Каноны и Акафисты. Как отмечается день памяти святого

Чтение канонов и акафистов в течении седмицы.

В традиции Православной Церкви с древних времен в разные дни недели за богослужением воспоминаются те или иные события или святые. Со временем богослужебная традиция Церкви распространилась на домашние (келейные) молитвы. Так богослужение понедельника содержит молитвословия Небесным Силам, вторника – Иоанну Предтече. В среду, пятницу и воскресенье Святая Церковь вспоминает Евангельские события предательства Спасителя, Его Крестной смерти и Воскресения, соответственно и богослужебные тесты посвящены Господу и Пресвятой Богородице. Суббота по традиции день поминовения усопших и особого моления всем святым от века Богу благоугодившим. Особо следует выделить четверг – день, когда совершается память святых апостолов и святителя Николая Чудотворца.

В какой день какой акафист и канон читать?

Следуя правилам благочестия и подражая богослужебному строю миряне читают каноны и акафисты:

В понедельник:
Канон Небесным Силам безплотным
Канон Ангелу Хранителю
Акафист святому Архангелу Михаилу
Акафист святому Ангелу Хранителю

Вторник:
Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
Канон ко святому Иоанну Предтече
Акафист святому славному пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Среду:
Канон умилительный Господу Иисусу Христу
Канон молебный ко Пресвятой Богородице
Акафист Иисусу Сладчайшему
Акафист Пресвятой Богородице

Четверг:
Канон святым апостолам
Канон святителю Николаю
Акафист святым первоверховным апостолам Петру и Павлу
Акафист святителю Николаю Чудотворцу

Пятницу:
Канон Честному и Животворящему Кресту Господню
Канон Божественным Страстем Христовым
Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню
Акафист Божественным Страстям Христовым

Субботу:
Канон о упокоении усопших
Канон всем святым от века Богу благоугодившим
Акафист всем святым
Акафист о упокоении усопших

Воскресенье:
Канон воскресный глас 6
Акафист Воскресению Христову

Вообще порядок чтения в разных традициях может немного отличаться. Например в среду, в некоторых изданиях, публикуют вместо канона молебного Божией Матери канон Пресвятой Богородице «Одигитрии».

Как читать каноны и акафисты на каждый день?

Есть две традиции чтения канонов и акафистов на каждый день седмицы. Читают отдельно канон и отдельно акафист или читается канон, после 6 песни которого читается акафист, без молитвы, далее заканчивается канон и читаются молитвы.

Начало и окончание чтения канонов и акафистов обычное.

Чтение акафистов или канонов дома

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

При чтении акафиста или канона келейно (дома) используется обычное начало и окончание молитв. Такое же привычное начало и окончание есть в утренних молитвах. Поэтому, если акафист или канон читается в соединении с утренним или вечерним правилом, читать еще и приведенные ниже молитвы не нужно. Акафист или канон читается в таком случае после утренних или вечерних молитв, перед окончанием молитв, т.е. перед молитвой «Достойно есть».

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Молитва Святому Духу

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.

Трисвятое

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды). Сла́ва, и ны́не:

Вместо «Слава, и ныне:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Вместо «Слава:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху». Вместо «И ныне:» читается «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Молитва Господня

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)

Читать еще:  Таисия русское имя. Значение имени: Таисия

Псалом 50

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

Символ веры

1 Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. 2 И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. 3 Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. 4 Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. 5 И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. 6 И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. 7 И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. 8 И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. 9 Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. 10 Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. 11 Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, 12 и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Здесь читаем акафист или канон.

Общепринятые сокращения. Вместо надписи «Слава:» или «Троичен:», читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху». Вместо надписи «И ныне:» или «Богородичен:» читается «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Вместо «Сла́ва, и ны́не:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Замечание по чтению канона. Ирмос на богослужении поется на глас канона. Если нет возможности петь, его можно прочесть. Каждая песнь состоит из тропарей. Перед чтением каждого тропаря добавляется припев. Праздникам: Сла́ва Тебе́, Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́. Богородице: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с. Святым: Святи́телю о́тче на́ш Нико́лае, моли́ Бо́га о на́с; Преподо́бне о́тче на́ш Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с; Свята́я блаже́нная ма́ти на́ша Ксе́ние, моли́ Бо́га о на́с. Если перед тропарем стоит обозначение «Слава:» или «Троичен:», то тропарь посвящен Господу и вместо припева читается «Слава:» (см. общепринятые сокращения). Если тропарь надписан «И ныне:» или «Богородичен:», то он посвящен Пресвятой Богородице и также читается без припева. Если в песни нет троична, а только богородичен, перед ним читается «Сла́ва, и ны́не:». Если нет и богородична (в канонах Пресвятой Богородице), то «Сла́ва, и ны́не:» читается после всех тропарей. В восьмой песне вместо «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху» читается «Благослови́м Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха Го́спода». После 3-й и 6-й песни (при домашнем чтении) читается трижды «Го́споди, поми́луй».

Представленные на Акафистнике каноны предназначены, в первую очередь, для домашнего чтения и содержат некоторые упрощения (убраны подобны, катавасии, номера гласов, повторения тропарей и т.п.). Тексты для богослужения доступны в «зеленых» и «коричневых» минеях.

Замечание по чтению акафиста (помещено в каждом акафисте после 13-го кондака). Первые 12 кондаков и икосов прочитываются обычно. Кондак 13-й прочитывается три раза с поклонами. После этого читается 1-й икос, который находится в начале акафиста, сразу за 1-м кондаком. Затем прочитывается и 1-й кондак. После него читаются молитвы, расположенные в конце акафиста.

Соединение двух и более канонов. Соединение канонов производится согласно Типикону или богослужебным указаниям. Если у вас нет под рукой этих книг или вы не знаете, как ими пользоваться, можно действовать по упрощенной схеме. Первыми читаются каноны ко Господу и праздникам. Вторыми — Пресвятой Богородице. Третьими — святителям, преподобным, мученикам, праведникам и другим святым. В начале каждой песни читается ирмос первого канона, потом по очереди все его тропари с припевами, потом тропари очередной песни второго канона и т.д.

Читать еще:  Ульяна лев характеристика. Значение имени: Ульяна

Соединение канона с акафистом (если канон и акафист одному и тому же празднику, или иконе Пресвятой Богородицы, или святому). Акафист читается после 6-й песни канона вместо кондака и икоса, которые приведены в каноне.

Окончание молитв

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем (поклон).

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.

Сла́ва, и ны́не: Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй и спаси́ нас, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь.

Каноны Николаю Чудотворцу и акафист

В странах Православной и Католической церкви святитель Николай Чудотворец является одним из наиболее почитаемых святых. Для православных людей самым распространенным видом обращения к нему является декламация канонов и акафиста. Эти молитвенные песнопения отличаются особой торжественностью и специальной конструкцией текста, а также историей создания.

Содержание статьи

  • Каноны Николаю Чудотворцу и акафист
  • Как молиться в церкви
  • Как выбрать себе икону

Из жизнеописания Святителя Николая Чудотворца известно, что он появился на свет в 270 году н. э. в провинции Ликия (г. Патара). С самого детского возраста он проявлял особенное рвение к служению Богу, отличался сильным благочестием. Жители Ликии видели в местном священнике, а потом и епископе Мир Ликийских явный пример пастыря, который с Божией помощью направлял их на путь спасения.

Богослужение святого Николая выпало на период христианских гонений, а потому его в сане уже епископа арестовали и держали в темнице. Здесь он мужественно нес свой крест и оказывал всяческую поддержку другим заключенным. Святитель Николай особенно почитается во всем христианском мире. Он еще при жизни совершил множество милосердных поступков и чудес. Для верующих христиан он является настоящим целителем душ и проводником к Господу нашему Иисусу Христу.

Каноны Николаю Чудотворцу

Каноны Николаю Чудотворцу относятся к особенным по структуре произведениям церковных гимнографических песнопений, восхваляющим святого. Текст канонов представляет собой соединение библейских песнопений и дополнительных (добавлены позже) стихов в виде ирмосов и тропарей. Ирмосы необходимы для связи библейской песни с тропарем путем аналогии современного праздника и события оригинального события, взятого из Библии. А тропари воспевают само торжественное событие. Важно, что структурное построение ирмоса несет в себе основу для ритма и напева тропаря. В них должны быть равными количество и длина строф.

В православной традиции существует несколько канонов Николаю Чудотворцу, в число которых входят следующие:

– Первый канон имеет в качестве начала ирмоса слова: «Во глубине постла иногда…».

– Второй канон начинается словами ирмоса: «Христос раждается – славите…».

– Третий канон содержит первыми словами ирмоса : «Песнь возслем, людие…»; канон читается во время богослужения, связанного с перенесением мощей святителя.

– Четвертый канон начинается: «Отверзу уста моя…».

Первые два канона принято декламировать 19 декабря (по новому стилю), когда отмечается день памяти Николая Чудотворца, а третий и четвертый каноны читаются 22 мая – дню, посвященному памяти перенесения мощей святого.

В каких случаях необходимо читать каноны

Каноны, посвященные святителю Николаю, читаются дома и во время богослужения в храме. Принято считать, что они обладают особой мистической силой, уберегающей верующих людей силой Спасителя. В них человек обращается к святому именно через события библейских лет, что само по себе уже несет существенную помощь Небес.

Тексты канонов, написанные в древние века лицами, обладающими высокими духовными качествами, возносят песенную молитву к Богу самым коротким путем. Они читаются просящими исцелить их от телесных и душевных недугов, материальной нужды и защитить от несправедливости властей. Святитель считается мощным защитником вдов, сирот, заключенных под стажу и тех, кого одолевает печаль, уныние и даже отчаяние.

Читать еще:  Почему первая каменная церковь получила название десятинной. Десятинная церковь Пресвятой Богородицы – мать церквей русских

Где найти и как правильно читать каноны и акафист Николаю Чудотворцу

Нужно помнить, что любые православные молитвенные тексты, включая каноны и акафисты Николаю Чудотворцу, желательно приобретать в церковных лавках. Кроме того, в настоящее время на православных сайтах имеются тексты с ударениями и комментариями, что очень важно для тех, кто только начинает свое духовное восхождение и не имеет еще достаточных знаний в молитвенных правилах.

Важным правилом для чтения канонов и акафиста является удостоверение в их утверждении со стороны Священного Синода РПЦ. Гарантией этого могут служить церковные лавки в храмах и соответствие текстов спискам, размещенным в Интернете на надежных православных информационных площадках. И, конечно же, всегда можно перепроверить тематическую информацию у любого священнослужителя.

При декламации канонов следует очень внимательно произносить все слова. Причем читать канон покаянный, в отличии от акафиста, можно сидя. Чтение осуществляется в любое время, но только после специальных предначинательных молитв или после ежедневного молитвенного правила. Тексты канонов можно читать на русском и церковнославянском языках. В последнем случае молитва будет носить тот древний колорит и емкость, которыми были пропитаны слова песнопения их создателями.

Можно не беспокоиться, когда нет возможности декламировать канон вслух, ведь связь со святителем Николаем осуществляется не через уста молящегося, а через его сердце. Поэтому допускается мысленное чтение. Главное, чтобы слова были произнесены с чувством любви и покаяния. Следует помнить, что божественное песнопение производится без всякого пафосного выражения, а именно монотонным голосом. Желательно в домашних условиях, чтобы чтение канонов сопровождалось зажженной лампадой или церковной свечой перед ликом святителя Николая. Если его иконы нет, то можно молитвенное чтение производить перед образом Спасителя или Богоматери.

Акафист Николаю Чудотворцу

Акафистом называется хвалебная песнь Богу, Деве Марии или святым. Первый в истории Православия акафист был написан в 626 году по поводу освобождения Константинополя от персидских захватчиков. Структурно акафист состоит из икосов и кондаков и состоит из двадцати четырех строф. Кондаки заканчиваются словами «Аллилуиа!», а икосы – «Радуйся!».

Акафист святителю Николаю был создан после его смерти. До сих пор достоверно не известно авторство данного акафиста. Есть мнение, что это могли быть, как греческие церковнослужители, так и русские иеромонахи, которые принимали участие в перенесении мироточащих мощей святого. В православных храмах, освященных в честь Николая Угодника, еженедельно читается акафист посвященный ему. Православная традиция использует и сорокадневное чтение акафиста святителю Николаю, которое можно заказать в монастырях.

Важно помнить, что перед чтением акафиста Николаю Чудотворцу желательно получить соответствующее благословение у священника, являющегося духовником. Ведь только он по-настоящему знает о духовных способностях всех членов своей паствы. При чтении акафиста следует помнить о правиле его чтения. Молитвенное обращение к Николаю Угоднику (13-й кондак) читается трижды, после заключительного кондака повторно декламируется первый икос и кондак, а затем следует молитва святому.

Несмотря на то, что для чтения акафиста не существует ограничений по времени, принято данный хвалебный гимн читать в течение именно сорока дней. Причем, если пришлось пропустить какой-то день, то продолжить можно на следующий. Рекомендуется чтение акафиста осуществлять, стоя перед иконой святителя.

Так как Николай Чудотворец еще при жизни оказывал всевозможную помощь нуждающимся людям, то и сейчас принято обращаться к нему при чтении акафиста при разрешении самых различных жизненных невзгод и трудностей. Особенно часто к нему обращаются при материальных трудностях, тяжелых заболеваниях и путешественники. Так как содержание акафиста содержит информацию из жизнеописания Николая Чудотворца, то и воспринимается этот текст намного проще, чем канон, посвященный святому.

Предначитательные молитвы (те же, что и перед чтением канона) помогают настроить мысли и душевное состояние на соответствующий лад и сосредоточиться на тексте хвалебной песни. При необходимости чтения акафиста и канона одновременно их сочетание происходит при чтении акафиста после шестой песни канона. А после окончания чтения канонов и акафиста святому происходит чтение обычных молитв для всех молитвенных правил.

Следует помнить, что во всех православных храмах все службы проводятся исключительно на церковнославянском языке. Однако для начинающего свое духовное восхождение верующего во Спасителя лучше ознакомиться с русским переводом и соответствующим толкованием акафиста и канона святителю.

Важно понимать, что каноны являются более древним видом церковного песнопения, чем акафист. Поэтому, по мнению многих церковнослужителей, если выбирать между ними, то предпочтение следует отдавать именно канону. Ведь акафисты писались зачастую даже не служителями церкви или монахами, а духовными писателями, получившими вдохновение воспеть величайшего из христианских святых. Однако легкая структура построения текста акафиста позволяет говорить о легком восприятии и более торжественном характере песнопения.

Источники:

http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/02_na_kajdii_den/1/about.html
http://www.akafistnik.ru/molitvoslov/chtenie-akafistov-ili-kanonov-doma/
http://www.kakprosto.ru/kak-967745-kanony-nikolayu-chudotvorcu-i-akafist

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: