, но тогда им уже никогда не стать священниками. Так же не обязывают к разводу или отказу от священства тех, кто перешел в католичество из церковных общин, где священству позволяется жениться. До того, как для бывших англикан создали специальный ординариат, их принимали в латинский обряд, и бывших пасторов, обремененных женой и детьми могли рукоположить в священники, но, конечно, бывшим протестантским епископам придется довольствоваться саном священника, так как епископы не могут быть женатыми. Духовенство восточных обрядов может спокойно жениться до рукоположения.
Целибат был введен в виду ряда исторических причин как дисциплинарное, а не вероучительное требование, а потому однажды его необходимость может быть пересмотрена. Но пока Церковь не видит целесообразным его отмену – и так проблем хватает, а тут еще получить кучу жен священников и их детей, которых надо как-то кормить. Это повлечет за собой массу неудобств. Но, если увидит необходимость, то может и отменить. Это не святыня, чтоб с этим так носиться.

Читать еще:  Значение армянского имени нарек. Значение имени нарек

Католики венчают геев и рукополагают

Это неправда. Гомосексуальные браки запрещаются, равно как и просто связи. Сам по себе гомосексуалист не будет отлучен от Церкви, но он обязан жить в целомудрии. Если он не поддается своей склонности, то это не является грехом само по себе. Гомосексуалист (открытый) не может быть рукоположен в священники. Так как нездоровый человек не может нести священническое служение. Пояснения священника: «Согласно инструкции, имющейся на этот счет, следует различать гомосексуальную ориентацию и гомсексуальное поведение. При этом следует также отличать наличие случайного и преходящего гомосексуального поведения в период несформировавшейся сексуальной идентичности, от которого можно отказаться и исцелится, и глубоко укоренившееся и привычное поведение. Ориентация сама по себе требует осторожности, но не является препятствием. Преходящее подростково-юношеское поведение требует периода испытания твердости отказа от него, после чего по пункту 1. Привычное поведение – безусловное препятствие». То есть Церковь не отворачивается от этих своих прихожан как от зачумленных, всячески старается им помочь в борьбе со своими греховными наклонностями, но гладить по головке за то, что однозначно называется грехом, не будет.

Крестными у католиков допускаются и православные, и другие христиане

Нет, крестными могут быть только католики, все прочие могут быть допущены как свидетели крещения, но один из крестных должен быть католиком.

Католики дошли до того, что крестят животных

Нет такого. Этот смешной миф родился из существующей в некоторых странах традиции в день св. Франциска Ассизского приносить домашних животных в храм на благословение. Этот святой очень любил животных. Ну и их просто окропляют водой при благословении по его ходатайству. Это тоже самое, что окроплять жилище или средство передвижения.

Чтобы выйти замуж за католика, нужно принимать католичество

Нет, это необязательно. Можно взять у епископа разрешение на смешанный брак, после подготовки к таинству брака в течение 2-3 месяцев, повенчают. Заполняется брачный протокол, чтобы выяснить, если ли препятствия к браку, с католической стороны берется обещание сохранять веру и сделать все возможное для крещения и воспитания потомства католиками, а со второй стороны берется подписка, что не будет чинить препятствия супругу в исповедании католической веры и о том, что она информирована об обещании воспитать детей католиками.

Католикам не позволяется контрацепция

Да, все искусственные средства контрацепции и репродуктивные технологии (ЭКО и т.п.) находятся под запретом, так как супружеский акт является священным и ничто не должно нарушать его целостности и связи с деторождением. Но планирование семьи дозволяется с помощью изучения устройства своего тела и законов действия репродуктивной функции. Этому во многих приходах обучают все пары перед венчанием. Эти методы требуют дисциплины, но при соблюдении инструкции работают с высокой точностью. Мы пользовались без дураков и всякой «подстраховки» – не жалуемся.

Католикам нельзя разводиться

А вот это правда. Развода как явления в рамках КЦ просто нет. Второй раз не повенчают, а если будешь жить с кем-то еще без венчания, то отлучат от Причастия, пока не оставишь этот грех. Если супругам по серьезным причинам невозможно жить вместе (алкоголизм, домашнее насилие, измена одного из супругов и нежелание второго простить это и другие причины), то церковный суд назначает сепарацию – проживание раздельно, но ни одна сторона не может в новый брак вступить. Есть еще признание брака недействительным, но это так же не развод, просто утверждается, что брака и не было некогда, так как в чем-то была изначально нарушена его суть (например, один из супругов скрыл серьезное заболевание, и второй не был полностью свободен в выборе, одну из сторон принудили к браку с помощью насилия, один из супругов лгал, принося супружеские обеты, например, имел любовницу и не собирался с ней расставаться или, скажем, даже не думал принимать посылаемых Богом детей и т.п. серьезные причины). Но это долго, муторно и не факт, что таки признают – все эти условия еще доказать надо.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2365904-pochemu-katolicheskim-svjaschennikam-nelzja-zhenitsja-a-pravoslavnym-mozhno.html
http://ria.ru/20150420/1059726249.html
http://johanajollygirl.livejournal.com/1232366.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: