Кармапа – лама в черной короне. Кармапа -лама в черной короне

Кармапа – лама в черной короне. Кармапа -лама в черной короне

Под общей редакцией кандидата исторических наук Елены Леонтьевой

Дизайн переплета Юрия Щербакова Разработка макета Максима Костенко

Иллюстрация на переплете:

Фотоархив Российской ассоциации буддистовАлмазного пути традиции Карма Кагью

На четвертой сторонке переплета использована иллюстрация Влада Лесникова При оформлении книги использованы иллюстрации Роберта Бира

Кармапы – Ламы в Черной короне – возглавляют тибетскую буддийскую школу Карма Кагью начиная с XII века. Имя Кармапа известно каждому тибетцу. За его высокие духовные достижения Кармапу называют царем йогинов Тибета и считают излучением Любящих Глаз (тиб. Ченрезиг , санскр. Авалокитешвара ) – Будды сочувствия и неразличающей любви.

Этим духовным учителям тибетская культура обязана уникальной традиции «тулку» – сознательных перерождений. Ее ввел Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа (1110–1193). Впоследствии такой способ духовного наследования переняли, в той или иной степени, все остальные школы, и система тулку утвердилась в Тибете повсеместно.

Его Святейшество Гьялва Кармапа XVII Тринле Тхае Дордже родился в Тибете 6 мая 1983 года. Старший сын Мипхама Ринпоче, великого Ламы школы Ньингма, и Дечен Вангмо, происходящей из знатного рода царя Гесэра из Линга, он в возрасте полутора лет заявил, что является Кармапой. В 1994 году ему и его семье удалось бежать из Тибета сначала в Непал, а потом – в Индию. В марте того же года мальчик прибыл в Нью-Дели, где во время приветственной церемонии Кюнзиг Шамарпа Ринпоче, второй Лама в духовной иерархии Карма Кагью, официально признал его Семнадцатым Гьялвой Кармапой. Кармапа XVII получил имя Тринле (что значит «просветленная активность») Тхае (Безграничный) Дордже (Неразрушимый).

В 1997 году Кармапа Тринле Тхае Дордже получил официальное приглашение в Бутан для участия в церемонии кремации великого ученого традиции Карма Кагью Топги Ринпоче. Кармапе был оказан торжественный прием со всеми подобающими его титулу почестями. Переезд от бутанской границы до столицы страны Тхимпху, обычно занимающий три часа, длился целых семь, так как по всему пути следования Кармапы собрались тысячи бутанцев, желавших поприветствовать великого Ламу. 17 октября 1997 года три тысячи человек пришли к нему за благословением.

Королевская семья также признала в Тхае Дордже Семнадцатого Кармапу, и его приняли король Бутана и четыре королевы.

В октябре 1999 года Его Святейшество Гьялва Кармапа XVII отправился в свою первую международную поездку, во время которой дал поучения и посвящения нескольким тысячам учеников в Сингапуре и на Тайване.

Начало нового тысячелетия было ознаменовано первым действительно историческим визитом на Запад. В Дюссельдорфе (Германия) его восторженно встречали 6000 учеников более чем из тридцати стран мира, которые представляли несколько сотен буддийских центров Алмазного пути.

Летом 2003 года состоялся первый тур Его Святейшества по США. В декабре того же года, по завершении своего формального обучения, Кармапа Тхае Дордже получил титул Великого мастера тантры (на санскрите – Ваджрачарья ).

В настоящее время Его Святейшество живет в личной резиденции в Калимпонге (Индия) и продолжает свое образование. Ежегодно он совершает поездки с лекциями и посвящениями по странам Востока и Запада.

В июне 2009 года, по приглашению главы Республики Калмыкия Кирсана Илюмжинова, Его Святейшество Кармапа XVII

Тринле Тхае Дордже посетил Российскую Федерацию. Его поездка началась в СанктПетербурге и завершилась во Владивостоке. Кармапа XVII встретился с официальными лицами и общественностью в шести городах России, посетил главу российских буддистов Хамбо Ламу Дамбу Аюшеева и выразил свое почтение нетленному телу Хамбо Ламы Итигэлова в Иволгинском дацане (Бурятия). Его визит широко освещался в российской прессе.

Обещание Бодхисаттвы – это один из многих путей, которыми мы можем следовать, чтобы прийти самим и привести других к состоянию окончательного счастья.

Читать еще:  Южный полюс - лучшее место на Луне для размещения первой лунной базы? Северный Лунный Узел в соединении с Луной. Лунные узлы и связь с прошлыми жизнями

У всех есть потенциал и способность быть великими Бодхисаттвами. Однако зачастую, не имея подходящих условий, мы не можем реализовать эту возможность. Нам мешают негативные факторы – такие, например, как подверженность эмоциям. Следуя за своими чувствами, мы отдаляемся от этого великого пути. Мы не осознаем, насколько тяжело получить эту драгоценную возможность.

Нынешнее существование – одно из бесчисленных в череде наших перерождений. И среди всего этого множества жизней человеческая – та, которая в настоящий момент есть у нас, – самая-самая драгоценная, потому что мы можем воспринимать Дхарму и практиковать путь Бодхисаттвы. Вот почему в буддийских терминах наша жизнь именуется «драгоценным человеческим сосудом» или «драгоценным человеческим рождением». Это воплощение действительно бесценно – просто потому, что мы способны обладать мудростью и сочувствием, которые открывают нам путь Бодхисаттвы. У обитателей других миров (таких, например, как мир животных) есть собственные интеллект и мудрость, но они не могут сравниться с сочувствием и мудростью, которых способен достичь человек.

Возможно, вам знакомы и другие сферы существования, такие как мир голодных духов и состояния ада. Эти миры являются результатами наших позитивных и негативных действий. Они существуют из-за определенных причин, а не потому, что их создал кто-то всемогущий. Любые переживаемые нами результаты – позитивные или негативные – проистекают из наших собственных действий и мыслей. Повторю еще раз: наше драгоценное перерождение – великий инструмент и возможность развивать любящую доброту, сочувствие и мудрость.

Будучи живыми существами, мы естественно стремимся к счастью и хотим избежать страданий. Но из-за запутанности, обусловленной негативными эмоциями, мы чаще выбираем неправильный путь. Причина этого в нашей привычке воспринимать свое существование как постоянное; мы видим себя неизменными. Здесь мы совершаем первую ошибку. Мы непостоянны, так как наша и все остальные формы существования возникают на основе закона причины и следствия. Цикл рождений, называемый сансарой, на самом деле является совокупностью всех негативных причин.

Для того чтобы двигаться к абсолютному счастью и действительно избегать страданий, мы должны понять – что именно является нашей природой. Это вопрос, который следует задавать себе постоянно. Говоря очень упрощенно, наша природа – это сочувствие и любящая доброта. А для того, чтобы применять сочувствие, нам необходима еще и мудрость. На этой основе мы сможем развить бодхичитту, Просветленный настрой.

Кармапа – Лама в черной короне

В переводе с тибетского титул «Кармапа» означает «человек просветленного действия» или «осуществляющий активность Будд». Таким образом, каждый Кармапа воплощает в себе активность всех Будд и проявляет именно те её аспекты, которые необходимы в определенную эпоху. Появление Кармап было предсказано Буддой в Ланкаватара-сутре, Махасамадхираджа-сутре и Махапаринирвана-сутре, а также в пророчествах Гуру Ринпоче.

Все Кармапы незадолго до смерти оставляли письма, содержащие точные описания обстоятельств их следующего перерождения. В периоды между воплощениями Кармап все поучения сохраняли и передавали их ближайшие ученики. Преемниками Кармап и держателями линии неоднократно становились Шамарпы («Ламы в Красной короне»).

В момент Просветления Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа получил от ста тысяч дакинь корону, сплетенную из их волос мудрости, которая даровала ему знание прошлого, настоящего и будущего. С тех пор над головой каждого Кармапы находится сине-черное энергетическое поле пятиугольной формы – так называемая «Черная корона».

На рубеже десятилетий новогодние торжества для многих буддистов в мире совпали с празднованием 900-летния одного из великих мастеров тибетского буддизма. 30 декабря 2010 года в Бодхгая (Индия) состоятся торжества в честь юбилея Кармапы I Дюсум Кхьенпы, которые также совпали в этом году с проведением традиционного Кагью Менлам Ченмо, о котором мы рассказывали в одном из предыдущих выпусков.

Кармапа I, Дюсум Кхьенпа, первый из Кармап, родился в семье практикующего буддиста в Ратайе (Восточный Тибет). Дюсум Кхьенпа получил первые учения Дхармы от своего отца, а затем продолжал обучение у других учителей провинции, пока не достиг 12 лет. Затем он отправился в Центральный Тибет, где провел последующие 12 лет в медитации и получении учений у знаменитых ученых того времени.

Читать еще:  Богородица корсунская в чем помогает. Корсунская икона божией матери — где находиться, о чем моляться

В возрасте 30 лет он получил учения Кагью от великого Гампопы. Практика его была настолько глубокой, что он быстро обрел реализацию. В 44 года он покинул Центральный Тибет и вернулся в провинцию, где родился. Там он провел 39 лет до самой смерти, основав три процветающих монастыря, распространяя учения Кагью и обучая своих учеников.

Кармапа Дюсум Кхьенпа написал предсказание, содержащее все детали относительно своего следующего воплощения, которое передал Дрогён Речену, одному из своих лучших учеников. Кроме того, он объявил, что в будущем придут много Кармап. Это предсказание продолжает исполняться по сей день. Из жизни в жизнь, передавая своим ученикам знание и опыт на протяжении многих столетий, Кармапы обеспечили сохранность искусных методов Будды, приводящих к Просветлению.

Второй Кармапа Карма Пакши упоминается в книге знаменитого путешественника Марко Поло, который встречался с ним при дворе китайского императора Хубилай-хана. Однажды Кармапа ослушался императора, и тот попытался его казнить, однако не смог – Кармапа проявил множество удивительных чудес и выступил в роли миротворца. Вдохновленный его способностями, Хубилай-хан стал преданным учеником Кармапы и присвоил ему почетный титул «пакши», что в переводе означает «учитель». С тех пор многие Кармапы были учителями китайских императоров и монгольских ханов.

Ученик Пятого Кармапы Дешин Шегпы, китайский император Тай Минг Чен, увидел над головой своего учителя энергетическое поле пятиугольной формы и сделал Черную корону – его материальную копию, украшенную золотом и драгоценными камнями. Черная корона стала характерным атрибутом Кармапы, поэтому иногда его называют «Ламой в Черной короне».

Кармапы демонстрируют Черную корону во время особой церемонии. При виде Черной короны у существ возникает открытость, позволяющая очищать глубочайшие уровни ума и постигать его природу. Таким образом Кармапа передает ученикам свое просветленное осознавание. Церемония короны – мощный метод, позволяющий достигать Освобождения и Просветления.

Восьмой Кармапа Микьё Дордже писал тханки и был основоположником художественного стиля тханкописи – карма-гадри. Медитация на Восьмого Кармапу как на сущность всех Будд («Гуру-йога на Восьмого Кармапу»), данная им самим, является одной из основных в центрах, созданных Ламой Оле Нидалом.

О Десятом Кармапе Чёйинге Дордже известно, что он был искусен в резьбе, ваянии и вышивке по шелку. Он создал множество статуй и изображений Будд, а одна из написанных им тханок содержит предсказание о Семнадцатом Кармапе Тхайе Дордже.

В отличие от предыдущих Кармап, у Кхакхьяба Дордже, Пятнадцатого Кармапы, было несколько жен и двенадцать детей, и все они являлись воплощениями высоких учителей различных тибетских школ.

Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже получил основные поучения всех четырех школ тибетского буддизма. В 1959 году после оккупации Тибета китайскими войсками Кармапа эмигрировал в Сикким. Благодаря его благословению из Тибета были вывезены все реликвии линии.

Шестнадцатый Кармапа распространил буддийское Учение по всему миру. Главными помощниками в этой работе стали его первые западные ученики – датчане Оле и Ханна Нидал. Благодаря их усилиям за три с половиной десятилетия было создано около шестисот буддийских центров и медитационных групп линии Карма Кагью во всех уголках земли.

В настоящее время духовным главой линии Карма Кагью является Семнадцатый Кармапа Тхайе Дордже.

Обязательно поделись

Другой Кармапа: история борьбы за черную корону. Часть II

Кармапа Тринле Тае и Хамбо-лама Дамба Аюшеев

Автор: Николай Цыремпилов

Место его постоянного жительства находится в Калимпонге, недалеко от Румтека, где жил предыдущий кармапа.

Оле Нидал

Кармапа Тринле Тае прошел полный курс обучения как традиционным буддийским наукам, так и дисциплинам, изучаемым в европейских университетах. Место его постоянного жительства находится в Калимпонге, недалеко от Румтека, где жил предыдущий кармапа.

Читать еще:  Икона благовещение пресвятой богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы

Дворец кармапы в Румтеке находится в опечатанном виде, поскольку дело двух кармап в настоящее время передано на рассмотрение в судебные инстанции Индии. Активным сторонником Тринле Тае, как уже отмечалось, является европейский ученик Кармапы XVI Оле Нидал.

Оле Нидал и Кармапа Тринле Тае

Лама Оле, как его называют последователи, был близким учеником Кармапы Ранджунг Дордже. С его санкции он открыл в различных странах Европы центры буддизма алмазного пути традиции карма-кагью. В одной только России таких центров насчитывается более семидесяти. Оле Нидал проповедует легкую форму светского буддизма, которую его критики называют «быстрорастворимым буддизмом».

Оппоненты Оле Нидала обвиняют его также и в нетерпимости по отношению к мусульманам, расизме и сексизме. Сторонники Кармапы Ургьен Тринле считают также, что Оле Нидал сыграл важную роль в конфликте двух кармап. Оле Нидал и его сторонники категорически отвергают такие обвинения.

Перспективы компромисса

Ситуация раскола и враждебности отнюдь не красит имидж тибетского буддизма в глазах мирового сообщества. Обе стороны понимают, что рано или поздно компромисс должен быть достигнут. И форма этого компромисса может заключаться в признании обоих кандидатов одинаково легитимными преемниками Кармапы XVI.

Интересно, что оба претендента стремятся к диалогу. Известно, что как Ургьен Тринле, так и Тринле Тае не раз выражали желание встретиться друг с другом. Ургьен Тринле делал также несколько предложений Шамарпе о встрече, однако эта встреча так и не состоялась.

Шамарпа объяснял это тем, что такая встреча даст повод индийскому правительству подозревать его. Вероятно, этим Шамарпа намекал на то, что Ургьен Тринле воспринимается некоторыми индийскими политиками как китайский шпион.

Не содействует компромиссу и интерпретация древнего предсказания Кармапы V, в котором он якобы предвидел текущую ситуацию раскола. Согласно этому предсказанию, одна из сторон конфликта одержима демонами и должна потерпеть поражение. Обе стороны конфликта, разумеется, считают демонической противную сторону.

Однако в последнее время наметились перспективы сближения между сторонами на высшем уровне. В 2010 году произошла знаменательная встреча Далай-ламы и Шамар-ринпоче, на которой стороны выразили стремление урегулировать конфликт. Однако, вероятнее всего, решено просто более не транслировать конфликт вовне.

Место для двух кармап

Несмотря на мощную поддержку со стороны западных буддистов, Тринле Тае все же уступает по популярности своему конкуренту. Благодаря поддержке Далай-ламы и других авторитетных тибетских лам авторитет Ургьен Тринле растет с каждым годом. В Индии можно увидеть множество плакатов, на которых Далай-лама, Миндролинг-ринпоче, Сакья Тризин и Кармапа Ургьен Тринле, сидящие рядом, знаменуют единство четырех ветвей тибетского буддизма.

Далай-лама и Кармапа Ургьен Тринле

Большинство в тибетской диаспоре Индии, не говоря уже о буддистах Тибета, просто ничего и не слышали о втором претенденте на корону Кармапы. Для них, как и для властей КНР, кармапа один, и его зовут Ургьен Тринле.

Тринле Тае, похоже, понимает это и старается активнее заявлять о себе в мировом медийном пространстве. Он регулярно выступает со своими комментариями по различным событиям, происходящим в Индии, будь то теракт в Бодхгайе или землетрясение в Сиккиме.

Тринле Тае активно занимается благотворительностью, посещает конференции религиозных лидеров мира. Недавно он посетил с визитом Бурятию и Калмыкию. В Бурятии его принял глава Буддийской традиционной сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев.

Таким образом, в традиции карма-кагью сохраняется ситуация биполярности, которая сама по себе становится стабильной. Двое кармап как бы существуют в параллельных мирах. А мир большой, и в нем найдется место для двух кармап.

Источники:

http://www.litmir.me/br/?b=221302&p=1
http://osoznanie.org/1928-karmapa-lama-v-chernoy-korone-biografii-duhovnyh-uchiteley.html
http://asiarussia.ru/buddhism/650/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: