Какое значение имеет подвиг исповедничества. Осмысление значимости подвига новомучеников российских для наших дней

Подвиг новомучеников – урок нам

75 лет назад наше Отечество захлестнула волна массовых репрессий, осуществлявшихся властью в отношении своих собственных граждан. Только на Бутовском полигоне НКВД – крупнейшем в Москве и области месте захоронений жертв советского террора – похоронено более 20 тысяч человек, осужденных на смерть чаще всего по сфабрикованным обвинениям. Жертвами этого трагического периода оказались тысячи православных людей – мужчин и женщин, мирян, монашествующих, священнослужителей, пострадавших за верность Христу. В 1937 году наибольшее число расстрелов пришлось именно на декабрь: в этот последний месяц года конвейер смерти день за днем уносил сотни жертв. 11 декабря стало днем мученической кончины одного из самых авторитетных иерархов Русской Церкви, оказавшегося старейшим в числе лиц, приговоренных НКВД к казни в Бутово, – 82-летнего митрополита Серафима (Чичагова).

Многие из жертв репрессий того времени ныне прославлены Церковью в сонме Новомучеников и исповедников Российских. Их подвиг имел особое значение для сохранения православной веры в России и для ее духовного возрождения.

Какой нравственный урок мы, живущие сегодня, должны извлечь из этой главы церковной истории? В чем мы призваны подражать новомученикам?

– Как ни силились в течение десятилетий оторвать народ от Церкви, это не удалось. Да это и невозможно. Ведь верующие – часть народа, и они разделили ту же участь, которая была суждена большинству населения. Но верующие испили сугубую чашу скорби. Все имевшие хотя бы малое отношение к Церкви и религии входили в число политически неблагонадежных «элементов» и поэтому были первыми в ряду кандидатов на репрессии.

Церковь сразу почувствовала наступление новой трагичной эпохи российской истории. Уже в начале 1918 года, когда одни, по выражению А.И. Солженицина, с щенячьей радостью воспринимали «перемены», а другие были почти уверены, что вот-вот все вернется «на круги своя», на Всероссийском Поместном Соборе Русской Православной Церкви было принято определение «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь». Название документа говорит само за себя.

Прошло более полувека со времен репрессий. Отголоски тех трагических событий еще сохраняются в памяти старшего поколения. Расправы над инакомыслящими, и прежде всего верующими, проходили не только в тюремных застенках, но и средь бела дня, без суда и следствия.

Жизнь и подвиги новомучеников для наших современников являются той реальностью, которая может быть изучена или исследована доподлинно по эпистолярным и архивным документам, воспоминаниям очевидцев. Мы точно знаем, как их притесняли, как арестовывали, пытали, судили, расправлялись с ними. И, проходя через такое горнило испытаний, они не сломались.

Думается, что для любого человека соприкосновение с унижением, страданием, муками, ожиданием смертного часа не протекает безболезненно или бесстрастно. В такие минуты даже люди святой жизни переживают, говоря современным языком, стресс. Жития многих святых об этом свидетельствуют. Но, будучи глубоко верующими, преданными Богу людьми, как и в древности, в минуту испытаний они находили укрепление и утешение в молитве. Вряд ли наше положение сегодня может быть приближено к тому трагичному времени, но трудностей для верующих сегодня предостаточно, да и стресс сегодня по разным поводам – неизбежный спутник современного даже верующего человека. Однако и средство духовного излечения остается то же, что и ранее, – это благодать, которая подается человеку через твердую веру и непрерывное упование на милосердие Божие, а также простое и бесхитростное взывание к Творцу всех и вся.

– В конце 2010 года Центр православной культуры «Лествица» совместно с Государственным архивом Днепропетровской области организовал выставку «Любовь больше жизни», посвященную памяти репрессированных священнослужителей. Горожанам предоставлялась возможность при помощи архивных документов расширить представление о том непростом времени, глубже изучить и осмыслить происходившие события прошедшего столетия и таким образом привлечь внимание общественности к мученическому и исповедническому подвигу.

Для чего мы это делали? Для того чтобы не повторились горькие ошибки, цена которым – человеческая жизнь, человеческая память должна хранить не только радостные моменты жизни, но и печальные страницы прошлых лет. Следует также отметить, что данная экспозиция вызвала широкий положительный резонанс в обществе: многие жители региона посетили ее, некоторые из них среди сотен имен находили своих родственников…

Подвиг новомучеников и исповедников – это великая сила, которая способна оживотворять и укреплять не только нашу церковную жизнь, жизнь Православной Церкви XXI века, но и жизнь всего нашего народа. Этот подвиг еще и еще раз помогает понять каждому, кто готов понимать и слышать, что подлинная свобода обретается в истине, а отвергая истину, невозможно обрести свободу.

В этом году 3 декабря Днепропетровская епархия молитвенно чтила память Екатеринославского епископа-священномученика Макария (Кармазина). 75 лет назад прекратилось биться сердце праведника: он был расстрелян. Но сегодня мы прославляем его как победителя в той страшной схватке. Хотя мучители считали, что он был побежден; память о нем, как и обо всех исповедниках Христовых, стремились стереть со страниц души людей, знавших и любивших его, а доброе имя пытались запятнать ложными протоколами допросов, измышлениями следователей, которые обвиняли его вместе с соратниками в политических преступлениях. Но мы знаем, что православные исповедники жизни свои отдали не за политические убеждения, а за Христа, за истину и за подлинную свободу.

Пример исповедников за веру Христову чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы ни была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Вспоминая весь сонм святых новомучеников, каждый человек тем самым чтит память тех, кто сохранил верность истине и через это остался свободным от самых страшных и тяжких внешних обстоятельств жизни.

Читать еще:  Умение умирать или искусство жить. О, как сыны твои счастливы! В твоем безмолвии святом

– Трагические события XX века еще раз напоминают нам о том, что Церковь Христова всю свою историю находится в состоянии гонений. Мы должны помнить об этом и не самоуспокаиваться, а быть готовыми в любой момент засвидетельствовать свою веру отказом от комфорта, стабильности и даже ценой своей жизни.

Когда мы обращаем свой взор на этот исторический период, то многим кажется, что в условиях гонений проще определиться, но на самом деле это не так. Ведь гонители часто предлагали некий компромисс, и при внешнем давлении человек постоянно вынужден был делать выбор. И сейчас мы нередко проявляем малодушие и не всегда последовательно и громко защищаем Церковь от нападок, то насколько же сложнее делать это тогда, когда на одну из чаш весов положены благополучие и жизнь твоих близких!

Еще один важный урок – это определение приоритетов нашей жизни. Ведь главное, чем жили люди в условиях гонений, – это возможность быть со Христом. Храмы закрывались, и некоторые люди даже заказывали отпевание самих себя, понимая, что окончание их земной жизни не будет сопровождаться церковной молитвой. Каждому из нас следует спросить себя: а насколько мы ценим возможность пойти в храм исповедоваться, причаститься? Ведь это настоящее чудо, которое совершается в нашей жизни, – исповедь, причастие.

Главный пример, который оставили нашему и следующим поколениям новомученики, – это следование за Христом даже тогда, когда все внешние условия этому не способствуют.

– Опыт Православной Церкви в течение двух тысячелетий свидетельствует: капли мученической крови христиан за исповедание веры, как семена пшеницы, брошенные в богатую почву, дают обильный урожай. Там, где были гонения, Церковь возрастала и укреплялась в духе. Почему физическое уничтожение христиан ведет к увеличению их числа впоследствии? В чем причина такого парадокса?

Человеческая жизнь во все времена являлась наивысшей ценностью в жизни общества. А ради чего человек может пожертвовать своей жизнью? Вовсе не ради комфорта, удовольствий, денег, власти, утех плоти. Наоборот: жизнью дорожат чаще всего те, которые любят в жизни вышеупомянутое. Но когда они умирают, то о них обычно не вспоминают потомки… В памяти остаются лишь те, которые жили не ради себя, а ради других людей.

В Евангелии от Иоанна переданы слова Христа: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Мы много раз слышали эти слова Христа. Они трогают душу, но живем ли мы так? Есть ли в нас решимость пожертвовать сладостью жизни ради исповедания веры? А вот новомученики Российские последовали Господу в Его крестной смерти за грехи людские. Они разделили крест со Спасителем и были вознесены Им на небеса. И это есть великая проповедь Православия. Жизнь может быть пожертвована только ради самого ценного в мире – ради любви. Из любви к падшему человеку Христос добровольно принял мученическую смерть, из любви к своему народу новомученики не предали веру и пошли на Голгофу. Видя такой подвиг, многие наши соотечественники вернулись к спасительной вере своих отцов.

Полагаю, чтобы стать достойными той жертвы, которую принесли за нас наши новомученики, нам стоит задуматься о том, живем ли мы по Христовым заповедям или лишь делаем вид, что мы православные. Ответ каждый из нас в глубине своей совести знает… Так дай нам, Господи, принести покаяние и стать настоящими христианами, какими были наши братья, последовавшие Христу, дай нам Бог силы умирать ежедневно, даря любовь и радость ближним, дай нам Бог умереть ради греха, чтобы воскреснуть ради вечной жизни.

– Православие веками являлось нравственным фундаментом народа, тем живым законом, которым он руководствовался. Отрицание частью общества этой нравственной основы бытия повлекло за собой его разложение. Люди, захваченные мнимым внешним обновлением, принесенным революцией, забывали и отрекались от призыва Христа к подлинному, внутреннему обновлению, без которого невозможно наследовать Царство Небесное, стремясь жить по похотям плоти, в свое удовольствие, «как все». Те, кто жил иначе, кто хранил правду Божию, поверяя ею свою жизнь, являлись живым укором большинству, которое предпочло иной путь. Именно поэтому они оказались обречены на физическое уничтожение. Сразу вспоминается обращенный к Узнику вопрос Великого инквизитора из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «Зачем же Ты пришел нам мешать?»

Десятки, сотни тысяч людей, и в их числе православные архиереи, священники, монашествующие и простые верующие люди, приняли мученический венец. Для нас важно и дорого то, что новомученики являются молитвенниками за нас пред Господом. Но, будучи нашими старшими современниками – многие из них пострадали уже в 50–60-е годы минувшего столетия, – они своим христианским мужеством преподают нам, людям XXI века, великий урок подлинной веры и благочестия, задают некую планку нравственной высоты, которая достижима и в наше время.

В Евангелии Спаситель, обращаясь к Своим ученикам, напоминает им: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5: 13). Претерпевая страдания, идя на смерть, мученики и исповедники помнили об этих словах. Их пример побуждает и нас сегодня быть той самой евангельской «солью», не стесняться своей веры в условиях, когда в обществе доминируют совершенно иные ценности; невзирая ни на что, проповедовать Христа всей своей жизнью.

Читать еще:  Сонник: к чему снится самолет. Сонник про самолет: что будет наяву

Значение подвига новомучеников и исповедников Российских в деле воспитания подрастающего поколения.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Значение подвига новомучеников и исповедников Российских в деле воспитания подрастающего поколения.

В последние годы проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется большое внимание. Уверен в том, что любой родитель, учитель и педагог подтвердит тот факт, насколько исключительной силой в этом деле воспитания пользуется метод примера. Многие качества, особенно в младшем школьном возрасте, дети приобретают, подражая взрослым. Поэтому так важно наполнить среду обитания подростка, школьника положительными примерами, выбрав для него правильный образец для подражания. Подобно тому, как все живое тянется к свету, нас привлекают: великие дела, героические подвиги, преодоления опасностей, сила духа и благородные поступки. Мы благоговеем перед истинным героем. И наоборот, подобно тому как тьма вызывает ужас, нас отталкивает: низость и порок, слабость духа, предательство, коварство и корысть.

Наше государство построено доблестью воинов и героев, теми кто готов отдать жизнь за независимость и свободу своей страны своего народа. Школьные учебники заполнены описаниями жизни и подвигов великих исторических деятелей, знаменитых правителей, талантливых полководцев, путешественников, гениальных художников и музыкантов, деятелей культуры, но ни где не встретишь описание – духовного подвига, подвига святых мучеников и исповедников, подвига тех, кто пострадал за Христа, за православную веру, подвига, который, к сожалению, сегодня мало востребован, мало известен и подчас не понятен современникам.

Чтобы понять подвиг новомучеников нужно понять прошлое. Именно понять, а не осудить или оправдать. После Октябрьского переворота 1917 года русский народ раскололся на красных и белых, по живой русской душе прошла линия раскола. Страну захлестнула волна долгих и непрерывных гонений, советская власть провозгласила основой нового государства материализм и атеизм, а главной целью всеобщее счастье здесь на земле, через достижение материального благополучия. Церковь, носительница других идеалов, рассматривалась как препятствие на пути достижения этой цели. Верующие христиане, не желавшие изменять своим религиозным идеалам и принципам становились мишенью, навлекая на себя обвинения во всех бедах, подвергались преследованиям: от увольнения с работы, до арестов, тюрем, ссылок и расстрелов.

Будет не правдой, что все революционеры были агрессивными фанатиками. Это были наши с вами предки, русские люди, которые поверили в красную утопию и пошли за ней до конца. Это было кровавое зверство и геноцид собственного народа, но это сделал не кто-то другой, а мы сами.

На нашей земле в разных городах: от Магадана и Воркуты, до Архангельска и Карелии, Мурманска и Екатеринбурга, в Мордовии, Иваново, Рязани и Костроме куда ни посмотри везде были тысячи, сотни страдальцев за Христа. Люди которых вешали за Христа, прибивали священников гвоздями к Царским вратам, причащали расплавленным оловом. Там были люди, которые были утоплены за Христа в нечистотах, заколоты штыками или просто застрелены. И таких людей у нас были сотни тысяч. И сейчас Россия жива благодаря подвигу этих святых людей.

Красный дракон, захлебнулся кровью русских святых. Эти истории мы знаем через дедов и отцов, через книги и жития, через телепередачи, сохранившиеся в архивах КГБ следственные дела. И важно понять одну вещь: ни где и никогда не было столько людей за Христа замучено, как на просторах нашей с вами православной страны. Замученных так, как замучили Бориса и Глеба, не магометане, не иудеи, не язычники, а свои родные, крещеные братья. И сегодня, к сожалению, это мало кому памятно, мало кому интересно. А ведь это святые, которые жили совсем рядом с нами, ходил по одной земле, не в пятом веке, в далеком Египте или Антиохии, а рядом с нами, ходили по одной с нами земле.

Многие из нас заходят в Церковь и берут в руки свечи, и если берем, то нужно задуматься в чем смысл подвига новых мучеников и исповедников? В чем смысл их страшной смерти, часто безызвестной, в общей могиле, ради чего эти наполненные страданиями и муками годы жизни? Насколько мы готовы воспринять исповеднический опыт? Опыт массовых жертв? Опыт людей, сохранявших внутреннюю свободу в ситуации внешней несвободы? И как сделать этот опыт доступным и понятным для детей?

Обращение к житиям святых страдальцев последних времен может стать практическим материалом, в котором учитель найдет ответы на вопросы духовного воспитания школьника. Детей всегда волнует образ человека, способного противостоять злу. Образ новомучеников может быть раскрыт, как образ духовной силы и твердой решимости противостоять ненависти и предательству. Тяжело страдая, они не только не ожесточались на своих мучителей, но молились за них, являя подвиг смирения, кротости и любви.

Во все времена несокрушимая сила духа, мужество укрепляют на выбранном пути.

Именно поэтому, педагогам необходимо обращаться к образам мучеников за Христа, на примере жизнеописания которых мы можем показать учащимся как прекрасен путь верности и служения Богу, Отечеству и людям.

В каждой местности есть близкие примеры новомучеников. Для нас таким примером, могут стать наши земляки которые жили на этой земле, служили в наших храмах. В селах и деревнях: Петровское, Афинеево, Зосимова Пустынь, Бурцево, Верея, Нара, Вышгород, Каменское, Лисинцево, Купелицы, Слепушкино, вся земля вокруг полита кровью. Мы должны знать чья это кровь, как это было и почему это было.

Педагоги не имеют права пройти мимо, не воздав должной памяти новомученикам, не раскрыв подрастающим поколениям их подвиг.

Читать еще:  Мужчина скорпион мучает женщину козерога. Совместимость в паре скорпион и козерог

Подвиг Новомучеников и Исповедников Российских и его значение для Церкви

№10 (283) / 8 марта ‘04

В этой теме:

Священнослужители Успенского храма п. Новоуткинска в годину гонений с 1918 г. по 1931 г
Они совершили подвиг – наше дело донести его до детей

На исходе второго христианского тысячелетия Русская Православная Церковь приносит Христу плод своих голгофских страданий — великий сонм святых мучеников и исповедников Российских XX века.

Тысячу лет назад Древняя Русь приняла учение Христово. С тех пор Русская Православная Церковь просияла подвигами святителей, преподобных и праведных. Церковь во многие периоды своей истории переносит совершенно открытые скорби и преследования, и мученическую смерть лучших ее служителей. Господь укреплял учеников Своих, уверив их в том, что если люди будут преследовать их и даже убьют, то душам их никогда повредить не смогут (Мф. 10, 28). И вера древней Церкви в эти слова Господа была очень сильна. Это помогало христианам мужественно встретить мучения. Эти непобедимые воины веры утверждали, что не чувствовали отчаяния перед смертью. Напротив, они встречали ее спокойно, с невыразимой внутренней радостью и надеждой. Живя во имя Христа, непоколебимою верою в нетленность и вечность, они всею душою желали принять смерть за Христа.

Вся история Церкви строилась на подвигах. Мученичество имело огромное значение для утверждения Церкви Христовой в мире.

XX век для России явился эпохой мучеников и исповедников. Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову. Многие тысячи иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках. Они умирали с верою, с молитвою, с покаянием на устах и в сердце. Их убивали как символ Православной Руси.

Главой сонма Российских мучеников и исповедников за веру Христову явился святой Патриарх Тихон, который, характеризуя эту эпоху, писал, что ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле переживает тяжелое время: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово… А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?” (Рим. 8, 35).

Многие из тех, кто пострадал за веру в XX веке, ревнуя о благочестии, желали жить в то время, когда верность Христу запечатлевалась мученической кровью. Святой Патриарх — исповедник Тихон писал: “…Если пошлет Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами, и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову”.

Сбылись чаяния исповедника веры святителя Тихона — на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь. Святая Церковь, от начала возлагающая упование на молитвенное предстательство пред Престолом Господа Славы Его святых угодников, соборным разумом свидетельствует о явлении в ее недрах великого сонма новомучеников и исповедников Российских, в XX веке пострадавших.

Боголюбивая полнота Русской Православной Церкви благоговейно хранит святую память о жизни, подвигах исповедничества святой веры и мученической кончины иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян, вместе с Царской Семьей засвидетельствовавших во время гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти и оставивших о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем (Рим. 14, 8).

Терпя великие скорби, они сохраняли в сердце мир Христов, стали светильниками веры для соприкасавшихся с ними людей. Они прославили Господа своими подвигами.

Возлюбив Его и заповеди Его спасительные всем сердцем, всем помышлением, всею силою, они были столпами веры святой Церкви. Подвиг мучеников и исповедников укрепил Церковь, став ее твердым основанием.

Огонь репрессий не только не смог уничтожить Православие, но, наоборот, стал тем горнилом, в котором Церковь Русская очистилась от греховной расслабленности, закалились сердца верных ее чад, непоколебимым и твердым стало их упование на Единого Бога, победившего смерть и даровавшего всем надежду Воскресения.

Подвиг новомучеников и исповедников дает возможность сегодня всем желающим увидеть, что существует духовный мир и что духовный мир важнее, чем материальный. Что душа дороже всего мира. Самим фактом мученичества как бы спадает завеса со всех событий и обнажается суть: он напоминает, что испытания наступают, когда человек не может жить по совести и правде, не может быть просто честным гражданином, воином, верным своей присяге, не может не быть предателем всех, – если он не христианин.

Жизнь новых мучеников Российских свидетельствует, что мы должны доверять Богу и знать, что Он не оставит Своих. Что мы должны готовиться более не к пыткам, не к голоду или к чему-нибудь подобному, но мы должны готовиться духовно и нравственно — как сохранить душу свою и свое лицо (Божий образ в человеке) незамутненными.

Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство пред Богом.

И ныне в раскрытой истории Русской Церкви XX века навечно запечатлен подвиг Святых Царственных Страстотерпцев, новомучеников и исповедников, который учит нас строгой вере и служит для нас спасительным уроком.

Максим Капралов,
воспитанник IV курса ЕПДС.

Источники:

http://pravoslavie.ru/58073.html
http://infourok.ru/znachenie-podviga-novomuchenikov-i-ispovednikov-rossiyskih-v-dele-vospitaniya-podrastayuschego-pokoleniya-2706833.html
http://www.orthodox-newspaper.ru/numbers/at32504

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: